Реферат по предмету "Экономика"


Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Реферат
Монопольная власть источники, показатели и экономическиепоследствия: курсовая работа, 25 стр., 12 источн., 2 рис., 2 формулы.
Ключевые слова: МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, МОНОПОЛИЗАЦИЯ РЫНКА, МОНОПОЛИЯ.
Цель работы – раскрыть понятие монополии и монопольнойвласти, а также их последствия для экономики.
Объектом исследования является экономика страны.
Методы исследования — анализ, синтез, индукция, дедукция,аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативныйанализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.
Исследования и разработки: результатом написания даннойкурсовой работы стало раскрытие понятия монополии, влияние монополий настабильность экономики, место государства в регулировании монополий,современные тенденции монополизации, антимонопольное законодательство в РеспубликеБеларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в нейрасчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемогопроцесса, а все заимствованные из литературных и других источниковтеоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаютсяссылками на их авторов.

Содержание
Введение… 3
1 Монополия: понятие и необходимость… 5
1.1 Сущность монополии… 5
1.2 Влияние монополий на экономику страны… 13
1.3 Современные тенденции монополизации… 19
2 Антимонопольная политика в Республике Беларусь… 23
Заключение… 33
Список использованных источников… 35

Введение
В современном мире на фоне развитости различных рынковпринято говорить о совершенной конкуренции как единственном инструменте длядостижении роста и благополучия. Однако совершенная конкуренция практически несуществует ни на одном из рынков. Поэтому следует выделить понятие монополии.
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцови покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель неоказывает значительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственныхрынков близки к рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермероввыращивают пшеницу, которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермери ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Многие другие рынки достаточно конкуренты, чтобырассматривать их как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди,например, имеет несколько десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы вслучае, если один из поставщиков выходит из дела, влияние на цену было бынезначительно.
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынкинесовершенной конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существоватьв условиях монополии, олигополии, монопсонии. На понятии «монополия» мы ипопробуем заострить внимание в нашей работе.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренцияна товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не толькоспециалистов, но и широких слоев населения.
Основная цель данной курсовой работы – раскрыть понятиемонополии и монопольной власти, а также их последствия для экономики.
Объект исследования – экономика страны.
Основные задачи:
Дать определение монополии и выявить ее преимущества инедостатки.
Показать отношение государства к монополиям и степень еговмешательства в деятельность монополий.
Отразить современные тенденции развития монополий.
Показать степень развития антимонопольногозаконодательства в Республике Беларусь.

1 Монополия: понятие и необходимость
1.1 Сущность монополии
Монополия – это рыночная ситуация, при которой в отраслидействует только один продавец какого-либо товара или услуги,
Существует три варианта, отражающих условия, при которыходна фирма может стать единственным поставщиком продукции на рынке.
Вариант открытой монополии представляет собой ситуацию,при которой экспансия одной фирмы превращает ее (хотя бы на определенное время)в единственного поставщика продукта. Монопольной власти фирма достигает, неимея специальных прав, полученных от государства в сфере защиты от конкурентов.
Закрытая монополия возникает в том случае, когда фирмаимеет специальные права, полученные от государства. Она защищена юридическимиограничениями и запретами, выдвинутыми государством по отношению к конкурентам.Ситуация возникает, например, в тех случаях, когда вступление новой фирмы вданную отрасль (или род деятельности) лимитируется:
•условием получения лицензии,
•наличием авторского права, патентной защиты,
•наличием разрешения заниматься данным видом деятельности
Естественная монополия — экономическое явление, прикотором спрос на благо в определенной отрасли в лучшей степени удовлетворяетсяодной или несколькими фирмами. Конкуренция при этом невозможна или нежелательна.В основе естественной монополии — особенности технологии производства иобслуживания потребителя. Согласно постулатам неоклассической теории,естественные монополии формируются в тех отраслях, где долгосрочные издержкиминимизируются при обслуживании всего рынка одной фирмой. Раздел рынка междудвумя или тремя фирмами приведет к тому, что масштаб производства каждой фирмыбудет неэффективным. Примером естественных монополий являются компанииэнергетических и коммунальных служб: энергообеспечение (передачаэлектроэнергии, нефти, газа), водоснабжение, канализация, телекоммуникационнаясвязь, железнодорожное сообщение.
Модель монополии предполагает наличие у фирмы рядаспецифических черт:
•Уникальность продукции
•Единственная фирма-гигант в определенной отрасли
•Наличие непреодолимых барьеров для входа на рынок
•Обладание полной информацией[12, с. 141]
Каковы закономерности поведения монополистической фирмы?
