Реферат по предмету "Экономика"


Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Пермский институт (филиал)
государственного образовательногоучреждения высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономическийуниверситет
Кафедраобщей экономической теорииКурсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»на тему
«Малый и средний бизнес в развитыхстранах: возможности использования опыта в России»
Выполнила студентка 1 курса заочнойформы
обучения факультета «Коммерция»,группы КЗ-13
Контанистова Каролина Алексеевна
Руководитель – к.э.н. доцент ШушаринВ.Ф.
Пермь2010г.

РЕФЕРАТ
 
В данной работе будутрассмотрены такие понятия как малый и средний бизнес, его специфические особенностии наиболее острые проблемы, стоящие перед ним в современных рыночныхотношениях. Так же будут выработаны и обоснованы меры по повышению эффективностигосударственной политики России в области малого и среднего бизнеса на основеобобщения опыта его развития в странах-членах Европейского Союза. Предметомисследования является система государственного регулирования и содействияразвитию малого и среднего бизнеса как на региональном, так и на национальномуровне. Объектом исследования является активно развивающийся сегмент малого исреднего бизнеса в развитых странах мира.

СОДЕРЖАНИЕ
/>ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИМАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
1.1 Понятие малого и среднегопредприятия
1.2 Современные концепции организациималого и среднего бизнеса в развитых странах
1.3 Организационно-правовые нормымалых и средних предприятий России
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯМАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
2.1 Проблемы становления малогобизнеса в России
2.2 Основные направлениягосударственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Малый и средний бизнес врыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста,структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитыхстранах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
В большинстве стран,таких как США. Япония, Германия, Франция, Великобритания, подавляющую долю —99,3-99,7% от количества предприятий составляют так называемые малые и средниепредприятия (МСП). На них производится почти половина объема выпускаемойпродукции. Как правило, такие предприятия дают 75—80% новых рабочих мест вотличие от крупных производств, где наблюдается сокращение занятости. Но делоне только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути являетсятипично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.
Предпринимательствопроцветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрывактивности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг.ознаменовались переходом к рыночной экономике и стран Восточной Европы. В какойбы стране правительство ни принимало решение либерализовать экономическиеусловия, малые предприятия во множестве возникали в кратчайшие сроки.
Развитие МСП имеет рядпреимуществ, в сравнении с крупным производством, а именно: активизируетструктурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночноговыбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат,оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. Малый бизнеспомогает насытить рынок товарами и услугами, преодолевать отраслевой и территориальныймонополизм, расширить конкуренцию. Он обладает значительным потенциалом в сферетрудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы,которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за еготехнологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки,инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени.Наконец, создание этого сектора экономики — позитивная альтернатива подпольномубизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствованияюридических условий деятельности легально работающих МП.
Целью данной работыявляется обоснование и выработка методических и конкретных мер по повышениюэффективности государственной политики в области МСБ на основе обобщения опытаего развития в зарубежных странах. Для достижения указанной цели ставились ирешались следующие основные задачи:
• определить категорииМСБ как социально-экономического явления, его места и роли в современнойэкономике стран, основных тенденций и перспектив его развития;
• проанализироватьосновные критерии отнесения предприятий к сегменту МСБ, дать всестороннююоценку практического опыта поддержки малого и среднего бизнеса;
• разработать комплексмер по формированию эффективной системы государственной поддержки сектора МСБ вРоссийской Федерации на основании опыта зарубежных стран.
Предметом исследованияявляется система государственного регулирования и содействия развитию малого исреднего бизнеса. Объектом исследования является активно развивающийся сегментМСБ в развитых странах. Практическая значимость работы состоит в том, чтоисследование завершает ряд выводов и практических рекомендаций в областиорганизационных мер эффективной поддержки и многостороннего развития секторамалого и среднего бизнеса в экономике Российской Федерации с учетоммногостороннего опыта развития и регулирования МСБ зарубежных странах.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
 
