ТЕМА 6. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА.
Рынок – это взаимодействиенезависимых продавцов и покупателей.
Сущность рынка наиболееполно проявляется в его элементах.
Первым элементом рыночнойэкономики выступают производители и потребители. Одни производят товар, другие– потребляют его. Они формируют спрос и предложение. Спрос выступает на рынке ввиде потребности, обеспеченной деньгами. Предложение – это результат применениянаиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсовпри производстве пользующихся спросом товаров. Спрос и предложение обеспечиваютпостоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
Вторым элементом рыночнойэкономики выступают цены. Цены складываются в результате спроса и предложения,соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры.
Третий важнейший элемент рыночногомеханизма – конкуренция. Это соперничество с точки зрения фирм и расщеплениеэкономической власти с точки зрения общества. Адам Смит назвал конкуренцию«невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельныхиндивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всегообщества. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определитьвеличину экономических регуляторов, которыми выступают цена, норма прибыли,процент и т.д.
Существуют следующие видыконкуренции:
1) Честная инедобросовестная конкуренция. В соответствии с Законом
Республики Казахстан «Онедобросовестной конкуренции» к ней относят любые действия физического,юридического лица или государственного органа, препятствующие конкуренции. Этомогут быть такие действия, как горизонтальные слияния, сговоры, разглашениекоммерческой тайны, копирование чужого товарного знака, распространениенедостоверных сведений о продавце и его товарах и т.д.
2) Ценовая инеценовая конкуренция. При ценовой конкуренции соперники поэтапно снижают цену,чтобы расширить рынки сбыта. При неценовой конкуренции конкурируют качеством,дополнительным обслуживанием, товарным знаком.
3) Совершенная(чистая) и несовершенная конкуренция. Для совершенной конкуренции характерныналичие множества мелких независимых продавцов; однородный (стандартный) товар,т.е. товар, не имеющий разновидности; одна фирма принимает рыночную цену; нетбарьеров для вступления в отрасль новых фирм; совершенная информация. Принятоотносить к таким рынкам отрасли сельского хозяйства, фондовые и валютные рынки.
К несовершеннойконкуренции относятся:
А. Чистая монополия –ситуация, когда имеют место один продавец, диктующий цену товара, товаруникальный (не имеющий заменителей), есть барьеры для вступления в отрасльновых фирм. Чистые монополии сейчас существуют, в-основном, в виде естественныхмонополий. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О естественныхмонополиях» — это сферы отдельных видов коммунальных услуг (электро-, водо- итеплоснабжение), услуги городской телефонной связи (компания АО «Казахтелеком»),услуги почты (АО «Казпочта»), портов и аэропортов, железной дороги (АО«КазахстанТеміржолы»), магистральные газо- инефтепроводы.
Б. Олигополия. Этарыночная структура имеет место, когда несколько крупных, взаимозависимыхпродавцов, используя различные способы ценообразования, продают однородный илинеоднородный (дифференцированный, т.е. имеющий разновидности), товар, естьбарьеры. Это, как правило, рынки тяжелых отраслей, а также табачных изделий,бытовой техники.
В. Монополистическаяконкуренция. Для монополистической конкуренции характерны наличие множествамелких независимых продавцов; разнородный товар; нет барьеров для вступления вотрасль новых фирм. В этой отрасли используют неценовую конкуренцию. Принятоотносить к таким рынкам отрасли потребительских товаров и услуг.
Кроме этого, неотъемлемымэлементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рыночная инфраструктура- это институты, способствующие эффективному функционированию рынка, снижениютрансакционных издержек. Рынок требует создания и функционирования товарныхбирж, структур оптовой и розничной торговли, банковской системы, страховыхорганизаций.
Виды рынков.
В зависимости отразличных критериев рынки можно разделить:
1) по экономическомуназначению объектов рыночных отношений: рынки товаров и услуг, рынки ресурсов;
2) по товарным группам:рынки продовольственных и непродовольственных товаров, рынки услуг;
3) по территориальномупризнаку: местные (локальные), территориальные (областные), национальные (республиканские)и мировые (международные) рынки;
4) по степени ограниченияконкуренции монопольный, олигопольный, межотраслевой;
5) по характеру продаж:рынки оптовой и розничной торговли, рынки государственных закупок;
6) по соблюдениюзаконности: легальные и нелегальные рынки.
Преимущества и недостаткирынков.
Преимущества:
1) Рынок способствуетболее эффективному использованию ресурсов. Желание максимизировать прибыльзаставит использовать те ресурсы, которых много, так как они дешевы, иэкономить редкие ресурсы, так как они дороги.
