Реферат по предмету "Экономика"


Макроэкономическое равновесие и его механизмы

--PAGE_BREAK--Формы и механизмы экономической политики


В науке распространено мнение, что сама laissez-faire, со свойствен­ной ей анархией и кризисами, вызывает тенденцию к государственному регулированию. Формы и содержание государственного вмешательства с течением времени усложняются, но жизненно-важным условием оно останется и на будущие времена.

Экономический космос, согласно В. Ойкену, можно представить в виде следующей схемы[1]:

— Совокупность экономических процессов.

— Различные виды экономических порядков.

— Экономическая политика.

Историческим опытом доказано, что между развитием производства, достижениями естественных и прикладных наук, с одной стороны, и состоянием экономических порядков — с другой, существует неравнове­сие, отставание порядков является почти правилом.

Под экономическим порядком Вальтер Ойкен понимал рамочные ус­ловия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представля­ющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъ­екты могли принимать решения и совершать те или иные действия.

Хозяйственный порядок показывает, в какой мере государство регу­лирует экономическое развитие, способствует ему и как, при ограничен­ных ресурсах, государственные органы выступают своего рода «нехваткомером» (Mangelmap) или вычислительной машиной, встроенной в хо­зяйственный порядок.


Типология экономических политик
В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские союзы и профсоюзы, которые вырабатывает правила и предписания.

Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: laissez-faive(свобода действий); политика централизованного, полностью или частично, управле­ния экономикой; политика среднего пути; политика конкурентного по­рядка и точечная политика.

Что касается планово-централизованного управления экономикой (в Германии с сохранением частной собственности, в России — с ее упраз­днением и введением коллективной ответственности), то, согласно Ойкену, неизбежность его распада сомнений не вызывала. Интерес пред­ставляют сами формы отмирания подобного порядка. Проблемным является вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общес­твенный интерес, состоящий из множества индивидуальных, просто не может быть реализован в командной экономике.

Политика «среднего пути» предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственные вмешательства с распределительными целями, политика «полной занятости», конъюнктурное регулирование.

При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей те­кущей экономической политики является ограничение или недопуще­ние тенденций к концентрации экономической власти (процессов моно­полизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологичес­кого ущерба; разработка путей его компенсации.

Точечная (или пунктирная)экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном пла­тежеспособном спросе и денежные расстройства.

Опыт второй половины века обнаруживает появление ряда других направлений или оттенков экономической политики (структурной и конъюнктурной, воздействующей на экономические процессы со стороны спроса и со стороны предложения, дискретной и «тонкой настройки» и т.д.).
Механизм воздействия политических структур на национальное хозяйство
В широком смысле государственное регулирование — это распространение макроэкономического воздействия политических структур на на­циональное хозяйство. Но здесь в игру вступает социально-психологический фактор, включающий национальный менталитет и традиции, сте­пень рациональности ожиданий у публики, доверия к действиям прави­тельства и т.д.

На рис. 2.1 показано прохождение регулирующего импульса:




Обоснованность

решений

 


Рис. 2.1. Механизм государственного воздействия на экономику


Государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей якобы интересы большинства. В лучшем случае государственное регулирование может эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их. К тому же история, к сожалению, свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порож­дает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти.

Это, однако, не означает, что активного государственного вмешательства в экономику следует избегать. Оно необходимо, по крайней мере, в отношении услуг и товаров, потребляемых со­вместно, и при наличии законодательства, ограничивающего произвол бюрократии.

Некоторые авторы даже утверждают, что упадок власти прямо пропорционален возрастанию численности чиновников.

В работе «Пределы свободы: между анархией и Левиафаном» лауреат Нобелевской премии Дж. М. Бьюкенен определяет контуры необходи­мого государственного регулирования в виде гражданского договора по поводу управления товарами и услугами, потребляемыми совместно. Пос­кольку, однако, штамм Левиафана сохраняется, необходим свод зако­нов, позволяющий ограничить произвольные действия бюрократии.

По мере совершенствования системы государственного регулирова­ния вырисовываются два противоположных начала:

-                            давление фискальной, директивной политики, творимой чиновника­ми, претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;

-                              меры индикативного воздействия, осуществляемого, в основном, посредством кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, который соответствовал бы государственным интересам.

Общеизвестно, что особенно большое социальное возбуждение вызывает рост численности чиновников.

В управляемой (командной) экономике администрация обладает максимальной властью, создает программы для тех, кто находится от нее в зависимости, но она неспособна к рациональному согласованию спроса и предложения со стороны многомиллионных масс товаропроизводите­лей и покупателей, к учету ограниченности ресурсов (В. Ойкен). Эта система лишает людей свободы экономического выбора, а также осво­бождает от ответственности, что рано или поздно порождает бедность.

Рассматривая экономические системы, тяготеющие к свободному рыночному хозяйству, ученые приходят к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: самой эффективной является система с максимальной свободой и минимальной экономической властью.

Веру в то, что правовая и административная экономическая политика может достичь желаемого, Ойкен считает наивной. Но скептицизм оказывается менее оправданным, если предположить, что экономическая политика становится аппаратом взаимозависимых действий, в то же вре­мя оставаясь конформной по отношению к рынку. И денежная, и кре­дитная, и валютная, и антимонопольная сферы не только взаимозависи­мы, но обязательно имеют социальную подоплеку.

Общий вывод Ойкена: целесообразным является сужение сферы государственного регулирования. С ним солидарен создатель после­военного «германского чуда» Л. Эрхард, практически воплотивший в жизнь заветы своего учителя. Регулирование, в отличие от конкурен­ции, должно быть дозированным.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реконструкция газопровода
Реферат Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Реферат Asher Lev Essay Research Paper I Comes
Реферат Steroids 4 Essay Research Paper Steroids are
Реферат Проект ткацького виробництва потужністю ткацьких верстатів для виготовлення тканини артикул 4784
Реферат The Red Balloon Essay Research Paper The
Реферат Will Rogers Essay Research Paper Will Rogers18791935Will
Реферат Words Essay Research Paper WORDSthe ones we
Реферат Ціноутворення на продукцію сільського господарства в Україні
Реферат Структурный и кинематический анализ главного механизма
Реферат Anititrust
Реферат Аннотации курсов по выбору на 2011 – 2012 уч. Год кафедра тофв педпрактика в оздоровительных лагерях
Реферат Административно-правовой статус гражданина как субъекта административного права
Реферат Издержки производства и себестоимость продукции 5
Реферат Developement Of Europe Essay Research Paper Development