Реферат по предмету "Экономика"


Концентрация и монополизация в экономике

--PAGE_BREAK--
 

1.4 Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы
Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью современной монополизации народного хозяйства является  ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к  развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

Таким образом, монополии на современном этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.
2. Концентрация производства: сущность, формы и показатели
Развитие таких форм общественной организации производ­ства, как концентрация, является важным условием повы­шения эффективности производства. Ее совершенствование обусловлено, с одной стороны, усиливающимися процессами интеграции, а с другой — ускорением научно-технического развития.

Концентрацияпредставляет собой процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях. В современных усло­виях она проявляется в укрупнении размеров предприятий и эффективном распределении производства между предприяти­ями различного размера.

В зависимости от того, на каком уровне происходит укруп­нение производства, различают приведенные ниже формы кон­центрации.

Агрегатная концентрация — исходная форма концентра­ции, непосредственно связанная с научно-технологическим развитием. Она представляет собой рост единичной мощности оборудования (агрегатов, аппаратов, технологических устано­вок и т.д.).

Технологическая концентрация выражается в укрупне­нии цехов, переделов в составе предприятий, что может про­исходить как за счет агрегатной концентрации, т.е. увеличения мощности единицы оборудования, так и путем увеличения количества единиц оборудования.

Заводская концентрация характеризуется увеличением размеров предприятий, которое может происходить за счет аг­регатной, технологической концентрации, а также путем объе­динения нескольких предприятий, что приводит к организационно-хозяйственной концентрации.

Организационно-хозяйственная концентрация проявля­ется в создании различных видов производственных объедине­ний. Она может проходить в чистом виде, т.е. без изменения техники, технологий и организации производства, и перехо­дить на качественно новый уровень, сопровождаясь переходом на новые технологии, расширением производства, реконструк­цией, технологическим переоснащением, т.е., по сути являясь разновидностью заводской концентрации.

Заводская концентрация производства может осуществлять­ся, во-первых, путем объединения производств на предприятиях универсального типа (например в отраслях машиностроения), во-вторых, путем увеличения объема производства однородной продукции на специализированных предприятиях (например в отраслях добывающей промышленности, строительных матери­алов), в-третьих, за счет роста объема выпуска продукции на ос­нове комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия (например в металлургии).[4, с. 117-119]

Организационно-хозяйственная концентрация может осу­ществляться, во-первых, на основе горизонтальной концент­рации, т.е. объединения предприятий, функционирующих в одной сфере деятельности, во-вторых, на основе вертикальной интеграции, т.е. объединения предприятий, связанных еди­ной технологической цепочкой, в-третьих, комбинацией разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой.

Уровень концентрации влияет на состояние конкурентной среды и во многом определяет конкурентоспособность предпри­ятий. Процессы концентрации становятся важнейшим факто­ром, определяющим эффективность стратегий развития пред­приятий, успех их рыночной экспансии и адаптации к новым требованиям конкурентной среды. Процессы концентрации влия­ют как на конкурентную среду в отдельных секторах внутренне­го рынка, так и на формирование международных структур.

Рост, доли на рынке дает предприятию ряд выгод: рост эф­фективности как «эффект масштаба» (scaleaffect), состоящий в уменьшении постоянных затрат на единицу производства, при­водит к повышению конкурентности предприятий по ценовым факторам; рост доли предприятия на рынке ведет к созданию «барьеров входа» на рынки (особенно предприятиям с низким уровнем эффективности и ограниченными ресурсами); концент­рация повышает «торговую силу» предприятия и тем самым дает возможность получения более полезных контрактных ус­ловий (цены, сроки платежа, качество услуг); увеличение раз­мера предприятия приводит к успеху его деятельности па внеш­них и внутренних рынках; концентрация дает возможность ор­ганизации и финансирования научно-технологических и инно­вационных исследований, что стимулирует научно-технологи­ческое развитие, способствует повышению качества производ­ства, развитию процесса логистики, системы, обслуживания клиентов.

Отрицательные эффекты высокого уровня концентрации: для фирмы связаны с ростом размеров организационных струк­тур и сложностью процессов управления.

Концентрацию производства можно оценить системой пока­зателей.

Абсолютная концентрация производстваопределяется размером, например, агрегатная — размером турбин, плавиль­ных печей; технологическая — размером производств; завод­ская (организационно-хозяйственная) — размером предприя­тия (объединения).

