Содержание:
1. Опыт государственногорегулирования малого бизнеса в странах Азии 3
2. Особенности венчурногофинансирования. Венчурные фонды… 7
3. Зарубежный опыт поддержки малогоинновационного бизнеса… 13
Список использованной литературы… 15
1. Опытгосударственного регулирования малого бизнеса в странах Азии.
Как показывает опыт развитых рыночных экономик,практически в каждой стране существует определенное, только ей свойственноесоотношение между теми функциями государства по отношению к экономике, которыеопределяются рыночным характером последней, и функциями государства,определяемыми спецификой страны, своеобразием ее исторического опыта,государственности, национальной культуры.
Практика, сложившаяся в странах с рыночнойэкономикой, показывает, что система стимулирования малого предпринимательствапредставляет собой совокупность мероприятий, направленных на разрешениеосновной проблемы малого бизнеса и осуществляемых государством, общественнымиорганизациями и крупным бизнесом через специальную инфраструктуру, а также врамках многообразных форм хозяйственной интеграции.
Можно выделить 2 взаимосвязанные подсистемы поддержки малогобизнеса: государственную и интеграционнуюгосударственное стимулирование малогобизнеса осуществляется по следующим направлениям: во-первых государство,создавая общие условия для функционирования бизнеса, формирует ту среду(благоприятную или не очень), в которой предстоит развиваться малому бизнесу,во-вторых, на государственном уровне разрабатываются и реализуются специальныепрограммы поддержки малого бизнеса; в-третьих, государство содействуетстановлению и развитию интеграционной подсистемы стимулирования малогопредпринимательства. Эта политика проводится как на национальном и нанаднациональном уровне. В последнее десятилетие наблюдается последовательнаярегионализация политики в отношении малого бизнеса: центр вырабатывает общуюстратегию, обеспечивает законодательную базу и создание механизмов поддержки.Конкретная же поддержка осуществляется на уровне регионов и общин. Частный крупныйбизнес, когда в его интересы входит развитие малого предпринимательства, тожесотрудничает с государством, особенно в вопросах финансирования.
Не менее важной является задача государства поформированию благоприятного для предпринимательства социально-психологическогоклимата, благожелательного отношения к бизнесу вообще и к мелкому бизнесу вчастности. В странах с развитой рыночной экономикой для общественного сознанияхарактерны симпатии к малым формам предпринимательства. Для стран же спереходной экономикой это пока остается серьезной проблемой.
Наряду с созданием общих условий функционированиябизнеса, государство разрабатывает программы специальной поддержки малогобизнеса, целью которых является обеспечение ему равных шансов с другими секторамиэкономики.
Объективности ради необходимо отметить, что экономическийриск в сфере малого предпринимательства как правило выше, и «жизненный цикл»малых предприятий обычно короче, чем крупных компаний. Даже в благополучныхпромышленно развитых странах небольшие предприятия испытывают целый рядхарактерных трудностей. Вот почему повсюду: в Европе, Японии, США, странах Азии– мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержкугосударства.
Данная поддержка предоставляется в виде[1]:
— организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации,обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малымбизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);
— финансовой формы (введение льготного режима налогообложенияи кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховыхкомпаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);
— имущественной формы (научно-технологическая поддержка,льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихсяв государственной собственности, а также формирование государственных лизинговыхкомпаний и т. д.).
Для развивающихся стран,ставивших перед собою задачу достижения экономического благополучия, сталоочевидным, что пройти успешно все этапы эволюции в рамках образцовой западноймодели, по крайней мере, нереально в течение исторически короткого времени сучетом своих национальных особенностей, нехватки капиталов и быстро меняющихсяэкономических реалий в мире.
Если западнаяэкономическая модель развивалась относительно долго, сама диктуя условияпроизводственных параметров, оказав решающее воздействие на мировой рынок, товедущие азиатские страны, сегодня все ближе и ближе стававшие в один ряд свысокоразвитыми странами Запада, должны были приспособиться к уже существующимреалиям и двигаться по схеме ускоренного догона.
