Реферат по предмету "Экономика"


Кризис российской экономики и пути выхода из него

Введение
Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великихэкспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистическогообщества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедахвиноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Этодалеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. Кдевяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. Сначала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике необойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановуюэкономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спадапроизводства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономическиепрограммы предоставляли такую возможность («500 дней» например).
История сложилась иначе, и руководству России пришлось неперестраивать экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайносложной задачей: СССР представлял собой единый экономический организм, ахозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-административнымиметодами экономику ужу было невозможно, а новых механизмов еще не было. В этихусловиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположнуюплановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программыдействий – концепцию монетаристов. По прошествии семи лет с начала реформ,представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какиедействия дали положительный эффект, какие провалились из-за искажения их вроссийских условиях, и что было ошибочным с самого начала.
Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике.
Под переходной экономикой понимается процесс перехода откомандно-административной к рыночной экономике. Особенностью переходнойэкономики является то, что ни один из механизмов координации намеренийхозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное планированиеуже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере.Рыночные реформы включают в себя три этапа: макроэкономическое регулирование,приватизацию и структурные реформы.
Независимо от программы проведения рыночных преобразований, они немогут осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики. Оназаключается в поддержании объема производства и занятости на естественномуровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки) совокупногоспроса или совокупного предложения, не допускать перегрева экономики илиглубокого спада.
Это, однако, характерно для стран с уже сформировавшейся рыночнойэкономикой. В странах, переходящих к рынку или восстанавливающих егофункционирование под макроэкономической стабилизацией понимается прежде всегопреодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной диспропорциональности. Самоеяркое ее проявление  — высокая инфляция (галопирующая или гиперинфляция). Вовсех странах, переходящих к рынку – в России, странах СНГ, государствах Восточной Европы, а также Чили, Мексике, Бразилии – наблюдается (илинаблюдалось) сильнейшее расстройство финансовой системы, обесценениенациональной валюты и катастрофическое бегство от нее.
Причина таких явлений – гипертрофия государственного вмешательствав экономику.
Причины дефицита государственного бюджета, финансируемого за счетвключения печатного станка, могут быть разные: огромные военные расходы,«стройки века», субсидирование государством многочисленных убыточных предприятий,популистские социальные программы. Ни в одном из случаев хозяйствующие субъектыне сталкиваются с жестким бюджетным ограничением ни на микро-, ни намакроуровне.
Часто можно встретиться с утверждением, что финансовая икредитно-денежная система СССР была сбалансированной, а инфляция – эторезультат начатой в 1992 г. реформы. Однако инфляция может проявляться как воткрытом, явном росте цен, так и быть подавленной. Подавленная инфляциявыражается в дефиците, ухудшении качества товаров, очередях. Из-за постоянногодефицита товаров у населения появляются вынужденные сбережения, ввидуневозможности потратить деньги. Это способствует образования денежного навеса — избыточной денежной массы, что способствует инфляции. Таким образом, в январе1992 г., в связи с либерализацией цен инфляция в России перешла из подавленнойформы в открытую.
При разнообразии теоретических подходов и программ экономическойстабилизации, можно выделить два основных сценария: ортодоксальный инеортодоксальный.
Ортодоксальный сценарий стабилизации – совокупностьмакроэкономических мероприятий, включающих минимизацию бюджетного дефицита,проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальнойденежной массы или обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен.Если эти мероприятия проводятся быстро, то они называются «шоковой терапией».
Согласно этому сценарию, данные меры должны не растягиваться намного лет, а проводиться за 1-2 года, чтобы не дать сформироваться устойчивыминфляционным ожиданиям. Во-вторых, предполагается устранение или минимизациядефицита государственного бюджета. Опасен не только сам дефицит, но иинфляционные методы его финансирования. Можно покрывать дефицит за счет эмиссиии за счет займов у населения. Этот подход предполагает отказ от эмиссионногопокрытия дефицита. В-третьих, предполагается проведение жесткойкредитно-денежной политики, контроль над объемом денежного предложения,прекращение раздачи льготных кредитов. В-четвертых, предполагается вести борьбус инфляцией и инфляционным ожиданием при помощи так называемого номинального«якоря». Номинальный «якорь» – это макроэкономический показатель, которыйфиксируется на определенном уровне при осуществлении стабилизационных программ.В качестве «якоря» могут фиксироваться обменный курс валюты, предложение денег«номинальная денежная масса», номинальная заработная плата. Этимакроэкономические показатели действуют как якорь, удерживая на определенномуровне цены, не давая им сорваться в гиперинфляционный рост. ПоддерживаемыйЦентральным Банком страны фиксированный обменный курс помогает преодолетьнеопределенность и снизить инфляционные ожидания  бизнеса и домашних хозяйств.
Для достижения вышеперечисленных целей правительство должнодействовать в следующих направлениях:
Сокращение номинального предложения денег;
Либерализация цен;
Увеличение реального объема производства;
Снижение скорости обращения денег.
