Реферат по предмету "Экономика"


Материалы по теме Теория общественного выбора. Группы специальных интересов

Группы специальныхинтересов и погоня за рентой
Те, для когохарактерны интенсивные однородные предпо­чтения, естественным образомобъединяются в группы. Для каж­дой из таких групп одобрение поддерживаемого еюрешения пред­ставляет собой коллективное благо. Как уже было показано, добро­вольноеучастие в усилиях, необходимых для достижения резуль­тата, тем вероятнее, чемкомпактнее и стабильнее группа и чем выше ее способность поощрять своихучастников. Чем значи­тельнее безработица, тем труднее ожидать сплоченности отвсех безработных, а объединение всех налогоплательщиков для систе­матическогопроведения акций в пользу общего снижения нало­гов гораздо менее вероятно, чемнастойчивые скоординирован­ные действия узкой группы лиц или организаций,добивающихся для себя специальных налоговых льгот.
Небольшие поразмерам группы, отстаивающие специальные интересы, имеют еще однопреимущество. Такой группе легче добиться согласия на предоставление ейпривилегии или льготы, поскольку связанные с этим затраты почти не ощутимы длядру­гих граждан. Ведь выгоды от реализации специального интересаконцентрируются внутри группы, а издержки распределяются вовсемсообществе. Следует иметь в виду, что выгоды в данном слу­чае необязательно являются денежными. Однако улучшение по­ложения индивида или группыудобно представить как увеличе­ние денежных доходов, эквивалентное темприращениям соот­ветствующих функций полезности, которые фактически имелиместо.
Коль скоро, влияяна механизм голосования, группа добива­ется смешения исхода в свою пользу, этоможно считать перерас­пределительным процессом. Очевидно, что, чем меньшегруппа, тем большие выгоды способен получить каждый из ее членов, обложивостальных граждан едва заметной «данью».
Допустим, нектодобивается льготы в размере 50% налога, обосновывая свое требованиеобщественной значимостью выпол­няемых им функций. Если критерии значимостисформулирова­ны четко и ясно, причем на их основании льготу предполагаетсяпредоставить, например, 10% всех налогоплательщиков, осталь­ные вряд ли проявятбезразличие при решении данного вопроса, поскольку для них это будет означатьосязаемое перераспределе­ние налогового бремени. Но если критерии не соченьясны, носят специальный характер, а главное, под них подпадают, во всякомслучае на первый взгляд, всего 0,01% налогоплательщиков, мож­но ожидатьрационального неведения. В этом случае те, кто пре­тендуют на льготу, действуяв качестве организованной группы специальных интересов, вероятно, смогутдобиться решения в свою пользу, особенно когда их предложения «упакованы» вдостаточ­но многоаспектный «пакет», в целом привлекательный для боль­шинстваголосующих.                     
Если у несколькихнебольших групп специальных интересов наиболее интенсивные предпочтениярасположены на разных шкалах (то есть непосредственно не сталкиваются), ониспособ­ны к эффективным совместным действиям. Ведь каждая из групп, вообщеговоря, заинтересована в увеличении «пакета», а вместе они могут затратитьбольше усилий и средств,.чтобы обеспечить его одобрение. Такой коалицииактивных групп интересов, мо­жет быть, даже легче сместить коллективное решениесразу по нескольким шкалам, чем по одной.
Собственнаяактивность и рациональное неведение осталь­ных дают группе интересов шансповлиять на коллективное ре­шение, даже если оно принимается вне «пакета»(например, если бы предоставление льготы членам данной группы стало предме­томособого референдума). При наличии «пакета» этот шанс уве­личивается. Когда жеданная группа, взаимодействуя с другими: сама участвует в формировании«пакетов», решения могут был очень далеки от тех, которые получили бы поддержкумедианных избирателей при поэлементном рассмотрении вопросов и отсут­ствиипропаганды, обмена голосами и т. п.
