Реферат по предмету "Экономика"


Малые предприятия как особые формы хозяйствования

Введение
В Российской Федерации ксубъектам малого и среднего предпринимательства относят коммерческиеорганизации, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, в уставном капитале которых доляучастия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальныхобразований и других организаций не превышает 25 % и в которых средняячисленность работников за предшествующий календарный год не превышает до 250 для средних и до100 для малых предприятий.
Для более полногоописания сущности малого предпринимательства количественные показателидополняют качественными, которые учитывают его положение на рынке, целипроизводства, особенности управления и организации хозяйственной деятельности,способы финансирования и др.
Однако имеющиеся внаучной литературе определения не обладают достаточной полнотой. Они, какправило, не отражают высокую инновационную активность малых предприятий, определяющуюих конкурентные преимущества и влияющую на конкурентоспособность национальнойэкономики в целом, а также возможные способы снижения рисков и повышения устойчивостина рынке.
Поэтому в курсовойпредложено рассматривать малые предприятия как особые формы хозяйствования,которые характеризуются высоким инновационным потенциалом, осуществляютдеятельность в условиях существенного риска и стремятся в целях повышенияконкурентоспособности и устойчивости функционирования вступать в интеграционноевзаимодействие с различными институтами рынка.

1.  Основы функционирования малыхинновационных предприятий в рыночной экономике
Сущность малогопредпринимательства неоднозначна. Она основана на сочетании количественных икачественных признаков, которые отличаются большиммногообразием: численность занятых, величина капитала, размер годовогооборота, немонополистическое положение на рынке, роль собственника вуправлении, правовой статус, форма собственности, стадии роста предприятия,характер взаимоотношений с крупными производственными структурами и т.д.
Вмеждународной статистике основными количественными критериями, определяющимиразмер предприятия, являются: численность работающих, размер уставногокапитала, величина годового оборота и балансовая стоимость активов. Вместе стем Европейский Союз для определения сущности малого предпринимательстваиспользует методологию, основанную только на численности занятых, годовомобороте и валюте баланса.
Количественные критерииопределения малого предпринимательства обычно применяются в статистическойотчетности и экономическом анализе. Такие критерии, как годовой оборот,численность работающих, стоимость активов, как правило, доступны дляисследователей и для государственных органов, а также удобны в использовании. Однакоони не могут быть достаточными, т.к. не позволяют анализировать экономическую исоциальную специфику малых форм хозяйствования. Количественные показателихарактеризуют деятельность малых предприятий односторонне, не раскрываютособенностей этого сектора экономики, не учитывают такие факторы, как роль иместо в рыночном хозяйстве, характер труда, особенности производства иуправления.
Для более полногоописания сущности малого предпринимательства количественные показателидополняют качественными, которые учитывают его положение на рынке, целипроизводства, особенности управления и организации хозяйственной деятельности,способы финансирования и др.
В экономической теории малыепредприятия (МП) определяются с позиции простой организационной структуры, высокойпредпринимательской активности и эффективности, гибкости и мобильности,единства права собственности и управления, хозяйственной независимости ивозможности воздействия на локальный рынок.
Однако имеющиеся внаучной литературе определения не обладают достаточной полнотой. Они, какправило, не отражают высокую инновационную активность малых предприятий,определяющую их конкурентные преимущества и влияющую на конкурентоспособностьнациональной экономики в целом, а также возможные способы снижения рисков иповышения устойчивости на рынке.
Поэтому мы будем рассматриватьмалые предприятия как особые формы хозяйствования, которые характеризуютсявысоким инновационным потенциалом, осуществляют деятельность в условияхсущественного риска и стремятся в целях повышения конкурентоспособности иустойчивости функционирования вступать в интеграционное взаимодействие сразличными институтами рынка.
 
