ФГОУ ВПО «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯИМЕНИ Т.С. МАЛЬЦЕВА»
Факультет
Кафедра
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Крупные корпорации и инновационный процесс
Выполнил
Проверил
Лесниково — 2005
Содержание
Введение
1. Корпорация как форма коммерческой организации
1.1 Понятие и предпринимательская деятельность корпорации
1.2 Факторы развития корпорации
1.3 Финансовая деятельность корпорации
2.Организация и управление корпораций
2.1 Особенности организации корпораций
2.2 Корпоративное управление за рубежом
3.Российский рынок инноваций
3.1 Венчурные и государственные фонды
3.2 Российские промышленныекорпорации
3.3 Малые инновационные компании
3.4 Международные корпорации
Заключение
Литература
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
Смысл изучения экономическойтеории не в том, чтобы получить набор готовых ответов на экономические вопросы,а в том, чтобы научиться не попадаться на удочку к экономистам. (ДжоанРобинсон).
Изменения в организации иметодах функционирования предприятий как субъектов хозяйствования обусловленыпроцессами приватизации собственности и сдвигами в системе управления, врезультате которых хозяйственное управление отделилось от управленияадминистративного, а контроль за выполнением основных функций перешел отгосударственных органов к руководству предприятий. В переходный период сосуществлением дерегулирования государственного сектора, отходом от директивныхметодов руководства и упразднением существовавших ранее иерархических структурвозрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрированных структуруправления предприятиями на основе рыночных принципов ведения хозяйства. Утверждаютсяновые формы интеграции хозяйствующих субъектов:
1) путем вхождения предприятий ввертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевыхструктур или создаваемые заново;
2) на основе формированиягоризонтальных ассоциативных образований.
Формирование и усилениекорпоративных структур — одна из важнейших тенденций развития экономики. Именнокрупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран имирового хозяйства в целом, повышают уровень макроэкономического регулированияпроизводства, стабильность экономического сотрудничества (в том числемеждународного), выступают в качестве партнеров государства в выработке иреализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Промышленныегруппы являются эффективной формой консолидации материальных ресурсов ипроизводственного капитала разных компаний. Эти общемировые тенденции начинаютпроявляться и в России.
Целью курсовой работы являетсявыявление роли корпоративных структур в экономическом росте.
Для раскрытия цели былипоставлены следующие задачи:
1. Изучить факторы развития ифинансовую деятельность корпораций.
2. Рассмотреть особенностиорганизации и управления корпораций.
3. Познакомиться синновационными процессами.
1. Корпорация как форма коммерческой организации1.1 Понятие и предпринимательская деятельностькорпорации
Корпорация (аналог акционерногообщества) представляет собой наиболее важную форму организации деловыхпредприятий, если иметь в виду долю акционерных обществ в производстве ивыручке, во всех развитых странах с рыночной экономикой. В чем особенность этойформы и ее привлекательность?
Во-первых, акционеры корпорацииявляются ее законными владельцами. Всякая прибыль фирмы принадлежит им. Вместес тем их экономическая ответственность ограничена. Они отвечают по долгамкорпорации только в размере своих вложений в дело. Если корпорация должна Вамденьги, Вы не можете преследовать в судебном порядке ее акционеровнепосредственно. Вы можете, конечно, преследовать корпорацию. Но что, если онаобанкротилась? Тогда Вам, как и всем, кто одолжил корпорации деньги, просто неповезло.
Во-вторых, ограниченнаяответственность позволяет корпорациям привлекать финансовые ресурсы большогочисла собственников, которые не участвуют изо дня в день в управлениипредприятием. Акционеры большинства крупных корпораций просто нанимаютуправляющих, на которых и ложится бремя управления предприятием. Таким образом,для корпораций обычно характерно отделение собственности от текущего управления.
В-третьих, собственность легкопередается из рук в руки. Если собственник умер, права собственности могут бытьпроданы его наследниками другим лицам без какого-либо нарушения деятельностипредприятия. Точно так же, если какие-либо акционеры станут недовольны тем, какведется дело, они могут легко выйти из него, продав свои акции.
Управляющие большой корпорации — это чаще всего подготовленные специалисты, нанятые акционерами, чтобыосуществлять управление фирмой. Решения акционеров о том, продавать илипокупать акции (права собственности) данной компании, свидетельствуют о доверииинвесторов к характеру управления предприятием. Если настоящие и потенциальныеакционеры верят в то, что управляющие хорошо выполняют свои обязанности, спросна акции этой фирмы возрастет. Растущий курс акций отразит это увеличениеспроса. Наоборот, если большое число акционеров желает продать свои акции,потому что они не удовлетворены текущим управлением фирмой, предложение акцийданной фирмы для продажи возрастет, что вызовет падение их курса (цены). Падениецены акций часто ведет к реорганизации текущего управления предприятием [6].
Корпорация — одна из основныхформ организации предприятия; фирма, имеющая форму независимого юридическогосубъекта, в которой собственность разделена на части и ответственность каждогоограничена его вкладом (паем) в предприятие; может выступать как частная фирмаи как государственное предприятие.
Корпорация обладает какпреимуществами, так и недостатками. К преимуществам относятся: стабильность ипродолжительное существование; кредиторы и клиенты имеют дело только с однимэкономическим субъектом, а не с рядом партнеров; заключает контракты от своегоимени, а не от имени совладельцев; акционеры рискуют лишь своим паем, чтозащищает акционера и обеспечивает вложения капитала мелкими вкладчиками.
Недостатками корпорации являются:относительно большие затраты и сложности в процессе организации и прекращениядеятельности корпорации, что делает ее малоподходящей для мелких или временносоздаваемых компаний; двойное налогообложение (берется налог с корпорации и сдивидендов в форме подоходного налога) [5].
Корпорация (по российскомузаконодательству — АО) представляет собой обезличенное предприятие с правомюридического лица, созданное в разрешительном порядке и обладающее уставнымкапиталом, разделенным на определенное число равных долей — акций.
Основная отличительная чертаэтой формы организации бизнеса заключается в том, что АО существует независимоот его собственников. Ответственность членов общества, которых называютакционерами, ограничивается нарицательной стоимостью приобретенных ими акций. Ограниченнаяответственность — важное преимущество по сравнению с единоличной собственностьюили партнерством. АО может привлекать средства от своего имени, не возлагая насвоих членов неограниченную ответственность. Следовательно, в случаевозникновения претензий к АО закон запрещает конфискацию личного имущества егособственников.
Акционеры имеют право на долюдоходов корпорации. Часть прибылей, выплачиваемая владельцу акций, называетсядивидендом. Та часть, которая не выплачивается в качестве дивидендов,называется нераспределенной прибылью. Дивиденды традиционно выражаются впроцентах от номинальной стоимости акции, а в последние годы в некоторыхстранах — в абсолютной сумме на одну акцию (что более разумно). Дивиденды ввиде акций (бонусные выпуски) не предусматривают денежных выплат. С точкизрения привлечения нового акционерного капитала дивидендная доходность — главныйкомпонент стоимости такого капитала [8].
Корпорация является одной из основныхформ деловых предприятий и самой распространенной. В США на корпорацииприходится 18-20% общего числа фирм и 88-90% совокупного выпуска (рис.1).
Более глубокая специализация,широкое привлечение высококвалифицированных кадров способствуют ростуэффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрениедостижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортиментавыпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.
Корпорация существует независимоот ее владельцев — акционеров. Если им не нравится проводимая корпорациейполитика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянииликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорациихарактеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфическиересурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.
/>
Количество Общийвыпуск
Рис.1. Формы деловых предприятийСША (80-е гг.), в %.
Наряду с несомненнымидостоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками.
Корпорации открывают широкийпростор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функциейсобственности и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно необладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенногоконтроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, посколькувозможности контроля за деятельностью команды ослабляются. Держателиконтрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшимиуправляющими. Возможности оппортунистического поведения расширяются. Стремясь кличному обогащению, высшие менеджеры участвуют в чрезвычайно рискованныхоперациях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации сценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительнаяпроизводственная деятельность и т.д.).
Такие злоупотребления возможнылишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Есликорпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства акционеров вповседневные дела компании возрастает. Возникает угроза «поглощения» даннойфирмы другой и полной смены команды (во всяком случае, ее верхнего эшелона). Ктому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского труда, чтоможет в перспективе привести к резкому сокращению их доходов [10].
Корпорации способствуют решениюдвух фундаментальных проблем рыночной экономики. Первая проблема заключается впривлечении капитала для осуществления крупных проектов. В странах с развитойрыночной экономикой корпорация сама способна изыскать необходимые средства,привлекая сбережения тысяч и даже миллионов индивидуальных инвесторов.
Вторая проблема заключается вдиверсификации риска, т.е. его распределении. Поскольку каждый инвестиционныйпроект предполагает определенный риск, инвестор предпочитает поделить своисбережения на части, вложив их в большое число компаний, и таким образомснизить степень риска. Существование корпораций, акции которых свободнопокупаются и продаются, создает благоприятные условия для диверсификации риска.
