СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие конкурентоспособности продукции и содержаниеэкономического механизма ее повышения
1.1 Сущность и факторыконкурентоспособности продукции
1.2 Экономическое значение иэффективность повышения конкурентоспособности продукции
2. Исследование существующей практики повышенияконкурентоспособности продукции ОАО «Элема»
2.1 Общая характеристика ОАО «Элема»
2.2 Анализ и оценкаконкурентоспособности продукции предприятия
3. Основные направления повышенияконкурентоспособности продукции ОАО «Элема»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации современногомира национальные экономики отдельных государств начинают приобретать все болееоткрытый характер. Чем более открыта экономика той или иной страны, тем важнеедля нее становится достигнутый ею уровень конкурентоспособности. Кто выигрываетв конкурентной борьбе – тот имеет возможность сохранять рабочие места, повышатьдоходы населения, модернизировать производство.
Сегодня на каждый сегмент мировогорынка претендуют тысячи производителей. Активизировали деятельностьтранснациональные корпорации, диктуя монопольные ценовые условия. На мировыхрынках агрессивно действуют азиатские страны, экономика которых стремительнорастет. Благодаря революционным научным открытиям стали доступны новыетехнологии и материалы. В мире резко увеличилось потребление энергоресурсов,происходит их «взрывное» удорожание ввиду иссякающих природных запасов. Все этодиктует новые задачи не только перед отдельными предприятиями и отраслями, но иперед правительствами всех стран.
Проблема конкурентоспособностиактуальна и для Беларуси. В условиях жесточайшей конкуренции, которымихарактеризуется любая рыночная экономика, выжить может только тот субъектхозяйствования, который сможет быстрее приспособиться к быстрым изменениям вэкономической среде. Для этого необходимо четкое знание принципов и основфункционирования рыночной экономики, полная информация о последних изменениях взаконодательстве, а значит не обойтись без четкой государственной программысодействия развитию различных форм предпринимательства. Конечно, такиепрограммы весьма тяжелы для государственного бюджета и не всегда естьвозможность финансировать отдельные сферы приложения интересов государства.
Выпуск конкурентоспособной продукциии ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, чтопозволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком поссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственныезатраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объемаее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
Данная тема актуальна, так какуспешность функционирования любого предприятия зависит, в конечном счете, отуровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям, тем самымприходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки иуправления конкурентоспособностью, основанной на тесной взаимосвязиобщепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии,статистики и теории вероятностей, других наук.
Объект исследования – ОАО «Элема».
Предмет исследования – конкурентоспособностьпродукции ОАО «Элема».
Целью курсовой работы состоит вразработке направлений повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Для достижения поставленной цели вработе ставятся следующие задачи:
1) понятие конкурентоспособностипродукции и содержание экономического механизма ее повышения;
2) провести исследованиесуществующей практики повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема»;
3) выявить основные направленияповышения конкурентоспособности продукции ОАО «Элема».
Аналитическая часть курсовой работыосновывается на информации литературных источников, бухгалтерских истатистических данных ОАО «Элема».
1. ПОНЯТИЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЕЕПОВЫШЕНИЯ
1.1 Сущностьи факторы конкурентоспособности продукции
Проблема конкурентоспособностипродукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколькоуспешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любойстраны, практически любого потребителя. Понятие конкурентоспособности продукцииочень многогранно и распространяется на все составляющие деятельностипредприятия, такие как товар и его основные характеристики, а такжеорганизационные, финансовые и производственные характеристики самогопредприятия. В различных отраслях знаний в научно-технической литературесуществует ряд определений конкурентоспособности продукции, подчаспротиворечащих друг другу.
Так, Горбашко Е.А. подконкурентоспособностью продукции понимает «Комплекс потребительских истоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, тоесть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкогопредложения конкурирующих товаров-аналогов» [6, с. 167].
Данное Горбашко Е.А. определение, аименно: «Конкурентоспособность означает способность данного предмета(потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию», – более точно отражаетсущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть этаспособность.
Конкурентоспособность – более высокоепо сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественныххарактеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при ихсоответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе:конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект наединицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного изкритериев не является неприемлемой для потребителя.
Конкурентоспособность товара (КТ) –это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению саналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособностьтовара является относительной величиной и выражает различие сравниваемыхтоваров-конкурентов по степени соответствия их характеристик требованиямконкретного потребителя на данном рынке [19, с. 12].
Факторы конкурентных преимуществтовара подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним факторам конкурентного преимуществатовара относятся:
– уровни конкурентоспособностистраны, отрасли, региона, предприятия;
– сила конкуренции на рынке товаров;
– сила конкуренции на входе впроизводственные системы среди поставщиков сырья, материалов, комплектующихизделий, информации;
– сила конкуренции средитоварозаменителей;
– появление новых потребностей;
– уровень организации производства,труда и управления у посредников и производителей товаров;
– активность контактных аудиторий(общественных организаций, обществ потребителей, средств массовой информации).
К внутренним факторам конкурентногопреимущества товара относятся:
– патентоспособность (новизна)конструкции (структуры, состава) товара;
– рациональность организационной ипроизводственной структур предприятия;
– конкурентоспособность персоналапредприятия;
– прогрессивность технологическихпроцессов, оборудования и информационных технологий;
– уровень активизацииинновационно-инвестиционной деятельности на предприятии;
– уровень системы управления(менеджмента);
– обоснованность миссии предприятия сточки зрения ориентации его на достижение конкурентоспособности товаров.
Основными факторамиконкурентоспособности товара являются [3, 220]:
– цена потребления товара, котораяопределяется суммой цены продаж и издержек у потребителя этого товара за весьнормативный срок его эксплуатации;
– уровень качества товара (всравнении с товаром конкурирующих предприятий);
– соотношение цены потребления товара(полных расходов потребителя по приобретению и потреблению товара в течение всегосрока его эксплуатации) и качества товара;
– неценовые факторы и прежде всегокачество сервисного обслуживания товара;
– сводные параметрические индексыконкурентоспособности товаров по их техническим, экономическим, сбытовым исервисным параметрам, которые в наибольшей степени интересуют покупателя [21,с. 72].
1.2 Сущностьи факторы конкурентоспособности продукции
Основой современного механизмаповышения конкурентоспособности предприятий и товаров является инновационнаямодель развития экономики. Эта модель представляет многофункциональную икомплексную систему взаимодействия управления активизациейинновационно-инвестиционной деятельностью, постоянной адаптацией предприятия квнешней среде и повышением эффективности использования материальных, трудовых,интеллектуальных и финансовых ресурсов.
Реализация инновационной моделиповышения конкурентоспособности предприятий и товаров предполагает формированиеорганизационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности(рисунок 1.1).