Требовалось разработать ивнедрить принципиально новую модель форсированного развития, где государство, всилу нехватки ресурсов и практически нищего населения, отсутствияквалифицированного менеджмента и рабочей силы, смогло бы организоватьускоренный подъем экономики и создать условия для роста собственных рыночныхсил. Так начало свое рождение азиатская экономическая модель.
Страны Азии принялимногие черты существующих экономических моделей развитых стран, сочетая это сосвоими социокультурными особенностями, учитывая специфику построения отношенийв обществе. Другой отличительной чертой стала роль государства, как ускорителяв экономической жизни стран региона.
Поставив в основу своегоразвития принцип сравнительных преимуществ, многие страны Азии смогли совершитьэкономический взлет в относительно короткие сроки, взяв на вооружениепринципиально новую экономическую доктрину.
Экономическая историяпоказывает, что нигде в мире не было и нет чисто рыночной экономики.Государственное регулирование или государственный сектор в явной или скрытойформе все равно существуют, а их конкретные задачи определяются в зависимостиот данного этапа развития экономики. На начальном этапе необходимостьгоссектора связана прежде всего с развитием материальной инфраструктуры ибазовых отраслей промышленности, то есть отраслей, которые являются фундаментальными,капиталоемкими и не обеспечивают быструю отдачу. Эти отрасли в начале своегоразвития непривлекательны для частного капитала не только из-за низкой рентабельности,но и в силу отсутствия у частного сектора большого объема собственныхкапиталов.
Помимо этого, любаякомплексная и фундаментальная реформа требует от правительства предварительногоизучения и анализа структуру и перспективу всех направлений экономики, подбор икорректировка тех приоритетных, на которых должна строиться будущая модель.Каждое направление должно соответствовать одному либо всем из нижеизложенныхкритериев -экономика должна быть: экспортоориентированной; импортозамещающейпо тем товарам, которые в силу больших объемов, долгосрочности их импорта илипо стратегическим соображениям крайне необходимы для экономической жизнистраны, либо имеют потенциал стать экспортоориентированной.
После определенияприоритетных и неприоритетных секторов экономики страна берется зареорганизацию конкретных производственных единиц различных секторов экономики — за хозяйственных субъектов, для создания наиболее эффективных производственныхцепочек.
Правильная оценкаприоритетных для страны направлений и разработка механизмов оптимальноговзаимодействия всех цепочек хозяйства позволяет достичь максимальноэффективного использования мобилизованных средств.
Азиатская модельэкономического развития, в отличие от западной, имеет в себе колоссальную долюгосударственного участия. Оно проявляется как в форме владения государствомакционерного капитала компаний в ключевых отраслях хотя бы на первом этапе, таки непосредственным его участием в развитии экономики в целом. Можно утверждатьтакже, что частное владение акционерным капиталом здесь не имеет определяющеезначение, поскольку практически вся власть принадлежит регулирующим государственнымструктурам.
Модель эта опирается нетолько на законы конкурентного саморазвития. Рынок рассматривается не столькокак среда для самосовершенствования, сколько в качестве полигона для создания,апробирования и сбыта продукции. Мотором для самосовершенствования,модернизации и развития служит государство.
Для азиатской экономическоймодели характерны следующие черты: сдерживание текущего потребления в пользунакопления, экспортная экспансия, централизованное индикативное планирование,позволяющее мобилизовать государственные и частные ресурсы для крупных национальных производственных инаучно-исследовательских проектов, субсидирование высокотехнологичных отраслей,наличие эффективно действующего бюрократического аппарата и реальных механизмовсогласования интересов государства, бизнеса и профсоюзов.
Можно утверждать, что всеявления, которые в популярной экономической литературе принято называть«азиатским экономическим чудом», состоялись в рамках единой экономическойполитики, проводимой из единого центра при соблюдения принципа преемственностисоциально-политического и экономического курса при смене правящихадминистраций.
Причем полувековой опытразвития восточно-азиатских стран показывает, что продуктивность экономическихреформ, мало зависела от типа политического режима в стране. Он может бытьлиберально-демократическим с элементами традиционных иерархически-корпоративныхотношений как в Японии, носить авторитарный характер, с постепенной егоэволюцией в либерально-демократическом направлении, как это видно на примереЮжной Кореи, наконец, носить черты, присущие обществу на переходном этапе егоразвития — от централизованной социалистической системы к авторитарномунационально-державному государству, как это происходило в Китае в 80-90-е годы.Главный критерий здесь — способность правящей администрации контролироватьэффективное функционирование государственного аппарата, поддерживать егоуправляемость, а также способность обеспечивать экономическую дисциплину играмотно выбирать ориентиры и методы экономической политики.
