Реферат по предмету "Экономика"


Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности проблемы в их становлении и развит

--PAGE_BREAK--
2. Проблемы становления малого предпринимательства в России

2.1. Основные проблемы становления и развития малых предприятий

Главная проблема заключается в том, что Россия практически не имеет длительного позитивного опыта развития предпринимательства. За 80 лет административной экономики частное предпринимательство, успешно нарождающееся в России после отмены крепостного права, было практически полностью уничтожено. Горбачевская «перестройка» дала стране долгожданный глоток экономической свободы. Однако реформы 90-х «шоковой терапии» сразу создали значительные проблемы для развития предпринимательства. Скачкообразный рост цен и гиперинфляция привела к ликвидации национальных сбережений, а введение высокого уровня НДС — вызвало уход экономики в тень. «Либеральная» финансовая политика оказалась не способна решить задачу адекватного развития финансовой системы. Разрушать легко, а построить значительно сложнее. Численность наемных работников в РФ достигает до 95%. По данным Левада центра до 69% жителей РФ не занимаются предпринимательством, около 5% хотели бы начать, до 8% начали заниматься, но из них до 60% считают свои деятельность неудачной. И теперь, чтобы малый бизнес «заработал», над ним придется потрудится не только «снизу», но и «сверху», затратив немало усилий.

Развитие предпринимательства должно стать одной из составляющих нашей национальной идеи, которую В. Путин трактовал как достижение высшей степени конкурентоспособности страны и ее граждан во всех сферах. Именно эта идеология стала основой превращения США в 19 веке в мощнейшее государство мира, а теперь ее не менее успешно (но с учетом местной специфики)  использует и Китай.

Наиболее значительный ущерб малому бизнесу (и предпринимательству вообще) наносит административный пресс, являющийся экономической основой для коррупции. Чиновники не могут в массовом порядке «приватизировать» государство – это полный абсурд. Созданная система такова, что руководство страны может потерять рычаги воздействия на свой аппарат, который будет жить своей «жизнью». Численность чиновников в «рыночном РФ» превышает бюрократический аппарат «планового» СССР. Наша экономика как при Царской России, так и при социализме носила признаки «раздаточного» характера, который частично сохраняется.

Государство не должно заниматься излишним вмешательством в процесс принятия частных решений, а напротив — помогать упрощать и делать доступным этот процесс. И лозунг «чем меньше государства, тем лучше» в данной сфере вполне оправдан. Сейчас мы административным путем пытаемся ослабить давление на малый бизнес. Но как решить эту проблему, представляющую замкнутый круг, при котором часть структур государства подобны змее, пожирающей себя за хвост? Чтобы поднять чиновникам зарплату, нужно иметь развитую и цивилизованную экономику, дающую большие налоговые поступления, а для этого необходимо перестать «кошмарить» бизнес. Наиболее корректный выход из проблемы — мотивировать госаппарат на развитие экономики, легализовать высокий уровень доходов чиновников, но поставить его в жесткую зависимость от вклада в реальное  развитие экономики.

Одним из существенных тормозов развития экономики является недостаток электрических мощностей, особенно в крупных городах, а также рост  коррупции в этой сфере. До 70% заявок за 2007-2008гг. не удовлетворены. В целом эта проблема будет решаться на фоне фундаментальной программы развития атомной энергетики, недавно одобренной В. Путиным. Неоднократно обсуждались программы развития дорожного строительства. Однако пока реальное развитие инфраструктуры отстает от потребностей экономики, лишая ее базиса для дальнейшего развития, порождая еще один замкнутый круг консервации отсталости. В тоже время массированные расходы государства, направленные на эти цели – сейчас лучшее лекарство от кризиса и компенсации роста безработицы.