В рамках корпорации права иответственность разделяются между разными органами, управляющими маркетингом,техническими разработками, снабжением, производством и сбытом. Такой подходвозможен, в частности, для компаний со стабильным выпуском ограниченного числаоднородных продуктов, где экономия от масштаба производства настолько велика,что целесообразно сконцентрировать производство в одном подразделении (например,добыча нефти, металлургическое производство). Другим примером может служитьситуация, когда рынок отличается высокой степенью концентрации потребления. Вэтих условиях становится целесообразным объединить всю сбытовую деятельность (например,аэрокосмическая промышленность).
Развитие диверсификациипроизводства, резкое усложнение внутренних и внешних связей, динамизм внедрениятехнических новшеств, борьба за рынки сбыта продукции во многих случаяхисключают использование чисто функциональных форм управления. С ростом размеровмонополистических корпораций, расширением номенклатуры выпускаемых продуктов ирынков их сбыта функциональные структуры управления в силу разобщенности прав иответственности по отдельным функциям теряют способность реагировать напроисходящие изменения. В процессах управления возникают конфликты из-заприоритетов, принятие решений задерживается, линии коммуникаций удлиняются,затрудняется осуществление контрольных функций. Отход от строго функциональныхсхем управления корпорациями в пользу структур, организованных по отделениям,отчетливо прослеживается с повышением уровня диверсификации производства. Причемс переходом к выпуску более разнородной продукции функциональная структуразаменяется организацией управления по автономным децентрализованным отделениям,которые образуются по признаку выпускаемой продукции.
Укрепление первичныхпроизводственно-хозяйственных звеньев, установление пределов децентрализации вкорпорациях во многом объясняются необходимостью сокращения издержекпроизводства и накладных расходов. Усилению влияния высшего звена руководстваспособствует ужесточение финансового контроля и тесная увязка организационнойструктуры управления с процессом общекорпорационного планированияпроизводственно-хозяйственной деятельности. Главная черта происходящихизменений в организации высшего звена управления — освобождение его отвыполнения значительного числа функций оперативного руководства, которые могутбыть организационно отделены от задач стратегического, перспективного характера.Уменьшается число подразделений, находящихся в прямом подчинении главногоруководителя и не связанных непосредственно с решаемыми им общими задачами. Этиподразделения переходят в подчинение руководителей групп, отделений илиотдельных членов высшего руководства.
Рост выпуска продукции,диверсификация производства, усложнение рыночных отношений, большаятерриториальная разобщенность предприятий корпорации приводят к децентрализациипрактически всех основных корпорационных штабных служб. Уменьшается числофункциональных подразделений на уровне корпорации, и вместе с тем в отделенияхорганизуются штабные органы по руководству производством, сбытом,исследовательскими и проектно-конструкторскими работами, материально-техническимснабжением, транспортировкой сырья, материалов, полуфабрикатов и готовойпродукции. Одна из примечательных тенденций — появление функцийорганизационного развития корпорации. Их содержанием является перспективноепланирование организационной структуры управления, проектирование степеницентрализации и децентрализации.
Экономика индустриально развитыхстран опирается на деятельность мощных корпораций, а мировой рынок — это рыноктранснациональных корпораций, разделенный между ними. Организационная структурароссийской промышленности довольно близка к корпоративной. Многие смежныепредприятия создавались и функционировали в составе определеннойтехнологической цепочки и рационально организованных хозяйственных связей. Всоветский период именно отраслевая система управления была тормозом дляпроцесса межотраслевой интеграции и образования многоотраслевых объединенийтипа корпорации. В настоящее время с ликвидацией ведомственных барьеровмежотраслевые формы организации производства должны получить необходимоеразвитие. Перестройка организационной структуры российской экономики на базекрупных межотраслевых корпораций стала настоятельной практической задачей. Длямногих современных предприятий образование корпораций является условиемвыживания: сохранения кадров, научных подразделений, социальной инфраструктуры,получения заказов, обеспечения материально-технического снабжения и сбытаготовой продукции. Для экономики в целом такое направление организационногоразвития стало предпосылкой подъема и прогресса [10].1.2 Факторы развитиякорпорации
Факторы развития корпорацииимеют первостепенное значение. Их можно рассмотреть на примере группыпредприятий «Энергомаш».
Группа «Энергомаш» — одиниз основных отечественных производителей энергетического оборудования, включаетОАО «Белэнергомаш», ОАО «Сибэнергомаш» (г. Барнаул), ОАО«Уралэлектротяжмаш», ОАО «ЭМК-Атоммаш» (г. Волгодонск), ОАО«Чеховэнергомаш», ОАО «Уралгидромаш», производственныйкомплекс «Завод металлоконструкций» (г. Белгород). В течениепоследних четырех лет ежегодный рост производства на предприятиях корпорации — 12-17%.В 2004 г. — выработка на каждого работающего увеличилась (по сравнению с 2000 г)на «Сибэнергомаше» — в 3 раза, на «Белэнергомаше» — в 3,1, на«Атоммаше» — в 5,2, на заводе металлоконструкций — в 6,1 раза. Вцелом по корпорации она превысила 800 тыс. руб., что является одним из лучшихпоказателей по России. В ближайшее время руководство корпорации и еепредприятий планирует довести этот показатель до 1 млн. руб.
Успех предприятий группы «Энергомаш»обусловлен действием не одной, как это обычно бывает, а сразу нескольких категорийфакторов, производственных, технических, управленческих, организационных,социальных.
Производственные факторы. Группа«Энергомаш» — единственный в России производитель, сделавший упор наразработку и строительство станции малой мощности (предполагается произвестидля внутреннего рынка 1 тыс. блоков газотурбинных ТЭЦ электрической мощностью 9МВт и тепловой — до 41 Гкал/ч). Программа рассчитана до 2010 г., стоимость проектаоколо 5,5 млрд. долл.
Выбору новой стратегиипредшествовал тщательный анализ состояния и перспектив рынка энергоносителей иэнергетического оборудования. Результаты исследовании показали, что стоимостьэлектроэнергии, производимой газотурбинными станциями, в семь раз меньше, чемстоимость электроэнергии, вырабатываемой АЭС, и в четыре раза — ТЭЦ. Крометого, такие станции при одновременном производстве электрической и тепловойэнергии обеспечивают самый высокий КПД (порядка 60%), быстро строятся (6-8месяцев), гарантируют хорошие экологические параметры.
Корпорация сама (под своипрограммы и собственное финансирование) формирует заказы предприятиям, как быобъединяя их вокруг одной идеи: фактически до 50% продукции выпускается врамках реализации программы строительства газотурбинных ТЭЦ.
Успешному развитию корпорацииспособствует высокий уровень серийности и комплексности производства. Серийнаяпродукция всегда дешевле, надежнее в эксплуатации и легче в обслуживании. Толькоза 2003 г. в ОАО «ЭМК-Атоммаш» было произведено 120 газовых турбинвыпускать их в малом количестве было бы дорого и нерационально. Комплексностьпроизводства заключается в сдаче продукции потребителю «под ключ». Сегоднякорпорация не только строит новые станции, но и готова прокладывать инженерныекоммуникации (электро — и теплосети) с последующей компенсацией затратзаказчиком.
Технические факторы. Разработанаи реализуется программа технического перевооружения предприятий. В ее рамках,например, полностью обновлен станочный парк в производственном комплексе «Заводметаллоконструкций» (на сегодняшний день он оснащен лучше другихотечественных предприятий такого профиля). На заводе установлена новая линиягорячего цинкования, которая является одной из самых крупных в России и СНГ,приобретены и внедрены в производство станки фирмы «FICER»,освоены газорезательные машины фирмы «MESSER»,сварочные полуавтоматы фирмы «LINCOLN» Всегона техническое перевооружение и реконструкцию предприятия в течение 2000 — 2004гг. израсходовано более 567 млн. руб. Благодаря использованию новогооборудования, сокращению в связи с этим числа операций и приведению норм ктехнически обоснованным значительно снизилась трудоемкость производственноюпроцесса (изготовления металлоконструкций).
В соответствии с этой жепрограммой реализуется комплексный план технического перевооружения завода«Белэнергомаш», рассчитанный на период с 2002 по 2005 г. На первомэтапе проекта (2003 г) закуплено 82 единицы оборудования общей стоимостью 367,2млн. руб. Всего в течение 2002-2004 гг. приобретено 250 единиц новой техники. Всеоборудование — с числовым программным управлением; один станок заменяет труд 12-15человек.
Управленческие факторы. Немалоезначение для динамичного развития корпорации имеет оптимизация управленческих структур.В этом плане показателен опыт ОАО «Белэнергомаш», где в 2002 г. былапроведена централизация производственно-управленческих функций всех структурныхподразделений, которая собрала в единый «кулак» все инженерные силы,определяющие и реализующие техническую политику предприятия.