В основе интенсивногоэкономического роста в ряде стран Азии лежали следующие особенностихозяйственного развития:
- высокий уровеньсбережений и инвестиций;
- экспортнаяориентация экономики;
- высокаяконкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;
- значительныйприток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу относительнойлиберализации рынков капиталов;
- благоприятныеинституциональные факторы становления рыночно-ориентированной экономики.
2. Особенностивенчурного финансирования. Венчурные фонды.
Термины “венчурный капитал” и “венчурный бизнес” берут началоот английского слова “venture”, которое переводится в известном словаре В.К.Мюллеракак “рискованное предприятие или начинание”, “спекуляция”, “сумма, подвергаемаяриску”.
Можно выделить следующие особенности венчурногофинансирования[2]:
1. Венчурноефинансирование связано спаевыми вложениями в акции, то есть с риском и биржевой игрой.
2. Венчурныйкапиталист вкладываетсвои средства не непосредственно в компанию, а в ее акционерный капитал, другуючасть которого составляет интеллектуальная собственность основателей новойкомпании.
3. Инвестицииосуществляются в компании, акции которых еще не котируются на фондовой бирже.
4. Венчурный капитал направляется в малыевысокотехнологичные компании, ориентированные на разработку и выпуск новойнаукоемкой продукции.
5. Венчурный капиталпредоставляется новым высокотехнологичным компаниям на средний и длительныйсрок и не может быть изъят венчурным капиталистом по собственному желанию дозавершения жизненного цикла компании.
6. Венчурноефинансирование предоставляется преимущественно компаниям с потенциальнойвозможностью роста, а не компаниям уже приносящим высокую прибыль.
7. Венчурный капитал направляется на поддержаниенетрадиционных (новых, а иногда и совершенно оригинальных) компаний, что, с однойстороны, повышает риск, а, с другой — увеличивает вероятность получениясверхвысоких прибылей.
8. Вложениевенчурного капитала именно в эксклюзивные малые высокотехнологичные компаниипродиктовано стремлением не только получить более высокие, по сравнению синвестициями в другие проекты, доходы, но и желанием создать новые рынки сбыта,заняв на них господствующее положение.
9. Венчурныеинвестиции предоставляются не навсегда, а лишь на определенное время.
10. Венчурноефинансирование — этосвоеобразный заем новым компаниям, долгосрочный кредит без получения гарантий,но под более высокий, чем в банках, процент.
11. Венчурныйкапиталист, направляя инвестицию в новую малую компанию, должен заранее решить,каким образом он собирается реализовать свое право на получение прибыли. Инымисловами, должен определить, как будет в конце жизненного циклапрофинансированной компании (через 5- 7 лет) выходить из инвестиции.
12. По мере развитиякомпании увеличиваются её активы и ликвидность как за счет появления спроса нанекотирующиеся акции, так и в связи с возникающей конкуренцией между желающимиприобрести новый прибыльный бизнес.
13. Успешностьразвития проинвестированной малой компании определяется ростом цены на ееакции, реальностью прибыльной продажи компании или ее части, а такжевозможностью регистрации компании на фондовой бирже с последующей прибыльнойкуплей-продажей акций на фондовом рынке.
14. Взаимный интересоснователей компании и инвесторов в успешном и динамичном развитии новогобизнеса связан не только с вероятностью получения высоких доходов, но и свозможностью стать участником создания новой прогрессивной технологии,стимулирующей научно-технический прогресс страны.
15. Роль инвестора вуспешном развитии новой компании не ограничивается лишь своевременнымпредоставлением венчурного капитала, а включает одновременно инвестированиесвоего опыта в бизнесе и деловых связей, способствующих расширению деятельностикомпании, появлению новых контактов, партнеров и рынков сбыта.
Однако, кроме ориентациина малые успешно развивающиеся предприятия, имеющие перспективу быстрого роста,для венчурного капитала характерен и ряд дополнительных особенностей.
