Реферат по предмету "Экономика"


Новые механизмы финансирования начального профессионального образования

Федеральное агентство пообразованию
Российскийгосударственный профессионально-педагогический университет Филиал г. Кемерово
Контрольная работа
 
по дисциплине«Региональные системы образования»
тема: «Новые механизмыфинансирования начального профессионального образования»
Кемерово 2007

Финансирование системы начального профессионального образования
Сегодня бюджетное финансирование образовательных учрежденийначального профессионального образования осуществляется на крайне низком уровнеи, по существу, не превышает 40% от необходимых потребностей. По мнениюнекоторых исследователей, в последние годы бюджетное и внебюджетноефинансирование образовательных учреждений НПО покрывает только 25-33% ихрациональной потребности.
Финансирование системы начального профессионального образования впоследние годы несколько отошло на задний план.
Это смещение акцентов определяется двумя основными моментами.
Во-первых, крайне высокой ценностью в современном российскомобществе высшего образования. По данным последнего всероссийского опроса ФОМ,более 90% семей, имеющих детей соответствующего возраста, хотят, чтобы теполучили высшее образование. Соответственно, растут приемы в вузы, какгосударственные, так и негосударственные, быстро увеличивается численностьплатных студентов. Направление финансовых потоков в систему высшегопрофессионального образования является доминирующим по сравнению сфинансированием системы начального профессионального образования. Следует такжеучитывать, что общая численность учащихся учебных заведений НПО и СПО – 4,1млн. человек, т.е. на 30% меньше контингента студентов вузов.
Во-вторых, в начальном профессиональном образовании, которое такжедолжно обеспечивать получение общего среднего образования, закладывалсянормативно-подушевой механизм финансирования. На каждого учащегося выделялсяопределенный объем бюджетных средств, расходуемых на его обучение.
Норматив для всех учащихся одинаков и дифференцируется только взависимости от региональных условий предоставления образовательной услуги(климатические условия, территориальная доступность и т.п.). Допускалась такжедифференциация норматива по ступеням обучения в зависимости от объективнойсложности образовательной программы. Вместе с тем не предусматриваласьдифференциация норматива, связанная с углублением изучения предмета (углублениеили расширение учебного плана, гимназическое или лицейское образование). В этомслучае за фактически дополнительную образовательную услугу должны были платитьродители. Для детей из малообеспеченных семей обеспечивался специальный доступв такие учебные заведения, как школы с углубленным изучением предметов,гимназии, лицеи, в зависимости от их успеваемости.
Для начального профессионального образования переход нанормативно-подушевое финансирование требовал большой экспертно-организационнойработы, что обусловлено объективными различиями в организации учебногопроцесса, прежде всего связанного с материально-техническими условиямиполучения профессии. Очевидно, что подготовка слесаря-ремонтника и парикмахератребует разных затрат. Вместе с тем следует отметить, что вопрос онеобходимости выравнивания финансовых условий получения начальногопрофессионального образования до сих пор вызывает споры.
Образовательные учреждения начального профессиональногообразования находятся в основном в ведении федеральных органов власти, чтообусловлено в первую очередь историческими причинами. Формирование сетипрофессиональных учебных заведений являлось составной частью экономическойполитики государства при формировании отраслей промышленности, сельскогохозяйства, решении задач всеобщей грамотности, медицинского обеспечения и т.д.
Большинство государственных образовательных учреждений начальногопрофессионального образования (67%) находятся в ведении Минобрнауки России и финансируютсяиз федерального бюджета. Вместе с тем более 1200 учреждений данного уровняобразования находятся в ведении субъектов Российской Федерации и финансируютсяиз их бюджетов.
 