Проблема развития малого бизнеса неразрывно связано с развитием отрасли средств производства для его нужд. Это отличная сфера для приложения частного капитала – развитие производства разнообразных павильонов, мини-кафе, мини–магазинов, станков, пекарен; мини-ферм по разведению птицы, свинины, коров; мини-консервных заводов. Не меньший интерес представляет производство дешевых и доступных строительных материалов,  малоэтажных  готовых домов с их дальнейшей сборкой. Сюда же относятся разнообразный франчайзинг, формирование «под ключ» и продажа готового бизнеса. Эта сфера может быть привлекательной для иностранного капитала, способствуя ускоренному обновлению нашей производственной базы за счет роста импорта передовых технологий и оборудования. Развитие сферы малого бизнеса способно резко усилить темпы экономического роста России как за счет создания собственного продукта, так и за счет роста совокупного спроса.

Важнейшая проблема развития малого бизнеса – доступность кредита, финансирования, минимизация  рисков ведения бизнеса и возвратности кредитования, залогов. Банки не могут пойти на кредитование бизнеса и лиц,  не имеющих достаточную степень успешного опыта, а также не имеющих достаточного уровня обеспечения. По разным оценкам, до 50% фирм разоряется в течение первого года. Успех проекта зависит от того, насколько велико желание, увлеченность, профессионализм претендентов  на занятие тем или иным видом бизнеса, а также их финансовые возможности. Начинающему бизнесмену для получения кредита часто приходиться заложить квартиру, дачу и пр. А если она — квартира – одна, что закладывать? И эта проблема будет решаться только по мере развития рынка и накопления капитала у его граждан. На селе этот вопрос может быть решен путем льготного предоставления в собственность предпринимателям и фермерам земельных участков.

До кризиса ряд банков, ориентируясь на спрос, разработали программы без залогового кредитования малого бизнеса. Такие кредиты позволяли получать банкам достаточно неплохую доходность – 20-26% при сносном уровне риска. С одной стороны, интересы развития малого бизнеса (и бизнеса вообще) уже давно требует низких ставок. Сейчас финансовый кризис создаст еще больше проблем для получения финансирования. Дефицит ресурсов, вызванных ужесточением денежной политики и оттоком капитала ведет к реальному росту ставок на рынке. Решить проблему можно путем развития механизма кредитования с использование компенсации части процентной ставки из бюджета или фондов развития малого бизнеса. Для принятия решений о выдаче кредитов целесообразно создавать кредитные комитеты, в которые входили бы представители банков, центров по развитию бизнеса и местных органов власти. Неплохой результат в области развития малого бизнеса может дать венчурное, т.е. рискованное финансирование, дающее высокую доходность за счет небольшого числа успешных, но высокодоходных проектов.

К проблеме финансирования малого бизнеса примыкает проблема развития банковской системы, особенно в регионах, развитие системы микрокредитования. Удачный пример такого проекта может служить работа лауреата Нобелевской премии мира 2006 года Мухаммад Юнуса (Бангладеш), который смог наладить кредитную работу среди беднейшего населения, выдавая при этом практически необеспеченные (бланковые), но при этом в основной массе возвратные  кредиты. Как известно в Китае эту проблему решали государственные банки и институт деревенского ростовщичества. За 2007 год объем кредитов, предоставленных малому бизнесу увеличился почти в два раза до 20 млрд. долл. При этом потребность удовлетворена только на 20%.

В последнее время в РФ отмечается рост издержек бизнеса, как за счет инфляции,  растущих тарифов, рост цен на энергоносители, роста процентных ставок (стоимости денег), так и за счет процесса «обеления» бизнеса, сопровождающееся повышением уровня собираемости налогов. Если краткосрочные интересы наших монополистов и приоритеты стерилизационной финансовой политики будут по-прежнему первичными, это будет крайне негативно влиять на ростки инновационной экономики. Необходим разумный компромисс в пользу общенациональных интересов, который в дальнейшем позволит получить всей стране намного больше. Рост тарифов на фоне денежного дефицита следует отложить до лучших времен.

