Реферат по предмету "Философия"


пост-модерн

Пост - модерн История человечества отмечена последовательной сменой множества культурных эпох. Последняя из них получила название эпохи постмодерна. В предельно широком контексте под постмодерном понимается «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций», связанных с ощущением завершенности целого этапа культуроисторического развития, изжитости «современности», вступления в полосу эволюционного

кризиса. Общее состояние культуры второй половины XX века социологи охарактеризован как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изме¬нения в искусстве: архитектуре, литературе, живописи и так далее. В это же время в философии получили распространение идеи скептицизма, иррационализма, антнсциентнзма, пессимизма и т. д. В восьмидесятые годы заговорили о на¬ступлении эпохи постмодернизма в философии. В середине века Ясперс писал: «Распространилось сознание того, что все ста¬ло несостоятельным;

нет ничего, что не вызывало бы сомнения, ничто подлинное не подтверждается; существует лишь бесконечный круговорот, состоящий во вза¬имном обмане и самообмане посредством идеологий». На основе понятия "постмодерн" возникло производное от него понятие «постмодернизм». То, что названо постмодернизмом в философии, не является каким-то единым философским учением, объединенным общей программой, общими идеями. Неслу¬чайно к постмодернизму относят своеобразные продолжения концепций

структу¬рализма, экзистенциализма, постпозитивизма, франкфуртской школы, герменев¬тики. Наиболее характерные примеры. Постструктурализм. Деконструктивисты. С конца шестидесятых годов наметился поворот от программы «классического» структурализма к изучению того, что лежит вне структур. За рамками структуры лежит случай, событие, свобода, аф¬фекты, власть; все это — «изнанки структуры», и философия стремится к их ана¬лизу.

В результате формируется так называемый постструктурализм, вошедший в общие рамки постмодернизма. Постструктурализм особое внимание уделяет ана¬лизу текстов. В течение XX века проис¬ходит переоценка роли языка в жизни общества. Язык все больше рассматривается как важнейшая часть общественной жизни; если в первой половине XX века преоб¬ладала вера в могущество науки и техники, то теперь на эту роль претендует вера в могущество

языка. Выражая эти умонастроения, один из лидеров деконструктивизма Жак Деррида пишет, что «тело и материя» — не¬что внешнее по отношению к языку, а «проблема души и тела, несомненно, производна от проблемы письма». Мышление и культура — это процесс замещения, перекодирования знаков. И сам мир представляет собой бесконечный текст. Но Деррида говорит о том, что нельзя ограничиваться знаковыми структурами, нужно найти нечто, существующее

до знаков и знаковых структур, некое пред¬условие всякой речи и письма. К анализу текста применяется принцип деконст¬рукции — выявление внутренней противоречивости текста, обнаружение в нем скрытых, «спящих», «остаточных» смыслов, которые являются наследием речевых практик прошлого, а также тех смыслов, которые обусловлены культурными осо¬бенностями времени интерпретации этого текста. В любых текстах нужно произвести «деконструкцию», обнаружить в них от¬клики, «переклички»,

«прививки» внешних по отношению к этим текстам воздей¬ствий. Деррида говорит, что в ходе деконструкции философских текстов в них обна¬руживаются следы «переклички» с другими текстами, с внеязыковыми факторами. Деррида примыкает к при¬зывам о преодолении метафизики. Он полагает, что для объяснения культуры нужно широко использовать метафоры, аллегории, опираться на интуицию. Дер¬рида утверждает, что у нас нет критериев для различения хорошего и плохого, красивого

и отвратительного, правды и лжи. Более того, этих критериев никогда и не было. Мир культуры — это мир знаков, а то, что стоит за ними, нам в принципе не дано знать. «Вне текста ничего нет», — заключает Деррида. Ролан Барт, подчеркивая большое значение текста, ввел понятие «смерть автора». Текст сам по себе настолько важен, что автором можно прене¬бречь; он сделал свое дело, создал материал для дальнейшей интерпретации, и о нем можно забыть.

