Реферат по предмету "Экономика"


Общественные блага как экономическая категория

Кафедра «Экономики и Управления

Курсоваяпо экономической теории
на тему:
Общественныеблага, как экономическая категория 
Москва2008 г.

Содержание
 
Введение
1.   Классификация экономических благ
2.   Особенности спроса на общественныеблага
3.   Эффективный объем общественного блага
4.   Проблема «безбилетника»
5.   Предоставление общественных благпосредством рынка
6.   Предоставление общественных благгосударством
Заключение
Список литературы

Введение
 
Важной функциейгосударства в рыночной экономике является производство общественных товаров иуслуг (благ). Особенностью общественных благ является то, что их полезностьраспространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты,защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодночастному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет насебя их производство.
Общественные блага — блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всемуобществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретатьэто благо.
Общественные благаобладают 2-мя характерными свойствами:
1. Несоперничество впотреблении
2. Неисключаемостью.
Несоперничество в потреблении состоит в том, что приувеличении количества потребителей какого-либо общественного блага никогда неснижается полезность, доставляемая каждому из потребителей. При предоставленииобщественного блага индивидуальному потребителю предельные издержки = 0. А приувеличении потребителей реализуются условия Парето-улучшения(Парето-улучшениями называются такие изменения экономических ситуаций, прикоторых по сравнению с предыдущим состоянием никто не проигрывает и хотя бынекоторые участники экономической жизни выигрывают).
Неисключаемость состоит в том, что производительобщественного блага не имеет возможности по своему желанию отстранитькакого-либо потребителя от пользования этим благом. Поставщики общественныхблаг не в состоянии вступать в обособленные экономические взаимоотношения скаждым из их потребителей.
Общественные блага оплачиваются за счет общегоналогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примеромобщественного блага служит система национальной обороны, поскольку касаетсявсех и каждого в равной степени.
1.  Классификация экономических благ
В основу классификации благ положены два критерия – степеньдоступности блага в потреблении и характер распределения полезности блага средипотребителей в процессе его потребления. В соответствии с первым критериемвыделяются признаки исключаемости или неисключаемости блага, со вторым –избирательности или неизбирательности блага.
Исключаемость в потреблении означает, что обладаниеблагом одним субъектом исключает доступность данного блага для других. В этомслучае потребление блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена.Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствоватькому-либо участвовать в потреблении блага. В соответствии с данным принципомдаже лица, не заплатившие за благо, не могут быть исключены из числапотребителей.
Избирательность в потреблении означает, что получениеопределённых выгод от потребления данного блага одним субъектом делаетневозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляетсяв том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага,отчего его иногда называют принципом конкурентности в потреблении. Неизбирательностьв потреблении означает, что получение выгод от потребления блага однимсубъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других. Такоеблаго считается неконкурентным, и его потребление каким-либо субъектом в любомколичестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов. Всоответствии с указанными критериями блага делятся на чистые и общественные.
Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность толькоего владельцу, является чистым частным благом.
Чистое частное благо – это благо, обладающеепризнаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага однимсубъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только еговладельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исключает ее доступность длядругих, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем.Обладая высокой степенью избирательности и исключаемости, такие блага могутбыть оценены и проданы поштучно и в этом смысле наиболее приспособлены длярыночного оборота.
Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно безпредоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественнымблагом.
Чистому общественному благу свойственны признакинеизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числапотребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничиваетего полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами отнациональной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой от неедругими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этогоблага. Чистые общественные блага обладают рядом специфических характеристик.Присущая им абсолютная неизбирательность означает, что 1) любое потреблениекем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количествадругим; 2) включение в потребление блага дополнительных потребителей неуменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями;3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равнынулю.
/>
Рис. №1. Предельные издержки предоставления чистогообщественного блага