Данный механизм включаетинновационное управление на микроуровне, рыночный компонент функционированияпредприятий, новые формы и методы государственного регулирования процессовповышения конкурентоспособности на макро-, мезо– и мегауровне, которые всовокупности определяют конечные результаты деятельности предприятий и уровеньудовлетворения потребителей в конкурентоспособных товарах и услугах.
/>
Рисунок 1.1 –Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособностипредприятий и товаров [3, с. 243]
Первый компонент механизма –инновационное управление повышением уровня конкурентоспособности предприятия итоваров на микроуровне. Научно-обоснованное управление конкурентоспособностьюпредприятия и товаров на микроуровне базируется на соблюдении следующей системыпринципов:
– учет механизмов действияэкономических законов рыночных отношений (законов спроса, предложения,конкуренции и др.);
– учет механизмов действия законовфункционирования предприятия и производственных процессов (законовпропорциональности, синергии, самосохранения, развития и т.д.);
– соблюдение требований совокупностинаучных подходов к управлению конкурентоспособностью (системного, комплексного, воспроизводственного, инновационного, маркетингового, функционального,структурного);
– ориентация на конкретные рынки ипотребности;
– применение современныхинформационных технологий для системной и комплексной автоматизации управления;
– применение инновационных методованализа, прогнозирования и оптимизации (системного анализа,функционально-стоимостного анализа, динамического программирования и др.);
– ориентация на современные количественныеметоды оценки, контроля и оперативного управления конкурентоспособностью;
– применение в системе инновационногоуправления конкурентоспособностью стратегического маркетинга, устанавливающегообратную связь потребителей и внешней среды с производителями товаров;
– преимущественное использование примногофакторной оценке конкурентоспособности предприятия или товаров удельных иотносительных показателей, которые в свою очередь должны быть проранжированы покоэффициентам весомости [21, с. 75].
Инновационное управлениеконкурентоспособностью товаров на уровне производителя направлено на постоянноерешение следующих задач:
– повышение качества продукции иуровня послепродажного обслуживания; снижение эксплуатационных затрат употребителя;
– снижение себестоимости и,соответственно, цены продажи товара;
– проведение целевых маркетинговыхисследований и эффективное использование мер маркетинга при сбыте продукции сучетом ее сервисного обслуживания.
Второй компонент механизма – рыночноесаморегулирование конкурентоспособности предприятий и товаров, котороенаправлено на постоянное поддержание конкурентоспособности товаров на основедействия законов рынка, факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособностьтовара. К числу ценовых факторов относятся:
– изменение типа конкуренции на рынкетоваров;
– появление новой ниши рынка товаровили перегруппировка уже существующих его сегментов;
– изменение действий существующихконкурентов по продвижению товаров-конкурентов;
– появление на рынке товаров новыхконкурентов;
– появление на рынке новыхтоваров-конкурентов, включая товары заменители;
– изменение емкости рынка товаров иразмеров его потенциала;
– изменение потребностей и свойствпотребителей [3, с. 244].
Третий компонент механизма –инновационные формы и методы государственного регулированияконкурентоспособности предприятий и товаров – представляет собой деятельностьгосударства, направленную на создание условий для повышенияконкурентоспособности предприятий страны и производимых отечественных товаров.
Направления инновационногогосударственного регулирования конкурентоспособности предприятий и товароввытекают из принятой модели социально-экономического развития страны иосуществления курса на инновационное развитие. Такими направлениями являются:
– создание условий по поддержанию иразвитию конкурентной среды на основе развития предпринимательства и малогобизнеса;
– проведение инновационной иинвестиционной политики, включая разработку научно-технических программ и мерпо развитию инновационного производства, совершенствованию организациистандартизации и сертификации продукции;
– проведение эффективной налоговой,кредитной, ценовой и антиинфляционной политики;
– развитие производственнойинфраструктуры и сферы обслуживания;
– правовое обеспечение процессов повышенияконкурентоспособности отечественных предприятий и товаров [19, с. 15].
Четвертый компонент механизма –регулирование конкурентоспособности предприятий и товаров на мезоуровнеотличается от регулирования на макроуровне не формами и методами, а масштабамирегулирования. На мезоуровне оно осуществляется в рамках отдельно взятогорегиона или отрасли, исходя из его (или ее) особенностей. Мезофакторамиконкурентоспособности выступают факторы, характеризующие особенности развитиярегиона или отрасли.
Пятый компонент механизма –регулирование конкурентоспособности страны основывается на международнойконкуренции и сотрудничестве стран, направленном на поддержание и повышениеконкурентоспособности отечественных предприятий и их товаров. Мегафакторамиконкурентоспособности являются факторы и тенденции общемирового развития.Основным из них является глобализация мировой экономики, ведущая к ужесточениюконкуренции как на мировом, так и на внутринациональных рынках, требуя отгосударств усилений в направлении открытости их экономик.
Основными направлениями повышенияконкурентоспособности отечественных предприятий и товаров являются:
– развитиеинновационно-инвестиционной деятельности и интеллектуальной собственности напредприятиях, которые обеспечивают производство наукоемких товаров;
– адаптация предприятий к внешнейсреде и прежде всего к рынку;
– использование инновационныхподходов с целью повышения эффективности использования трудовых, материальных,нематериальных и финансовых ресурсов, формирующих конкурентные преимуществапредприятия;
– создание конкурентной среды вотраслях, разработка предприятиями конкурентных стратегий и периодическое ихобновление;
– формирование спроса на определенныйтовар и потребностей населения, которые предприятие может удовлетворить;
– повышение научно-технического иорганизационно-технологического уровня отраслей, обеспечивающих предприятиенеобходимыми материальными ресурсами и информацией;
– правовое обеспечение исовершенствование государственного регулирования процессов повышенияконкурентоспособности отечественных предприятий и товаров [3, с. 246].
Инновационный подход к формированию иреализации организационно-экономического механизма обеспеченияконкурентоспособности предприятий является основой для решения многих проблемсоциально-экономического развития страны и повышения уровня жизни ее населения.
Таким образом, рассмотрев ипроанализировав факторы, обеспечивающие конкурентоспособность продукции, можносделать заключение, что конкурентоспособность продукции – решающий факторкоммерческого успеха предприятия на развитом конкурентном рынке. Наконкурентоспособность продукции влияют как внешние, так и внутренние факторы.Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособностипредприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы – это то, чтоспособствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяютсредства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличиесамих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получениеконкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколькоэффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.
С использованием рассмотренных вышетеоретических положений, проанализируем ситуацию, сложившуюся в ОАО «Элема»,уделив особое внимание анализу и оценке конкурентоспособности продукциианализируемого предприятия.
2. ИССЛЕДОВАНИЕСУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ЭЛЕМА»
2.1 Общаяхарактеристика ОАО «Элема»
ОАО «Элема» создано 1 января 1996года на базе Минского производственного швейного объединения им. Н.К. Крупской.В своей деятельности предприятие руководствуется Гражданским КодексомРеспублики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах,обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительнойответственностью» от 09.12.92 г. и другими законодательными актамиРеспублики Беларусь.
Форма собственности – частная.
Юридический адрес: 220033, г. Минск,ул. Тростенецкая, 5.
В соответствии с Уставом предприятияосновными видами деятельности ОАО «Элема» являются:
– производство товаров народногопотребления;
– оптовая и розничная торговлятоварами народного потребления;
– оказание бытовых услуг населению;
– оптовая торговля за иностраннуювалюту;
– организация фирменной торговли.
Основные показатели деятельности ОАО «Элема» за2007-2009 гг. приведены в приложении А. Результативность работы ОАО«Элема» за 2007-2009 гг. существенно повысилась, о чем свидетельствуютрост прибыли от реализации, прибыли и чистой прибыли предприятия.
Структура управления предприятиемпредставляет собой совокупность взаимосвязанных служб и существующих между нимиорганических связей (приложение Б). Управление ОАО «Элема» осуществляют: общеесобрание акционеров; правление; директор и дирекция. Директору непосредственноподчинены подразделения основного производства и функциональные основныеотделы. Производственная структура включает склад сырья, экспериментальный цех,дизайн-центр, подготовительный цех, раскройный цех, швейные цеха, склад готовойпродукции. Помимо производственных подразделений предприятие имеет столовую,ясли-сад, жилищно-коммунальное хозяйство, дом культуры, оздоровительный лагерь,салон-магазин, фирменные магазины в городах Бобруйск, Гродно, Витебск, Минск.
На сегодняшний день ОАО «Элема»является одним из самых технически оснащенных предприятий легкой промышленностиРеспублики Беларусь. Производство высококачественных изделий осуществляется навысокопроизводительном технологическом оборудовании, обновление которого нафабрике происходит постоянно. Только в течение нескольких последних лет былаустановлена новая транспортная система типа «Kannegiesser», обновленоутюжильно-прессовое оборудование «Sussman», «Test», «Veit».
ОАО «Элема» является одним из ведущихпредприятий по производству женской и мужской верхней одежды в РеспубликеБеларусь. В ассортиментный ряд входят зимние и демисезонные пальто, полупальто,куртки, костюмы, жакеты, брюки, юбки и платья. Ежегодный объем производствасоставляет 650 – 700 тыс. швейных изделий. Ежегодно, на основаниипроводимых маркетинговых исследований и результатов оптовых ярмарок,формируются обновленные на 75 % перспективные осенне-зимняя ивесенне-летняя коллекции одежды, которые содержат 200-250 моделей. Вся коллекцияразделена на группы: молодежная, средняя, мужская и группа одежды большихразмеров. Товарный ассортимент ОАО «Элема», группируется по торговым маркам(линиям). Вся коллекция товаров ОАО «Элема» включает три торговые марки: Элема– классическая линия; MensLine – мужская линия одежды; Your line – женскаямолодежная линия.
2.2 Анализи оценка конкурентоспособности продукции предприятия
Открытое акционерное общество «Элема»– крупнейший производитель верхней одежды на территории Республики Беларусь.Все более актуальными для рынка потребителей продукции становятся изделия дляпокупателей бизнес-класса, предпочитающих эксклюзивные изделия извысококачественных материалов, выражающие готовность платить высокую цену заэксклюзивность и качество продукции. В 2009 г. выпущенные ОАО «Элема»модели этой группы получили хорошие отзывы клиентов. Расширение ассортиментаизделий для потребителей этой целевой группы позволит увеличить объемы продажпродукции предприятия и увеличить прибыль. В 2011 г. будет продолженаработа по разработке и продвижению брэнда «Элема-эксклюзив». Вместе с ростомспроса на продукцию высокого класса, остаются востребованными изделия дляпокупателей эконом-класса. Однако, увеличение объемов продаж для этой категориипокупателей возможно лишь при сохранении уровня цен на этот вид продукции дляпродвижения в условиях жесткой конкуренции, созданной изделиями, произведеннымив других странах из недорогого сырья местных производителей текстиля.
ОАО «Элема» постоянно осуществляетактивный поиск новых покупателей, активно участвуя в выставках – ярмарках,путем рассылки информации через сеть Интернет, используя все виды рекламы дляпопуляризации продукции предприятия и его возможностей по работе с различнымикатегориями покупателей. Приоритетным направлением в расширении рынков сбыта вРоссийской Федерации является поиск партнеров и создание товаропроводящей сетив г. Москве. В планах коммерческой службы предприятия, несмотря на существующиежесткие препятствия, остается поиск новых партнеров в странах Евросоюза черезучастие в международных мероприятиях, проводимых БелТПП и общественнымиорганизациями, в частности, 2009 г. ОАО «Элема» стал началом развитияпартнерских отношений с фирмами Швеции и Германии.
Доля предприятия на различных рынкахи динамика реализации продукции на рынках представлена следующим образом(таблица 2.1). Данные таблицы 2.1 свидетельствуют о том, что ОАО «Элема»практически половину своей продукции реализовывает в страны дальнего зарубежья,однако продажи в эти страны с каждым годом снижаются (с 49,8 % в2007 г. до 47,5 % в 2008 г. и до 44,3 % в 2009 г.).Около 30 % продукции ОАО «Элема» реализуется на рынке Республики Беларусь,причем большая часть через фирменную торговлю (чуть более 20 % от общегообъема продаж), менее всего через организации потребкооперации.
Таблица 2.1 – Доля ОАО «Элема» наразличных рынках и динамика реализации продукции на рынках за2007-2009 гг. Регион Ед. изм. 2007 год 2008 год 2009 год 1 Республика Беларусь % 31,4 31,7 34,8 1.1. в том числе фирменная торговля % 24,3 26,0 28,0 1.2. Торгующие организации Минторга % 4,6 3,2 4,2 1.3. Организации потребкооперации % 2,5 2,5 2,6 2 Страны СНГ % 18,8 20,8 20,9 2.1. в том числе РФ % 18,5 20,0 20,1 2.1.1 из них г. Москва % 4,2 4,1 3,9 3 Страны дальнего зарубежья % 49,8 47,5 44,3
Реализация продукции ОАО «Элема» встраны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годомпродажи увеличиваются, а для рынка г. Москвы, наоборот, характерноснижение продаж (в 2007 г. реализация составила 4,2 % всего объемапродаж, в 2008 г. продажи снизились до 4,1 % всего объема продаж, а в2009 г. – до 3,9 % всего объема продаж продукции предприятия). Такаятенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» вразличных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашейстраны на продукцию предприятия.