Уравнение MV=PY наглядно демонстрирует потенциальные пути устранения денежногонавеса. Первый пункт затрагивает показатель M, второй – показательP, третий – Y, и четвертый – V.
На практике, как правило, решаются две задачи: воздействие наденежную массу путем проведения денежной реформы или путем воздействия на ценыпосредством либерализации цен.
Денежная реформа очень часто наталкивается на следующий вопрос:как определить избыток денежной массы и конфисковать или заморозить денежныесредства населения и фирм? При этом, разумеется, недопустим социальный взрывиз-за конфискационного характера реформы.
Либерализация цен также уничтожает избыточную денежную массу, ноуже через повышение общего уровня цен. При этом рост цен может нагляднопродемонстрировать, каков был избыток денежной массы перед отпуском цен.
Другой процесс, приводящий к уменьшению бюджетного дефицита –повышение эффективности сбора налога и вообще реформа налоговой системы.Практически же страны, осуществляющие реформы, сталкиваются с эффектом Танзи –Оливера, то есть обесценение налоговых поступлений в госбюджет из-за высокихтемпов инфляции. В ходе макроэкономической стабилизации важнейшие принципыреформирования налоговой системы должны быть следующими:
Нейтральность налоговой системы. Это означает, что не должно бытьосвобождения и налоговых льгот для отдельных групп производителей илипотребителей под влиянием лоббистских групп. (При этом не подвергается сомнениюподдержка малоимущих, в том числе и в виде «отрицательного подоходного налога»)
Налоговые ставки должны стимулировать производство товаров иуслуг, а не вынуждать производителей переходить в теневую экономику.
Система исчисления и сбора налогов должна быть технически простой,то есть понятной для налогоплательщиков (для этого должно быть относительнонебольшое число налогов) и не требующая больших издержек по сбору налогов.
Налоги должны выплачиваться неукоснительно.
Успешная реализация этих пунктов будет способствовать повышениюсобираемости налоговых поступлений в бюджет.
Однако ортодоксальный подход далеко не всегда оказываетсяэффективным. Это зависит от экономических особенностей стран. В связи с этимнеобходимо рассмотреть другой сценарий макроэкономической стабилизации.
Неортодоксальный подход к макроэкономической стабилизации – этожесткая кредитно-денежная политика в сочетании с регулированием цен и доходов.В сущности, этот подход включает в себя методы ортодоксального сценария, но онадополняется контролем над заработной платой и ценами, т.е. использованиезарплатного «якоря» (фиксируется уровень номинальной заработной платы).
При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономическойстабилизацией и структурными реформами важнейшим элементом являетсяприватизация – переход государственного имущества в частный сектор экономики.
В странах с развитой рыночной экономикой приватизацияосуществляется в случае кризиса государственного сектора экономики, т.е.неэффективного распределения ресурсов при помощи государственноговмешательства. Проходит приватизация только в тех секторах экономики, где послеперехода собственности в частный сектор эффективность экономики возрастает (такнеразумно, например, приватизировать железнодорожный транспорт).
В бывших социалистических странах иная ситуация. Здесь речь идетдаже не о государственном секторе, а о монополизме государственнойсобственности – тотальном огосударствлении всех сторон хозяйственной жизни. Вотследствия этого явления:
затратный характер материального производства;
снижение или отсутствие стимулов к повышению производительноститруда;
застой в развитии техники и технологии;
иждивенчество, патернализм, как в сфере производственнойдеятельности, так и на уровне домашних хозяйств;
разрастание теневой экономики.
Таким образом, приватизация в переходной экономике служитреализации нескольких целей:
Экономической (повышение эффективности функционирования хозяйства)
Фискальной (увеличение доходов госбюджета за счет продажигосударственных предприятий в частные руки)
Социальной (обеспечение социального мира, особенно когда идет речьо бесплатной приватизации)
При проведении приватизации выделяют два основных подхода: платнаяи бесплатная приватизация.
Бесплатная приватизация. Практическая реализация ее состоит в том,что каждый гражданин страны наделяются приватизационными чеками – «ваучерами».
Платная приватизация. В этом случае государственная собственностьподлежит продаже по различным схемам. Главная идея – продажа государственногоимущества на аукционах за деньги.
Структурные реформы. Этот сектор, несмотря на то, что имеетсясходство в экономике постсоциалистических стран, следует рассматривать отдельнодля каждой страны.  Конкретно, на экономике России.
В экономике России за годы господства командно-административнойсистемы произошли серьезные структурные деформации:
практически полная монополизация всех отраслей предприятиямигосударственного сектора, вследствие чего многие из них неэффективны;
милитаризация промышленности и гипертрофия тяжелой индустрии;
отсутствие ценовых и прочих рыночных индикаторов, сделавшихневозможным процесс саморегуляции уровней спроса и предложение;
административная система распределения инвестиционных и прочихресурсов: застой сельского хозяйства, неразвитые сфера услуг и социальнаяинфраструктура.