Характерная для чистых общественных благ полнаянеисключаемость указывает на то, что: 1) данные блага обладают неделимостью,следовательно, 2) не могут быть раздроблены на единицы индивидуальногопотребления и проданы поштучно, а значит, 3) потребляются сообща. В силу указанныхособенностей чистые общественные блага не могут производиться посредствомрынка. Главная их отличительная особенность заключается в том, что потреблениетакого блага всегда сопровождается положительным эффектом для всех. Поэтомусуть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а вобеспечении оптимального объема их производства. Типичными примерами чистыхобщественных благ являются национальная оборона, пожарная служба, органыправопорядка.
«Мир благ» не сводиться к чистым частным и чистымобщественным благам. Во-первых, используемые для классификации благ признакиимеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба благамогут обладать признаком, например, неисключаемости (исключаемости,избирательности, неизбирательности), однако одно из них в большей степени, адругое в меньшей. Во-вторых, характеризующие блага признаки могут иметь самыеразные комбинации: избирательность – неисключаемость, исключаемость –неизбирательность. Места для парковки на общественной стоянке для автомобилейдоступны для всех других, что придаёт ему признак избирательности. Блага,характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степеньюисключаемости, называются общими благами, или благами совместногопотребления. Их специфика состоит в том, что несмотря на высокую степеньконкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокимииздержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, — общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего ихназывают ещё коммунальными. Совместный характер потребления таких благобуславливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, котороеподчинено принципу «первый пришел, первый использовал».
Конкурентность в потреблении блага может быть низкой. Приемтелевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшаетвозможностей того же для других пользователей, притом с нулевыми предельнымииздержками. Однако введение платы за подключение к сети является факторомисключаемости данного блага. Блага, обладающие высокой степенью исключаемости инизкой степенью избирательности, называются исключаемыми общественными,или коллективными благами. Ими могут быть кабельное телевидение,школьное обучение, библиотеки. Специфика данного типа благ заключается в том,что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками.В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста егопотребителей, и с определённого момента («точка перегрузки») предоставлениетакого блага дополнительному потреблению связано с ростом предельных издержекпредоставление, т.е. снижением полезности для существующих потребителей. Блага,неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определённогочисла потребителей, называются перегружаемыми общественными благами.Типичные примеры таких благ – объекты транспортной инфраструктуры (дороги,мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.д.).По мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части растёт искорость движения (полезность) снижается. Суть здесь в том, что дополнительныепользователи не уменьшают доступность блага для других только до определённогомомента.

/>
Рис.№2 Предельные издержки предоставлены перегружаемогообщественного блага
В некоторых случаях, во избежание перегрузки, доступность кблагу может быть ограничена узким кругом потребителей в виде особогообъединения, ставящего своей целью совместное потребление определённого блага.Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особыхорганизациях, называются клубными благами. К таким благам можно отнестиохотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа и т.п., использованиекоторых обусловлено членством в объединении потребителей благ. Потребителитаких благ имеют возможность извлекать желательный объем полезности при меньшихиндивидуальных затратах. 2.  Особенности спроса на общественные блага
Принцип убывающей полезности действует и в отношении спросана чистое общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественноеблаго имеет нисходящий наклон, как и в случае с чистым частным благом. Однакоза этой внешней схожестью скрываются существенные особенности:
¾ во-первых, являясь неделимым, чистоеобщественное благо потребляется всеми пользователями целиком. В отличие отчистого частного блага потребление чистого общественного блага не может бытьскорректировано соответственно потребностям пользователя, а каждый из них можетпотреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователипотребляют одинаковое количество блага, а объём его потребления каждымпотребителем равняется объёму предложения блага: />
¾во-вторых, поскольку все пользователи получат выгоды одновременно, а кривые ихспроса представляют собой предельные полезности для каждого данного объемаблага, то для каждого объема блага предельная общественная полезность от егопотребления представляет собой сумму всех предельных индивидуальныхполезностей:
/>
Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем егопредельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены.
Отсюда следует два важныхвывода. Первый состоит в том, что объём совокупного спроса на общественноеблаго равен сумме индивидуальных объёмов спроса для каждой данной цены. Второйзаключаеться в том, что при спросе на чистое общественное благо цены,выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, неявляеться переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественноеблаго формируеться путём не горизонтального, а вертикального суммированияиндивидуальных кривых спроса, представляясь в виде кривой общего желанияплатить за каждую дополнительную единицу блага.

