--PAGE_BREAK--позволяет достигать поставленных экономических целей при меньших затратах производственных ресурсов.
Особое значение имеет оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия в современных условиях, когда хозяйственная самостоятельность и независимость неизбежно должны привести к повышению ответственности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
Для определения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия можно рекомендовать методику, предложенную Т.В.Миролюбовой и уже апробированную на ряде крупных промышленных предприятий.Суть методики в следующем.
Рассчитывается показатель экономической эффективности экспорта:
ЭЭэкс = Ов.ф + Вр – Зэкс, (1.1)
где ЭЭэкс — показатель экономического эффекта экспорта, тыс.грн.;
Ов.ф — денежный эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый путем пересчета валютной выручки в нацинальную валюту по курсу на дату поступления валюты, тыс.грн.;
Вр — денежная выручка от обязательной продажи валюты, тыс.грн.;
Зэкс — полные затраты предприятия на экспорт, тыс.грн.
, (1.2)
где Ээкс1 – показатель экономической эффективности экспорта;
, (1.3)
где Ээкс2 – показатель экономической эффективности экспорта;
Оэкс – объём экспорта во внутренних среднегодовых ценах, тыс.грн.;
Сэкс – производственная себестоимость экспортных товаров, тыс.грн.
, (1.4)
где Ээкс3 – показатель экономической эффективности экспорта,%;
Кэкс – среднегодовая стоимость основных производственных и оборотных фондов, используемых при производстве экспортной продукции, тыс.грн.
Показатели ЭЭЭКС, Ээкс1, Ээкс2, Ээкс3 целесообразно рассчитывать при заключении каждой экспортной сделки с целью выбора наиболее оптимальной по критерию максимума ЭЭЭКС и при условии Ээкс1 > Ээкс2, а также при анализе внешнеэкономической деятельности предприятии за прошедший период и при планировании внешнеэкономической деятельности на предстоящим период.
На основе показателей, рассчитанных по формулам (1.2), (1.3) и (1.4), можно сделать следующие выводы об экономической эффективности экспорта.
Если показатель Ээкс1 > 1, а ЭЭКС1 > ЭЭКС2, то экспорт соответствующих товаров является для предприятия экономически выгодным, и следует искать пути увеличения экспорта данных товаров с учётом наиболее выгодных направлений экспорта. Показатель Ээкс3 свидетельствует об уровне эффективности соответствующих товаров, причем первая часть формулы (1.4) показывает, какой процент от результатов экспорта предприятия составляет доход от экспорта, а вторая часть этой формулы определяет, сколько раз за рассматриваемый период смог обернуться авансированный на экспорт капитал. Соответственно, чем больше обе части формулы (1.4) и, следовательно, величина Ээкс3, тем выгоднее экспорт соответствующих товаром.
Рассчитываются показатели экономической эффективности импорта, при этом они подразделяются на две группы: показатели эффективности импорта товаров производственного назначения (ТПрН) и показатели эффективности товаров народного потребления (ТНП). Для их расчета потребуется определить полную цену потребления импортных _ерн по формулам:
ЦП = Цп + Эр; (1.5)
Эр = См + Сэн = Срем + Сзап + ЗП, (1.6)
где ЦП – полная цена потления импортного ТПрН, тыс.грн.;
Цп – покупная цена импортного ТПрН, тыс.грн.;
Эр – эксплуатационные расходы при использовании ТПрН, тыс.грн.;
См – стоимость потребляемого сырья и материалов на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, тыс.грн.;
Сэн – стоимость топлива и энергии на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, тыс.грн.;
Срем – стоимость ремонтов ТПрН, тыс.грн.;
Сзап – стоимость запчастей для ТПрН, тыс.грн.;
ЗП – заработная плата рабочих, обслуживающих ТПрН, тыс.грн.
Далее рассчитываются показатели экономической эффективности импорта ТПрН:
, (1.7)
где Эимп1 – показатели эффективности импорта ТПрН;
, (1.8)
где Эимп2 – показатель эффективности импорта ТПрН;
Оп – объем выпускаемой на данном ТПрН продукции во внутренних среднегодовых ценах, тыс.грн.;
– затраты на импорт данного ТПрН, тыс.грн.
На основе показателей, рассчитанных по формулам (1.7) и (1.8), можно сделать следующие выводы.
1. Чем более показатель ЭИМП1 приближен к 1, тем импорт соответствующих товаров эффективнее. На основе этого показателя предприятие может выбрать наиболее предпочтительный товар с учетом не только его цены, но и будущих эксплуатационных расходов.
2. Показатель Эимп2 должен быть больше 1, он показывает количество выпускаемой на данном импортном ТПрН продукции на гривну затрат по его приобретению для предприятия. При изучении его динамики за ряд лет может быть сделан вывод об эффективности использования данного импортного ТПрН.
3. Прямой экономический эффект импорта ТНП может быть выражен следующей формулой:
4.
, (1.9)
где Цр – цена реализации импортных ТНП на внутреннем рынке, тыс.грн.;
– затраты на импорт ТНП, тыс.грн.
Величина ЭЭимп характеризует прибыль от реализации импортных ТНП, она может использоваться при покупке ТНП, при планировании и анализе внешнеэкономической деятельности. Помимо оценки эффективности экспорта и импорта предприятия методика позволяет определить приобретенную направленность импортной политики предприятия — техническую или социальную.
Методика может применяться как при анализе внешнеэкономической деятельности предприятия за определенный период, так и при экономическом обосновании отдельных предложений о продаже и закупке товаров, при планировании ВЭД на предстоящий период, для выбора наиболее эффективных вариантов развития ВЭД предприятия. Основные принципы методики могут использоваться при расчетах эффективности других форм (помимо экспорта и импорта) ВЭД предприятия.
При экспорте и импорте товаров предприятием может быть получен как прямой экономический эффект от улучшения финансовых результатов предприятия, так и косвенный экономический эффект от удешевления производства и т.п. количественно прямой экономический эффект ВЭД выражается через показатели экономической эффективности экспортера и экономической эффективности импортера.
При этом экономический эффект экспорта определяют как разницу между результатом экспорта предприятия и затратами на экспорт, а эффективность экспорта – как отношение результатов к затратам. Экономическая эффективность импорта определяется сопоставлением затрат на импорт с результатами от него. В полные затраты предприятия на экспорт товаров, помимо производственной себестоимости, входят накладные расходы по экспорту и экспортные пошлины.
1.4 Нормативно-правовая база.
Внешнеэкономическая деятельность – деятельность субъекта, хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, имеющая место как на территории Украины так и за её пределами.
Внешнеэкономический договор(контракт) – материально оформленное соглашение двух или более субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленная на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей во внешнеэкономической деятельности.