Вот некоторые из них.
Так как для прибыльнойреализации инвестиций, вложенных в венчурные предприятия, необходим выход новойвысокотехнологичной компании на фондовый рынок для продажи акций, владелецвложенных в компанию средств интересуется не дивидендами, а приростом самогокапитала. Обычно венчурные капиталисты, вкладывая средства в венчурные предприятия,хотят увеличить свой капитал не менее чем в 5- 10 раз за 7 лет. При этом, таккак венчурное предприятие впервые может выйти на фондовый рынок в лучшем случаечерез 3-5 лет после инвестирования, венчурный капиталист не рассчитывает наполучение прибыли ранее этого срока. И весь этот период вложенный в компаниювенчурный капитал неликвиден, а реальная величина прибыли становится известнойтолько после выхода предприятия на фондовый рынок, когда инвесторы венчурногокапитала получают доход за счет продажи своего пакета акций желающим за сумму,существенно превышающую объем первоначально вложенных в компанию средств.
Весьма характернойособенностью венчурного финансирования является и то, что инвестор практическиникогда не стремится приобрести контрольный пакет акций компании, чемпринципиально отличается от «стратегического инвестора» или«партнера». Инвестор берет на себя в основном финансовый риск, атакие виды рисков, как технический, рыночный, управленческий, ценовой и т.д.,перекладывает на менеджмент, у которого как раз и находится контрольный пакетакций компании.
Исходя из характеравенчурного предпринимательства, практически любая инвестиция в любой этапразвития новых компаний является высокорисковой финансовой операцией, степеньриска которой в сочетании со смелостью и умением ждать, может бытькомпенсирована только высокой рентабельностью проинвестированнойвысокотехнологичной компании на поздних этапах ее развития.
Так как венчурныеинвестиции высокорисковые, а в случае неуспешного развития компании инвестортеряет все вложенные средства, венчурные капиталисты, чтобы по возможностиснизить риски, стремятся непосредственно участвовать в управлении предприятием,входя в Совет директоров. Тем же объясняется и то, что венчурные капиталистычасто принимают непосредственное участие в отборе объектов для инвестирования,а также то, что они всегда одновременно проводят несколько венчурных операций,то есть работают и с новыми, и с уже существующими, и с подготовленными кпродаже компаниями.
В целях минимизации рискавенчурные капиталисты, как правило, распределяют свои средства междунесколькими проектами, и в то же время несколько инвесторов могут поддерживатьодин проект. Для этого же при венчурном финансировании применяется поэтапноевыделение ресурсов в виде небольших порций (траншей) или, как принято говоритьсреди венчурных бизнесменов, через «капельницу», когда каждаяпоследующая стадия развития предприятия финансируется в зависимости от успехапредыдущей.
И, наконец, владельцывенчурного капитала, направляя инвестиции туда, куда банки (по уставу или изосторожности) вкладывать средства не решаются, не просто получают обычные илипривилегированные акции, но и оговаривают условие (в случае покупки привилегированныхакций), согласно которому инвестор имеет право в критический момент обменять ихна простые, чтобы таким путем приобрести контроль над «захромавшей»компанией и попытаться за счет изменения стратегии развития спасти ее отбанкротства. И это вполне оправданно, поскольку венчурные капиталисты идут набольшой риск, превращая свои средства в долю других фирм, и рассчитывая навысокую прибыль, характерную для наиболее успешных фирм высоких технологий, укоторых цена акций за 5-7 лет возрастает в несколько раз.
Поскольку решающая роль вуспехе предприятия чаще принадлежит не столько идее, лежащей в основе продуктаи технологии, сколько качеству управления предприятием, венчурный капиталистменьше вникает в тонкости научной идеи, предпочитая проводить детальную оценкупотенциальных возможностей капитализации этой идеи и организаторскихспособностей руководителя и управленческого звена компании.
Венчурный капиталистсотрудничает с проинвестированной компанией до тех пор, пока она не простовстала на ноги, но и стала привлекательной для потенциальных покупателей. Сэтого момента вчерашний владелец вложенных средств, а теперь ставший владельцемпакета, пользующихся спросом, акций, считает свои функции исчерпанными ивыходит из инвестиции, освобождая «замороженные» на несколько леткапиталы и получая долгожданную прибыль.