2) Способствует развитию техники,созданию новых технологий, методов организации и управления производством, такэто повышает прибыль.
3) Обеспечивает свободувыбора потребителей и производителей.
Последнее можнорассматривать как составляющую свободы вообще и одну из важнейших целей в жизничеловека.
Недостатки:
1) Внешние эффекты. Этоситуация, когда третья незаинтересованная в сделке сторона получает выгоды(положительный внешний эффект) или издержки (отрицательный внешний эффект).Примерами могут быть выгоды от образования, получаемые обществом иэкологические проблемы как издержки.
2) Не стимулирует производствообщественных товаров. Это товары, которые обладают свойствами неделимости инеисключаемости, то есть ими пользуются все и бесплатно. Например, оборонастраны, освещение улиц.
3) Неравенство в доходах.На этот счет английский экономист У. Петти сказал следующее: «Не бывает богатыхтам, где все одинаково богаты, как не бывает бедных там, где все одинаковобедны». В рыночной системе преуспевает тот, кто обладает ресурсами. Однако естькатегории людей – аутсайдеров. Это инвалиды, старики, дети. Без помощигосударства эти люди обречены на бедность.
4) Макроэкономическаянестабильность (не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен). Длярыночной системы характерно циклическое развитие.
5) Ассиметричнаяинформация, когда одна сторона при сделке не обладает всей информацией отоваре.
Особенностямисовременного рынка являются:
— Усиление роли государства.Это связано с политическими факторами, такими как войны, угроза терроризма ит.д.
— Усиление ролисоциальных групп, таких как партии, профсоюзы и т.д. То обстоятельство, какаяпартия занимает большинства в парламенте, влияет на направленность принятыхзаконодательных актов.
— Усиление ролинаучно-технического прогресса. Это происходит со второй половины прошлогостолетия. Особенно важным это обстоятельство является для нашей страны сейчас,в процессе реализации Стратегии Индустриально-инновационного развитияКазахстана до 2015 г. и цели вхождения страны в число пятидесяти наиболееконкурентоспособных стран мира, т.к. одним из критериев внешнейконкурентоспособности страны является уровень развития технологий.
— Изменение формыпредпринимательства — переход от преимущественно индивидуальных предприятий кАО, ТОО, что связано с появлением таких форм предпринимательства, которыесущественно снижают риск убытков.
— Расширение границрынка, чему способствовало расширение деятельности транснациональных компаний.
Вопросыдля контроля:
1. Чем отличаютсяпонятия «структура рынка» и «инфраструктура рынка»? Насколько важно наличиеинфраструктуры рынка?
2. Назовите плюсы иминусы ценообразующей функции рынка. Будет ли целесообразным вмешательствогосударства в этот процесс? В каких случаях?
3. Можно ли считать,что криминальный бизнес – продукт только переходной экономики?
4. Тождественны липонятия «семья» и «домохозяйство»?
5. Назовите причины,по которым в плановой экономике домохозяйства испытывают дефицит в товарах, а врыночной – в деньгах?
6. Что такоетрансакционные издержки? По каким причинам фирма идет на эти затраты?
7. Чем совершеннаяконкуренция отличается от несовершенной конкуренции? Какая из этих формпреобладает в настоящее время?
200 летназад? Почему основоположники марксизма называют 19 век периодом свободнойконкуренции, а 20 век периодом государственно – монополистического капитализма?
8. Дайтехарактеристику монополии, монопсонии, олигополии, олигопсонии, монополистическойконкуренции, совершенной конкуренции.
9. Чем отличаетсяценовая конкуренция от неценовой конкуренции?
10. Перечислитеспособы недобросовестной конкуренции (используйте Закон Республики Казахстан «Онедобросовестной конкуренции», 1998 г.).
11. Тождественны липонятия «спрос» и «потребность»?
12. Проанализируйтевысказывания:
— «Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев»;
— «Технология, которая является лучшей для экономиста, для инженера можетоказаться худшей;
— «Самойважной особенностью капитализма является отсутствие централизованного плана»;
— «Конкуренция служит незаменимым дисциплинирующим элементом рынка».
13. Можно липрименительно к экономике использовать следующие крылатые выражения?
-«Семеро одногоне ждут».
-«Если хочешького-либо сделать счастливым, не добавляй ему вещей, а убавляй желания».
-«Чем меньшеженщину мы любим, тем больше нравимся мы ей».