Субъект хозяйственной деятельности Украины и иностранные субъекты хозяйственной деятельности при осуществлении внешнеэкономической деятельности руководствуются следующими принципами:
Принципом суверенитета народа Украины в осуществлении внешнеэкономической деятельности, состоящим в:
— исключительном праве народа Украины самостоятельно и независимо осуществлять внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, руководствуясь законами, действующими на территории Украины;
— обязанности Украины неукоснительно исполнять все договоры и обязательства Украины в области международных экономических отношений;
Принципом свободы внешнеэкономического предпринимательства, состоящим в:
— праве субъектов внешнеэкономической деятельности добровольно вступать во внешнеэкономические связи;
— праве субъектов внешнеэкономической деятельности осуществлять ее в любых, прямо не запрещенных действующими законами Украины формах;
— обязанности соблюдать при осуществлении внешнеэкономической деятельности порядок, установленный законами Украины;
— исключительном праве собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на все полученные и ми результаты внешнеэкономической деятельности;
Принципом юридического равенства и недискриминации, состоящим в:
— равенстве перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности, в том числе государства, при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
— запрещении любых, кроме предусмотренных настоящим Законом действий государства, результатом которых является ограничение прав и дискриминация субъектов внешнеэкономической деятельности, а также иностранных субъектов хозяйственной деятельности по формам собственности, месторасположению и иным признакам;
— недопустимости ограничительной деятельности со стороны любых ее субъектов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;
Принципом верховенства закона, состоящим в:
— регулировании внешнеэкономической деятельности только законами Украины;
— запрещении применения подзаконных актов и актов управления местных органов, каким бы то ни было образом создающих для субъектов внешнеэкономической деятельности условия менее благоприятные, чем установленные законами Украины;
Принципом защиты интересов субъектов внешнеэкономической деятельности, состоящим в том, что Украина как государство:
— обеспечивает равную защиту интересов всех субъектов внешнеэкономической деятельности и иностранных субъектов хозяйственной деятельности на ее территории согласно законам Украины;
— осуществляет равную защиту всех субъектов внешнеэкономической деятельности Украины за пределами Украины согласно нормам международного права ;
— осуществляет защиту государственных интересов Украины как на ее территории, так и за ее пределами лишь в соответствии с законами Украины, условиями подписанных ею международных договоров и нормами международного права;
Принципом эквивалентности обмена, недопустимости демпинга при ввозе и вывозе товаров.
Субъектами внешнеэкономической деятельности в Украины являются:
— физические лица — граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие гражданской правоспособностью и дееспособностью согласно законам Украины и постоянно проживающие на территории Украины;
— юридические лица, зарегистрированные как таковые в Украине и имеющие постоянное местонахождение на территории Украины (предприятия, организации и объединения всех видов, включая акционерные и иные виды хозяйственных обществ, ассоциации, союзы, концерны, консорциумы, торговые дома, посреднические и консультационные фирмы, кооперативы, кредитно-финансовые учреждения, международные объединения, организации и другие), в том числе юридические лица, имущество и/или капитал которых находится полностью в собственности иностранных субъектов хозяйственной деятельности;
— объединения физических, юридических, физических и юридических лиц, не являющихся юридическими лицами согласно законам Украины, но имеющих постоянное местонахождение на территории Украины и которым гражданско-правовыми законами Украины не запрещено осуществлять хозяйственную деятельность;
— структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности республик Союза, иностранных субъектов хозяйственной деятельности не являющихся юридическими лицами согласно закона Украины (филиалы, отделения и т. п.), но имеющих постоянное местонахождение на территории Украины;
— совместные предприятия с участием субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, зарегистрированные как таковые в Украине и имеющие постоянное местонахождение на территории Украины;
— другие субъекты хозяйственной деятельности, предусмотренные законами Украины.
Украина в лице ее органов, местные органы власти и управления в лице созданных ими внешнеэкономических организаций, участвующие во внешнеэкономической деятельности, а также другие государства, участвующие в хозяйственной деятельности на территории Украины, действуют как юридические лица согласно части четвертой статьи 9 настоящего Закона и законам Украины.
К видам внешнеэкономической деятельности, осуществляемым в Украины субъектами этой деятельности, относятся:
— экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы;
— оказание субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе: производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, агентских, консигнационных, управленческих, учетных, аудиторских, юридических, туристских и иных, прямо и исключительно не запрещенных законами Украины; оказание вышеуказанных услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины ;
— научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности; обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;
— международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины;
— кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности; создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины; создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанных учреждений на территории Украины в случаях, предусмотренных законами Украины;
— совместная предпринимательская деятельность между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами;
— предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности; аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины;
— организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, аукционов, торгов, конференций, симпозиумов, семинаров и других подобных мероприятий, осуществляемых на коммерческой основе, с участием субъектов внешнеэкономической деятельности; организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту в предусмотренных законами Украины случаях;
— товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на формах встречной торговле между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
— арендные, а том числе лизинговые, операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
— операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, валютных биржах и на межбанковском валютном рынке;
— работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами; работы иностранных физических лиц на контрактной возмездной основе с субъектами внешнеэкономической деятельности как на территории Украины, так и за ее пределами;
— другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенные прямо и в исключительной форме законами Украины.
Посреднические операции, при осуществлении которых право собственности на товар не переходит к посреднику (на основании комиссионных, агентских договоров, договоров поручения и других), осуществляются без ограничений.
Все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют равное право осуществлять любые ее виды, прямо не запрещенные законами Украины, независимо от форм собственности и других признаков.
Физические лица вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность с момента приобретения ими гражданской дееспособности согласно законам Украины. Физические лица, имеющие постоянное местожительство на территории Украины, имеют указанное право, если они зарегистрированы как предприниматели согласно Закону Украины «О предпринимательстве». Физические лица, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины имеют указанное право, если они являются субъектами хозяйственной деятельности по закону государства, в котором они имеют постоянное местожительство или гражданами которого они являются. Юридические лица вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с их уставными документами с момента приобретения ими статуса юридического лица.
Субъекты внешнеэкономической деятельности осуществляют вышеуказанное право после государственной регистрации их в качестве участников внешнеэкономической деятельности. Регистрацию осуществляет центральный орган исполнительной власти по
вопросам экономической политики на основании подачи ему заявления подателя в произвольной форме, нотариально заверенных копий уставных документов или нотариально заверенных документов физического лица о его регистрации в качестве предпринимателя. Центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики не может отказать подателю в регистрации, если податель отвечает требованиям, указанным в настоящей статье.
Регистрация должна быть осуществлена в течение 25 рабочих дней с момента представления указанных документов.
За государственную регистрацию субъектов внешнеэкономической деятельности взимается плата в размере, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины и который не должен превышать размера фактических затрат государства, связанных с этой регистрацией.
Зарегистрированные субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны сообщать центральному органу исполнительной власти по
вопросам экономической политики обо всех изменениях в документах, представляемых ими на регистрацию, в течение 14 дней с момента, когда произошли такие изменения.
Запрещается требовать от зарегистрированного субъекта внешнеэкономической деятельности прохождения повторной регистрации (перерегистрации).