Неуважение к частной собственности – важнейшая национальная проблема РФ, имеющая слишком давние корни. Почему Россия не Америка? В процессе развития в США активно развивался институт массовой частной собственности, при котором ее граждане получали возможность практически бесплатно получить землю и обзавестись личным хозяйством. Напротив, в России при значительно больших земельных ресурсах изначально процветало крепостничество, в качестве основы имевшей институт гражданского рабства. Частная собственность создает национальное  богатство, капитал, инвестиции, накопления, порождает спрос и  предложение, подталкивая экономику к росту. Нет массово доступной собственности – еще один порочный круг нищеты и неосвоенности России продолжает замыкаться.

Административная экономика при СССР по-прежнему запрещала развитие института частной собственности, что в дальнейшем еще больше усугубило процесс отторжения населения от национальных ресурсов страны. И все эти «рудименты» по прежнему продолжают «рулить» нашей экономической реальностью. В итоге страна упускает огромные возможности для развития экономики, не получает рабочие места и налоги. Россия имеет колоссальные пространства, но освоить их не может — сказывается дефицит рыночного мышления. В интересах страны создать механизмы доступности земельных ресурсов — чтобы земля обрабатывалась крестьянами, использовалась предпринимателями, стала капиталом. Эта мера создаст в экономике колоссальный спрос вместе с ростом предложения, переведя страну из прозябания на путь «большого толчка».

Многие по-прежнему воспринимают цивилизованный бизнес не как основу экономики, прогресса и богатства страны, а как некий объект для «экспроприации». Отъем собственности после революции 1917г. эволюционировал в 90-х в рэкет, а в 2000-е годах в рейдерство, который стало очень серьезной болезнью нашей экономики. Здесь нужна предельно жесткая и четкая позиция государства на защиту прав собственности и бизнеса. И чем дальше будет затягиваться решение этой проблемы, чем ниже будет падать авторитет государства. Либо мы получим эффективную, цивилизованную и устойчивую экономику, либо – засилье «серости», нестабильность и социальную неустойчивость.

Задача «обеления» экономики, в которой значительная часть предпринимателей в той или иной мере пользуется оптимизационными схемами, создания условий для нормального налогообложения и пополнения бюджета уже давно назрела.

Снижение НДС до уровня 10-12 % является важнейшей политической и экономической задачей, направленной на создание благоприятного фона для развития предпринимательства, промышленности, инновационной экономики, конкуренции, санации последствий кризиса, поддержки фондового рынка и пр. Бизнес выйдет из тени, кроме того, любое «выпадение» можно будет скомпенсировать не затрагивая «инновационных» секторов. Аналогичная стратегия должна быть при «обелении» зарплат, ЕСН следует также снизить. Для стимуляции вложения в новое оборудование следует увеличить норму амортизации. Не менее полезным было повышение порога оборота по упрощенной системе налогообложения — ныне это около 25 млн. руб. в год.

Но одна из основных проблем в становлении малого предпринимательства заключается даже не в налогах, не в отсутствии какого-то специального доступа к кредитам и даже не в проверках (хотя, разумеется, коррупцию в контролирующих органах надо пресекать уголовными мерами, на порядок более жесткими, нежели нынешние). Если мы говорим о малом бизнесе не как о сиюминутном мелколавочном «купи-продай», но как о двигателе инновационного развития, то подлинная проблема настоящего высокотехнологичного малого бизнеса – в его удушении генеральным заказчиком, каковым у нас являются, прежде всего, крупнейшие полугосударственные корпорации-монополисты.

Вопрос имеет две стороны. Первая – доступ к заказам и гарантирование долгосрочности этих заказов (по результатам конкурса – сразу на три-пять лет, а не на полгода-год, как сейчас). И здесь вопрос о пресечении коррупции, так называемого «откатного» способа производства, наряду с общей более жесткой регламентацией процесса в пользу отечественных подрядчиков – первоочередной.

Вторая же сторона связана с очевидными злоупотреблениями монополиями в вопросе доступа к их услугам как поставщиков тех или иных благ. Только вдумайтесь: в нашей стране, являющейся крупнейшим в мире экспортером газа, малому бизнесу получить «квоту» на подключение к сетям газового отопления прямым (не коррупционным) путем – практически невозможно. Плюс неподъемная (на порядки превышающая себестоимость работ) оплата подключения к газовым сетям.

