Содержание:
Введение 3
Кредитно-банковская система 4
Цели денежно-кредитной политики. 8
Методы и типы монетарногорегулирования. 10
Результаты денежно-кредитной политики. 14
Сущность и формы кредита 19
Коммерческий кредит 19
Банковский кредит 20
Межхозяйственный кредит 20
Потребительский кредит 20
Ипотечный кредит 20
Государственный кредит 21
Международный кредит 21
Заключение 22
Литература 23Введение
Одним из наиболее необходимых условийэффективного развития народного хозяйства, является формирование четкогомеханизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловуюактивность, контролировать деятельностькоммерческих банков, добиватьсястабилизации денежного обращения. Таким образом, главной целью денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы помочь экономике в достижениибольшого объема производства,характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и экономическим ростом.
Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективнофункционировать Кредитно-банковская система
Составляющими кредитной системы являются:
· совокупность кредитно-расчетныхотношений, форм и методов кредитования;
· система кредитно-финансовыхинститутов.
Кредитная система как совокупностькредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходыи сбережения различных слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам,правительству и частным лицам.
Основой кредитной системы исторически являютсябанки. Кредитно-финансовые институты подразделяются на:
1. центральныебанки;
2. коммерческиебанки;
3. специализированныекредитно-финансовые институты.
Центральные банки — это банки, осуществляющиевыпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в нейособое место и являются, как правило, государственными учреждениями.
К основным функциям центрального банка относятсяследующие:
1. Эмиссионнаяфункция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходимадля значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы,которая должна иметь средства окончательного погашения долговых обязательств.
2. Функцияаккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, то естькаждый банк — член национальной кредитной системы обязан хранить на резервномсчете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру еговкладов. Одновременно Центральный банк является хранителем официальныхзолотовалютных резервов страны.
3. Функциякредитования коммерческих банков, характерная для социалистической экономикипри государственной монополии на кредитную деятельность, а также дляпереходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частныхфинансовых институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, гдеподобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовыхтрудностей.
4. Предоставлениекредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов.Центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций. Крометого, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами,предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочныхссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят попоручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой.
5. Клиринговаяфункция или функция проведения безналичных расчетов. Так, в ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступаяпосредником между коммерческими банками, расположенными в разных районахстраны.
Коммерческие банки представляют собой частные игосударственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованиюпромышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет техденежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.
Выделяют несколько их функций:
1. Аккумулированиебессрочных депозитов, или ведение текущих счетов, и оплата чеков, выписанных наэти банки.
2. Предоставлениекредитов предпринимателям.
Особая заслуга коммерческих банков также состоитв осуществлении расчетов в масштабах всего национального хозяйства. На базе ихопераций возникают кредитные деньги ( чеки, банковские векселя).
Специализированные кредитно-финансовые институтывключают банковские и небанковские организации, специализирующиеся наопределенных видах кредитования. Так, внешнеторговые банки специализируются накредитовании экспорта и импорта товаров, а ипотечные банки и компании — напредоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и строений).
К системе кредитно-финансовых институтовотносятся:
1. Инвестиционныебанки, занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью, то есть проводящиеоперации по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этодоход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, какправило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческихбанков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различныхотраслей хозяйства. На сегодняшний день в России они немногочисленны.
2. Обширная группасберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной политике, благодаря привлечению мелкихсбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.
В Российской Федерации среди сберегательныхучреждений доминирует сбербанк РФ (имеет 42 тысячи отделений).
3. Страховые компании для которых характерна специфическая форма привлечения средств — продажастраховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации иакции других компаний, государственные ценные бумаги.
4. Пенсионные фонды,которые различаются по организации, управлению и структуре активов. Так,имеются застрахованные пенсионные фонды, (управляемые страховыми компаниями) инезастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности — банками),фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсиивыплачиваются из текущих поступлений и доходов) и многие другие.
5. Инвестиционныекомпании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) ииспользующие полученные средства для покупки ценных бумаг народного хозяйства.Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так какиз-за значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия)достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потерисбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Так,инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущности, тожеинвестиционными компаниями.