Основные законодательно закрепленные принципы организациифинансово-экономической деятельности учебных заведений начальногопрофессионального образования (действующая модель)
В соответствии с действующим законодательством образовательноеучреждение является юридическим лицом и осуществляет самостоятельнуюфинансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и лицевойсчет.
Финансовые и материальные средства образовательного учреждения,закрепленные за ним учредителем или являющиеся собственностью данногообразовательного учреждения, используются им по своему усмотрению всоответствии с уставом образовательного учреждения и изъятию не подлежат, еслииное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Образовательноеучреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за нимфинансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой имдеятельности, связанной с получением дохода.
Финансово-экономическую деятельность образовательного учрежденияпрофессионального образования можно рассматривать как деятельность, связанную сполучением доходов из различных источников; расходованием/использованиемсредств, полученных в виде доходов.
Основными источниками получения дохода, определенными действующим законодательством,являются: бюджет учредителя; самостоятельная уставная деятельностьобразовательного учреждения; добровольные пожертвования и целевые взносыюридических и физических лиц.
Величина и, следовательно, наличие поступления средств вобразовательное учреждение из бюджета учредителя в соответствии со статьей 41закона «Об образовании» определяются договором, заключаемым междуучредителем и образовательным учреждением. В частности, пункт 1 этой статьи устанавливает,что деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем всоответствии с договором между ними. По договору между учредителем иобразовательным учреждением последнее может функционировать на условияхсамофинансирования.
Таким образом, поступление средств из бюджета учредителя вобразовательное учреждение является возможным, но не обязательным.
Государственные и муниципальные образовательные учрежденияначального профессионального образования получают средства из бюджетов соответствующегоуровня в режиме бюджетного финансирования — в порядке, установленном бюджетнымкодексом Российской Федерации.
Бюджетное финансирование для государственных и муниципальныхобразовательных учреждений является обязательным, поскольку обеспечиваетфункционирование этих учреждений, то есть реализацию конституционных гарантийдоступности образования (ст. 43 Конституции Российской Федерации). Величина выделяемыхобразовательным учреждениям бюджетных средств определяется сложившимся(действующим) порядком бюджетного финансирования.
В общем виде порядок бюджетного финансирования, установленныйБюджетным кодексом, предусматривает:
Для целей настоящего обзора доходом считается любое поступление в образовательноеучреждение финансовых и или материальных ресурсов.
а) наличие утвержденного бюджета и бюджетной росписи для каждогоуровня бюджета. В утвержденном бюджете должны быть предусмотрены ассигнованияна образование (раздел 14 функциональной классификации);
б) наличие для каждого образовательного учреждения сметырасходов бюджетных средств, составленной в разрезе кодов экономическойклассификации расходов бюджета (утверждена Федеральным законом от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» с изменениями от 2 марта,26 марта 1998 г., 5 августа 2000 г., 8 августа 2001 г., 7 мая 2002 г., 26 мая 2004 г.) и утвержденной соответствующим главным распорядителембюджетных средств;
в) целевой характер средств, выделяемых из бюджета в режимебюджетного финансирования, то есть расходование бюджетополучателями (в данномслучае образовательными учреждениями) бюджетных средств в соответствии сутвержденной сметой;
г) сводимость всех смет к бюджетной росписи как по итогу, так и поотдельным статьям экономической классификации.
В соответствии с законом «Об образовании» (статья 41)образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формывправе привлекать в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет: предоставленияплатных дополнительных (то есть не предусмотренных соответствующими образовательнымипрограммами и стандартами) образовательных услуг. При этом дополнительныеплатные образовательные услуги могут быть оказаны обучающимся за счет средствсоответствующего бюджета; оказания иных предусмотренных уставом образовательногоучреждения услуг, включая и образовательные услуги; добровольных пожертвованийи целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранныхграждан и (или) иностранных юридических лиц, так называемых спонсорскихсредств, выделяемых на те или иные цели, связанные с обеспечениемфункционирования и (или) развития образовательного учреждения.
Перечень платных дополнительных образовательных услуг определенстатьей 45 закона «Об образовании».
К ним отнесены:
·    обучениепо дополнительным образовательным программам;
·    преподаваниеспециальных курсов и циклов дисциплин;
·    репетиторство;
·    занятияс обучающимися углубленным изучением предметов;
·    другиеуслуги (образовательные), не предусмотренные соответствующими образовательнымипрограммами и государственными образовательными стандартами.
Образовательному учреждению предоставлено право вестипредпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом, то естьосуществлять деятельность, нацеленную на извлечение прибыли (ст. 47 закона«Об образовании»). Законом четко регламентированы виды (направления)предпринимательской деятельности образовательного учреждения. К ним отнесены:
·         реализацияи сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
·         торговляпокупными товарами, оборудованием;
·         оказаниепосреднических услуг;
·         долевоеучастие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) иорганизаций;
·         приобретениеакций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов)по ним;
·         ведениеприносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанныхс собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и сих реализацией.

