Реферат по предмету "Экономика"


Кредиты 3

--PAGE_BREAK--
В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов тенге к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок рефинансирования Национального банка.

Выпуск долгосрочных государственных облигаций осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год и более. Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.
1.5. Виды государственного долга.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внешний государственный долг — это составная часть государственного долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:

•             отношение валового внешнего долга к ВВП (менее 48% — низкая; 48-80% — умеренная задолженность);

•             отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 132% — низкая; 132-220% — умеренная);

•             отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг (менее 12% — низкая; 12-20% — умеренная).

По сути, наличие внешнего долга предполагает, что передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.

                Основными кредиторами внешнего долга, как правило, являются:

•             другие государства;

•             международные финансовые организации (такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.);

•             Частные фонды – нерезиденты.

                Внутренний государственный долг — это составная часть государственного долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами.  Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны, как правило, имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Государственный долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития.

Внутренний государственный долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего государственного долга:

1)            погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества;

2)            для уменьшения долга государство может увеличивать налоги, что может привести к макроэкономическим последствиям, таким как уменьшение инвестиций.

3)            действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны.

Основными кредиторами внутреннего долга, как правило, являются:

•             население;

•             корпорации;

•             банки;

•             другие финансовые и кредитные учреждения.

Глава 2. Государственный кредит и государственный долг Республики Казахстан.
2.1. Понятие государственного кредита, долга Республики Казахстан.
На современном этапе немалое значение имеет государственный кредит. Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства.

Переход Казахстана к рыночной экономике, повышение эффективности ее функционирования, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.

В соответствии с Законом «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» государственный долг – сумма правительственного долга, долга Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов на определенную дату. Таким образом, государственный долг в Республике Казахстан состоит из трех составляющих:

1.            Правительственный долг;

2.            Долг Национального Банка Республики Казахстан;

3.            Долги местных исполнительных органов на определенную дату.

См. приложение таблица №2. «Государственный и гарантированный государством долг Республики Казахстан по состоянию на 1 января 2009 года».
2.2. Правительственный долг.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» правительственный долг — сумма полученных и непогашенных правительственных кредитов, а также отнесенных законодательными актами на правительственный долг долговых обязательств на определенную дату. При этом Закон Республики Казахстан «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» — т.е. это планируемая в республиканском бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных правительственных займов, которую не должен превышать фактический долг Правительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Таким образом, этот лимит устанавливается Законом о республиканском бюджете на соответствующий год, кроме него там также установлены объемы средств, направляемых на обслуживание правительственного долга.

Лимит правительственного долга на 31 декабря 2009 года предлагается установить в размере 1 трлн 577 млрд тенге. «Данный показатель складывается из объемов накопленного долга, прогнозируемых потоков внутреннего и внешнего заимствования правительством за вычетом объемов погашения правительственного долга с учетом прогнозного курса тенге на конец 2009 года», — уточняется в законопроекте «О республиканском бюджете на 2009 — 2011 годы».

 

2.3. Долг Национального Банка Республики Казахстан.
Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита правительственного долга» дано определение долга Национального Банка Республики Казахстан, это – сумма полученных и непогашенных Национальным Банком Республики Казахстан государственных займов, а также отнесенных законодательными актами на долг Национального Банка Республики Казахстан долговых обязательств на определенную дату. В этом же законе также дано определение «лимита внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан», это – планируемая фиксированная сумма полученных и непогашенных внешних займов Национального Банка Республики Казахстан, которую не должен превышать фактический внешний долг Национального Банка Республики Казахстан на заданную дату (на конец финансового года). Лимит внешнего долга Национального Банка Республики Казахстан устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным Банком программных займов от международных финансовых организаций. Золотовалютные активы Национального Банка Казахстана создаются и используются для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге и состоят из:

•             аффинированного золота;

•             валютных ценностей, хранящихся в Национальном Банке Казахстана;

•             простых и переводных векселей в иностранной валюте;

•             ценных бумаг, выпущенных и гарантированных иностранными правительствами или международными финансовыми организациями;

•             других внешних активов, деноминированных в иностранной валюте, при условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов.

Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение. Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:

•             покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла;

•             покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан;

•             поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых им кредитов в иностранной валюте;

•             поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы;

•             кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов;

•             поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке Казахстана.

Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем:

•             продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно-кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке;

•             осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга Национального банка Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Казахстана;

•             продажи иностранной валюты для приобретения другой иностранной валюты;

•             возврата основной суммы и вознаграждения (интереса) по кредитам, полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплат комиссионных и других сопутствующих им расходов;

•             списания убыточных золотовалютных активов за счет сформированных провизий (резервов).

Отдельно хотелось бы отметить, что в настоящее время Республика Казахстан является членом следующих международных финансовых организациях:

1)            Международный валютный фонд (МВФ);

2)            Международный банк реконструкции и развития (МБРР);

3)            Международная финансовая корпорация (МФК);

4)            Международная ассоциация развития (МАР);

5)            Многостороннее агентство гарантии инвестиций (МАГИ);

6)            Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

7)            Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

8)            Азиатский банк развития (АБР);

9)            Исламский банк развития (ИБР).

Республика Казахстан является государством-участником статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР со всеми поправками, Учредительного договора ИБР, Конвенции об учреждении МАГИ и Конвенции об урегулировании споров в области инвестиций между государствами и гражданами других государств, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР и приняла положения и условия резолюции соответственно Совета управляющих МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР относительно членства Республики Казахстан в этих международных организациях. В соответствии с Законом «О членстве Республики Казахстан в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантии инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, Европейском банке реконструкции и развития, Азиатском банке развития, Исламском банке развития» Национальный Банк Республики Казахстан: 

•             уполномочен привлекать средства МВФ в форме их покупки, а также обеспечивать выплату от имени Республики Казахстан МВФ сумм согласно условиям и положениям резолюций, относящихся к членству Республики Казахстан в МВФ, и Статей соглашения МВФ, а также осуществлять платежи в связи с участием Республики Казахстан в деятельности Департамента специальных прав заимствования МВФ.

•             по согласованию с Правительством РК, вправе привлекать займы от других международных организаций, определять финансовые условия привлечения займов и самостоятельно заключать соглашения по таким займам.

•             уполномочен в соответствии со Статьями соглашения МВФ выпускать любые непередаваемые долговые обязательства без вознаграждения, которые могут быть необходимы или соответствовать членству Республики Казахстан в МВФ.

•             Выступает в качестве финансового органа Республики Казахстан согласно требованиям статьи V раздела 1 Статей соглашения МВФ,

•             Уполномочен выполнять от имени Республики Казахстан все операции и сделки, предусмотренные положениями Статей соглашения МВФ.

•             Назначается в качестве депозитария всех авуаров1 в национальной валюте Республики Казахстан, а также других активов МВФ, МБРР, МФК, МАР, МАГИ, ЕБРР, АБР, ИБР, согласно соответствующим статьям соглашений, соглашениям об учреждении, конвенциям или Учредительному договору.

•             Осуществляет переводы сумм, подлежащих выплате Республикой Казахстан или Республике Казахстан при осуществлении операций и сделок, предусмотренных положениями статей соглашений МВФ, МБРР, МФК, МАР, Конвенции об учреждении МАГИ, соглашений об учреждении ЕБРР, АБР, Учредительного договора ИБР.

•             Совместно с Правительством Республики Казахстан предпринимает необходимые меры по вопросам, возникающим при выполнении обязательств Республики Казахстан.
2.4. Государственный долг местных исполнительных органов Республики Казахстан.
В соответствии с Законом «О бюджетной системе» долг местного исполнительного органа – это сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа, а также отнесенных решениями местного представительного органа на долг местного исполнительного органа долговых обязательств на определенную дату. Точно также как в случае с Правительством и Национальным Банком Республики Казахстан Законом «О государственном заимствовании и долге» дано определение «лимита долга местного исполнительного органа», это – планируемая в местном бюджете на соответствующий год фиксированная сумма полученных и непогашенных займов местного исполнительного органа, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату (на конец отчетного периода).