1.1Понятие малого и среднего предприятия
Малый и средний бизнес(МСБ) представляет собой один из ключевых элементов рыночной экономики. Внаучных кругах российского общества становится все более очевидной уже довольношироко апробированная мировым опытом истина, суть которой состоит в том, чтомалый и средний бизнес — это важнейший стратегический ресурс, внутреннийисточник устойчивого экономического развития и обеспечения материальногоблагосостояния населения страны в условиях рыночного хозяйствования.
Предприятия сегмента МСБосуществляют свою деятельность наряду с крупными предприятиями. При этом каждыйвыполняет свою, свойственную ему, экономическую и социальную функцию.
Если в научной литературеесть довольно стройная экономическая
теория«предпринимательства», то понятие «малое предпринимательство» еще находится встадии систематизации. Многие ученые дают свое определение малого предприятия ималого предпринимательства; так российский экономист А. Цыганов отмечает что«малое предприятие — не жалкое подобие крупной фирмы, а самостоятельный инаиболее типичный субъект экономической жизни со своими отличительнымиособенностями, закономерностями, преимуществами и недостатками» [9].Американские экономисты Д. Речмен и М. Нескон определяют малое предприятие как«фирму, которой управляет независимый владелец, которая не занимает в своейотрасли доминирующего положения, и отвечает определенным критериям по числузанятых и реализации объемов производства» [8,c.129].
В Большом экономическомсловаре под редакцией А. Азрилияна приводится следующее определение: «малыйбизнес — это принятое обозначение совокупности мелких и средних частныхпредприятий, не входящих ни в одно монополистическое объединение и выполняющихподчиненную по отношению к монополиям роль в экономике». В отечественнойлитературе широко используются термины «малое предпринимательство», «малыйбизнес», «мелкий бизнес», «малые и средние предприятия», «предприятия малого исреднего бизнеса». В российском законодательстве официально принят термин«малое и среднее предпринимательство».
Деятельность субъектовмалого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года законом209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. К субъектаммалого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единыйгосударственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы икоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальныхунитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единыйгосударственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальныепредприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующиеследующим условиям [3,c.168]:
·         Доля внешнегоучастия в капитале не должна превышать 25 %.
Для юридическихлиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан,общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иныхфондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридическихлиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активовакционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, неявляющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должнапревышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется нахозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическомприменении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ дляэлектронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей,промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральныхмикросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которыепринадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ —бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наукнаучным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшегопрофессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательнымучреждениям высшего профессионального образования);
·         Число постоянныхработников не должно превышать 250 человек
Средняя численностьработников за предшествующий календарный год не должна превышать среднейчисленности работников для каждой категории субъектов малого и среднегопредпринимательства:
а) от ста одного додвухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человеквключительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяютсямикропредприятия — до пятнадцати человек;
·         С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) запредшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующихкатегорий субъектов малого и среднего предпринимательства [6]:
микропредприятия —60 млн. рублей;
малые предприятия —400 млн. рублей;