Изучение конкурентной среды иотслеживание действий конкурентов остается одним из приоритетных направлений вработе маркетинговой службы предприятия. Для укрепления позиций на ужезавоеванных сегментах рынка и повышения приверженности покупателей к продукциифирмы «Элема» специалистами предприятия ведется активная коммуникационнаяполитика. Основными конкурентами ОАО «Элема» на внутреннем рынке являютсяследующие производители швейных изделий: швейное предприятие «Веснянка» (г.Могилев); ОАО «Знамя индустриализации» (г. Витебск); НПКФ «Славянка» (г.Бобруйск); ЗАО «Калинка» (г. Солигорск); «Бугалюкс» (г. Минск);«Скарлет» (г. Минск). Основными конкурентами ОАО «Элема» на внешнем (российском)рынке являются следующие производители швейных изделий: «Вымпел» (г. Москва);«Салют» (г. Москва); «Большевичка» (г. Санкт-Петербург). Получениекоммерческой информации о конкурентах ОАО «Элема» невозможно.
В августе 2009 г. было проведеноисследование, целью которых явилось изучение удовлетворенности потребителейассортиментом продукции ОАО «Элема». Исследование проводилось путем опроса(приложение В) в фирменных магазинах ТЦ «Столица», в ТД «На Немиге», ЦУМе иГУМе. В каждом из магазинов было опрошено по 100 человек, то есть выборкаоставила 400 человек. В результате проведения исследования были полученыследующие результаты: 1) 33,6 % опрашиваемых пришли в магазин впоисках конкретного изделия; 32,5 % целью посещения магазина назвалиознакомление с ассортиментом; 29,8 % привлекло объявление о распродаже и4,1 % опрашиваемых указали др. причины посещения магазина (рисунок 2.1);
/>
Рисунок 2.1 – Результаты опроса поповоду цели посещения магазина
2) 68 % посетителейпокупали продукцию фирмы «Элема» раньше (рисунок 2.2), из них 85 %остались довольны покупкой, 13 % были не очень удовлетворены покупкой ивсего лишь 2 % остались не довольны покупкой (рисунок 2.3);
/>
Рисунок 2.2 – Результаты опросасовершения покупок продукцию фирмы «Элема»
/>
Рисунок 2.3 – Удовлетворенностьпокупкой
3) 51 % из числа тех, ктопокупал продукцию фирмы «Элема» ранее, делала это в фирменном магазине,42 % – в других магазинах (универмагах), 5 % – на рынке и 2 % –прочие места приобретения (рисунок 2.4);
4) о существовании фирменныхмагазинов 72 % знают давно, 19 % узнало недавно от знакомых, 3 %посетителей были направлены продавцами из других магазинов, 5 % – узналинедавно из рекламных сообщений, прочее – 1 % (рисунок 2.5).
/>
Рисунок 2.4 – Результаты опроса поповоду места приобретения покупки продукции ОАО «Элема»
/>
Рисунок 2.5 – Результаты опроса осуществовании фирменных магазинов ОАО «Элема»
5) 66 % опрошенных были неудовлетворены приходом в магазин (рисунок 2.6), их не устраивало (рисунок 2.7):ассортимент – 16 %, размерно-ростовочная шкала – 24 %, цветовая гамма– 29 %, ткани – 4 %, фасоны – 17 %, расположение магазина –7 %, прочее – 3 %;
6) 65 % посетителей былиготовы совершить покупку, если бы нашли подходящее по размеру и цвету изделие,7 % опрошенных не знали – купили бы или нет и 28 % не купили быизделие (рисунок 2.8).
/>
Рисунок 2.6 – Удовлетворены ли Выприходом в магазин
/>
Рисунок 2.7 – Причинынеудовлетворенности покупкой
/>
Рисунок 2.8 – Готовность совершитьпокупку при наличии подходящего по размеру и цвету изделия
К числу наиболее распространенныхпожеланий относятся:
– расширить размерно-ростовочнуюшкалу;
– лучше организовать примерку;
– периодически обновлять ассортимент;
– разнообразить гамму цветов;
– выпускать больше молодежныхфасонов;
– предоставлять больше информации обудущих моделях;
– продавать костюмы не в комплекте, акаждое изделие отдельно (так как часто наблюдалось несоответствие размеровмежду элементами комплекта);
– использовать другие выкройки илекала, так как модели часто плохо сидят;
– выпускать большее количествомоделей, но меньшими партиями.
На основании данных результатов былопроведено дальнейшее исследование путем рассылки опросных листов во всеторговые точки Республики Беларусь.
Таблица 2.2 – Предложения поразмерной шкалеРазмер 92 96 100 104 108 112 116 % 5 15 20 20 20 15 5
Таблица 2.3 – Предложения поростовочной шкалеРост 170 176 182 188 % 10 35 35 20
По результатам изучения спроса вкрупных универмагах высказаны следующие замечания и предложения: просят роста152-10%, 158 – 10% от всего объема модели, рост 176 – 10-15% от всего объемамодели; ощущается недостаток изделий больших размеров разного ассортимента;летние изделия должны изготавливаться без подкладки и желательно из натуральныхтканей.
По мужским изделиям высказаныследующие пожелания: мужчины предпочитают в основном изделия классическогостиля без лишних деталей. Пользуется спросом прямой силуэт. Покрой рукавов,форма воротника и застежка допускаются разнообразные. Длина изделияпредпочтительна до середины икры, длина рукава – до косточки кисти.Предпочтительна цветовая гамма темных тонов: в первую очередь, черные, режетемно-синие, темно-серые.
На основании полученных данных можносделать следующие выводы: у ОАО «Элема» есть определенный круг приверженныхпокупателей, которые периодически заходят в магазин для ознакомления сассортиментом и которые, к тому же, удовлетворены качеством продукции и знают осуществовании фирменных магазинов давно. Однако значительное количествопосетителей остается неудовлетворенным посещением магазина, многие из нихнедовольны размерно-ростовочной шкалой, цветовой гаммой, фасонами,ассортиментом. Объем продаж мог бы значительно увеличиться, предприятие теряетболее 50 % своих потенциальных покупателей из-за того, что они неудовлетворены размерно-ростовочной шкалой и цветовой гаммой изделий. Наосновании результатов исследования можно сделать вывод, что необходимоформировать ассортимент ОАО «Элема» с учетом пожеланий и требованийпотребителей, прежде всего, расширить размерно-ростовочную шкалу, разнообразитьассортимент, цветовую гамму, подбирать соответствующие росту и размеру фасоны,продавать элементы костюмов отдельно.
