Реферат по предмету "Экономика"


Налоговая система РФ, её структура и значение

Содержание
 Введение………………………………………………………………………….. 3 1.Экономическая сущность и структура налоговой системы РФ…………….. 5 1.1. Экономическая сущность налогов……………...….…………………….. 5 1.2. Структура и классификация налогов...…………………………………... 8 2. Роль и значение системы налогов и сборов РФ…..…………………………. 17 2.1. Функции налоговой системы……………………………………………... 17 2.2. Налоги как инструмент государственной политики……………………. 21 3. Основные недостатки действующей системы налогообложения и пути их оптимизации…………………………………………………………………….. 22 3.1. Недостатки  налоговой системы России……………………………….. 22 3.2. Пути оптимизации налоговой системы России………………………… 24 Выводы и предложения………………………………………………………… 26 Список использованной литературы………………………………………….. 27 Приложения …………………………………………………………………….. 29

Введение
В современных условиях одним из важнейших рычагов,регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условияхперехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призванаобеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решенияважнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот ифинансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения,государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясьсоздать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговыеметоды регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другимиэкономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования ифункционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночныхотношений.
Вводя налоги, государство изымает у предприятий часть ихдоходов в свою пользу. Реализация фискальной функции налогов, связанной сформированием доходной части всех звеньев бюджетной системы, обеспечиваетперераспределение национального дохода и создает условия для эффективногогосударственного управления.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий  стабилизации  финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого  сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
 Целью работы является анализ и изучение налоговой системыРоссии. Для достижения этой цели нами поставлены следующие задачи:
1.  датьполное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
2.  рассмотретьструктуру налоговой системы РФ;
3.  определитьроль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
4.  выявитьвсе недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующиепути оптимизации налоговой системы РФ.
Поставленныенами задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы. Перваяглава работы посвящена структуре налоговой системы РФ. Она раскрывает такиепонятия как сущность налогов и описывает  действующую налоговую систему.
Вовторой главе подробно изложены роль и значение налоговой системы, раскрыты еёосновные функции.
Третьяглава, заключительная, описывает все недостатки и преимущества существующейсегодня налоговой системы и методы и пути оптимизации системы налогов и сборовв РФ.
Взаключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.
 
1. Структура налоговой системы РФ.
1.1. Экономическая сущность налогов
 
        Налог – этообязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных закономразмерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, впостроении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы,образуют налоговую систему страны.         Все налоги являются основнымиисточниками доходов государственного бюджета. Сложностьпонимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременноэкономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Теоретически экономическая природаналога заключается  в определении источника обложения и того влияния, котороеоказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единоецелое. Следовательно, экономическую природу налога следует искать в сферепроизводства и распределения.
Как известно, реальный процессналогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития егодемократических форм.  П.Прудон верно подметил, что «в сущности вопрос о налогеесть вопрос о государстве»[1].
История свидетельствует, что налоги- более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались«auxilia»(помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века  английскийпарламент не признавал  постоянных налогов на общегосударственные нужды, икороль не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны исоздание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали большихсредств, и налоги превратились из временного в постоянный источникгосударственных доходов. Налог становится настолько обычным источникомгосударственных средств, что известный политический деятель Северной АмерикиБ.Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый».  Наисключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций,обращал внимание К.Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящаяправительство»[2].
Когда же население примирилось сналогами,  и они превратились в основной источник государственных доходов,стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Наиболее известнымиявляются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.
Теория обмена услуг соответствовалаусловиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогдадоходами с доменов (государственное  имущество: леса, земля), поступленияминалогов «покупалась» защита правительства.
Теория выгоды возникла в эпохупросвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждымгражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.
В основе определений налога лежитпредставление о договорном происхождении государства. Особое место виндивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардои их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономическойприроды налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога. Онсчитал, что государственные расходы носят непроизводительный характер, но сдругой стороны, можно заключить, что теория непроизводительностигосударственных услуг  не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой заоплату услуг государству.
Учение о правовом государствеприводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлениюновых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теориитрактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов,как обязанность.
Теория жертвы — одна из первыхтеорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте влекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как «принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных правгосударства ради осуществления высших целей»[3].
Теория общественных потребностейотразила реалии последней четверти 19 — начала 20 в., обусловленные резкимростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличенияналогового бремени. Так Ф.Нитти  определяет налог как  «часть богатства,которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворенияколлективных потребностей»[4].Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения,разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принятакейнсианцами с поправкой на «общественные потребности» вместо «коллективных».
Для российской науки актуальность исложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское «обществозаконодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов».Это значит, что  в советский период не было никаких научных разработок вобласти налогов. Осуществление экономической реформы в России означалонеобходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретическихисследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем,которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог».
С правовых, юридических позицийналоги это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры,формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий,организаций, населения.
 С экономических позиций налогипредставляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовыхресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствамитех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытываютпотребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственныхресурсов.
Налоговоерегулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в рукахгосударства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблемсоциального, экономического, научно-технического развития, стоящими переднародом, страной, отраслями в целом.
Такимобразом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическимиметодами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрированияссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальныхвложений и дотаций, государственных закупок и осуществления хозяйственныхпрограмм и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методовзанимают налоги.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условияналогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаетусловия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствуетрешению актуальных для общества проблем.
Указанноеразграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как всеони переплетаются и осуществляются одновременно.
1.2.Структура и классификация налогов.
 
Общиепринципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другиеобязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации» от 27.12.91 г. N 2118 — 1. К понятию «другие платежи»относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, какПенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования.
Для тогочтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить  основныепринципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страныи заключаются в следующем:
1.Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностейналогоплательщика,  т.  е. уровня доходов (принциправнонапряженности).
2. Необходимоприлагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократныйхарактер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примеромосуществления этого  принципа служит замена налога с оборота,  гдеобложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один развплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).
3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности платежа (принципобязательности).
4. Система и  процедура  выплаты  налогов должны быть простыми,понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  иэкономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).
5. Налоговаясистема должна быть гибкой и легко  адаптируемой к меняющимся  общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).
6. Налоговаясистема должна обеспечивать перераспределение создаваемого  ВВП  и быть  эффективным  инструментом государственной экономической политики.
Современнаяналоговая система включает различные виды налогов. Попытки унифицироватьналоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, этопроисходит потому, что правительствам удобнее вместо одного налога взиматьмножество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менеезаметными и менее чувствительными для населения. При таком большом разнообразииналогов важное управленческое значение приобретает приведение их в определеннуюсистему. Речь идет о систематизации, или классификации налогов, котораяпредставляет собой подразделение налогов на группы по определенным критериям,признакам и особым свойствам.
Современнаятеория налогообложения и в особенности теория классификации налогов решаетследующие вопросы:
1.        выбор критериев ипризнаков при общей системе классификации налогов.
2.        о существенныхпризнаках (критериях) при делении налогов на прямые и косвенные, на общие испециальные и т.д.
3.        о статусной, т.е.о макро- и микросистемной классификации налогов. Речь идет о территориальнойиерархии налоговых поступлений в консолидированный бюджет государства.
4.        проблемаформирования налогового потенциала на уровне микроэкономики, т.е. проблемаизъятия, отнесения или включения конкретных элементов (ставок, льгот, скидок,вычетов и т.д.) в налогооблагаемую базу хозяйствующих субъектов.
5.        сфера действияналогов, т.е. о переложении (перемещении), пропорциональности, прогрессивностии регрессивности налогов.
Помеханизму формирования налоги подразделяются два вида — на прямые и косвенные.Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество. К ним относятся: подоходныйналог и налог на прибыль, поимущественные налоги, в том числе налоги насобственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли икапиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического илиюридического  лица.
Косвенные налоги — налоги на товары и услуги. Это налог надобавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или услуги);  на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами идругие.    Они частично  или  полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легчевсего дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: онивключаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенныеналоги  переносятся на конечного потребителя в зависимости от степениэластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами.  Чем менее  эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя.Чем  менее  эластично предложение,  тем меньшая часть налога перекладывается напотребителя,  а большая уплачивается за  счет  прибыли. 
Как известно,раньше в финансовой науке при делении налогов на прямые и косвенные применялисьтри критерия: по платежеспособности, способу обложения и взимания и по признакупереложения. Сегодня, в современных условиях эти критерии для принятияэффективных управленческих решений в области налогообложения недостаточны. Болеерасширенная система классификации налогов подробно изложена в приложении 1.
Всясовокупность налогов, пошлин и других платежей сгруппирована по 12 признакам,но, видимо, это еще не предел.
Различия вналогах зависят также от характера облагаемых доходов и расходов. Природа этихдоходов и расходов, следовательно, тоже может стать признаком классификацииналогов. Особое значение имеет дифференциация (классификация) налогов поисточнику обложения: издержки производства (себестоимость); прибыль; валоваяприбыль; совокупный доход; чистый доход, капитал и т.д.
Различаютсяналоги и в зависимости от того, кто их взимает и в какой бюджет они поступают,какое целевое назначение имеют. В силу этих причин налоги, соответственно,подразделяются на государственные и местные, общие и специальные. При всейважности указанных критериев и признаков при классификации налогов вфинансово-аналитической практике до сих пор применяется деление всейсовокупности налогов на две группы: прямые и косвенные.
Делениеналогов на прямые и косвенные продолжалось довольно длительное время. Оно непотеряло своей актуальности и сегодня. Дискуссии шли в двух противоречивыхнаправлениях: «за» и «против». Так, например, сторонники прямого обложения И.Х.Озеров и М.И. Фридман еще в 20-х годах XX века писали: «По общему правилупрямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степенисоразмеряются с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяютподатную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги. Наконец, прямыеналоги имеют дело только с личным доходом плательщика и совершенно пассивноотносятся к производству народного богатства»[5].
Аргументысторонников косвенного налогообложения более четко обосновали русские финансистыМ.Н. Соболев и Л.В. Ходский. М.Н. Соболев, например, говорит о трех сторонах –преимуществах косвенного обложения:
1.   «Эти налоги, поскольку они падают напредметы широкого потребления, весьма доходны для государства. Их доходностьопирается именно на их большое потребление, измеряемое миллионами и десяткамимиллионов пудов, ведер и других единиц измерения»/>[6].