Таким образом, реформирование экономики осуществляется с цельюликвидации этих дисбалансов. Можно говорить о макроэкономическом,межотраслевом, внутриотраслевом аспектах структурных преобразований.
Основные разногласия возникают, когда идет речь о методахреформирования. Есть два подхода: в первом упор делается на сформировавшиесярыночные механизмы, которые и без государственного вмешательства определятнаправление структурных реформ. Этот подход критикуют за то, что рыночныемеханизмы в переходной экономике весьма слабые и часто искажены пережиткамикомандно-административной системы. Поэтому, если пустить на самотек процессыпереориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг,демилитаризацию, повышение эффективности использования ресурсов, формированиеновой экспортной базы, то это может привести к катастрофическим последствиям:глубокому спаду производства, массовой безработице, потере страной научногопотенциала, криминализации общества. В конечном итоге это приведет кконсервации еще недоразвитой рыночной структуры и свертыванию реформ.
Согласно второму подходу, государство должно принимать активноеучастие в проведении структурных реформ. Оно должно взять на себя разработку ирешительное проведение в жизнь мер по приданию рыночным процессам направленногохарактера. Являясь единственным мощным институтом в постсоветском обществе,государство должно принять ответственность по выполнению следующих задач:
поддержание производства на жизнеспособных предприятиях, при этомодновременно должны свертываться заведомо нежизнеспособные предприятия;
обеспечение поддерживающих инвестиций, необходимых длябесперебойного функционирования основных систем жизнеобеспечения, а также дляпредотвращения технологических и экологических катастроф;
социальная поддержка работников, высвобождаемых с ликвидируемыхили реорганизуемых предприятий;
антимонопольное регулирование и содействие предпринимательству;
стимулирование экономически прогрессивных структурных сдвигов вэкономике;
поддержание частных инвестиций и банковского инвестиционногокредита;
содействие формированию внутренних инвесторов и привлечениеиностранных инвестиций
организация эффективного использования иностранных кредитов;
постепенное сближение структуры мировых и внутренних цен, а такжеактивное продвижение отечественной продукции на мировой рынок;
сохранение научно-технического потенциала и закладывание основдальнейшего экономического роста.
Таким образом, государство должно проводить весьма жесткуюполитику для последующего  осуществления рыночных преобразований.
Экономическиереформы в России.
Кредитно-денежнаяполитика.
Беспрекословное следование монетаристским концепциям привели кнеправильному пониманию многих идей.
Позиция о том, что эмиссия денег неизбежно ведет к инфляции, асокращение денежной массы позволяет остановить инфляцию и добитьсяпротивоположного эффекта привело к тому, что реформаторы стали рассматриватьлюбое сокращение денежной массы как абсолютное благо. Это справедливо, когдасуществует избыточная денежная масса, дальнейшее сокращение денежной массыведет к возникновению дефицита платежных средств, появлению денежныхсуррогатов, бартера. Возникает рынок без денег, а это в свою очередь ведет краспаду самого рынка. Производители, лишаются экономических ориентиров, безденег начинает неправильно работать система ценообразования: предпринимателируководствуются не доходами, спросом на товары, а инфляционными ожиданиями,неэкономическими мотивами.
Вторая причина провала кредитно-денежной политики реформаторов –монополизм системы, в которой проводится либерализация цен. Если в стране сразвитой сферой услуг, производства потребительских товаров бывает достаточнопросто отпустить цены, то российская экономика с мощным природно-сырьевымсектором и ВПК требует дополнительных мер.
Рыночная экономика не существует без либерализма цен, но она несуществует и без конкуренции. В экономике России в то время были и такие сферы,где уже существовала конкуренция, и где достаточно было освободить от контроляцены. В других отраслях демонополизация требовала месяцев, только после еепроведения было допустимо снятие контроля над ценами. В отраслях, гдедемонополизация растягивалась на годы или была вообще вредной, (естественныемонополии), следовало сохранять контроль над ценами или вводить налог насверхприбыль.
Правительство эти факторы не учитывало, и, похоже, проводилолиберализацию цен ради ее самой, как самоцель. В меморандуме российскогоправительства об экономической политике за 92 г. провозглашалось: «Важнонемедленно осуществить либерализацию цен на энергоносители», то есть позволитьестественным монополиям устанавливать цены.
Что произошло в результате? Предприятия-монополисты, на которых вто время не хватало специалистов, разбирающихся в рыночной экономике, повысилицены в несколько раз и заняли выжидательную позицию, не зная, как отреагируетрынок.
Еще одна причина спада производства при росте цен – это резкаядифференциация доходов населения. В промышленности соотношение среднейзарплаты  10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников в1996 г. составило 20,6 раза, в сельском хозяйстве этот показатель был равен 21,в строительстве — 25,1, в банковской деятельности – 26,3 раза. При отсутствии сильногорасслоения населения по уровню доходов предельная ценность денег примерноодинакова, и изменение цен существенно влияет на динамику спроса. Другое дело,когда в обществе появляется существенная группа потенциальных покупателей,готовых заплатить сколь угодно высокую цену за товар, т.н. «синдромдрагоценностей». Такая ситуация стимулирует продавцов, повышая цены, удовлетворять спрос этой группы населения за счет менее платежеспособной части.
