Реферат по предмету "Экономика"


Монополизм и конкуренция в национальной экономике

--PAGE_BREAK--2. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МОНОПОЛИЗМУ
Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный продукт, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара (или услуги). На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм составляют в среднем от 1 до 10% общего объема продаж на данном рынке, что больше чем в условиях совершенной конкуренции (до 1 %). Количество продавцов обусловливает тот факт, что последние не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают объемы продаж и устанавливают цены на свою продукцию, в отличие от ситуации, например, олигополии, когда на рынке одного товара действует лишь несколько крупных продавцов. Хотя на отраслевом рынке продаются товары (или реализуются услуги) одного типа, при монополистической конкуренции продукт каждого продавца обладает уникальными качествам или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих фирм. Это называется дифференциацией товара в противовес стандартизированным товарам, характерным для совершенной конкуренции. Уникальность товара дает каждому продавцу определенную степень монопольной власти над ценой: на престижные товары (например, часы «Ролекс», ручка «Монт Бланк», духи «Шанель») цены всегда устанавливаются выше, чем на аналогичные товары, не имеющие столь знаменитой торговой марки или не столь блестяще разрекламированные. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму в отрасли или покинуть рынок — вход на данный отраслевой рынок не затруднен такими барьерами, какие ставят на пути новичка монополия и олигопольные структуры. Однако этот вход не настолько легок, как при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками. Примерами отрасли с преобладанием монополистической конкуренции могут служить рынок женской, мужской или детской одежды, меховых, ювелирных изделий, обуви, мебели, безалкогольных напитков, книг, а также рынки различных услуг — парикмахерские, химчистки, прачечные и т.п. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Одновременно она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход [5, с.203].

Особого внимания  требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены —монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует —монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.

Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами, но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах. Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается —она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

Структура монопольной цены может быть представлена формулой:

Рмон.= Р1 + Р2 +Р3,

где Р1 —средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции; Р2 —обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения; Р3 —монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

Монопольная цена —это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате “ломают” монополию.

Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.

Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является “лидерство в ценах”. Существование нескольких олигополистов, казалось бы, должно повлечь за собой конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она в форме ценовой конкуренции привела бы только к общим потерям. У олигополистов есть общий интерес для удержания единых цен и недопущения “ценовых войн”. Это достигается с помощью негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера. Последняя —это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену определенного товара, остальные же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет, что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую конкуренцию в отрасли цен”.

Возможны и другие варианты ценовой политики, не исключая прямого соглашения между олигополистами. Цена природных монополистов находится под контролем государства. Правительство постоянно проверяет цены, устанавливает предельные границы, исходя из необходимости обеспечить определенный уровень рентабельности фирмы, возможностей развития и т.д.

Особого рассмотрения требует соотношение  конкуренции  и монополии в современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь также существует свободный, беспрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции [8, с.14].

Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.

Монополия —это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории “чистая монополия”, которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.

Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен значительный удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.

Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:

1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть  над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов   научно-технического  прогресса,   кредитных  ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая. Ценовая конкуренция —это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция —это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д.  И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер [3, с.8].

На первый взгляд может показаться, что конкуренция и монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна, в конечном счете, устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье — либо господство на рынке.

Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого — то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество — стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой — то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

Таблица 2.1. Сравнение монополии и конкуренции. Источник: [4, с.167]

Параметры состояния рынка

Совершенная Конкуренция

Монополия

Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

Есть (нет вхождения)

Дифференциация продукта

Нет (одинаковые продукты одного вида)

Нет (один продукт)

Участие фирм в контроле над ценами

Нет

Полный контроль

В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция — монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство сними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого — либо товара в руках единственной фирмы.

В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли. Особым «фронтом» столкновения является соперничество монополии и немонополизированных предприятиями

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

    продолжение
--PAGE_BREAK--3. АНТИМОНОПОЛЬНЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Начало государственной политики в области антимоно­польного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», вступившего в силу 1 марта 1993 г. Проведение последовательной антимонопольной полити­ки  стало  одной  из  постоянных  функций  государственногоуправления.

