Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Организация службы пожарной охраны на предприятии

Задание на курсовой проект 2

Замечания руководителя 3

Введение 5

1.Наиболее распространенные причины возникновения пожаров на промыш-ленных предприятиях и основные направления работы по их устранению 7

2. Пожарная охрана предприятий 12

2.1. Государственная противопожарная служба 12

2.2 Ведомственная пожарная охрана 15

2.3. Добровольно пожарные дружины 17

2.3.1 Задачи добровольной пожарной дружины 18

2.3.2. Порядок организации добровольной пожарной дружины и ее 18

2.3.3. Обязанности начальника добровольной пожарной дружины 19

2.3.4. Обязанности членов добровольной пожарной дружины 20

3. Организация работы пожарной охраны предприятия 21

4. Требования к личному составу пожарной охраны 24

5. Пожарная техника 26

5.1. Методика определения количества пожарных машин, требуемых

для обеспечения подачи воды на нужды пожаротушения 30

Заключение 34

Список литературы 35


Введение

Пожар представляет собой сложный физико-химический процесс, включающий помимо горения явления массо- и теплообмена, развивающиеся во времени и пространстве. Эти явления взаимосвязаны и характеризуются параметрами пожара: скоростью выгорания, температурой и т. д. и определяются рядом условий, многие из которых носят случайный характер.

Явления массо- и теплообмена называют общими явлениями, характерными для любого пожара независимо от его размеров и места возникновения. Только ликвидация горения может привести к их прекращению. При пожаре процесс горения в течение достаточно большого промежутка времени не управляется человеком. Следствием этого процесса являются большие материальные потери, гибель людей.

Общие явления могут привести к возникновению частных явлений, т. е. таких, которые могут или не могут происходить на пожарах. К ним относят: взрывы, деформацию и обрушение технологических аппаратов и установок, строительных конструкций, вскипание или выброс нефтепродуктов из резервуаров и другие явления.

Одно из ранних свидетельств о пожаре на химическом производстве относится к 1579 г. – предприятии сгорело дотла из-за того, что из бутылки разгоралась азотная кислота. Первая в истории крупная авария с пожаром углеводородных газов произошла 20 октября 1944 в Кливленде (шт. Огайо, США), когда утечка сжиженного природного газа привела к гибели 130 человек и значительному материальному ущербу. Первой крупной аварией, связанной сжиженным нефтяным газом, была, вероятно, авария 28 июля 1959 г. в Мердлине (шт. Джорджия, США); при этом погибли 23 человека.

Городские пожары случались еще до начала нашей эры, и многие старейшие города мира, такие, как Лондон или Москва, уничтожались огнем полностью или частично по нескольку раз за свою историю.


Хочется отметить, что особо опасными считаются, пожары в сфере нефтяной и химической промышленности, т.к. их последствия не сопоставимы по масштабу с другими производствами.

Это обстоятельство заставляет специалистов постоянно искать новые требования к организации, принципам и методам противопожарной защиты объектов, а так же возрастает роль организации служб пожарной охраны на предприятии.

1. Наиболее распространенные причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях и основные направления работы по их устранению


Пожары на промышленных предприятиях возникают в большинстве случаев от неисправностей технологического оборудования, электроустановок, контрольно-измерительных и защитных приборов, неосторожного обращения с огнем обслуживающего персонала и нарушений правил пожарной безопасности при проведении огневых работ.

Часто причиной возникновения пожаров является нарушение герметичности аппаратов и коммуникаций в результате износа отдельных деталей или повышения давления и температуры сверх допустимых значений. В таких случаях появляется возможность образования сгораемой среды, что при наличии источника зажигания приводит к возникновению пожара, особенно в тех технологических установках, приборах и аппаратах, в которых применяются легкогорючие жидкости или газы.

Самыми распространенными источниками зажигания на промпредприятиях являются:

искры при коротких замыканиях (возникают при неправильном подборе и монтаже электросетей, износе, старении и повреждении изоляции электропроводов и оборудования);

теплота, выделяющаяся при перегрузках электрических сетей, машин и аппаратов, больших переходных сопротивлениях (наиболее часто перегрузки возникают при токовых нагрузках, превышающих в течение длительного времени допустимые величины, а большие сопротивления — при плохих контактах в соединениях проводов, на зажимах, на шинах распределительных, групповых щитков и т. п.);

теплота, выделяющаяся при трении во время скольжения подшипников, дисков ременных передач, а также при выходе газов под высоким давлением и с большой скоростью через малые отверстия и щели;

искры, образующиеся при ударах металлических деталей друг о друга, о камень и т. п. (например, удары лопастей вентилятора о кожух, попадание посторонних металличе­ских предметов в дробилки, жернова мельниц);

теплота, выделяющаяся при химическом взаимодействии некоторых веществ и материалов (например, щелочных металлов с водой, окислителей со сгораемыми веществами), а также при самовозгорании органических веществ (например, ветоши, применяемой для изготовления бумаги) при попадании на них растительных и животных масел;

искровые разряды статического электричества и т. п.