Таким образом, кредитная система состоит,во-первых, из банковской системы, имеющей обычно два уровня:
1. центральный банк;
2. коммерческиебанки.
И, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов,занимающих третий и четвертый ее этажи.
Многоуровневость и сложность взаимосвязей внутриданной структуры создает возможности для ее широкого использования, позволяетсвоевременно вводить в действие большой набор различных кредитно-денежныхрычагов регулирования, воздействовать на экономический механизм как на систему.Из чего следует комплексный характер кредитной политики.
Цели денежно-кредитной политики
Основополагающейцелью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общегоуровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с цельюстабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости иуровня цен.
Первоначально основной функциейцентральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее времяэта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, чтоналичные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором стоит всяоставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссииналичных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любаядругая.
Осуществляя денежно-кредитнуюполитику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческихбанков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитованияэкономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепленияденежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубокихстратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток упредприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другойстороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и,как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютногоположения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политикадолжна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во второмслучае — на ее сокращение, переходу к политике «дорогих денег»(рестрикционной).
С помощью денежно-кредитногорегулирования государство стремится смягчитьэкономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктурыгосударство использует кредит для стимулированиякапиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется каккосвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методамивоздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либооказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либоустанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметровдеятельности банков.
Методы и типымонетарного регулирования.
Механизм денежно-кредитногорегулирования во многом зависит
от форм организации банковскойдеятельности в стране и полномо-
чий Центрального банка. Существенноевлияние оказывают и иные факторы. Центробанк может использовать как прямые(административные), так и косвенные (экономические) методы воздействия надеятельность банков.
К административным методам относятся прямые ограничения
(лимиты) или запреты, устанавливаемыеЦентральным банком в отношении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методоввоздействия наиболее широко используются следующие виды ограничений:квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различныхкатегорий ссуд и на привлечение кредитных ресурсов, ограничение на открытиефилиалов и отделений, лимитирование размеров комиссионного вознаграждения итарифов за оказание различных видов услуг, определение процентных ставок,видов обеспечения, а также лицензирование отдельных направлений банковскойдеятельности (например, лицензирование операций с валютой и драгоценнымиметаллами).
Административные методы, какправило, используются в стра-
нах с развитой системойгосударственного планирования экономики. Российский Центробанк часто пытаетсясделать упор именно на административные методы.
К экономическим методамрегулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия,использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами (прежде всего, коммерческими банками),и не предполагает установление прямых запретов или лимитов. Выделяют три основные группы экономических методов управления денежным предложением:налоговые, нормативные и корректирующие. Использование налоговых методов неявляется функцией Центрального банка. Его прерогатива — нормативные икорректирующие методы.
К нормативным методам относятсявсе виды отчислений и коэф-
фициентов, обязательных к исполнению иустанавливаемых в виде
норматива. Нормативные методыприменяются путем установления и периодического пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде соотношения двух величин. Основным нормативным инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во многом определяет размер денежного мультипликатора.
Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения
кредитных операций Центральным банком(когда Центробанк выступает в качестве кредитора в последней инстанции) иопераций с ценными бумагами, которые могут проводиться по усмотрениюЦентрального банка в необходимых масштабах и с нужной периодичностью, за счетчего эффект достигается более быстро. Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью, возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на кредитно-депозитную эмиссию в зависимости отситуации.
Экономические методы в наибольшейстепени присущи экономике рыночного типа с сильными традициямивысококонкурентных рынков. В частности, Федеральная Резервная Система,осуществляя контроль за финансовыми посредниками, в настоящее время практически не использует административных методов.
В большинстве стран в целяхуправления и регулирования бан-
ковских операций Центральный банкориентируется в основном на
использование экономических методов,работая, впрочем, и с адми-
нистративными инструментами. Согласноустановкам официальной денежно-кредитной политики разрабатываются основныемероприятия по денежно-кредитному регулированию в каждый конкретный период,определяются наиболее эффективные в данный момент методы управления иинструменты воздействия на деятельность банков. Тактические действия накраткосрочных временных отрезках во многом определяются долгосрочнымистратегическими планами, не нарушая сложившейся системы приоритетов.