Основны­ми направлениями демонополизации являются:

·                   формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;

·                   разукрупнение концернов, производственных и других объединений, препятствующих развитию конкуренции;

·                   государственное регулирование деятельности монополий;

·                   контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хо­зяйствующих субъектов, приобретением акций [6, с.503].

Важной задачей антимонопольного регулирования является предупреждение появления новых монопольных структур, что свидетельствует об абсолютизации борьбы с монополизмом, од­ностороннем (только отрицательном!) влиянии монополий на экономическое развитие. Монополистическая деятельность и до­минирующее положение рассматриваются как тождественные и негативные.

Для большинства секторов республики характерен высокий уровень монополизма. Антимонопольные органы оценивают его по показателям концентрации производства важнейших товаров (товарных групп), определяющих степень преобладания на рынке одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Концентрация на товарных рынках (в отраслях) рассчитывается по коэффициенту концентрации (CR3), т.е. по доле 3 крупнейших хозяйствующих; субъектов на товарном рынке или в отрасли, которая представляет собой отношение продаж 3 хозяйствующих субъектов к общему (отраслевому) объему продаж. Для этих целей используется также индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ), отражающий степень влияния крупных компаний на состояние отрасли.

В Беларуси выделяют следующие уровни концентрации производства:

1. Нормальная концентрация, или неконцентрированный

                                         CR3

2. Средняя степень концентрации, или умеренно концентрированный рынок

45 %

3. Высокая степень концентрации, или слабаяконкурентная среда

                               CR3>70%; ИХХ>1800.

Причем следует сказать, что в республике доминирует высокий уровень концентрации производства — CR3>70 %.

Как уже отмечалось, монополизация связана с концентрацией производства, но не тождественна ей. Концентрация производства превращается в монополию лишь при определенных условиях. Это хорошо учитывать при проведении антимонопольной политики,  чтобы не возводить в абсолют борьбу с монополизмом, противо­действуя объективным процессам концентрации производства [14, с.11].

Согласно нормативным документам антимонопольных ор­ганов Беларуси, в экономике Беларуси выделяются следующие «рыночные модели»:

• сконцентрированные отрасли (розничная торговля) и рынки (строительных материалов, товаров легкой промышленности, банковских, страховых, строительных услуг);

• олигополии, представленные несколькими крупны­ми предприятиями, занимающими доминирующее положение в производстве и реализации (например, телевизоров, це­мента, часов и др.);

• локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков (например, монополизм предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественных локальных монополий в системе водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и др.) [16, с.27].

Антимонопольная политика в Республике Беларусь направле­на на формирование конкурентных отношений в сфере производ­ства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствую­щих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие диф­ференцированных подходов к регулированию деятельности естес­твенных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, свя­занного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исклю­чающих монополизацию рынка; на снижение отрицательных пос­ледствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена антимоно­польным Законом и конкретизирована в республиканской Ком­плексной программе демонополизации экономики.

Одним из главных направлений антимонопольной полити­ки должно стать обеспечение условий свободного доступа но­вых фирм на рынки.  Вместе с тем опыт стран Восточной Европы, приступивших к антимонопольным преобразованиям, показывает, что существование на рынке нескольких произво­дителей не гарантирует отсутствие монополизма. Выявлены новые его формы — сговоры между предприятиями в целях ус­транения конкуренции; бойкоты по отношению к потенциаль­ным партнерам-поставщикам, не входящим в сговор; установле­ние цен, наносящих урон потребителям; договоренность между производителями, ведущая к навязыванию потребителям обре­менительных условий поставок; разделение сфер влияния нарынке [1, с.24].

Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, на перестройку производства и управле­ния, осуществление которых не может происходить без целе­направленного государственного контроля и регулирования.