Образ действия субъекта в данном случае существенноотличается от поведения совершенно конкурентной фирмы. Это связано с тем, что вусловиях совершенной конкуренции величина спроса на рынке не зависит от цены(кривая спроса на графике — горизонтальна). В этих условиях фирма можетпродавать любое количество своей продукции, при этом ее влияние на цену — нулевое. Именно поэтому совершенно конкурентную фирму называют«ценополучателем». На монопольном же рынке кривая спроса наклонена вниз,показывая тем самым следующую закономерность: чем больше монополист предлагаеттоваров, тем ниже становится цена. Монополист зависит от объема сбыта, однако унего существует возможность искать (и находить) варианты цены на своюпродукцию. Это дает повод называть монополиста «ценоискателем».
Как известно, любая фирма стремится к максимизацииполучаемой прибыли. Какие же возможности проявляются в условиях данной модели?Неоклассическая теория отмечает два способа (рис 1.1).

/>
Рисунок 1.1 Поведение монополиста на рынке. Методымаксимизации прибыли. Примечание – источник: [12, с. 151]
График первого метода показывает, что кривая совокупногодохода имеет «холмообразный» вид. Такую форму на приобретает в условияхнесовершенной конкуренции (для сравнения: при наличии совершенной конкуренцииданная кривая имеет форму прямой линии с положительным наклоном). Кривую TRпересекает кривая совокупных издержек (ТС). Наибольший размер прибылидостигается при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна.
График второго метода показывает, что максимум прибылиможно определить, сопоставляя предельный доход (MR) и предельные издержки (МС).Максимальная величина будет наблюдаться при равенстве данных показателей.Положение равновесия фирмы определяется точкой Е (пересечение MR и МС). Если изэтой точки провести вертикаль до кривой спроса D, то будет ясна та цена,которая обеспечивает наиболее высокую прибыль. Эта цена устанавливается науровне Е2 Выделенный рядом прямоугольник означает величину монопольной прибыли.
Каковы социально-экономические последствия данной формыконкуренции? В обобщенном виде их можно отразить следующим образом.
Обратимся к общей социально-экономической оценкемонополии как экономического явления
Позитивные моменты монополии:
•Монополии принадлежит ведущая роль в совершенствованиитехнологии. Получаемая сверхприбыль позволяет финансировать дорогостоящие НИОКР
•Монополия может расчленять рынок на разные сектора,предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены
• Наличие монопольных структур — показатель состояниязрелости национальной экономики (монополия возникает лишь на достаточно высокомэтапе экономического развития страны)
•Монополист создает себе возможность контролироватьзначение двух параметров — объема выпуска и цены своей продукции. В итоге онпроизводит продукцию в меньших объемах и продает ее по более высокой цене, чемэто могли бы делать конкуренты
•Присвоение высоких прибылей за счет искусственногоповышения цен представляет, по сути, возможность облагать потребителей «частнымналогом». В социально-экономическом аспекте это означает усиление неравенства враспределении доходов в обществе.
•Экономическая теория отмечает еще один негативныйпараметр деятельности монопольной фирмы. Речь идет о так называемойX-неэффективности (данное понятие ввел в научный оборот американский экономистX. Лайбенстайн). Смысл данного понятия заключается в следующем. Достигаячрезмерной власти на рынке, монополия ликвидирует конкурентов, что приводит кустранению атмосферы постоянной борьбы за потребителя. Господство на рынкеустраняет потребность в снижении издержек. Сокращается основа для экономииресурсов. Значительные средства фирмы начинают тратить на люксовые внешниеформы своей деятельности. Наглядным примером проявления неэффективностиявляется деятельность многих крупнейших компаний России:
•Отсутствует минимизация средних издержек производства.
Негативные аспекты, отражаемые в различных формахпроявления монополии:
•Закрытые монополии представляют угрозу эффективнофункционирующему рынку, поскольку их защищают правовые барьеры, не преодолимыедля конкурентов.
•Естественные монополии также могут стать причинойнеэффективности рынка. Экономия на масштабах производства защищает их отпоявления новых конкурентов до тех пор, пока новая технология не даствозможности вести эффективное производство на фирмах меньших размеров
•Меньшие негативные экономические последствия проявляетоткрытая монополия. Возможный приход новых конкурентов ограничивает возможностьполучения сверхприбыли в рамках долгосрочного периода. [12, с. 153]
Почему существуют монополии?
Преуспевающая монополия получает прибыли, которыепривлекают и другие фирмы. Каким же образом монополисты сдерживают натискдругих фирм? Каковы причины существования монополий? Существуют три главныепричины, которые мы и обсуждаем кратко в этом параграфе.
Один из примеров монополии, приведенный в начале этойглавы, — услуги местной телефонной связи — указывает на основную причинусуществования монополий. Это экономия от масштаба. Именно благодаря экономии отмасштаба многие отрасли являются естественными монополиями.
Если производство любого объема продукции одной фирмойобходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят,что отрасль является естественной монополией. [6, с. 203]
Чтобы исследовать этот случай, покажем на рис. 1.2 кривыеспроса и издержек для монополии, действующей в отрасли, в которой имеет местоэкономия от масштаба при всех объемах выпуска Чем выше объем выпуска, тем нижесредние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже средних издержек привсех объемах выпуска.