Для этого у венчурногокапиталиста существуют два принципиально возможных варианта:
· либо продажаакций на фондовом рынке, которой предшествует первичное размещение акций пооткрытой подписке (initial public offering- IPO);
· либо прямаяпродажа компании или ее части тому покупателю, который готов ее приобрести поцене, обеспечивающей инвестору запланированный им объем прибыли. После чеговенчурный капиталист навсегда или на время расстается с компанией, с которойвместе «прожил» 5- 7 лет. И, как показывает практика, прожил не зря.
И, несмотря на то, что посвоей природе венчурное финансирование непременно связано с риском, именночрезмерный риск финансирования неизвестной компании является самым существеннымлимитирующим фактором для потенциального инвестора, раздумывающего, куда быповыгодней вложить свободные деньги: купить акции нефтяной компании, вложитьденьги в новую компанию, разрабатывающую технологию завтрашнего дня, чтозаведомо рискованно, или положить деньги в банк под пусть низкий, но гарантированныйпроцент.
Еще одной весьмахарактерной особенностью венчурного финансирования является то, что венчурныйкапитал всегда чутко реагирует на моду и неотступно следует за ней. Инвестицииохотнее и чаще всего направляются в те отрасли, которые связаны с возможностьюбыстрой и доходной реализации наукоемкой продукции, на которую уже есть илитолько формируется ажиотажный спрос, приносящий наибольшую прибыль.
Поэтому вполне правомеренвывод: венчурное финансирование будет всегда привлекательно для тех, кто готовк высокой степени риска, начальной неликвидности активов компании и длительному«замораживанию» определенной части своих капиталов ради воплощениянаучно-технической идеи в жизнь, удовлетворения новых потребностей человечестваи последующего негарантированного получения сверхприбылей.
Таким образом, венчурноефинансирование — это своеобразный вид инвестирования средств в новыевысокотехнологичные компании для обеспечения их становления, роста и развития сцелью получения прибыли в случае успешной реализации проекта. То есть этовысокорисковое вкладывание частного капитала в высокотехнологичные малыекомпании, способные в перспективе производить пользующиеся высоким спросомнаукоемкие продукты или услуги.
Однако ставить знакравенства между венчурным и высокорисковым финансированием все же не совсемкорректно, поскольку вообще любое финансирование, в том числе и элементарноепредоставление кредита, и даже решение дать знакомому деньги в долг,- это тожеопределенный риск.
Венчурный капиталист,стоящий во главе фонда или компании, не вкладывает собственные средства вкомпании, акции которых он приобретает. Венчурный капиталист – это посредникмежду синдицированными (коллективными) инвестициями и предпринимателем. С однойстороны, венчурный капиталист самостоятельно принимает решение о выборе тогоили иного объекта для внесения инвестиций, участвует в работе совета директорови всячески способствует росту и расширению бизнеса этой компании. С другойстороны, окончательное решение о производстве инвестиций принимает инвестиционныйкомитет, представляющий интересы инвесторов. В конечном итоге, получаемаявенчурным капиталистом прибыль принадлежит только инвесторам, а не ему лично.Он имеет право рассчитывать только на часть этой прибыли.
Организационная структура типичного венчурногоинститута выглядит следующим образом. Он может быть образован либо каксамостоятельная компания (следует отличать от «управляющей компании», о которойсказано чуть ниже), либо существовать в качестве незарегистрированного образованиякак ограниченное партнерство (в российском законодательстве нет такого понятия;о российских правовых схемах венчурного института будет сказано чуть ниже). Внекоторых странах под термином «фонд» понимают скорее ассоциацию партнеров, ане компанию, как таковую. Директора и управленческий персонал фонда могут бытьнаняты как самим фондом, так и отдельной «управляющей компанией» управляющим,оказывающим свои услуги фонду.
Управляющая компания, какправило, имеет право на ежегодную компенсацию (management charge), обычносоставляющую 2 – 3% от первоначальных обязательств инвесторов. Кроме того,управляющая компания или частное лицо, сотрудники управленческого штата, равнокак и генеральный партнер могут рассчитывать на так называемый «carriedinterest» — процент от прибыли фонда, обычно достигающий 20%. Чаще всегоэтот процент не выплачивается до тех пор, пока инвестором не будут полностьювозмещены суммы их инвестиций в фонд, и, кроме того, заранее оговоренныйвозврат на их инвестиции (hurdle).