В настоящее время, учитываятребования рынка, на предприятии еще более усовершенствована организацияпроизводства и труда. Действовавшие ранее цеха-потоки реорганизованы в потокичисленностью 40-60 человек (то есть цеха перешли на законченный циклпроизводства). Для повышения качества продукции, окончательная утюжкаперемещена в швейные цеха. Операции влажно-тепловой обработки выполняются наспециальных утюжильных столах фирмы “Sussman”, позволяющих обрабатывать тканисодержащие сложные волокна, такие как кашемир, ангора, альпака, мохер. Большоевнимание стало уделяться промежуточной утюжке деталей и разглаживанию боковыхшвов до момента соединения изделия с подкладкой. Приобретены спецмашины для выполнениябеспосадочных швов, качественного выметывания петель, обтачивания воротников иподборов.
На предприятии происходит постоянноепополнение и модернизация швейного и технологического оборудования. Для сохранениявнешнего вида изделий, в цехах заменена транспортная система, полуфабрикатынаходятся и передвигаются к рабочим местам, начиная с монтажной секции, вподвешенном состоянии. Готовые изделия подвергается обработке паровой щеткой.Для снижения стоимости изделий и увеличения ассортимента, в рамкахэкспериментального цеха создана группа перспективного моделирования. Разработкановых моделей осуществляется с помощью комплекса компьютерного проектирования “ASSIST”.
Данные о производстве промышленнойпродукции ОАО «Элема» в натуральном выражении представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Производствопромышленной продукции ОАО «Элема» в натуральном выражении за2007-2009 гг.Наименование показателя Ед. изм. 2007 год 2008 год 2009 год Индексы изменения в % к соответствующему периоду 2008/2007 2009/2008 Производство продукции в натуральном выражении тыс. шт. 618 588 629 95,1 107,0 Коэффициент использования производственных мощностей % 97 97 97 x x Объемы реализации продукции по рынкам сбыта тыс. шт. 647,1 591,5 646,0 91,4 109,2 – внутренний рынок тыс. шт. 203,3 187,7 225,0 92,3 119,9 – страны СНГ тыс. шт. 121,4 122,7 135,0 101,1 110,0 в том числе Россия тыс. шт. 119,8 118,2 130,0 98,7 110,0 – страны дальнего зарубежья тыс. шт. 322,4 281,1 286,0 87,2 101,7
Данные таблицы 2.4 свидетельствую отом, что в 2008 г. производство промышленной продукции ОАО «Элема» посравнению с 2007 г. несколько снизилось (с 618 тыс. шт. до 588 тыс. шт.или на 4,9 %), это связано с использованием в производстве новых видоввышивальных машин, что повлекло за собой дополнительные затраты времени урабочих на освоение нового оборудованию и запланированные показатели попроизводству продукции не были выполнены, а в 2009 г. по сравнению с2008 г. увеличилось на 7 %. Загрузка производственных мощностейпредприятия осуществляется практически полностью, коэффициент использованияпроизводственных мощностей за анализируемые периоды составил 97 %.
Реализация продукции по рынкам сбытаимеет аналогичную тенденцию: снижение в 2008 г. по сравнению с2007 г. и увеличение в 2009 г. Данные таблицы 2.5 свидетельствуют отом, что ОАО «Элема» практически половину своей продукции реализовывает встраны дальнего зарубежья: 322,4 тыс. шт. в 2007 г., а в 2008 г.продажи в эти страны снизились на 12,8 %. В 2009 г. в страны дальнегозарубежья ОАО «Элема» реализовало 286 тыс. шт. изделий, что выше уровня2008 г. на 1,7 %, однако ниже, чем в 2007 г. Такая тенденциясвязана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» в различныхгородах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашей страны напродукцию предприятия (в 2009 г. к уровню 2008 г. продажи навнутренний рынок выросли на 19,9 %). Реализация продукции ОАО «Элема» встраны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годомпродажи в страны СНГ увеличиваются, а для рынка России характерно снижениепродаж в 2008 г. (на 1,3 %) и увеличение в 2009 г. (на10,0 %).
Структура продаж продукции ОАО«Элема» по областям Республики Беларусь представлена данными рисунка 2.9. Восновном продукция ОАО «Элема» реализуется в Минской области (64,5 % всегообъема продаж за 2009 г.), это обусловлено наличием широкой фирменной сетив данном регионе Республики Беларусь, продажи в остальные города РеспубликиБеларусь примерно одинаковы и составляют с в среднем 6 – 8 % отобщего объема продаж.
В 2002 г. на ОАО «Элема» созданаи сертифицирована в национальной системе сертификации на соответствиетребованиям СТБ ИСО 9001:2001 система менеджмента качества. В 2005 г.проведена ее ресертификация и в декабре 2009 г. проведена повторнаясертификация. Уровень научно-технического потенциала оценим на основании данныхтаблицы 2.5.
Таблица 2.5 – Уровеньнаучно-технического потенциала ОАО «Элема»Наименование показателя Ед. изм. 2007 год 2008 год 2009 год Индексы изменения в % к соответствующему периоду 2008/2007 2009/2008 Производство продукции в стоимостном выражении млн. руб. 44932 56792 62955 126,4 110,9 из общего объема продукции в фактических ценах – сертифицированная продукция млн. руб. 38147 48103 53323 126,1 110,9 Доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства % 84,9 87,4 87,4 +2,5 -
/>
Рисунок 2.9 – Структура продажпродукции ОАО «Элема» по областям Республики Беларусь за 2009 г.
Данные таблицы 2.5 свидетельствуют отом, что доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленногопроизводства ОАО «Элема» увеличивается (с 84,9 % в 2007 г. до87,4 % в 2009 г.), что свидетельствует об эффективной политикепредприятии в области качества продукции.
Продукция, выпускаемая ОАО «Элема»,находятся в рейтинге швейных товаров на достаточно высоком уровне, об этомсвидетельствуют данные таблицы 2.6, в которой приводится оценкаконкурентоспособности товаров ОАО «Элема» по сравнению с товарами ЗАО«Калинка».