1.2Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах
Развитие экономики ставитнасущную задачу создания такого типа предприятий, которые сумели бы решитьпроблемы, неэффективные для крупных монополий. Такими предприятиями стали такназываемые «малые и средние предприятия» (МСП), относящиеся к сегменту малого исреднего бизнеса (МСБ). Малый бизнес, рассматривавшийся в 1950 гг. какотживающий рудимент, как признак неразвитости производительных сил и
производственныхотношений, который должен быть устранен путем поглощения крупными монополиями,в настоящее время стал панацеей для поступательного развития экономики.
В странах с развитойрыночной экономикой создание оптимальной структуры предприятий достигается нестолько путем их увеличения или уменьшения, сколько поиском рациональногосочетания предприятий различных размеров. При этом конкретные комбинациикрупных, средних и малых предприятий в каждой стране и в каждой отраслискладываются в зависимости от национальных особенностей, от их функций вотраслевом производстве, специфики технологии и рыночного спроса.
Таким образом, можнообозначить два комплекса причин, способствующих появлению, сохранению,воспроизводству, а также интенсивному развитию малого и среднего бизнеса:
1) экономическаянеобходимость, усиленная закономерностями развития НТР объективно требуетсинтеза крупного, среднего и малого производства;
2) социальные причины,сгруппированные главным образом вокруг проблемы занятости.
Сектор малого и среднегобизнеса представляет и постоянно воспроизводит новые рабочие места, тем самым,смягчая остроту безработицы, и «спасает» экономику от социальныхперенапряжений, которые негативно сказались бы на ее развитии. И поэтому впромышленно развитых странах мира в 1970 гг. большое развитие получали малые исредние предприятия, которые активно функционируют в таких отраслях какмашиностроение, химическая промышленность, легкая индустрия, деревообработка,производство пищевых продуктов, предоставление услуг[4,c.375].
Оживлениепредпринимательства, проникновение малого бизнеса и поддержка передовыхотраслей промышленности стимулируется различными мерами государственногорегулирования. От фактического игнорирования проблем небольших компаний впериод 1980-1990 гг. произошел заметный поворот к официальному признанию их ролив новой экономической структуре и государственной поддержке развития МСБ.
Как известно, рыночнаяэкономика нуждается в проведении большого числа экспериментов в области бизнесав самом широком смысле этого слова, и здесь существенна роль малых и среднихпредприятий. Способность «мелких» фирм обеспечивать конкуренцию на рынкахсбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий настадии их становления — важные составные части укрепления экономики.
Преимущества малогобизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его роста. Развитие малойфирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и от уменияприспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночнойконъюнктуре и технологических новшествах.
В настоящее время средианглийских исследователей существует четыре основные точки зрения по проблемероли и значения малого и среднего бизнеса в экономике. Исследователи первойгруппы исходят из того, что в годы послевоенного бума доля мелких фирм в производствеи занятости резко уменьшилась, и было довольно широко распространено мнение,что малый бизнес — дело прошлого и неуместен в настоящем. Эту точку зренияразделяют Дж. Кьюррен, С. Гэлэхер и Г. Стьюарт [7,c.81].
Совершеннопротивоположную точку зрения отстаивают экономисты, рассматривающие малый исредний бизнес как важный субъект академического и профессиональногоисследования. К этим ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер. Представителиэтой группы призывают поддерживать развитие малого и среднего бизнеса каксредство борьбы с безработицей и сдвига в ценностных ориентациях. Работы ученыхэтого направления в основном концентрировались на рассмотрении таких проблем,как значение малого бизнеса для занятости, для регионального развития, место ироль предпринимателей в фирме и в обществе, необходимость выработки эффективнойполитики для немонополизированного сектора экономики.
Сторонники третьей точкизрения, к которым относятся профессор Кранфильдской школы менеджмента П. Берне,преподаватель Уорвикского университета Дж. Дьюхерст и профессор Европейскогоинститута деловой администрации Л. Виккерс, рассматривали малый и среднийбизнес в основном как источник создания рабочих мест.
Представители четвертогонаправления рассматривают малый бизнес в контексте его симбиоза с крупнымипредприятиями и подчеркивают растущий интерес к малому бизнесу как к рынкусбыта для крупных фирм. Экономисты этого направления отмечают также растущуюзависимость некоторых крупных фирм от мелких как посредников в сбыте. Так, например,табачные, издательские и ряд других фирм большую часть своей продукцииреализуют через множество мелких торговых точек. Эту точку зрения поддерживаютДж. Бэмфорд и К. Ливики.
Таким образом, теоретикивторой, третьей и четвертой школ придерживаются мнения, которое разделяет иавтор: малый и средний бизнес — это сектор экономики, который уже существует, которыйуже утвердил свое положение в экономике всех стран, выполняя рядсоциально-экономических функций, что будет рассмотрено ниже.

1.3 Организационно-правовыенормы малых и средних предприятий России
 
Организационно-правоваяформа МП устанавливается в соответствии с Законом “О предприятиях ипредпринимательской деятельности”. Они могут существовать в виде индивидуальных(семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ,государственных (муниципальных) предприятий.
МСП как хозяйствующийсубъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственнойдеятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся послеуплаты налогов и других обязательных платежей. МСП, как и любое другоепредприятие, действует на основании устава, где определеныорганизационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение,предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образованияимущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условияреорганизации и прекращения деятельности и др. [14,c.416].
Предприятия,осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные),относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю вобъеме реализации продукции (работ, услуг).
Можно определить три путисоздания малых предприятий:
·         переход малыхпредприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
·         выделение малых исредних предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения иприватизации;
·         создание новыхмалых и средних предприятий.
В современных условияхпервый путь является основным, так как практически все действующие МСП былисозданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования вчастную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путьтесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации вразличных сферах деятельности. Третий — сдерживается незаинтересованностьюпредпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общейэкономической ситуацией. Значение малого бизнеса в рыночной экономике оченьвелико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ниразвиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной изосновных проблем экономической политики в условиях перехода отадминистративно-командной экономики к нормальной рыночной экономике.
Малый бизнес в рыночнойэкономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуруи качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долюмалого бизнеса приходится 60 — 70 процентов ВНП, поэтому абсолютное большинстворазвитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса [11,c.224].
В мировой экономике функционируетогромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии числоМСП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. [12]. Этот малый бизнес, например,только в США дает почти половину прироста национального продукта и две третиприроста новых рабочих мест. Малое предпринимательство, оперативно реагируя наизменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вноситмалый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашейвысокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Нельзя такжезабывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическуюобстановку.
Немаловажна роль малого бизнесав осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего вобласти электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль труднопереоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многиедругие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором исоставной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобратьсяи понять необходимость малого и среднего бизнеса, безусловно, необходиморассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