Абсолютный размер предприятия можно оценить с по­мощью следующих показателей:

•   объема производства продукции за год (в стоимостном или натуральном выражении);

•   среднегодовой численности промышленно-производственного персонала;

•   среднегодовой стоимости основных средств.

Кроме того, может быть использован, например, такой по­казатель, как энергетическая мощность.

Уровень относительной концентрации производства ха­рактеризуется удельным весом агрегатов, производств и пред­приятий различного размера в общем объеме выпуска продук­ции, в общей стоимости основных средств и численности работ­ников, а также удельным весом потребления электроэнергии.

В качестве показателя уровня концентрации в отрасли используют и объем выпуска продукции за год, приходящийся на одно предприятие,

Каждый из названных показателей имеет как преимущест­ва, так и недостатки. Например, среднегодовая численность промышленно-производственного персонала во многом опреде­ляется уровнем фондовооруженности, автоматизации про­изводства. С этой точки зрения объем производства продукции за год наиболее точно характеризует размер производства. Средний размер предприятия обладает всеми недостатками средних показателей, поэтому применение метода группировки позволяет более точно охарактеризовать уровень концентра­ции, а средние показатели можно использовать в качестве до­полнительных .

Группировка предприятий по размерным группам (ма­лые, средние, крупные) используется для характеристики ди­намики уровня концентрации в конкретной отрасли, а не для сравнения уровней концентрации в различных отраслях.

Таким образом, именно система показателей может охарак­теризовать уровень и динамику концентрации производства. [21, с. 465]
3. Антимонопольная политика: сущность, принципы, направления

          

          Антимонопольное регулирование (AMP) в конце XIXв. пришло на смену спорадическому антимонопольному движению, как «одна из специ­фических форм государственного контроля и регулирования рыночных отношений, структуры рынка, уровня и масштабов конкуренции с целью повышения эффективности экономики»


           AMPкорректнее определять как реализацию государством комплекса экономических, законодательных и административ­ных мер, направленных на обеспечение условий развития рыноч­ной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

           Регулярной функцией государства AMPстало с конца XIXв. При этом следует подчеркнуть, что в развитых индустриаль­ных странах оно с самого начала базировалось на сложившейся системе рыночных отношений. Монополии в рыночной эконо­мике в своем подавляющем большинстве были и остаются про­дуктом развития товарного производства и конкуренции.

            Антимонопольное регулирование осуществляется практичес­ки во всех странах, базируясь либо на антитрестовском законода­тельстве (в США, Канаде, Японии), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинав­ские страны), либо на соответствующих нормах, закрепленных крупными международными интеграционными соглашениями.

           Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения. Впервые принятое в конце прошлого века в Канаде и США это законодательство установило ряд правил, относящихся как к организации капитала, так и к содержанию заключаемых договоров.

           Большинство европейских государств до второй мировой войны вообще не имело антимонопольных законов, что объяс­нялось более низким уровнем концентрации производства в них, чем в США. В 80-е гг. аналогичные законы были приняты также в ряде стран Африки (например, в Кении и Танзании). Они не препятствуют созданию крупных монополий, в том числе и транснациональных корпораций, однако эффективно способствуют развитию конкуренции, особенно среди мелких и средних фирм.

            Причинами принятия законов, регулирующих предприни­мательскую деятельность и способствующих развитию конку­ренции, явились:

—  необходимость защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращен я их проявлений. (В мировой практике не су­ществует однозначного определения недобросовестной конку­ренции, поскольку приемы конкурентной борьбы постоянно меняются. Так, Федеральная Комиссия США выделяет свыше 400 способов недобросовестной конкуренции в сфере торговли и маркетинга);

— потребность в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;

—  необходимость зашиты интересов общества от некото­рых предпринимателей.

            Целесообразность и разумность являются принципами совре­менной антимонопольной политики, а дуализм, психологизм, непоследовательность, противоречивость — особенностями ее реализа­ции. При этом антимонопольные органы в развитых странах руко­водствуются принципом, которым часто руководствовался Л. Эрхард: «Конкуренция везде, где возможно, регулирование — там, где необходимо». Следует отметить, что в США антимонопольная политика выступает в качестве разновид­ности промышленной. Последняя означает «совокупность методов государственного воздействия на промышленность».

           Выделяют антитрестовскую и антикартельную направлен­ность антимонопольного законодательства. Антитрестовские законы преследуют цель противодействовать союзам, в рамках которых полностью утрачивается самостоятельность фирм и устраняется конкуренция; антикартельные законы направлены против различного рода сговоров между фирмами картельного типа. Их цель состоит в стимулировании конкуренции и дивер­сификации производства.