Аналогично по результатам управления этой отраслью нашими большими «либералами» и с электроснабжением: для подключения к сетям необходимо заплатить по 10 тыс.руб. за каждый кВт подключаемой мощности, а то и, зачастую, за свои деньги купить новый трансформатор и затем «добровольно» его «передать на баланс» электроснабжающей организации. Не говоря уже о том, что придется поездить по пяти-шести разным организациям, да еще и расположенным в разных городах… Или нанять «независимого» от электроэнергетиков агента, который сам вам все оформит, но за очень немалые деньги. Неплохой бизнес?

Вывод очевиден. В целях создания нормальных условий для развития малого бизнеса, а также относительного смягчения контрастов в условиях доступа населения к минимальным жизненно необходимым благам, необходимо отказаться от платы за подключение к электросетям или, как минимум, на порядок сократить стоимость такого подключения, а также отказаться от платности или кратно снизить стоимость подключения к газовым, водопроводным и канализационным сетям. И, разумеется, и здесь (прямо сейчас, а не в перспективе до 2020 года) немедленно ввести систему «единого окна» (настоящего единого, а не как сейчас – с обязанностью сдать в него справки, полученные в нескольких десятках разных организаций…) оформления всех необходимых документов, а также ответственность за необеспечение подключения к сетям (там, где техническая возможность для этого имеется) в течение, например, месяца после подачи заявки.

… Хотя все это можно и не делать. И продолжать фантазировать о том, как к какому-нибудь 2020 году у нас совершенно чудесным образом малый бизнес отчего-то вдруг сам разовьется до невиданных масштабов и составит до 70% от всей экономики…
2.2.
Не «кошмарить» малый бизнес – сигнал со стороны руководства страны.

На состоявшемся в Смоленской области совещании, посвященном развитию малого и среднего бизнеса, Д. Медведев крайне негативно оценил отношение “правоохранительных органов и всякого рода властей” к этим видам хозяйствующих субъектов.

Если дословно, то он потребовал прекратить “кошмарить” средний и малый бизнес:

— Это означает, что первый шаг мы сделали. Но и только. Больше ничего. К сожалению, проблемы остаются всё те же. Я имею в виду и те проблемы, с которыми сталкиваются наши предприниматели, где бы они ни занимались бизнесом, малым бизнесом, да и не только малым. Замучили проверки и всякого рода «наезды» по коммерческим наводкам. Вообще, надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали «кошмарить» бизнес.

Разговоры об этом правительством и президентом поднимались с начала 2008 года, однако конкретные меры принимаются только сейчас. Помимо грозных высказываний первого лица государства был принят соответствующий закон:

— В нашей стране очень важное значение имеют сигналы. Считайте, что этот сигнал дан. Есть закон на эту тему, примем еще дополнительные документы.

Малый и средний бизнес это торговые палатки, места на рынках, малые туристические фирмы и так далее. Их очень много и деятельность их далека от безусловного следования законам. Именно недостатки в работе позволяют “кошмарить” предпринимателей административным и правоохранительным структурам — кому нечего бояться и кто умеет показывать зубы, мгновенно обжалуя в суд любое неправомерное действие, тем нипочем любые кошмары. Таких мало, но они есть; в основном это малые производственные фирмы (пекарни, автостанции и пр.).

Запретив постоянные проверки объектов малого и среднего бизнеса, можно создать негативную ситуацию, когда нарушения будут сплошь и рядом и никакого наказания за это не будет. В первую очередь от этого будут страдать потребители.

Замысел законодателей ясен и благ — в такой ситуации рано или поздно здоровая конкуренция выживет недобросовестные предприятия без участия государственных сил, но я опасаюсь что это случится не через год и не через два.

Девятнадцатого декабря 2008 года в третьем чтении Государственная Дума приняла Закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Этот закон принят во исполнение знаменитого Указа Президента №797 от 15.05.2008 г.“О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности”.