В случае созданияпартнерства с ограниченной ответственностью основатели фонда и инвесторыявляются партнерами с ограниченной ответственностью. Генеральный партнер в этомслучае отвечает за управление фондом или осуществляет функции контроля заработой управляющего. Ограниченное партнерство свободно от налогообложения: ононе является объектом налогообложения, а его участники должны платить все те женалоги, какие они заплатили бы принадлежащий им доход или прибыль поступили непосредственноот компаний, куда они самостоятельно вкладывали свои средства. В ряде странЕвропы преимущественной организационно-правовой формой венчурных фондовявляется ЗАО, однако там действует специально принятые законы о прозрачностифинансовой отчетности, так что ЗАО не платит налога на прибыль после продажиподорожавших долей своих инвесторов в компаниях, сам индивидуальный инвесторплатит налог только после получения своей доли из прибыли фонда (ЗАО).
Создание новых венчурныхфондов, несмотря на более чем тридцатилетний опыт деятельности венчурногокапитала, продолжает оставаться достаточно сложной проблемой для всего мира,прежде всего, вследствие несовершенства национальных законодательств, какновых, так и развитых рынков капитала. В некоторых странах Европы, в частностив Великобритании, Нидерландах, Франции и др., национальные законодательствадостаточно приспособлены для создания и функционирования венчурных структур. Вдругих – инвесторам приходится использовать зарубежные юридические структуры.И, тем не менее, практически повсеместно применяется практика – регистрация,как фондов, так и управляющих компаний в офшорных зонах. Это позволяетмаксимально упростить процесс оформления, помогает избежать спорных вопросов,связанных с двойным налогообложением доходов и прибыли.
Смысл создания венчурногофонда в том, чтобы инвестиции поступали на финансирование конкретных проектов ине облагались налогами на промежуточных этапах (при аккумулировании средств насчетах и после поступления на счета доходов от продажи акций предприятия,реализовавшего венчурный проект), а также после поступления доходов отвенчурного инвестирования на счета участников (товарищей) венчурного фонда.
Преимущества полученияфинансирования от фондов венчурного капитала для инвестируемых фирм таковы:
1.) Фонды оказываютфинансовую поддержку тем компаниям, которые не в состоянии выйти на намеченныйтемп бизнеса в варианте погашения кредита и выплаты процентов по нему или дажене вправе претендовать на кредит по своим базовым показателям либо вследствиеотсутствия ликвидного залога.
2.) Основнойстратегией венчурного капитала является достижение высоких темпов ростакомпании, поэтому, как правило, фонд не заинтересован в получении дивидендов.
3.) Важнойособенностью является временность союза компании с фондом, что исключаетзаинтересованность фонда в приобретении недвижимости, прав интеллектуальнойсобственности и т.д.
4.) Прямое участиепрофессиональных венчурных капиталистов в управлении инвестируемой компаниисодействует ее росту и финансовому успеху, а также привлечению стратегическогопартнера.
5.) Получениевенчурного финансирования улучшает имидж компании и облегчает доступ к другимфинансовым источникам.
3. Зарубежный опытподдержки малого инновационного бизнеса.
Любой вид />инновационной деятельности требует государственной />поддержки и стимулирования. В развитых западных странахразработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется />поддержка/>инновационного предпринимательства. Особый интереспредставляет />опыт таких стран, как США, Япония,Великобритания, Канада, Франция, Израиль, так как при всех особенностяхпрактика решения научнотехнических проблем в этих странах имеет общую основуактивное участие государства в проведении />политики.
Особое внимание взападных странах отводится />поддержке малого инновационногопредпринимательства. В США институциональной />поддержкойинновационного предпринимательства занимаются администрация по делам малогобизнеса, Национальный научный фонд, НАСА, университеты, отраслевыеминистерства. В Германии ту же работу проводят Министерство экономики,Министерство научных исследований и технологий, Федерация промышленныхисследовательских ассоциаций, Патентный центр. Во Франции Министерство экономики,Национальное агентство по внедрению результатов исследований, Научно-техническийфонд. В Японии Корпорация финансирования мелкого бизнеса, Народная финансоваякорпорация, Центр рискового предпринимательства. В Италии Фонд технологическихнововведений.
