Реферат по предмету "Экономика"


Налоги и рыночное равновесие

Министерствообразования и науки Украины
ДонГТУ
Кафедра экономическойтеории
Реферат
по дисциплине: «Налоги»
Тема: «Налоги и рыночноеравновесие»
Выполнил: ст.гр. МОТ-07-1
Скоробогатская А.
Проверил: Климачева И.П.
Алчевск, 2008

Содержание
 
Введение
1 Общее рыночное равновесие
1.1  Концепция рыночногоравновесия
1.2  Рыночное равновесие
2 Налоги и рыночное равновесие
2.1 Налог и равновесная рыночная цена
Заключение
Перечень использованной литературы

Введение
 
Длясуществования государства нужны соответствующие финансовые ресурсы, которыеаккумулируются в бюджетных и внебюджетных централизованных фондах. В рыночныхусловиях хозяйства налоговая форма такой централизации становится ведущей.Экономические отношения, связанные с налогами, в той или другой мере касаются всегонаселения страны, поэтому теоретические и практические аспекты построенияналоговой системы интересуют не только специалистов, но и граждан страны.
Системаналогообложения начала формироваться с 1991 года. Несмотря на неизменность основныхпринципов построения этой системы, заложенные в Законе Украины «О системеналогообложения», некоторые ее элементы постоянно изменяются: вносятсядополнения, уточнения, поправки.
С переходом крыночным методам проведения экономики меняются подходы и принципы на счет совершенияналогов и налоговых платежей. Важное значение при этом должно предоставлятьсяподготовке специалистов по налогообложению и налоговому регулированию, которыеимеют глубокие теоретические знания и практические навыки, могут обобщатьприобретенный отечественный и зарубежный опыт и творчески подойти к решениюсложных задач в сфере управления налогообложения.
Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель были описаны все экономические процессы.