При некоторых условиях причинами возникновения пожаров могут быть также пламя, лучистая теплота, искры, образующиеся при эксплуатации огнедействующих производственных установок, отопительных приборов, электро - и газосварочных аппаратов.

Возникновение пожара можно предотвратить путем проведения инженерно-технических мероприятий при проектировании и эксплуатации технологического оборудования, энергетических, транспортных и санитарно-технических установок, а также соблюдением правил пожарной безопасности.

Устранить возможные причины возникновения пожара можно исключением, где это осуществимо, образования горючей среды, а также предупреждением появления тепловых источников, способных воспламенить эту среду.

Для устранения причин возникновения пожара на промпредприятиях следует:

обеспечивать надежную герметизацию производственного оборудования и трубопроводов с огнеопасными продуктами. При выявлении утечки продукта в окружающую среду немедленно ликвидировать неисправность;

запрещать транспортировку огнеопасных жидкостей и растворов в открытых емкостях (в ведрах, открытых баках и т. п.);

создавать безопасные условия выгрузки пожаро - и взрывоопасных веществ и материалов из технологической аппаратуры, а также загрузки их в нее;

надежно отключать аппаратуру от коммуникаций и полностью удалять из нее огнеопасные продукты при остановках на чистку, профилактический осмотр, ремонт и т. п.;

оборудовать помещения эффективными вентиляционными установками, исключающими возможность образования в них взрывоопасной смеси, а также обеспечить нормальную работу вентиляции в процессе ее эксплуатации;

предупреждать перегрев подшипников и других трущихся деталей и механизмов путем своевременной и высококачественной их смазки, контроля за температурой и т. п.;

изолировать огнедействующие производственные установки и отопительные приборы от сгораемых конструкций и материалов, а также соблюдать режим их эксплуатации;

создавать условия, обеспечивающие пожарную безопасность при проведении огневых работ;

правильно выбирать электрооборудование и способы его монтажа с учетом характера окружающей среды, обеспечивать исправность защитных аппаратов и устройств, плотность соединений проводов пайкой, специальными наконечниками, осуществлять постоянный контроль за эксплуатацией электроустановок силами электротехнического персонала объекта;

устанавливать магнитные улавливатели перед машинами ударного действия, если в них перерабатываются волокнистые материалы или сгораемая пыль;

изолировать самовозгорающиеся вещества от других веществ и материалов, выполнять правила безопасного их хранения и систематически контролировать состояние этих веществ;

хранить отдельно вещества, которые самовозгораются при взаимодействии друг с другом, и исключать возможность их контакта при транспортировании и переработке;

предупреждать появление искровых разрядов статического электричества и вторичных проявлений атмосферного электричества при обработке пылей, газов и жидкостей, склонных к электризации;

улавливать огнеопасные производственные отходы, собирать промасленные обтирочные материалы и удалять их в специально отведенные места;

проводить разъяснительную работу среди рабочих и служащих и обеспечивать выполнение организационных мероприятий по соблюдению установленного порядка при пользовании открытым огнем и при курении.

При разработке и осуществлении мероприятий по устранению причин возникновения пожаров особое внимание следует уделять цехам и участкам с пожароопасным производством. В этих цехах и на участках необходимо в первую очередь применять приборы и аппараты автоматического контроля, управления, регулирования и защиты (газоанализаторы, датчики температуры, давления, уровня и расхода продукта, регуляторы, предохранительные клапаны и т. д.), которые существенно влияют на снижение пожарной опасности технологических процессов производства. Здесь же должна находить широкое применение пожарная автоматика — установки обнаружения, локализации и тушения пожаров. Для обслуживающего персонала этих цехов и участков должны быть разработаны противопожарные инструкции с учетом особенностей пожарной опасности технологических установок и агрегатов.