Группы интересовзачастую концентрируют свои усилия на формировании нужной им позиции не столькосамих избирате­лей, сколько органов власти Это достигается за счет лоббирова­нияЕсли оставить в стороне явные злоупотребления, смысл лоб­бирования состоит втом, чтобы разъяснять властям позицию со­ответствующей группы и приводитьаргументы в ее защиту
Дело в том, чтополитические деятели и государственные слу­жащие не могут быть одинаковознакомы со всеми аспектами решаемых ими проблем Более того, им, как иизбирателям, свой­ственно рациональное неведение Так, если член парламента из­бранпреимущественно голосами сельских жителей, заинтересо­ван главным образом в ихподдержке и занимается прежде всего аграрными вопросами, то, участвуя вголосовании, например, по поправкам к закону об авторском праве, он вряд листанет де­тально изучать историю вопроса, преимущества и недостатки воз­можныхвариантов решения и т.д. В результате парламентарии будет скорее всегоподвержен влиянию лоббистов Если это вли­яние не выходит за рамкираспространения адекватной, пусть и односторонней, информации, оно менееопасно, чем, например, обмен голосами Впрочем, одно не исключает другого, алобби­рование не всегда укладывается в такие рамки
Коль скоролоббирование получает распространение, оно ста­новится сферой конкуренциигрупп, которые отстаивают несо­впадающие, порой противоположные интересы Каждаяиз групп вынуждена противопоставлять свои аргументы и методы влияния аргументами акциям соперников В принципе разнонаправленных воздействия могутуравновешиваться Но различия в актив­ности и сплоченности групп специальныхинтересов а главное, в их ресурсных возможностях способны порождать заметныесме­щения позиций органов власти
Конкуренция группинтересов за влияние на властные струк­туры связана со значительными издержкамиТак численность одних лишь официально зарегистрированных лоббистов при СенатеСША, составляющая в 1960 г 365, увеличилась к 1992 г до 40 тыс. (правда,фактически действовавших лоббистов было 7,6 тыс.) Только по вопросам, имевшимнепосредственное отно­шение к здравоохранению, лоббированием занимались в СШАболее 700 организованных групп
Расходованиересурсов с целью получить отгосударства ис­ключительные права и преимущества, приносящие их обладателямвыгоды за счет других членов общества принято называть погоней за рентой
Если напримергосударство наделяет только одно предпри­ятие привилегией производить какойлибо товар поставлять его армии или осуществлять его импорт это предприятиепревраща­ется с помощью государства в получателя монопольного дохода Нопоскольку претендентов на привилегию бывает много, между ними завязываетсяборьба за влияние на государственные орга­ны Даже если эта борьба ведется вформах, не противоречащих законам и морали она связана с затратами налоббирование, рек­ламу участие в политических кампаниях и т.д. При острой кон­куренциикаждый из претендентов реально рассчитывающих на победу, склонен увеличиватьэти затраты до тех пор, пока они не становятся сопоставимыми с потенциальнымвыигрышем В ито­ге не только эффект монополии как таковой но и издержки борьбымежду потенциальными монополистами по большей части пере­кладываются напотребителей товаров и услуг
Степень влияниягрупп специальных интересов, масштабы и формы их деятельности могутлимитироваться политической куль­турой общества и эффективным функционированиемдемокра­тических институтов Вместе с тем реальная оценка конфигура­ции этихгрупп и их коалиции нередко помогает понять конкрет­ные изъяны государства иобнаружить резервы улучшения ситуа­ции в общественном секторе.
Якобсон Л.И.Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов:Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 1996. – 319 с. – ISBN5-7567-0061-7
Коалицииорганизованных интереса
Вроде бысамоочевидно, что большинство всегда вправе решать, что справедливо и что нет.И обычное мнение склоняется к тому, что большинство всегда право.
Парламент избираетсябольшинством голосов избирателей, ре­шения в нем принимаются большинствомголосов депутатов, и тем не менее далеко не всегда эти решения отвечаютинтересам боль­шинства населения.