Накопление кризисного потенциала происходило постепенно параллельнос кажущейся стабилизацией. Борьба с инфляцией путем ограничения денежной массыпривела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота:монетаризация экономики составила всего 10% ВВП (для развитых стран 70-75%ВВП).
Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращениясоциальных расходов и роста «отсроченной инфляции» (девальвации, неплатежей,внутреннего и внешнего долга и т.д.)
В России рост отсроченной инфляции происходил на фоне постоянногоповышения реальных ставок налогов и снижения их собираемости. Вследствиенепродуманной фискальной политики все большее число предприятий переходило втеневую экономику.
В 1997 г. около 40% экономики оказалось в теневом секторе. Вывозкапитала за рубеж составил 10-12 млрд. долларов ежегодно.
Все это время баланс бюджета поддерживался за счет роста«отсроченной инфляции». Каждый задержанный рубль бюджетных выплат оборачивалсяв 5-6 рублей неплатежей. Общий объем неплатежей в 1998 г. составил более 1,4трлн. руб. Только 16% российских предприятий платят налоги полностью. 70%сделок осуществляется через бартер и взаимозачеты.
Высокие ставки ГКО-ОФЗ, рост фондового индекса быстрыми темпами (в8 раз за 96-97 гг.) привели к тому, что инвестиции вытеснялись из реальногосектора экономики и направлялись в финансовый сектор, который существовалнезависимо от производства.
Искусственное поддержание курса рубля способствовало неадекватномусоотношению экспорта и импорта. Цены на экспорт оказывались завышенными, чтомешало притоку валюты в Россию. Цены на импорт, наоборот, были заниженными, чтоподрывало конкурентноспособность российских товаров.
Налоговая система в России.
В реализации курса на реформирование экономике Россииправительство уделяло большое внимание бюджетно-налоговой политике.Правительство с одной стороны действовало монетарными методами удержанияинфляции, с другой стороны ему приходилось проводить меры по остановке спадапроизводства.
Налоговые поступления являются важнейшей статьей доходной частибюджета России, и их значение возрастало. Если в 1992 г. налоги составили 40%доходной части бюджета, то в 1994 г. – 90% доходной части.
/>
В ноябре 1991г. был принят закон «Об основах налоговой реформы в Российской федерации»,налоговая система в России стала приобретать черты присущие рыночной экономике(при командно-административной системе государство получает доходы не за счетявных налогов, а за счет контроля над ценами, заработной платой и пр.).
К началу 1996 г. пять основных налогов обеспечивают налоговыепоступления в бюджет: НДС, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы,таможенные пошлины. Налоги разделены на федеральные; республиканские, краевые,областные; местные. Основные федеральные налоги: налог на прибыль с предприятий32% (позднее повышена до 38%) и  налог на добавленную стоимость 20%. Эти налогипропорциональны. Подоходный налог с физических лиц носил прогрессивныйхарактер. Лица с доходами до 5(потом 12) млн. руб. в год уплачивали налог поставке 12%, лица с доходами свыше – по возрастающей ставке до 30%./> />
В принципе,налоги в России (% от ВВП) далеко не самые высокие в мире:
Однако, в России самые высокие налоги на прибыль предприятий, чтоне стимулирует инвестиции. Кроме того, ставка налогов установлена на уровне,превышающем критический, после которого налогооблагаемая база сокращается, идоходы государственного бюджета должны были бы уменьшаться. На самом деле этогоне происходит, а доходы в бюджет продолжают расти еще до определенного уровняналогов.
Причины этому следующие:
Рис 1.
Кривая L0 показывает соотношение между ставкой налога и доходом отналоговых поступлений у страны с рыночной /> />
экономикой. ВРоссии же налог включает в себя так  называемый бюрократический налог,мафиозный налог и инфляционный налог. Это существенно искажает кривую L0.Кривая L1 – это налог с учетом государственного, бюрократического,мафиозного и инфляционного налогов. При определенной ставке налогов доходыдостигают равновесного уровня, и повышение или снижение ее приведет к снижениюдоходов. Учитывая три скрытые составляющие, продлевается период роста налоговыхпоступлений, когда ставка легального налога ужу превышает критический уровень,после достижения которого должна была бы сужаться база налогообложения, аналоговые поступления – сокращаться.
Это искажает информацию, ведет к неправильному ценообразованию нетолько на конечный продукт, но и на факторы производства.
Также, статистика легального налога в % ВВП еще не говорит ореальном положении предприятий. Платежеспособные предприятия вынуждены платитьналоги за всю остальную экономику. В виде легальных и скрытых налогов в среднемизымается 75-90% прибыли, а по некоторым видам деятельности 100% и больше(!).