Большое значение для устранения причин возникновения пожаров имеет четко организованное проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму с рабочими и служащими предприятий.

К работе по устранению производственных вспышек и снижению пожарной опасности технологических процессов необходимо привлекать пожарно-технические комиссии.


2. Пожарная охрана предприятий


Создание и содержание пожарной охраны предприятий осуществляется за счет их собственных средств, а также в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Задачи пожарной охраны предприятия выполняются объектовыми подразделениями Государственной противопожарной службы (ГПС) России (по договорам), ведомственной пожарной охраной и дружинами (командами) добровольной пожарной охраны, а также другими организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности.

Допускается обслуживание одним подразделением пожарной охраны нескольких предприятий. При этом общая численность и техническая оснащенность определяются с учетом производственных характеристик каждого предприятия.


2.1. Государственная противопожарная служба


Государственная противопожарная служба — является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в качестве единой самостоятельной оперативной службы. В ноябре 2001 года вышел указ президента «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности». В результате этого 278 тысяч сотрудников ГПС вошли в состав МЧС, численность которого была до этого 70 тысяч человек. ГПС является военизированной структурой и имеет систему специальных званий.

В Государственную противопожарную службу входят:

федеральная противопожарная служба;

противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

До 2005 года органы противопожарной службы управлялись Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ. В результате административной реформы 2005 года противопожарную службу разделили на федеральную и региональную. В составе МЧС оставалось на 2005 год более 80 тыс. человек, в ведение региональных властей перешли 137 тыс., и около 70 тыс. пожарных содержатся за счёт охраняемых ими объектов на договорной основе.

Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). На 2010 год численность службы составляет 220 тыс. человек.

Основные функции:

Проводит профилактику, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы:

на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях;

Осуществляет контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями федеральных законов, технических регламентов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

Осуществляет оперативное управление другими видами пожарной охраны, силами и средствами, привлекаемыми для тушения пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

Проводит мониторинг состояния пожарной безопасности на территории Российской Федерации; готовит предложения для органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности;

Проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;

Организует и ведет официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям на территории Российской Федерации, показателям оперативной деятельности и ресурсам федеральной противопожарной службы, противопожарной службы субъектов Российской Федерации и иных видов пожарной охраны;

Готовит проекты нормативных правовых актов МЧС России в области пожарной безопасности и организации деятельности федеральной противопожарной службы.

Государственный пожарный надзор (ГПН) — специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений

Основной задачей государственного пожарного надзора является осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельности по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки.

Органы государственного пожарного надзора

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления государственного пожарного надзора на территориях федеральных округов;

структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности;

подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в закрытых административно-территориальных образованиях.


2.2 Ведомственная пожарная охрана


Ведомственная пожарная охрана — вид пожарной охраны.

Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Ведомственная пожарная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации является составной частью ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта (федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»). К её подразделениям относятся пожарные поезда и пожарные команды.

Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. При этом тушение пожаров в перечень услуг, оказываемых частной пожарной охраной не входит. Тушение пожаров производится на тех же условиях, что и остальными типами пожарной охраны.

Подразделения частной пожарной охраны включаются в Расписание выезда подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ после согласования с руководителями организаций (собственниками).

До изменения законодательства объектовыми подразделениями Государственной пожарной охраны охранялось 520 организаций. Все они подлежали реформированию до 2008 года. Организации были поставлены перед выбором — создать частную, добровольную или ведомственную пожарную охрану, или заключить контракт с договорными подразделениям Федеральной Пожарной Службы.

Отличие ведомственной пожарной охраны от частной пожарной охраны заключается в том, что подразделения ведомственной охрана не заключают договоров на оказание услуг в области пожарной безопасности.


2.3. Добровольно пожарные дружины


Организация добровольных пожарных дружин, руководство их деятельностью по проведению пожарно-профилактической и массово-разъяснительной работы среди работающих возлагается на администрацию предприятий.

Добровольные пожарные дружины могут создаваться, как общеобъектовые, а также в отдельных структурных подразделениях.

Численность добровольных пожарных дружин определяется важностью объекта, его пожарной опасностью, а также наличием пожарной техники.

Начальник добровольной пожарной дружины подчиняется руководителю объекта и выполняет свои задачи под руководством начальника пожарной охраны, начальника службы безопасности, инженера по пожарной безопасности объекта.