В случае отказа центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики зарегистрировать субъект внешнеэкономической деятельности или непринятия решения по этому вопросу в установленный настоящей статьей срок субъект внешнеэкономической деятельности может обжаловать такой отказ в регистрации в судебных органах Украины.
Вмешательство государственных органов во внешнеэкономическую деятельность ее субъектов в случаях, не предусмотренных настоящим Законом, в том числе и путем издания подзаконных актов, создающих для ее осуществления условия хуже установленных в настоящем Законе, является ограничением права осуществления внешнеэкономической деятельности и как таковое запрещается.
К субъектам внешнеэкономической деятельности может быть применена санкция в виде временного приостановления права осуществления такой деятельности в случаях нарушения действующих законов Украины, касающихся этой деятельности, согласно статье 37 настоящего Закона.
Никакие положения настоящей статьи не могут толковаться как запрещение физическим, юридическим лицам и другим субъектам внешнеэкономической деятельности осуществлять между собой любые отношения, не подпадающие под определение внешнеэкономической деятельности.
Субъект внешнеэкономической деятельности, получивший от этой деятельности в собственность денежные средства, имущество, имущественные и неимущественные права и иные результаты, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться ими по своему усмотрению.
Изъятие результатов внешнеэкономической деятельности у собственника в любой возмездной или безвозмездной форме без его согласия запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.
Осуществление видов внешнеэкономической деятельности, указанных в статье 4, за пределами Украины подлежит регулированию также законами соответствующих государств.
Все субъекты внешнеэкономической деятельности Украины имеют право открывать свои представительства на территории других государств согласно законам этих государств.
Все субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право на участие в международных неправительственных экономических организациях.
Иностранные субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины. Регистрацию указанных представительств осуществляет центральный орган исполнительной власти по
вопросам экономической политики в течение шестидесяти рабочих дней со дня представления иностранным субъектом хозяйственной деятельности документов на регистрацию. Для регистрации представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности на территории Украины необходимо представить:
— заявление с просьбой о регистрации представительства, которое составляется в произвольной форме;
— выписку из торгового (банковского) реестра страны, где иностранный субъект хозяйственной деятельности имеет официально зарегистрированную контору;
— справку от банковского учреждения, в которой официально открыт счет подателя;
— доверенность на осуществление представительских функций, оформленную согласно закону страны, где официально зарегистрирована контора иностранного субъекта хозяйственной деятельности.
Документы, указанные выше, должны быть нотариально засвидетельствованы по месту выдачи и легализованы надлежащим образом в консульских учреждениях, представляющих Украину, если международными договорами Украины не предусмотрено иное. За регистрацию представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности с них взимается плата в размере, который устанавливается Кабинетом Министров Украины и который не должен превышать фактических затрат государства, связанных с этой регистрацией.
В случае отказа центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики зарегистрировать представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности или неприятия решения по этому вопросу в установленный шестидесятидневный срок иностранный субъект хозяйственной деятельности может обжаловать такой отказ в судебных органах Украины.
Запрещается требовать от иностранного субъекта хозяйственной деятельности повторную регистрацию (перерегистрацию) ранее зарегистрированного представительства на территории Украины.
В случае изменения названия, юридического статуса, юридического адреса либо объявления иностранного субъекта хозяйственной деятельности неплатежеспособным или банкротом его представительство на территории Украины обязано сообщить об этом центральному органу исполнительной власти по вопросам экономической политики в семидневный срок.
Хозяйственная, в том числе внешнеэкономическая деятельность иностранных субъектов хозяйственной деятельности на территории Украины, регулируется законами Украины о порядке осуществления иностранными лицами хозяйственной деятельности на территории Украины. В случае, если указанная деятельность связана с иностранными инвестициями, она регулируется соответствующими законами Украины.
Субъекты, являющиеся сторонами внешнеэкономического договора (контракта), должны быть способны к заключению договора (контракта) в соответствии с настоящим и иными законами Украины и/или законом места заключения договора (контракта). Внешнеэкономический договор (контракт) составляется в соответствии с настоящим и иными законами Украины с учетом международных договоров Украины. Субъекты внешнеэкономической деятельности при составлении текста внешнеэкономического договора (контракта) имеют право использовать известные международные обычаи, рекомендации международных органов и организаций, если это не запрещено прямо и в исключительной форме настоящим и иными законами Украины.
Внешнеэкономический договор (контракт) заключается субъектом внешнеэкономической деятельности или его представителем в простой письменной форме, если иное не предусмотрено международным договором Украины либо законом. Полномочия представителя на заключение внешнеэкономического договора (контракта) могут вытекать из доверенности, уставных документов, договоров и других оснований, не противоречащих настоящему Закону. Действия, осуществляемые от имени иностранного субъекта внешнеэкономической деятельности субъектом внешнеэкономической деятельности Украины, уполномоченным на это надлежащим образом, считаются действиями этого иностранного субъекта внешнеэкономической деятельности.
Для подписания внешнеэкономического договора (контракта) субъекту внешнеэкономической деятельности не требуется разрешение какого-либо органа государственной власти, управления или вышестоящей организации, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.
Субъекты внешнеэкономической деятельности вправе заключать любые виды внешнеэкономических договоров (контрактов), кроме тех, которые прямо и в исключительной форме запрещены законами Украины.
Внешнеэкономический договор (контракт) может быть признан недействительным в судебном порядке, если он не отвечает требованиям законов Украины или международных договоров Украины.
2 ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Анализ экспорта-импорта
В странах развитой рыночной экономики особое место в системе регулирования внешней торговли принадлежит методам стимулирования национальных экспортеров, направленным на обеспечение приоритетов и различного рода привилегий. Эти методы разнообразны, соотношение многочисленных элементов достаточно подвижно, что придает гибкость всей системе, которая изменяется в зависимости как от экономического положения государства и его роли на внешних рынках, так и состояния мировых рынков.
Отличительной особенностьюсовременного механизма стимулирования экспорта является его комплексный характер, включающий одновременное использование мероприятий, направленных на поощрение сбыта товара и создание возможности беспрепятственного продвижения на внешние рынки, на разработку новых видов товаров и развитие их экспортного производства. Причем этот механизм реализуется как внутри страны, так и за рубежом.
Мероприятия по стимулированию промышленного экспорта в Украины впервые были обозначены в государственной программе развития ВЭД на ближайшую перспективу, принятой в мае 1992 г. К сожалению, сырьевая направленность украинского экспорта не только сохраняется, но и продолжает усиливаться, несмотря на то, что экспорт машинотехнической продукции (кроме вооружения) сегодня практически не ограничивается ни квотированием, ни лицензированием, ни экспортными пошлинами.
Видимо, этих мер недостаточно для улучшения структуры внешней торговли. Мировой опыт свидетельствует, что ключевым направлением в политике структурных изменений в экономике является поддержка тех областей национальной экономики, которые могут стать основой экспортоориентированного экономического роста.
В немалой степени этому способствует система поддержки со стороны государства, а также такая форма организации промышленного производства, которая позволяет концентрировать ресурсы (материальные, финансовые, технологические) в точках его роста.