В действующем банковскомзаконодательстве нашей страны (ко-
торое, впрочем, пересматриваетсясейчас Государственной Думой)
юридически закрепляется переход отчисто административных к ис-
пользованию экономических методоврегулирования денежного обращения и кредитной эмиссии, уровня банковскихпроцентных ставок. Принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческимибанками построены так, чтобы минимизировать вмешательство государства вдействия субъектов рыночной экономики: Центральный банк не имеет прававмешиваться в текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие иконтрольные функции ограничиваются пределами действия соответствующих законови направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, но не тотальный контроль за банками второго уровня.
В сегодняшних условиях, напоминающих (правда, отдаленно)
рыночную экономику, инструментами реализации установок денежно-кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны стать минимальные резервных требования, определение размероврефинансирования коммерческих банков и установление учетной ставки, а такжеоперации на открытом рынке.
В зависимости от состоянияхозяйственной конъюнктуры Центральный банк делает выбор между двумя основнымитипами монетарной политики, для каждого из которых характерен свой наборинструментов и определенное сочетание экономических и административныхметодов регулирования.
Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика
(так называемая политика «дорогихденег») направлена на ужесто-
чение условий и ограничение объемакредитных операций коммерческих банков и повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и сопровождается увеличением налогов,сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями,направленными на преодоление инфляции. Рестрикционная денежно-кредитнаяполитика может быть использована не только в целях борьбы с инфляцией, но и длясглаживания циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистскаяденежно-кредитная политика сопровождается
расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, понижениемуровня процента. Иначе эту систему методов называют еще политикой дешевыхденег.
Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и
рестрикционного типа может иметьтотальный либо селективный характер. При тотальной монетарной политикемероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковскойсистемы, при селективной — на отдельные кредитные институты либо их группыили же на определенные виды банковской деятельности. Селективнаяденежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочноевоздействие в определенном направлении. При ее проведении практикуетсяиспользование следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование отдельных видов операций банков (или их групп, например порегионам), установление размеров вознаграждения коммерческих банков припроведении различных финансово-кредитных операций, регламентация условийвыдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установлениекредитных потолков.
Выбор типа проводимой монетарнойполитики, а соответственно
и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих
банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направленияденежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом.
Основными инструментами денежно-кредитной политики — средствами, при помощи которых планируется достичь поставленных целей — являются операции на открытом рынке, изменение резервной нормы и изменениеучетной ставки.
Результаты денежно-кредитной политики.
Монетарная политика должна, преждевсего, улучшать состояние экономики, изменять ее основные переменные: валовыйнациональный продукт, инфляцию, безработицу.
В настоящее время механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики, а такжецелесообразность различных стратегий ее реализации составляют предмет спорамежду экономистами. Представители кейнсианской, монетаристской и новой
классической школ выдвигают разныепредположения.
Кейнсианскую концепцию долгоевремя после второй мировой войны разделяло большинство экономистов. Правительства стран с развитой рыночной экономикой руководствовались рекомендациями кейнсианцев при осуществлении экономической политики. Однакозатем появились новые экономические теории, ставящие под сомнение выводы кейнсианцев, предлагающие иные методы. Такими теориями стали прежде всего монетаризм, атакже теория рациональных ожиданий.
Кейнсианцы полагают, что рыночнаяэкономика — внутренне неустойчивая система. Они считают, что капитализм необладает механизмом, обеспечивающим макроэкономическую стабильность. Постоянныедиспропорции между основополагающими экономическими параметрами вызываютциклические колебания занятости, цен, объема
производства. Поэтому государство, сточки зрения кейнсианцев, должно вмешиваться в хозяйственную жизнь,осуществлять различные регулирующие мероприятия, в частности проводитьдискретную денежно-кредитную политику.
Монетаристы же считают, что, напротив, рыночная экономика обеспечивает высокую степень экономической стабильности в силу своей гибкости. Все циклические процессы вызваны не слабостьюрыночных механизмов в плане поддержания стабильности, а ошибочными действиямигосударственных органов. Поэтому необходимо минимизировать государственныйсектор, а также избегать воздействия на рыночную систему посредством дискретной денежно-кредитной политики.