1.1Теоретическое обоснование изменения места малых предприятий в современной инфраструктуре рынка
Научно-техническая революция,начавшаяся с середины 60-х годов прошлого века, повлияла на существенноеизменение характера рыночной экономики, что, в свою очередь, вызвалонеобходимость формирования новой хозяйственной системы, выстроенной на основегибкой специализации производства и способной оперативно обновлять номенклатурувыпускаемой продукции, удовлетворять любые требования потребителей.
Создать такую систему набазе крупных предприятий оказалось весьма проблематично. При этом формированиеновой хозяйственной системы на базе малых и средних предприятий сталовозможным, поскольку они обладали возможностью быстро и с меньшими затратамиперестраиваться, были адекватны дифференцированной структуре рынка и готовыудовлетворять требования отдельных его «ниш». В условиях углубленияспециализации и диверсификации производства, расширения номенклатурывыпускаемых изделий субъекты малого предпринимательства могли быстро осваиватьвыпуск мелкосерийной и уникальной продукции, осуществлять производство новыхмоделей и модификаций уже существующих товаров.
Эти причины оказали существенноевлияние на рост малых предприятий и превращение их в структурообразующий факторэкономики промышленно развитых стран мира. И, несмотря на то, что крупныепредприятия являлись и являются стержнем хозяйственного развития, малоепредпринимательство, будучи активно включённым в научно-технический прогресс,постепенно стало катализатором, инициирующего процесс производства. К началу80-х годов XX века оно вышло за пределы своихтрадиционных сфер применения (торговля, общественное питание, сфера услуг) истало участвовать в создании технических инноваций, осваивать новые видыпроизводства и рынков, способствовать внедрению и распространению новыхтехнологий и товаров, вовлекая в активную деятельность значительную частьнаселения, а также неиспользованные и вторичные ресурсы.
Гибкость,мобильность производства, возможности расширения рынков сбыта, а такжеудовлетворения разнообразных запросов потребителей – признаки, характерные длямалых предприятий, позволили им активно встраиваться в работу крупных компаний,что способствовало созданию системы контрактных отношений между субъектамиразличных размерных классов, одинаково выгодной для всех сторон.
Крупные предприятия за счет интеграции с малыми исредними получили возможность расширения производственного комплекса, передачипартнерам части функций по снабжению, сбыту, разработке инноваций, повышениюкачества продукции, а также более оперативной реакции на изменения потребностейрынка и др.
Малые предприятия, вступая в интеграционныеобъединения со структурами более крупного размера, смогли повысить своюжизнеспособность за счет приобретения стабильных рынков сбыта продукции,получения заказов на производственную и коммерческую деятельность, а такжеподдержки со стороны промышленных гигантов в виде финансовых ресурсов и средствпроизводства.
В настоящее времявзаимодействие малых и крупных предприятий является следствием закономерныхпроцессов, которые связаны с обострением конкуренции в глобальном масштабе,ориентацией производства на материало-, энерго- и трудосберегающие технологии,а также усилением тенденции к фрагментации потребительского спроса.
Объективные факторыразвития экономики привели к тому, что субъекты малого предпринимательства пересталибыть «второсортным» субъектом экономической деятельности, противопоставлятьсякрупным производственным структурам, рассматриваться как их придаток, требующийтолько постоянного внимания и поддержки.
Сегодня малые и крупныепредприятия выступают как взаимосвязанные и взаимозависимые звеньяобщественного производства, которые, используя конкурентные преимущества другдруга, обеспечивают достижение сбалансированного и устойчивого экономическогороста национальной и мировой экономики. Это определило изменение и усложнениефункций малых форм хозяйствования.
Создание рабочих мест длябольшинства трудоспособного населения, формирование «среднего класса» иконкурентной среды, утверждение демократических принципов и установлениесоциальной стабильности в обществе – функции, традиционно присущие малымпредприятиям, в современных условиях перестали быть определяющими. Под влияниемглобализации,информатизации, дематериализации, интеллектуализации всего экономическогопространства и отдельных его составных частей роль малого предпринимательства вэкономике усложнилась, а на передний план вышли иные характеристики: поддержание экономики всбалансированном состоянии за счет формирования новой производственной системы,выстроенной на основе гибкой специализации; повышение инновационного потенциалаотдельных предприятий, отраслей и экономики в целом, что способствует росту ихконкурентоспособности; укрепление международных связей, что активизирует процессыинтернационализации производства в мировой экономике, способствует сращиваниюнациональных хозяйств и усилению их взаимозависимости.
Во-первых, малоепредпринимательство является инновационным по своей природе. Но в экономике,которая базируется на внедрении новых знаний и передовых технологий, это егокачество усиливается, и малые предприятия превращаются в ключевой фактортрансформационных изменений. Они способствует повышению скорости проведениянаучных разработок, быстрой коммерциализации результатов исследований, а такжеадаптации к изменению условий во всех сферах деятельности, что оказываетзначительное влияние на темпы инновационного развития страны.
Потребляяот 2 до 5% общего объема финансирования в научно-технической сфере, малыеинновационные предприятия создают до 50% крупных нововведений и являютсялицензиарами почти 50% инноваций на мировом рынке. В наиболее развивающихсяотраслях промышленности (информатика, электроника и биомедицинская техника) из общегоколичества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человексоставляют свыше 80%.[1]
Таким образом, малоепредпринимательство становится не только фактором, но и необходимым условиемфункционирования экономики с инновационной доминантой в развитии. Оно вноситсущественный вклад в изменение структуры различных секторов и отраслейнационального хозяйства, выступает основой формирования новых рынков.
Во-вторых, экономическаязначимость малого предпринимательства в современных условиях вытекает из необходимости поддержанияэкономики в сбалансированном состоянии за счет формирования новойпроизводственной системы, выстроенной на основе гибкой специализации.
Как было отмечено выше,основным элементом новой производственной системы, сформированной под влияниемнаучно-технической революции, выступают малые и средние предприятия, которые наиболеесоответствуют этой структуре и потребностям рынка, могут быстро и с меньшимизатратами перестраиваться и осваивать выпуск мелкосерийной и уникальнойпродукции.
С другой стороны,определяющим фактором возникновения малого предпринимательства должна бытьхозяйственная среда, обеспечивающая эффективное функционирование этого сектораэкономики и формирующая условия для получения им необходимых длявоспроизводства ресурсов и прибыли.
Опыт стран Запада (Италии,Германии, США) свидетельствует, что материальной основой развития малых формхозяйствования является гибкая специализация, дающая возможность организацииманевренного, маломасштабного производства и его быстрой реакции на измененияпотребностей рынка.
Таким образом, дляобеспечения сбалансированного развития экономики необходима гибкаяпроизводственная специализация, которая рассматривается как необходимое условиефункционирования малого предпринимательства, а оно, в свою очередь, является наиболеесоответствующей этой новой системе формой организации производства.
В-третьих, в условияхглобализации малые предприятия выступают как неотъемлемая часть национальногохозяйства, ее значимый и весомый элемент, так и основной фактор международныхэкономических отношений.
Малые формыхозяйствования, с одной стороны, обеспечивают конкурентоспособность внутреннейэкономики и, тем самым, ее свободное взаимодействие с национальными экономикамидругих стран. С другой стороны, – создают проникающий эффект, в т.ч. и вовнешнеэкономическую сферу, в силу своей маневренности, готовности освоитьвозникающие в результате дифференциации спроса небольшие «ниши» и сегментымирового рынка, изначальной ориентации на эффективную разработку, освоение иреализацию любых технических разработок.
 
1.2 Экономическаяхарактеристика малых инновационных предприятий
 
Успех государственнойинновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малогопредпринимательства, который является источником инноваций, а также каналомтрансфера знаний и технологий. Особая роль здесь принадлежит той части малыхпредприятий, которые являются инновационно-активными, занимаются созданиеминновационного продукта и доведением научно-технических новшеств до возможностиих коммерческого использования.
Универсальногоопределения малого инновационного предприятия (МИП) не существует. Более того,в зарубежной практике для этого используются различные количественные признаки:численность работников, в том числе научных сотрудников, объем произведеннойинновационной продукции, число нововведений, патентов, количество публикаций порезультатам исследований, объем средств, направляемых на научные исследования,а также уровень затрат на научные исследования и разработки.
Учитывая, что в Россиипод инновационно-активной понимается такая организация, которая в течениепоследних трех лет имела завершенные инновации,[2] а также действуетколичественный принцип отнесения предприятий к малому предпринимательству,можно сформулировать следующее определение МИП: малое инновационное предприятиепо количественным признакам относится к субъектам малого предпринимательства,занимается инновационной деятельностью и в течение отчетного периода имеетновые или значительно усовершенствованные продукты (услуги, производственныепроцессы), внедренные на рынке.
Для получениягосударственной поддержки необходимо предусмотреть жесткую регламентациюдеятельности малых инновационных предприятий. Например, затраты на НИОКР недолжны быть менее 10% в год от общей величины расходов предприятия, а доляотгруженной инновационной продукции не должна быть ниже 30% от общего объемареализации.
Как свидетельствуетзарубежный опыт, малые инновационные предприятия – самая массовая и наиболеединамичная институциональная структура экономически развитых стран. В настоящее время их доля в общем числе промышленныхпредприятий составляет в Германии 62%, в Норвегии 49%, Франция 38%. Самаявысокая доля инновационных предприятий среди предприятий промышленностиотмечается в Ирландии, где показатель достигает 75%.[3]
МИП являются лидерами взарождающихся отраслях экономики, они открывают новые сегменты рынка испособствуютразвитию уже сложившихся рыночных структур. Они осваивают и внедряют новыетехнологии, повышают наукоемкость и конкурентоспособность производства и, темсамым, способствуют формированию новых технологических укладов.
Малые инновационныепредприятия, создавая потенциал для изменения диспропорций в организациипроизводства, способствуют специализации национальных инновационных систем,формированию рыночного спроса на новые технологии, материалы, продукты ивзаимной увязке направлений развития науки и промышленности. Тем самым, малоеинновационное предпринимательство придает импульс науке для измененияприоритетов в области прикладных исследований и разработок. С другой стороны, – оно стимулирует процесс производства и доводит докоммерческого результата деятельность научных организаций.
Активно используяинтернет-технологии, МИП внедряют новую культуру бизнеса, формируют индивидуальный спрос на новые модели имодификации уже существующих товаров. Малыеинновационные предприятия имеют большие возможности в короткие сроки освоить выпуск мелкосерийной, уникальной продукции, наладитьпроизводство новых изделий на современной технической основе, с меньшимизатратами его перепрофилировать или изменить технологию. Существенна их роль впредоставлении дополнительных услуг по консультированию, наладке и вводу вэксплуатацию новой техники.
Малые предприятияявляются своего рода полигонами для крупных компаний. Они активно участвуют вреализации первых этапов инновационного процесса, являющихся наиболеерисковыми, и подготавливают почву для промышленного освоения инноваций большим бизнесом.
Малое инновационное предпринимательство вносит существенный вкладв решение проблемы занятости, создавая наибольшую долю новых рабочих местспециалистов высокойквалификации. Например, в 2000 году 746.000 малых инновационныхпредприятий европейских стран обеспечивали занятость приблизительно 5 млн.человек, что составляло чуть менее половины всех занятых в отраслях высокихтехнологий.
МИП активно выходят нетолько на национальные, но и международные рынки. В настоящее время доля малыхи средних фирм в промышленном экспорте инновационной продукции ряда развитыхстран составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40%, Италии – 20-25%, США иЯпонии – 15%, причем наибольшее значение здесь имеет международная торговлятехнологиями. Кроме этого, важными статьями экспорта малых предприятий являетсяпродукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической,электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности.
 