Сохранение тенденции к падению экспорта машинотехнической продукции в настоящее время обусловлено прежде всего факторами долгосрочного характера.
Во-первых, изменившаяся в мире расстановка сил отразилась на географии распределения экспорта в пользу развитых государств, переориентация на рынки которых, однако, пока не может компенсировать сокращения объема поставок Украины на прежние восточно-европейские рынки машин и оборудования.
Кроме того, отказ Украины от технико-экономического содействия другим странам, как одного из способов продвижения машинотехнической продукции на зарубежные рынки, на долю которого приходилось около одной трети всего объема экспорта данной группы, привел не только к снижению (более чем на 58%) объемов поставок, но и сокращению финансирования в счет государственных кредитов.
Наконец, либерализация цен и ВЭД в Украины резко увеличила интерес к вывозу сырья, не требующего особых затрат, профессиональных знаний внешних рынков, маркетинговых исследовании и других параметров.
Для наращивания выпуска отечественной конкурентоспособной продукции с высокой степенью переработки прежде всего необходимо финансирование производства путем кредитования выпуска экспортного оборудования.
Кроме того, важно пробудить материальный интерес экспортера-производителя путем ускорения процедуры возврата НДС и денежного жквивалента за принудительно обмененную часть валютной выручки.
Подобная задержка означает применение дополнительного скрытого налога на экспорт в условиях постоянного роста инфляции. В современных условиях крайне необходимо ускорить создание информационной инфраструктуры в сфере ВЭД.
Помимо отсутствия у большинства украинских экспортеров опыта оценки своих конкурентных преимуществ, они лишены полноценной информации о внешних рынках сбыта, финансовых, таможенных нормах и правилах, мерах нетарифного ограничения, действующих в странах потенциальных партнеров.
Поддержка развития промышленного экспорта в Украины со стороны государства предполагает прежде всего создание системы кредитования и страхования экспорта с одновременным восстановлением государственного кредитования экспортных проектов, в первую очередь в инвестиционной сфере. В связи с этим образованы Межведомственная комиссия по стимулированию экспорта и Украинский экспортно-импортный банк.
В числе организационных форм стимулирования экспорта значатся такие, как поддержка кооперации технологически связанных производств по выпуску конкурентоспособной экспортной продукции путем акционирования предприятий, создания специализированных трастовых компаний с передачей им контрольных пакетов акций конкурентоспособных производственных комплексов через Фонд госимущества в доверительное управление, содействие в акционировании конкурентоспособных производителей-экспортеров.
Особо важна организация финансово-промышленных групп технологически связанных конкурентоспособных производств, научно-исследовательских организаций, специализированных торговых фирм, банков и инвестиционных фондов с привлечением иностранного капитала с целью обеспечения устойчивости экспортного воспроизводства технологических комплексов по выпуску технически сложной конечной продукции.
Необходимо также усилить поддержку лизинговой деятельности специализированных компаний за рубежом, то есть деятельности по внешнеторговым арендным операциям с оборудованием и техникой и связанного с ней стимулирования экспорта услуг по модернизации эксплуатируемого оборудования, информационных услуг, а также услуг банковско-страхового характера.
2.2 Порядок составления ВЭД договоров
Хотя о правильном составлении внешнеэкономического договора написано много статей, однако эта тема продолжает оставаться актуальной. При заключении внешнеэкономического договора нужно четко соблюдать специальные нормы национального таможенного, банковского, налогового, финансового законодательства и иностранного законодательства.
Внешнеэкономический договор (далее — договор) — это соглашение двух или нескольких субъектов внешнеэкономической деятельности и их иностранных контрагентов, направленное на установление, изменение или прекращение их взаимных прав и обязанностей.
Порядок и условия заключения договора определены Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. №959-ХІІ (далее — Закон о ВЭД). При составлении текста договора стороны имеют право использовать международные обычаи, рекомендации международных органов и организаций (например Международные правила интерпретации коммерческих терминов — Инкотермс), если это не запрещено законодательством Украины.
Во внешнеэкономической практике Украины распространены следующие виды договоров: купли-продажи, поставки, перевозки, комиссии, страхования, кредитования (займа), имущественного найма, лизинга, хранения, поручения, поручительства, залога.
Субъекты внешнеэкономических отношений имеют право заключать любые виды договоров, за исключением тех, которые прямо и в исключительной форме запрещены законодательными актами Украины. В случае несоответствия договора требованиям законов или международных договоров Украины он может быть признан недействительным в судебном порядке.
Согласно ст. 6 Закона о ВЭД договор заключается субъектом внешнеэкономической деятельности или его представителем в простой письменной форме, если иное не предусмотрено международным договором Украины или законом. Полномочия представителя на заключение договора может вытекать из доверенности или уставных документов. Письменная форма обязательна. Более того, в Положении о форме внешнеэкономических договоров, утвержденном приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 06.09.2001 г. №201 (далее — Положение №201), приведена типовая форма договора, содержащая его основные условия.
Составление любого договора, в том числе и внешнеэкономического, начинается с названия, ему присваивается номер, указываются дата и место заключения. Место заключения контракта может иметь в будущем решающее юридическое значение, поскольку будет определять, право какой страны следует применить, если это не было обусловлено в договоре. Поэтому считаем, что украинским предприятиям следует указывать в договоре местом его заключения Украину. Если между сторонами возникнут недоразумения относительно выполнения условий договора и спор будет передан в суд, то он будет решаться согласно действующему законодательству Украины.
В преамбуле следует записать полные наименования сторон (например Общество с ограниченной ответственностью «Н», а не ООО «Н»), а также страны, где эти стороны зарегистрированы; указать уполномоченных лиц, представляющих каждую из сторон.
В разделе «Предмет договора» определяется, какой товар (работы, услуги) один из контрагентов обязан поставить (выполнить) другому с указанием точного наименования, марки, сорта или конечного результата работы.
В разделе «Количество и качество товара (объемы выполнения, предоставления услуг)» нужно точно указать количество и качественные характеристики товара. В этом разделе важно точно указать единицу измерения. Если товар имеет свою специфику (например сахар, цемент, песок) и его количество может изменяться, то следует оговорить рамки допустимого отклонения количества от записанного в договоре. При определении качественных характеристик товара стороны, как правило, ссылаются на государственные или международные стандарты, которым он должен отвечать.
В разделе «Базисные условия поставки товаров (прием-сдача выполненных работ или услуг)» записываются вид транспорта и базисные условия поставки (в соответствии с Инкотермс действующей редакции), которые определяют обязанности контрагентов по поставке товара и устанавливают момент перехода рисков от одной стороны к другой, а также конкретный срок поставки товара (отдельных его партий).
В разделе «Цена и общая стоимость договора» нужно четко определить валюту цены и валюту платежа. Этим правилом нередко пренебрегают и стороны не разграничивают валюту цены и валюту платежа.