1 Общеерыночное равновесие
 
1.1 Концепциярыночного равновесия
Экономика какнаука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявлениятрудов великих греков — Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемамхозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточноразвитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления ианализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых породним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности ипроисхождении ценности благ и о рыночной цене как форме ценности. В зависимостиот способа ответа на этот вопрос ученые-экономисты разделились на две большиегруппы. Представители первой группы утверждают, что ценность блага определяетсяпрежде всего количеством и качеством живого и овеществленного труда (средствпроизводства), затраченного на его создание. Данное направление получило названиетрудовой, или классической теории ценности (стоимости), к нему можно отнеститаких известных ученых, как У. Петти, А. Смит, д. Рикардо, К. Маркс и другие. Другоенаправление, которое можно условно назвать концепцией полезности (У. Джевонс,К. Менгер, Е. БемБаверк), утверждает, что в основе ценности блага лежат незатраты производителя, а его реальная потребительская полезность, способностьудовлетворять потребности человека.
И та и другаятеория имеют свои сильные и слабые стороны, каждая по-своему права и визвестном смысле логическим неуязвима, хотя и небесспорна. По-видимому дляточного решения поставленного вопроса экономической науке требовался некийкомпромисс, а точнее — синтез этих двух направлений который позволил бысоединить в себе положительные элементы обеих теорий и объяснить происхождениеценности именно как результат взаимодействия двух равноправных рыночных агентов— производителя и потребителя. Над этим синтезом работали многие ученые-экономисты,особенно во второй половине ХIХ века, среди которых особенное место принадлежитанглийскому ученому А. Маршаллу. А. Маршалл предложил идею рыночного равновесия,основной смысл которой заключается в следующем. Предполагается, что на рынкесуществуют и взаимодействуют две большие группы равноправных агентов —покупатели, представляющие рыночный спрос и продавцы, представляющие рыночноепредложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка,при котором подавляющее большинство агентов не заинтересовано в изменениирыночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т. е. не имеет серьезных стимуловк изменениям. Это возможно прежде всего при равенстве объектов спроса ипредложения, а само «уравновешивание происходит при посредстве действиямеханизма цен.
А. Маршаллпоказал это графически и аналитически, доказав при этом существование иустойчивость равновесия. Данная модель в своей концептуальной основе непретерпела серьезных изменений и до сих пор считается базовой для объяснениясущности и особенностей функционирования рыночных систем.
1.2 Рыночное равновесие
Спрос ипредложение представляют собой форму выражения складывающихся под воздействиемразличных факторов желаний и решений потребителей и производителей товаров иуслуг. Однако эти решения, чтобы быть реализованными, требуют взаимногосогласования. Такое согласование и осуществляется на рынке путем взаимодействияспроса и предложения.
Обратимся вкачестве примера к ситуации, сложившейся на рынке блок.
При цене в 2руб. продавец согласен поставить на рынок 18 кг яблок, но покупатель при даннойцене согласен купить только 4 кг. 14к окажутся избыточно произведенными и ненаходящими сбыта. Этот избыток заставит продавца снижать цену, чтобы побудитьпотребителя приобрести больше продукции. Если цена снизится до 1 ,5 руб. за 1 кэто увеличит количество, которое согласен будет приобрести покупатель до б кг,и в то же время сократит предложение со стороны поставщика до 12 кг. Избытоксократится (до б кг), но все еще буд. существовать и побуждать к дальнейшемуснижению цены. Если она упадет до 0,50 руб., то покупатель будет согласенкупить уже 10 кг яблок, но теперь уже поставщик при столь низкой цене предложитне более 4 кг. В результате возникнет дефицит, который будет побуждатьувеличивать цену. Более высокая цена сократит дефицит за счет уменьшенияспроса, с одной стороны, и увеличения предложения, другой.
Следовательно,пока будет существовать перепроизводство, цен будут иметь тенденцию к снижению,а пока есть дефицит — к повышению. Перебирая варианты, мы можем убедиться, чтосуществует только одна цена, при которой то количество продукта, котороесогласен предложить поставщик, совпадает с тем количеством, которое согласен испособен приобрести покупатель. В нашем примере это цена 1 руб. 1 кг. Приданной цене не будет ни избытка, ни недостатка, а продавец покупатель не будутзаинтересованы в изменении своих решений по поводу количества предлагаемого ипокупаемого товара. Такая цена называется равновесной и отражаетсбалансированность или равенство спроса и предложения. Любое отклонение от ценыравновесия рождает дисбаланс интересов продавцов и покупателей и стремление ценвернуться к состоянию равновесия.
Точкапересечения кривых покажет равновесную цену. Все другие варианты цен ведут кобразованию разрыва между спросом и предложением, который принимает форму либоизбытка, либо дефицита продукции.
Как ужеотмечалось, под влиянием различных факторов кривые спроса и предложения могутсмещаться вверх и вниз по графику. Что будет происходить в этом случае с ценойравновесия? Здесь возможны различные варианты.
Допустим,кривая спроса сместится вправо и вверх (D, рис.1), отражая болеевысокий уровень потребностей и возможностей их удовлетворения; криваяпредложения осталась без изменения. Тогда цена равновесия переместится в новуюточку пересечения кривых спроса и предложения, отражая ситуацию более высокогоспроса и более высокой цены. Если кривая спроса сместится по графику вниз (D2,рис.2), новая цена равновесия будет меньше, как и количество покупаемых благ.
Очевидно,существует прямая зависимость между сдвигом кривой спроса и изменением ценыравновесия и потребляемого количества блага.
Еслисмещается кривая предложения при условии, что кривая спроса остаетсянеизменной, то при возрастании предложения цена равновесия падает, а присокращении — растет. Иначе говоря, существует обратная зависимость междусдвигом кривой предложения и ценой равновесия (рис.3).
В случаяходновременного перемещения кривых возникают более сложные комбинации взависимости от того, осуществляется ли сдвиг в одном направлении или впротивоположных. Тогда эффекты воздействия сдвигов на равновесные цены либоскладываются и усиливают их изменения, либо взаимно погашаются.
В свободнофункционирующем рыночном хозяйстве цены постоянно стремятся к равновесию иотклонения возможны лишь как способ поиска и постепенного приближения кравновесной точке. Существуют однако, устойчивые отклонения от цен равновесия,связанные, как правило, с попытками контроля над ценами. В определенных ситуацияхправительство может законодательным путем устанавливать потолок цен в условияхвысокого спроса либо поддержку в условиях избыточного предложения.
В первом случаепреследуется цель сделать какой-либо продукт достоянием более широкого кругапотребителей, которые не имеют возможности его приобрести по ценам равновесия.Спрос в этом случае естественно, возрастет, однако предложение уменьшится, врезультате чего возникает устойчивый дефицит данного продукта или услуги. Еслив приведенном выше примере (рис.1) установить предельную цену на яблоки 0,50руб. за кг, то потребитель будет согласен купить 10 кг, то да как производительпри этой цене поставит всего 4 кг. Поскольку цену повышать нельзя, остаетсяраспределить произведенное количество между потребителями, используя нерыночныеметоды рационирования
(талоны,карточки). Они, в свою очередь, вызывают необходимость в увеличении и усиленииконтролирующего распределение аппарата рождают протекционизм и утечку товаровна черный рынок. В экстремальных условиях такая система возможна, но внормально функционирующей экономике она неизбежно ведет к снижениюэффективности.
То же можносказать и о случае поддержки цен, когда государство фиксирует некий минимальныйуровень цены, который находится выше цены равновесия. Примером могут служитьминимальная заработная плата или поддержка цен на сельскохозяйственнуюпродукцию. В этом случае предложение будет устойчиво превышать спрос иобразуется постоянный избыток. Для его ликвидации правительство должно либоразрабатывать и внедрять программы сокращения предложения (например,нормирование земельной площади для сельскохозяйственного производства), либовыкупать излишек, т.е. прибегать к мерам административного воздействия наэкономические процессы.
Рассмотренныеварианты касались образования равновесных цен на отдельно взятые и независимоанализируемые товары и услуги. Экономика однако не представляет собойсовокупности изолированных рынков отдельных товаров, совершенно не связанныхмежду собой. Напротив, существует тесная взаимозависимость и взаимовлияние цен различныхтоваров. Поэтому наряду с выяснением условий образования цен равновесия наотдельные товары – анализ частичного экономического равновесия — возникаетнеобходимость проследить влияние изменений цен на одни товары на спрос,предложение и цены других товаров, а также обратное влияние окружающих цен нацены данныхтоваров. Такой подход представляет собой анализ общего экономическогоравновесия.
Предположим,увеличилась цена на сырую нефть вследствие сокращения ее предложения.Естественным последствием роста этой цены будет сокращение спроса на этотпродукт. Но помимо этого возрастут издержки производства тех товаров и услуг,для которых нефть является важным составным элементом затрат. Следствием этогобудет рост цен на такие товары и услуги: бензин, керосин, смазочные материалы, перевозкии т.п. С другой стороны, возрастет спрос и начнут повышаться цены на товары — заменители(уголь, газ), что, в свою очередь, повлечет рост предложения этих товаров. Чтоже касается дополняющих товаров, то спрос на них упадет и цены начнутснижаться. Так, на рынке автомобилей цены, по-видимому, упадут, что вдальнейшем должно привести к сокращению их предложения.
Возможны иболее отдаленные взаимосвязи: сокращение сбыта автомобилей может привести кпадению зарплаты работников этой отрасли, к росту безработицы и, как следствие,к сокращению спроса на более калорийные продукты (мясо, сливочное масло) изамене их менее калорийными.
Таким образом,изменение в цене одного товара вызывало сложную цепную реакцию практически вовсей рыночной системе, а, следовательно, цена равновесия данного товара зависитне только от спроса и предложения его самого, но и от общего равновесия всейсистемы.
Эту систему ввиде упрощенной модели можно представить как взаимодействие двух важнейших секторовэкономики: бизнеса и потребительского в двух основных сферах рынка на рынкефакторов производства и на рынке товаров и услуг.
/>
Если на обоихрынках достигнуто равновесие, общий поток денежных доходов от фирм кпотребителям равен потоку платежей от потребителей к фирмам. Это предполагаетустановление комплекса цен, уравновешивающих спрос и предложение по каждомутовару на всех рынках одновременно. Достижимо ли такое состояние? Теоретическида, если будет соблюден довольно широкий спектр условий, отвечающиххарактеристикам модели экономики совершенной конкуренции. Практическиодновременное обеспечение всех этих условий представляет значительнуюсложность, тем большую, чем дальше реальная ситуация от идеальной модели. И всеже модель общего экономического равновесия позволяет достаточно адекватносудить о механизме рыночного саморегулирования и применять эти знания прирешении более конкретных задач.