2.   Вторая сторона состоит в том, чтокосвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно дляпотребителей.
3.   Третья сторона фискальных выгодсвязана с тем, что косвенные  налоги входят в цену товаров, покупаемыхпотребителями тогда, когда у них имеются деньги в кармане, не могутсопровождаться недоимками, как это происходит с налогами на производство(прямые налоги).
        Налоги могут взиматьсяследующими способами:
1)кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налогадифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и ихпризнаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установленаиндивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налогане зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств.Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основедекларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчетдохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, чтовыплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примеромможет служить налог на прибыль.
3) уисточника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налогапроизводится до получения дохода, причем получатель дохода получает егоуменьшенным на сумму налога.
Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачиваетсяпредприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. довыплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога иперечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Виды налогов различаются также взависимости от характера налоговых ставок.
Налоговой ставкой называется процентили доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее — размер налога в расчете наединицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубльимущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на:пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Налог называется пропорциональным,если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштабаобъекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках наединицу объекта.
При прогрессивном налоге налоговаяставка  налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объектаналогообложения.
Ставка регрессивного налога,наоборот,  понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивныйналог вводится с целью  стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.
Ставка налога может зависеть откатегории,  к которой относится плательщик,  от того, к какой социальной группеотносится гражданин или к какой по  размерам  группе  относится предприятие,но  она  не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именнонепосредственно платит.
  Фиксированный  размер  ставок  иих относительная стабильность способствует развитию  предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее результатов.
Законом«Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневаясистема налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первыйуровень это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страныи регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходнойчасти федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, засчет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации иместных бюджетов.
Второйуровень налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев,областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Региональныеналоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходяиз общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится кобщеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируюттолько их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третийуровень местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие«район» с позиций налогообложения не входит район внутри города.Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербургаимеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
Как ив других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральномбюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налогна прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Эти налогисоздают основу финансовой базы государства.
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридическихлиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что вбольшинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридическихлиц и налогом на имущество физических лиц.
Средиместных налогов крупные поступления обеспечивают: подоходный налог с физическихлиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог, и большая группапрочих местных налогов.
Бюджетноеустройство Российской Федерации, как и многих европейских стран,предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой вдоходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании этоотчисления от федеральных налогов.
Закрепленныеи регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте надолговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Такие налоги, какгербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего впорядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляютсяв местные бюджеты.
Налог на прибыль предприятий и организаций делится между федеральным, региональным и местным  бюджетами.
Акцизы,налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лицраспределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включаяфинансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться.Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.
Маневрируя налоговыми ставками,льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развитияопределенных отраслей и производств, способствует решению актуальных дляобщества проблем. Удачным примером является способствование  развитию малого бизнеса,всемерно поддерживать его. 
Таким образом, можно сделать вывод, что сэкономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределениядоходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами. Исследуя преимущества и недостаткикаждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что толькопосредством сочетания прямого и косвенного обложения можно выстроить налоговуюсистему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересамналогоплательщиков.
Основная задача налоговогорегулирования — сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежныхсредств, необходимых для решения проблем социального, экономического,научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.
 