Кейнсианство и монетаризм базируются на основополагающих математических уравнениях. Кейнсианская теориявыводит на первый план совокупные расходы и их компоненты.
С + I + NX + G = ВНП — основноеуравнение кейнсианцев, где С — потребительские расходы населения, I — инвестиции, NX — чистый экспорт, G — государственные расходы. Суть этогоуравнения в том, что совокупный объем расходов покупателей равен общейстоимости произведенных товаров и услуг.
Монетаризм опирается на уравнениеИ.Фишера: M * V = P * Q,
которое чаще называют уравнением обмена. Здесь М - денежное предложение, V — скорость обращения денег вкругообороте продуктов и доходов, P — индекс цен, Q — физический объемнационального производства. Левая часть уравнения представляет собойсовокупные расходы покупателей, правая — совокупную выручку продавцов.
Кейнсианцы считают, что цепьпричинно-следственных связей между пересмотром стратегической концепцииденежно-кредитной политики и изменением номинального ВНП достаточно велика.Применение разнообразных монетарных инструментов вызовет изменение совокупныхрезервов банковской системы, что повлияет на денежное
предложение. Изменения в денежном предложении воздействуют на процентную ставку. Действительно, если денежнаямасса увеличивается, то кредит становится более доступным, предложениефинансовых ресурсов увеличивается, что понижает их «цену» – процентнуюставку. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эффект.
Изменение процентной ставкиизменяет эффективность инвестиционных проектов и оказывает влияние на суммарныйобъем капиталовложений. Во-первых, при заданном размере дохода на капитал,вложенный в инвестиционный проект, изменение процентных ставок меняетотносительную привлекательность вложений в производство и
в ценные бумаги. Во-вторых, припривлечении займов для осуществления крупномасштабного проекта, незначительное изменение процентной ставки может вызвать значительное изменение в абсолютномзначении суммы, необходимой для обслуживания кредита.
Суммарный объем инвестиций оказывает прямое влияние на номинальный валовый национальный продукт. Поэтомупосредством денежно-кредитного регулирования можно воздействовать на инфляциюи физический объем производства.
Кейнсианцы признают, что цепьпричинно-следственных связей между денежно-кредитными мероприятиями и состоянием экономики довольно сложна и велика. «Сбой» в одном иззвеньев может исказить первоначальный импульс. Для прогнозирования результатовденежно-кредитных мероприятий Центральному банку необходима исчерпывающаяинформация о характере взаимодействий между каждым из предыдущих ипоследующих звеньев цепочки, которую в реальных условиях получить простоневозможно. Поэтому изменение денежного предложения вызывает непредсказуемые последствия в масштабах экономики государства, что вызывает ее относительнуюнеэффективность по сравнению с фискальной политикой.
Монетаристы полагают, чтоизменение денежного предложения в гораздо большей степени определяет основные макроэкономические параметры, нежели считают кейнсианцы. Более того, денежноепредложение является важнейшим (практически единственным!) фактором,
определяющим занятость, уровень производства и инфляцию. Они предлагают совершенно иную цепочкупричинно-следственных связей, резко отличающуюся от кейнсианской. По ихглубокому убеждению денежное предложение непосредственно воздействует насовокупный
спрос, а не только определяет черезпроцентную ставку спрос инвестиционный. Считая, что скорость обращения денегстабильна (то есть сравнительно постоянна и легко предсказуема), они делаютвывод, что изменение денежной массы вызовет соответствующее приращение ВНП (что непосредственно следует из уравнения обмена).
Кейнсианцы подвергают сомнениюутверждение монетаристов о стабильности скорости обращения денег, что даетим основание оспаривать справедливость столь простого передаточного механизма,который рисуют монетаристы.
Тем не менее, основываясь наидеологических установках о естественной стабильности рыночной организации хозяйственной жизни, монетаристы не советуют использовать денежно-кредитные методы для реализации краткосрочных целей, поскольку этоприведет к дестабилизации экономики. Они предлагают монетарное правило,согласно которому денежное предложение должно расширяться теми же темпами,что и потенциального прирост реального ВНП, который, по мнению монетаристов, в странах с развитой рыночной экономикой составляет 3-5% в год.