В результате капитал, который устремляется в области наиболееэффективного применения, будет выбирать наименее налогооблагаемые сферы,которых становится все меньше. Это приводит к следующим явлениям:
отток капитала за границу (10-12 млрд. долларов ежегодно)
становится нецелесообразным не только начинать новое производство,но и реформировать, модернизировать старое. Растет импорт, увеличивая базуналогообложения, свертывается производство отечественных товаров;
производство загоняется в государственно-корпоративные рамки.Душится среднее и малое предпринимательство, которое занимает значительноеместо в структуре рыночной экономики;
усиливается бегство от производства, происходит отток средств изпроизводственного сектора в финансовый. Разрастается рынок финансовых услуг,часто чисто спекулятивного характера;
непомерно высокими налогами экономика загоняется в тень,усиливается криминализация экономики и всего общества.
Приватизация в России.
К 1 июля 1994 г. в России полностью завершился этап ваучернойприватизации. Приватизации подлежали большинство государственных предприятий.Программа 1992 года предусматривала четыре способа приватизации: аукцион,коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.
В основу выбора способов приватизации был положен размерпредприятия. По этому признаку предприятия делились на три категории: мелкие,средние и крупные. Мелкие предприятия подлежали продаже с аукциона, к ним неприменялась процедура корпоратизации. На средних и крупных предприятияхприватизация происходила, как правило, в два этапа. Сначала проводилосьакционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между членамиколлектива, руководством предприятия и третьими лицами в определенныхпропорциях. Было несколько подходов к распределению акций, в большинстве своемчленов коллектива предприятий собственниками они не делали — через небольшойпромежуток времени акции скупались чаще всего руководством предприятия или внешнимиакционерами.
Приватизация в России принесла с собой такой институт, как чековыеинвестиционные фонды, которые собрали более трети всех ваучеров, среднееколичество акционеров в них составило 22,8 млн. чел. Предполагалось, что ЧИФыбудут заинтересованы в развитии производственного сектора и будут заниматьсявопросами инвестирования производства. Однако российская практика показала, чтоЧИФы в большинстве своем представляли «пирамиды» и были заинтересованы вмаксимизации дивидендов, а не в развитии предприятий. Всего 15% средств чековыхинвестиционных фондов были вовлечены в инвестиции в акции предприятий, затооколо 75% вложений было направлено в краткосрочные и среднесрочные спекуляции.
Что не было сделано в России для успеха приватизации? Во-первых,не была проведена аграрная реформа. Незыблемость принципа частной собственностиосновывается на частной собственности на землю. Вместо этого российскиереформаторы продолжали эксплуатировать державшийся веками принцип общественнойсобственности, который хотел пересмотреть еще Столыпин, настолько он былнеэффективным. Отказ от приватизации земли объясняли политическими лозунгами«Россию продадут», что можно было легко ограничить рядом законов или указов опорядке продажи земли.
Вместо этого был принят курс на приватизацию заводов, фабрик,торговых и складских помещений, газо- и нефтедобывающих предприятий и другихпредприятий, связанных с переработкой полезных ископаемых и эксплуатациейместорождений, являющихся по существу естественными монополиями. Природные жебогатства – общественная собственность, но никак не частная, они должныпринадлежать обществу, и использоваться его органами управления, а неотдельными лицами.
В результате приватизации вместо обещанного эффективногособственника Россия получила группу коммерческих банков, занимающихсянепрерывно переделом собственности. Таким образом основная цель приватизации –создание эффективного собственника достигнута не была, наоборот, Россия былаотброшена от решения этой задачи на несколько лет.
Структурныйкризис в российской экономике.
В целом за годы реформ Россия претерпела гигантский промышленныйспад. Особенно сильным явилось падение промышленного производства 1993-1994годов, его темпы приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрелсамовоспроизводящийся инерционный характер. Лишь к 1995 году спад существеннозамедлился, в 1996-1997 годах держался на достаточно низком уровне, и сноваусилился к осени 1998 года из-за финансового кризиса.
Рассмотрим общую направленность и динамику сдвигов в российскойпромышленности.
До конца 1993 года доминировала тенденция роста структурныхсдвигов, а с 1994 г. в целом преобладает тенденция снижения их интенсивности.Этот структурный сдвиг определялся ускорением спада в обрабатывающейпромышленности: легкой промышленности, машиностроения, химическойпромышленности (рис. 2). Т.е. до 94 года основное направление структурныхсдвигов – спад производства продукции высокой степени переработки. Со второйполовины 94 года структурные сдвиги определялись дальнейшим спадом промышленностивысокой степени переработки и стабилизация, а потом и рост промышленностинизкой степени переработки (в основном сектор добывающей промышленности),ориентированной на экспорт.
Рис.2   /> />
В результатевместо того, чтобы стимулировать свою промышленность, в ходе реформ былдостигнут противоположный эффект. Производство средств производства и товаровпотребительского назначения претерпело дальнейшее сокращение, Россия получаладоход за счет нефтедолларов, получаемых за счет поставок российского сырья заграницу.