           Кроме того, в ряде стран приняты законы, действующие про­тив недобросовестной конкуренции, включая мошенничество в производстве и торговле. Они призваны обеспечить предотвра­щение монополизации рынка, антиконкурентное слияние компа­ний, сговор о ценах и их дискриминацию, другие ограничения торговли и конкуренции.

           Антимонопольное регулирование — это регулирование уровня концентрации и монополизации, стратегии и тактики внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регу­лирование предприятий, допускающих злоупотребления своим доминирующим положением.

В практике государств с развитой рыночной экономикой для ограничения роста масштабов производства и продаж фирмы, злоупотребляющей своим доминирующим положением, законо­дательно лимитируются размеры ее рыночной квоты. В странах ЕС судебные иски могут быть возбуждены в случае, если фирма превышает установленный объем продаж. Кроме того, здесь практикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм.

Современная конкуренция регулируется методами админис­тративного (законодательного) и нормативно-ориентирующего (корректирующего) воздействия. Административное регулиро­вание конкуренции основано на принятии законодательных ак­тов и на контроле за их соблюдением со стороны государства. Его целью является противодействие недобросовестной конку­ренции, некорректной монополистической практике и чрезмер­ной монополизации экономики.

Методы нормативно-ориентирующего воздействия представ­ляют собой правительственные заказы, налоги, государственные субсидии. Их главная цель — стимулирование предпринимательс­кой активности различных субъектов.

Во всех развитых странах на общегосударственном уровне
существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики.

Исторически сложились две системы антимонопольного регулирования (иногда их называют системами антитрестов­ского права или типами антимонопольного законодательства): американская и западно-европейская. Критерием их разграни­чения являлось отношение к монополии.

В современных условиях изменились взгляды на роль и значение концентрации производства для экономики и общес­тва в целом. Это обусловлено ее положительным влиянием на его эффективность. Большое значение придается позитивному воздействию крупных компаний на конкурентоспособность американской продукции на мировом рынке.

Американские специалисты критикуют антимонопольную политику и антимонопольное законодательство, не отрицая их в принципе. Вместе с тем они считают, что их необходимо су­щественно пересмотреть и усовершенствовать. При этом ак­цент делается на пресечение фактов фиксации цен, дележа рынков и практики горизонтальных слияний, несущих угрозу развитию конкуренции.

Динамика НТП в современных условиях, международное промышленное сотрудничество, транснационализация производ­ства, глобализация мировой экономики поставили под сомнение прежние устои тотального антимонополизма. Так, английский экономист М. Бест считает, что антимонопольная политика США и Англии изживает себя.

В реализации антимонопольной политики важное значение имеет четкость классификации отраслей. В настоящее время наиболее широко применяется четырехзначная классифика­ция, допускающая расширение ее до семизначной. Согласно этой классификации, экономика США представлена примерно 400 отраслями.

           Горизонтальное слияние предполагает объединение фирм одной отрасли. Не допускаются слияния фирм, снижающие кон­куренцию, т.е. превышающие допустимый уровень концентра­ции производства. К типичным горизонтальным ограничениям и серьезным нарушениям антимонопольной» законодательства от­носятся картельные договоры, которые регламентируют цены, разделяют рынки сбыта, устанавливают единые условия торгов­ли, включая дисциплинарные санкции за нарушение договора его участниками.

Вертикальное слияние означает объединение фирм различных отраслей по принципу технологической связи производственных процессов, образующее комбинат с замкнутым производственным циклом. Причем ограничительные условия принимаются в однос­тороннем порядке, поскольку господствующий на рынке предпри­ниматель способен навязать свои требования более слабому контрагенту. К таким ограничениям конкуренции относятся дого­воры об исключительных торговых операциях, установление или поддержка перепродажных цен, ограничительные условия в дого­ворах о передаче прав на объекты промышленной собственности (договоры-уступки и лицензионные соглашения).