/>
Рисунок 1.2 Измерение общей величины социальных издержек,связанных с монополией. Примечание – источник: [6, с. 203]

Монопольной цене и объему выпуска соответствует точка А,при этом объеме выпуска:
MR = МС(1.1)
где MR – предельная прибыль;
MC – предельные издержки.
В точке А монополия получает прибыль в размере затененнойплощади:
(Рm — ACm)*Qm(1.2)
где Pm – цена монополиста;
ACm – средние издержки монополиста;
Qm – объем выпуска монополиста.
В какой точке достигалось бы равновесие, если бы даннаяотрасль была конкурентной? Поддавшись первому побуждению, мы могли бы взятькривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и отыскать на ней точку,в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкой является точкаС на рис.1.1. Но данная точка не может быть точкой долгосрочного конкурентногоравновесия. В силу существования в отрасли экономии от масштаба предельныеиздержки всегда ниже средних издержек. Если бы цена равнялась величинепредельных издержек, как в точке С, то средние издержки были бы выше цены иимел бы место убыток, равный расстоянию CG, от каждой проданной единицы блага.В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль не могла бынаходиться в состоянии конкурентного равновесия.
Монополия в данном случае является «естественной» в томсмысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки.Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли было две фирмы, каждая изкоторых производила половину общего выпуска отрасли. Как соотносились бывеличины средних издержек, если бы существовало две фирмы и если бы тот жеобъем выпуска производился единственной фирмой? Так как средние издержки растутпо мере падения объема выпуска, у нас все время было бы две фирмы, производящиев точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы, если бы весь выпускпроизводился только одной фирмой. Поскольку единственный продавец благодаряэкономии от масштаба может производить с меньшими затратами, то данной отраслибыло бы трудно избежать превращения в монополию. Если бы в отрасли было болееодной фирмы, то одна из них могла бы снизить цену и резко расширить выпуск и,следовательно, создать трудности с получением прибыли для своих более мелкихсоперников. Таким образом, «естественность» монополии заключается также в том,что скорее всего она является следствием свободного действия рыночных сил.
Вторая причина существования монополии состоит в том, чтоодна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими ичрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенныхпатентом или содержащихся в секрете Упоминавшаяся выше алмазная монополия «ДеБирс» опирается на контроль над сырьем. В течение многих лет фирма «Ксерокс»контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, простопотому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, вряде случаев защищенными патентами. В обоих случаях у конкурентов по существуне было возможности проникнуть в эту область деятельности.
Третья причина существования монополии состоит вгосударственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Монополии могутсуществовать в силу того, что они покупают или им предоставляетсяисключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону только местнаяэлектрическая компания может поставлять вам электроэнергию, и только фирма«Поляроид» благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продаватьопределенные типы фотопленки и фотокамер. В некоторых случаях правительствооставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственныемонополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретныхтоваров предоставлено правительством одной-единственной компании. Зачемправительству создавать монополию в области импорта товаров? Оно могло пойти наэто по политическим соображениям, или за юз-награждение, полученноегосударственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причине. [7, с.204]
Эти три причины могут быть связаны между собой.Правительство может предоставить компании монопольное право, например, в томслучае, если имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция былабы расточительной с точки зрения общества Но правительство может в то же самоевремя стремиться к регулированию поведения компании, с тем чтобы ослабитьосновные проявления неэффективности монополизации.
Таким образом, монополия – это ситуация, когда на рынкедействует один или очень мало продавцов, а покупателей при этом большоеколичество. Данное явление имеет как положительные, так и отрицательные моментыв противовес общему мнению о их неэффективности. В целом государство не можетобойтись без монополий, так как в силу своей специфики иногда они простонеобходимы.
1.2 Влияние монополий на экономикустраны
Государство в силу специфики развития в той или инойстепени допускает возможность существования монополий. Причины могут различны.Как правило речь идет о социально-значимых отраслях: энергетика, военноепроизводство и т.д. Также монополии могут более эффективны в отраслях, которыетребуют большого объема инвестиций и имеют общегосударственное значение.Примером может служить российская компания «Газпром», где для разведки иразработки месторождений требуются очень большие средства. Естественно, чтомалые компании не смогли бы справиться с данной задачей.
В разных странах перечень естественных монополий иинтенсивность государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Но,как правило, это отрасли, связанные с добычей или переработкой энергетическогосырья, предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Формыгосударственного участия в управлении деятельностью этих отраслей варьируют отвсеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных отраслей илипредприятий государственной собственности) до регламентации лишь отдельныхаспектов деятельности частных компаний, сохраняющихся в этих отраслях(определение важнейших ориентиров их развития). [3, с. 53]
Проще всего проанализировать эффект действия монополий втаких странах, как США. В США национализация в силу исторических причин неприобрел существенных масштабов. Здесь активное вмешательство государствпроявилось в более мягких формах. Наиболее последовательно и широкогосударственное регулирование применялось в отраслях общественного пользования.Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение, также различные отраслисвязи. Все это капиталоемкие отрасли с медленным оборотом производственныхфондов. Так как дублирование однотипных компаний в одном регионе было бы неэффективным, то с точки зрения инвестирования это было бы абсолютнонеэффективно. Поэтому государство допускает действие монополий в данномсегменте. В частности оно освободило эти отрасли от действия антитрестовскихзаконов. Более того, в определенной мере оно стимулировало в них укреплениемасштабов производств, что способствовало росту объемов операций внутри одногои того же района, снижению единичных задержек, улучшению обслуживанияпотребителей. В обмен на ряд привилегий, в том числе финансовых, которыепредоставлялись государством отраслям общественного пользования, последние былиобязаны выполнять определенные требования, например, обслуживать качественно ив любое время всех без исключения потребителей, обращающихся к ним за услугами.