Кейнсианцы оспаривают этопредложение. Поскольку, как они полагают, скорость обращения денег подверженаизменениям, постоянный ежегодный темп роста денежной массы может вызвать серьезныеколебания совокупных расходов, что приведет к экономической дестабилизации.Гораздо более пригодна дискретная денежно-кредитная политика, котораяпозволяет гибко корректировать глобальные макроэкономические процессы.
Помимо кейнсианства и монетаризма,существует еще одна экономическая теория, предлагающая свою интерпретациюрезультатов применения монетарных методов. Это теория рациональных ожиданий,базирующаяся на двух постулатах.
Во-первых, приверженцы теориирациональных ожиданий полагают, что все субъекты экономики абсолютнорациональны и абсолютно информированы. Это означает, что все фирмы идомохозяйства обладают знаниями о механизмах функционирования экономики, атакже проводящейся в конкретный период времени экономической политике,
и выдвигают безошибочные прогнозы о еерезультатах. Кроме того, они оптимизируют свое поведение в системе бизнеса, используя имеющиеся знания и максимизируя свою выгоду.
Во-вторых, все рынки в системебизнеса являются рынками совершенной конкуренции, гибкими в плане повышения ипонижения цен на все без исключения товары и услуги в соответствии с взаимодействием спроса и предложения. При этом спрос и предложениемгновенно реагируют на все изменения внешней среды.
Такое упрощение реальных условийпозволяет сделать заключение о полной неэффективности денежно-кредитнойполитики. В самом деле, любое изменение денежного предложения будет порождать адекватное изменение цен, ведь каждый субъект экономической системыбудет мгновенно их пересматривать, стремясь застраховать
себя от нежелательных последствий. Его стратегия безупречна: ведь он безошибочно предсказывает будущее!. Использовать такую информацию для получения личной выгоды он не может, ведь все контрагенты этого субъекта обладают той же информацией. Каждый реализуетсвою экономическую свободу, что приводит к установлению консенсуса интересов. В итоге получается абсолютно устойчивое равновесие экономической системы вплане нечувствительности к мерам денежно-кредитной политики.
Изменение денежной массы не окажетникакого влияния на реальный национальный продукт и занятость и лишьобернется инфляцией или дефляцией. Поэтому сторонники теории рациональных ожиданий тоже поддерживают монетарное правило. Однако в качестве их аргументоввыступает не положение о недостаточной информирован-
ности денежных властей, выдвигаемоемонетаристами, а, напротив, суждение об абсолютной информированности субъектовсистемы бизнеса.
У кейнсианцев и монетаристов естьмного серьезных возражений, ставящих под сомнение теорию рациональных ожиданий.В самом деле, если даже высококвалифицированные профессиональные экономистыошибаются, предсказывая неверные последствия экономических маневровгосударства, да и вообще любых изменений во внешнем окружении, разве можноутверждать, что каждый способен делать абсолютно точные прогнозы.
Кроме того, представляетсяочевидным, что далеко не все рынки на данном этапе развития человеческогосообщества (даже в таких странах, как США), являются высоко конкурентными.Помимо этого, имеется достаточно эмпирических свидетельств воздействиямонетарной политики на реальный ВНП.
В настоящее время большинствоэкономистов признают достаточно убедительными аргументы как кейнсианцев, так имонетаристов. В меньшей степени это относится к теории рациональных ожиданий.
Центральные банки стран с развитойсмешанной экономикой руководствуются в практической деятельностирекомендациями, предлагаемыми и кейнсианской, и монетаристской экономическимитеориями. В реальной действительности приходится искать компромисс
между суждениями, находить оптимальноерешение, учитывая различные аргументы, рассматривая несколько стратегическихсценариев. Правда, основной упор делается на кейнсианскую стабилизационнуюдискретную денежно-кредитную политику. Хотя в некоторых странах вводилось вдействие и монетарное правило.
Сущность и формы кредита
В рыночной экономике непреложнымзаконом является то, что деньгидолжны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные средства должнысразу поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность вдополнительных капиталовложениях.