2.ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
 
2.1Проблемы становления малого бизнеса в России
Федеральная СлужбаГосударственной Статистики РФ представила последние данные о развитии малого исреднего предпринимательства:
На 1 января 2009 г. на территории РФ действовало 1347,7 тыс. малых предприятий (в том числе 1065тыс.микропредприятий) и 17971 средних предприятий [13].
По регионам развитиемалых предприятий происходит крайне неравномерно. Треть их общего количествасосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве – 22%. Наиболее широкопредставлены предприятия малого бизнеса в Санкт-Петербурге-11%, в Московской иТюменской области – по 4%, в Свердловской области и Краснодарском крае – по 3%,в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской,Нижегородской областях и Красноярском крае – по 2%. Отраслевая структура поколичеству малых предприятий последние годы практически не меняется. Изменениечисла малых предприятий за последние четыре года представлены на рисунке 1.
/>

Рис1. Число малыхпредприятий России в период с 2005г.-2008г. [17].
В 2008 г. на МСП работали 10,44 млн. человек. Выручка, полученная МСП в 2008 г. от реализации продукции, работе и услуг, составила 21,79 трлн. рублей, в т.ч. около третиприходится на торговые предприятия (102), а четвертая часть – на промышленность(70,5 трлн.). По сравнению с 2007 годом выручки, исключая влияние цен,увеличилась на 30% [10]. Оборот средних предприятий по субъектам РоссийскойФедерации представлен в приложении 1, малых предприятий в приложении 2.
Конечно же, наивнопредполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основойэкономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, котороеобеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтомудля начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которыхпредприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сферауслуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническоеобслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовоеобслуживание населения. Во-вторых — торгово-закупочные операции, а такжепосредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубленияпроводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса,обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционированияпроизводства и сферы услуг, является
развитие малого предпринимательства.Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способенбыстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнятьобразующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочиеместа, является основным источником формирования среднего класса, то естьрасширяет социальную базу проводимых реформ.
Потеря административногоуправления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому,что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственнойсфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты,выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственномурэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер поподдержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственныхпомещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравноеположение с крупными предприятиями. Это привело к сокращению их роста и кориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.
В таблице 1 представленыосновные проблемы Российского частного предпринимательства.
Таблица 1 Основныепроблемы частного предпринимательства в России [1,c.94].Порядок значимости Основные проблемы 1 Налоги 2 Законодательство 3 Инфляция 4 Экономическая ситуация в целом 5 Поставки, дефицит 6 Трудности получения и высокая ставка за кредит 7 Неплатежеспособность партнеров, клиентов 8 Несовершенство банковской системы 9 Политическая ситуация 10 Бюрократия 11 Недостаток производственных площадей, офисов 12 Действия правительства, властей 13 Коррупция, взятки 14 Недостаток материальной базы 15 Финансовая политика государства, действия ЦБ 16 Сбыт, поиск клиентов, потребителей 17 Высокие цены на сырье и материалы 18 Монополия государства, госпредприятий 19 Трудности с арендой 20 Разрыв экономических связей 21 Недостаток информации 22 Недостаток культуры, опыта 23 Необязательность партнеров 24 Проблемы собственности 25 Кадровые проблемы 26 Недостаток собственных средств 27 Невыгодность производства 28 Большая, громоздкая отчетность 29 Невыгодность инвестиций 30 Конкуренция 31 Несовершенство рынка 32 Недоверие западных партнеров 33 Отрицательное отношение к предпринимателям
Анализ развитияпредпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфереторговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того,существует большое количество предприятий, зарегистрированных какпроизводственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления,оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихсяторгово-посреднической деятельностью как основной.
В Москве, например, гдераньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальнымданным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
Высокие налоги,всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствиефондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективнойдеятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширениепроизводства, а на борьбу за выживание.
Но главная причинасокращения числа малых предприятий — низкий уровень финансовой обеспеченностибольшинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальнымнакоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях,неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнесав сфере материального производства оказывают неразвитость производственнойинфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабостьинформационной базы [16].
Еще один очень важныйфактор негативного воздействия на малый и средний бизнес — непрекращающийсяглубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только частьзарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянииприступить к реальному производству продукции.
2.2Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса вРоссийской Федерации
Механизм формирования иосуществления поддержки малого бизнеса может сложиться только под влиянием техзадач, которое поставит перед собой государство. Опыт развитых стран показывает,что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономикитребуется содействие государства в создании необходимых предпосылок длянормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранениивозникающих проблем и отклонений от намеченных целей.
К сожалению, в Россиисистема развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется вусловиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы.Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структурподдержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению,фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, ареальная помощь носит единичный характер.
Однако отмечу ряд функцийгосударства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержкамалого предпринимательства.
Во-первых, государствовыступает как властная структура, устанавливающая рамочные условияфункционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдениемнормативно-правовых актов.