Естественно, что государство в данных монополияхконтролирует некоторые аспекты их деятельности Это относится к их финансовойдеятельности, области ценообразования, начисления заработной платы и др… Крометого, количество кампаний и строительство новых предприятий (например,газопроводов, ГЭС и прочих подобных объектов) контролировалось органами местнойили федеральной власти путем выдачи на них специальных разрешений — сертификатов. Цель такого регулирования — обеспечить общество (особеннопромышленность) теми преимуществами, которые дает приобретение продукции иуслуг общественного пользования по разумным с точки зрения правительства ценам.Данная политика является весьма дальновидной, так как основными потребителямипродукции данных монополий являются компании с частным капиталом. Основныефункции контроля над ценами продукции и услугами отраслей общественногопользования, в частности электроэнергии и природного газа, возложены на специальныекомиссии штатов и Федеральную энергетическую комиссию. Регулирующаядеятельность специальных комиссий ограничена операциями в пределах отдельныхштатов. Сфера регулирования Федеральной энергетической комиссии — этомежштатная торговля электроэнергией и газом, включая и ценообразование на этупродукцию. По мере роста межштатных операций функции контроля над тарифами всебольше переходили от комиссий штатов к Федеральной энергетической комиссии.Правительственное регулирование цен в отраслях общественного пользованияпреследовало двойную цель. Во-первых, оно должно было стимулировать расширениепроизводств и сбыт продукции, необходимой во всех сферах экономики, по ценам,приемлемым для компаний потребителей; и во-вторых, обеспечить определеннуюприбыль компаниям отраслей общественного пользования, способствуя привлечению вэти отрасли новых капиталов.
В области ценообразования государство, как отмечалосьвыше, также имеет контроль. Оно устанавливает верхний предел цены, которыйпредполагает покрытие издержек монополий плюс разумную прибыль. Под«разумной» прибылью понимается такая норма прибыли, которая вышепроцента, получаемого по правительственным облигациям, но ниже средней нормыприбыли во всей обрабатывающей промышленности. Допустимые нормы прибыли времяот времени пересматриваются. В зависимости от экономической конъюнктуры ониварьируют по различным штатам. В межштатной торговле прибыль обычноустанавливается в размере 5-7% на основной капитал, иногда чуть выше, но небольше 12% (средний уровень прибыли в обрабатывающей промышленности). Нормприбыли в отраслях общественного пользования чаще всего рассчитывается поотношению к остаточной стоимости основного капитала (за вычетом амортизационныхотчислений). Вместе с тем, разрешенная норма прибыли не гарантируется. Еефактическая величин зависит от конкретных условий работы фирмы, от конъюнктурырынка, от успешного сбыта продукции. Недостаток прибыли в какой-либо периодвремени обычно не позволяет компенсировать ее избытком сверх установленногонорматива в более поздний период. Очень часто регулирующие комиссииустанавливают лишь общую норму прибыли для компаний, предоставляя последнимширокую свободу разработки конкретных тарифов на свою продукцию при условии непревышения установленных общих лимитов. Ограничение размеров прибылиопределенным нормативом нередко вызывает стремление компаний увеличивать ненорму прибыли, ее массу, что достигается, главным образом, путем расширениясбыт своей продукции, иногда даже за счет снижения цен на нее. При определениитарифов компании отрасли общественного пользования учитывают в основном 2фактора: издержки производства, характеризующие экономические условияпроизводства в фирме, и ценность услуги, отражающей величину и динамику спроса.Использование принципа «ценности услуги» позволяет установить разныеуровни цен на одну и ту же продукцию в зависимости не от издержек, лишь отцелей потребления. Возможность такой дифференциации цен в большинстве случаевобъясняется монопольным положением компании — производителя на каком-либорынке. [3, с. 61]
Государственное регулирование оказывает существенноевлияние на уровень и соотношение цен в отраслях общественного пользования.Однако масштабы точного влияния постоянно меняются. Показателен в этом отношении пример газовой промышленности. До 1935-1938г. регулирование цен наприродный газ и электроэнергию осуществлялось только в пределах отдельныхштатов местными властями или специальными комиссиями. Все поставки за пределыштата, имевшие в то время небольшой объем оставались вне контроля. К середине40-х годов благодаря достижениям в области передачи электроэнергии итранспортировки газа на большие расстояния размеры межштатных операцийзначительно возросли. Их роль стала столь существенной, что в 1935г. наФедеральную электрическую компанию впервые были возложены обязанностьрегулировать цены межштатных поставок электроэнергии, в 1938г.- и межштатныхпоставок природного газа. При этом государственное регулирование цен впромышленности природного газа первоначально распространялось только накомпании занятые местным распределением газа и осуществляющие поставки газа изодного штата в другой. Цены производителей (добытчиков) газа находились внеконтроля со стороны Федеральной энергетической компании, что закрепляло ихмонопольное положение при снабжении газопроводных компаний и установлении цен.Такое положение сохранялось в течении почти двух десятилетий, и только в 1954г.под давлением газопроводных и распределительных компаний, также крупныхпромышленных потребителей, Верховный суд США принял решение, изменившее этуситуацию. Федеральная электрическая компания получила право регулированиянаряду с ценами оптовой торговли на цены производителей. Теперь любые продажи(даже в залежах), предназначенные для торговли за пределами штатов, становилисьобъектом регулирования со стороны Федеральной энергетической компании.