1.3 Малыепредприятия в структуре национальной инновационной системы и их влияние насостояние и уровень ее развития
В результате углубленияспециализации и диверсификации производства, индивидуализации спроса,доступности малых форм хозяйствования к проведению НИОКР в актуальных областяхзнаний возникли объективные условия для активного участия в научно-техническомразвитии субъектов малого инновационного предпринимательства. Они превратилисьв неотъемлемый элемент национальной инновационной системы (НИС), выполняющий ведущую роль в апробациии освоении новейших и наиболее рисковых технологий, а также коммерциализацииинновационной продукции.
Благодаря малымпредприятиям в наибольшей степени стала возможной реализация основных целейНИС: формирование открытости экономики, создание конкурентной среды, увеличениепоступлений в бюджеты разных уровней за счет увеличения объемов производстванаукоемкой продукции и увеличения доходов субъектов хозяйствования, созданиедополнительных рабочих мест в научной и производственной сфере, повышениеобразовательного уровня и качества жизни населения, решение экологических исоциальных проблем за счет использования новейших технологий, ростконкурентоспособности отечественной продукции и удовлетворение, тем самым,запросов потребителей, расширение масштабов инновационного предпринимательства,вовлечение в этот процесс неиспользованных ресурсов и незадействованныхтерриторий.
Учитывая, чтоинституциональная структура НИС включает государство, формирующее инновационнуюполитику страны, сферу НИОКР, отвечающую за созданиеновшеств, механизм передачи знаний, сферу производства, где инновациивыпускаются сериями, и сферу потребления, где реализуются их качественныехарактеристики, можно представить ее элементы в следующем виде (рис. 1).
Первый уровень НИС образуютгосударственные организации, Министерства, ведомства, финансовые структуры,фонды, занимающиеся разработкой национальной инновационной политики,осуществляющие координацию деятельности всех институтов рынка и ихрегулирование, поддерживающие процесс взаимодействия между всем комплексомэкономических, социальных, политических и других факторов, определяющихсоздание инноваций. [4]
/>

Рис. 1 Организационнаяструктура НИС
Среда, производящая знания, –это совокупность научных, учебных и научно-производственных организаций,основная деятельность которых связана с разработкой фундаментальныхисследований, проведением НИОКР по государственным заказам, а также вне зоныответственности государства.
Передача новых знаний итехнологий, обмен опытом, и информацией, в основном осуществляется через специальнуюлитературу, на выставках, ярмарках, научных семинарах, конференциях,симпозиумах. Важное место в распространении новых технологий и видов продукции,экспорте и импорте инноваций имеет система контрактов между субъектамиинновационной деятельности, а также приобретение патентов и лицензий.
Реализация механизматрансфера знаний невозможна без услуг, которые предоставляют различныеконсалтинговые и инжиниринговые фирмы, научные, производственные имаркетинговые подразделения организаций, включенных в инновационный процесс.
Предпринимательская средасостоит как из сферы производства и коммерциализации инноваций, так и сферы ихпотребления. Поэтому здесь основными субъектами выступают предприятия различныхвидов деятельности и размерных классов.
В качестве важного звена НИСвыступают малые инновационные предприятия. Они входят в структуру каждогоблока, хотя и выполняют разные функции. На стадии производства знаний, этомалые предприятия, занимающиеся научными исследованиями и научным обслуживанием(НИНО). Они обладают высоким потенциалом работников,творческим духом и стимулами к сотрудничеству с государством и различнымипредпринимательскими структурами.
Внедрение инноваций впроизводство, налаживание их серийного выпуска, а также доведение новыхтехнологий и продуктов до потребителя, т.е. коммерциализацию знанийосуществляют МИП промышленности.
Малыеинновационные предприятия участвуют также в передаче знаний, обеспечиваявзаимодействие всех элементов НИС, и организуют, с одной стороны, трансферзнаний из научной в предпринимательскую среду, а с другой, – стимулирование ориентации научно-исследовательской среды наудовлетворение инновационных потребностей производства.
Роль и значение малогоинновационного предпринимательства для эффективного функционирования НИС труднопереоценить, т.к. именно благодаря ему инновационная система является гибкой идинамично развивающейся структурой, которая мобильно реагирует на изменениерыночного спроса на новую продукцию и технологии, а также влияет на характерприкладных исследований и разработок. Малые инновационные предприятия придаютНИС целостный характер и увязывают ее отдельные элементы в единую систему. Сдругой стороны, эффективное развитие национальной инновационной системыприводит к изменению модели функционирования различных структур, формированиюновых видов деятельности и сфер производства, что создает условия дляувеличения доли малого предпринимательства на рынке товаров, услуг, технологийи изменение положения этого сектора экономики.
Таким образом, малые инновационныепредприятия влияют на качественные характеристики национальной инновационнойсистемы, состояние и уровень развития которой, в свою очередь, определяетмасштабы инновационного предпринимательства.