Согласно определениям, приведенным в Инструкции «О порядке осуществления контроля и получения лицензий по экспортным, импортным и лизинговым операциям» (утверждена постановлением правления НБУ от 24.03.99 г. №136) (далее — Инструкция №136) валюта цены — это любая валюта, в которой устанавливается в соответствии с условиями договора цена товара. Валюта платежа — это любая валюта, в которой осуществляется в соответствии с условиями договора оплата товара.
Ничего незаконного в таких операциях нет. Это вытекает из положений постановления КМУ и НБУ «О типовых платежных условиях внешнеэкономических договоров (контрактов) и типовых формах защитных оговорок к внешнеэкономическим договорам (контрактам), предусматривающих расчеты в иностранной валюте» от 21.06.95 г. №444 (далее — Постановление №444), которое при несовпадении валюты цены и валюты платежа дает следующую рекомендацию: «Если в договоре (контракте) валюта цены не будет отвечать валюте платежа, в платежных условиях договора (контракта) дополнительно указывается курс перерасчета валюты цены в валюту платежа. Наиболее приемлемые условия перерасчетов как по экспорту, так и по импорту следующие: «Платеж должен осуществляться в (название валюты платежа) по среднему курсу на день, предшествующий дню платежа на «определенном» валютном рынке». По экспорту целесообразно указывать рынок страны валюты платежа, по импорту — рынок страны валюты цены.
Из этого можно сделать вывод, что, заключая внешнеэкономический договор или подписывая дополнительное соглашение к нему, в которых валюта цены и валюта платежа не будут совпадать, украинское предприятие должно побеспокоиться о том, чтобы были обязательно внесены условия относительно момента перерасчета валюты цены в валюту платежа и курса проведения перерасчета валюты цены в валюту платежа.
Если эти условия будут четко сформулированы во внешнеэкономическом договоре, то украинскому предприятию будет легче «закрыть» его. Обращаем внимание: Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. №185/94 (далее — Закон №185) в ст. 2 предусматривает, что в случае выполнения любого внешнеэкономического договора украинские субъекты ВЭД обязательно должны соблюдать сроки проведения расчетов по экспортно-импортным операциям (правило 90 дней).
Если же стороны внешнеэкономического договора не сформулируют необходимое условие договора или сформулируют его нечетко, то обслуживающий банк в соответствии с п.1.4 Инструкции №136 для контроля за полнотой поступления валютной выручки использует:
— официальный курс гривни к иностранной валюте, установленный НБУ на дату платежа, если одной из валют является украинская гривня;
— курс, сложившийся на Московской межбанковской валютной бирже, или установленный центральным банком страны СНГ или Балтии на дату платежа, если одна из валют является валютой страны СНГ или Балтии, а другая не является гривней;
— курс на последнюю дату публикации в «FinancialTimes» — во всех остальных случаях.
В разделе «Условия платежей» определяются способ, сроки и порядок расчетов и гарантии выполнения сторонами взаимных обязательств по оплате.
В разделе «Условия приема-сдачи товара» следует указать место и срок фактической передачи товара. Передача товара сопровождается вручением покупателю товаросопроводительных документов, перечень которых необходимо составить. Чаще всего прием-передача товара проводится в том месте и тогда, где и когда происходит переход права собственности или возникает риск случайной гибели или порчи товара.
«Условия по упаковке и маркировке товара» стороны оговаривают чаще всего в одном разделе, особенно когда покупатель не выдвигает никаких специальных требований к упаковке и маркировке. Иногда в договоре не оговаривается стоимость упаковки, а также не указывается, за чьи средства она осуществляется. В договоре, по нашему мнению, необходимо это обязательно оговаривать, особенно если упаковка переходит в собственность покупателя. Маркировка товара выполняется в соответствии с требованиями покупателя или со спецификацией товара, а значит, в договоре нужно четко оговаривать текст маркировки.
Выполнение договора зависит не только от добросовестности контр-агентов, но и от обстоятельств, предусмотреть которые невозможно, поскольку они возникают вследствие различных событий чрезвычайного характера. Такие обстоятельства называются непреодолимой силой или форс-мажором, а раздел договора, в котором оговариваются права и обязанности сторон при наступлении таких обстоятельств, может называться «Форс-мажорные обстоятельства», «Условия освобождения от ответственности» и т. п. Этот раздел позволяет переносить срок выполнения договора или освобождать стороны от полного или частичного выполнения обязательств. Подчеркиваем, что условия освобождения сторон от полного или частичного выполнения своих обязательств в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы чрезвычайно важны.
В интересах обоих контрагентов согласовать и указать в договоре конкретный перечень обстоятельств, которые будут считаться форс-мажорными, поскольку наступление таких обстоятельств стороны могут толковать по-разному.
Составляя раздел о форс-мажорных обстоятельствах, нужно учитывать, что чрезвычайные ситуации, которые можно было предусмотреть, не относятся к форс-мажорным. Но в современных условиях быстрых изменений действующих и принятия новых нормативно-правовых актов возникают обстоятельства, которые невозможно предусмотреть. Такие ситуации лучше, по нашему мнению, отнести к находящимся «вне контроля сторон». Их тоже необходимо учесть в договоре как освобождающие от ответственности, но только при условии, что сторона, не выполнившая обязательства по договору, приняла все меры, чтобы выполнить его надлежащим образом.
Обстоятельства форс-мажора могут длиться долго и выполнение договора станет для сторон экономически невыгодным. Поэтому в договоре нужно указывать предельные сроки, после которых стороны имеют право аннулировать взаимные обязательства по договору. При этом оговаривается, что ни одна из сторон не будет требовать от другой возмещения убытков.
Возникновение и прекращение форс-мажорных обстоятельств должно быть документально подтверждено, поэтому в договоре нужно предусмотреть обязанность стороны, для которой наступили такие обстоятельства, предоставить справку Торговой палаты или другой уполномоченной организации, подтверждающей их. Как правило, в договоре указывается название организации (чаще всего это Торгово-промышленная палата Украины), которая будет подтверждать возникновение и действие непредусмотренных обстоятельств свидетельством или справкой.
При выполнении договора стороны часто допускают следующие нарушения: несвоевременность или некомплектность поставки, поставка некачественного товара, несвоевременная оплата и т. п. Для компенсации возможных потерь, которые могут возникнуть, стороны включают в договор раздел «Санкции и рекламации», в котором предусматривают порядок предъявления претензий и их рассмотрения, порядок применения и размеры штрафных санкций.
В соответствии с Положением №201 в договоре следует определить размеры штрафных санкций, сроки их уплаты, сроки, на протяжении которых могут быть заявлены рекламации, права и обязанности сторон договора при предъявлении рекламаций, способы урегулирования конфликтов. Срок, в течение которого могут быть заявлены рекламации, необходимо обусловить в договоре.
Для стимулирования своевременного выполнения обязательств и компенсации возможных потерь стороны должны предусмотреть в договоре взыскание штрафов за нарушение сроков выполнения обязательств. При этом четко определяются их размеры.