В результате, любая фирма-производитель, желающаяизменить цену, по которой газ продавался газопроводным компаниям, должен былпредварительно получить разрешение компании. Основным направлениемгосударственного регулирования в промышленности природного газа долгое времяявлялось сдерживание роста цен, что имело и положительные (значительный ростпотребления природного газа ), и отрицательные последствия. В частности,расценки внутри штата не регулировались, шло расширение поставок газа внутриштата в ущерб межштатной торговле. Кроме того, заниженные цены ослабляли укомпаний — производителей стимулы к расширению поисковых и разведочных работ,что вело к сокращению обеспеченности добычи разведываемых запасов. В попыткепреодолеть нежелательные последствия регулирования была введена система двойныхцен на старые и новые месторождения. От практики установления Федеральнойэнергетической комиссией дифференцированных цен для крупнейших газодобывающихрайонов начали переходить к системе единых цен для торговли между штатами.Уровни цен были повышены. Но все эти меры оказались недостаточными, чтопородило настойчивые требования ослабить или снять ценовой контроль. В 80-егоды в США наметилась тенденция к дерегуляции; сокращению вмешательствагосударства в экономическую деятельность. В этот период правительством былипредприняты шаги, обусловившие усиление конкурентных начал в отрасляхобщественного пользования, в частности было значительно ослаблено регулированиегазовой промышленности. Аналогичные процессы имели место и в других отрасляхобщественного пользования (телефонной связи, энергетике и т.п.).
Таким образом, монополия имеет двоякое влияние наэкономику. С одной стороны это мешает развитию конкуренции и свободномуценообразованию. С другой – отрасли в области государственной безопасностиневозможно отдать в частные руки. Несмотря на тенденцию снижениягосударственного вмешательства, общество считает нежелательным полное дерегулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остаетсясферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться.
1.3 Современные тенденциимонополизации
Монополистические тенденции в народном хозяйстве насегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего,научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах сразвитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю системупроизводительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости,энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабоввысокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Все это начало приводить кцентрализации, т.е. процессу поглощения крупными игроками на рынке более мелкихфирм, которые до этого были их конкурентами. С другой стороны НТР усиливаетконкуренцию, когда на рынке появляется совершенно новый продукт, изобретенныйне монополистом, что разрушает гегемонию монополиста. Поток научных открытий инововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистическихобъединений.
Современная монополизация имеет ряд особенностей. Процессглобализации и вытекающий из него процесс транснационализации обусловилсегодняшние тенденции монополизма. В рамках многоотраслевых транснациональныхконцернов создается своеобразный «управленческий холдинг», который передаетхозяйственное управление производством, реализацию продукции своимподразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. [3, с. 82]
Одна из интересных особенностей сегодняшних монополий –это скрытность. С одной стороны они действуют в рамках жесткой конкуренции смалыми предприятиями, с другой – эти малые предприятия являются для крупныхкомпаний всего лишь подрядчиками и т.д. Тем самым эти малые предприятия изависимые, и независимые. В начале 80-х годов наблюдается постепенный ростстепени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активнопроисходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами – в розничномтоварообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных,сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль такихформ сотрудничества между монополистами, как организация совместныхпредприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
Одна из интересных особенностей сегодня – это тенденции кцентрализации капитала. При этом только собственник будущей материнскойкомпании будет иметь выигрыш от этого. Компании, которые поглощаются, просто неимеют другого выхода, так как они находятся под рыночным прессом ТНК. Этоусиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитиюпроизводительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно,что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.
Процессы монополизации внесли существенные изменения всоциальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменениехозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы.Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координациядеятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферупланомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массовогопроизводства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителейдешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемовпроизводства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе – этопреимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью иминимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства,обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.
