СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Недобросовестнаяконкуренция: понятие, сущность
2 Способы пресечениянедобросовестной конкуренции
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современныхусловиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобреларазнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулированияконкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрываетосновы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующимисубъектами не рыночных методов борьбы.
Следовательно,эффективная защита от недобросовестной конкуренции — основа для работы рыночнойэкономики, что одновременно требует обобщения опыта борьбы с недобросовестнойконкуренцией и навыков применения такой борьбы.
Цель даннойработы: изучить сущность недобросовестной конкуренции и систему мер по защитеот нее.
Задачи даннойработы:
1. дать определение понятию«несовершенная конкуренция»;
2. рассмотреть формынесовершенной конкуренции;
3. показать какие существуюметоды добросовестной и недобросовестной конкуренции;
4. изучить видынесовершенной конкуренции;
5. определить цельнесовершенной конкуренции;
6. рассмотреть основныечерты несовершенной конкуренции;
7. изучить способы защиты отнедобросовестных конкурентных действий;
8. дать краткуюхарактеристику каждому из способов защиты от недобросовестных конкурентныхдействий.
1 НЕДОБРОСОВЕСТНАЯКОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ,
СУЩНОСТЬ
Конкуренция впереводе с латинского языка значит «сталкиваться» и означает борьбумежду товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбытапродукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства,побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения,повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организациютруда и т.д.
Конкуренцияявляется определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационныхпроцессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Онаспособствует вытеснению из производства неэффективных предприятий,рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей(монополистов) по отношению к потребителю.
Конкуренциюможно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестнуюконкуренцию.
Основнымиметодами добросовестной конкуренции являются:
— повышениекачества продукции
— снижениецен («война цен»)
— реклама
— развитиедо- и послепродажного обслуживания
— созданиеновых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.
Но наряду сметодами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методыведения конкурентной борьбы:
Основнымиметодами являются:
— экономический (промышленный шпионаж)
— подделкапродукции конкурентов
— подкуп ишантаж
— обманпотребителей
— махинации сделовой отчетностью
— валютныемахинации
— сокрытиедефектов и т.д.
К этому можнотакже добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническаяразработка только тогда является источником прибыли, когда она находитприменение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются напроизводстве в виде конкретных товаров или новых технологий.
Недобросовестнаяконкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этомнарушаются законы и неписаные правила.
Ст. 4Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц),которые направлены на получение преимуществ при осуществлениипредпринимательской деятельности, противоречат законодательству РоссийскойФедерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумностии справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующимсубъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловойрепутации.
Формы недобросовестнойконкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это
· распространениеложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другомухозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
· введениепотребителей в заблуждение относительно характера, способа и местаизготовления, потребительских свойств, качества товара;
· некорректноесравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров стоварами других хозяйствующих субъектов;
· продажатовара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности иприравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализациипродукции, выполнения работ, услуг;
· получение,использование, разглашение научно-технической, производственной или торговойинформации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Во многихстранах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайныхкартелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестнойконкуренции.
В Россиисуществует специфический термин «административный ресурс», часто используемый вконкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственнымидолжностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.
Также кнедобросовестной конкуренции часто относят так называемый vendor lock-in, тоесть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаётпотребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктамидругих поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практикупривлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссиипротив корпорации Microsoft.
Спектрдеятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенцияопределяет как недобросовестную конкуренциюследующие три ее вида:
– вседействия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары,промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары,промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
– ложныезаявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие,товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
– использованиев ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводятпотребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления,характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.
Еще 12 видовдеятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии кТиповому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актамнедобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:
1) подкуп покупателейконкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов исохранить на будущее их признательность;
2) выяснениепроизводственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупаего служащих;
3) неправомочноеиспользование или раскрытие ноу-хау конкурента;
4) побуждение служащихконкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;
5) угроза конкурентамисками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делаетсянедобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;
6) бойкотирование торговлидругой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
7) демпинг, т.е. продажасвоих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции илиподавить ее;
8) создание впечатления,что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодныхусловиях, когда на самом деле этого нет;
9) намеренное копированиетоваров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельностиконкурента;
10) поощрение нарушенийконтрактов, заключенных конкурентами;
11) выпуск рекламы, вкоторой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
12) нарушение правовыхположений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушениепозволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
Традиционновыделяют две модели регулирования рыночной конкуренцией: американскую иевропейскую. В американской модели законодательство, направленное на запретмонополий, включает ряд норм о недобросовестной конкуренции. В европейскоймодели законодательство, обеспечивающее контроль над монополиями и направленноена борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, сосуществует сзаконодательством о недобросовестной конкуренции.