При выполнении внешнеэкономического договора стороны также должны предусмотреть порядок урегулирования споров, которые могут возникнуть между ними и не могут быть урегулированы путем переговоров. Обратитесь к нормам Закона Украины «О международном коммерческом арбитраже» от 24.02.94 г. №4002-ХІІ, в ст. 7 которого содержится норма, что договоренность сторон о порядке решения споров должна быть закреплена в арбитражном соглашении. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде арбитражной оговорки в самом договоре или в виде отдельного соглашения. Считаем, что все-таки лучше включить арбитражную оговорку в условия договора. Такой раздел договора может называться «Порядок урегулирования споров», «Арбитражная оговорка».
Арбитражная оговорка должна быть правильно сформулирована, поскольку от ее содержание зависит компетенция арбитража при рассмотрении спора. По требованиям вышеупомянутого Положения №201, арбитражная оговорка должна содержать: определение вида арбитража; место проведения арбитража; указание о языке, на котором должен вестись спор; указание о том, что арбитражная оговорка касается всех споров, которые могут возникнуть в будущем по договору; указание о нормах процессуального и материального права определенной страны, которое будет применяться при решении спора.
В заключительной части внешнеэкономического договора стороны указывают юридические адреса и банковские реквизиты.
Мы рассмотрели обязательные разделы внешнеэкономического договора в соответствии с Положением №201, но по договоренности между сторонами договора в него можно вносить и другие разделы, например условия страхования товара, гарантии качества, условия привлечения соисполнителей договора, агентов, перевозчиков, определение норм погрузки (разгрузки), условия передачи технической документации на товар, хранения торговых марок, порядок уплаты налогов, таможенного сбора, разного рода защитные оговорки, время начала действия договора, количество подписанных экземпляров договора, возможность и порядок внесения изменений в него и т. п.
2.3 Влияние условий поставок на эффективнось проведения ВЭД
Зачастую стороны, заключающие контракт, незнакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может послужить причиной недоразумений, разногласий и судебных разбирательств с вытекающей пустой тратой времени и денег. Для разрешения всех этих проблем Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как Инкотермс 1936".
Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Таким образом, можно избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации таких терминов вразличных странах.
Как всегда подчеркивалось Международной торговой палатой, Инкотермс имеют дело только с отношениями между продавцами и покупателями в рамках договоров купли - продажи, более того, только в определенных аспектах.
В то время, как экспортерам и импортерам важно учитывать фактические отношения между различными договорами, необходимыми для осуществления международной сделки продажи — где необходим не только договор купли - продажи, но и договоры перевозки страхования и финансирования — Инкотермс относятся только к одному из этих договоров, а именно договору купли – продажи
Далее, они связаны с обязанностями очистить товар для экспорта и импорта, упаковкой товара, обязанностью покупателя принять поставку, а также обязанностью представить подтверждение того, что соответствующие обязательства были должным образом выполнены. Хотя Инкотермс крайне важны для осуществления договора купли — продажи, большое количество проблем, которые могут возникнуть в таком договоре, вообще не рассматриваются, например, передача права владения, другие права собственности, нарушения договоренности и последствия таких нарушений, а также освобождение от ответственности в определенных ситуациях. Следует подчеркнуть, что Инкотермс не предназначены для замены условий договора, необходимых для полного договора купли — продажи либо посредством включения нормативных условий, либо индивидуально оговоренных условий.
продолжение
--PAGE_BREAK-- Инкотермс вообще не имеют дела с последствиями нарушения договора и освобождением от ответственности вследствие различных препятствий. Эти вопросы должны разрешаться другими условиями договора купли — продажи и соответствующими законами. Инкотермс изначально всегда предназначались для использования в тех случаях, когда товары продавались для поставки через национальные границы: таким образом, это международные торговые термины. Однако, Инкотермс на практике зачастую включаются в договоры для продажи товаров исключительно в пределах внутренних рынков. В тех случаях, когда Инкотермс используются подобным образом, статьи А.2. и Б.2. и любые другие условия других статей, касающиеся экспорта и импорта, становятся лишними.
Особенно важно отметить, что термин «поставка» используется в Инкотермс в двух различных смыслах. Во-первых, он используется для определения момента, когда продавец выполнил свои обязательства по поставке, определенные в статьях А.4. Инкотермс. Во-вторых, термин «поставка» также используется применительно к обязанности продавца получить или принять поставку товара, обязанность, которая появляется в статьях Б.4. сборника Инкотермс. При использовании в этом втором случае слово «поставка» означает, во-первых, что покупатель «принимает» саму природу «C» — терминов, а именно, что продавец выполняет свои обязанности по отгрузке товаров, и во-вторых, что покупатель обязан принять товар. Эта последняя обязанность важна, чтобы избежать ненужных платежей за хранение
товара до того момента, как покупатель заберет товар. Таким образом, в соответствии с терминами CFR и CIF покупатель обязан принять поставку товаров и принять их от перевозчика. Если покупатель не выполнит этого обязательства, он может стать обязанным возместить убытки продавцу, который заключил договор перевозки с перевозчиком или же покупатель может быть вынужден оплатить простой, для того чтобы перевозчик выдал ему товар. Когда в данном случае говорится, что покупатель обязан «принять поставку», это не означает, что покупатель принял товар как удовлетворяющий договору купли — продажи, но только тот факт, что продавец выполнил свое обязательство передать товар для перевозки в соответствии с договором перевозки, который он должен заключить в соответствии с условиями статей А.3. «а» «C» — терминов. Таким образом, если после принятия товара в пункте назначения покупатель обнаружит, что товар не удовлетворяет условиям договора купли — продажи, он сможет использовать любые меры, которые ему предоставлены договором купли — продажи и соответствующим законом против продавца. Как уже указывалось, эти вопросы находятся полностью вне зоны действия Инкотермс.
Где требуется, в Инкотермс 2000 применяется выражение «предоставлять товар в распоряжение покупателя» в определенном месте. Данное выражение имеет то же самое значение, как и выражение «передать товар», используемое в Конвенции ООН о договорах по международной продаже товаров.
2.4 Формы расчетов
Следует подчеркнуть, что формы расчетов выступают самостоятельным элементом внешнеторговых сделок. В то же время они в определенной мере зависят от условий межгосударственных валютных и финансовых взаимоотношений, норм национального валютного контроля в странах контрагентов, единообразия в банковской практике на основе международных Унифицированных правил и обычаев.
Основополагающими моментами выбора финансовых условийвыступают конъюнктурные факторы и специфика товара как предмета сделки, а также торговые обычаи. От объективно выраженных условий платежа и формы расчета зависит своевременность поступления валютной выручки, оборачиваемость средств в сделке и гарантии получения платежа.
Выбор конкретных финансовых условий для внешнеторговой сделки столь же важен, как и выбор партнера. Варианты их модификаций формируют различные методы расчетов.
Аккредитивная форма расчетов
Для экспортеров наиболее удобна аккредитивная форма расчетов, обеспечивающая большие гарантии оплаты за счет активного участия банков в осуществлении платежа. В то же время она невыгодна для импортера из-за изъятия средств на весь срок открытия аккредитива, а также дополнительных расходов по банковской операции — ставки банковской комиссии.