Начальники добровольных пожарных дружин, заместители, начальники отделений (боевых расчетов) назначаются из должностных лиц администрации объекта. На должность начальника добровольной пожарной дружины допускается назначать начальника пожарной охраны или службы безопасности объекта.


2.3.1 Задачи добровольной пожарной дружины

На добровольную пожарную дружину возлагаются:

а) осуществление контроля за выполнением и соблюдением на объекте противопожарного режима;

б) проведение разъяснительной работы среди рабочих и служащих по соблюдению противопожарного режима на объекте;

в) надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения, пожарных автомобилей, мотопомп и систем автоматического пожаротушения;

г) вызов пожарных частей в случае возникновения пожара и принятия немедленных мер к тушению возникшего пожара имеющимися на объекте средствами пожаротушения;

д) участие, в случае необходимости, членов добровольной пожарной дружины в боевых расчетах пожарных автомобилей, мотопомп и других передвижных и стационарных средств пожаротушения, а также дежурство, в исключительных случаях, в цехах и на других объектах.


2.3.2. Порядок организации добровольной пожарной дружины и ее работа

Численный состав добровольной пожарной дружины определяется руководителем объекта.

Добровольные пожарные дружины организуются на добровольных началах из числа рабочих, специалистов и служащих объектов в возрасте не моложе восемнадцати лет.

Все поступающие в добровольную пожарную дружину должны подать на имя начальника дружины письменное заявление.

Зачисление личного состава в добровольную пожарную дружину и последующие изменения этого состава объявляются приказом по объекту.

Исключение из членов добровольной пожарной дружины проводится:

а) за нарушение противопожарного режима;

б) по собственному желанию путем подачи об этом заявления начальнику дружины;

в) при выбытии с объекта.

Комплектование добровольной пожарной дружины проводится с учетом того, чтобы в каждом цехе и смене имелись члены дружины.

Табель боевого расчета о действиях членов добровольной пожарной дружины в случае возникновения пожара вывешивается на объекте на видном месте.

Учебные занятия с членами добровольной пожарной дружины проводятся по расписанию, утвержденному руководителем объекта, в свободное от работы время не более 4 часов в месяц.

Порядок привлечения членов добровольной пожарной дружины к несению дежурства по пожарной охране в нерабочее время определяется руководителями предприятий.

2.3.3. Обязанности начальника добровольной пожарной дружины

Начальник добровольной пожарной дружины обязан:

а) осуществлять контроль за соблюдением противопожарного режима на объекте;

б) наблюдать за готовностью к действию всех автоматических первичных средств пожаротушения, имеющихся на объекте, и не допускать использования этих средств не по прямому назначению;

в) организовывать работу по своевременной замене и ремонту вышедших из строя средств пожаротушения и пожарной техники;

г) вести разъяснительную работу среди рабочих и служащих о мерах пожарной безопасности;

д) проводить занятия с личным составом добровольной пожарной дружины (в отдельных случаях для проведения занятий может привлекаться ведомственная пожарная охрана объекта);

е) руководить работой начальников отделений добровольной пожарной дружины и проверять готовность к действию цеховых боевых расчетов;

ж) руководить тушением пожаров на объекте до прибытия пожарной команды;

з) информировать руководство объекта о нарушениях противопожарного режима.

Во время отсутствия на объекте начальника добровольной пожарной дружины его заместители выполняют в своей рабочей смене все его обязанности.


2.3.4. Обязанности членов добровольной пожарной дружины

Члены добровольной пожарной дружины должны:

а) знать, соблюдать сами и требовать от других соблюдения правил противопожарного режима в цехе и на рабочем месте;

б) знать свои обязанности по табелю боевого расчета и в случае возникновения пожара принимать активное участие в его тушении;

в) следить за готовностью к действию первичных средств пожаротушения, имеющихся в цехе, и обо всех обнаруженных неисправностях докладывать начальнику отделения добровольной пожарной дружины, а при возможности самим устранять эти неисправности;

г) выполнять возложенные на членов дружины обязанности, распоряжения начальника дружины (отделения) и повышать свои пожарно-технические знания путем посещения занятий, предусмотренных расписанием.


3. Организация работы пожарной охраны предприятия


На пожарную охрану предприятий возлагаются задачи по организации предупреждения пожаров и их тушению.

Организация предупреждения пожаров включает в себя:

контроль за соблюдением на предприятии требований пожарной безопасности;

разработку и реализацию в пределах предоставленной компетенции мер пожарной безопасности.