Основные подходы к реформированию финансового механизма в системеначального профессионального образования
 
Ориентация образовательной деятельности на определенные рынкитруда требует понимания роли образовательных учреждений НПО в профессиональной подготовкемолодежи с учетом всех условий их деятельности. Следует отметить, чтозначительная часть контингента профессионально-технических училищ и профессиональныхлицеев по их окончании идет служить в армию и достаточно часто либо невозвращается в свой регион, либо меняет профессию. В этом смысле значительнаячасть учебных заведений НПО в настоящее время функционирует неэффективно или нестоль эффективно, как могла бы. В данном контексте надо учитывать, чторегиональные затраты при подготовке юношей в системе НПО проявляются в видерезультатов не всегда на локальных и региональных рынках труда, а в болеешироком (армия) масштабе.
Ориентация же системы НПО на соответствующие рынки труда требуетреализации более сложной схемы их деятельности и решения целого рядасопряженных вопросов по бюджетному финансированию. При вхождении учебногозаведения НПО в состав университетского (вузовского) комплекса он долженфинансироваться из бюджета того уровня, из которого будут финансироватьсявходящие в комплекс остальные образовательные учреждения, если предполагается,что данный комплекс будет представлять собой единое юридическое лицо. Если жеуниверситетский (вузовский) комплекс будет строиться как совокупностьсамостоятельных юридических лиц, то входящие в него учебные заведения —юридические лица могут финансироваться из бюджетов разных уровней, но это можетсоздать серьезные сложности или потребует дополнительных соглашений припользовании материально-технической базой комплекса и, главное, ее развитии. Особойзадачей в свете обновления материально-технической базы системы НПО и развитияпрофессиональных комплексов является создание ресурсных центров, обеспечивающихучебным и учебно-производственным оборудованием группы однотипных ПТУ (лицеев,колледжей). Их создание также должно стать частью инвестиционной программымодернизации системы НПО в регионе и финансироваться совместно Федерацией и еесубъектом с участием максимально широкого круга социальных партнеров.
В то же время следует отметить, что существуют и иные подходы корганизации финансирования системы НПО. Большинство экспертов склоняется кнеобходимости многоканальности финансирования системы НПО, которая может строиться,например, следующим образом: из федерального бюджета финансируется подготовкапо отдельным профессиям, представляющим интерес для государства в целом, илиподготовка отдельных групп обучающихся, нуждающихся в особой поддержке (сироты,инвалиды и т.д.); из регионального бюджета — подготовка по профессиям,связанным с инвестиционными программами региона, а также обеспечивающимсамозанятость населения; из средств работодателей — подготовка кадров дляконкретных предприятий (один из вариантов: в некотором смысле восстановлениеинститута «базовых предприятий»). Возможны и другие схемы: заработнаяплата, стипендии и т.д. — из федерального бюджета, коммунальные платежи — избюджета региона, расходные материалы — за счет средств работодателей. Но чтобырешать проблему многоканального финансирования, необходимо добитьсяпривлекательности системы НПО для потенциальных инвесторов и партнеров. Ксожалению, Бюджетный кодекс Российской Федерации практически не допускает такиеподходы к решению данной проблемы. Кроме того, следует отметить, что статья 25части второй Налогового кодекса может также существенно затормозить процессмодернизации оборудования системы НПО и привлечения в систему внебюджетныхсредств, в том числе полученных за счет собственной хозяйственной(производственной) деятельности учебных заведений начального профессиональногообразования.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Карл IV де Бурбон
Реферат 4. международные расчеты. Понятия и формы
Реферат Ассортимент, цены и условия закупки товара - основные точки взаимодействия аптеки и дистрибьютора
Реферат Анализ хозяйственой деятельности транспортного предпрития
Реферат Культура, религия и исскуство Японии
Реферат Программа вступительных экзаменов по биологии в 2004г. (МГУ)
Реферат Газорегуляторные пункты и газорегуляторные установки
Реферат British press
Реферат Сравнительный анализ моделей обратимого электрорастворения серебра с поверхности твердого электрода (Доклад)
Реферат Формування асортименту та якості посуду з полімерних матеріалів
Реферат Финансовая отчетность кредитной организации её основные формы и содержание
Реферат Понятие и порядок формирования себестоимости промышленной продукции
Реферат Исследование потребительских свойств цветных ЖКИ телевизоров на примере LG телевизор 32LC2R
Реферат Методи конкурентної боротьби
Реферат Ефим Честняков