2. Состояние малыхинновационных предприятий промышленности России и причины их неэффективногоразвития
 
Положительная динамикатемпов экономического роста России, увеличение внутреннего спроса, стабилизацияна финансовом и валютном рынке, повышение инвестиционной активности предприятийсформировали благоприятные условия для развития отечественного малогопредпринимательства. Однако уровень его активности в стране остается невысоким.Он недостаточен как с точки зрения мировых требований рациональной структурырыночного хозяйства, так и обеспечения национальной экономической безопасности,а также не соответствует потребностям современного этапа экономическогоразвития страны.
Масштабы отечественногомалого инновационного предпринимательства, от состояния которого зависит качество и эффективностьпроизводства, возможность достижения страной лидирующих позиций внаучно-технической области и конкурентных преимуществ на мировой арене,чрезвычайно малы, что не создает условий для достижения страной лидирующихпозиций в научно-технической области и конкурентных преимуществ на мировойарене.
В России по официальнымданным внедрением инноваций занимается всего 6,2% общего числа всехпредприятий, а в промышленности – неболее 10%.[5] Что же касается малых инновационно-активныхпредприятий, то, к сожалению, в стране вообще не ведется их отдельного статистическогоучета, ибо они не выделеныкак субъекты экономической деятельности. Однако, по данным Фонда содействия развитию малых формпредприятий в научно-технической сфере, в 2002 году в России былозарегистрировано 30 тыс. малых инновационных предприятий с численностью занятых160 тыс.чел.[6] К началу 2005 года, пооценкам автора, их функционировало не больше 35 тыс., что составляло 3,3 – 3,5%от общего числа субъектов малого предпринимательства. При этом лишьнезначительная часть предприятий являлась и до сих пор является по-настоящемуинновационной; они проводят научные исследования, занимаются охранойинтеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке.Доминирующее число предприятий лишь эксплуатирует научный и инновационныйпотенциал, накопленный еще в советское время, а также занимается приобретениемнового оборудования и программных продуктов.
По оценкам автора, доляМИП в производстве ВВП страны все еще находится на уровне 0,8 – 1%, а доляналоговых поступлений в доходы бюджетной системы не превышает 0,05%.
 Негативное развитиемалых инновационных предприятий в России определяется факторами объективногохарактера. Как отмечено в диссертации, они связаны, во-первых, с особенностямисуществующей в стране модели хозяйствования, которая ориентируется только на крупномасштабное,стандартизированное производство, развивающееся в сырьевых отраслях, и не базируется на гибкой специализации, а также неимеет индустриально-инновационной направленности. Кроме того, отрицательноевоздействие оказывают высокие риски малых инновационных предприятий, которые имеют дуалистическуюприроду и вытекают как из специфики инноваций, так и особенностей развитиямалого предпринимательства. Третья причина –неэффективная система государственного регулирования МИП, что не создаетусловий для их роста и расширения деятельности.
 В результате проведенногоисследования было доказано, что в национальной инновационной системе Россииимеется существенный «крен» в сторону развития малых предприятий научной сферыи сферы трансфера знаний, в то время как страна не имеет адекватнойпроизводственной и промышленной базы к освоению и внедрению уже созданныхинновационных продуктов и технологий.
В формированииинновационной политики государства существенная роль отведена малымпредприятиям, функционирующим на стадиях производства и трансфера знаний НИС. Кним относятся МП сферы НИНО, которые инициируютинновационный процесс, занимаясь проведением научных исследований иконструкторских разработок, а также доведением их результатов до потребителей.
В курсовой отмечено, что в России в 2004 году вотрасли «Наука и научное обслуживание» насчитывалось 20,7 тысяч малыхпредприятий. Однако за исследуемый период (1999 – 2005 гг.), несмотря на ростинвестиционной активности, увеличение рентабельности и финансовой устойчивости,в этом секторе экономики произошло резкое сокращение количества малыхпредприятий, существенное снижение численности их постоянного состава и уменьшениеобъемов производимой продукции.
В связи с этим выделяютсядве проблемы – создание новых предприятий отрасли«Наука и научное обслуживание» и рост предприятий, уже работающих на рынке. Этипроблемы предопределены высокими инновационными рисками субъектов малого предпринимательстваи зависят от негативного влияния следующих факторов: ограниченный спрос нарезультаты научных исследований на внутреннем рынке, высокие барьеры для выходаМИП на внешние рынки, неэффективная система защиты интеллектуальнойсобственности, неразвитость инновационного рынка, существенная налоговаянагрузка, недостаточное финансовое обеспечение деятельности, отсутствиеквалифицированного менеджмента и полноценной инфраструктуры поддержкиинноваций.
Наряду с МП сферы науки инаучного обслуживания, как было отмечено выше, особая роль в практическойреализации результатов научных исследований и разработок принадлежит малым инновационным предприятиям промышленности(МИПП), которые ориентированы на внедрение инноваций на всех стадияхпроизводственного процесса и во всех сферах деятельности. Они обеспечиваюткоммерциализацию знаний, определяют уровень восприимчивости экономики к новойпродукции и технологиям, формируют «точки роста» в национальном экономическомразвитии.
Однако, несмотря навысокую значимость МИП промышленности и их существенное влияние на формированиеэффективной национальной инновационной системы, состояние и развитие этихпредприятий в России не соответствует ни требованиям обеспечения экономическогороста в стране, ни практики западных государств.
В настоящее время общийудельный вес малых инновационных предприятий в российском промышленном производствепока невелик и составляет по оценкам специалистов от 3 до 10%.[7]При этом число малых предприятий промышленности, осуществляющих толькотехнологические инновации, в 2005 году было чуть более 900.[8]Эти данные свидетельствуют о низкой инновационной активности российскойпромышленности в целом и малых промышленных предприятий в частности и позволяютговорить лишь об их потенциальных возможностях.
Крометого, деятельность малого сектора промышленности по внедрению и использованиюрезультатов научных исследований и технологических разработок отличается неравномерностьюи достаточно сильно поляризована в отраслевом разрезе.
Поколичеству малых инновационно-активных предприятий лидерами является химическаяпромышленность, производство электрооборудования, электронного и оптическогооборудования, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. Однако дажездесь доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, не превышает3%. На предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности, издательской иполиграфической деятельности, производства резиновых и пластмассовых изделий,машин и оборудования число наукоемких предприятий колеблется в пределах 1,5 –2%.
Самаянизкая инновационная активность характерна для предприятий текстильного ишвейного производства, производства кожи и обуви, древесины и изделий издерева, транспортных средств и оборудования, что не позволяет им конкурироватьс западными производителями и занимать достойные позиции на соответствующихсегментах мирового рынка.
Еслирассматривать отрасли промышленности в разрезе распределения затрат натехнологические инновации, то к лидерам можно отнести предприятияобрабатывающих производств (пищевая промышленность, производствонеметаллических минеральных продуктов, электронного и оптического оборудования,черная и цветная металлургия). В 2005 году на инновационную деятельность онипотратили 1841,8 млн.руб, в то время как предприятия, занимающиеся добычейполезных ископаемых – 76,2 млн.руб., а производством и распределениемэлектроэнергии, газа и воды – 14,7 млн.руб.
Основнымисточником финансирования инновационной деятельности МП промышленности являютсясобственные средства предприятий. Например, для предприятий обрабатывающихпроизводств в 2005 году этот показатель составлял 69,1%. Финансовая поддержкаМИПП от федерального бюджета не превышала 2,3 % в общем объеме финансирования,а от бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов – 0,3%.
Причембольшая часть средств федерального бюджета была направлена на поддержку малыхпредприятий машиностроения, металлообработки и медицинской промышленности, чтос позиции национальных интересов можно рассматривать как весьма разумныеприоритеты. Местные же бюджеты, главным образом, поддерживали предприятияпищевой промышленности.
Доляпредприятий, воспользовавшихся прочими источниками финансирования (в основном,из фондов поддержки малых предприятий), составляла 23,5%.
Заисследуемый период иностранные инвестиции не играли заметной роли в процессефинансирования инвестиционной деятельности малых предприятий промышленности.Иностранные инвесторы проявили интерес лишь к финансированию инновационнойдеятельности малых предприятий, занимающихся производством и распределениемэлектроэнергии, газа и воды.
Проведенноев курсовой работе исследование показало, что малые инновационные предприятия промышленности,несмотря на увеличение их доли в общем производстве товаров и услуг, а такжерост объема инвестиций в основной капитал, развиваются в России медленно ифрагментарно. Это обусловлено ростом издержек производства и цен напромышленную продукцию, спросовыми ограничениями, конкуренцией со стороныотечественных крупных предприятий и иностранных компаний.
Отрицательное влияние насостояние МИП промышленности оказывает состояние важнейших ресурсных рынков,отсутствие единой базы данных о поставщиках и покупателях инновационнойпродукции, наличие устаревших производственных мощностей и немногочисленныхльгот в налоговом законодательстве, недостаток собственных финансовых ресурсови ограниченность доступа предприятий к заемным средствам.