Организация тушения пожаров регламентируется Боевым уставом пожарной охраны и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

Тушение пожаров пожарной охраной предприятия, не оснащенной мобильной пожарной техникой в соответствии с настоящими нормами, осуществляется имеющимися на предприятии средствами пожаротушения.

Для решения возложенных на пожарную охрану предприятия задач должны быть разработаны необходимые документы, в том числе:

положение о пожарной охране предприятия, согласованное с ГПС;

должностные инструкции личного состава пожарной охраны;

график дежурства личного состава пожарной охраны;

схемы, планы расположения на предприятии участков (секторов) с указанием порядка наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия;

перечень пожарной техники и средств связи, а также порядок их эксплуатации;

расписание занятий по последующей подготовке личного состава пожарной охраны;

документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров и взаимодействию со службами предприятия и подразделениями гарнизона пожарной охраны.

Документы, регламентирующие организацию деятельности пожарной охраны предприятия, рекомендуется разрабатывать применительно к нормативным и иным актам ГПС.

Численность пожарной охраны предприятия определяется в соответствии с настоящими нормами с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период отпусков и болезней.

В зависимости от штатной численности личного состава в организационную структуру пожарной охраны предприятия могут входить группы (структурные подразделения) по предупреждению пожаров, пожаротушению и ресурсному обеспечению.

При численности личного состава группы 8 чел. и более в штат подразделения пожарной охраны вводят должность заместителя руководителя по указанным направлениям.

При численности личного состава пожарной охраны, находящегося на дежурстве, 2 чел. и более вводят должности старших смен (начальников караулов).

Структура и штаты объектовых подразделений ГПС определяются с учетом требований настоящих норм и типовых штатов, утвержденных в установленном порядке.

Численность группы, выполняющей задачи по предупреждению пожаров, определяется в зависимости от количества участков на предприятии.

Выбор необходимого количества и типа пожарных машин, другой пожарной техники, средств связи, а также необходимая численность личного состава пожарной охраны предприятия, осуществляющего дежурство на пожарных машинах, рассмотрен в разделе 5.

Порядок введения в структуру пожарной охраны группы ресурсного обеспечения, состоящей из финансовых, кадровых работников, специалистов по обслуживанию пожарной техники и средств связи, определяется в соответствии с существующими нормативами.

При наличии в пожарной охране предприятия двух подразделений и более исходя из местных условий создаются отряды пожарной охраны и службы пожаротушения.

4. Требования к личному составу пожарной охраны


Личный состав пожарной охраны должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач и иметь необходимые знания и навыки для осуществления должностных обязанностей. Личному составу пожарной охраны необходимо проходить медицинское освидетельствование на предмет отсутствия физических и медицинских противопоказаний для работы в пожарной охране. Личный состав пожарной охраны должен пройти соответствующее специальное первоначальное обучение по программам, утвержденным ГПС. Личный состав пожарной охраны, не прошедший первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускается.

Последующая подготовка личного состава пожарной охраны осуществляется руководителем пожарной охраны предприятия. Программа последующей подготовки согласовывается с начальником гарнизона пожарной охраны.

В ходе последующей подготовки личный состав должен изучать документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов предприятия и правила по охране труда.

Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий.

Последующая подготовка должна планироваться таким образом, чтобы весь личный состав пожарной охраны не менее одного раза в квартал практически отрабатывал действия по тушению условных пожаров на предприятии с использованием имеющейся в его распоряжении пожарной техники.

Подразделения пожарной охраны предприятия должны участвовать не реже одного раза в год в тренировках в составе гарнизона пожарной охраны.

Руководитель пожарной охраны предприятия должен иметь:

высшее или среднее специальное образование пожарно-технического профиля;

высшее или среднее специальное образование и стаж работы в пожарной охране на должностях начальствующего состава не менее пяти лет.

Руководящему составу пожарной охраны необходимо проходить обучение на курсах повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.

Специальное первоначальное обучение и повышение квалификации личного состава пожарной охраны должны осуществляться в пожарно-технических учебных заведениях, учебных центрах и пунктах ГПС за счет средств предприятий.

Личный состав пожарной охраны, выполняющий работы по эксплуатации пожарных машин, изолирующих противогазов и средств связи, должен иметь соответствующую квалификацию.

5. Пожарная техника


Для выполнения функций по тушению пожаров пожарная охрана предприятия оснащается пожарной техникой и средствами связи.