В 1906 г.британский парламент принял закон, освободивший профсоюзы от ответственности залюбые их (мирные) действия. Этот закон имел далеко идущие и весьма прискорбныедля британ­ской экономики последствия, от которых удалось избавиться (и то невполне) лишь правительству М. Тэтчер в 70-х гг. Между тем закон 1906 г. был принятв обстановке, когда против него было парламент­ское большинство: всеконсервативные депутаты (тори) и часть ли­бералов (вигов). Однакоприсутствовавшее на заседании большинст­во либералов сговорились с маленькойтогда фракцией лейбористов — и билль прошел. В результате экономикаВеликобритании надол­го оказалась пораженной тем, что стали называть «английскойбо­лезнью»: неумеренный рост зарплаты, массовая безработица, ростправительственных расходов, высокие налоги, инфляция, вялое про­изводство, расстройствоторговли и пр. Едва ли все это отвечало ин­тересам большинства населениястраны.
На таком примереХайек поясняет свою мысль о том, чтокоа­лиции организованных интересов— определенные группы, сравнительно небольшие по численности, но хорошо организован­ные,— могут навязывать свою волю большинству населения, исполь­зуя вполне законныедемократические методы.
Парламент иправительство всегда находятся под воздействием тех или иных групп давления (ихеще часто называют лобби), вы­ражающих организованный интерес различных группнаселения. В числе последних могут быть, например, профсоюзы, ассоциации вра­чей,союзы промышленников, какой-нибудь «аграрный союз», воен­но-промышленныйкомплекс, академия наук и т.д. и т.п. Началом этого служат предвыборныеобещания дать то-то и то-то тем-то и тем-то. Мотивом подобных обещаний являетсяне общественная польза, а желание получить необходимое количество голосов на вы­борах.Такие обещания суть не что иное, как средство покупки го­лосов.
Целью группдавления является получение каких-то привилегий для своей коалиции по отношениюк остальной массе населения. Привилегии могут быть двоякого рода: по доходамили по ресурсам. В первом случае речь идет либо о налоговых льготах, либо овыделе­нии дотаций из госбюджета, либо о повышении заработной платы. Во второмслучае речь идет либо о льготном (т.е. повышенном) снаб­жении какими-торесурсами, либо о выделении дополнительных ас­сигнований на инвестиции. Иногдацелью группы давления являют­ся пониженные цены на приобретение чего-то илинадбавки к це­нам на услуги этих групп. Во всех случаях группы добиваются пере­распределенияденежных и материальных ресурсов общества — ка­ждая группа в свою пользу и,следовательно, за счет других. Иногда две группы могут сговориться о согласованныхдействиях. Взаимная поддержка требований, при которой каждый получит свое,достига­ется за счет какой-то третьей группы, с которой, естественно, не советуются.«Все еще сохраняется представление, что согласие боль­шинства само по себедоказывает справедливость решения, хотя группы, составляющие большинство,обыкновенно рассматривают свое согласие лишь как плату за получение привилегии».
О методахдавления Хайек почти не пишет, но они и так извест­ны. Это манипулированиеголосами избирателей и депутатов, угро­зы забастовок, подкуп и пр.
«Практикапоказала, — говорит Хайек, — что мы, сами того не желая, создали машину,позволяющую именем гипотетического большинства санкционировать меры, вовсе неугодные большинству, наоборот, такие, которые большинство населения, скореевсего, от­вергло бы; и эта машина выдает решения, не только не отвечающиеничьим желаниям, но и попросту неприемлемые в их совокупности для всякогоздравомыслящего человека в силу присущей им проти­воречивости».
Хорошо известно,что сумма обещанного нередко превосходит возможности народного хозяйства. Вотношении ассигнований это ведет к хроническому дефициту госбюджета, т.е.инфляционной эмиссии денег. Но подчас дело обстоит еще абсурднее. Например, дляодной группы принимается решение обеспечить ей получение дополнительногоколичества каких-то товаров, а другая группа про­таскивает решение,затрудняющее импорт тех же товаров. Решение о замораживании иен на продукциюкакой-то отрасли, принятое под давлением потребителей этой продукции, можетприниматься параллельно с решением об увеличении зарплаты в той же отрасли. Итому подобное.