Аккредитивная форма расчетовпредусматривает обязательство покупателя открыть аккредитив (счет для безналичных расчетов) на конкретную сумму в пользу продавца в банке-эмитенте к установленному контрактом сроку.
Свои отношения с банком приказодатель (импортер) оформляет с помощью заявления об открытии аккредитива, где содержатся основные условия, предусмотренные контрактом.
Если условия аккредитива не соблюдены экспортером, банк не выплачивает ему предназначенной суммы. Последовательность платежа с использованием аккредитива такова:
После заключения контракта импортер дает указание банку-эмитенту открыть аккредитив на сумму контракта в пользу экспортера. Об открытии аккредитива извещается банк экспортера и сам экспортер, после чего отгружается товар и передаются товаросопроводительные документы перевозчику, который дополняет пакет документов транспортными и направляет его в банк экспортера. Банк экспортера пересылает их в банк-эмитент, который осуществляет проверку на соответствие условиям контракта и переводит сумму платежа в адрес экспортера, уведомив его через кредит-авизо, и одновременно передает товарораспорядительные документы вместе с оплаченным платежным поручением импортеру для получения товара в порту выгрузки. По мере поступления платежа банк экспортера уведомляет своего клиента.
Фактически процесс передачи товаросопроводительных документов импортеру совпадает с процессом платежа. То есть передача права на товар происходит только после осуществления платежа. Таким образом, аккредитив может трактоваться как обязательство покупателя оплатить товар до момента получения прав на него.
Порядок, осуществления расчетов сиспользованием аккредитива определяется инструкцией приказодателя в лице импортера в адрес своего уполномоченного банка, руководствующегося международными Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, с соответствующей пометкой на бланке аккредитива, подтверждающей принятие данным банком этих правил.
Аккредитивпредставляет собой обособленную от договора купли-продажи сделку с банком, оформленную соглашением, которая в то же время базируется на основном договоре. В силу этого соглашения банк-эмитент, действуя по просьбе своего клиента (приказодателя) и на основании его инструкций, обязуется произвести платеж третьему лицу, или оплатить, или акцептовать переводные векселя (тратты), выставленные бенефициаром. Помимо этого, банк-эмитент вправе передать полномочия другому банку произвести платеж (оплату и акцепт векселя) или негоциироватъ (купить или учесть) платежные средства.
Сумма аккредитивафиксируется в условиях контракта и аккредитивного письма и определяется фактурной стоимостью проданного и подлежащего отгрузке товара, к которой могут добавляться и другие расходы, оплачиваемые из средств открываемого аккредитива. Например, процентная ставка при продаже в кредит или разница (в допустимых ценах) за счет отклонения объемов при отгрузке сыпучих, наливных и подобных товаров.
Использование аккредитивахарактерно для международной торговли биржевыми товарами, где участвует посредник, которому данная форма расчета дает возможность превратить товар в деньги сразу после его отгрузки.
В операции с аккредитивами все заинтересованные стороны имеют дело только с документами, но не с товарами. В зависимости от состава документов, сопровождающих расчеты, различают два вида аккредитива:
• денежные (циркулярные), выплата с которых не обусловлена представлением коммерческих документов;
• документарные (товарные), с исключительным преимуществом последних (коммерческие счета, счет-фактуры, транспортные накладные, коносамент, страховой полис).
Аккредитив в практике ВЭД в Украины.
Использование аккредитивных расчетов украинскими участниками ВЭД активно ведется по линии финансирования импортных операций.
Финансирование импортных операцийможет осуществляться разными способами: от коммерческого (товарного) кредитования до открытия специализированных кредитных линий. В украинских условиях основная часть компаний-импортеров еще не завоевала доверия у западных поставщиков и не может рассчитывать на контракты с отсрочкой платежа. Отсутствие достаточных ресурсов и свободных финансовых средств не позволяет осуществлять самофинансирование, а получение обычных коммерческих кредитов обходится слишком дорого, учитывая их высокую ставку. Поэтому наиболее распространенным способом финансирования импорта в Украины стало предоставление кредита в форме документарного аккредитива.
В чистом виде аккредитив представляет собой одну из форм расчетов по импортным контрактам, обеспечивающую своевременный и полный платеж. Предоставляя аккредитив, банк импортера берет на себя обязательство выплатить продавцу определенную договором сумму после своевременного предоставления последним в свой банк заранее оговоренных документов. В случае, если контрактом между импортером и продавцом предусмотрена отсрочка платежа, аккредитив выступает в качестве кредитного инструмента.
Пользование таким кредитом для клиентов банков-участников ВЭД возможно удешевить, что, например, позволяют сделать разработанные Столичным Банком Сбережений (СБС) финансовые схемы. В частности, в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по развитию ВЭД в Украины аккредитивы СБС подтверждаются первоклассными западными коммерческими банками —BankofNewYork, DeutscheBank, Commerzbank.Иностранные банки не требуют предварительного покрытия раскрываемых ими аккредитивов и предоставляют кредитную линию на сумму аккредитива.
Преимущества аккредитивной формы расчетов для украинских импортеров заключаются в том, что аккредитив оказывается гораздо дешевле часто требуемой стопроцентной предоплаты. Значительно снижаются стоимость его выставления и подтверждения первоклассным банком.
Созданные в системе коммерческих банков Украины специальные программы финансирования внешнеторговых сделок предоставляют льготные условия при импорте либо определенного товара, либо при ввозе продукции из конкретной страны-производителя, а также ориентированы на конкретного заемщика. Как правило, такие программы поддерживаются правительствами заинтересованных стран или международными финансовыми организациями. Для того, чтобы воспользоваться ими, украинскому импортеру достаточно договориться со своим поставщиком об использовании аккредитива с отсроченным платежом. Банки, являясь уполномоченными по такого рода специальным программам, обеспечивают своим клиентам наиболее благоприятные условия получения кредита, процентных ставок, сроков возврата и обеспечения.
Аккредитивная форма финансирования импорта позволяет снизить риск операции кредитования. Во-первых, оплата производится после получения товаротранспортных документов, т.е. после фактического прибытия товара оговоренного качества в предусмотренные договором сроки. Во-вторых, сводится к минимуму возможность нецелевого использования средств — сумма предоставляемого кредита не выдается импортеру непосредственно, а служит гарантией платежеспособности покупателя и своевременного платежа. В-третьих, низкий уровень процентных ставок повышает способность заемщика реализовать товар в короткие сроки и расплатиться с банком, что также позволяет минимизировать риск невозврата кредита. Кроме того, банк поставщика в качестве обеспечения аккредитивов, которое должен предоставить импортер, принимает, например, векселя СБС или средства на депозите в основных мировых валютах, а это позволяет импортеру получать дополнительный доход.
Инкассовая форма расчетовво внешнеторговой практике представляет собой договоренность экспортера со своим банком, которая предусматривает обязательство передачи товаросопроводительных документов импортеру только после оплаты им отгруженного товара.