При оснащении пожарной техникой объектовых подразделений ГПС учитываются также утвержденные в установленном порядке нормы положенности пожарной техники, средств связи и другого оборудования.

Пожарная охрана оснащается пожарными машинами при: удаленности объектов промышленного предприятия от места дислокации территориальных подразделений ГПС на расстояние*, превышающее установленное СНиП 11-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий".

Пожарное депо надлежит располагать на земельных участках, примыкающих к дорогам общего пользования. Пожарное депо, как правило, должно обслуживать группу предприятий.

Место расположения пожарных депо следует выбирать из расчета радиуса обслуживания предприятия с учетом имеющихся пожарных депо (постов), находящихся в пределах, устанавливаемых радиусов обслуживания.

Радиусы обслуживания пожарными депо следует принимать 2 км – для предприятий с производствами категорий А, Б и В, занимающих более 50% всей площади застройки, 4 км – для предприятий с производственными категорий А, Б и В, занимающих до 50% площадь застройки, и предприятий с производствами категории Г и Д.

Радиус обслуживания пожарного депо (поста) должен определяться из условия пути следования до наиболее удаленного здания или сооружения по дорогам общего пользования или проездам. В случаи превышения указанного радиуса на площадке предприятия необходимо предусматривать дополнительные пожарные посты. Радиусы обслуживания пожарными постами следует принимать те же, что и для пожарных депо.


Количество пожарных машин, необходимое для тушения пожаров на объектах предприятия, определяется исходя из расхода воды на наружное пожаротушение в соответствии с действующими нормами и правилами с учетом тактико-технических данных пожарных машин, приведенных в таблице 1.

Тактико-технические данные пожарных машин приведены с учетом их оснащения типовым комплектом пожарно-технического вооружения.


Тактико-технические данные пожарных машин

Таблица 1

№ п.п. Пожарные машины Максимальный расход воды, л/с, при численности личного состава пожарной охраны, чел.
10 8 5
1 Пожарный автонасос с производительностью 40 л/с и более 21–28
2 Пожарная автоцистерна производительностью 40 л/с и более 14–21
3 Пожарная автоцистерна с производительностью пожарного насоса 40 л/с и более 7

Для тушения пожаров на предприятиях, на которых в технологических процессах обращаются взрывопожароопасные, пожароопасные вещества и материалы, требуются повышенный расход воды и применение огнетушащих порошков и/или газов. В целях обеспечения работы личного состава на высоте пожарная охрана должна быть оснащена специальными пожарными машинами: пожарной автонасосной станцией, рукавным пожарным автомобилем, пожарным автомобилем водопенного тушения, автомобилем порошкового пожаротушения, пожарным автомобилем газового тушения, пожарной автолестницей (автоподъемником).

Количество и тип специальных пожарных автомобилей, тактико-технические данные пожарных машин, не указанных в таблице 1, определяются по согласованию с территориальными органами управления ГПС.

Численность личного состава пожарной охраны, необходимая для работы на пожарных машинах, определяется исходя из тактико-технических данных находящихся на вооружении пожарных автомобилей.

При численности находящегося на дежурстве личного состава пожарной охраны предприятия 3 чел. и более для выполнения работ по эвакуации людей и тушению пожара в не пригодной для дыхания среде личный состав должен быть обеспечен изолирующими противогазами или противогазами на сжатом воздухе.

Количество противогазов определяется с учетом возможностей их индивидуального или группового использования и 100 %-го резерва.

Порядок эксплуатации противогазов должен соответствовать рекомендациям (инструкциям) предприятий-изготовителей.

Для организации управления пожарной охраной на предприятии создается система связи, которая должна обеспечивать:

немедленный вызов личного состава пожарной охраны для тушения пожара;

передачу распоряжений личному составу пожарной охраны, получение информации с места пожара;

руководство тушением пожара и взаимодействие с гарнизоном пожарной охраны.

Для этого на предприятии должен быть организован пункт связи, личный состав пожарной охраны оснащен достаточным количеством средств радиосвязи (мобильные и носимые радиостанции, пейджеры и т. п.).

Пункт связи должен быть обеспечен прямым каналом связи (телефон, радио) с центром управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны. Персонал, выполняющий обязанности по обеспечению связи, должен знать правила ее эксплуатации и порядок действий в случае получения информации о пожаре.

Пожарные автомобили должны быть обеспечены мобильной и двумя носимыми радиостанциями. Носимыми средствами связи должны быть обеспечены также руководитель тушения пожара и личный состав, осуществляющий дежурство и по условиям работы находящийся вне места постоянной дислокации пожарной охраны предприятия.