Во-вторых, государствоявляется собственником имущества, что служит основанием для распоряжения инепосредственного управления государственным имуществом.
И, в-третьих, государствоявляется своеобразным инструментом экономического регулирования истимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, вряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднегобизнеса по следующим направлениям [15,c.87]:
·         созданиеинституциональных основ;
·         управленческаянаучно-методическая поддержка;
·         правовоеобеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах опредприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевомзаконодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальныхзаконов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационныхпредприятий;
·         финансово-кредитнаяподдержка;
·         налоговаяполитика;
·         антимонопольнаяполитика.
Рассмотрим лишь некоторыеформы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.Динамичное развитие малого предпринимательства, его эффективное участие врешении социально-экономических проблем на федеральном, региональном имуниципальном уровнях, во многом зависят от наличия необходимыхинституциональных основ. К началу XXI века в регионах России создано 80региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональныммаркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров [16].Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются порегионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которымгосударственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно черезэлементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того,через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, чтоспособствует самоорганизации малого предпринимательства.
Под управленческойнаучно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение,информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также черезразличные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие вработе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающихнепосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебныхпособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же созданиеблагоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационныхтехнологий.
Одну из прогрессивных идейственных форм поддержки малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование.Главное назначение бизнес-инкубатора состоит в том, чтобы создать наиболееблагоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставленияразличных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) нальготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счеткомплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации ихпроектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.
Важным инструментомгосударственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитыхстран является система государственных заказов. Данная форма отношенийпозволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускоритьпроцесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепитьконкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.
Финансово-кредитнаяподдержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных целевыхпрограмм, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего нацели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займампредприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащенияпроизводства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсовразличных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышениекредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования.Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей[16].
Государственная поддержкамалому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготнуюсистему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.
Антимонопольная политикавключает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправныхусловий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также междукрупными и небольшими предприятиями; во-вторых, меры по предупреждению задержекплатежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих,меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможеннуюполитику.
К сожалению, в Россиисложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количестваразнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются всеновые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетнаяподдержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развитиямалого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различныхформ государственной поддержки в России во многом вызвана слабойподготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективегосударство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять иуменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать,контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес черезразличные структуры.
Государственный контрольза деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдениинорм, установленных различными федеральными и региональными органами власти дляпроцессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизацияобъекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы приосуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательнымии правовыми актами. Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуютуточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса ивзаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания,функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельностималого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнениепробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых икрупных предприятий [2,c.144].
Первым важным шагом кформированию последовательной государственной поддержки и развитию малого исреднего бизнеса стали разработка и принятие в декабре 2001 годаГосударственным советом Российской Федерации Концепции государственной политикиподдержки и развития малого предпринимательства в РФ. Данный документдекларирует отношение власти к малому бизнесу и должен быть базой формированияосновных направлений совершенствования государственной политики в этом важномсекторе экономики, как малый бизнес. Следует отметить, что реализацияизложенных в Концепции намерений государства потребует разработки четкойпрограммы действий на ближайший период и более отдаленную перспективу (5-10лет), а также осуществления контроля за реализацией основных положений этогодокумента [16].
Из всего сказанного,очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднегобизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, отучета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависитэкономический и политический прогресс России. Именно поэтому процессвзаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носитспонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всехучастников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильногоразвития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянновозрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности,откровенности и справедливости.