В течение переходного периода необходимо создать пред­посылки для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предприни­мателей, предприятий); полную их ответственность за резуль­таты хозяйственной деятельности; равноправие всех видов соб­ственности, включая частную; конкуренцию производителей, т.е. следует перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Для этого необходимы демонополизация экономики; формирование соответствующей структуры производства; наличие на рынке достаточного количества про­изводителей каждого вида товаров, не имеющих возможности влиять на рыночные цены; свободный вход на рынок любого субъекта; знание и соблюдение законов рынка, правил игры на нем, пресечение злоупотреблений монополистическим положе­нием. Понятие «демонополизация» стало использоваться после принятия в 1990 г. Постановления Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства». В западной экономической литературе оно практически не применяется; здесь распространены понятия «антимонопольное, или антит­рестовское, регулирование». Применительно к отечественной экономике его появление объясняется множеством депроцессов, характерных для периода реформирования общества. К их числу относятся деполитизация, деидеологизация, деэтатизация, дерегулирование, децентрализация, деконцентрация, де­монополизация. Этот термин в начале 90-х гг. получил широкое распространение в странах Восточной Европы и трактуется как путь к экономической свободе путем разгосударствления и приватизации, устранения монополии государственной соб­ственности, монополии государства на производство продук­ции и услуг с целью формирования конкурентного рынка.

Демонополизацию определяют как «политику государ­ства, направленную на снижение степени монополизации рын­ка. Она включает: систему ограничений на слияния и новые межфирменные соглашения, усиливающие монополизацию и ограничивающие конкуренцию; деконцентрацию (разукруп­нение) предпринимательских монополий; содействие конку­ренции в монополизированных отраслях» [15, с.371].

В нерыночной экономике борьба возможна только с искус­ственно созданной монополией в сфере управления, с государ­ственным монополизмом, мешающим становлению рыночных отношений, со злоупотреблениями доминирующим положени­ем хозяйствующих субъектов. К последним на рынке относят: создание препятствий для доступа на рынок (выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам; преднамеренное сокраще­ние производства; изъятие товаров из обращения с целью соз­дания или поддержания дефицита на рынке; необоснованное повышение (снижение) цен; навязывание контрагенту условий договора продажи товаров, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи   финансовых   средств,   сырья,   материалов,   изделий жилых домов, квартир, рабочей силы контрагента и др.); установление (поддержание) цены или надбавок (скидок) к ней дляполучения монопольно высокой прибыли или для устраненияконкурентов.

Следовательно, демонополизацию в условиях трансформа­ционной экономики можно определить как политику государ­ства, направленную против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке и на создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополиз­мом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых усло­вий для формирования рыночных отношений, для становления предпринимательства и конкуренции[9, с.207].

В соответствии с проводимой антимонопольной политикой стал регулярно составляться Государственный реестр хозяй­ствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси. Основным критерием для вклю­чения в него является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельно установленную величину. Для хозяйствующих субъектов — производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) она составляет: для одного — 30%, двух — 54, трех — 72, четырех — 95 %; для хозяйствующих субъек­тов — производителей продукции производственно-техничес­кого назначения — соответственно 45, 67, 86 и 100 %.

Число предприятий промышленности, занимающих доми­нирующее положение на товарных рынках республики, в по­следние годы заметно сократилось (прил. А). Большинство из них — в машиностроении и металлообработке, по удельному ве­су в объеме выпускаемой продукции лидируют черная метал­лургия, химическая и нефтехимическая промышленность.

Для успешного осуществления антимонопольной политики первостепенное значение имеет всемерное развитие конкурен­ции. Конкуренция и монополия образуют диалектическую об­щность, постоянно противостоят друг другу и являются неотъ­емлемой чертой рыночных отношений.
В Беларуси присутствует государственный монополизм в управлении жилищным фондом.

Техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда осуществляют организации различной формы собственности. В том числе государственные организации — 99,4 млн. кв. м, самостоятельно жилищно-строительные кооперативы — 4 млн. кв. м, товарищества собственников — 2,1 млн. кв. м, негосударственные жилищные организации — 1 млн. кв. м.