Деконструктвисты призывают разрушить общепринятые смыслы и структу¬ры, предлагая несколько вариантов. Они ищут за структурами бессознательное. Утверждает¬ся, что фактор бессознательности играет в обществе более важную роль, чем со¬знательность. Проявления бессознательности разнообразны. Жиль Делёз и Феликс Гваттарн в книге «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип» пишут, что проявления бессознательности можно свести либо к па¬ранойе, либо к шизофрении.

Паранойя порождает целостность общественной жиз¬ни, шизофрения — фрагментарность, множественность, раздробленность. В пер¬вом варианте проявляется подчинение человека господствующим структурам, во втором — человек освобождается от зависимости культурных традиций и норма¬тивов. В другом варианте деконструктпвисты призывают к новым подходам к рас¬крытию смысла. Делёз в книге «Логика смысла» пишет об изменении обычного понимания смысла.

Смысл мира у Делёза выглядит как некая «складка», изгиб, искривление — мир так устроен, что у него нет ни верха, ни низа, но всегда есть некие «между»; в мире царит пустота, ничего не решается, не существует ничего абсолютного, су¬ществуют лишь одни события, фрагменты. Жан Бодрийар говорит, что история и реальность закончились, уступив место симулятнвной «гиперреальности» моделей, кодов и «симулякров». «Симулякр» - по Бодрийару, это объект, симулирующий реальность.

Казалось бы, симулякр произволен от реальности. Бодрийар говорит о том, что «симулякры» предшествуют реальности и сама реальность, выводимая из симулякров, перестает быть таковой, а делается симуляцией симуляции. Призна¬вая симуляцию бессмысленной, Бодрийар говорит, что в этой бессмыслице есть «очарованная форма», «соблазн», «совращение». В книге «О соблазне» он пишет: «Все соблазн, и нет ничего, кроме соблазна. Нас хотели заставить поверить в то, что все — производство.

Лейтмотив преображения мира: ходом событий управляет игра производительных сил, соблазн — лишь некий аморальный, фривольный, по¬верхностный, излишний процесс, относящийся к строю знаков и видимостей: со¬блазнитель предается удовольствиям и использует для этого бесполезные сами по себе тела. Но что если вопреки видимости — а на деле в соответствии с тайным правилом видимостей — все подчинено соблазну? Момент соблазна — подвешенность соблазна — рискованность соблазна — случайность соблазна —

бред соблаз¬на — пауза соблазна Для нас мертвы не те, кто не может производить. В действи¬тельности же мертвы только те, кто не желает больше ни соблазнять, ни быть соблазняемым». Бодрийар утверждает, что нужно создать новый тип философствования. Сле¬дует не рассматривать мир с позиции субъекта, а перейти на сторону объекта, под¬чиненного не метафизическому «принципу Добра», а ироническому и аморально¬му, т. е. находящемуся по ту сторону ценностей, «принципу

Зла». Жан-Франсуа Лиотар говорит, что «подлинные» постмодерни¬сты «переписывают» или «прорабатывают», в психоаналитическом смысле, со¬временность. При этом писатели, художники, философы, которые перечеркивают и предают забвению современность, на са¬мом деле обречены бессознательно воспроизводить то, от чего хотели уйти. Лиотар выступает против уверенности в идее прогресса. «Сегодня мы можем наблюдать своеобразный упадок того доверия, который на протяжении двух сто¬летий питал к принципу всеобщего прогресса человечества.

Эта идея возможного, вероятного и необходимого прогресса основывалась на твердой уверенности, что развитие искусств, технологий, знания и свободы полезны человечеству в его со¬вокупности Самые разные политические течения объединяла вера в то, что все начинания, открытия, установления правомочны лишь постольку, поскольку спо¬собствуют освобождению человечества. По прошествии этих двух столетий мы стали проявлять больше внимания к знакам, указывающим на движение,

которое противоречит этой общей установке. Ни либерализму, экономическому или поли¬тическому, ни различным течениям внутри марксизма не удалось выйти из этих двух кровавых столетий, избежать обвинений в преступлениях против человече¬ства». Лиотар и Бодрийар обращают особое внимание не на триумф новых техноло¬гий, а на теневые стороны новых систем информации и коммуникации, на пара¬доксы нового знания, ловушки разума. Человек ощущает себя потерянным в новом технологическом мире.