Новый закон поистине революционный, как раз в духе кризисного времени. Государство фактически отказалось от контроля и существенно упростило жизнь предпринимателям. Теперь “кошмарить” бизнес станет гораздо сложнее.

Во-первых, отделены зерна от плевел — главным контролирующим органом назначена прокуратура, а также дан перечень органов, которых ограничения не касаются. Итак, требования закона не распространяются на действия:

государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий,
производстве дознания,
проведении предварительного следствия,
осуществлении прокурорского надзора и правосудия,
проведении административного расследования,
финансового контроля и финансово-бюджетного надзора,
налогового контроля,
валютного контроля,
контроля на финансовых рынках,
банковского надзора,
расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений,
несчастных случаев на производстве,
осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Как видно, перечень хоть и длинен, но не должен вызывать страха у представителей малого бизнеса — они вряд ли столкнутся с кем-то из этого списка. Никто же не ожидал, что налоговые проверки отменят?

Необходимо пояснить, что налоговый контроль это не все контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами. Это только выездные и документальные налоговые проверки, но существует мнение что сюда также входит контроль за перечислением налоговых платежей банковскими организациями. Все остальные виды контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом, а предусмотренные иными законами либо по видам деятельности которых налоговая является лицензирующим органом, не являются налоговым контролем и на них в полном объеме распространяются требования обсуждаемого закона. Потом все проверки делятся на плановые и внеплановые. Плановые проверки проводятся не чаще чем раз в три года, а внеплановые — в основном по жалобам.

Фактически это маленькая революция в существующей правоохранительной системе: закончатся постоянные проверки выбитых чеков со стороны налоговой, соблюдения охраны труда со стороны трудовой инспекции и противопожарной безопасности. Не исключено, что штатная численность всех этих служб (а именно инспекторов) будет значительно сокращена. Работы прибавится у прокуратуры, так как подобное согласование раньше никогда не проводилось, это совершенно новое направление работы.

 Одновременно с законом “О защите…” был принят сопутствующий “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности”, приводящий в соответствие первому остальное законодательство.

Существенно урезаются права милиции. Больше они фактически не смогут проводить проверки и ревизии финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности. Сотрудники органов внутренних дел при проведении таких мероприятий будут обязаны руководствоваться только процедурами и порядком их применения, прямо предусмотренными УПК РФ и КоАП РФ. А там полномочий, прямо говоря, немного. Совершенно неясно, как при таком раскладе будут возбуждаться “налоговые” дела.

Изменения ударили и по закону “Об оперативно-розыскной деятельности”. Установлен порядок изъятия документов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий, введено правило предоставления хозяйствующему субъекту копий изъятых документов. Внесены и иные документы, фактически делающие невозможным блокирование деятельности предприятий путем изъятия всех хозяйственных документов.

Новые законы должны вступить в силу с 01 июля 2009 года. Таким образом, фактически заработают с 2010 года, после формирования и утверждения плана проверок. А вторая половина 2009 года будет самой спокойной для российских предпринимателей за всю историю существования страны.
3.
Поддержка малых предприятий со стороны власти

3.1.
Существует ли государственная поддержка?

Значительная часть населения по-прежнему живет пережитками прошлого, не понимая преимуществ развитого рынка. При этом тупиковая модель бюрократического капитализма лишь усиливает сомнения населения  в рыночных ценностях.

Каких граждан мы хотим мы иметь? Творческих, образованных, социально и нравственно ответственных, независимых от государства, но являющихся его опорой или апатичных, слабых и тотально зависимых? Мы хотим иметь здоровое  общество или иметь пороховую бочку социальной нестабильности  в виде потенциальных угроз «оранжевых» революций? До определенного момента можно пытаться «регулировать» политические процессы, но обойти экономическую реальность никому не удавалось.