Так, в бюджете г. Астаны на 2009 года утверждены средства:

•             в сумме 176,5 млн тенге на обслуживание долга местных исполнительных органов;

•             на погашение долга местных исполнительных органов — 566,1 млн тенге.

Данные обязательства были исполнены к концу 2008 года полностью. В г. Астана местных государственный долгов на 2009 год также нет.
2.5. Привлекаемые Республикой Казахстан займы в рамках проектов, начало реализации которых — 2008 год.
15 января 2008 года Советом Директоров Всемирного Банка были одобрены два займа на общую сумму 130,1 млн. долларов США, по которым переговоры между Республикой Казахстан и Всемирным Банком  состоялись в IV квартале 2007 года.

Сроки займов Всемирного Банка составляют 15 лет, включая пять лет льготного периода.

Указанные займы Всемирного Банка пойдут на реализацию проектов в сфере здравоохранения «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» и образования «Коммерциализация технологий». Данные проекты направлены на внедрение международных стандартов и формирование долгосрочного институционального потенциала в области здравоохранения, а также на значительное улучшение эффективности и коммерческой обоснованности научных исследований в сфере образования. Реализация данных проектов возложена на Министерство здравоохранения Республики Казахстан и Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Так, Министерство здравоохранения Республики Казахстан будет  исполнителем проекта с 2008 по 2013 годы в сфере здравоохранения «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан», а Министерство образования и науки Казахстана будет исполнителем проекта «Коммерциализация технологий», рассчитанного на 2008-2012 годы.

Общая стоимость двух проектов составляет порядка 371,1 млн. долларов США. Согласно расчетам, деньги на финансирование проектов будут распределены следующим образом:

•             на проект «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан» будут направлены средства первого займа в размере 117,7 млн. долларов США и  178,4 млн. долларов США будут выделены из средств республиканского бюджета, таким образом, общая стоимость проекта составит 296,1 млн. долларов США;

•             проект «коммерциализация технологий» будет профинансирован в размере 13,4 млн. долларов США за счет средств второго займа, полная реализация проекта оценивается в 75 млн. долларов США из которых софинансирование из республиканского бюджета составит 61,6 млн. долларов США.

В дополнение следует отметить, что в четвертом квартале 2007 года, наряду с указанными займами, между представителями Правительства Республики Казахстан  и Всемирным Банком были проведены переговоры в отношении займа для финансирования проекта в таможенной области.

27 ноября 2007 года Советом Директоров Всемирного Банка был одобрен займ в размере 18,5 млн. долларов США, привлекаемый Республикой Казахстан для проекта «Развитие таможенной службы». Стоимость данного проекта составляет 62 млн. доллара США, из которых 43,5 млн. долларов США – средства софинансирования из республиканского бюджета. Срок реализации проекта составляет 5 лет, по истечению которых должна быть достигнута цель проекта – повышение эффективности и производительности органов Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан.
Глава 3. Совершенствование системы государственного кредита и управление государственным долгом.
3.1. Совершенствование системы государственного кредита в целях его минимизации.
Современная кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные  на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает  государственный кредит, выражающий отношения между государственными  и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда  (наряду с бюджетом)  в руках государства.

Принимая во внимание сложившиеся в Казахстане экономические условия, можно отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Учет основных фондов
Реферат Учет расчетов по оплате труда и анализ показателей по труду
Реферат Учет расчетов по социальному и индивидуальному подоходному налогу
Реферат Учет прочих внешнеэкономических операций
Реферат Взаимодействие организации и государства в современной России
Реферат Экосистемы мирового океана
Реферат Шарль Луи Монтескье французское просветительство
Реферат Учет расчетов с подотчетными лицами (по материалам ООО "ДетальПлюс")
Реферат Учет производственных материальных запасов на складе
Реферат Учет основных средств предприятия "Ремонтно-механический завод"
Реферат Учет основных средств, нематериальных активов и материалов
Реферат Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость
Реферат 1. Актуализация знаний по технологии проблемного обучения. Ведущий зд по нмр
Реферат Петербург Ф. М. Достоевского по роману Преступление и наказание
Реферат Развитие польских земель в 60-е гг. XIX в. – 1914 г