Переход на новую структурууправления, позволившую выявить и устранить ряд дублирующих функций, привел ксокращению численности руководящих работников с 531 до 211 человек.
Новая модель двухуровневоюуправления имеет существенные плюсы, у директоров производств появляетсявозможность оптимальной расстановки кадров, нет излишней опеки, меньшеприходится отвлекаться на различные совещания, звонки; при этом больше времениостается на решение производственных вопросов, формирование бюджета, освоениеновой техники.
Организационные факторы. Ротациякадров и совершенствование системы оплаты труда — важные инструментыкорпоративного управления.
Существуют два варианта ротации:японский предполагает, что сотрудник последовательно изучает все должностныефункции, относящиеся к своему подразделению; европейский — характеризуется«параллельным» освоением должностных функций, различных видов работ.
Проводимые изменения направленына создание «единого конструкторского поля». Предполагается, что вбудущем обособленные конструкторские подразделения перестанут существовать: специалистыбудут трудиться совместно и электрики, и турбинисты, и специалисты по АСУ. Пересечение«плоскостей» работы приведет к тому, что границы между ними исчезнут.Все инженерные центры станут одним большим подразделением. Такова, кстати,тенденция, утверждающаяся в корпоративной среде передовых стран.
Реформирование системы оплатытруда предполагает, во первых, четкое определение условий стимулирования, вовторых, прямую связь оплаты труда с конечным результатом производственнойдеятельности.
Социальные факторы. Успехигруппы «Энергомаш» связаны, прежде всего, с изменением соотношенияколичества основных и вспомогательных рабочих, оптимизацией численностиперсонала, повышением качества трудовой жизни, непрерывным производственнымобучением работников.
Традиционно около третичисленности коллектива любого отечественного предприятия составляли основныерабочие. При этом тарифная сетка уравнивала основных рабочих с остальными — размервознаграждения зависел лишь от разряда.
Очевидно, что такой подход коплате труда несправедлив и неправилен. Поэтому в корпорации стремятся поднятьстатус основных рабочих, которые главным образом и создают прибавочный продукт:их зарплата сегодня примерно в два раза выше, чем у вспомогательного персонала.В пользу основной категории меняемся и соотношение рабочих.
Для успешной работы предприятиянемаловажна и регулярная аттестация работников. Ее цель — правильнаярасстановка кадров, их эффективное использование. В этом отношении показательнааттестация руководителей и специалистов структурных подразделения
На предприятиях группы «Энергомаш»создают все условия, чтобы, рабочий действовал как можно более самостоятельно,высокопроизводительно и качественно, знакомят его с основами нормирования,технологиями. В качестве дополнительного фактора выступают жесткая дисциплина,справедливая и понятная система вознаграждения.
Совершенствование трудового процесса,постоянное изменение функций работников требуют от них непрерывного обучения. Ежегоднов течение последних пяти лет в различных формах производственного обучения иповышения классификации участвуют более 50% работников корпорации [9].1.3 Финансовая деятельность корпорации
Хозяйственную деятельностьорганизации можно подразделить на три вида:
производственную (все работы,связанные с получением прибыли);
финансовую (получение средств отсобственников и обеспечение возврата средств или прибыли на них, а такжеполучение денежных средств от кредиторов и выплата сумм, взятых в долг, либоиное погашение обязательств);
инвестиционную (приобретение,погашение или иное размещение ценных бумаг, не являющихся денежнымиэквивалентами, и прочих активов, которые приносят доход длительное время, атакже одалживание денег и их инкассирование).
Для текущей практическойдеятельности в любом из этих видов требуются денежные средства, перебои скоторыми могут привести к серьезным проблемам (табл.1).
Отсутствие денежных средств внужный момент означает невыплату заработной платы, невозврат кредитов, сбои вовзаиморасчетах с партнерами, несвоевременную уплату налогов и другихобязательных платежей, что влечет за собой социальную напряженность, финансовыесанкции, потерю упущенной выгоды и ухудшение имиджа в деловой среде. Организацияможет сравнительно долго существовать без прибыли, но без денежных средств онасуществовать не может.
В качестве функций корпоративныхфинансов можно выделить:
формирование и использованиекапитала;
формирование и использованиеприбыли (дохода);
движение денежных средств (денежныепотоки).
Названные функции тесно связаныс воспроизводственным процессом, его непрерывностью. Эффективное управлениекорпоративными финансами, реализующее все три функции, призвано решатьпротиворечия, возникающие в процессе деятельности корпораций между еестратегическими целями и финансовыми возможностями.
Таблица 1 — Составляющиеденежного потокаПриток денежных средств Отток денежных средств Основная деятельность выручка от реализации продукции, работ, услуг платежи по счетам поставщиков и подрядчиков погашение дебиторской задолженности выплата зарплаты поступления от продажи бартера отчисления в бюджет и внебюджетные фонды авансы, полученные от покупателей уплата процентов за кредит отчисления на социальную сферу Инвестиционная деятельность продажа основных средств, нематериальных активов приобретение основных средств, нематериальных активов дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений капитальные вложения возврат других финансовых вложений долгосрочные финансовые вложения Финансовая деятельность краткосрочные кредиты и займы возврат краткосрочных кредитов и займов долгосрочные кредиты и займы возврат долгосрочных кредитов и займов поступления от эмиссии акций выплата дивидендов целевое финансирование Погашение векселей
На основе изучения опытадеятельности нефтедобывающих корпораций можно выделить основные различия вразвитии отечественных и зарубежных корпораций:
западные корпорации создавалисьпостепенно под воздействием объективных факторов рыночной экономики ирегулирующих мер государства, а отечественные — одномоментно в соответствии спрезидентскими и правительственными нормативными актами в условиях централизованнопланируемой экономики;
степень интеграции в западныхкорпорациях гораздо выше, чем в отечественных;
в западных корпорациях участиегосударства незначительно (ограничивается регулированием), в отечественных — степеньгосударственного участия высока, правда, в настоящее время влияние государстваослабевает;
если в составе западныхкорпораций имеется значительное количество геологических организаций инезначительное — буровых, то в российских — наоборот.
Особенности важнейшей финансовойкатегории «капитал» обусловлены двумя основными факторами. С однойстороны, особенностью корпоративного капитала является то, что в его составеможно выделить две самостоятельные подсистемы: промышленный капитал (отражаетдвижение капитала в сфере производственной деятельности) и финансовый капитал (обеспечиваеторганизацию и обслуживание денежного оборота в целях поиска внутренних резервовдля обеспечения непрерывности воспроизводственных процессов замкнутойхозяйственной структуры). С другой стороны, имеются отраслевые особенностиформирования структуры капитала в добывающей отрасли: высокий удельный весосновных производственных фондов в имуществе (из которых на долю скважинприходится около 70%) и преобладание собственных источников средств вфинансировании (80-95%).
Финансовые решения по структурекапитала — это выбор компромисса между риском и доходностью, посколькуувеличение доли заемного капитала повышает риск, и более высокое значение долизаемного капитала обеспечивает большее значение доходности на собственныйкапитал.
Следовательно, корпорация,использующая только собственный капитал, имеет максимальную финансовуюустойчивость (коэффициент финансовой независимости равен 1). Тем не менее,организация считается финансово устойчивой, если коэффициент финансовойнезависимости более 0,5. Таким образом, корпорация не теряет финансовойустойчивости, используя заемный капитал, но значительно ограничивает темпысвоего развития, отказавшись от его привлечения, лишается дополнительногоисточника финансирования прироста активов (имущества).
В то же время корпорация,привлекающая заемные средства в форме кредита или облигационного займа, имеетболее высокий финансовый потенциал для своего экономического роста ивозможности прироста рентабельности собственного капитала. Однако с увеличениемдоли заемных средств корпоративная группа теряет финансовую независимость, вбольшей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.
Под «эффективной структуройкапитала» понимается такое сочетание собственного и заемного капиталакорпорации, которое обеспечивает максимальную рыночную оценку всего капитала (каксуммы собственного и заемного), и, следовательно, предлагает владельцаммаксимум дохода на вложенные денежные средства. Эффективная структура капиталавыражает такое соотношение использования собственного и заемного капитала, прикотором обеспечивается наиболее эффективная взаимосвязь между коэффициентомрентабельности собственного капитала и коэффициентом задолженности.
Процесс формирования эффективнойструктуры капитала предполагает установление целевой структуры капитала,которая представляет собой такое соотношение собственных и заемных финансовыхсредств корпорации, которое позволяет в полной мере обеспечить достижениеизбранного критерия формирования эффективной структуры капитала. Конкретнаяцелевая структура капитала обеспечивает заданный уровень доходности и риска вдеятельности организации, минимизирует средневзвешенную стоимость илимаксимизирует рыночную стоимость организации. Показатель целевой структурыкапитала входит в систему стратегических целевых нормативов его развития.