Человек эпохи компьютеров, видеоэлектроникн, потреби¬тельского изобилия живет словно в трансе, под своеобразным гипнозом. Человек фактически управляется извне, но эта управляемость настолько скрыта, что дока¬зать ее практически невозможно. Лиотар и Бодрийар утверждают, что цивилизация, рациональная организация общества приводят к распаду личности. Безумие — порождение разума при определенных условиях; тоталитарное насилие и манипулирование человеком — производные от порядка и закона, доведенных до крайности.

Изменяется оценка человека. На первый план выходит человек как «безумец, колдун, дьявол, ребенок, художник, революционер, шизофреник»; он «слуга беспорядка», рупор стихий, превосходя¬щих систему; его цель — «свести с ума структурализм, культуру, общество, рели¬гию, психоанализ» (Делез, Гваттари, Ф. Берсю). К концу XX века в постмодернизме сложился комплекс взглядов и установок. В среде постмодернистов было распространено радикальное сомнение в воз¬можности некоторого мировоззренческого,

теоретического и жанрового един¬ства в философии. Делая акцент на значении языка, постмодернисты в то же время подчеркивали не только позитивные, но и негативные моменты в ис¬пользовании языка. Существенно усложнились в наше время возможности взаимопонимания. Это связано с ростом объема контактов между людьми, и с их разнообразием, то есть контакты с людьми, разными но образованию, этической и религиозной принадлежности и т.д с неправильно организованным общени¬ем

и т. д. Все это находит свое отражение и в философии. Философы пользуют¬ся специфическими языками, все труднее понимают друг друга и т. п. Звучит тема об исчерпанности философской классики с ее поклонением ра¬ционализму, гуманизму, оптимистическим утопиям будущего. Утверждается, что мир не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опере¬жает теорию. Невозможно зафиксировать какие-либо рациональные системы ни в экономике,

ни в политике, ни в искусстве. В самом широком плане пост¬модернизм предстает как «критика разума». В постмодернизме звучат мотивы антионтологизма. Постмодернисты видят ошибочность предшествующей онтологии в поисках Абсолюта, упрекая, в част¬ности, за это гегелевскую традицию. Взамен они предлагают онтологию «сингу¬лярности» — произвольной единичности, не определенной предикатами качества и количества, модальности и отношения (Делёз).

Также постмодернисты гово¬рят об исчерпанности онтологии, ориентированной на познание и преобразо¬вание реальности, преобразование ее из «неразумного» состояния в «разум¬ное». В крайнем варианте необходимость онтологии в философии вообще отрицается. Наряду с антионтологическими участились выпады в адрес традиционной гно¬сеологии. Так, постмодернисты призывают к отказу от оппозиции субъекта-объекта, поскольку человек одновременно

является и субъектом и объектом. Делез говорит, что в опыте человек должен не противостоять событию (объек¬ту), а «войти» в это событие. Подчеркивается необходимость перехода к метагносеологии, которая должна интересоваться не самим содержанием знания, а предпосылками, основаниями, делающими возможными утверждения отно¬сительно знания и познания. Неоднократно говорится о переходе к новому пониманию задач философии и новому философскому мышлению. Во-первых, звучат призывы к от¬казу от философского мышления

в традиционных философских категориаль¬ных оппозициях: целое—часть, внутреннее — внешнее, реальное — воображаемое и т. д Во-вторых, предлагается вместо исследования реальности, природной и социальной, заниматься анализом, «деконструкцией» текстов. При этом де¬ло иногда доходит до крайностей. Например, утверждается, что не существует самих текстов, есть лишь их интерпретации. Самому тексту приписывается не¬кая творческая сила: не человек читает текст, а текст «читает человека»,

не мы говорим на языке, а язык говорит с нами. В-третьих, в постмодернизме подчер¬кивается значение феномена игры. Так, в искусстве есть игровой момент, за¬ключающийся в том, что оно ссылается на самого себя, а не на внешний мир. Философия также имеет дело с некоторой игровой ситуацией, с игротворческой активностью, которая возможна в мире чистбй мысли. В-четвертых, постмодернисты призывают к формированию «философии желания» (Гваттари), «мышления интенсивностей

(Лиотар), «мышлению соблазна» (Бодрийар) и т. п. Отсюда вытекает следующая черта постмодернизма. Склонность к иррационалнстнческому философствованию. Здесь мы видим утверждение о том, что в современном обществе возникает философия абсурда (Ж. Эллюль), наблюдается интегрирование в постмодернизм «видения нового мира»; парапсихологии, оккультизма и т. п что понимается как разрушение дихотомии знания и веры.