Таблица 2.6 – Единичные игрупповые показатели конкурентоспособности товаров в 2009 г.Параметр Весовой коэффициент Оцениваемые товары ОАО «Элема» Товары конкурентов (ЗАО «Калинка») Индекс значение параметра (балл) оценка значение параметра (балл) оценка
1. Потребительские параметры:
1.1. Качество реализуемых товаров
1.2. Широта ассортимента
1.3. Возможность приобретения товаров в кредит
1.4. Использование средств продвижения товаров
1.5. Соответствие
0,3
0,2
0,15
0,1
0,12
10
8
8
7
10
3
1,6
1,2
0,7
1,2
10
8
9
9
9
3
1,6
1,35
0,9
1,08
1,00
1,00
0,89
0,78
1,11
направлениям моды
1.6. Среднее время выполнения заказов
1.7. Сводный индекс
2. Экономические параметры:
2.1. Цена приобретения
2.2. Соответствие цены товара его качеству
2.3. Сводный индекс
3. Интегральный индекс
0,13
1,0
0,6
0,4
1,0
9
8
7
1,17
8,87
4,8
2,8
7,6
1,17
9
9
7
1,17
9,1
5,4
2,8
8,2
1,1
1,00
0,97
0,89
1,00
0,93
1,06
Проведенные расчеты (таблица 2.6)показали, что товары, выпускаемые ОАО «Элема», по потребительским параметрамуступают аналогичным товарам конкурента (ЗАО «Калинка»): суммарныйпараметрический индекс для ОАО «Элема» равен 8,87 балла; для ЗАО «Калинка» –9,1; сводный параметрический индекс конкурентоспособности по экономическимпараметрам составляет, соответственно, 7,6 и 8,2, для ОАО «Элема» он выше, чемдля аналогичных товаров ЗАО «Калинка». Из всех потребительских и экономическихпараметров товары, выпускаемые ОАО «Элема», по конкурентоспособности неуступают аналогичной продукции конкурентов. Ее интегральный показательотносительной конкурентоспособности равен 1,17, что больше нормативнойвеличины, равной 1 и больше величины аналогичной продукции конкурентов –1,1 для ЗАО «Калинка».
Из данных таблицы 2.6 также следует,что повышение конкурентоспособности выпускаемых ОАО «Элема» товаров, должнопроводиться в следующих направлениях: активное использование различных средствпродвижения товаров, решение вопросов по поводу возможности приобретениятоваров в кредит, а также совершенствование механизма ценообразования,поскольку именно по данным параметрам значение параметра ОАО «Элема» в баллахуступают ЗАО «Калинка».
3. ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ЭЛЕМА»
Повышение конкурентоспособностипродукции требует постоянного совершенствования организации производства,внедрения прогрессивной технологии на базе использования современногооборудования. В 2001 г. проведена реконструкция раскройного цеха,полностью модернизировано оборудование раскройного производства: установленыавтоматизированные настилочные комплексы и внедрена автоматизированная системараскроя с помощью оборудования «Invescutdiamant» фирмы«Инвестроника» и «Бульмер Специалмашин». В 2002 г. входе проводимого технического перевооружения установлены новые транспортныесистемы и системы вентиляции и кондиционирования воздуха в швейных цехах № 1 и6. В планах на 2011 г. ОАО «Элема» предусмотрена модернизация паркакомпьютерной техники с целью улучшения информационного обеспечения предприятия,создание интегрированной компьютерной сети предприятия Ethernet.
Коммерческим отделом предприятия на2011 г. предусмотрены следующие мероприятия, направленные на увеличениеобъемов реализации продукции и удовлетворение покупательского спроса:
– увеличение объемов продаж наимеющихся рынках сбыта за счет поиска новых целевых групп потребителей иудовлетворения их потребностей (изделия больших размеров, изделия«бизнес-класса», деловой костюм);
– поиск и освоение новых рынков сбытана основе проведенных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий,осуществление постоянного мониторинга рынков по параметрам: емкость,контролируемая доля, конъюнктура цен;
– дистрибуция на рынках городовРоссийской Федерации (Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Самара, Пермь), атакже поиск путей товаропродвижения в городах с численностью населения 150-200тыс. жителей;
– увеличение объемов продаж в регионег. Москвы (до 5 % от общего объема реализации);
– увеличение продаж продукциипредприятия на рынках Азербайджана, Казахстана и Узбекистана за счетсовершенствования логистических мероприятий;
– проведение мероприятий поувеличению объемов продаж в универмагах г. Минска;
– систематизация информации обособенностях спроса на рынках различных регионов и использование ее присоздании моделей и поставках товаров;
– проведение конъюнктурных совещанийс участием представителей торговли РБ, России и СНГ с целью изучения спроса напродукцию предприятия;
– формирование производственнойпрограммы на основе заказов покупателей, позволяющей выполнить не менее90 % заказов клиентов в согласованном объеме и в согласованные сроки;
– обучение персонала коммерческихслужб по основам дистрибуции, искусства продаж, работе с непопулярным товаром,мотивации клиентов;
– совершенствование договорныхотношений с мотивацией заказчиков – предоплата за новый товар, скидки приоптовых покупках, дилерские договоры;
– внедрение системыавтоматизированного учета и штрихового кодирования продукции на комплектовочномучастке;
– внедрение автоматизированногоанализа работы специалистов коммерческого отдела с клиентами;
– представление продукции и поиск партнеровна отраслевых, региональных и международных выставках-ярмарках;
– проведение выездной торговли(ярмарок-продаж) продукции предприятия в РБ и РФ;
– создание системы сезонных распродажс рекламной поддержкой;
– осуществление мер по продвижениюбрэнда «Men's Line» (мужская линия);
– проведение рекламных акций попродвижению брэнда брэнда «УоurLine»;
– проведение рекламных мероприятий(PR – акций) для продвижения товаров на рынки: создание имиджевых видеороликов,билл-бордов, обеспечение рекламной продукцией своих партнеров в различныхрегионах, создание компьютерной бизнес-презентации ОАО «Элема», проведениепромо-акций новых коллекций, изготовление и распространение рекламнойпродукции, совместные акции с ТВ, Интернет-акции, и т.п.
Предложения по повышениюконкурентоспособности продукции ОАО «Элема» можно свести к следующему:
1) Нахождение оптимальногосоотношения ширины ассортимента между существующими на предприятииассортиментными группами. На сегодняшний день самый разнообразныйассортиментный ряд изделий приходиться на классическую линию одежды. Этообъясняется тем, что категория изделий данной группы в настоящее времяпользуется наибольшим спросом. Но, несмотря на это, не все виды данной группыодинаково реализовываются. Поэтому одним из способов найти максимально выгодноесоотношение внутригруппового ассортимента по видам является осуществлениетщательного анализа опыта реализации произведенных изделий на основе такихпоказателей как объем произведенной продукции и ее себестоимость.
2) Особое внимание надлежитуделить расширению мужского ассортимента. Один из недостатков, который нужноучесть при планировании ассортимента данной группы, это то, что те видыпродукции, которые производит предприятие, относятся к весенне-летнемуассортименту. В связи с этим необходимо уделить должное внимание разработке ианализу продаж одежды осенне-зимнего ассортимента. Это объясняется тем, чтовиды изделий данной группы достаточно узко представлены на рынке мужскойодежды. В основном предлагаемые изделия производятся иностраннымипредприятиями, что в конечном итоге влияет на стоимость продукции. Наряду сэтим, расширение ассортимента производимой продукции будет болеерезультативным, если наряду с указанными выше направлениями совершенствованияассортиментной политики выбрать оптимальные каналы сбыта.