Например, структура капиталанефтедобывающих корпораций характеризуется значительным преобладаниемсобственного капитала (более 90%). Такая пропорция сохраняется уже напротяжении 5 лет. Можно сделать вывод, что эта структура является статичной (вдинамике не изменяется), а, следовательно, целевой для корпорации. Однако такаяструктура капитала в этой отрасли малоэффективна, так как, ограничиваяпривлечение заемного капитала, корпорация лишается дополнительного источникафинансовых ресурсов, отдавая предпочтение избыточной финансовой независимости.
На основе анализа состоянияпоказателей деятельности группы корпораций в динамике (1998-2002 гг.) быловыявлено, что структура их активов в целом повторяет структуру другихпредприятий отрасли: преобладают основные средства с высокой долей собственногокапитала. Финансовую устойчивость большинства нефтедобывающих корпораций можноохарактеризовать как абсолютную, что свидетельствует о значительном потенциаледля привлечения средств. Показатели рентабельности деятельности имеютнегативную динамику, рост затрат опережает рост выручки от реализации, чтоотрицательно сказывается на конечных результатах деятельности.
На основе проведенных расчетоврентабельности собственного капитала с применением «модели Дюпон» быловыявлено, что, начиная с 2000 г. рентабельность собственного капитала снизиласьв нефтедобывающих корпорациях почти в четыре раза.
Наибольшие изменения показателяпроисходили за счет колебания рентабельности продаж, что свидетельствует обопережении темпов роста выручки от реализации продукции по сравнению с чистойприбылью.
Поскольку 20% заемного капиталаобеспечивают эффективную структуру капитала только при условии понижениясредней ставки привлечения средств до 18% (при 22% существующих), большийприрост рентабельности собственного капитала достигнут при доле заемногокапитала 10%, то эффективной считаем структуру капитала, на 90% сформированнуюза счет собственных средств.
Следует отметить, что одинаковойдля всех корпораций эффективной структуры капитала не существует. Любое решениепо структуре капитала — это выбор между риском и доходностью, посколькуувеличение доли заемного капитала в источниках финансирования повышает какриск, так и доходность. Именно поэтому каждое решение относительно структурыкапитала принимается корпорацией в соответствии с ее общей стратегией. Исходяиз этого устанавливаются критерии формирования эффективной структуры капитала (доходность(финансовая рентабельность), минимизация стоимости капитала или минимизацияфинансового риска), в соответствии с которыми и формируется эффективнаяструктура [2].
Комплексный финансовый анализдеятельности компании является действительно актуальным и важным с практическойстороны. Получаемая в итоге информация может оказаться полезной как инвесторам,кредиторам, так и потенциальным или реальным покупателям, деловым партнерамкомпании, контрагентам по хозяйственным договорам, использоваться третьимисторонами в маркетинговых целях.
Чистый рабочий капитал — этопревышение текущих активов над текущими обязательствами.
Текущие активы включают денежныесредства и прочие активы, которые предполагается обратить в наличность илипродать, пли потребить в течение нормального производственно-коммерческогоцикла либо в течение года:
денежные средства и эквиваленты:
ценные бумаги, в том числебиржевые и долговые:
дебиторская задолженность;
запасы;
отложенный налог на прибыль.
Текущие обязательства — такиеобязательства, которые предполагается удовлетворить в течение года:
кредиторская задолженность;
векселя к оплате;
краткосрочные банковские ипрочие ссуды:
прочая краткосрочнаязадолженность.
Итак, чистый оборотный капитал — это разница между текущими активами и текущими обязательствами [3].
Денежные средства — это наиболееликвидная категория активов, которая обеспечивает организации наибольшуюсвободу выбора. Они представляют собой начало и конец производственного цикла: результатыдеятельности считаются окончательными и достигнутыми, когда процессинкассирования приносит в организацию поток денежных средств, на основе которыхмог бы начаться новый цикл, рассчитанный на получение прибыли в будущем.
Эффективное управление денежнымисредствами — одно из важнейших направлений финансового менеджмента.
Управление потоками денежныхсредств включает:
учет движения денежных средств;
анализ потоков денежных средств;
составление бюджетов денежныхсредств.
Анализ движения денежных средствсостоит:
из анализа отчета о денежныхпотоках, чтобы оценить их в более отдаленной перспективе (например,долгосрочную платежеспособность) и определить модель денежных потоков на этомотрезке времени;
составления прогнозного потокаденежных средств на ближайшее будущее [4].
2. Организацияи управление корпораций2.1 Особенности организации корпораций
Современная корпорация — это,как правило, материнская компания с сетью дочерних обществ, отделений,филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридическийстатус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности. Поэтомупринципиальное значение имеют формы и методы управления корпорацией.
Акционеры не руководят компаниейнепосредственно. Вместо этого они делегируют такое право президенту (генеральномудиректору), однако при этом оказывают влияние на его решения различными путями,и главным образом используя право своего голоса. Акции корпорации обычноявляются голосующими, т.е. предоставляют их обладателю определенное числоголосов в корпорации. Как правило, акционеры избирают совет представителей (советдиректоров, правление), который, в свою очередь, контролирует деятельностьруководства. Совет обычно правомочен не только нанимать и увольнятьуправляющих, но и пересматривать и даже отменять их решения. По корпоративномузаконодательству правление обязано представлять интересы избирающих егопайщиков, но не администрации. Одной из важнейших особенностей большинствакорпораций является то, что их акции могут свободно продаваться и покупаться нарынке [10].
В современных условияхопределяющей тенденцией в управлении корпорациями становится применение кактрадиционных, линейно-функциональных и других структур, так и современных форм,использующих новейшие технические средства и предусматривающих переход отцентрализованного руководства к децентрализованным системам управления. Основныечерты этого процесса: организация в компаниях отделений по видам выпускаемойпродукции, назначение высших управляющих по координациипроизводственно-хозяйственной деятельности нескольких отделений или компаний,подчинение функциональных органов высшему корпоративному руководству. Децентрализацияструктуры управления корпорациями основана на отделении общекорпорационногоуровня от производственно-хозяйственного. В этом случае аппарат управленияотделениями наделяется достаточно широкими полномочиями, на него возлагаетсяответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности,конкурентоспособность продукции компании. Для высшего руководства создаются возможностизаниматься долгосрочным прогнозированием, развитием внешних контактов,организацией деятельности совета директоров.
Должности высшегоуправленческого персонала корпорации дифференцируются следующим образом: президентили председатель, вице-президенты, председатель исполнительного комитета и др. Всечаще в структуру управления корпорациями вводится должность советникапрезидента или генерального управляющего, независимого эксперта,рассматривающего деятельность компании в широком стратегическом плане и дающегообъективные оценки и рекомендации, которые оказывают существенное влияние напринятие решений. Одной из разновидностей такой независимой экспертизы служитвведение в совет директоров компаний ученых, специализирующихся на вопросахэкономики, рыночных отношений, финансов, капиталовложений, управления.
В ряде крупных промышленныхкомпаний, связанных преимущественно с перспективными направлениями техническогопрогресса, в последние годы практикуется создание при высшем руководствеспециальных штабных групп, разрабатывающих новые технические идеи истимулирующих их реализацию в сжатые сроки. В организации и направленияхдеятельности функциональных штабных служб произошли значительные изменения. Этиизменения связаны с развитием специализации одних функциональных служб наоказании услуг различным подразделениям корпорации, а других — на планированиии контроле. В структуре управления компанией появляются и органы, занимающиесяпроблемами внешней среды, отношениями с потребителем и т.д.
В практике управлениякорпорациями важные последствия имеет процесс создания суперотделений. Этотпроцесс протекает двояким образом: в одних случаях объединяются два илинесколько отделений и на их основе создается крупное самостоятельноеподразделение корпорации, в других — штабной орган, образованный из сотрудниковв аппарате высшего звена управления, непосредственно руководитпроизводственно-хозяйственной деятельностью ряда отделений. Образование крупныхпроизводственно-хозяйственных групп (суперотделений) часто связано с тем, чторазработка и освоение новых видов изделий, эффективное обслуживаниеопределенных потребителей продукции требуют использования технического,производственного и управленческого потенциала нескольких отделений. Основнаядеятельность штабного органа такой группы состоит в финансовом контроле,долгосрочном планировании производства и сбыта продукции, организации истимулировании научных исследований и технических разработок. Важным элементомвсех новых форм организации являются информационные системы управления,работающие на базе ЭВМ.
Тенденция к созданию крупныхструктур корпоративного типа мнимо пробивала себе дорогу и в условияхцентрализованной плановой системы управления. Это и эксперимент, когда многиеотраслевые министерства упразднялись, и вводилась комплексная организацияуправления взаимосвязанными производствами на территориальной основе, и возвратк страстному принципу, однако с созданием при этом государственных комитетовмежотраслевого значения, и, наконец, крупномасштабная практика образованияпроизводственных, торгово-производственных объединений, агропромышленных итерриториально-производственных комплексов. Нельзя не упомянуть и огосударственных производственных объединениях, создававшихся уже в периодперестройки. Даже при резком спаде производства крупные предприятия (счисленностью промышленно-производственного персонала более 500 человек) обеспечивалиподавляющую часть всего объема выпуска продукции в стране.