Инкассоозначает операции, совершаемые банками с документами на основании полученных инструкций от своего клиента в целях: получения платежа и/или акцепта, или выдачи коммерческих документов против платежа (и/или против акцепта). Чистое инкассо (инкассо финансовых документов) не требует коммерческих документов, в то время как документарное требует приложения счетов, страховых и других сопровождающих процесс поставки товаров документов либо предполагает инкассо только коммерческих документов. Финансовые документы, принимаемые на инкассо, это чеки, векселя, долговые обязательства и другие ценные бумаги.
Инкассовые операциисравнительно просты и начинаются (как и банковские) в банке экспортера (банк-ремитент, или банк доверителя), куда он передает после отгрузки товара оформленные в соответствии с условиями контракта товаросопроводительные документы с приложением к ним инкассового поручения, содержащего полные и точные инструкции для банков. После тщательной проверки правильности оформления документов (коммерческих, финансовых и инкассового поручения) банк-ремитент пересылает их инкассирующему банку в стране импортера. В роли инкассирующего банка выступает любой банк, не являющийся ремитентом, участвующий в процессе обработки инкассового поручения.
В свою очередь последний извещает покупателя и передает ему документы либо против уплаты суммы валюты (при наличных расчетах), либо против акцепта срочной тратты (при условии кредита и вексельного обращения). Последовательность расчета инкассо:
После подписания контракта импортер дает указание банку-плательщику выдать экспортеру банковскую гарантию платежа. Гарантия пересылается в инкассирующий банк, который уведомляет экспортера о ее получении. Экспортер передает товар и необходимые сопроводительные документы перевозчику, который дополняет их соответствующими документами, и весь пакет документов передается в инкассирующий банк, а затем пересылается в банк-плательщик.
Копии этих документов направляются импортеру для проверки на соответствие условиям контракта. Если соответствие подтвердится, то импортер акцептует их, выражая тем самым согласие на оплату, и передает акцептованные копии в банк-плательщик, который переводит сумму платежа на счет экспортера, уведомив об этом через кредит-авизо. Сообщение о поступлении платежа на счет передается экспортеру. В свою очередь банк-плательщик передает подлинники сопроводительных документов с приложением платежного документа, подтверждающего оплату товара, импортеру для получения товара в порту выгрузки.
Эта форма расчетов выгодна импортерам, так как дает возможность затягивать момент акцепта до прихода товара в порт выгрузки.
С целью ускорения платежа экспортеры настаивают на инкассо с последующим акцептом.
В этом случае после поступления сопроводительных документов в инкассирующий банк они проверяются банком на соответствие условиям контракта, и при его наличии банк зачисляет сумму стоимости поставленных товаров на счет экспортера, извещает банк-плательщик о произведенной операции и направляет ему комплект документов. Таким образом, уже оплаченные документы передаются на акцепт импортеру, не позволяя ему затормозить процедуру с акцептом, за которым следует процедура уже оплаченного товара.
Если импортер обнаружит несоответствие представленных документов условиям контракта, он направляет банку отказ от оплаты. Банк-плательщик восстанавливает сумму на его счете и извещает об этом инкассирующий банк, который снимает спорную сумму со счета экспортера. Все последующие переговоры по выяснению взаимных претензий ведут между собой непосредственно продавец и покупатель.
Вместе с тем инкассовая форма расчетов имеет серьезные недостатки, которые резко снижают ее преимущество в расчетах по экспорту.
Во-первых, имеет место достаточно продолжительный разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, что замедляет оборачиваемость средств экспортера.
Во-вторых, к моменту прибытия документов в банк импортера последний может отказаться от их оплаты или оказаться неплатежеспособным.
К тому же может возникнуть ситуация, когда доставка товара может опередить поступление документов в банк и получение его импортером без товаросопроводительных документов, что увеличивает риск неоплаты.
Во избежание подобных ситуаций предусматривается дополнительное условие — телеграфное инкассо, которое позволяет сократить разрыв во времени. Его смысл состоит в уведомлении импортера (одновременно с отсылкой документов иностранному банку) посредством телеграфного извещения о высылке документов с перечислением основных реквизитов инкассового поручения.
Возможен и другой вариант телеграфного инкассо, когда банк экспортера высылает документы иностранному банку лишь по получении от него извещения о зачислении средств, необходимых для обеспечения платежа.
Расходы в инкассовой операции покрываются в большей части за счет экспортера; они складываются из комиссии банка-ремитента по обслуживанию инкассо.
Применение инкассовой формы расчетов обеспечивается в соответствии с Унифицированными правилами по инкассо Международной торговой палаты (редакция 1995 г.) в случае, если стороны включили их в текст инкассового поручения.
Особенностью международных расчетов является то, что в платежном обороте иностранная валюта выступает не в качестве наличных денежных знаков, а в виде банковских и кредитных платежных средств, таких, как телеграфные и почтовые переводы, чеки и векселя.
Платежные средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов, получили название девизы.
Они реализуются в форме расчетно-платежных документов, которые обращаются между банками-корреспондентами экспортеров и импортеров. В международном платежном обороте используются и наличные денежные знаки, например туристами или командированными за границу. Но и в этом случае преимущество отдается таким средствам расчетов, как специальные дорожные или туристические чеки, денежные аккредитивы и т.п.
Необходимость обмена валют в международных расчетах вызвана объективными условиями — отсутствием единой валюты, которая могла бы выступать законным и общепризнанным всеми государствами платежным средством. В то же время условия современного состояния углубления и расширения процессов технологического разделения труда и интернационализации мирового хозяйственного развития вызывают необходимость сравнения национальных стоимостей и единого денежного эквивалентного обмена. Эта необходимость возрастает, так как валютные операции переросли рамки ограниченной банковской сферы деятельности, превратившись в масштабную банковскую индустрию по отслеживанию и фиксации изменений валютных курсов основных развитых государств, национальная валюта которых признана свободно конвертируемой (СКВ).
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД В УКРАИНЕ
3.1 Особенности налогооблажения
Правовой основой налоговой системы служат Законы Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР „О системе налогообложения“ и „О внесении изменений и дополнений в Закон Украины “О государственной налоговой службе в Украине», принятые Верховным Советом Украины, соответственно, 2 февраля 1994 г. и 24 декабря 1993 г. В новом Законе Украины «О системе налогообложения» предусмотрено, что при определении налогов, сборов и обязательных платежей, а также установлении обязанностей и ответственности плетельщиков эта система строится на следующих принципах.
Во-первых, обязательность исполнения законодательства о налогах всеми субъектами налогообложения, что означает равнонапряженность для предприятий всех форм собственности в формировании общегосударственного и местных бюджетов. В рамках целостности экономической системы все хозяйственные субъекты и граждане должны находиться в примерно одинаковых налоговых условиях. Как свидетельствует мировой опыт, отступление от этого принципа означало бы разрушение единого рынка, нарушение нормального перемещения финансовых продолжение
--PAGE_BREAK--