3.Концептуальные основы развития малых инновационных предприятий
 
Принципамиразвития малых инновационных предприятий являются рост их конкурентоспособностии снижение уровня рисков
Конкурентоспособностьлюбого предприятия зависит от количества и значимости его конкурентныхпреимуществ, благодаря которым оно может достичь превосходства и стать болееустойчивым на рынке.
Для субъектов малогоинновационного предпринимательства базовые конкурентные преимуществаопределяются знаниями и талантом работающих тамлюдей, их склонностью заниматься научными исследованиями, умением не толькопроизводить, но и коммерциализировать идеи.
Операционными факторамиконкурентоспособности МИП выступают эффективностьосвоения инноваций, которая на малых предприятиях в четыре раза выше, чем ворганизациях крупного бизнеса,[9] наукоемкостьпроизводимой продукции – она для субъектов малого бизнеса более чем в 2 раза выше средних показателей,[10]а также скорость осуществлениявсех этапов инновационного процесса. МИП требуется на одну треть меньше временина разработку и доведение до рынка нового продукта, чем предприятиям-гигантам.
Стратегическимиконкурентными преимуществами малых инновационных предприятий являются ихгибкость и мобильность, способность быстро реагировать на изменения рынка и потребительскогоспроса, наладить новое производство или изменить технологию, освоить выпускмелкосерийной и уникальной продукции.
Таким образом,конкурентоспособность МИП связана с их высокой инновационной активностью,позволяющей не только создавать инновационный продукт, осуществлять еготрансфер, но и доводить до стадии коммерческого использования.
/>Несмотряна значительный инновационный потенциал, определяющий конкурентныепреимущества, малые предприятия в рыночной экономике определяются, преждевсего, как неустойчивые предпринимательские структуры, характеризующиесяповышенным риском (табл. 1,2).
Таблица 1
Рентабельность продажмалых предприятий, %[11]Показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Малые предприятия, всего 5,7 3,9 3,8 5,5 3,1 2,6 2,3 2,1 1,8 2,2 Малые предприятия промышленности 6,9 5,7 4,9 7,0 3,0 5,2 4,5 3,2 3,8 4,5
Таблица 2
Количественная оценкариска малых предприятийПоказатель Методика расчета Малые предприятия, всего Малые предприятия промышленности Математическое ожидание
/> 3,3 4,9
Стандартное отклонение
(абсолютный показатель риска)
 