2. Роль изначение системы налогов и сборов РФ.
2.1.Функции налоговой системы
                                                                                  
Налоговая система — наиболее активный рычаг государственного
регулирования социально-экономического развития, инвестиционной
стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в
производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Го­сударствошироко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гуляторавоздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система,являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколькоправильно построена система налогообложения, зави­сит эффективноефункционирование всей экономики государства.
Современнаяналоговая система России строится на единых принципах, которые должнырегулировать налогообложение на всей территории. К ним относятся: однократностьобложения (один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз заопределенный законом период), строгий порядок введения и отмены налогов, их ставоки льгот, точная классификация налогов, четкое распределение налоговых доходовмежду бюджетами разного уровня.
Система налогообложения, принятая законодательством — это  практический  инструмент перераспределения доходов потенциальных  налогоплательщиков,  следовательно, именно действующая система  налогообложения  даёт  представление  о  полноте использования  присущих  налогообложению  функций,  т.е.  о  роли  налоговой системы.
Напервое место следует поставить регулирующую функцию, без которой в экономикенельзя обойтись.   Рыночная экономика  в  развитых  странах  — это регyлирyемаяэкономика. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику всовременном мире,  не  регyлирyемyю  государством, невозможно. 
Государственноерегулирование осуществляется в двух основных направлениях:
   — регyлирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит в разработкезаконов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действyющих на рынкелиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К нимотносятся законы, постановления, инстрyкции госyдарственных органов,регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покyпателей,деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж трyда, торговыхдомов,  yстанавливающие порядок проведения аyкционов, ярмарок, правилаобращения ценных бyмаг и т.п. Это направление госyдарственного  регyлирования рынка  непосредственно с налогами не связано;
   — регyлирование развития народного хозяйства,  общественного производства вyсловиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действyющим  вобществе,  является закон стоимости. Здесь речь идет  главным  образом  о финансово-экономических методах   воздействия  госyдарства  на  интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в  нyжном, выгодномобществy направлении.
  Такимобразом,  развитие экономики регyлирyется финансово-экономическими методами  - пyтем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссyдным капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений идотаций,  госyдарственных закyпок и осyществления  народнохозяйственныхпрограмм и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методовзанимают налоги.
 Дрyгая фyнкция  налогов -  стимулирующая.  С помощью налогов, льгот и санкцийгосyдарство стимyлирyет  технический  прогресс, yвеличение числа рабочих мест,  капитальныевложения в расширение производства и др.  Стимyлирование технического прогрессас помощью налогов проявляется прежде всего в том,  что сyмма прибыли,направленная на техническое  перевоорyжение,  реконстрyкцию, расширениепроизводства  товаров  народного  потребления, оборyдование для производствапродyктов питания и  ряда дрyгих освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень сyщественная.
 Следyющаяфyнкция налогов -  распределительная, или, вернее, перераспределительная.Посредством налогов  в  госyдарственном бюджете концентрирyются средства,направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, какпроизводственных, так и социальных, финансирование крyпных межотраслевых,комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др.
 Спомощью налогов госyдарство перераспределяет часть прибыли предприятий ипредпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее на развитие производственной  и социальной инфрастрyктyры,  на инвестиции и капиталоемкие ифондоемкие отрасли  с  длительными сроками окyпаемости затрат: железные дорогии автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др.  В  современных yсловиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитиесельскохозяйственного производства,  отставание  которого наиболее болезненно отражается  на  всем состоянии экономики и жизни населения.
 Перераспределительнаяфyнкция  налоговой  системы носит ярко выраженный социальный характер.Соответствyющим образом построенная налоговая  система  позволяет  придатьрыночной экономике социальнyю направленность,  как это сделано в Германии,Швеции многих дрyгих странах. Это достигается пyтем yстановления прогрессивныхставок  налогообложения,   направления   значительной части бюджета  средств на социальные нyжды населения,  полного или частичного освобождения от налоговграждан,  нyждающихся  в социальной защите.
 И ещёодна фyнкция  налогов  -   фискальная,  изъятие части доходов   предприятий  и граждан  для  содержания  госyдарственного аппарата,  обороны  станы  и  той части   непризводственной сферы,  которая не имеет собственных источниковдоходов (многие yчреждения кyльтyры — библиотеки,  архивы и  др), либо они недостаточны для обеспечения должного yровня развития фyндаментальная наyка,театры, мyзеи и многие yчебные заведения и т.п.
 Указанноеразграничение  фyнкций  налоговой  системы   носит условный характер,  так каквсе они переплетаются и осyществляются одновременно.  Налогам присyщаодновременно стабильность и подвижность. Чем  стабильнее системаналогообложения,  тем yвереннее чyвствyет  себя  предприниматель:  он  может заранее  и достаточно точно  рассчитать,  каков бyдет эффект осyществления тогоили иного хозяйственного решения,  проведенной сделки, финансовой операции  ит.п. 
 Стабильностьналоговой системы не означает, что состав налогов,  ставки,  льготы,  санкции могyт  быть  yстановлены раз и  навсегда.  «Застывших» систем налогообложениянет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характеробщественного строя,  состояние экономики страны,  yстойчивостьсоциально-политической  ситyации, 
 Системyналогообложения можно считать  стабильной  и,  соответственно, благоприятнойдля предпринимательской деятельности, если остаются неизменными  основные принципы  налогообложения, состав налоговой  системы,  наиболее  значимыельготы и санкции (если, естественно,  при этом ставки налогов не выходят запределы экономической целесообразности).
 