В агропромышленном комплексе сложилась следующая ситуация.Монополия государства  на владение землей была отчасти устранена. Былапредоставлена возможность частным лицам выходить из составов колхозов исовхозов и создавать фермерские хозяйства. Однако это мало помогло, сельскоехозяйство финансировалось государством по остаточному принципу, такжероссийская с/х продукция была неконкурентноспособной. Это происходило отчастииз-за устаревшего оборудования, и в большой степени из-за поддержкигосударством завышенного курса рубля.Таким образом, начиная с 1991 года, вроссийской экономике прослеживается устойчивая тенденция к сокращениюпроизводства. Основными причинами спада можно считать нижеследующие:
Снижение оборонного заказа и оборонных расходов государства на70%, при непродуманности конверсионных программ. Это обусловило около 25% всегоабсолютного снижения производства.
Сокращение государственной инвестиционной программы. Общееуменьшение капитальных вложений в российскую экономику в 92-93 гг. на 60%. Этодало примерно 15% абсолютного сокращения объема производства.
Уменьшение поставок, ранее осуществлявшихся в страны СНГ и бывшиесоциалистические страны.
Сокращение конечного платежеспособного спроса населения.
Другие факторы, такие как разрыв хозяйственных связей,неадекватное поведение предприятий и их руководителей в рыночной ситуации,несовершенство законодательства и т.д.
Кризис платежей в современной российской экономики – одно изнаиболее опасных проявлений общего экономического кризиса. Из-за финансовогокризиса и обвала банковской системы в августе 98 года эта проблема еще болееобострилась. Если его не унять в ближайшие месяцы, может наступить полныйпаралич российской экономики. Ибо массовые неплатежи и рыночный режим веденияхозяйства – две несовместимые вещи.
Вопрос стоит остро – либо более или мене нормальный платежныйоборот в хозяйстве, либо преобладание административных рычагов, либо разрушениеединой экономической системы в России.
Основные причины неплатежей таковы:
трудности сбыта конечной продукции отечественныхтоваропроизводителей;
общая нехватка платежных средств в народном хозяйстве;
отрыв финансового рынка от реального сектора экономики –производства и сбыта продукции, инвестиций в народное хозяйство;
межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен;
утрата предприятиями оборотных средств, как вследствие ихобесценения, так и в результате изъятия через налогообложение в условияхинфляции;
неплатежи государства предприятиям и стран СНГ – России;
нарушение платежной дисциплины и институциональное несовершенствоорганизации приватизированных и государственных предприятий, исключающеедейственный контроль над администрацией.
Разрушениебанковской системы в России
Следует более подробно остановиться на некоторых из этих факторов.
Проблема организации рынка. Хотя основная масса неплатежейсконцентрировалась в базовых отраслях, первопричина неплатежей заключена вотраслях, работающих на конечного потребителя и столкнувшихся с подавленнымпотребительским спросом. Накопление неплатежей в базовых отраслях определяетсяутяжеленной структурой российской промышленности и тем, что именно в нейсосредоточена основная часть  неплатежей государства. Это в свою очередьсвязано с недобором налогов, который связан со спадом производства, в которомлидируют отрасли, производящие конечную продукцию. Реакцией на это может бытьсоздание синдикативных объединений для организации российского рынка ивытеснения иностранных производителей. Государство должно установить контрольза импортом и экспортом, пресечь контрабандный импорт.
Общая нехватка платежных средств. За годы реформ денежная масса вобороте по отношению к ВВП сократилась более чем в 6 раз. Отсутствует системаканализации денежной эмиссии на обслуживание текущего хозяйственного оборота.Значительно помочь решению этой проблемы может внедрение вексельного обращения.
Отрывфинансового рынка от реального сектора экономики.
В настоящее время операции с ГКО приостановлены, и краткосрочныеобязательства государства конвертированы в долгосрочные. До августа 98 годаоперации с ГКО отвлекали массу средств и кредитных ресурсов от обслуживаниятекущего хозяйственного оборота и инвестиций. Валютные операции продолжают этоделать и сейчас.
Вторичный рынок ГКО привлекал средств на порядок больше, чемполучал бюджет от первичного размещения этих бумаг. Уровень ссудного процентафактически оказался в зависимости не от спроса и предложения ссудного капитала,а от динамики доходности операций с валютой, ГКО и другими финансовымиинструментами. Для восстановления связи финансового рынка с реальным секторомнеобходимы серьезные институциональные преобразования, такие как:
ограничение валютной спекуляции путем разрешения доступа навалютный рынок лишь юридическим лицам, имеющим лицензию на вывоз капитала;
обязательная продажа валюты экспортерами Центробанку;
переориентация кредитных ресурсов из финансового сектора наобслуживание текущего хозяйственного оборота;
привязать процентную политику Центробанка к темпам инфляции испросу на кредит реального сектора, а не к уровню доходности валютных операций.
Межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен. В условияхмассовых неплатежей предприятия не в состоянии ни определить реальный спрос насвою продукцию, ни нащупать адекватной рыночной цены, ни выявит собственныефинансовые возможности. В результате ценообразование на сегодняшний день нельзяназвать рыночным: во моногом оно носит произвольный характер, отражает неравновесие спроса и предложения, а инфляционные ожидания производителей ибезразличие к цене потребителей.