/>Рис.№3 Спрос на чистое частное благо и на чистое общественное благо: а)спрос на чистое частное благо; б) спрос на чистое общественное благо
Совокупный спрос начистые частные блага формируеться суммированием индивидуальных кривых спроса (/>) по горизонтали. При цене /> спросиндивида А равен 1, индивида Б равен 2, индивида В равен 3. Следовательно,совокупный объем спроса при данной цене равен 1+2+3=6. В случае с чистымиобщественными благами совокупный спрос формируется как сумма предельныхполезностей для каждого индивида, представленных кривыми их спроса наобщественное благо /> и /> . При объеме блага q = 4 индивид А готов заплатить задополнительную единицу блага Р = 3, а индивид Б ¾ 8. Так как оба потребляют одинаковоеколичество блага, общая предельная полезность для них, т.е. готовность платитьза дополнительную единицу блага, определяется сложением их предельныхполезностей для данного объема предложения:
/>,
т.е. путём вертикальногосуммирования.
Анализируя особенностиформирования спроса на чистое общественное благо, следует обратить внимание наодно существенное обстоятельство. Спрос на чистое общественное благо отражаетиндивидуальные предельные полезности пользователей, а готовность платить припотреблении одинакового его объема у каждого отдельного отребителя разная.Следовательно, в случае с чистыми общественными благами (в отличие от чистыхчастных благ) соответствия между суммой, которую готов заплатить каждыйотдельный потребитель за дополнительную единицу блага, и издержками егопроизводства не существует. 3.  Эффективный объем общественного блага
Предоставление чистого общественного блага для одного лица сопровождаетсяположительными внешними выгодами для всех, а включение в процесс егопотребления дополнительных пользователей не приводит к снижению полезности длясуществующих потребителей.
Поэтому общество заинтересовано в обеспечении подобными благами всехпотенциальных потребителей, в чем и состоит суть проблемы определенияэффективного (оптимального) объема производства чистого общественного блага.
Решение этой проблемы обусловлено применением общего принципа принятияоптимальных решений — благо должно производиться в объеме, при которомпредельные общественные выгоды от дополнительной единицы блага должныуравниваться с предельными общественными издержками его производства, т.е. приMSB = MSC.
В отношении чистых общественных благ специфика определенияоптимального объема производства блага связана с тем, что предельная выгода отпредоставления дополнительной единицы блага распространяется на всехпотребителей, и в этом смысле предельная выгода от дополнительной единицычистого общественного блага представляет собой сумму предельных выгод всехпотребителей (/>). Следовательно,эффективный объем чистого общественного блага — это объем, при которомпредельные общественные выгоды, выраженные как сумма предельных выгод всехпотребителей, равны предельным общественным издержкам производства блага:
/>
Эффективным является тотобъем чистого общественного блага, при котором предельные общественные выгодыот потребления блага равны предельным издержкам его производства.
На рисунке №5 спрос на чистое общественное благо субъекта Аотражен как />, а субъекта Б — как />. При этом готовностьсубъекта А платить за дополнительную единицу блага, например еще один каналобщественного телевидения, при объеме Q* составит величину а, а субъекта Б — b. Их общая готовность платить /> составит(а + b). Если предельные издержки производства блага —МС, то эффективным будет тот объем чистого общественного блага, для которогообщая готовность платить за благо равна предельным издержкам его производства,т.е. точка пересечения их кривых.
/>
Рис. №4 Оптимальный объем чистого общественного блага
В нашем случае это Q*, так как
MC(Q*) = (а + b).
Любое отклонение кривой МС от этой точки означало бынеобходимость уменьшить или увеличить производство чистого общественного блага.
/>
Рис. №5 Оптимальный объем общественного блага
Анализируя механизм установления эффективного объемапроизводства чистого общественного блага, следует обратить внимание на дваобстоятельства:
1)отсутствие соответствия между предельными издержками производства блага иденежной суммой, которую готов заплатить за него каждый отдельный субъект;
2) объем производства чистого общественного блага будетоптимальным только при условии, что валовые издержки его производства (областьпод кривой предельных издержек до точки Q*)не будут превышатьзатрат, которые общество готово заплатить (область под кривой общей готовностиплатить до точки Q*).
В связи с этим возникают два аспекта проблемы.