2 Налогии рыночное равновесие
 
В конкурентной системе равенство спроса и предложения приводит к равновесию на всех рынках. И все же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения. К числу последних воздействий относится, например, налогообложение.
Налог выступает одним из экономических рычагов регулирования рынка.
Смещая точку равновесной цены, налог не нарушает законов спроса и предложения.
Налоги такжеискажают общее равновесие так, как способствуют отклонению цен от равновесных.Это влияет, с одной стороны, на производителей (снижая стимулы производства), ас другой стороны на выбор потребителей. Последние, стремясь уменьшить налоговоебремя, выбирают товары-заменители. Растущий эффект взаимозаменяемости приводитк искажениям совокупного спроса и в конечном счете к потерям эффективности.
Допустим,потребление мыла облагается 25-процентным налогом, а потребление шила — необлагается. Если налог выплачивают продавцы, тогда чистая цена равна рыночной завычетом суммы налога:
/>
где Р —чистая цена;
— розничнаяцена с налоговой надбавкой
— налоговая надбавкак цене (в %), в данном случае равна 0,25.
Отсюда (Р — Р) — величина налога с каждого куска мыла.
Дляпокупателей
/>
Однакопроизводители ориентируются не на розничную цену Р, а на ту цену, которуюреально получают, т. е. Р. Следовательно для продавцов
/>
Но так как Р> Р, то /> Такимобразом, общество несет потери эффективности; налог мешает достичь оптимума поПарето.
2.1 Налог и рыночнаяравновесная цена
 