Однако есть и намного более существенные отрицательныемоменты монополии. Первое и самое важное – это установление монопольных цен.Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условияхконкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннемрынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем навнешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственныйдефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлениемсуществования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулированиеинфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий являетсяторможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию,монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения впроизводство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводятна нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличенияэффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлениюэкономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственныхотношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии –оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильноераспределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляетсянеправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типакартельных могут содействовать сохранению экономически «хилых» предприятий,выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне.Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом, монополия обуславливает застой изагнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой длянормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы ипоследствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большойвред народному хозяйству.

2 Антимонопольная политика вРеспублике Беларусь
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены вКонституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушенияхРеспублики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном КодексеРеспублики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве,законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций,банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы,внешнеэкономической деятельности. [2]
Основу антимонопольного законодательства составляет ЗаконРеспублики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности иразвитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основыпредупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности инедобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий длясоздания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развитиядобросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Вцелях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая базаантимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующиеосновополагающие вопросы:
определение доминирующего положения хозяйствующихсубъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
порядок формирования и ведения Государственного реестрахозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках иГосударственного реестра субъектов естественных монополий
правила проведения государственного антимонопольногоконтроля за за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имуществокооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
порядок согласования условий преобразованиягосударственных, государственных унитарных, относящихся к республиканскойсобственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение натоварных рынках, в открытые акционерные общества;
порядок организации и проведения проверок по соблюдениюантимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими натоварных рынках;
порядок проведения государственного антимонопольногоконтроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующееположение на товарных рынках Республики Беларусь;
порядок выявления и пресечения антиконкурентныхсоглашений (согласованных действий) о ценах;
порядок выявления монопольных цен;
порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлениисоответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольномузаконодательству;
порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушенииантимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестнойконкуренции;
порядок применения мер, направленных на устранениенарушений антимонопольного законодательства.
Государственная антимонопольная политика направлена наограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции.Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидацииадминистративных, экономических, правовых, информационных и организационныхбарьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижениюэффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции дляпредприятий всех форм собственности.
В результате процессов реформирования собственности,демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки сконкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природеостаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса ироли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а такжесоответствующих методов государственного антимонопольного регулирования иконтроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественныхмонополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарныхрынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулированияконкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождениюна рынок новых производителей.
В тех сферах, в которых по объективным технологическимпричинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренциябудет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткиерегулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг,условий обслуживания, норм потребления.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политикиявляется обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основойгосударственного контроля за экономической концентрацией являются такиепринципы, как единство экономического пространства, свободное перемещениетоваров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущениедеятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Врамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектоврынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением дляразвития рыночных отношений.
Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблемуоценки экономической концентрации при создании хозяйственных ифинансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующихсубъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать такимтенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивноевоздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемаяэкономическая концентрация может рассматриваться как один из элементовгосударственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизоватьимеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение навнутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаровотечественного производства на внешнем рынке. [2]
Важным и актуальным направлением регулирования отношенийна конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестнойконкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольногооргана обусловлена прежде всего построением в республике социальноориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных местпринадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Цельюгосударственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных исправедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рыноктоваров и услуг.
Исходя из изменившихся экономических условий, основнымнаправлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферыпрямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги)организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарнымрынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода отценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.
Одним из направлений антимонопольной политики является работапо созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотреблениямонопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценовогорегулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) напродукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическуюбезопасность.
В целях контроля за соблюдением антимонопольногозаконодательства, в том числе в части недобросовестной конкуренции, в 2008 г.:
Министерством экономики на республиканском уровнерассмотрено более 20 обращений хозяйствующих субъектов и физических лиц;
комитетами экономики облисполкомов (Минскогогорисполкома) и Управлением ценовой политики Брестского облисполкома на местномуровне — свыше 110 писем и заявлений и проведено 44 проверки.
Установлены нарушения Закона Республики Беларусь «Опротиводействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»:
на республиканском уровне – 10 нарушений хозяйствующимисубъектами;
на местном уровне – 27 нарушений хозяйствующимисубъектами и органами местного управления.
По всем выявленным нарушениям приняты меры в соответствиис действующим законодательством.
В качестве превентивных мер, направленных на недопущениесоздания монопольных структур, осуществлен государственный антимонопольныйконтроль за экономической концентрацией, а именно согласовано:
сделок с акциями:
на республиканском уровне – 20;
на местном уровне- 58;
реорганизаций хозяйствующих субъектов:
на республиканском уровне 21 хозяйствующего субъекта,выдано 19 положительных заключений;
на местном уровне – 69;
условий преобразования субъекта хозяйствования в открытоеакционерное общество:
на республиканском уровне – 5;
на местном уровне — 19;
создание ассоциаций:
на республиканском уровне –6;
на местном уровне -1;
создание Государственных производственных объединений:
на республиканском уровне – 3;
на местном уровне — 2.