Личный состав пожарной охраны, находящийся на дежурстве, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

Исходя их местных условий личный состав пожарной охраны обеспечивается приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, а также химического контроля и газового анализа.

Пожарная техника, имеющаяся на вооружении пожарной охраны предприятий, должна размещаться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009-83 "Пожарная техника для защиты объектов".

Пожарные машины должны быть размещены в пожарных депо, выполненных в соответствии с НПБ 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны".


5.1. Методика определения количества пожарных машин, требуемых для обеспечения подачи воды на нужды пожаротушения

Исходные данные:

нормативный расход воды на наружное пожаротушение для рассматриваемого предприятия Qнорм, л/с, – в соответствии с действующими нормами, регламентирующими расход воды на наружное пожаротушение (в частности, СНиП 2.04-02-84, СНиП 2.11.06-91, СНиП 2.05.07-91, СНиП 2.11.01-85, СНиП 2.11.03-93, ВУПП-88 и др.);

линейная скорость распространения горения U, м/мин, для рассматриваемого объекта – табл.1;

требуемая интенсивность подачи воды на тушение пожара Jтр, л/м2с, – табл. 2;

дислокация подразделений гарнизона пожарной охраны – с указанием расстояний до предприятия, количества и типов пожарных машин.

Допущения:

пожар обнаруживается в момент его возникновения;

локализация пожара обеспечивается при равенстве нормативного и фактического расходов воды на наружное пожаротушение;

динамика изменения площади пожара при недостаточной интенсивности подачи воды такая же, как при свободном развитии пожара.

Расчет:

1. По номограмме по требуемой интенсивности подачи воды Jтр и нормативному расходу на наружное пожаротушение Qнорм определяют расчетную площадь пожара Fрас.

2. По полученному значению расчетной площади тушения и линейной скорости распространения горения рассчитывают время, необходимое для сосредоточения требуемого количества пожарных машин, по формуле

tсоср = (Fрас/U2)0,5.

3. Принимая скорость движения пожарных машин vдв = 40 км/ч, определяют радиус и количество подразделений пожарной охраны, способных прибывать на предприятие за tсоср

T = vдвtсоср. 

Номограмма определения расчетной площади пожара


 

4. Суммируя тактико-технические данные пожарных машин, используемых для подачи воды на нужды пожаротушения, определяют фактический расход Qфакт.

5. Проводят сопоставление Qнорм и Qфакт. Если Qнорм > Qфакт, то пожарная охрана предприятия оснащается пожарными машинами в соответствии с требованиями раздела 5 настоящих норм.


Таблица 1 


Объекты, материалы

Линейная скорость распространения горения U, м/мин
Административные здания 1,0-1,5
Предприятия здравоохранения, здания I-III степеней огнестойкости 0,6-1,0
Жилые здания, гостиницы, здания I-III степеней огнестойкости 0,5-0,8
Производственные цехи с помещениями категорий А, Б, В 1,0-3,0
Материальные склады:
лаков, красок, растворителей 0,6-1,0
текстильных изделий 0,3-0,4
бумаги в рулонах 0,2-0,3
синтетического каучука 0,6-1,0
Сгораемые покрытия больших площадей (включая пустотные) 1,7-3,2
Научные учреждения 0,5-0,8
Предприятия культуры 1,0-3,0
Открытые технологические площадки (склады) 1,0-1,6
Электротехнические сооружения, вычислительные центры, объекты энергетики (при горении кабелей) 0,2-0,4
Древесина (доски в штабелях при толщине 2-4 см) при влажности, %
8-10 4,0
16-18 2,3
18-20 1,6
20-30 1,2
более 30 1,0
Круглый лес в штабелях 0,6-1,0
Резинотехнические изделия (штабели на открытых площадках) 1,0-1,2
Волокнистые материалы во взрыхленном состоянии 7,0-8,0

Примечание – Для объектов, не вошедших в данную таблицу, линейная скорость распространения горения должна приниматься по нормативно-технической документации либо определяться экспериментально.