Все эти формы интеграциипредприятий, позволявшие формально организовывать совместнуюпроизводственно-хозяйственную деятельность, оказались заблокированными тем, чтов условиях господства государственной собственности и предельной централизацииуправления невозможно было обеспечить реальное слияние финансового и промышленногокапитала, их органическую взаимозависимость, использование рыночных механизмовконкуренции, ценового регулирования. Не разрушение, а трансформация этих форминтеграции в рыночные структуры могла дать реальный шанс появлению холдингов,консорциумов, хозяйственных объединений — современных корпораций ассоциативноготипа.
Помимо общемировых тенденцийкорпоративного развития в России действуют специфические факторы, диктующиенеобходимость коренного поворота к формированию корпоративного звена. Поискновых форм кооперации и актуальность интеграционных процессов обусловленыобвальным падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций иоборотных средств, сокращением государственных заказов и неопределенностиперспектив. К числу специфических российских факторов, побуждающих предприятияк объединению в крупные структуры, можно отнести и такой, как росттрансакционных издержек в результате отказа от прямого государственногоуправления и изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономическойреформы. Восстановление разрушенных производственно-технологических связей иструктурная перестройка производства невозможны без координации деятельностивсех звеньев технологической цепочки и привлечения крупных финансовых ресурсов[10].
2.2 Корпоративное управление за рубежом
В практике стран с развитойрыночной экономикой корпорация является наиболее распространенной формойорганизации управления крупным производством. Корпорация (акционерное общество)- это организация (союз организаций), созданная для защиты интересов ипривилегии участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Корпоративноезаконодательство устанавливает за корпорацией право выступать в качествеюридического лица независимо от ее владельцев. Корпорация может от своего имениподписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельныеакционеры не несут ответственности за ее действия.
Такое юридически независимоесуществование корпорации крайне необходимо для того, чтобы компания могланормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.О главных ориентирах корпоративной формы управления можно судить поприведенному в табл.2 перечню проблем, выдвигавшихся на первый план в развитиимировой экономики в разные периоды второй половины XXвека.
В США термин «корпорация»означает объединение капиталов, которое в полной мере наделяется статусомюридического лица. Это обстоятельство позволяет использовать институткорпорации очень широко: от коммерческих до некоммерческих организаций. Кпубличным корпорациям относятся органы государственного и муниципальногоуправления.
Таблица 2 — Ориентациякорпоративного управленияПериоды Доминирующие проблемы
1950-е годы
1960-е годы
1970-е годы
1980-е годы
1990-е годы
Организация и оснащение производства
Продукты
Рынки
Конкурентные преимущества
Внешняя среда (экология, общественные перемены, технологические тенденции)
Примером может служитьмуниципалитет, имеющий статус публичной корпорации. Полупубличные корпорацииохватывают предприятия, существующие на бюджетные деньги и имеющие, какправило, социальную или оборонную направленность, т.е. государственные имуниципальные предприятия. Непредпринимательские корпорации — этонекоммерческие организации, такие как: благотворительные фонды, религиозныеорганизации, учебные заведения и др. Наиболее распространенными являютсяпредпринимательские корпорации, создаваемые для осуществления операций в сферебизнеса и нацеленные на получение прибыли.
Российскому понятию акционерногообщества в США соответствует предпринимательская корпорация. Такие корпорациисуществуют в двух видах:
«общая» корпорация (General Corporation)соответствует открытому акционерному обществу в российском законодательстве;
«закрытая» корпорация(Close Corporation)- аналог российского закрытого акционерного общества;
Особенности американскогозаконодательства. Правовое положение предпринимательских корпорацийрегулируется преимущественно законами отдельных штатов, а необщегосударственным законом, как в России. Вместе с тем существуют общиерекомендации, разработанные несколько десятилетий назад. Они постоянноуточняются и направляются законодателям штатов, перечень которых содержится вПримерном (модельном) законе о предпринимательской корпорации, разработанномАмериканской ассоциацией адвокатов. Данный Модельный закон с изменениями идополнениями принят во многих штатах.
Границы действия региональныхзаконов. Предприниматели регистрируют корпорацию на территории того штата, гдеимеются наиболее выгодные условия, прежде всего в части налогов и сборов,взимаемых при ее создании. По этой причине наибольшей популярностью пользуетсяштат Делавэр. Однако при этом необходимо учитывать то обстоятельство, чтодействие закона конкретного штата ограничено его территорией. Если деятельностькорпорации расширяется на территорию другого штата, то ей придется пройтипроцедуру регистрации и в этом штате.
В США, в отличие от России,учредительными документами корпорации являются и устав, и учредительный договор.В уставе не обязательно указывать цель создания корпорации, она можетучаствовать в любом виде предпринимательской деятельности, не противоречащимзакону.
Многообразие национальных формкорпоративного управления можно условно разбить на группы, тяготеющие к, двум противоположныммоделям:
американской, или аутсайдерской,модели;
германской, или инсайдерской,модели.
Американская, или аутсайдерская,модель — это модель управления публичной корпорацией (акционерным обществом),основанная на высоком уровне использования внешних по отношению к корпорации,или рыночных, механизмов корпоративного контроля, или контроля над менеджментомкорпорации.
Германская, или инсайдерская,модель — это модель управления компанией, являющейся акционерным обществом,основанная преимущественно на использовании внутренних методов корпоративногоконтроля, или методов самоконтроля.
Американская и германская моделикорпоративного управления представляют собой две противоположные системы, междукоторыми находится множество вариантов с преимущественным доминированием тойили иной системы и отражающих национальные особенности конкретной страны. Развитиеопределенной модели корпоративного управления в рамках национальной экономикизависит в основном от трех факторов:
механизма защиты прав акционеров;
функций и задач советадиректоров;
уровня раскрытия информации.
Американская системакорпоративного управления непосредственным образом связана с особенностяминациональной акционерной собственности, которые заключаются в:
высочайшей степени распыления капиталаамериканских корпораций, в результате, как правило, ни одна из групп акционеровне претендует на особое представительство в совете директоров корпорации;
высочайшем уровне ликвидностиакций, наличии высокоразвитого рынка ценных бумаг, что позволяет любомуакционеру быстро и беспрепятственно продать свои акции, а инвестору — купить их.
Ключевыми формами рыночногоконтроля для американского рынка являются многочисленные слияния, поглощения ивыкупы компаний, что обеспечивает эффективный контроль со стороны рынка задеятельностью менеджеров через рынок корпоративного контроля.
Германская модель обусловленафакторами, прямо противоположными тем, которые порождают американскую модель. Такимифакторами являются:
концентрация акционерногокапитала у различных институциональных инвесторов и сравнительно меньшаястепень его распыленности по частным инвесторам;
сравнительно слабое развитиерынка акций как результат первого фактора.
Типичная структура управленияамериканской корпорацией. Высшим органом управления корпорацией служит общеесобрание акционеров (первый уровень управления), которое проводится регулярноне реже одного раза в год. Акционеры управляют корпорацией через участие вголосовании по вопросам внесения изменений и дополнений в устав корпорации,избрание или смещение директоров, а также путем принятия важных длядеятельности корпорации решений, таких как реорганизация и ликвидациякорпорации и др. Однако собрания акционеров в большей степени формальны,поскольку акционеры имеют довольно ограниченные возможности участия вуправлении корпорацией, так как реальное управление корпорацией осуществляетсясоветом директоров. На последний обычно возлагается выполнение следующихосновных задач:
решение наиболее важныхобщекорпоративных вопросов;
назначение и контроль задеятельностью администрации;
контроль финансовой деятельности;
обеспечение соответствиядеятельности корпорации действующим нормам права.
Главная обязанность советадиректоров (второй уровень управления) — защита интересов акционеров и максимальноеувеличение их богатства. Совет директоров должен обеспечить уровень управления,гарантирующий рост стоимости корпорации.
В последние годы стала все болеезаметной тенденция возрастания его роли в управлении корпорацией. Этопроявляется, прежде всего, в контроле за финансовым состоянием дел. Финансовыерезультаты работы корпорации рассматриваются на заседаниях совета директоров,как правило, не реже одного раза в квартал.
Члены совета директоров, являясьпредставителями акционеров, несут ответственность за состояние дел в корпорации.Они могут привлекаться к административной и уголовной ответственности в случаебанкротства корпорации или совершения действий, направленных на получениесобственной выгоды в ущерб интересов акционеров корпорации.
Количественный состав советадиректоров определяется исходя из потребностей эффективного управления, а егоминимальное число в соответствии с законами штатов может быть от одного до трех.
Совет директоров избирается извнутренних и внешних (независимых) членов акционерного общества. Большую частьсовета директоров составляют независимые директора.
Внутренние члены выбираются изчисла корпоративной администрации, они выступают одновременно исполнительнымидиректорами и менеджерами компании. Независимые директора — это лица, неимеющие интересов в компании. Ими становятся представители банков, другихкомпаний, имеющие тесные технологические или финансовые связи, известные юристыи ученые.