Первый аспект связан с механизмом достижения эффективногообъема производства блага. Как следует из приведенного рисунка, потребляя благоиндивидуально и руководствуясь при этом принципом MB = МС, ни один из потребителей не готов оплатить предоставление чистогообщественного блага в объеме Q* и спрос на него был бы нулевым. Непредоставление блага в означенномобъеме привело бы к снижению полезности для обоих субъектов, так как
/>
Напротив, совместное потребление блага не только позволяетдостичь эффективного объема его потребления, но и способствует росту благосостояниявсех его потребителей — потребление чистого общественного блага однимпотребителем не снижает его полезности для других. Следовательно, достижениеэффективного объема производства чистого общественного блага требует кооперации потребителей.
Второй аспект касается принципа финансирования производствачистого общественного блага. Так как чистое общественное благо предоставляетсявсем пользователям в одинаковом объеме, то казалось бы логичным взимать спотребителей одинаковую плату. Однако, как можно увидеть из приведенногорисунка, установление подобной платы (с) приведет к тому, что субъект Авынужден будет фактически прекратить потребление блага из-за превышения налогомполучаемых им предельных выгод. У потребителя Б готовность платить выше и онбудет продолжать предъявлять спрос. Но он вынужден будет платить больше /> , причем за меньший объем />. Оба потребителя извлекли бы большую пользу, если бы потребитель Аплатил меньше, а потребитель Б — больше, на что последний с готовностьюсогласится, так как в этом случае извлекаемая им полезность вырастет, а затратыснизятся. Следовательно, применение единой ставки оплаты чистых общественных благ для имеющих разный уровень предельной полезностипотребителей не являетсяэффективным с точки зрения критерия эффективности Парето.5. Проблема «безбилетника»
Достижениеэффективного объема производства чистого общественного блага предполагаетналичие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Междутем пользователи знают, что в случае с общественными благами получение имивыгод возможно и без участия в возмещении издержек по его производству, так какпредоставление блага кому-либо не препятствует его потреблению другимибесплатно — признак неисключаемости. Это обусловливает склонность потребителейуклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или поменьшей мере минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что этосделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или«зайцев». Она возникает всегда, когда существуют трудности интернализацииположительных внешних эффектов.
Возможностьбесплатного потребления общественных благ обусловливает неэффективность при ихпроизводстве.
Сутьпроблемы «безбилетника» заключается в том, что, стремясь получить выгоду засчет усилий других пользователей, «безбилетники» занижают степень получаемойими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшениюценности общественного блага и, следовательно, к болеенизкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. В конечном счете,учитывая наличие склонности к минимизации затрат как признака рациональногоповедения у каждого потребителя, мы можем столкнуться с ситуацией, когда никтоне захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным.Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потребленииобщественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. В связи сэтим реализация задачи предоставления общественных благ сводится к решению двухвопросов:
1)как обеспечить производство общественных благ при наличии «зайцев»;
2)как при этом достичь эффективного объема общественного блага.6. Предоставление общественных благ посредством рынка
Возможности рынкав предоставлении общественных благ — это исключающие принудительное участиеспособы финансирования их производства. На практике это означает, чтопредоставление общественных благ осуществляется частным сектором, афинансирование их производства обеспечивается путем подключения рыночныхмеханизмов. Существует несколько способов такого подключения.
1.Исключение «безбилетников». Наиболее простым методом их исключения являетсяограничение доступа к потреблению блага. Когда издержки ограничения доступа кблагу низки, то даже обладающее неизбирательностью благо может продаваться темже способом, что и частное благо.
Исключаемыеобщественные блага представляют собой тот тип благ,доступ к которым легко ограничить, несмотря на коллективный характер ихпотребления. Абонементная плата за подключение к кабельному телевидению икомпьютерным сетям, а также продажа билетов на различного рода зрелищныемероприятия — это типичные примеры подключения ценового механизма к решениюпроблемы предоставления общественных благ.