Часто те или иныегруппы преследуют цель ограничить конку­ренцию в свою пользу. Для иных группхарактерно стремление ма­ксимально затруднить вступление в них новых членов.Если они за­пишут такое в свой устав, они рискуют попасть под антимонополь­ноезаконодательство. Но другое дело, если они добьются нужного им решения назаконодательном уровне. К подобным группам от­носятся как профессиональныесоюзы и ассоциации, так и объеди­нения каких-нибудь производителей.
Майбурд Е.М.Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело,Вита-Пресс, 1996.- 544 с. — ISBN 5-7749-0001-0
СИЛА ГРУПП СО СПЕЦИАЛЬНЫМИИНТЕРЕСАМИ
Как группы соспециальными интересами могут реализовать свою силу? Кажется, существуют покрайней мере три механизма. Во-первых, мы отметили ранее, что люди имеют малостимулов голосовать или становиться информированными по вопросам голосования.Группы со специальными интересами могут стремиться понизить издержкиголосования и приобретения информации, особенно для тех избирателей, которыевероятнее всего их поддержат. Они осуществляют это, делая информацию легко доступной(конечно, ту информацию, которая совпадает с их собственной точкой зрения), ичасто прямо помогают в обеспечении транспортом, заботе о детях и т.д. в деньголосования.
Во-вторых, мыотметили трудность получения политиками информации о предпочтениях ихизбирателей. Не существует такого же Простого механизма выявления спроса наобщественные блага, какой существует для частных благ. Группы со специальнымиинтересами стремятся их обеспечить такой информацией. Политикам может нехватить технической информации, требуемой для принятия квалифицированныхполитических решений, например, они могут не знать о последствиях импортадешевой зарубежной стали. Группы со специальными интере­сами имеютпервоисточник информации, и именно через обеспечение информацией они реализуютсвое влияние.
Третий механизмзаключается в прямом и косвенном подкупе политиков. Прямой подкуп встречаетсянечасто, по крайней мере в большинстве случаев отправления правосудия в США.(Вероятнее всего, это связано не столько с пуританизмом наших политиков,сколько с издержками по выявлению подобных случаев.) Но косвенный подкуп тожеважен: группы со специальными интересами обеспечивают поддержку в финансовой ив других формах тех политиков, которые поддерживают их интересы. К тому же этоважно потому, что избиратели должны быть информированными о занимаемыхкандидатами позициях, и обеспечение избирателей такой информацией требуетзатрат. Избиратели должны быть убеждены, что выгоды от голосования возместятбеспокойство, связанное с участием в голосовании, а их частные издержки должныбыть сокращены благодаря обеспечению содействия в их движении к избира­тельнымурнам. Мы ранее предполагали, что можно объяснять поведение политиков ихстремлением сохранять свое место: они увеличивают вероятность повторногоизбрания, максимизируя число людей, которые, вероятно, проголосуют за них.Политики добиваются информации о том, как их позиция в отдельных вопросахвлияет на число людей, которые в настоящее время будут голосовать за них как зареальную альтернативу другим кандидатам Они должны учитывать все возможностидля этого, включая увеличивающуюся возможность прямого диалога с избирателями,помощь в установлении которого обеспечивают группы со специальными интересами.
Стиглиц Дж. Ю.Экономика государственного сектора/Пер. с англ. – М.:Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 1997. – 720 с.
Россия вошла в Большую шестеркустран с самой развитой теневой экономикой
Группаэкономистов во главе с профессором Фридрихом Шнайдером из Университета ИоганнаКеплера в Линце (Австрия) опубликовала исследова­ние, посвященное объемамтеневой экономики в 76 развитых и развиваю­щихся странах мира. По подсчетам ис­следователей,годовой оборот черного нала в мире составляет $9 трлн. Среди стран абсолютнымливером по объему теневой экономики стала Нигерия. Россия занимает почетноешестое место.