Для Россииправовое регулирование недобросовестной конкуренции является достаточно новым.Поскольку проблема не была разработана, каждый понимал под понятиемнедобросовестной конкуренции что-то индивидуальное и свое. Первыезаконодательные определения недобросовестной конкуренции в России содержались вЗаконе РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» (п. 9 ст. 2) и вдействовавших на территории РФ Основах гражданского законодательства Союза ССРи республик (п. 3 ст. 5).
Понятиенедобросовестной конкуренции появилось в законодательстве Российской Федерациипосле принятия Закона РСФСР от 22.03.1991 «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках». В ст. 10 Законаустанавливался запретна недобросовестную конкуренцию, содержание которойраскрывалось через примерный перечень форм недобросовестной конкуренции.
С принятиемКонституции Российской Федерации в 1993 г. запрещение недобросовестнойконкуренции получило закрепление на конституционном уровне. Статья 8 Конституциизакрепляет свободу экономической деятельности, а в силу п. 2 ст. 34 КонституцииРФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию инедобросовестную конкуренцию.
Цель недобросовестнойконкуренции — остановить конкурента, помешать ему получить преимуществозапрещенными методами или точнее, почти запрещенными, так как законом часто неупоминаются, не перечисляются многие методы обеспечения превосходства.
К основным чертамнедобросовестной конкуренции (поведения предпринимателей) следует относитьстремление добиться успеха в соперничестве не за счет своих собственныхдостижений, а путем незаконного использования либо результатов деятельностиконкурента, либо каких-либо мер воздействия, как непосредственно нафирму-конкурента, так и на окружающую среду, чаще всего ложными или вводящими взаблуждение утверждениями.
2 СПОСОБЫ ПРЕСЕЧЕНИЯНЕДОБРОСОВЕСТНОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
При избранииспособа защиты от недобросовестных конкурентных действий хозяйствующемусубъекту желательно тщательно анализировать (самостоятельно или с привлечениемспециалистов), с какой целью и каким образом осуществляются те или иныедействия, можно ли применить меры их административного пресечения или следуетобратиться в суд и т.п.
Говоря обадминистративных способах защиты, следует отметить, что пресечениенедобросовестной конкуренции относится к одной из основных задач федеральногоантимонопольного органа, которым является Министерство Российской Федерации поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).Осуществление защиты прав хозяйствующих субъектов от недобросовестнойконкуренции в МАП России производится в соответствии с Правилами рассмотрениядел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом МАПРоссии от 25.07.96 N 91.
1.Предписание антимонопольного органа.
Предписаниепредставляет собой правообразующий юридический факт и является обязательным дляисполнения письменным требование антимонопольного органа. Он направлен навозникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере примененияантимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощьюпредписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства(ст. 11 Закона о конкуренции на товарных рынках, ст. 22 Закона о конкуренции нафинансовых рынках).
Основаниемдля рассмотрения дел в антимонопольных органах могут являться представленияпрокурора либо заявления коммерческих или некоммерческих организаций,федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местногосамоуправления. Заявление, содержащее сведения о конкретных действияххозяйствующих субъектов, подается в антимонопольный орган с приложениемдокументов, свидетельствующих о фактах недобросовестной конкуренции.
2.Контрреклама.
Это особоеправовое средство, которое антимонопольный орган вправе применить для того,чтобы пресечь недобросовестную конкуренцию, осуществляемую с использованиемрекламы. Данная мера в соответствии с частью 4 статьи 2 Закона о рекламесостоит в опровержении ненадлежащей рекламы, которое распространяется в целяхликвидации вызванных ею последствий.
Публично-правоваяобязанность предпринимателя-нарушителя осуществить контррекламу возникает вслучае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе. Срокисполнения устанавливается антимонопольным органом, вынесшим решение обосуществлении контррекламы, причем согласно пункту 1 статьи 29 Закона о рекламерасходы по контррекламе ложатся на нарушителя в полном объеме.
Есликонтрреклама не была осуществлена в установленный срок, то федеральныйантимонопольный орган, принявший решение о проведении контррекламы, вправепринять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя додня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявший такоерешение, обязан незамедлительно поставить об этом в известность все стороныдоговоров с нарушителем на производство, размещение и распространение егорекламы.
Теперьрассмотрим каким образом должна осуществляться контрреклама. Во-первых,контрреклама должна осуществляться посредством того же средствараспространения, что и опровергаемая ненадлежащая реклама; во-вторых, сиспользованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места ипорядка, что и опровергаемая реклама.