Введениеплаты в качестве инструмента регулирования доступа к благу можетбыть использовано в том случае, когда степень избирательности в потребленииблага зависит от количества потребителей, т.е. в отношении перегружаемыхблаг. Перегрузка в потреблении блага приводит к ограничениюполезности и, таким образом, к снижению эффективности. В этом случае введениеплаты, равной предельным издержкам предоставления, способствовало бы ростуэффективности. Примером такого подхода могут служить платные автострады идругие объекты транспортной инфраструктуры.
Заключениечастных контрактов может быть эффективным механизмомисключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты насовместное владение предполагают участие в потреблении блага только наопределенных условиях, скажем при внесении взносов на благоустройство дома врамках организованного товарищества.
Когдаблаго не находится в постоянном пользовании потребителя (момент покупки имомент использования разделены), а круг его потребителей ограничен, в качествеметода исключения «зайцев» может служить создание особых организаций посовместному использованию блага, доступ к потреблению которогообусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса. Чаще всегоон находит применение в отношении клубных благ, каковыми являются бассейны,площадки для гольфа и тенниса, охотничьи хозяйства и т.п. И хотя в этом случаемогут возникать некоторые ограничения в доступе к благу в каждый данный момент,совместное потребление приносит ощутимую выгоду, так как для отдельногопотребителя предельные издержки потребления блага ниже средних издержек егопроизводства.
Рассматриваярыночные способы предоставления общественных благ, следует учитывать, что,способствуя решению проблемы «безбилетника», они сопровождаютсянеэффективностью, возникающей вследствие исключения из потребления части потребителей,так как предельные издержки предоставления им блага равны нулю.
2.Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования —увязывание предоставления потребителю обладающего неисключаемостью блага сисключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. В этом случаефинансирование производства общественного блага обеспечивается посредствомрыночного оборота частного блага. Так, финансирование общественного радио-ителевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в ценурадио- и телевизионных приемников. Другим методом подобного рода является продажапобочных продуктов. Плата за рекламные объявления иролики может использоваться для финансирования общественного радио ителевидения, плата, взимаемая за рекламные щиты вдоль дорог, — дляфинансирований транспортной инфраструктуры. Конечно, достижения эффективногообъема общественного блага взаимообусловленное финансирование обеспечить неможет. Тем не менее оно способно содействовать приближению к искомому оптимуму.
3.Субсидирование. Финансирование производства общественных благ можетосуществляться и за счет добровольных пожертвований граждан иорганизаций, которые либо высоко оценивают (готовы мириться с проблемой«безбилетника») возникающие при потреблении блага положительные внешниеэффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальныевыгоды — общественный имидж. Финансируемое таким способом производствообщественных благ не может осуществляться на социально эффективном уровне, посколькуне может быть выше уровня предельной полезности, получаемой спонсорами. Вкачестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицамипрограмм охраны окружающей среды и защиты животных. Хотя рынок обладает ограниченнымивозможностями в предоставлении общественных благ, использование ценовогомеханизма способствует росту эффективности их производства.
7.Предоставление общественных благ государством
Вслучаях, когда возникающие при потреблении благ положительные внешние эффекты не поддаютсяинтернализации, предоставление подобных общественных благ может быть обеспеченотолько государством. Обычно это чистыеобщественные блага. Между тем не всякое предоставляемоегосударством благо является чистым общественным благом. Иногда даже обладающиевысокой степенью исключаемое™ блага предоставляются только государством. Когдакруг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из нихплатить за благо сильно дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев»методами исключения связано с высокими издержками или приводит к значительномуи устойчивому недопроизводству общественного блага, а значит, уменьшениюсовокупной полезности. Поэтому подобные общественные блага предоставляютсягосударством.
Формыучастия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными — отнепосредственного производства блага (национальная оборона, пожарная охрана) дофинансирования производимых частным сектором общественных благ (уборка мусора,некоторые виды медицинской помощи). Однако суть их одна — производствопредоставляемых посредством государства общественных благ финансируетсяза счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всехграждан как метода решения проблемы «безбилетника».