Для решения проблемы согласования цен государство должно взять насебя рекомендательное регулирование цен в масштабах народного хозяйства.Предприятия остро нуждаются в ориентирах ценообразования. Учитывая различие вэкономике, технологии России и западных стран, ориентация на мировые ценыподходит далеко не всегда.
Утрата предприятиями оборотных средств. Резкий рост цен за годыреформ привел к обесценению денежных средств предприятий и их амортизационныхфондов. Предприятия могли бы их восстановить, если бы они эти фонды неизымались в виде налогов. Проблема должна решаться изменением налоговогозаконодательства, Чтобы налогообложению подвергалась реальная прибыль, а не ееинфляционная составляющая. Также должно производиться пополнение оборотныхсредств предприятий в основном за счет среднесрочных кредитов./> />
Существует ещеодна – чисто российская проблема, которая во всех развитых странах была быневозможна. Это невыплаты заработной платы работникам предприятий,финансируемых из государственного бюджета. Весьма странный способ избралоправительство для сведения дефицита бюджета к минимуму – просто не платитьлюдям заработную плату. Нередко ее задержки превышают один год. Вот динамика задолженностипо заработной плате за 1997-1998 годы (рис 3)
Путивыхода из кризиса.
Условия российской экономики таковы, что не следует говорить обезболезненных путях выхода из кризиса. В данный момент программу выхода можноразделить на два основных этапа:
преодоление бюджетного кризиса, т.е. совокупность первоочередныхмер
программа по выводу из кризиса экономики России в целом, т.е.меры, действующие в долгосрочном периоде.
Вот некоторые возможности преодоления бюджетного кризиса.
Необходимо всеми доступными средствами пополнять бюджет. Средстваиз бюджета направлять в промышленность, в первую очередь для расшивкинеплатежей, во-вторых, как инвестиции в промышленность.
Основными источниками восстановления равновесия в бюджете страныявляются:
1. Рост доходов государственного бюджета и сокращение егорасходов. Это осуществляется с помощью снижения уровня налогообложения,вследствие этого возрастает налогооблагаемая база, соответственно и доходы отналоговых поступлений. Снижение налогов может побудить предприятия теневойэкономики вернуться в экономику легальную. Эта мера действительно необходима,т.к. налоги в России завышены, но ее самый большой недостаток в том, чтоположительные результаты, если вообще будут, проявятся через 1,5-2 года; доэтого момента доходы в бюджет уменьшаться. Одним из основных направлений вналоговой политике должно стать экстренное погашение задолженности предприятиямза уже выполненные государственные заказы. Каждый задержанный государствомрубль оборачивается 5-6 рублями неплатежей. Погашение государственнойзадолженности будет способствовать расшивке неплатежей. И каждый выплаченный позадолженности государством рубль будет приносить до 2 р. бюджетных поступленийв виде налогов.
Восстановление государственной монополии на спиртное формальнопроизошло, одного этого источника теоретически хватит для покрытия расходов, ноздесь неизбежно сопротивление легальных и нелегальных производителей.Сказывается и практически полное отсутствие рычагов контроля над нелегальнымоборотом алкоголя.
От попыток сокращения бюджетных расходов в краткосрочном периодебудет мало пользы. По сути, уже нечего сокращать. Дальнейшее сокращениерасходов оставит страну без армии, или без здравоохранения, науки, — чторавносильно гибели.
2. Второй источник бюджетных доходов – займы внутри страны и зарубежом. После конвертации государственных краткосрочных обязательств вдолгосрочные идея «пирамиды» ГКО, до этого приносившая доходы в бюджет,исчерпана на много лет вперед. Что касается долгосрочных обязательств, должнопройти еще много времени, прежде чем кто-то снова поверит в российские ценныебумаги. Что касается иностранного кредита, его получение весьма вероятно.
3. Для пополнения доходной части бюджета могут привлекатьсясбережения населения и капитал, эмигрировавший за границу. У населения имеетсяоколо 20 млрд. долларов в рублевых сбережениях, они непрерывно уменьшаются врезультате инфляции и девальвации. Также имеется около 40-60 млрд. долларов ввалюте. Основная проблема заключается в том, что после обвала банковскойсистемы люди не доверяют свои сбережения банкам. И большинство эти деньги неотдадут ни при каких обстоятельствах. Прямая конфискация или замораживаниевалютных средств возможна только в крайнем случае: очень высока вероятностьсоциального взрыва, после которого говорить о выходе из кризиса бессмысленно.Вероятность же того, что вывезенные из России капиталы вернутся в страну вближайшие несколько лет крайне низка.