2.2. Налоги как инструмент государственной политики.
 
Динамизмналоговой системы обусловлен не только изменением видов налогов, но еще большей степени — подвижностью налоговых ставок. Да и само налоговое бремязависит от величины налоговых ставок Поэтому в процессе налоговогорегулирования государство чаще всего прибегает к  манипулированию ставкаминалога, процентом, определяющим долю изымаемого  дохода. А чтобы как-тосмягчить налоговый процесс  для отдельных налогоплатильщиков, применяют налоговыельготы, в форме снижения налоговых ставок или освобождения от уплатыналогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования.
Вопросо размерах критического налогообложения давно волнует политиков, ученых,практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что невсегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства.
Конечно,трудно рассчитывать, что можно построить идеальную шкалу налогообложения.Теория должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажноезначение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные ипсихологический фактор. Американцы, например, считают, что при такой ставкеналога, как в Швеции (75%), в США никто не стал бы работать в легальнойэкономике. Вообще же считается, что высшая ставка подоходного налогообложениядолжна находиться в пределах 50-70%.
Налоги- это те же экономические нормативы,  но только  подлинно единые  истабильные,  независящие от воли отдельных лиц.
Индивидyализацияналоговых ставок,  льгот и санкций  запрещена, их можно дифференцировать поотраслям, производствам, регионам, но никак не по отдельным предприятиям.
  Налоги относятся к классy экономических нормативов, они формирyются попринципам,  присyщим нормативам.  Например,  ставкy налога на  прибыль  можнорассматривать как норматив отчислений от прибыли в бюджет,  но yстановленный на  общегосyдарственном уровне.
   Какмировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимyществах налоговойсистемы перед любой дрyгой формой  изъятия части доходов  граждан  ипредприятий в госyдарственный бюджет.
Одноиз  этих  преимyществ  -  правовой  характер  налогов.  Их состав, ставки  и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а  принятыми  парламентами Законами.
 