3.ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
 
Мировая практикаубедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малоеи среднее предпринимательство оказывает серьезное влияние на развитие народногохозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятыхработников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемыхтоваров, выполняемых работ и услуг субъекты малого и среднегопредпринимательства в отдельных областях играют ведущую роль. Поэтому проблемагосударственной поддержки малых и средних предприятий в настоящее времяявляется наиболее актуальной.
При этом очень важнуюроль играет кредитная поддержка малого и среднего бизнеса. Не секрет, чтопрактически каждому, кто решил заняться предпринимательской деятельностью,приходится сталкиваться с финансовыми проблемами. Банки дают кредиты только подзалог имущества. А что может заложить начинающий предприниматель, если у негони основных, ни оборотных средств еще нет? Эту проблему следует решать нафедеральном уровне. Но отчасти ее можно было бы снять, создавая обществавзаимного кредитования малых предприятий, где будут аккумулироваться отчисленияот доходов всех участников.
Во многих зарубежныхстранах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка состороны государства через специальные структуры и фонды, например, черезАдминистрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитованиямалого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция) [8,c.292].
Особого вниманиязаслуживает американский опыт государственной поддержки малого и среднегобизнеса. США – страна не только гигантских корпораций, но и малых предприятий,на которых трудится более 50% наемных работников частного сектора. Получается,что главным работодателем является отнюдь не крупный, а именно малый и среднийбизнес. Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малыйбизнес. То есть малый и средний бизнес в США – не просто один из видовпредпринимательства, а, в сущности, образ жизни.
В стране ежегоднорегистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. [10].Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых предприятий оченьчутко и гибко реагируют на динамику спроса. Поняв, что в другой сфере или надругом месте их дела пойдут лучше, они сворачивают свой старый бизнес иоткрывают новый. Американцы в этом смысле очень адаптивны и умеют быстроперестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряютэнтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей СШАпозитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуюти в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и вконсалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.
Важнейшей задачейфедерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды,которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителейпереходить на использование более эффективных технологий.
Администрация по деламмалого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии покредитам. Помимо этого предлагается широкая гамма способов финансирования – отмикрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малогобизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами вразличных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли),а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок наполучение займов. В бизнесе, принадлежащим женщинам, в США занято более 9 млн.человек. Их вклад в экономику достигает 1,15 трлн. долл. Темпы роста такихпредприятий сегодня превышают общенациональные. SBA создала более 90 центровженщин-предпринимателей.
Одно из важнейшихнаправлений деятельности SBA – правовая защита интересов малого и среднегобизнеса. Для этих целей в ее структуре в 1978 г. был создан отдел адвокатуры, глава которого назначается президентом США, утверждается Конгрессом и подотчетентолько им. Адвокатура наделена полномочиями защищать интересы и права малогобизнеса в законодательных и процедурных инициативах Федерального правительства[8,c.268-270]. Следует отметить, чтоотдел адвокатуры постоянно исследует деятельность малого бизнеса США и средуего обитания. В 1996 г. в SBA образован отдел арбитража, задачи которогоопределены законом об усилении справедливого регулирования малого и среднегобизнеса. В различных регионах страны им проводятся слушания, нацеленные наповышение эффективности малого бизнеса. Отдел отчитывается перед Конгрессом ивыступает в качестве связующего звена между малым бизнесом и федеральнымиструктурами. Под эгидой SBA весьма эффективно работает Институт в Интернете.Начинающие предприниматели и студенты, готовящиеся открыть собственное дело,могут пройти в нем бесплатную подготовку, воспользоваться информационнымиресурсами. Совместными усилиями SBA и Министерства торговли открыто 19 центровсодействия экспорту, осуществляющих предварительный отбор кандидатов наполучение капитала для реализации экспортно-ориентированных проектов. Крометого, они кредитуют внешнеторговые операции малого бизнеса. Вебсайт SBAеженедельно практикует 17 млн. посещений, в ее интернет-библиотеке размещеныстатистика финансовых заимствований, доклады об ущербе, результатымногочисленных исследований отдела адвокатуры, учебные разработки и многоедругое.
В современных условияхмеханизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнесадолжен сводиться, прежде всего, к усилению государственной поддержки малого исреднего бизнеса[15,c.94]. Для этого,в первую очередь, необходимо:
·         формирование концепции,выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;
·         разработкагосударственной политики поддержки и развития малого и среднего бизнеса вэкономике;
·         совершенствованиенормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;
·         совершенствованиезаконодательства в сфере инвестиций и формирование благоприятногоинвестиционного климата в стране;
·         совершенствованиеналогообложения малых и средних предприятий;
·         развитиекредитно-финансовых механизмов и внедрение новых финансовых технологий,направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;
·         активизацияпрямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого исреднего бизнеса.
Подводя итог можносделать вывод: если создать соответствующие условия, обеспечивающие комплекснуюподдержку малого и среднего бизнеса на общегосударственном и региональномуровнях, и возможности для его относительного безрискового финансирования(кредитования), извлечения нормальной нормы прибыли, то денежные средстваинвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, содействуя тем самымне только становлению и развитию последнего, но и повышению на этой основеэффективности экономики в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
На основаниивышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотренияразвития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малыйбизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокуюспециализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Онспособен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере,но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции иту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средниепредприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров,исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малогобизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углублениеспециализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаяхнебольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают внеперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальныхнововведений. Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовоепроизводство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемыхтоваров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства сцелью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками,проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Важность малыхпредприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу завыживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущимусловиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию,а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но ив ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.
Мелкие и средниепредприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так какмассовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей,холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующихпромышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкостикрупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении илисоздавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточнодорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупнойфирмы.
Малые фирмы с меньшимизатратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг наоснове разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость.Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы исоциальной напряженности в стране.
Развитие малогопредпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелкихсобственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающихсобственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основойсоциально-экономических реформ, гарантом политической стабильности идемократического развития общества. Однако, занятие малым бизнесом является нетолько источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннегопотенциала личности.
Таким образом, малоепредпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно,лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая былабы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства внашей стране.
Однако, перспективностьсектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следуетрассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политикиправительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случаеудовлетворительной разработки новой государственной политики в области малогопредпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях,обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложенияресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формированиевсероссийского рынка.
Хотя у предприятий, как иу государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и досих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все жепродолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой моделиобщественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современнойполитике государства все более акцентируется внимание в сторону доминированиячастного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики иактивизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации наплатежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорогоподъема промышленности.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.        Авилова А.В. иЧепуренко А.Ю… Малое предпринимательство в контексте российских реформ имировой опыт. РНИСиНП, Москва,1995г.
2.        Архипов А.И.,Большаков А.К… Экономика / Велби, Издательство Проспект, 2006г.
3.        Джеффри Фокс. Какделать большие деньги в малом бизнесе./ изд.Альпина, 2008г.
4.        Догиль Л.Ф.,Семенов Б.Д… Предпринимательство и малый бизнес.1997
5.        Иохин В.Я…Экономическая теория. 2006г.
6.        Колодина И…Российская бизнес-газета №665 от 5.08.2008г. www.rg.ru
7.        Лебедева Л… США:малое предпринимательство как образ жизни,2005г.
8.        Марцинкевич В.Современные тенденции в экономике и политике США/Проблемы теории и практикиуправления. 2005г.
9.        Общественный фонд«Деловая перспектива» www.ofdp.ru
10.     Российскийстатистический ежегодник. 2008г.
11.     Социально-экономическаястатистика/под ред. Орехова С.А.,2007г.
12.     Статистика: курслекций/под ред.Ионина В.Г.ИНФРА-М, 2008г.
13.     Федеральнаяслужба государственной статистики www.gsk.ru
14.     Экономикапредприятия/ под ред. Волкова О.И. ИНФРА-М, 1997г.
15.     Юсупова Н.Поддержка малого предпринимательства в США. Мировая экономика и международныеотношения. 2001г.
16.     Интернет-ресурс«Сообщество предпринимателей www.matbusiness.ru
17.     Интернет-ресурс«Статистические данные» www.e-stat.by.ru

ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Приложение1
Оборот среднихорганизаций по субъектам РФ за 2008 год[1].
Субъект
Оборот (млрд. руб.) Центральный федеральный округ 1025,4 Белгородская область 29,2 Брянская область 11,1 Владимирская область 28,8 Воронежская область 37,9 Ивановская область 15,1 Калужская область 24,4 Костромская область 9,2 Курская область 33,2 Липецкая область 19,5 Московская область 190,6 Орловская область 12,0 Рязанская область 26,6 Смоленская область 22,9 Тамбовская область 13,6 Тверская область 26,4 Тульская область 31,4 Ярославская область 25,1 г. Москва 468,3 Северо-Западный федеральный округ 457,3 Республика Карелия 7,7 Республика Коми 20,7 Архангельская область 25,9 Ненецкий авт. округ 0,9 Вологодская область 30,7 Калининградская область 11,5 Ленинградская область 47,2 Мурманская область 15,8 Новгородская область 11,1 Псковская область 18,3 г. Санкт-Петербург 268,5 Южный федеральный округ 326,2 Республика Адыгея 4,7 Республика Дагестан 8,6 Республика Ингушетия 0,4 Кабардино-Балкарская республика 3,4 Республика Калмыкия 1,3 Карачаево-Черкесская Республика 1,9 Республика Северная Осетия 1,9 Краснодарский край 118,4 Ставропольский край 38,4 Астраханская область 7,8 Волгоградская область 41,4 Ростовская область 98,1 Приволжский федеральный округ 578,5 Республика Башкортостан 62,6 Республика Марий Эл 17,5 Республика Мордовия 13,4 Республика Татарстан 70,2 Удмуртская Республика 49,1 Чувашская Республика 24,8 Пермский край 51,0 Кировская область 20,2 Нижегородская область 81,6 Оренбургская область 40,6 Пензенская область 18,6 Самарская область 73,1 Саратовская область 38,2 Ульяновская область 17,4 Уральский федеральный округ 244,8 Курганская область 9,6 Свердловская область 76,5 Тюменская область 102,6 Ханты-Мансийский авт. округ 44,1 Ямало-Ненецкий авт. округ 11,9 Челябинская область 56,1 Сибирский федеральный округ 341,3 Республика Алтай 1,1 Республика Бурятия 5,5 Республика Тыва 0,8 Республика Хакасия 7,2 Алтайский край 34,4 Красноярский край 48,8 Иркутская область 55,5 Кемеровская область 47,0 Новосибирская область 70,3 Омская область 36,1 Томская область 23,1 Забайкальский край 11,5 Дальневосточный федеральный округ 126,2 Республика Саха (Якутия) 13,0 Камчатский край 7,6 Приморский край 27,2 Хабаровский край 48,3 Амурская область 13,3 Магаданская область 5,4 Сахалинская область 9,3 Еврейская авт. область 2,1