3) Использование системыдозаказов в магазинах ОАО «Элема» имеет ряд преимуществ, заключающихся в том,что это позволяет сторонам не рисковать, заказывая большое количество изделий вбазовый ассортимент, а дозаказывать то, что стабильно реализовывается.
4) Участие ОАО «Элема» ввыставках и ярмарках позволит проанализировать ситуацию на рынке швейныхизделий и выделить перспективные направления развития ассортиментной политики.
Поскольку ОАО «Элема» является однимиз предприятий легкой промышленности, специализирующихся на производствеготовой женской одежды, считаю целесообразным принимать участие предприятия ввыставке «Белтекслегпром». Для того чтобы проанализировать целесообразностьучастия в данной выставке, приведем некоторые данные об итогах выставки«Белтекслегпром-2010».
В работе выставки-ярмарки«Белтекслегпром-2010» приняли участие 229 предприятий и более 200 оптовых ирозничных предприятий торговли. Экспозиции выставки были размещены в двухпавильонах НВЦ «Белэкспо» на площади более 5000 кв. м. Состав участников выставки: белорусские участники – 198 (86,5 %); российскиеучастники – 13 (5,7 %); участники из стран СНГ, Балтии и дальнегозарубежья – 18 (7,8%). На выставке-ярмарке в широком ассортименте былипредставлены ткани, швейные и трикотажные изделия, обувь, текстильная икожевенная галантерея, белье, чулочно-носочные и меховые изделия, сырье иматериалы для текстильной и легкой промышленности, а также технологическоеоборудование. Выставку посетили более 9 000 человек (павильон на ул.Я.Купалы – более 5 000 человек; павильон на пр. Победителей –более 4 000 человек).
Деловая программа выставки включалакруглые столы, показ коллекций одежды, семинары по актуальным вопросам: «О программахразвития предпринимательства Республики Беларусь и продвижении Национальнойплатформы бизнеса Беларуси на республиканском и местном уровнях» (организатор:Минский столичный союз предпринимателей и работодателей), «Как войти на рынокГермании» (организатор: фирмы Лангхайнрих Конфекцион Бел и Даун энд Си АГ),«Системы автоматизированного проектирования одежды «АвтоКрой» (организатор:ИПООО Лакшми) и др.
5) ОАО «Элема» при реализациипродукции через фирменные магазины следует проводить опросы покупателей с цельюизучения спроса на продукцию предприятия и на основе этого выявлениявозможности расширения ассортимента. Опрос следует проводить в видеанкетирования.
6) Для покупателей ОАО «Элема»необходимо применять следующие дополнительные виды сервиса: подгонка по росту,размеру, упаковка, возможность возврата, не подошедшего изделия в течение 14дней.
7) В целях расширенияассортимента швейных товаров ОАО «Элема» в 2011 г. планирует приобретениеполуавтомата челночного стежка серии BAS-341F для выполнения соединительных и отделочныхстрочек сложного контура. Полуавтомат с рукавной платформой, с электроннымпрограммным управлением серии BAS-341F предназначен для обработки широкого ассортимента материалов.
Дадим оценку экономическойэффективности отдельных мероприятий по повышению конкурентоспособностипродукции.
Обоснование предложения 4.
Проведем расчет эффективности участияОАО «Элема» в выставке «Белтекслегпром-2011». Планируя участие в выставке «Белтекслегпром-2010»,ОАО «Элема» необходимо определить расходы на участие в ней. Можно предложитьнесколько вариантов участия в выставке «Белтекслегпром»:
Заочное участие:
– общеорганизационные расходы,связанные с размещением информационных материалов на стенде обойдутся в 130тыс. руб.;
– размещение информации в каталогетакже обойдется в 130 тыс. руб.;
Очное участие:
– регистрационный сбор (включаетобщеорганизационные расходы, услуги информационного стенда, аккредитацию двухпредставителей фирмы с предоставлением постоянных пропусков на выставку иприглашений на официальное мероприятие, проводимое организатором, десятьпригласительных билетов, публикацию в каталоге с указанием адреса, телефона,телефакса и краткой информации о деятельности фирмы, общее рекламноеобслуживание выставки) – 365,5 тыс. руб.
– аренда выставочной площади на весьпериод выставки, в том числе:
– закрытая оборудованная площадь (1 м2) – 240,8 тыс. руб.;
– закрытая необорудованнаявыставочная площадь (1 м2) – 130 тыс. руб.;
– закрытая необорудованнаявыставочная площадь в павильоне (1 м2) – 86 тыс. руб.;
– открытая выставочная площадь (1 м2) – 53,8 тыс. руб.
Учитывая, что при очном участиинеобходимо арендовать как минимум три м2 выставочной площади, очноеучастие в выставке ОАО «Элема» обойдется от 526,9 тыс. руб. до 1087,9 тыс. руб.
Средние статистические выставки«Белтекслегпром-2010» показали, что ее посетили 9000 человек, из них 3 –4 % заключают сделки, то есть приблизительно 315 посетителей. Средняястоимость (объем) сделки ОАО «Элема» составляет 0,3 – 0,4 млн. руб. Такимобразом, товарооборот составит от 94,5 до 126 млн. руб. Прибыль ОАО «Элема»составит примерно 20 % от этой суммы, то есть 18,9 – 25,2 млн. руб. Отсюдаследует, что данное предложение является прибыльным и должно окупить затраты нанего в течение 4 – 5 месяцев. Участие ОАО «Элема» в выставках и ярмаркахпозволит проанализировать ситуацию на рынке швейных изделий и на основеполученных данных выделить перспективные направления развития ассортиментнойполитики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенному в курсовой работеисследованию, мы можем констатировать:
Конкурентоспособность товара – это степень реальногоудовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами,представленными на данном рынке. Конкурентоспособность товара являетсяотносительной величиной и выражает различие сравниваемых товаров-конкурентов постепени соответствия их характеристик требованиям конкретного потребителя наданном рынке.
Обобщая результаты проведенного во второй главекурсовой работы исследования, можно сделать следующие важнейшие выводы:
ОАО «Элема» практически половину своей продукцииреализовывает в страны дальнего зарубежья, однако продажи в эти страны с каждымгодом снижаются (с 49,8 % в 2007 г. до 47,5 % в 2008 г. идо 44,3 % в 2009 г.). Около 30 % продукции ОАО «Элема»реализуется на рынке Республики Беларусь, причем большая часть через фирменнуюторговлю (чуть более 20 % от общего объема продаж), менее всего черезорганизации потребкооперации.
Реализация продукции ОАО «Элема» в страны СНГосуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годом продажиувеличиваются, а для рынка г. Москвы, наоборот, характерно снижение продаж(в 2007 г. реализация составила 4,2 % всего объема продаж, в2008 г. продажи снизились до 4,1 % всего объема продаж, а в2009 г. – до 3,9 % всего объема продаж продукции предприятия). Такаятенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» вразличных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашейстраны на продукцию предприятия.