Конгломеративное слияние происходит путем объединения фирм различных отраслей, технологически не связанных между собой. Таким образом, фирма диверсифицирует свое производство.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что объединение фирм (и вертикальное, и горизонтальное, и Конгломеративное) нельзя считать только отрицательным явлением. Слияние компа­ний может повысить эффективность производства за счет как сни­жения издержек путем роста масштабов производства, так и приобретения дополнительных преимуществ, которыми обладала каждая фирма (наличие высокопрофессиональных менеджеров, оригинальных научных разработок и т.п.). Оно может способство­вать решению финансовых проблем участников, дисциплиниро­вать управляющих корпораций, совершенствовать организацию поставок комплектующих и т.д.

           Некоторые виды и формы монополии современная западная экономическая наука и законодательство считают нормальным явлением. Не подлежит наказанию фирма, которая захватывает зна­чительную долю рынка путем создания уникального товара или внедрения новой технологии, позволяющей ей продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли. Не подлежит судебному преследованию естественная монополия, поскольку возникновение ее закономерно, а попытки уничтожения — либо бесцельны, либо экономически нерациональны. 

           В регулировании естественных монополий в развитых странах преобладают национализация и государственный контроль частных компаний.

           Естественные монополии тесно связаны с монополией на информацию, так как реальная эффективность единственного производителя известна только ему.  Именно они были первооче­редными объектами национализации, а в Великобритании и во Франции — объектами создания единых государственных отрас­левых корпораций.

Во многих странах, в частности, в США в рамках про­грамм антитрестовской борьбы «ни одно новое предприятие не зарегистрируется и не получит право изготавливать продук­цию, пока не будет зарегистрирован его конкурент. Тем са­мым исключается как монопольное положение производителя, так и его сговор с другим поставщиком той же продукции”.

Западно-европейская система антимонопольного регу­лирования более либеральна. Она нацелена на регулирова­ние поведения монополиста, на управление им и на запрет не самой монополии, а злоупотребления монопольной влас­тью путем использования методов административного регулирования ее деятельности и объявления противоправными различных соглашений, ограничивающих конкуренцию. Данная система допускает некоторые злоупотребления монополистического характера и пресека­ет их в случае ослабления конкурентной борьбы. Для этого предусмотрена регистрация в специальном государственном органе тех видов соглашений между предпринимателями, которые направлены на усиление монополий и существен­ное ограничение конкуренции.

           Отношение правительства к монополизации в условиях рыночной экономики двойственно: с одной стороны, — защита монопольного и олигопольного производства, с другой, — ограничение или запрещение определенных форм поведения монопольных фирм. Это объясняется двойственностью последствий монополизации. В условиях монополии объективно существует тенденция к ограничению объемов выпускаемой продукции, росту цен, к различным видам неконкурентного поведения. Вместе с тем монополизация всегда связана с масштабами производства, что приводит к снижению издержек и экономии ресурсов.

Крупные фирмы, как известно, являются носителями научно-технических исследований и разработок. Правительства учитывают плюсы и минусы больших компаний в осуществлении антимонопольной политики, препятствуя проявлению антиконкурентного поведения, но, не сдерживая эффективное крупномасштабное производство. Поэтому объектом антимонопольного законодательства является как поведение фирм на рынке, так и его структура.

Антимонопольные законодательства запрещают любые соглашения (явные и тайные) между фирмами, устанавливающими цены, ограничивающими выпуск продукции, ведущими к разделу рынка.

Некоторые монополии считаются нормальным явлением. Не подлежит наказанию фирма, захватившая значительную долю рынка путем создания уникального товара или внедрения новой технологии. Не преследуется судом естественная монополия, поскольку ее существование закономерно, а попытки устранения -  либо бесцельны, либо экономически нерациональны. Цены на продукцию (услуги) естественных монополистов в развитых странах  регулируются государством или местными органами власти.

           Антимонопольная политика в развитых странах представляет собой гибкую систему постоянно действующих, мобильно перестраиваемых мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный и поощрительный характер. Ее основными направлениями  являются: либерализация рынков, регулирование монополий, прямое недопущение, подавление или устранение монополий, ограни­чивающих конкуренцию, активизация рыночных структур. Норма­тивными актами предусмотрено, что ни одна корпорация не может контролировать более 40—50 % объемов производимой продукции. Поэтому введены ограничения масштабов производства, сбыта, технологического развития. Запрещается приобретать значитель­ную долю акций других предприятий, дискриминировать партнеров или навязывать им дополнительные обременительные условия дого­воров.

           В современных условиях главной особенностью антимоно­польного законодательства в развитых странах является его проолигополистический характер, т.е. оно направлено па за­щиту олигополии. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ог­раниченное число крупных производителей выпускает значи­тельную или преобладающую часть отраслевой продукции и тем самым самостоятельно осуществляет антиконкурентную политику или вступает в монопольный сговор для проведения единой рыночной политики.