Государство выступаетпоставщиком общественных благ тогда, когда возникающие при их потребленииположительные внешние эффекты невозможно интернализировать или это связано сбольшими издержками, при этом их производство финансируется за счет налогов,взимаемых в принудительном порядке.
Предоставлениеобщественных благ посредством государства не означает автоматическогодостижения эффективного объема производства общественных благ. Применениеналогового механизма уже само по себе порождает ряд проблем, связанных сдостижением эффективного объема их производства.С одной стороны, предоставление общественного блага всем потребителям в одинаковомобъеме предполагает применение принципа равного участия в его финансировании. Сдругой стороны, различия в предельной полезности от потребления блага дляразных пользователей обусловливают неравную их склонность к оплатепотребляемого объема общественного блага. И если в первом случае речь идет ореализации принципа справедливости, то во втором — эффективности. Введениеединой платы, несомненно, обеспечит справедливость. Однако ееследствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за склонности лиц снизкими доходами к ограничению финансирования их производства в целях сниженияналога. Проигрывают в этом случае и граждане, имеющие высокие доходы, так какбудут потреблять общественных благ меньше, чем хотели бы. Применениедифференцированной ставки налога способствовало бы устранению неэффективности, обусловленнойсокращением объема производства общественных благ. Учитывая, что склонностьплатить есть возрастающая функция дохода и в этом смысле обусловлена невкусовыми различиями разных категорий потребителей, а уровнем их доходов, толица с высокими доходами только выиграли бы, получив возможность потреблятьбольше. При этом, правда, проблема трансформируется в вопрос о степенидифференциации налога, решение которого осложнено трудностями выявленияпредпочтений потребителей тех или иных общественных благ.
Заключение
Российское общество заинтересовано в развитии рыночной моделиэкономики, ибо оно объективно ведет и к укреплению демократии. Ведьпоследовательное утверждение рыночных принципов означает, во-первых, завершениеформирования единого национального рыночного пространства, во-вторых,полновесную поддержку конкуренции на всех рынках и бескомпромиссную борьбу смонополизмом, в-третьих, создание равных возможностей для всех формсобственности и предпринимательства, в-четвертых, производство в достаточномколичестве и качестве общественных благ – здравоохранение, образование, наука,культура, охрана окружающей среды и др., в-пятых, оптимальное включениеэкономики России в мировое хозяйство с обеспечением ее конкурентоспособности инациональных интересов, в-шестых, рост благосостояния общества и созданиеусловий для расширенного воспроизводства населения России, в-седьмых,формирование экономической основы для становления и развития демократическихинститутов в стране.
Обеспечение производства общественных благ – первейшаяфункция любого государства. В этой связи для повышения эффективностисоответствующего сектора экономики необходимо достижение баланса интересовпроизводителей и потребителей этих благ, что требует реформирования бюджетногопроцесса. Создание соответствующей системы бюджетно-налоговых и другихинститутов воспроизводства общественных благ, можно надеяться, приведет кзадействованию в этой области механизма конкуренции – главного двигателяобщественного прогресса.
Список литературы
1. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика – М., 2008,гл. 13.
2. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика – М., 2007, гл.1.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика – Питер, 2007
4. Экономика /Под ред. А.С. Булатова – М., 2007, гл.2.
5. Ресурсы интернета


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управління та нагляд за безпекою життєдіяльності
Реферат Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877)
Реферат Москва в произведениях Л. Толстого
Реферат Трагедия Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Реферат Рождение новой поэтической школы
Реферат История бренда "Kodak"
Реферат На чём держится мир?
Реферат Картины природы в "Слове о полку Игореве"
Реферат Определение характеристик эффективности стандартных сетевых и информационных систем (ИОЛА, NetWare 3.*, Windows 2000)
Реферат Литература в Бухаре
Реферат Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова.
Реферат Гимн или реквием? Поэма А.Блока «Двенадцать»
Реферат Русская и зарубежная литература. Мольер, "Скупой". А.Н.Островский, "Гроза"
Реферат Александр Иванович Куприн (1870-1938 гг.)
Реферат Экономическая эффективность оказания услуг по монтажу систем отопления в ОАО «Вятсантехмонтаж»