Кредит представляет собой движениессудного капитала, осуществляемоена началах срочности, возвратности иплатности.
Кредит выполняет важные функции вэкономике. Во-первых, кредит выполняетперераспределительную функцию. Благодаря ему частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются вссудный капитал и направляется в прибыльные сферы народного хозяйства.
Во-вторых, кредит содействует экономии издержек обращения. В процессеего развития появляются разнообразные средства использования банковских счетови вкладов ( кредитные карточки, различныевиды счетов, депозитные сертификаты ), происходит рост безналичного оборота, ускорение движения денежных потоков.
В-третьих кредит выполняет функциюускорения концентрации и централизации капитала. Кредит активно используется вконкурентной борьбе, содействуетпроцессу поглощений и слияний фирм.
4.1. Коммерческий кредит
Коммерческий кредит-это кредитпредоставляемый предприятиями, объединениямии другими хозяйственными субъектами друг другу. Коммерческий кредитпредоставляется в товарной форме путем отсрочки платежа. В большинстве случаевкоммерческий кредит оформляется векселем. Вексель – это ценная бумага, предоставляющая собой безусловноеденежное обязательство векселедержателя уплатить по наступлении срокаопределенную сумму денег владельцу векселя.
4.2.Банковский кредит
Банковский кредит – это кредитпредоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями ( банками, фондами и т.п.) любым хозяйственнымсубъектам ( частным предпринимателям, организациям и т.п.) в виде денежных ссуд. Банковские кредиты делятся накраткосрочные (до 1 года),среднесрочные (от 1 года до 5 лет ) и долгосрочные ( свыше 5 лет ). Эти кредитымогут обслуживать не только обращение товаров, но и накопление капитала.
4.3.Межхозяйственный кредит
Межхозяйственный кредит — предоставляется хозяйствующими субъектами друг другу путем, как правило, выпуска предприятиями и организациями акций, облигаций, кредитных билетов участия и других видов ценных бумаг. Этиоперации получили название децентрализованного финансирования (выпуск акций) икредитования (выпуск облигаций и других ценных бумаг) предприятий.
4.4.Потребительскийкредит
Потребительский кредит –предоставляется частным лицам на срок до 3 лет при покупке прежде всегопотребительских товаров длительного пользования. Он реализуется или в формепродажи товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины, или в форме предоставлениябанковской ссуды на потребительские цели.
4.5.Ипотечныйкредит
Ипотечный кредит — предоставляется ввиде долгосрочных ссуд под залог недвижимости. Инструментом предоставлениятаких ссуд служат ипотечные облигации, выпускаемые банками и предприятиями. Ипотечный кредит используется дляобновления основных фондов в сельском хозяйстве и способствует концентрациикапитала в этой сфере.
4.6.Государственный кредит
Государственный кредит – представляетсобой систему кредитных отношений, вкоторой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств.Источником средств государственного кредита служат облигации государственныхзаймов, которые могут выпускаться не толькоцентральными, но и местными органами власти.
Государство использует данную формукредита прежде всего для покрытия дефицита государственного бюджета.
4.7.Международныйкредит
Международный кредит – представляетсобой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений.Международный кредит предоставляется в товарной или денежной форме. Кредиторамии заемщиками являются банки,частные фирмы, государства, международные и региональные организации.Заключение
Денежно-кредитная политика – один измощнейших инструментов экономической политики, которая находится в распоряжении государства.
В идеале денежно-кредитная политикадолжна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечныецели.
Результатымонетарного регулирования по-разному расцениваются в кейнсианской и монетаристскойтеориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, чтодискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силевоздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономическойактивности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного правилаи отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказываетвоздействия на реальный ВНП.
Использованнаялитература:
Курс экономической теории под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров “ АСА “ 1998
Шанаев В.Н. “ Денежные и кредитные системы России “ М., Наука 1998
Макконелл К.Р., Брю С.Л. — Экономикс2 т. М.: Республика, 1992 год
СимоновВ. В. Кредитная система и государственное регулирование // Деньги и кредит.1992. № 4.
Основыэкономической теории под ред. Камаева В.Д. М., изд. МГТУ им. Н.Э Баумана 1997