Все директора (внутренние ивнешние) несут равную ответственность за дела компании.
Совет директоров американскихкорпораций делится на постоянные комитеты (третий уровень управления). Количествокомитетов и направления осуществляемой ими деятельности в каждой корпорациисвои. Задача комитетов заключается в выработке рекомендаций по принимаемым насовете директоров вопросам. В советах директоров наиболее часто встречаютсякомитеты: по вопросам управления и заработной платы, комитет по аудиту (ревизионныйкомитет), финансовый комитет, избирательный комитет, комитет по оперативнымвопросам, в крупных корпорациях — комитеты по связям с общественностью и др. Потребованию американской Комиссии по ценным бумагам и биржам комитеты по аудитуи вопросам вознаграждения должны быть в каждой корпорации.
Исполнительным органомкорпорации является ее дирекция. Совет директоров осуществляет подбор иназначение президента, вице-президентов, казначея, секретаря и другихруководителей корпорации, предусмотренных ее уставом. Назначенный руководителькорпорации имеет очень большие полномочия и подотчетен только совету директорови акционерам.
Типичная структура управлениягерманской корпорацией. Такая структура управления тоже трехуровневая. Онапредставлена: общим собранием акционеров, наблюдательным советом, правлением. Высшийорган управления — общее собрание акционеров. В его компетенцию входит peшение типичных для всех моделей управления акционернымиобществами вопросов:
избрание и освобождение членовнаблюдательного совета и правления;
порядок использования прибыликомпании;
назначение аудитора;
внесение изменений и дополненийв устав компании;
изменение величины капиталакомпании;
ликвидация компании и др.
Периодичность собранийакционеров определяется законом и уставом компании. Собрание проводится поинициативе органов управления или акционеров, владельцев не менее 5% акций. Приподготовке собрания обязательна предварительная публикация повестки днясобрания акционеров и предложенные наблюдательным советом и правлением вариантырешений по каждому вопросу. Любой акционер в течение недели после опубликованияповестки дня может предложить свой вариант решения того или иного вопроса. Решенияна собрании принимаются большинством голосов, наиболее важные — 3/4голосов присутствующих на собрании акционеров. Принятые на собрании решения вступаютв силу лишь после того, как они будут заверены нотариально или судебнымпорядком.
Наблюдательный советосуществляет функции контроля за хозяйственной деятельностью компании. Онформируется из представителей акционеров и служащих компании. Помимо этих двухгрупп в наблюдательный совет могут также входить представители банков ипредприятий, имеющих тесные деловые связи с данной компанией. Высокоепредставительство служащих компании в наблюдательном совете, доля которыхдоходит до 50% мест, является отличительной чертой немецкой системыформирования наблюдательного совета. Во избежание из-за разных интересовконфликтов между акционерами и служащими, представленными в наблюдательномсовете, каждая из этих сторон имеет право вето в отношении избранияпредставителей противоположной группы.
Главной задачей наблюдательногосовета служит подбор менеджеров компании и контроль за их работой. Круг решениявопросов стратегического значения, отнесенных к компетенции наблюдательногосовета, четко очерчен и включает вопросы приобретения других компаний, продажичасти активов или ликвидации предприятия, рассмотрение и утверждение годовыхбалансов и отчетов, крупных сделок и размера дивидендов. Решениянаблюдательного совета принимаются голосованием большинством в 3/4голосов.
Количественный составнаблюдательного совета зависит от размеров компании. Минимальный состав долженбыть не менее трех членов. Германское законодательство предписывает иметьбольшие наблюдательные советы. Так, в компаниях с размером основного капиталаболее 20 млн. марок наблюдательный совет может быть более 20 членов.
Члены наблюдательного советаизбираются акционерами на срок в четыре хозяйственных года после началадеятельности. До истечения сроков полномочий члены наблюдательного совета могутбыть переизбраны общим собранием акционеров большинством в 3/4голосов. Наблюдательный совет из числа своих членов избирает председателя изаместителя председателя.
Правление формируется изменеджмента компании. Правление может состоять из одного или нескольких лиц. Направление возлагается задача непосредственного хозяйственного руководствакомпанией и ответственность за результаты ее деятельности. Члены правленияназначаются наблюдательным советом на срок до пяти лет. Членам правлениязапрещено заниматься какой-либо коммерческой деятельностью, помимо основнойработы, а также участвовать в органах управления других компаний без согласиянаблюдательного совета. Работа правления строится коллегиально, когда решенияпринимаются на основе консенсуса (согласия). В сложных ситуациях, когдаконсенсуса добиться не удается, решения принимаются голосованием. Каждый членправления имеет один голос, решение считается принятым, если за негопроголосовало большинство членов правления [1].
3. Российскийрынок инноваций
Инновации по сути дела — этосвоего рода внедрения, какие-либо новшества, нововведения. Участниковроссийского рынка инноваций можно разбить на несколько групп: венчурныетехнологические фонды, государственные фонды, малые инновационные компании,международные корпорации.3.1 Венчурные и государственные фонды
Первую группу составляют покаещё немногочисленные российские венчурные технологические фонды, наиболееизвестный — Mint Capital. Это единственный в классическом смысле венчурныйфонд, который работает на всех стадиях развития инновационных проектов. У неготри основных области приложения капитала: телекоммуникации, средства массовойинформации и инновационные проекты.
В перспективе венчурныетехнологические фонды должны стать связующим звеном между сектором малогоинновационного бизнеса и крупными компаниями, но пока почва для этих финансовыхинститутов у нас еще не сформировалась. Малые инновационные компании иисследовательский сектор не видят в них серьезного помощника, способногопривлечь инвестиционные ресурсы и обеспечить качественный рост. Институциональныеинвесторы в лице страховых компаний, инвестиционных банков и пенсионных фондовпока не обладают финансовыми резервами, позволяющими направлять часть ресурсовв высокорисковые инновационные проекты. Однако, как представляется, с ростоминтеграции российской экономики в международные рынки капиталов роль венчурныхтехнологических фондов будет неизменно расти.
Для того чтобы венчурный фондимел шансы на успех в российской специфике, необходимо выполнение некоторыхусловий (приложение А). Опыт показывает, что подавляющая часть венчурных фондов,работающих в России, этим условиям не удовлетворяют.
Ко второй группе участниковроссийского рынка инноваций можно отнести государственные фонды и рядфедеральных и региональных целевых программ поддержки инновационного бизнеса,которые финансируют разные стадии развития инновационных проектов, начиная отзавершения НИОКР и заканчивая внесением инвестиционных ресурсов в обмен на долюв уставном капитале образующейся компании.
Финансовый резерв их слишкоммал, чтобы существенно влиять на инновационные процессы в стране. Тем не менее,за десять лет своего существования они сыграли важнейшую роль в спасении отполного исчезновения ряда ведущих отечественных научных школ и дали жизньсотням оригинальных проектов и идей. Это, прежде всего, Фонд содействияразвитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Он способствуетформированию и развитию малых предприятий, предоставляя средства на проведениеисследований и разработок, а также на коммерциализацию продукции малыхпредприятий.
Среди инициатив Фонда следуетотметить программу поддержки инновационных проектов, начатую совместно сРоссийским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) в 2002 г., и программу«СТАРТ» по финансированию инновационных проектов, находящихся наначальной стадии развития. Формат программы «СТАРТ» во многом похожна механизм американской программы поддержки малого наукоемкого бизнеса SBIR (Small Business Innovation Research). Он включает в себяпервую, «посевную» стадию для проведения НИОКР, разработки прототипаи показа коммерческих перспектив проекта. На второй и третьей стадияхреализации проекта эти работы ведутся в больших масштабах, но с привлечением ибольшей доли внебюджетных средств.
По аналогичной схеме работаетОАО «Московский комитет по науке и технологиям». Это общество, вотличие от Фонда содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере, может войти в уставный капитал компании и нести еёкоммерческие риски. Большинство остальных государственных фондов работаеттолько на стадиях НИР или, в лучшем случае, ОКР.
Полагаю, что поскольку во многихведущих индустриально развитых странах мира государственные фонды играютогромную роль в деле создания эффективной инновационной системы, финансовыерезервы госфондов должны быть во много раз увеличены, и стать одним из основныхрычагов построения конкурентоспособной экономики России.