 CоставленныйФридрихом Шнайдером рейтинг стран показывает, какой процент экономикигосударства приходится на те­невой сектор. Под теневой.экономикойисследователи понимали как официально не зарегистрированные доходы от легаль­ногобизнеса, так и прибыли от запрещен­ных законом видов деятельности (напри­мер,от торговли наркотиками, проститу­ции и т. д.). Подсчеты в первую очередьбазировались на оценке такого показате­ля, как «излишки» наличной валюты в де­нежномобороте по сравнению с цифра­ми официальной статистики. Для развива­ющихсястран, где наличные деньги чаще используются в легальной экономике, Шнайдерприменял и другие методы оценки. Например, учитывалось «излиш­нее» потреблениеэлектричества (необхо­димого для производства официально не учитываемыхтоваров).
По оценкеисследователей, в промышленно развитых странах «в тень» уходит в среднем 15%официально.называемого объема валового национального продукта, а вразвивающихся — в среднем около 33%. С учетом этих цифр из официальногомирового ВНП, оцениваемого Международ­ным валютным фондом в $39 трлн, на долютеневиков приходится $9 трлн. Мировая те­невая экономика сопоставима по объемамс официальной экономикой США.
В «СоединенныхШтатах Теневиков» ве­дущим «штатом» является Нигерия. В этой стране около 77%денег находится «в те­ни». От Нигерии немного отстают Таиланд и Египет, где надолю теневиков приходит­ся около 70% ВНП. Нигерия известна свои­ми финансовымимошенниками, Таи­ланд — проституцией и наркотиками. Егип­тяне умудряютсяпрактически не платить налогов от доходов с туристического бизне­са. Следующаягруппа стран, где теневая и официальная экономика практически рав­ны, Филиппиныи Мексика. На шестом месте в рейтинге стоит Россия. По оценке профессора Шнайдера,на долю российских теневиков приходится около 40% ВНП страны. России немного ус­тупаютМалайзия и Южная Корея.
Российскиеофициальные оценки, кото­рые дает Госкомстат, скромнее. Они не вы­ходят зарамки130% ВВП. Но тем не менее русское ноу-хау применительно к теневойэкономике существует. В Т997году, если верить статистике в России случилсяэкономический рост. Был он, правда, более чем скромным— 0,8%, но самоелюбопытное не в этом. Рост был достигнут просто — на 2%, с 25 до 27%, былаувеличена доля теневой экономики. Это значит, что Госкомстат всегда в состоянии«сделать красиво». Прав­да, жизнь россиян от этого не улучшится
Среди промышленноразвитых стран не­легальный бизнес.сильнее всего развит Италии, Испании,Бельгии Экономисты объясняют это тем, что в этих странах очень высокоеналоговое бремя и слишком жесткое налоговое законодатель­ство и у бизнесменоввозникает естествен­ное желание спрятать доходы. Наименее развита теневаяэкономика в Швейцарии, Японии и США, но и там на ее долю прихо­дится около 10%ВНП.
Исследователитакже попытались оце­нить, какая доля работоспособного населе­ния в развитыхстранах вовлечена в теневую экономику (официально не зарегистриро­ванныерабочие, нелегальные иммигранты, незарегистрированное второе место рабо­ты).Выяснилось, что по этому показателю опять лидируют итальянцы— каждый вто­ройжитель страны занят в теневой экономи­ке. В ФРГ нелегально зарабатывают только22% трудоспособного населения, в других промышленно развитых странах этотпоказа­тель еще меньше. В России, каково многих развивающихся странах, точноечисло тене­виков не подсчитано, утверждается лишь, что это большая частьнаселения страны.
«Коммерсантъ»№156 Вторник, 31 августа 1999 года.