Важнейшая составляющая успеха – массовый и правильный ПИАР в поддержку предпринимательства. Телевидению и СМИ не нужно гнаться за «дешевыми» рейтингами, по принципу «people хавает», а следует наконец научиться формировать их. Как показывает история, нищие,  требующие хлеба и зрелищ, являются крайне плохой основой для мировой державы, но отличной — для ее окончательного развала. Покажите не только развлекательные шоу, не наводящие тошноту фильмы про криминал, а снимите интересное кино или программы про предпринимателей, руководителей предприятий, глав регионов, фермеров, врачей, ученых, добившихся успеха. Вот и будет вам «российская мечта», национальная «идея». Мы учим всю страну выбирать музыкальные и артистические таланты, но почему мы не делаем тоже самое на сюжетах, обучающих предпринимательству, поощряющих свободу и успех?

Что сделано для развития малого бизнеса, предпринимательства и улучшения инвестиционного климата  в России? Недавно Президент подписал ряд законов, направленных на поддержку малого бизнеса. Это преимущественное право на выкуп арендуемых помещений через 3 года, сокращение периодичности проверок, уведомительный характер по регистрации для значительной части видов деятельности, замены сертификации на декларирование качества продукции. Однако еще в 2000 г. меры по ограничению проверок применялись, но все осталось по прежнему. Нужно сделать все, чтобы начатое не осталось просто словами.

Предпринимательское сообщество должно более четко осознать свои интересы и научиться отстаивать их. Здесь должен раскрыться потенциал общественных организаций, защищающих интересы бизнеса (ОПОРА России, Деловая Россия и т.д.) и гражданского общества в целом. Финансовый кризис скорее всего усилит политическую активность среднего класса и предпринимателей.

Для того, чтобы усилия государства по развитию малого бизнеса не прошли в пустую, следует учредить государственную структуру, отвечающую за развитие данной сферы. Это может быть агентство по развитию малого бизнеса, но учитывая запущенность проблемы – лучше  министерство, обязательно имеющее региональные филиалы. Например, в США еще в 1953 г. была создана Администрация Малого Бизнеса (SBA) — U.S. Small Business Administration. На основе симбиоза государственных, общественных и бизнес структур необходимо создать специализированные центры по развитию малого бизнеса, которые оказывали бы  услуги и консультации (для начинающих предпринимателей – бесплатные) по развитию бизнеса. Такие структуры в РФ уже создаются на основе идеи бизнес-инкубаторов, помогающих пройти первую стадию основания бизнеса, а также технопарков, создаваемых обычно на базе вузов, призванных помогать в технической сфере. Первые бизнес инкубаторы появились в 50-х годах Англии, но особенно успешно они себя зарекомендовали в 80-е годы в США.

Центры могли бы оказывать услуги в обучении, в предоставлении и разработке бизнес-планов, получении финансирования, подбору и рекомендации подрядчиков по строительным и ремонтным работам, поставкам оборудования. Совместно с местными администрациями они вполне способны успешно планировать наиболее перспективные сферы приложения новых проектов (общепит, услуги, строительные работы и пр.) в развитии их инфраструктуры. Как раз здесь поддержка государства может быть эффективной. Эти же центры могли бы осуществлять юридическую поддержку, организовывать защиту прав малых предприятий, в том числе от недобросовестного поглощения (рейдерства) и пр.

Успех бизнес-проекта в значительной степени зависит от величины стартового капитала бизнесмена. Однако  в наших условиях даже те люди, у которых есть необходимый стартовый капитал  испытывают тотальный информационный голод, не понимая, в какие сферы их вложить, какова доходность и специфические риски проектов. Основная задача таких центров — снятие подобного рода информационных и организационных барьеров.

Во многих странах мелкий и крупный бизнес смог добиться успешного симбиоза, например путем франчайзинга, а также передачи элементов производства из крупных производств в малый бизнес. Власти Москвы предлагают использовать возможности малого бизнеса для развития общепита и строительных работ.

Наши граждане должны получить реальную возможность реализовать себя в интересной, эффективной и нормально оплачиваемой работе. Развитие предпринимательства и защита прав собственности – задача №1 для власти. Остальное приложится.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.