Вместе с центральными икоммерческими банками, страховыми фондами все эти организации создаютнеобходимую основу для эффективной реализации национальных программ />поддержке малого инновационного предпринимательства.
В общем плане системагосударственной />поддержки малого инновационного бизнесаза рубежом реализуется через два главных канала содействия: />маломубизнесу в целом и предприятиям, занятым непосредственно />инновационнойдеятельностью. Второй канала государственной />поддержки инновационногопредпринимательства заключается в содействии инновационной деятельности вцелом. Центральное место в этой системе занимает сфера НИОКР и внедрения новейшихтехнологий на основе льготных кредитования и налогообложения, страхования ипрямого финансирования венчурного предпринимательства.
Существует многообразиемеханизмов, с помощью которых в развитых странах мира государство участвует всоздании благоприятного инновационного климата и содействует коммерциализациирезультатов исследовательской деятельности. В обобщенном виде применяемые инструментыможно разделить на три большие группы. Во-первых, это прямое финансовое участиегосударства в виде финансирования определенных проектов (например, участие ввенчурном финансировании) или организаций (например, малых инновационных фирм).Во-вторых, это поддержка связей между государственным и частным сектором внаучно-инновационной сфере (государственно-частные партнерства). В-третьих, этофинансирование создания элементов производственно-технологическойинфраструктуры (технопарков, инкубаторов, офисов по продвижению технологий, ит.п.).
Эффективный процесскоммерциализации технологий возможен в случае существования в стране целостнойи комплексной инновационной системы, а государственное участие в активизацииинновационной деятельности является ключевым. Отметим принципиальныеособенности государственного стимулирования коммерциализации ввысокотехнологичной сфере за рубежом[3]:
1. Поддержкаинновационной деятельности осуществляется на всех ее стадиях (от выполнениянаучно-исследовательской работы до реализации технологической продукции(услуг)). Как правило, государством предлагается целый спектр программ взависимости от стадии развития технологии.
2. Многокомпонентнаяподдержка инновационной деятельности осуществляетсяс учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. Каждая изстадий развития и преобразования знаний получает финансовую, консультационную,информационную и другие виды поддержки.
3. Большое вниманиеуделяется программам, переводящим результаты исследований и разработок в стадиюкоммерческого приложения, а также комплексным программам поддержки начинающихтехнологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков ифинансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, акомпенсирует «провалы рынка».
4. Государство активноподдерживает развитие связей науки с промышленностью через финансированиекооперативных НИОКР на доконкурентных стадиях. При этом сотрудничество выгоднокак научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в такихпрограммах является передача прав на интеллектуальную собственность, созданнуюза счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.
5. При созданииинновационной инфраструктуры важно строить не только те элементы, которыенепосредственно относятся к сфере науки и технологического производства.«Внешняя» инфраструктура – состояние дорог, аэропортов, других коммуникаций –должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, а не служитьпрепятствием инновационному развитию.
Список использованной литературы.
1. Агеев А.И. Предпринимательство:проблемы собственности и культуры. – М.: «БЕК», 1999
2. Врублевский Б.И. Основыпредпринимательской деятельности: Учебное пособие. – Гомель: «Развитие», 2003
3. Дежина И. Г., Салтыков Б. Г. Зарубежныйопыт государственного участия
в поддержке коммерциализации результатов исследовательской деятельности. – М.,2004
4. Зайцев Н.Л. Экономика, организация иуправление предприятием. – М.: «Инфра-М», 2004
5. Колесов В.П. Малый бизнесв условиях глобализации мирового хозяйства. – М., 2000
6. Лабков С.С. Основыпредпринимательской деятельности. Мн.: БГЭУ, 2006
7. Малый бизнес и государство.// Материалы научной конференции. – М.: ТЕИС, 1999
8. Предпринимательство: Учебник длявузов. / Под ред. Г.Б. Панина. – М.: ЮНИТИ, 2003