В соответствии с концепцией развития жилищно-коммунального хозяйства Беларуси до 2015 года и программой развития ЖКХ на 2006—2010 годы к 2010 году доля жилищного фонда, который будет обслуживаться на конкурсной основе, составит 60%. Это будет осуществляться путем создания частных компаний, в том числе товариществ собственников, а также путем создания специализированных расчетных центров, проведения работ по тепловой модернизации крупнопанельных домов массовой застройки.

К 2015 году предусмотрено доведение доли жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 100%. Планируется, что управление многоквартирными домами будет осуществляться через товарищества собственников. Также планируется в основном завершить перевод ЖКХ на безубыточную работу с учетом перехода на полную оплату населением затрат на содержание и ремонт жилых помещений, коммунальных услуг при обеспечении адресной социальной защиты населения. Кроме этого, предполагается разработать и внедрить механизм обязательного страхования жилых помещений в многоквартирных домах.

В настоящее время проводится работа по назначению уполномоченных лиц по управлению общим недвижимым имуществом совместных домовладений¸ которая должна завершиться в 2008 году. Одной из основных функций уполномоченного лица является заключение договоров с организациями, которые будут проводить техобслуживание и ремонт жилых домов, и выбор таких организаций возможен только через проведение конкурсов [17, с.9].

Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуще­ствляется различными способами. Она может быть внутриот­раслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости от условий, в которых она происходит, раз­личают совершенную конкуренцию, чистую монополию, моно­полистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция представлена в таких сферах дея­тельности, где действует достаточно много продавцов и покупа­телей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену.

Чистая монополия является антиподом совершенной кон­куренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий аналогов.

Особое место занимают «естественные монополии» (топ­ливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, коммуналь­ное хозяйство), где в настоящее время конкуренция невозмож­на или экономически нецелесообразна. Как правило, «естест­венные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

Монополистическая, конкуренция (или монополия по диф­ференцированному продукту) предполагает относительно боль­шое количество производителей, предлагающих схожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. В отли­чие от совершенной в условиях монополистической конкурен­ции каждая фирма продает особый тип товара, который отлича­ется качеством, оформлением, практичностью (дифференциро­ванный продукт). Данный вид конкуренции характерен для большинства отраслей сферы обслуживания (например, сети ресторанов, станций технического обслуживания, банковских учреждений); в производящих отраслях — это производство компьютеров, телефонной аппаратуры, одежды, безалкоголь­ных напитков, стирального порошка и т.д.

Олигополия представляет собой рыночную — структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворя­ется небольшим числом производителей. Чаще всего на олигополистическом рынке действуют от трех до десяти крупных фирм (предприятий), на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

По методам осуществления конкуренцию можно подразде­лить на ценовую и неценовую. Первая предполагает продажу то­варов или предложение услуг по более низким ценам, чем кон­куренты. Вторая основана на предложении товара более высо­кого качества, с большой надежностью и сроком службы, более высокой производительностью.

Процесс становления конкуренции в переходной экономике во многом зависит от темпов преобразования отношений собст­венности. Преобладание государственной собственности на сред­ства производства сдерживает ее развитие. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем больше доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентно­го рыночного механизма [6, с.506].



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Диковинные растения тропиков.
Реферат "Королевские" кошки
Реферат Библия иллюстрированная в гравюрах Ю.Карольсфельда
Реферат Совершенствование трудовой деятельности
Реферат История развития российского таможенного права
Реферат Памятники природы России
Реферат Объект калькулирования Калькуляционные единицы Способы калькулирования
Реферат Характеристика й особливості розвитку Київської області
Реферат Разработка меню, технологии кулинарной продукции, нормативной и технической документации для пиц
Реферат Ацетилен
Реферат Защитная речь
Реферат Теории и практике взаимной человечности
Реферат Художественное своеобразие "Песни про Царя Ивана Васильевича"
Реферат Использование консалтинга в стратегическом управлении российскими компаниями
Реферат Особливості гумору та сатири в романі Сінклера Льюіса "Беббіт"