Какпобедить олигархию
 
Согласно недавнимсообщениям инфор­мационных агентств, Россия и Украина ухе несколько лет делятпоследние места в международном рейтинге конкурентоспособ­ности, которыйрегулярно составляется для 59 развитых и наиболее значимых развивающихсягосударств. Конкурентоспособность страны на мировом рынке это лишь обобщеннаяоценка конкурентоспособности ее предприятий, прежде всего крупных. Так что жене так с рос­сийским крупным бизнесом?
Чтобы выжить вусловиях конкуренции в нормальной рыночной экономике, любое предприятие должноснижать издержки, совер­шенствовать технологию, предлагать покупате­лям новыевиды товаров и услуг. Иными слова­ми, вкладываться в развитие. В России же длякрупного бизнеса есть альтернативный путь: можно вкладываться не в развитие, ав контак­ты с властью, смягчая себе тем самым бюджет­ные ограничения. Поэтому втечение последне­го десятилетия у нас сосуществовали две пред­принимательскиестратегии. Первая сводилась к максимальному дистанцированию от госу­дарства,когда бизнес сам решал свои пробле­мы и сам должен был выживать в борьбе с кон­курентами.Вторая же стратегия предполагала тесную интеграцию с государством в лице егоконкретных представителей в госаппарате или в структурах законодательнойвласти, которые лучше всяких криминальных «крыш» выступа­ли защитой и опоройдля соответствующего бизнеса в конкурентной борьбе. Вплоть до ав­густа 1998года эта вторая стратегия оказыва­лась в целом более успешной.
Фундаментальнойпричиной такого положе­ния вещей было то, что в России конкретные чиновники иполитики обладали способностью поворачивать в нужную для коммерческих структурсторону потоки финансовых ресур­сов, перераспределяемых государством. При этомхарактерно, что размер вознаграждения соответствующих чиновников или политиковвсегда был весьма скромным по сравнению с масштабами поворачиваемых при ихсодей­ствии потоков. Тем самым инвестиции в отно­шения с властью оказывалисьмногократно эф­фективнее инвестиций в реальный бизнес.
В августе 1998года мыльный пузырь финан­сового благополучия «новорусского» капита­лизмалопнул. В высшем эшелоне отечествен­ного бизнеса первыми на грани банкротстваоказались именно те, кто делал ставку исключи­тельно или преимущественно навторую страте­гию. Им на смену сегодня приходят структуры, которые вкладывалисьв развитие (подчас прос­то в силу того, что у них не было достаточного доступак бюджетным «кормушкам»). Благода­ря этому они лучше пережили кризис. Но сегод­няэти структуры, получившие новые возмож­ности и вышедшие на новый для себяуровень бизнеса, вновь оказываются перед искушением поиграть в игры с властью.Нравы же людей, си­дящих во власти, остаются прежними.
Можно упереться,проигнорировать «дру­жеские объятия» госаппарата и продолжать вкладыватьсяисключительно в развитие своего бизнеса, но точно предсказать момент наступ­ленияочередного очистительного кризиса пока трудно. Его можно просто не дождаться. Ипо­этому, несмотря на все разговоры о слабости российской власти, бизнес играли будет играть по тем правилам, которые устанавливает для него эта власть.
Сказанное вомногом касается и самого гос­аппарата. Поднимаясь вверх по служебной лестнице,чиновники оказываются вынуждены все больше приспосабливаться к действующимправилам игры. Здесь начинает работать свое­образный «негативный отбор».
Таким образом,как это ни печально, проб­лема неконкурентоспособности российского капитализмавновь упирается в политику и в политиков, поскольку лишь на этом уровне можно изменитьсложившийся механизм взаимоотношений бизнеса и власти. Кто и как может этосделать?
Политика тожебольшой бизнес. Так или иначе политики обеспечивают себе не только славу ипочет, но и материальное благосостоя­ние. Есть, однако, большая разница в том,как это происходит в России и в странах с нормаль­ной рыночной демократией.