Содержание такой контррекламы в обязательном порядке согласовывается сантимонопольным органом, принявшим решение. Надо сказать, что допускаютсяслучаи, когда по решению федерального антимонопольного органа (территориальногоуправления) происходит замена средства распространения, характеристикпродолжительности, пространства, места и порядка осуществления контррекламы. Нозаконодатель не указывает критерии, по которым бы определялись такие случаи. Помнению К. Ю. Тотьева, такая неопределенность создает почву для бюрократическогопроизвола.
3. Отзывтовара от потребителя.
Недобросовестнаяконкуренция может причинить вред не только предпринимателям-конкурентам, но ипотребителям. В таких случаях применяются средства, предусмотренныезаконодательством о защите прав потребителей.
В соответствиис пунктом 5 статьи 7 Закона о защите прав потребителей изготовитель(исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить производство(реализацию), а в необходимых случаях принять меры по изъятию из оборота иотзыву от потребителя товара. Если установлено, что при соблюдении потребителемустановленных правил использования, хранения и транспортировки товара (работы)он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя,окружающей среде. Даже если причины вреда установить невозможно, изготовитель(исполнитель) обязан снять такой товар (работу, услугу) с производства. Приневыполнении изготовителем (исполнителем) обязанности снять товар (работы,услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятсяпо предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти,осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг.Убытки, причиненные потребителю в связи с таким отзывом, возмещаются за счетизготовителя, исполнителя в полном объеме.
4.Недействительность сделок.
Все сделкидолжны соответствовать императивным требованиям законодательства о конкуренциии монополиях. Но так как на практике это происходит не всегда, встает вопрос обособом гражданско-правовом последствии незаконных сделок – ихнедействительности.
Согласно п.1ст. 166 ГК РФ в зависимости от состава юридических фактов выделяют два виданедействительных сделок: оспоримые ( сделки становятся недействительными порешению суда), ничтожные (решение суда не входит в состав юридических фактов,влекущих недействительность сделки).
В качественичтожных сделок следует считать договоры, заключаемые хозяйствующимисубъектами, действующими на рынке одного товара. Такие договоры запрещены п. 1ст. 6 Закона о конкуренции, как могущие повлечь негативные последствия дляконкуренции.
Оспоримымиявляются сделки, совершенные с нарушением порядка, установленного в ст. 18Закона о конкуренции. Они могут быть признаны недействительными в судебномпорядке по иску антимонопольного органа, если они приводят к ограничениюконкуренции.
5.Признание недействительным акта государственного органа или органа местногосамоуправления.
Применениеданного последствия в законодательстве о конкуренции и монополиях вызвано тем,что запрещающие и обязывающие нормы в этом законодательстве адресованыфедеральным органам исполнительной власти, органам государственной властисубъектов РФ, органам местного самоуправления и иным органам (организациям),наделенным функциями или правами органов власти.
Основнаяправовая форма их деятельности издание нормативных и ненормативных актов.Антимонопольный орган наделен правом обращаться в суд или арбитражный суд сзаявлением о признании недействительными полностью или частично противоречащихзаконодательству о конкуренции и монополиях актов властных органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятиенедобросовестной конкуренции, которое закреплено в законодательстве содержитбольшое количество квалифицирующих признаков, которые делают его не толькосложным для понимания, но и затрудняют его применение на практике.
Помимо такихспособов пресечения недобросовестной конкуренции как предписаниеантимонопольного органа, контрреклама, отзыв товара от потребителя,недействительность сделок, признание недействительным акта государственногооргана или органа местного самоуправления для повышения эффективности указанныхспособов при применении на практике необходимо постоянное взаимодействиегосударственных органов, занимающихся проблемами недобросовестной конкуренции,защиты интеллектуальной собственности, таможенных и иных органов между собой.
Требуетсягласное обсуждение проблем добросовестности в бизнесе и обобщение практикипресечения недобросовестной конкуренции — как федеральным антимонопольныморганом, так и судебными органами, торгово-промышленными палатами и т.п.
Такимобразом, сочетание государственного контроля и контроля самих хозяйствующихсубъектов за добросовестным осуществлением конкуренции в целом приосуществлении предпринимательской деятельности также могло бы оказаться весьмаэффективным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горев В.П., Сергеев С.В.Экономическая теория. — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. – 252 с.;
2. Гукасян Л.Е. Путисовершенствования отечественного законодательства по защите от недобросовестнойконкуренции // Экономика и законодательство. 2004. №5;
3. Еременко В.А. Особенностипресечения недобросовестной конкуренции в РФ // Адвокат. 2000. №7;
4. Иохин В.Я. Экономическаятеория: введение в рынок и микроэкономический анализ. — М.: ИНФРА — М, 2000. –348 с.;
5. Тикин В.С. Конкуренциявсегда недобросовестная / Вопросы теории. 2008. №2;
6. Шишкин А.Ф. Экономическаятеория. — М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2003. – 478 с.