/> 1,8 1,7 Коэффициент вариации (относительный показатель риска)
/>
/> 40 % 27 %
Анализ рисков малыхинновационных предприятий провести не удается из-за отсутствия необходимойстатистической информации. Можно лишь предположить, что риски малыхинновационных предприятий характеризуются более значительными показателями, ибоимеют дуалистическуюприроду и вытекают, с одной стороны, из специфики инновационной деятельности, ас другой – из особенностей развития малого предпринимательства.
Низкаяжизнеспособность МИП объясняется, в первую очередь, состоянием их внешнейсреды, отличающейся особой неопределенностью. Это связано с тем, что малыепредприятия действуют, как правило, на локальном рынке (здесь реализуется всреднем 82 % продукции малых предприятий),[12] который характеризуется высокой степеньюнеизвестности и стихийности. Кроме того, они играют объективно подчиненную рольв системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитнымиинститутами.
Худшиевнешние условия функционирования малого инновационного предпринимательства проявляютсяв силу того, что ему не доступен широкий обзор рынков факторов производства;предприятия имеют незначительное число поставщиков, а, следовательно, высокуюзависимость от источников сырья; малые объемы закупок оборачиваются болеевысокими ценами в силу отсутствия различного рода скидок; небольшие объемыпроизводства приводят к относительно высоким накладным расходам натранспортировку, хранение и т.д.; отсутствие органов контроля качества сырья иготовой продукции также ослабляет рыночные позиции малых предприятий.
Проблемы сбыта для малыхнаукоемких компаний связаны с чрезмерной зависимостью от клиентов и спроса наинновационную продукцию, отсутствием возможностей для проведения активноймаркетинговой политики, высокими издержками на рекламу, а также недостаткоманалитической информации о состоянии и перспективах рынка, политических иэкономических условиях в различных странах в случае экспортно-импортнойдеятельности.
Кроме негативных фактороввнешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков деятельностималых инновационных предприятий влияют и характеристики, определяемыевнутренней средой их функционирования. Это условия финансирования,технологического трансфера и стратегического планирования, проблемы управления,организационной структуры и кадрового обеспечения, особенности маркетинговой икоммуникативной политики.
Для повышенияустойчивости МИП на рынке могут быть использованы тактические приемы, широкораспространенные в теории риск-менеджмента: страхование, самострахование,локализация рисков, диссипация, диверсификация деятельности и пр.
Однако на практикеприменение основных стратегий управления рисками для различных субъектов, в томчисле малого инновационного предпринимательства, наряду с получаемымипреимуществами, связано и существенными недостатками: трудоемкость операций,высокие затраты, что непосильно для малых предприятий, сложности в определенииусловий страхования НИОКР, отвлечение из оборота заведомо ограниченного объемафинансовых ресурсов, невозможность диверсификации деятельности и пр. Этовызывает необходимость поиска более эффективных и действенных способовуправления рисками МИП.
Для снижения рисковпредприятий малого инновационного предпринимательства в диссертации предложено использоватьметод их интеграции с различными субъектами рынка – государством, предприятиямиболее крупного размера и научными центрами.
За счет взаимодействия сгосударством МИП получают организационную, техническую, юридическую,финансовую, маркетинговую поддержку, что приводит к снижению уровнянеопределенности их деятельности и повышению конкурентоспособности.
Сотрудничество субъектовмалого инновационного предпринимательства с крупными компаниями и научнымиорганизациями приводит к ограничению концентрации риска и его распределению междувсеми участниками проекта, а также позволяет всем участникам проекта не только повыситьэффективность производства, но и достичь существенных конкурентных преимуществ.
Они связаны с укреплениемпозиций объединения предприятий на рынке определенного вида продукции и услуг,построением законченной технологической цепочки и обеспечением координациипроцесса воспроизводства вдоль нее, созданием перспективы диверсификациидеятельности, формированием условий для проведения НИОКР, быстрого освоенияновой продукции, внедрения результатов научныхисследований и технологических разработок, наращивания инвестиционных ресурсови обеспечения реальных механизмов самофинансирования.
Условия развития малыхинновационных предприятий определяются эффективностью системы государственногорегулирования и уровнем развития рыночных отношений, а также комплекснымвоздействием инструментов государственной поддержки малого предпринимательства имеханизмов рынка.
Анализ мировой практикидоказывает, что функционирование МИП зависит от созданных государством условий,которые направлены на поддержание среды, благоприятно влияющей на деятельностьинновационных предприятий, и предполагает наличие действеннойнормативно-правовой базы, инновационной инфраструктуры, организационной,информационной и финансовой поддержки, а также гибкой денежно-кредитной и налоговойполитики.
Законодательное обеспечение инновационнойдеятельности малого предпринимательства в западных странах основано наразработанных нормативно-правовых актах и государственных программах поддержкиМИП.
Не менее значимыми, чем проблемынормативно-правового обеспечения деятельности МИП, являются вопросы созданияэффективной инновационной инфраструктуры. Она предполагает наличие и высокуюактивность таких специальных институтов, как венчурные фонды, деятельностькоторых, как свидетельствует западный опыт, в существенной мере зависит отразмеров государственного прямого финансирования, условий кредитования венчурных капиталистов,регламентации круга инвесторов, наличия для них налоговых льгот, особенностейрегулирования рынка ценных бумаг и пр.
Реализация инновационнойполитики государства в существенной мере зависит от преодоления информационнойасимметрии между МИП и потенциальными инвесторами.
Для повышенияинформированности рынка и снижения инновационных рисков западные государстваактивно инициируют формирование сетей бизнес-ангелов, содействуют кооперациимежду инвесторами и предпринимателями, поддерживают формирование бюро кредитныхисторий, предоставляют малым предприятиям консультационные услуги по подготовкебизнес-планов и финансовых проектов, обеспечивают выход МИП на международныйуровень.
В целях регулированияобъема средств, доступных для финансирования нововведений, наиболее значимойявляется денежно-кредитная политика государства,котораядолжнабыть ориентирована на движение финансовых ресурсов в пользу МИП и на росткапитализации инновационных предприятий.
Как известно, проблемакак краткосрочного, так и долгосрочного банковского кредитования малыхпредприятий особенно на начальных этапах инновационного процесса связана свысокими рисками деятельности, отсутствием у них достаточного объемасобственных средств и залогового обеспечения. Поэтому правительствами многихстран были разработаны и внедрены программы по поддержке микрокредитования,предоставлению государственных гарантий инновационному предпринимательству,созданию специализированных коммерческих банков и ассоциаций.
Важнейшим условиеминновационного развития экономики в целом и малого инновационного бизнеса вчастности является налоговая политика государства, которая должна бытьориентирована на снижение налогового бремени предприятий с целью повышенияскорости обновления их основных фондов, роста затрат на НИОКР, внедрения впроизводство новых продуктов и технологий, а также содействия коммерциализациизнаний.