Налогообложение является прерогативой государства, применяющего множество разновидностей прямых и косвенных налогов. Последствия налогообложения отрицательно сказываются как на потребителях, так и на производителях товаров. Эти последствия выражаются в увеличении цены товара, с одной стороны, и в сокращении объемов производства товаров – с другой. Возросшая цена, как известно, вызывает сокращение потребительского спроса, вследствие чего неизбежно сокращение объема продаж товаров, попавших под налогообложение. Производители отреагируют на такую ситуацию однозначно: они сократят производство и представление на рынок товаров, спрос на которые снизился.
Нарушение законов спроса и предложения не произошло, так как налог лишь создал предпосылки для перемещения точки равновесия спроса и предложения на новый, более высокий уровень. При налогообложении кривая спроса не смещается так, как спрос не изменился. Но точка рыночного равновесия Е перемещается на новый, более высокий уровень вследствие смещения вверх кривой предложения товаров.
Равновесие спроса и предложения теперь находится в точке Е1, а новая равновесная цена равняется Р1, так как продавец включает налог в цену предлагаемых к продаже товаров. Снижение объема продаж, которое произошло вследствие повышения цены, вызвало падение объемов производства товаров, поскольку их продажи снизились. Налог непосредственно платит производитель (продавец) товаров, однако большую часть перекладывает на покупателя путем увеличения цены. Это вычет из торговой выручки от продаваемых товаров и вычет из доходов покупателей. Но главный отрицательный эффект – общее снижение производства и недопотребление обществом товаров.

Заключение
 
Решениесложных экономических, научно-технических и социальных проблем развитиярыночной экономики требует необходимость почвенно теоретического анализафундаментальных экономических категорий кредитно-финансовых отношений ипоследовательного внедрения эффективного механизма аккумуляций иперераспределения финансов.
Анализрезультатов экономической деятельности субъектов рыночного хозяйствования напротяжении последних лет свидетельствует о том, что без стабильнойэкономико-правовой базы взвешенной государственной политики в бюджетной сференевозможно требуемыми нужными темпами осуществлять реструктуризацию экономики,требовать качественных трансформационных превращений, обеспечивать реальнуюконкурентоспособность национального товаропроизводителя в условиях глобализациимеждународно-хозяйственных отношений. Теоретические исследованиязакономерностей формирования государственного бюджета позволяет эффективновводить экономические рычаги уравновешивания доходов и расходов. Находитьобъективные и субъективные причины возникновения и возрастания государственногодолга, сознательно предвидеть его возможные экономические и социальныепоследствия. Важно обозначить, что формирование и реализация определенноймодели бюджетообразования, определение взаимосвязей государственного и местныхбюджетов имеет значительный мультипликационный эффект и поэтому очень важнопроводить взвешенную экономическую политику, последовательно и системно вводитьнововведения, имея ввиду долгосрочные последствия нарушения сложныхвзаимосвязей между субъектами бюджетного процесса.

Перечень использованнойлитературы
 
1.Лисовицкий И.П. «Микроэкономика»
2.Учебник МГУ им. Н.В. Ломоносова
3.Нуреев К.В «Микроэкономика»
4.Базилевич В.И. «Государственные финансы»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аудит валютного риска в банке
Реферат Анализ состояния российского рынка аудиторских услуг
Реферат Система державних фінансів, пенсійний фонд
Реферат 3. Пути совершенствования неналоговых доходов 9 Заключение 10 Список использованной литературы 11
Реферат Сроки трудового договора с иностранцем
Реферат Оптимизация на качестве упаковки
Реферат Проблемы и перспективы «новой экономики» в России
Реферат О рейтингах и рэнкингах аудиторских компаний в России
Реферат Оптимизация производственных расходов
Реферат Основные изменения в Гражданский Кодекс РФ
Реферат Теория возникновение и виды денег
Реферат Понятие и значение уголовно-процессуальной формы
Реферат Госзаказ: пути реформы
Реферат Анализ и оценка финансовой деятельности предприятия
Реферат Инновационное развитие экономики России: региональный аспект