Третью группу участниковроссийского рынка инноваций представляют агентства по трансферту технологий. Этисубъекты инновационного рынка в основном пока концентрируют свою деятельностьисключительно на приобретении технологий для их последующей перепродажи зарубеж при минимальном развитии этих технологий. Примерами могут служить такиеагентства по трансферту технологий, как Spirit, «Техноконсалт»,некоммерческие агентства Frauen-l hofer Management Gesellschait mbH, TACIS, INCO, UNIDOJ CRDF, компании с ярко выраженной национальной ориентацией,такие как Jastero (работает на японский рынок) или — 1«Седико» (работает на Египет).3.2 Российские промышленные корпорации
Следующая группа участниковроссийского рынка инноваций — российские промышленные корпорации. Онисамостоятельно инвестируют средства в технологии, а также создают фонды,специализирующиеся на новых технологиях. Это, прежде всего «ЮКОС»,«Газпром», «Норильский никель», «Стройтрансгаз»,«ТНК», «Русал», АФК «Система». Каждая изкорпораций ведет исследования в интересующей ее отрасли, непосредственносвязанной с основным бизнесом, поддерживает соответствующие НИИ. Из наиболееизвестных фондов назовём:
Фонд поддержки ученых («ФондАбрамовича») занимается поддержкой исследовательских проектов;
венчурный фонд компании «Базовыйэлемент» (создани отложено на неопределенное время);
NEF (New Economy Fund) — создан совместно группой«Интеррос» и компанией Aparters. Деятельностьфонда заморожена ввиду неясности инвестиционной стратегии;
«Система-Венчур» — инновационноеагентство при АФК «Система», включающее в себя венчурный фонд,подразделение по управлению интеллектуальной собственностью корпоративными технопарками.Занимается венчурными проектами с одно-, двухгодичной возвратностью средств. Такжеинвестирует в некоторые перспективные технологии путем поддержки дорогостоящегопатентования;
венчурный фонд, созданный приучастии российского частного инвестиционного фонда RuNet Holding, Intelи Международной финансовой корпорации (IFC). Основноеполе деятельности — поддержка компаний, которые создадут питательную среду длясбыта продукции и продвижения услуг компании Intel;
«Альфа-Групп» создалавенчурный фонд «Русские технологии» с первоначальным объемом 20 млн. дол.Фонд инвестирует в малые инновационные компании и команды разработчиков совместнос другими венчурными фондами, а также под заказ иностранных заказчиков, вчастности израильских;
концерн «Техснабэкспорт»,крупнейший поставщик обогащенного урана на мировой рынок, и корпорация «Аэрокосмическоеоборудование» на паях с государственным Венчурным инновационным фондомобразовали венчурные фонды с капиталом 10 млн. дол. каждый.
Посредством фондов корпорациивыходят на новые рынки и закрепляются в незнакомых технологических нишах,апробируют наиболее рискованные проекты. По данным аналитиков журнала «Эксперт»,объем ставших известными на рынке сделок с венчурными компаниями вырос с 17 млн.дол. в 1999 г. до 40 млн. дол. в 2003 г.
Российские корпорациисамостоятельно инвестируют в технологии как путем финансирования НИОКР подзаказ, так и проводя их в собственных НИИ и конструкторских бюро. Например,только «Газпром» контролирует более двадцати научных центров. Этицентры достались компании по наследству со времен Советского Союза, и внастоящий момент в своем большинстве не соответствуют потребностям корпорации. Основныеисследовательские работы носят ярко выраженный отраслевой характер. Этоисследования, либо направленные на повышение качества разработки месторождений,либо на изготовление оборудования, позволяющего существенно повысить эффективностьдобычи ископаемых или энергоносителей. Примерно такая же ситуация наблюдается вдругих компаниях, эксплуатирующих природные запасы: «ЮКОС» (имееттакже собственный инжиниринговый центр), «ЛУКойл», «Сибнефть»,«ТНК», «Интеррос», «Базовый элемент».
Принято считать, что российскийбизнес, сложившийся на базе добычи и первичной переработки сырья иторгово-посреднической деятельности, не склонен к инновациям. В доказательствоприводятся следующие цифры. Например, по данным Института народнохозяйственногопрогнозирования РАН, 65% российских предприятий расходуют на исследования менее1% своего оборота, а более 4% — лишь 15% предприятий. Уважая приведенные факты,отметим, что по мере своего развития компании предъявляют спрос на инновацииразного типа, в том числе и не связанные прямо с НИОКР.
Можно условно выделить четырестадии инновационного развития, которые проходят крупные российские предприятияв процессе своего роста (приложение Б).
Сегодня большинство российскихпроизводственных компаний находятся на второй стадии инновационного развития. Лишьнемногие начинают выходить на третью. Время от времени поступают сигналы о том,что одна, то другая корпорация демонстрирует попытки освоения тех или иныхэлементов четвертой, «инновационно-технологической» стадии.
Проведенный анализ показал, чтокрупный бизнес в России в своем подавляющем большинстве не хочет и не умеетэффективно работать с инновационными проектами. Менеджеры крупного бизнесаповерхностно знакомы со способами управления инновационным бизнесом, конкретныемеханизмы такого управления ещё не выработаны. Это означает, что государство влице Министерства науки и образования РФ, Министерства экономического развитияи торговли РФ и других государственных агентств и ведомств должно проявитьинициативу и создать различные стимулы для прихода капитала в сферу инноваций.3.3 Малые инновационные компании
Малые компании в России возниклис началом реформ в начале 90-х годов. В 2004 г. в стране насчитывалось 22,5 тыс.малых предприятий, относящихся к научно-технической сфере. Реально работало неболее 15 тыс., и объём произведённой ими продукции, по данным Министерстваобразования и науки РФ, составил 872 млн. дол.
Происхождение этих фирм былосамое разное: отколовшиеся от развалившихся советских институтов лаборатории иотделы, получившие самостоятельный статус; целенаправленно созданные крупнымиинститутами дочерние компании; внедренческие предприятия, созданныеавторами-разработчиками технологий для продвижения на рынок своей разработки. Начинаютпоявляться и фирмы, специально развиваемые предпринимателями, имеющими опыткоммерциализации технологий, в расчете на привлечение зарубежных венчурныхинвестиций.
Развитие малых инновационныхкомпаний идет в весьма жестких условиях, связанных с минимальным интересомкрупных российских корпораций к технологическим инновациям, отсутствием системыдоступа к кредиту и венчурному капиталу, неразвитой инфраструктуры иинновационной деятельности. Из всех форм государственной поддержки таких компанийможно отметить только Фонд содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере, за 10 лет существования, которого прямая финансоваяподдержка оказана более чем 2500 фирмам на общую сумму свыше 2200 млн. руб. Тольков последние годы стали создаваться инновационно-технологические центры врегионах, оказывающие услуги по созданию и инкубированию малых предприятий впервые годы их жизни.
Результатом воздействия этихнеблагоприятных условий стало то, что за последние 5 лет число малых инновационныхпредприятий не только не растет, но даже сократилось. Однако оборотной сторонойэтого давления неблагоприятных обстоятельств стало то, что выдержавшие егокомпании приобрели колоссальный опыт рыночного существования и квалификацию впродвижении наукоемких продуктов на рынок.
Некоторым выдающимся личностям,несмотря на все трудности переходного периода, удалось не только организоватьвысокотехнологичное производство, но и выйти на мировой рынок. В табл.3представлено несколько известных примеров того, как предприниматели с нулясумели развить бизнес, основанный на высоких технологиях.
Таблица 3 — Примерыуспешной коммерциализации российских технологийКомпания Характеристика
«NT-MDT»,
г. Зеленоград Работает в области нанотехнологий. Основана В. Быковым, является одним из мировых лидеров по производству сканирующих зондовых микроскопов. К началу 2004 г. уже 400 приборов были успешно инсталлированы почти во всех научных и индустриальных центрах Азии и Северной Америки «Genesis» Компания создана российскими программистами и физиками в США, специализировалась на выпуске программного обеспечения и коммуникационного оборудования. Была приобретена Alcatel за 2,5 млрд. дол. «Tetris» Корпорация Nintendo заработала на продаже игры более 1 млрд. дол.
Малый инновационный бизнес — этоосновная питательная среда не только для российской экономики в целом, но и длякрупного бизнеса в частности. Ежегодно такие компании, как Microsoft,Intel, Sun и LGи многие другие, скупают сотни перспективных представителей малогоинновационного предпринимательства и тем самым обеспечивают свою выживаемость.3.4 Международные корпорации
Сфера их интересов такова. Однизанимаются скупкой технологий и переманиванием перспективных ученых и специалистов.Другие скупают малые инновационные компании. Третьи открывают собственныеспециализированные исследовательские центры. В приложении В представленынаиболее активные иностранные компании и сфера их интересов в России.
Компании Daimler Chrysler, Dow Chemicals, Dupont,Mobil Technology,Sun Microsystems,Silicon Graphics,Bell Labs Apple, Nintendoосуществляют поиск и приобретение технологий в России через своипредставительства в университетах и свои официальные торговые структуры.
Точные размеры капиталовложениймеждународных корпораций в российские технологии оценить вряд ли возможно. Высокиетехнологии — область стратегических интересов любой компании, и далеко некаждая фирма готова раскрыть информацию о конкретных сделках по покупкеинтересующих ее опытных образцов и о результатах НИОКР. Тем не менее, некоторыецифры все же доступны. Так, посостоянию на 2001 г., Boeing вложил в свои исследовательские проекты 2,5 млн. дол.,Intel — 7 млн. дол., a Motorola — 1,5 млн. дол.