В мировой практикесуществует множество вариантов налоговых льгот, стимулирующих деятельностьмалых инновационных предприятий: уменьшение (списание) налогов в зависимости отразмера и/или прироста инновационных затрат; снижение налогооблагаемой прибылина величину текущих расходов на НИОКР; предоставление инвестиционногоналогового кредита для организаций, направляющих капитальные вложения назакупку и ввод в эксплуатацию нового оборудования и технологий, а такжереконструкцию и расширение производства; перенос срока уплаты налоговыхплатежей на будущее; уменьшение налога на приросткапитала от инвестиций в стартующие малые инновационные предприятия и пр., чтопозволяет им не только повышать количественные и качественные показателиинновационной деятельности, но и получать существенный финансовый результат.
Такимобразом, государство разрабатывает механизм поддержки инновационнойдеятельности малых предприятий и, тем самым, формирует рамочные условия дляразвития МИП.
Стимулы же кинновациям, эффективность производства, благоприятный инвестиционный климат,возможности финансирования выпуска наукоемкой продукции и трансфера высокихтехнологий определяются уровнем цен, размером банковских процентов, величиной иструктурой спроса на инновации, нормой рентабельности и пр., которые, в своюочередь, влияют на характер и динамику развития малых инновационныхпредприятий.
Учитывая,что государство посредством косвенных рычагов влияет и на уровень рыночныхрегуляторов, в диссертации обосновано, что эффективность инновационной политики,а также характер развития малых инновационных предприятий промышленности всущественной мере зависит от комплексного воздействие инструментовгосударственной поддержки и механизмов рынка.
Приоритетные направленияразвития малых инновационных предприятий промышленности
1.Эффективноефункционирование малых инновационных предприятий в существенной мере зависит отхарактера их взаимодействия с различными институтами рынка (государством,производственными предприятиями более крупного размера, научными центрами)
Государство,предоставляя МИПП организационную, техническую, юридическую, финансовую,маркетинговую поддержку, способствует расширениюсферы высоких технологий, повышению эффективности научных исследований, поддержкепредпринимательской деятельности, увеличению числа инновационных фирм ипродлению сроков их существования, а такжеиспользованию потенциала малых форм хозяйствования для выполнения НИОКР в зонесвоей социальной ответственности.
В основевзаимодействия малых производственных предприятий с субъектами более крупногоразмера лежит потребность в использовании конкурентных преимуществ партнеров,создании гибких организационно-управленческих структур и стремление формироватьсистему контрактных отношений.
Сотрудничествомежду предприятиями разных размеров обеспечивает одновременно достижение какэкономии на масштабах, так и экономии на разнообразии, а также позволяетобъединять в рамках одной организационной системы преимущества малого икрупного предпринимательства.
Преимущества интегрированныхструктур, в которые входят малые и крупные предприятия промышленности,объясняются высокими производственными показателями, которые, в свою очередь,обусловлены следующими факторами:
·   эффективностью, связанной соснижением производственных затрат на основе специализации и разделения труда,снижением трансакционных издержек в связи с использованием современныхкоммуникационных и информационных технологий, а также сокращением накладныхрасходов;
·   компетентностью, обусловленнойвозможностью привлечения к решению тех или иных задач лучших партнеров;
·   высокой скоростью управленческихрешений из-за отсутствия промежуточных звеньев в цепочке обмена информациеймежду головной компанией и малыми предприятиями;
·   наличием интерактивной системыпередачи информации с прямыми и обратными связями;
·   устойчивостью работы сети и наличиемсильной поддержки партнеров;
·   свободным доступом к передовымтехнологиям и информации;
·   ускорением внедрения инноваций;
·   быстрым освоением новых рынков;
·   распределением риска между всемипредприятиями, входящими в интегрированную структуру.
Вместе с тем такаяструктура характеризуется сложностью организации и управления, возможностьюпотери независимости малыми предприятиями, а также высокой степеньюнеопределенности в планировании деятельности.
Влияние слабых сторондеятельности интегрированных структур можно избежать или максимально ихснизить, если предприятия будут своевременно анализировать состояние рынка, иперспективы отрасли, в которой функционируют, правильно подходить к выборустратегических партнеров,стремиться к диверсификации контактов и расширению перечня предоставляемыхуслуг.
В мировой и хозяйственнойпрактике известны и опробованы с разной степенью успеха различные способывзаимодействия малых инновационных предприятий с крупными компаниями. Наиболеепростая форма кооперации предполагает использование МП только в качествеподрядчиков для выполнения только отдельных видов работ или услуг.
Взаимодействие малыхинновационных предприятий с научными центрами обеспечивает реализацию всехстадий инновационной деятельности от зарождения идеи до производства наукоемкойпродукции. НИИ, вузы и университеты совместно с малыми предприятиями наукипроводят фундаментальные и прикладные научные исследования. Проектные институтыи МИП промышленности осуществляют научные разработки, изготавливаютэкспериментальные образцы и опытные партии инновационной продукции, чтообеспечивает реальные условия для инфраструктурной, финансовой, консалтинговой,методической, информационной поддержки малых наукоемких компаний.
2. Развитие малыхинновационных предприятий промышленности может быть обеспечено благодаря ихвступлению в инновационно-технологические комплексы (кластеры), в рамкахкоторых функционируют не только промышленные предприятия различных размерныхклассов, но и научные учреждения, учебные заведения, финансовые организации,органы государственного и муниципального управления.
Основная задача подобногорода комплексов состоит в создании максимально благоприятной среды для развитиямалых наукоемких предприятий промышленности, предоставления им в арендупроизводственных помещений и оборудования, совместного проведения исследований,оказания юридических, финансовых, консультационных услуг, а также услуг попереподготовке специалистов, поиску информации о состоянии рынка, разработкебизнес-планов, созданию и коммерциализации новой продукции и технологий.
В мировой практикеинновационно-технологические комплексы являются формой совместногопредпринимательства. Через обеспечение эффективного развития малых предприятийони способствуют росту инновационного потенциала сначала отдельных территорий, азатем регионов и страны в целом.
3. Важным направлениемфункционирования малых инновационных предприятий является обеспечение ихвнешнеэкономической деятельности, что, с одной стороны, открывает перед ниминовые рынки и новые возможности для активизации бизнеса. С другой стороны,способствует усилению интеграционных процессов на микро- и макроуровнях,укреплению международных экономических отношений, которые, развиваясь и вглубьи вширь, способствуют сращиванию национальных хозяйств и углублению ихвзаимозависимости.
Дляобеспечения выхода субъектов малого инновационного бизнеса вовнешнеэкономическую сферу имеет существенное значение оказываемая ему поддержкасо стороны национальных и наднациональных государственных органов, деятельностькоторых связана с формированием банков данных, содержащих информацию осостоянии зарубежных рынков, подготовкой кадров, организацией консультаций поведению экспортно-импортных операций, предоставлением государственных гарантийв случае выхода малых предприятий на внешний рынок, привлечением МИП к участиюв проектах по развитию отдельных территорий.