3. Основные недостатки действующей системы налогообложения ипути их оптимизации.
3.1. Недостатки  налоговой системы России.
 
Оптимальнопостроенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовымиресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика кпредпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путейповышения эффективности хозяйствования.
Мировой опытналогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% от доходаявляется пределом, после которого начинается процесс сокращения сбережений, атем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов предусматриваетизъятие у налогоплательщика более 40-50% его доходов, то это полностьюликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
В мировойналоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровнеслужит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объемуполученного валового внутреннего продукта.
В Российскойэкономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом сектореэкономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По даннымМинфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения вконсолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. Врезультате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальныетоваропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственнуюказну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногиепредприятия могут выдержать такую нагрузку.
Другаяпроблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВПрассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных кпоступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджетдолги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.
Налоги должныраспределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однакосамые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, аоставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налогивообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).
Еще однапроблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленныеподзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д.Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложноизбежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственнойжизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.
Наиболееспорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени.Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых системзападных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются отзападных аналогов.
Проблематичентакже вопрос неравномерности распределения налогов между категориямиплательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровняналоговых отчислений налогоплательщиков в зависимости от уровня их доходов. Ктому же весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которыхлегко проверить (т.е. мелких и средних предпринимателей), тогда как основнаячасть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.
Особенносильные дебаты в настоящее время ведутся в связи с введением налога с продаж иединого налога на вмененный доход.
Вместопосильной поддержки развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политиканаправлена на всяческое препятствование такому развитию.
Несмотря наочевидную необходимость реформирования налоговой системы ее кардинальная ломкапривела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформыбудут проводиться исходя из того, что существующая система совокупностиналогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиальноизмениться. Уже сейчас наблюдается тенденция (хотя и не совсем удачная) кснижению налоговых ставок и снижению налогового бремени.
3.2. Пути оптимизации налоговой системы России.
Сегодняпод налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговойсистемы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планированияи финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетнойсистемы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использованиягосударственных финансовых ресурсов.
Основныенаправления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:
1.       ослаблениеналогового бремени и упрощение налоговой системы путем  отмены низкоэффективныхналогов и отчислений во внебюджетные фонды;
2.       расширениеналоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиковналогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговойсправедливости»;
3.       постепенноеперемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
4.       решение комплексапроблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налоговогозаконодательства.
Насегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформированияналоговой системы можно предложить:
расширениеправ местных органов при установлении ставок налогов на
имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных
средств) и граждан;
 унифицированиепрямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банкови страховых компаний к налогообложению их прибыли;
расширениемер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественногонаправления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширениепроизводства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
усилениесоциальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно
увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с
другой — ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а
также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки
акцизов на них.
Вперспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силузадействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос оформировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не толькофискальную, но и в должной мере
стимулирующую и регулирующую функции.
Реформированиедействующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях созданияблагоприятных налоговых условий для
товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в
инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для
иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач
развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное
отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди
них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную
стоимость.
Заключение.