В этом отношении не случайна популярность К. Каетанеды, который пропагандирует мистический компонент культуры. В постмодернизме преобладают пессимистические оценки истории, состояния современного общества. Утверждается, что изменения социального бытия все больше превышают возможные темпы психологических изменений, адаптации сознания человека к этим изменениям. Это приводит ко многим отрицатель¬ным последствиям.

Так, сформировалось в целом хаотичное политическое по¬ведение людей, строящееся не на основе «за», а постоянно «против» чего-то. Отмечается непреодолимость раскола между различными цивилизациями, прежде всего между западной и всеми остальными, что является весьма опас¬ной тенденцией (Хантингтон). Говоря о том, что история пришла к негатив¬ному концу (Гелен), постмодернисты отрицают какой-либо смысл истории. Б. Де С. Салтос видит в современной эпохе «враждебность логике и рациона¬лизму, рассеяние и

распад субъекта, отсутствие личности как индивида, осо¬знающего свою ответственность отсутствие интереса к проблеме базовых прав человека, сексизм, неспособность к системному противостоянию власти». Таковы некоторые черты постмодернизма. Многие представители пост¬модернизма заходят в своеобразный тупик, когда под сомнение ставится само существование философии. Как показывает история, в развитой философии обя¬зательно есть три компонента: онтология, гносеология

и аксиология. В силу своей специализации отдельные философы могут работать не во всех ее составляющих, и это нормально. Но ненормально принимать один аспект и отрицать другие. Это «вырождение» философии. Еще более опасной тенденцией является отход от про¬блематики философии только к проблематике языка и утверждения о том, что философия тождественна герменевтике, и т. п. Характерно, что эти рассуждения осуществляются на фоне удаления философии от реальной практической

жизни, в результате чего философия становится уделом узкого круга специалистов и лю¬бителей. В начале XXI века в философии назревает нечто новое. Из пе¬риода шатаний, спекулятивных построений, неуверенности, мозаичности различных философских концепций, а некоторые из них — тупиковые, просматривается выход в разумном синтезе классического и модернистского стиля философско¬го мышления. В последние годы замечается некоторая тенденция к критическому отноше¬нию

к постмодернизму, заметна склонность противопоставлять постмодернист¬ским настроениям ориентацию на науку. Предполагается, что постмодернизм в философии будет пред¬ставлять собой возвращение к целостности философского знания, утраченного в период модернизма, на базе синтеза классики и специализированных концеп¬ций модернизма.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Енергозбереження в електроприводах насосних агрегатів (на прикладі ВАТ "Полтававодоканал")
Реферат The Pedestrian Essay Research Paper The odd
Реферат Наука, её специфика в сфере духовной культуры
Реферат Гидрореабилитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича
Реферат Christian And Byzantine Art Essay Research Paper
Реферат Организация бухгалтерского учета в торговых организациях
Реферат Повышение конкурентных преимуществ малого предприятия за счет улучшения использования трудовых ресурсов (на материалах ЗАО «Эльф»)
Реферат Методологические и методические проблемы оценки нефтяного загрязнения в природных водах
Реферат Micheal Jordan Essay Research Paper Michael Jordan
Реферат Poetry Assignment Essay Research Paper Poetry AssignmentIn
Реферат Проектирование автоматической линии для условий массового производства детали "шток"
Реферат Організація швацького виробництва. Розрахунок та аналіз потоку
Реферат Анализ финансового состояния предприятия (на примере ООО "Бейсуг")
Реферат Causes Of War Essay Research Paper War
Реферат Animal Farm Essay Research Paper Animal FarmLord