4. Это не источник пополнения бюджета, а способ уменьшениягосударственных долгов, уменьшения дефицита платежного баланса – девальвациярубля. Этот источник уже использован, девальвация де-факто уже произошла,государственные долги обесценились примерно в три раза. Власти не должныдопустить еще одного обвального падения курса рубля, в основном посоциально-политическим причинам. Но потенциал использования этого механизма ещене исчерпан и может дать положительные результаты.  Особенно это касаетсянеобходимости поддержки отечественных производителей. Дальнейшее обесценениерубля снизит возможность потребителей покупать импортные товары. Однако следуетпомнить, что часть российских предприятий зависит от импортного сырья, чтовыльется в повышение цен. Кроме того, существует ряд товаров иностранногопроизводства, имеющих большое значение, но не имеющих заменители в России(например, компьютеры).
5. Эмиссия. Из-за скудности других доходных источников, эмиссиянеизбежна. Но она должна быть строго ограничена,  не допускать разгона инфляцииболее 30-35% годовых, во-вторых, эмиссионные деньги должны идти не на«затыкание дыр», она должна быть целевой и направлена, прежде всего, впроизводственный сектор экономики.
Существуют и другие способы разрешения бюджетного кризиса. Сценарий Черномырдина-Федорова-Ковальо (противники прозвали его «политикаконтролируемой гиперинфляции»). Суть заключается в том, что для погашения всехдолгов и пополнения бюджета используется эмиссионный источник. В результатерубль обесценивается в десятки, а лучше в сотни раз, все долги выплачиваютсяили девальвируются. После этого в дополнение к инфляционной валюте вводитсяальтернативная, устойчивая, или осуществляется привязка рубля к устойчивойиностранной валюте. Успех этого метода сомнителен: после августовского кризисавряд ли кто-нибудь поверит новым денежным единицам государства. Недостаткиэтого метода заметны: полная зависимость рубля от доллара – дополнительныеиздержки для государства, а также возможность социального взрыва.
Есть проекты выхода из кризиса с помощью возврата ккомандно-административным методам управления, жесткого контроля над ценами,заработной платой и другими сферами экономики. Но это больше политическая,программа, чем экономическая. Аппарат, позволяющий государству распоряжатьсяэкономикой, разрушен, и для его восстановления также потребуются средства ивремя.
Долгосрочными стратегическими задачами для экономики являются:
Меры по исправлению диспаритетов цен и стабилизации ценовыхпропорций, чтобы сделать финансирование реального сектора экономики не менеевыгодным и не более рискованным, чем краткосрочное кредитование посредническихопераций на валютном рынке. Для этого должны использоватьсяналогово-дотационные и таможенные механизмы.
В перспективе введение устойчивой параллельной валюты, ролькоторой сейчас исполняет доллар. Эта валюта должна заменить доллар как средствосбережения для банков, предприятий, населения. Необходимо ограничивать валютнуюспекуляцию.
Жестко контролируемое направление основной массы эмиссии наобслуживание текущего оборота в реальном секторе экономики, а сбережений инакоплений – на инвестиции.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать: экономические реформы в России имелиуспех по отдельным позициям, но провалились в целом. Подтверждение этому –финансовый кризис августа 1998 года. За несколько недель положительные результатыэкономических реформ были аннулированы. Стабильность, которая считалась однимиз важнейших достижений, означающих успех реформ, исчезла. Практически исчез исоциальный символ реформ – средний класс. Инфляция, на борьбу с которой былинаправлены усилия, составила в сентябре около 40%, резко повысиласьбезработица.
Таким образом, основная задача реформ – создать в России рыночнуюсамостоятельно функционирующую экономику считаться выполненной не может.Существующая модель экономики, опирающаяся на пережитки плановой, элементырыночной экономики и на криминальные структуры не может соответствоватьтребованиям большинства населения России. Сентябрь 98 г. можно вполнеопределенно охарактеризовать по крайне мере как конец определенного этапареформ, остается надеяться, что совершенные ошибки будут учтены и не повторятсяв будущем.
Перед российской экономикой по-прежнему стоят проблемы, частьстарых решена, большинство сохранились, возникли новые. Ожидает своего решениявопрос о создании эффективного собственника: земля подлежит купле-продажетолько на территории Саратовской области, «кто-то», получивший контроль надмонополиями становится «новым русским», но отнюдь не эффективным собственником.Как никогда остро стоит проблема теневой экономики и другие. Все эти проблемыпридется решать новой волне реформаторов. Остается рассчитывать на то, что, какэто обычно бывает в России, старые ошибки не повторятся опять.
Списоклитературы.
«Основы теории переходной экономики», МГИМО, 1997г.
«Экономика переходного периода», Институт переходной экономики,1997 г.
Петраков «Русская рулетка. Экономический эксперимент ценою 150миллионов жизней»
Кураков «Российская экономика: состояние и перспективы»
Российский бюджетный кризис, Вопросы экономики, 1998 №9,10
Российский кризис: экономические, политические, социальныепричины, Вопросы экономики, 1998 №11
Российские предприятия в условиях кризиса Экономист, 1998 №9
«Итоги экономических реформ в России и план развития на 1997 –2003 годы», доклад Правительства РФ, 1996 г
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ef.wwww4.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.