Таблица 2 


Объекты, материалы

Интенсивность подачи воды на тушение пожара J, л/м2с
Административные здания 0,08-0,1
Предприятия здравоохранения, здания II-III степеней огнестойкости 0,08-0,1
Жилые здания, гостиницы, здания II-III степеней огнестойкости 0,08-0,1
Производственные цехи с помещениями категорий А, Б, В 0,06-0,2
Материальные склады:
лаков, красок, растворителей 0,1-0,15
текстильных изделий 0,1-0,15
бумаги в рулонах 0,15-0,2
синтетического каучука 0,1-0,15
Сгораемые покрытия больших площадей (включая пустотные) 0,08-0,15
Научные учреждения 0,08-0,1
Предприятия культуры 0,1-0,3
Открытые технологические площадки (склады)
Древесина (доски в штабелях при толщине 2-4 см) при влажности, %:
8-10 0,1-1,0
16-18 0,1-1,0
18-20 0,1-1,0
20-30 0,1-1,0
более 30 0,1-1,0
Круглый лес в штабелях 0,16-0,35
Резинотехнические изделия (штабели на открытых площадках) 0,15-0,2
Волокнистые материалы во взрыхленном состоянии 0,08-0,1
Электротехнические сооружения, вычислительные центры, объекты энергетики при горении:
кабелей 0,06-0,1
маслонаборного оборудования 0,2-0,3
Объекты транспорта 0,05-0,1
Объекты переработки нефти и газа 0,2-0,3
Объекты хранения нефти и нефтепродуктов (в резервуарах) 0,5-1,0

Примечание. Для объектов, не вошедших в данную таблицу, интенсивность подачи воды должна приниматься по нормативно-технической документации либо определяться экспериментально.


Заключение

Риск возникновения пожаров на предприятиях велик. В связи с тем, что на предприятиях хранятся, перерабатываются, получаются опасные вещества, склонные самовозгоранию или горению при наличии источника зажигания, происходит значительное число пожаров. Следствием этого процесса являются большие материальные потери, гибель людей. Для того чтобы минимизировать риск возникновения пожаров и создаются службы пожарной охраны предприятий, которые осуществляют контроль за выполнением и соблюдением на объекте противопожарного режима:

проведение разъяснительной работы среди рабочих и служащих по соблюдению противопожарного режима на объекте;

надзор за исправным состоянием первичных средств пожаротушения, пожарных автомобилей, мотопомп и систем автоматического пожаротушения;

вызов пожарных частей в случае возникновения пожара и принятия немедленных мер к тушению возникшего пожара имеющимися на объекте средствами пожаротушения;

участие, в случае необходимости, членов добровольной пожарной дружины в боевых расчетах пожарных автомобилей, мотопомп и других передвижных и стационарных средств пожаротушения, а также дежурство, в исключительных случаях, в цехах и на других объектах.


Список литературы


1. Маршал В.И., Основные опасности химических процессов; 1989г. – 672с.

2. Верескунов В.К., Организация работы по профилактике пожаров на промышленных предприятиях; 1986. - 63с.

3. НПБ 201-96 Пожарная охрана предприятий. Общие требования.

4. Теребнев В.В., Подгрушный А.В.,Пожарная тактика в примерах; 2007. – 635с.

5. ФГУ ВНИИПО МЧС России, Пожарные риски. Вып. 1, 2004г. – 57с.

6. ФГУ ВНИИПО МЧС России, Пожарные риски. Вып. 2, 2005г. – 82с.

7. Положение «О добровольно пожарных дружинах на предприятии».

8. ФЗ № 69 от 21 декабря 1994г. «О пожарной безопасности».

4




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пасажирські перевезення
Реферат Человек в тоталитарном государстве по произведениям русских писателей 20 века
Реферат 1. Психология профессиональной деятельности государственных служащих. Этика и этикет государственного служащего
Реферат Судьба народа в творчестве А. Твардовского и ее художественное воплощение
Реферат Специфика современных религиозных воззрений проблема жизни и смерти
Реферат The Particular Features Of The Employmentsystem In
Реферат Модели транзакций
Реферат Символ у новелі Василя Стефаника Камінний хрест
Реферат Бусидо («Путь воина»)
Реферат Переробка поліетилену
Реферат Управление персоналом. Шпора
Реферат Применение современных средств вычислительной техники на примере ОАО Сахалинский аэропорт О
Реферат Оценка и проблемы развития инвестиционно-строительной деятельности (на примере Ивановской области)
Реферат Основные направления проверки и источники информации при аудите вложений банка в ценные бумаги
Реферат Теоретический анализ распределения функций управления в подразделениях ОМОН и внутренних войсках МВД России(низшие структурные подразделения: отделение, взвод)