Такого рода исследовательскаядеятельность международных компаний положительно влияет на развитиеконкурентоспособной инновационной системы, поскольку российские ученые ипростаивающие НИИ и КБ получают бесценный опыт работы именно в тех направленияхи исследованиях, которые действительно сегодня востребованы в мире. Этопозволяет избежать полного исчезновения целых научных направлений и обеспечитьприток молодых ученых, которые, несомненно, в будущем будут востребованы вРоссии — по мере восстановления отечественной промышленности.
Еще одним потенциальноперспективным участником инновационного сектора России могут быть крупныеиностранные технологические венчурные фонды, которые давно уже присматриваютсяк России, но пока еще не нашли подходящих механизмов работы. Это такие известныелидеры мирового венчурного бизнеса, как Kleiner Perkins, Caulfield Byers, Accel Partners, New Enterprise Associates и Draper Fisher Jurvetson.
К сожалению, отечественныйбизнес в своем подавляющем большинстве пока еще не созрел для серьезной работыс высокими технологиями.
К сожалению, в своем подавляющембольшинстве фонды этих всемирно известных финансовых институтов почти неинвестировали в инновационный бизнес. Международные венчурные фонды, хотя ипроявляют видимый интерес к нашей стране, пока не провели в России ни однойсерьёзной сделки. Очевидно, что до тех пор, пока российские предпринимателисами не покажут примера успешной работы с венчурными инновационными проектами,зарубежный Венчурный капитал не будет всерьёз заинтересован работать в России [12].
Заключение
Современная Российская правоваяконструкция организации и управления акционерным обществом сформировалась наоснове западного законодательства и, прежде всего американского. В деловойобиход прочно вошли такие понятия как «компания» и «корпорация»,которые стали синонимами акционерного общества.
Несомненно, что корпорации насегодняшний день выполняют существенную роль. Они помогают выжить предприятиям:сохранить кадры, научные подразделения, социальную инфраструктуру, обеспечитьматериально-техническое снабжение, сбыть готовую продукцию.
Корпорация может выступать какчастная фирма и как государственное предприятие. Благодаря этому сталовозможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновлениеассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.
В данной работе отражена попыткасистематизировать экономические знания о корпоративных организациях, описатьроссийскую специфику функционирования этой хозяйственной структуры. По ходувыполнения задания изучены факторы развития и финансовая деятельностькорпораций, а также рассмотрена особенность организации и управления, освещенынекоторые инновационные процессы.
Это помогает углубитьтеоретические познания в данной области, расширить практические навыки приработе в акционерных обществах.
Литература
1. Акционерное дело: Учебник / Под ред. В.А. Галанова. — М.: Финансы истатистика, 2003. — 544 с.
2. Афоничкин А.И., Андрющенко И.В. Управление финансами корпораций // Финансыи кредит. — 2005. — № 36. — С.15-19.
3. Бурцев В.В. Комплексный экономический анализ корпорации // Современныйбухучет. — 2006. — № 9. — С.37-45.
4. Бурцев В.В. Комплексный экономический анализ корпорации // Современныйбухучет. — 2006. — № 10. — С.31-38.
5. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро — и макроэкономика. Энциклопедическийсловарь / Под общей ред.Г.С. Вечканова. — СПб., Издательство «Лань», 2001.- 352 с.
6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х т. /Общая редакция В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1994. Т.1.349 с.
7. Гончаров В.В. Создание и функционирование акционерных компаний. — М.: МНИИПУ,1998. — 112 с.
8. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ: Учеб. — практ.4. Пособие.- 2-е изд., испр. И доп. — М.: Дело, 2001. — 376 с.
9. Конев И. Факторы развития корпорации // Человек и труд. — 2005. — № 4. — С.81-84.
10. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — XVIII, 558 с.
11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.:Издательство НОРМА, 2003. — 572 с.
12. Шеховцев М.В. Венчурные фонды, крупные корпорации и малые инновационныепредприятия. // ЭКО. — 2006. № 2. — С.58-75.
Приложение А
Таблица 3 — Необходимые условия успешной работы венчурного фонда в РоссииУсловие Комментарий Тесная связь с источниками, генерирующими новые инновационные проекты Должна быть выстроена надежная система взаимодействия крупных корпораций с научными центрами, университетами, НИИ и КБ. Взаимодействие может быть организовано через инфраструктурные решения в виде создания инновационно-технологических центров, корпоративных технопарков и представительств. Высококачественная технологическая экспертиза Критически важно, особенно на первичной стадии отбора проекта, понять перспективы технологии и ее возможное применение в экономике. Для этого в рабочем режиме необходимо иметь возможность получать заключения наиболее известных и авторитетных ученых и исследователей в соответствующей научной области знаний. Доступ к дешевым и долгосрочным деньгам для финансирования НИОКР Далеко не все проекты находятся на стадии готового демонстрационного образца. Поэтому для завершения НИОКР нужен источник финансовых средств, который фонду не всегда удобно покрывать за свой счет. Доступ к рынкам сбыта продукции Хорошо, если в первые, самые трудные годы работы новой компании ей была бы предоставлена поддержка в виде небольшого, но гарантированного заказа Маркетинговая и производственно-технологическая экспертиза Необходимо привлекать экспертов, хорошо знающих не только технологическую область, но и рынки сбыта продукции. Хорошо, если сотрудники фонда (или управляющей фондом компании) могут привлечь профессионалов, занятых в других подразделениях корпорации, которая владеет фондом. Если же фонд независим — привлечь специалистов гораздо трудней Компетенция менеджмента фонда в производственно-технологических вопросах Для менеджмента фонда необходимы не только высокая компетенция в финансовых и инвестиционных вопросах, но и знание производственных процессов. Они должны владеть ситуацией на высокотехнологичных рынках и знать, какие технологии и технологические рынки наиболее перспективны Выход на международные технологические рынки сбыта и интеграция с потенциальными потребителями технологических Речь идет о крупных промышленных корпорациях, занимающихся скупкой перспективных проектов и команд разработчиков, инвестфондах и других институциональных инвесторах
Приложение Б
Таблица 6 — Стадии инновационного развития крупных российских предприятийСтадия Характеристика Организационно-технические инновации Структурируются отношения между подразделениями, вводится планирование и бюджетирование, обновляются кадры, компьютеризируется обработка управленческой информации, внедряются ERP-системы «Рыночные» инновации Выстраиваются сбытовые и распределительные сети, логистические цепочки, маркетинговая политика, возможно образование вертикально-интегрированных холдингов, меняются упаковка и дизайн продукции, обновляется и расширяется ассортимент продукции Модернизация Обновляется оборудование, закупаются готовые технологические линии и технологии, создаются исследовательские подразделения, задача которых — разрабатывать оригинальные продукты на базе заимствованных технологий, ведутся поиски новых незанятых рыночных ниш, внедряются системы автоматизированного проектирования Инновационно-технологическое развитие Ведутся поисковые НИОКР, создаются корпоративные НИИ и венчурные фонды, привлекаются профильные научные коллективы, скупаются малые инновационные компании, проводится диверсификация в сторону высокотехнологичных быстроразвивающихся сегментов рынка, ведется активная патентно-лицензионная политика
Приложение В
Таблица 8 — Сферыинтересов международных компаний в области высоких технологий в РоссииКомпания Сфера интересов Организации в РФ Boeing Аэрокосмическая отрасль (аэродинамика, механика, создание нового среднема-гистрального самолёта)
В 1993 г. создан исследовательский центр
в России, сотрудничество более чем с 18 НИИ и КБ Intel Программное обеспечение, микроэлектроника
В 2000 г. на основе компании NST Lab (Нижний Новгород)
создан исследовательский центр. В 2005 г.
компания открывает второй центр.
Сотрудничество с российскими НИИ осуществляется
с 1993 г. Motorola Программное обеспечение, микроэлектроника
В 1997 г. создан центр по разработке программного
обеспечения в Санкт-Петербурге. Первые контакты
с российскими учеными установлены в 1993 г. Samsung Микроэлектроника, телекоммуникации, программное обеспечение
Созданы несколько исследовательских центров,
в том числе в Москве General Electric Авиадвигатели и энергетическое оборудование
Исследовательский центр (более 50 человек).
На контрактной основе ведутся НИОКР с 10 НИИ,
всего в НИОКР вовлечены в России и СНГ
около 300 научных сотрудников Airbus Аэрокосмическая отрасль
Планируется открыть в России проектный центр и
начать совместную работу с российскими НИИ Bell Labs Программное обеспечение для цифровых систем передачи данных
Программное обеспечение для цифровых
систем передачи данных Mobil Technology Моделирование нефтяного потока в пористых средах
На контрактной основе проводится научное
исследование в Снежинске (бывший Челябинск-70).
Подписано соглашение с Всероссийским
научно-исследовательским институтом
теоретической физики, Институтом математического
моделирования и Институтом вычислительной
математики РАН