Важнейшей чертой олигополистического рынка является взаимодействие конкурентных и монополистических сил. Хотя власть олигополии над рынком велика, в антимонопольной практике не было случая преследования олигополистических  фирм.

Защита „оптимального“ баланса конкурентных и монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии проявляется в нерас­пространении антимонопольного законодательства на те отрасли, в которых либо не сложилась олигополистическая структура и гос­подствует система мелких производителей (лесное, сельское хозяй­ство, рыболовство), либо монополия выступает как обязательная форма организации производства (отрасти, связанные с естествен­ной монополией, т.е. для нормального развития их требуется единая организационно-производственная система — коммунальное хозяй­ство, транспорт, связь, производство и распределение электроэнер­гии, газа и т.д.). Деятельность этих отраслей регулируется специальным законодательством. Однако в ряде стран оно не распространяется на те национализированные предприятия и торговлю, где существует государственная монополия; а также на внутрифирменные  операции;   коллективные  соглашения   между профсоюзами и предпринимателями по поводу заработной платы и условий труда. Это законодательство с некоторыми ограничениями используется в сфере операций с интеллектуальной собственностью, но не касается соглашений и совместной деятельности в области экспорта, повышения эффективности производства и развития НТП. Таким образом, в ряде стран антимонопольное законодательство частично или полностью не затрагивает большую часть предпринимателей.  
           Все реже монополия ассоциируется с ростом концентрации. Демонополизация отраслевых рынков осложняется преобразованием крупных предприятий в единые производственные комплексы, часто не допускающие своего дробления на мелкие; производственные звенья     
без полного их разрушения, что создает угрозу деиндустриализации стран. Акцент сегодня делается на выяснение экономической категории монопольной рыночной власти, на методы ценовой и неценовой конкуренции и т.п. Но наличие рыночной власти, как уже отмечалось, еще не является нарушением антимонопольного законодательства. Только в случае установления факта причинения экономического ущерба в результате ограничительной практики явление признается незаконным. Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказалась малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила.           

Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой де­ятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении,    вплоть   до   ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым отно­сятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занима­ющими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребите­лей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

           Незаконными признаются действия субъектов, направлен­ные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снаб­жения, установление согласованных цен и скидок, на согласо­вание квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых ди­ректоров конкурирующих фирм.

           Ученые Западной Европы и США считают, что антимоно­польное (антитрестовское) законодательство, а также законода­тельство об ограничительной деловой практике целесообразно называть procompetitivelaws(проконкурентными законами), так как они призваны сохранять и развивать конкуренцию.

В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отме­тить, что монополии здесь были созданы искусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованию гиган­тских предприятий и объединений.

В постсоветских странах антимонопольная политика пер­воначально была направлена на преодоление „командно-адми­нистративного монополизма“, т.е. на изменение типа экономических систем.

Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция обус­ловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая, или абсолютная, естественная и искус­ственная, производственная и организационная монополии. Клас­сическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизирован­ном виде существуют и в настоящее время.

           Прогрессирующая монополизация современной рыночной экономики базируется на суперконцентрации. Она приобрела ряд новых черт и особенностей, а также мировой характер, из­менила цели и в настоящее время направлена на монополиза­цию наукоемких и прибыльных отраслей, на повышение уровня их технологической оснащенности и компьютеризации. Для нее типична скачкообразность укрупнений, часто инициируемых го­сударством путем слияний и поглощений зарубежных фирм.

           Сегодня монополия как многопрофильная, многоотраслевая организация претерпела не только качественные, но и количес­твенные изменения и стократно превысила миллиардный рубеж по величине активов. Появились новые формы и методы конкурен­тной практики. Современная конкуренция отличается не только своим противоречивым единством с монополией, но и проявлением конкуренции как соперничества и добровольного сотрудничества с конкурирующими фирмами, а также конечной целью, которая заключается в обеспечении стабильного существования фирм и доминировании критерия эффективности. Учет особенностей сов­ременной конкуренции позволил пересмотреть ставшее традици­онным определение ее только как соперничество. Сегодня акцент делается на форму взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, обусловленную поиском новых способов реализации их экономических интересов.

           Необходимое равновесие между монополией и конкуренцией в рыночной экономике обеспечивает антимонопольное регулирование.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.