Приложение2
Оборот малых организацийпо субъектам РФ за 2008 год[2].
Субъект
Оборот (млрд. руб.) Центральный федеральный округ 3073,1 Белгородская область 99,4 Брянская область 43,1 Владимирская область 67,9 Воронежская область 89,5 Ивановская область 50,1 Калужская область 84,9 Костромская область 27,9 Курская область 57,7 Липецкая область 40,7 Московская область 930,4 Орловская область 35,2 Рязанская область 82,6 Смоленская область 36,6 Тамбовская область 38,5 Тверская область 62,0 Тульская область 73,3 Ярославская область 173,7 г. Москва 1079,6 Северо-Западный федеральный округ 1585,6 Республика Карелия 29,2 Республика Коми 57,1 Архангельская область 57,6 Ненецкий авт. округ 16,9 Вологодская область 65,7 Калининградская область 75,8 Ленинградская область 137,5 Мурманская область 59,5 Новгородская область 46,0 Псковская область 26,0 г. Санкт-Петербург 1031,1 Южный федеральный округ 1181,9 Республика Адыгея 11,4 Республика Дагестан 24,9 Республика Ингушетия 0,7 Кабардино-Балкарская республика 8,4 Республика Калмыкия 2,7 Карачаево-Черкесская Республика 5,9 Республика Северная Осетия 11,9 Чеченская Республика 4,4 Краснодарский край 350,6 Ставропольский край 117,9 Астраханская область 34,2 Волгоградская область 200,1 Ростовская область 408,6 Приволжский федеральный округ 1898,1 Республика Башкортостан 352,5 Республика Марий Эл 25,5 Республика Мордовия 31,9 Республика Татарстан 230,6 Удмуртская Республика 78,3 Чувашская Республика 53,5 Пермский край 217,4 Кировская область 85,8 Нижегородская область 194,3 Оренбургская область 76,0 Пензенская область 31,4 Самарская область 359,4 Саратовская область 106,9 Ульяновская область 54,4 Уральский федеральный округ 836,8 Курганская область 29,8 Свердловская область 383,6 Тюменская область 224,0 Ханты-Мансийский авт. округ 96,7 Ямало-Ненецкий авт. округ 18,9 Челябинская область 199,3 Сибирский федеральный округ 1184,9 Республика Алтай 3,0 Республика Бурятия 31,7 Республика Тыва 2,5 Республика Хакасия 11,1 Алтайский край 210,9 Красноярский край 23,8 Иркутская область 188,2 Кемеровская область 135,4 Новосибирская область 163,9 Омская область 241,4 Томская область 104,7 Дальневосточный федеральный округ 333,0 Республика Саха (Якутия) 32,9 Камчатский край 24,8 Приморский край 117,5 Хабаровский край 62,6 Амурская область 32,7 Магаданская область 14,1 Сахалинская область 40,6 Еврейская авт. область 4,9 Чукотский авт. округ 2,9


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат I I международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава
Реферат Sister Carrie And My Antonia Essay Research
Реферат Методичка по дипломному проектированию
Реферат Разработка россыпного месторождения Лужанки
Реферат Ancient Egyptian Ways Of Life Essay Research
Реферат Налоги, сборы и другие поступления как источник пополнения местных и территориальных бюджетов
Реферат Date Rape Essay Research Paper Date Rape
Реферат Социально-криминологические особенности женских правонарушений
Реферат Does The UK Political System Tend Towards
Реферат Полномочия исполкомов сельских поселковых городских Рад в области строительства
Реферат Законодательство Украины относительно рекламы
Реферат Эмоциональный опыт как теоретический конструкт
Реферат Формування мотивації здорового способу життя з використанням ігор драматизацій
Реферат Отношение к науке русских философов конца XIX - начала XX века
Реферат Семейные ценности в романе Белая гвардия Булгакова