4.Совершенствование организационно-экономического механизма развития малыхинновационных предприятий промышленности России
 
Проведенноеисследование позволило разработать основные направления совершенствованияорганизационно-экономического механизма развития малых инновационныхпредприятий промышленности России, которые представлены на рис. 2. /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  

Рис. 2 Направлениясовершенствования организационно-экономического механизма развития малыхинновационных предприятий промышленности России
 
Институциональнаяподдержка развития малого инновационного предпринимательства промышленностиРоссиипредусматривает:
– формирование в страненовой модели хозяйствования, которая должна базироваться на гибкойпроизводственной специализации и иметь индустриально-инновационную направленность;
– разработку единой системы правовыхнорм в рамках Инновационного кодекса, который должен включать ряд базовыхзаконов, регулирующих инновационную деятельность, уточняющих основнуютерминологию в сфере наукоемкого предпринимательства, определяющих совокупностьмер государственной поддержки малых инновационных предприятий как нафедеральном, так и региональном уровне, а также защиты интеллектуальнойсобственности;
– создание стимулов для появления иразвития малых инновационных предприятий, что обеспечивается использованиемсовременных рыночных финансово-кредитных технологий для поддержки МИП,установлением специальной системы льгот и преференций для коммерческих банков,кредитующих деятельность инновационных предприятий, расширением сферыбанковского страхования, в том числе с участием государства, формированием встране благоприятного инвестиционного климата;
– совершенствование условий хозяйствованиямалых инновационных предприятий промышленности путем снижения общего уровняналогообложения и разработку налоговых льгот для стимулирования деятельностиМИП, расширения системы венчурного финансирования, повышения заинтересованностикрупных компаний, коммерческих банков, страховыхорганизаций к сотрудничеству с субъектами инновационного предпринимательства;
– расширение взаимодействия МИПП срынками «среды» и «сбыта», что должно быть обеспечено путем их активногоучастия на рынке ценных бумаг и, в первую очередь, корпоративных, рынке рабочейсилы и ресурсов, а также на биржах, торгах, ярмарках и аукционах, и направленона расширение ресурсных возможностей малых предприятий;
– внедрение различных форм партнерствамежду государством и малым инновационным предпринимательством. Этопредусматривает реализацию различных форм кооперации между государством и МИП,разработку специальных программ прямого финансирования и стимулированияперспективных направлений роста малых технологических фирм, поддержку диффузиисовременных технологий на базе развития научно-технологических сетевыхвзаимодействий между малыми предприятиями промышленности, государственнымиорганизациями и вузами, а также расширения системы государственного заказа нанаучно-техническую продукцию;
– формирование инфраструктуры рынкаделовых и консалтинговых услуг для инновационно-активных предприятий, участиегосударства в развитии рыночных институтов по оказанию консультационных услуг,системы профессионального инновационного менеджмента, разработки стандартовнезависимой научной экспертизы инновационных проектов;
– повышение эффективностидеятельности уже функционирующих организаций как на федеральном, региональном,так и местном уровне (Министерства, Департаменты, различные фонды, центры,агентства, бизнес-инкубаторы, технопарки), а также создание внутрипредпринимательского сообщества союзов малых и средних предприятий, деловыхцентров и различного рода ассоциаций предпринимателей, включая международные;
– организацию кадрового обеспечениядеятельности МИП промышленности на основе внедрения в стране системынепрерывного профессионального образования, новых форм подготовки, переподготовки иповышения квалификации специалистов в области инновационного менеджмента, атакже разработки ииздания учебной, научной, методической, справочной литературы и программныхпродуктов по вопросам управления инновационной деятельностью;
 – совершенствование государственнойстатистики инновационной деятельности малых предприятий, что предусматриваеторганизацию ежегодного сплошного обследования малых инновационных предприятийна базе модификации и дополнения статистической формы «2-МП-инновация»,регулярное проведение выборочных обследований малых предприятий на базерегионального статистического наблюдения в целях выявления инновационно-активныхфирм, проблем их формирования и развития в данном регионе России, созданиеполноценной системы статистического учета и отчетности малых инновационныхпредприятий и их сетей с учетом международных стандартов.
Таким образом,институциональная поддержка малых инновационных предприятий промышленности должнаносить комплексный характер и быть основана на использовании всех механизмоврынка и инструментов государственного регулирования. Причем подход к стимуламдля субъектов малого инновационного бизнеса должен быть дифференцированным взависимости от сроков, размеров и отраслевой принадлежности предприятий, оториентации деятельности только на внутренний или на внутренний и внешний рынокодновременно, от достигнутых МИП результатов. Оправдано также разделение льгот пофазам инновационного цикла.
Стимулированиевступления малых предприятий промышленности в инновационные кластеры
Вторым направлениемэффективного развития малых инновационных предприятий является их кооперация снаучными организациями, крупными промышленными предприятиями, финансовымиструктурами, органами власти в рамках кластерных сетей, что, обеспечивает их участникамформирование устойчивых взаимосвязей и способствует достижению системой в целомконкурентных преимуществ как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Формированиеинновационных кластеров в России и создание условий для вступления в них МИПпромышленности – это важное направление экономической политики государства,которая должна быть ориентирована не только на поддержку отдельных малыхпредприятий, но и стимулирование развития сетей «высоких технологий»,объединяющих субъекты различных размерных классов и видов деятельности.
В целях расширения малого инновационного предпринимательства встране и активизации деятельности МИП необходимо: принять федеральную целевуюпрограмму по развитию инновационных кластеров, интегрировать мероприятия пореализации кластерных проектов в федеральные и региональные программы развитиямалого предпринимательства, обеспечить согласование в деятельности институтовподдержки малых инновационных предприятий промышленности как по горизонтали в рамкахмежотраслевого взаимодействия, так и по вертикали между органами исполнительнойвласти на всех уровнях. Представляется важным реализация организационных иметодических мероприятий, обеспечивающих упрощение входа МИП в кластерныеинновационные сети, создание информационной поддержки малых инновационныхпредприятий промышленности и формирование консультационного центра по вопросамсотрудничества производственных предприятий разных размерных классов,организаций науки и образования, органов власти, действующих в рамках кластера.
Финансовую поддержку деятельности МИП промышленности в рамкахкластеров целесообразно осуществлять на условиях государственно-частногопартнерства и привлекать к этому процессу не только средства федеральногобюджета, региональных и местных бюджетов на условиях долевого финансирования,но и венчурных фондов, крупных компаний, коммерческих банков. Необходимопредусмотреть формирование фандрайзинговых структур, отвечающих за привлечениеи эффективное распределение финансовых ресурсов на реализацию инновационныхпроектов.
Представляется важным внедрение системы гарантированиякредитов, получаемых субъектами инновационных кластеров, развитие кредитнойкооперации и страхования.
В рамках организации подготовки кадров по вопросам функционированиякластерных сетей высоких технологий необходимо предусмотреть обучение представителейкраевых, районных и муниципальных администраций, профессиональных ибизнес-сообществ, руководства научно-исследовательских институтов, ВУЗов, крупныхи малых предприятий промышленности и организаций социального сектора экономикиосновам деятельностиинновационных кластеров, а также реализацию информационно-просветительскихмероприятий, обеспечивающих популяризацию предпринимательства в молодежнойсреде.

Заключение
Чтобы обеспечитьконкурентную устойчивость, поддержку и защиту интересов малых предприятийРоссии во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), рост их экспортногопотенциала и повышение доли наукоемкой продукции в объеме экспорта необходима,комплексная система мер государственной поддержки экспорта малых предприятий,которая должна предусматривать: реализацию программы по подготовке предпринимателей к выходу на внешниерынки; предоставление специального пакета помощи малым инновационнымпредприятиям в лицензировании продукции по международным стандартам, вкредитовании экспортной деятельности при условии гарантирования государствомвозврата займов, в обеспечении страхования политических, коммерческих,финансовых и других рисков, связанных с ВЭД, в организацииинформационно-консультационной поддержки экспортеров; содействие в проведениивыставок и ярмарок инновационной продукции, организации рекламы и поискепартнеров за рубежом; совершенствование инновационно-технологическойинфраструктуры; формирование условий по повышению конкурентоспособностиотечественной продукции на международных рынках.
Данные направления государственной поддержки малыхинновационных предприятий промышленности России позволят повысить экспортныйпотенциал этих субъектов хозяйствования и обеспечить высокую эффективность ихвнешнеэкономической деятельности.
Таким образом,государство и рынок должны содействовать расширению деятельности инновационногосектора экономики, обеспечить проведение эффективной национальной промышленнойполитики, стимулировать инновационную активность малых производственныхпредприятий, что, в свою очередь, будет способствовать инновационному прогрессуобщества в целом./>
Список использованной литературы
1.        Шулятьева Н.А.Малый бизнес в условиях рынка. Ж. «Деньги и кредит», 1992, N 1
2.        Афанасьев В.Малый бизнес: проблемы становления." Российский экономическийжурнал", 1993
3.        Мягков П.,Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна.
4.        «Российскийэкономический журнал», 1993
5.        Шахмалов Ф. Малоепредпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания. Ж.«Вопросы экономики», 1993
6.        Разумнова И.Мелкие предприятия в промышленности США. Ж. «Проблемы теории и практикиуправления», 1990
7.        Оноприенко В.И.«Малые предприятия: Опыт, проблемы» М.: Профиздат, 1991
8.        Певзнер А.Г.«Новое о малых предприятиях» М.: АО «Факт», выпуск 2, 1990
9.        Серегин А.С.«Эффективность малого бизнеса». М.: Экономика, 1990
10.      Новости МалогоБизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.11.98
11.     Лапуста М.Г.,Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Требования к качеству мясных блюд, условия и сроки их хранения.
Реферат Структура и основные проблемы книги Самуэльсона "Экономикс"
Реферат Функціонування системи планування на підприємстві
Реферат Новые словообразовательные гнезда c вершиной-неологизмом со значением лица
Реферат Breast Reconstruction Essay Research Paper Postmastectomy breast
Реферат Информационно-аналитическая система "Аптека"
Реферат Лимбург герцогство
Реферат Оки Такато
Реферат Использование активного ила в качестве удобрения сельскохозяйственных культур в условиях радиоактивного
Реферат Сбор и подготовка попутного газа на Барсуковском месторождении
Реферат Салфетки
Реферат Spare time
Реферат Графические возможности программирования в курсе информатики
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту розпорядження голови Сумської обласної державної адміністрації "Про затвердження Правил використання та охорони земель сільськогосподарського призначення в Сумській області"
Реферат Gun Control Essay Research Paper Gun EssayShould