Наосновании всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1.Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развитияобщественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовыйрегулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговыепоступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.
2. ВРоссии действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральныеналоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневаясистема налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет заадминистрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства,обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующуюказну.
3.Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении. Основныенаправления совершенствования налоговой системы включают в себя снижениеналогового бремени, оптимального распределения средств между бюджетамиразличных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов.Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекает инвесторов впредприятии России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамикуобщества.
Отстабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которойзаинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение исовершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собойувеличение рабочих мест, рост доходов населения.
Списокиспользованной литературы:1.  Александров И.М. Налоги и налогообложение. Издательский дом«Дашков и К». – 2005. – 286с.
2.   Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализналоговых систем и его значение для совершенствования и реформированияналогового законодательства // Налоговый вестник. – 2001. –  №2 –  С.15 – 21.
3.  Благих И.А.Экономические взгляды С.Ю.Витте // Сергей Юльевич Витте – Государственный деятель, реформатор,экономист. – М., 1999. – Ч.1. – С.179-208.
4.  Брызгалин А.В., Налогии налоговое право. Учебное пособие. / М.: Аналитик-пресс., 2001. – 608с.
5.   Владимирова Н.П. Налоги иналогообложение: учебное пособие. – М.: КНОРУС., 2005.- 232с.
6.   Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М.,Налоги / учеб. Пособие для студентов вузов, М.:  Финансы  и статистика. – 2002. – 395с.
7.   Дуканич Л. В., Налоги иналогообложение. Ростов на Дону.: Феникс. – 2000. – 226с.
8.   Иванова Н.Г., Вайс Е.А., КацюбаИ.А.Налоги и налогообложение, схемы и таблицы, СПб., Питер., 2001. –  211с.
9.  Лыкова Л.Н.,Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: «Бек»., – 2001. – 278с.
10.           Мамбеталиев Н.Т.Робоев М.Р. Налогообложение в странах Евроазиатского экономического сообществаи проблемы его гармонизации // Налоговый вестник. – 2001. – №4. – С.19 — 24.
11.           Маркс К. Нищетафилософии. Ответ на «Философию нищеты» П.Прудона. М.: Госполитиздат, 2001. –211с.
12.           НезамайкинВ.Н., Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц. – М.:Издательство «Экзамен»., 2004. – 448с.
13.           Перов А.В.Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие.- 2-е изд. Доп. иперераб. М.: Юрайт – издат., 2003. –  635с.
14.           Пушкарёва В.М.Генезис категории «налог» в истории финансовой науки // Финансы. – 1999. – №6.– С.23-25.
15.           Рыднина М.Н.,Василевский Е.Г., Голосов В.В. и др. История экономических учений. Учебник /М.: Высшая школа 2003. – 286с. 
16.           Сутырин С.Ф.,Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. / Учебпособие / СПб.: Полиус, 2000, – 577с.
17.           Тютюрков, Н.И.Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: Учебное пособие. – М.:Дашков и К, 2002. – 169с.
                                                                              Приложение 1.
Основные признаки классификацииналоговОсновные признаки Примеры-характеристика
Критерий перелагаемости налогов
Способ обложения и взимания налогов
по платежеспособности плательщика
 
Прямые (налоги на доход и имущество): налог на прибыль корпораций; налог на доходы с физических лиц.
Косвенные (акцизы; налог с продаж; налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины; фискальные налоги). Источники обложения
1.   Налоги с дохода, прибыли.
2.   Налоги с капитала, ценных бумаг.
3.   Налоги с имущества. Субъекты и объекты обложения Налоги с физических лиц. Налоги с юридических лиц. Поземельный налог. Поимущественный налог. По иерархии государственной власти (статус) Федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий). Региональные налоги (налог на имущество предприятий). Местные налоги (земельный налог). Воспроизводственные стадии Налоги на производство. Налоги на обращение. Налоги на потребление. По факторам производства Налоги на труд. Налоги на капитал. Налоги на землю. По целевому назначению Общие налоги (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость). Специальные налоги (взносы в социальные фонды). По ограниченным производственным ресурсам Налоги на природные ресурсы, трудовые ресурсы, на инвестиционные иинформационные ресурсы. Способы обложения доходов и расходов Налоги на доходы. Налоги на расходы. Консолидации бюджетных и внебюджетных фондов Бюджетные налоги; внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Дебаты о создании системы ПРО в конгрессе США в 1995-1996 годах и российско-американские отношения
Реферат Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников
Реферат Столыпинские реформы
Реферат Подготовка и проведение внутреннего финансово-экономического контроля
Реферат Методы управления трафиком
Реферат Развитие творческой личности на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство
Реферат От реформ к кризисным явлениям в Советском обществе 1965 - 1985 гг
Реферат Бизнес-план разработки учебного курса по операционной системе OS/2 Warp Connect 4
Реферат Copernicus And Ptolemy Essay Research Paper Copernicus
Реферат Аллергия, ее патофизиологические аспекты
Реферат Строение и функции паращитовидных желез
Реферат Образование районов на территории Башкирии в 30-е гг ХХ века
Реферат Судебники 1497 и 1550 гг.
Реферат Калибровка инструмента непрерывного стана
Реферат Николо Макиавелли и его труд Государь