По формированию и ведению Государственного реестрахозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках,осуществлен анализ товарных рынков на предмет подтверждения либо утратыхозяйствующими субъектами своего доминирующего положения:
на республиканском уровне – 43;
на местном уровне – 70.
По результатам проведенного анализа установлен фактдоминирующего положения и включены в Реестр хозяйствующие субъекты:
на республиканском уровне — 8;
на местном — 10.
Утратили доминирующее положение на товарных рынках иисключены из Реестра хозяйствующие субъекты:
на республиканском уровне — 9;
на местном уровне – 108.
В нарушение принципов добросовестности и разумности участилисьслучаи регистрации товарных знаков с использованием чужого интеллектуальноготруда, направленные на вытеснение конкурентов с рынка. В этой связи решения,принимаемые антимонопольным органом по пресечению действий владельцев товарныхзнаков, связанных с их регистрацией и ограничивающих конкуренцию, послужилиосновой прецедентной судебной практики.
В 2009 году Судебной коллегией по делам интеллектуальнойсобственности Верховного Суда Республики Беларусь были рассмотрены две жалобыфизического и юридического лица на действия Департамента ценовой политикиМинистерства экономики Республики Беларусь по принятию решений коллегиейДепартамента о признании действий, связанных с регистрацией товарных знаков,недобросовестной конкуренцией. Судебная коллегия полностью подтвердилаобоснованность решений Департамента ценовой политики Министерства экономикиРеспублики Беларусь о том, что действия владельцев по регистрации ииспользованию товарных знаков противоречат требованиям добросовестности иразумности, Закону Республики Беларусь “О противодействии монополистическойдеятельности и развитии конкуренции” и являются фактами недобросовестнойконкуренции.
Рассмотрение вопросов, связанных с нарушениемантимонопольного законодательства, в том числе в части недопущения недобросовестнойконкуренции, осуществляется Департаментом ценовой политики Министерстваэкономики Республики Беларусь, в соответствии с Положением о Департаментеценовой политики, утвержденным постановлением Совета Министров РеспубликиБеларусь от 29 июля 2006 г. № 967. [2]
Департамент ценовой политики при рассмотрении заявленийхозяйствующих субъектов по вопросам недобросовестной конкуренциируководствуется Законом Республики Беларусь “О противодействиимонополистической деятельности и развитии конкуренции” (далее — Закон), ипорядком, установленным Инструкцией о рассмотрении заявлений (обращений) онарушении антимонопольного законодательства, в части осуществлениянедобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Министерстваэкономики Республики Беларусь от 17.04.2006 № 61 (далее — Инструкция).
В отношении интеллектуальной собственности, сфераприменения Закона распространяется на отношения, вытекающие из охраны товарныхзнаков, только в случаях, когда права, связанные с этими отношениями, используютсяих обладателями в целях ограничения конкуренции (п. 2 статьи 3 Закона).
В соответствии со статьей 14-1 Закона любые действия,направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения правдругих хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающиеправа и законные интересы потребителей, – недобросовестная конкуренция – недопускаются.
Согласно статье 1 Закона под “недобросовестнойконкуренцией” понимаются любые направленные на приобретение преимуществ впредпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которыепротиворечат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могутпричинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентамлибо нанести ущерб их деловой репутации.
Таким образом, только совокупность трех признаковнедобросовестной конкуренции:
направленность действий хозяйствующего субъекта наприобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
противоречие действий хозяйствующего субъекта требованиямЗакона или требованиям добросовестности и разумности;
способность действий хозяйствующего субъекта причинитьубытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб ихделовой репутации,
является достаточной для принятия Департаментом ценовойполитики, в установленном порядке, факта недобросовестной конкуренции. При этомнеобходимым условием является наличие между хозяйствующими субъектамиконкурентных отношений на одном и том же товарном рынке в рамках одних и тех жегеографических границ.
Вместе с тем, как показывает практика, при подачезаявлений отсутствуют не только доказательства осуществления противоправныхдействий, а также совокупности признаков недобросовестной конкуренции, но идоказательства наличия конкурентных отношений между заявителем и хозяйствующимсубъектом, в отношении которого подано заявление.
Кроме того, прилагаемые к заявлению документы зачастуюпредставляются не в подлиннике или надлежаще заверенных копиях, без указаниясведений, составляющих коммерческую тайну хозяйствующего субъекта, как требуетустановленный Инструкцией порядок.
В связи с чем, рассмотрение указанных заявлений внекоторых случаях не представляется возможным, а сбор доказательств,подтверждающих нарушения антимонопольного законодательства, отодвигает срокивынесения решений.
О международном сотрудничестве в области конкурентной иантимонопольной политики
В ходе работы XXIX заседания Межгосударственного советапо антимонопольной политике (МСАП) 17 июня – 18 июня 2009 года (Кыргызстан, г.Бишкек) в соответствии с п. 9 повестки заседания рассмотрен вопрос создания врамках СНГ объединения юристов и экономистов, занимающихся вопросамиконкурентной политики.