В цивилизованномобществе пребывание в публичной политике связано с многочисленны­миограничениями (благодаря наличию незави­симых СМИ и адекватному раскрытию инфор­мации),и в материальном смысле оправдано только в долгосрочном периоде. Если всплыва­ютфакты личного обогащения, политики сами уходят в отставку — навсегда.Существенным следствием таких «политических обычаев» яв­ляется относительновысокая степень доверия к власти и благодаря этому относительная неза­висимостьпоследней от бизнеса.
В России этотмеханизм не работает. Мы дав­но привыкли к «чемоданам компромата» и к то­му,что никто в отставку сам не уходит, а напро­тив, стремится получить отобладания властью все и сегодня.
Проблема в том,что из действующих серьез­ных политических сил никто, ни левые, ни пра­вые, нигубернаторы из «Отечества» — «Всей России», не пойдут на реальное изменение вза­имоотношенийбизнеса и власти. Поскольку все они в той или иной мере были участниками«старой игры» и уже не смогут просто так вый­ти из нее. Коллеги не дадут.
Изменить жечто-то могли бы только новые люди. Которые опирались бы на новыйнеаффилированный бизнес, поддерживающий этих политиков не ради прямыхкраткосрочных выгод для самого себя, а ради выстраивания новых цивилизованныхправил игры. Скажете утопия? Быть может. Но ведь Россия всегда бы­ла странойчудес.
АндрейЯковлев.«Эксперт» №32, 30 августа 1999 г.
Oligarchy– a form of government in which a small group of people hold all the power
Mafia– a group of people who have or are thought to have secret influence in society
 
Oxford dictionary, 1995
 
Карман лоббиста надёжнейплеча друга
 
Лоббированиеэкономических интересов через политические структуры происходит как на макро- (призедентско- правительственном), так и на микроуровнях (директорат — правительство) Особеннонаглядно это проявляется применительно к госсекто­ру, где роль политики (госу­дарства)существенно выше.
Даже послезавершения при­ватизации государство остается крупнейшим собственни­ком. Ононепосредственно владеет 110 200 государственными унитарными, федеральными казеннымипредприятиями и учреждениями (в том числе более 36 тыс. находится в федеральнойсобственности), явля­ется собственником контрольных пакетов акций более чем 2тыс. акционерных обществ. В его собственности находится 337 млн. кв. м нежилыхпоме­щений. Однако доходы от этого имущества незначительны. Реально имраспоряжаются ру­ководители тех коммерческих организаций, в чьем хозяйст­венномведении и оперативном управлении оно находится. Эти руководители мало контроли­руютсягосударством.
Приватизация врешающей части была проведена силами директората и в его интересах. Этообстоятельство нашло отражение в действующем зако­нодательстве. Недаром Феде­ральныйзакон «Об акционер­ных обществах» называют «променеджерским». Он далбеспрецедентную власть еди­ноличному исполнительному органу по распоряжению иму­ществомкоммерческой орга­низации. Генеральный дирек­тор оказался не наемным ме­неджером,исполняющим волю акционеров, а «богом, царем и воинским начальником». Он можетпрактически бесконт­рольно распоряжаться имуще­ством общества, совершая лю­быесделки. Слабым ограниче­нием являются запутанные и трудноприменяемые нормы окрупных сделках  и сделках с заинтересованностью.
Например, бывшийгендиректор АО «Красноярскэнерго» по своему личному усмотре­нию продал более 15процен­тов акций Красноярской ГЭС, тем самым размыв контроль­ный пакет акций,контролируе­мый государством в этой круп­нейшей энергетической компа­нии. Такиедействия стали воз­можны в результате непро­фессионализма чиновниковМинтопэнерго и Мингосиму­щества, утвердивших непроду­манный устав АО«Красноярск­энерго», который не содержал ограничений полномочий еди­ноличногоисполнительного органа по распоряжению иму­ществом общества, в частно­сти поотчуждению ценных бу­маг, внесенных государством в уставный капитал компании…
 
Гулшецкий А «Экономикаи жизнь» №23 Июнь 1999


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.