17 июня 2009 года проведено учредительное собраниеАссоциации юристов и экономистов по развитию конкуренции на территории СНГ.
Указанная Ассоциация создается с целью решения следующихвопросов:
формирование эффективной практики примененияантимонопольного законодательства в сотрудничестве с антимонопольными органамистран СНГ и МСАП;
участие в формировании эффективной государственнойполитики в области защиты и развития конкуренции;
содействие проведению конструктивного диалога междубизнесом и антимонопольными органами стран СНГ по вопросам конкуренции;
участие в нормотворческой деятельности по вопросамконкуренции;
взаимодействие по вопросам конкуренции с Европейскойкомиссией, Международной конкурентной сетью (МКС), национальными организациямив области конкурентного права США, стран Европы, других стран мира;
анализ и использование мирового опыта в вопросахконкуренции. [2]
Тем самым, Беларусь располагает вполне совершенным антимонопольнымзаконодательством. Законодательство в данной сфере постоянно совершенствуетсяпо двум причинам. Во-первых, Республике пришлось его создавать с нуля.Во-вторых, в условиях трансформации экономики и постоянно меняющейсяконъюнктуры (вступление в ВТО, требования МВФ) государство вынуждено постоянноужесточать требования к монополиям. К тому же в последнее время есть тенденцияк демонополизации рынка (пример «Белтелеком»).

Заключение
Рыночная власть в общем виде заключается в способностипродавцов или покупателей воздействовать на цену товара. Рыночная властьсуществует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая вышепредельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мыопределяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышаетпредельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже ихпредельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью,а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.
Частично монопольная власть определяется количествомфирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистаямонополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночногоспроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирмаобладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависиттакже от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют,тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
Рыночная власть может накладывать издержки на общество.Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, чтопроизводство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительскийизлишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
Иногда эффект масштаба делает желательным чистуюмонополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние,правительству нужно устанавливать и регулировать цены.
Необходимо отметить, что понятие «монополия» используетсяне только в строгом значении – как чистая монополия, но нередко применяется ившироком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколькорасплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, тоесть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя ичистую монополию, и олигополию.
Проблема ограничения или даже устранения конкуренциивызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводитсягосударству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточнодееспособный в защите конкуренции.
Решающую роль в создании на рынке благоприятнойконкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольныхорганов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономикив целом.

Список использованных источников
1.        Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика – Москва: ИздательствоИнфра-М,2004г. – 416с.
2.        Антимонопольное законодательство и либерализация цен[Электронный ресурс]– 2009. – Режим доступа: www.invest.belarus.by/ru/advantages/investclimate/antimonopoly. Дата доступа: 09.10.2009
3.        Бардовский В.П. Экономическая теория: учебник для учреждений среднегопрофессионального образования по группе специальностей 0600 «Экономика иуправление» / В. П. Бардовский, О. В. Рудакова, Е. М. Самородова. — Москва: Форум: Инфра-М, 2006. — 398 с.
4.        Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономическихспециальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / [А.В. Бондарь и др.]. — Минск: БГЭУ, 2009. — 415 с.
5.        Долан Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика — С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс”1994г. – 412с.
6.        Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ… — М.: Изд-воМоск. ун-та: Изд. дом «Инфра-М», 1997. — 783 с.
7.        Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика — М:Инфра-М, 1999г. – 974с.
8.        Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для студентов,обучающихся по экон. специальностям / А.Г.Грязнова, Н.Н.Думная, А.Ю.Юданов идр… — М.: КноРус, 2004. — 604 с
9.        Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой. – М.: МЭСИ,2003. – 267 с.
10.     Национальная экономика Беларуси / Под ред. В.Н. Шимова. Мн.: БГЭУ, 2005
11.     Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на2006-20100 годы. Мн.: Беларусь, 2006.
12.     Симкина Л.Г. Экономическая теория: учебник по специальности 060800«Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / Л. Г.Симкина. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Питер Пресс, 2007. — 381 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предельные или насыщенные углеводороды ряда метана алканы или парафины
Реферат Изготовление печатного модуля средствами САПР конструкторско-технологического назначения
Реферат Октябрьский диплом
Реферат Статистика оптовой торговли
Реферат Духовна культура скандинавів епохи вікінгів
Реферат Американская и Мировая Науки их развитие и проблемы
Реферат Prison Overpopulation Essay Research Paper The rising
Реферат Проблемы русского языка в странах СНГ и Кавказа и проблемы его интенсификации.
Реферат Родной язык
Реферат Статистические методы изучения уровня и динамики себестоимости продукции 2
Реферат Робота приватної ветеринарної лікарні Vet мир по наданню ветеринарних послуг діагностично-ветеринарні
Реферат An Inspector Calls Has Been Described At
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины по выбору студентов региональный маркетинг
Реферат Новые сложные гребнеобразные полиэфиры и полиамиды синтез, структура и свойства
Реферат Землевладение в Древнем Египте