В 2008 г. производствопромышленной продукции ОАО «Элема» по сравнению с 2007 г. несколькоснизилось (с 618 тыс. шт. до 588 тыс. шт. или на 4,9 %), это связано сиспользованием в производстве новых видов вышивальных машин, что повлекло засобой дополнительные затраты времени у рабочих на освоение нового оборудованиюи запланированные показатели по производству продукции не были выполнены, а в2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 7 %. Загрузкапроизводственных мощностей предприятия осуществляется практически полностью,коэффициент использования производственных мощностей за анализируемые периодысоставил 97 %.
Реализация продукции по рынкам сбыта имеетаналогичную тенденцию: снижение в 2008 г. по сравнению с 2007 г. иувеличение в 2009 г. ОАО «Элема» практически половину своей продукцииреализовывает в страны дальнего зарубежья: 322,4 тыс. шт. в 2007 г., а в2008 г. продажи в эти страны снизились на 12,8 %. В 2009 г. встраны дальнего зарубежья ОАО «Элема» реализовало 286 тыс. шт. изделий, чтовыше уровня 2008 г. на 1,7 %, однако ниже, чем в 2007 г. Такаятенденция связана в первую очередь с расширением фирменной сети ОАО «Элема» вразличных городах Республики Беларусь и увеличением спроса населения нашейстраны на продукцию предприятия (в 2009 г. к уровню 2008 г. продажина внутренний рынок выросли на 19,9 %). Реализация продукции ОАО «Элема» встраны СНГ осуществляется в основном на рынок России, причем с каждым годомпродажи в страны СНГ увеличиваются, а для рынка России характерно снижениепродаж в 2008 г. (на 1,3 %) и увеличение в 2009 г. (на10,0 %).
Структура продаж продукции ОАО «Элема» по областямРеспублики Беларусь за 2009 г. свидетельствует о том, что в основномпродукция ОАО «Элема» реализуется в Минской области (64,5 % всего объемапродаж за 2009 г.), это обусловлено наличием широкой фирменной сети вданном регионе Республики Беларусь, продажи в остальные города РеспубликиБеларусь примерно одинаковы и составляют с в среднем 6 – 8 % отобщего объема продаж.
Оценка уровня научно-технического потенциала ОАО«Элема» показала, что доля сертифицированной продукции в общем объемепромышленного производства ОАО «Элема» увеличивается (с 84,9 % в2007 г. до 87,4 % в 2009 г.), что свидетельствует об эффективнойполитике предприятии в области качества продукции.
Анализ конкурентоспособности товаров ОАО «Элема» посравнению с товарами ЗАО «Калинка» показал, что из всех потребительских иэкономических параметров товары, выпускаемые ОАО «Элема», поконкурентоспособности не уступают аналогичной продукции конкурентов. Ееинтегральный показатель относительной конкурентоспособности равен 1,17, чтобольше нормативной величины, равной 1 и больше величины аналогичной продукцииконкурентов – 1,1 для ЗАО «Калинка».
Основываясь на результатахпроведенного исследования, можно предложить следующие меры по укреплениюконкурентной позиции ОАО «Элема» и повышению конкурентоспособности продукциипредприятия:
– проведение маркетинговыхисследований покупателей ОАО «Элема» с целью изучения спроса на продукциюпредприятия и на основе этого выявления возможности расширения ассортимента;
– приобретение полуавтоматачелночного стежка серии BAS-341F для выполнения соединительных и отделочных строчексложного контура;
– участие в выставке«Белтекслегпром-2011»;
Прибыль ОАО «Элема» в результатеучастия в выставке «Белтекслегпром-2011» составит примерно 18,9 – 25,2 млн.руб. Данное предложение является прибыльным и должно окупить затраты на него втечение 4 – 5 месяцев.
– применение дополнительных видовсервиса: подгонка по росту, размеру, упаковка, возможность возврата, неподошедшего изделия в течение 14 дней.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акулич И. Л. Маркетинг: учебник. – Мн..: Вышэйшая школа, 2002. –447 с.
2. Бабук И. М. Экономика предприятия: учеб. пособие для студентов техническихспециальностей. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2006. – 327 с.
3. Головачев А. С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие / А.С. Головачев. – Мн.: Выш. шк., 2008. – 464 с.
4. Гончаров В. И. Менеджмент. – Мн.: Мисанта, 2003. –624 с.
5. Грибов В. Д. Экономика предприятия / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – М.:Финансы и статистика, 2004. – 336 с.
6. Качалина, Л. Н. Конкурентоспособныйменеджмент / Л. Н. Качалина. – Москва: Эксмо-Пресс, 2006. – 460 с.
7. Королько А. А.Современная экономика предприятия: учебно-методическое пособие. – Мн.: ЗАО«Веды, 2003. – 527 с.
8. Лифиц И. М. Конкурентоспособностьтоваров и услуг. – М.: Высшее образование, 2007. – 390 с.
9. Новицкий Н. И.Управление качеством продукции / Н. И. Новицкий, В. Н. Олексюк. – Мн.: Новоезнание, 2001. – 238 с.
10. Похабов В. И.Основы маркетинга. – Мн.: Вышейшая школа, 2001. – 271 с.
11. Соловьев Б. А.Маркетинг. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 381 с.
12. Семенова В. М.Экономика предприятия: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 383 с.
13. Соломатин А. Н.Экономика товарного обращения / А. Н. Соломатин, П. В. Петров. – М.: Инфра-М,2001. – 220 с.
14. Тарасова В. П.Толковый словарь рыночной экономики / В. П. Тарасова, Ф. А. Крутикова. – М.:Глория, 2003. – 302 с.
15. Уткин Э. А.Маркетинг. – М.: Ассоциация авторов и издателей Тандем. Издательство ЭКМОС,2002. – 320 с.
16. Фатхутдинов Р. А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: Инфра-М, 2001. –312 с.
17. Философова Т. Г. Конкуренцияи конкурентоспособность / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: Юнити, 2007. –271 с.
18. Говорова Н. А.Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н. А.Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 4. – С. 24-29.
19. Конкурентоспособностьпродукции – ключевая задача текущей пятилетки // Информационно-аналитическийцентр при Администрации Президента Республики Беларусь. – 2007. – № 12 (48). –С. 12-15.
20. Мишин Ю.Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развитияпроизводственных структур / Ю. Мишин // Риск. – 2001. – №1. – С.41-45.
21. Черченко Н. В.Этапы формирования конкурентоспособности национальной экономики / Н. В.Черченко // Вестник БГУ. Сер. 3. – 2005. – № 3. – С. 72-75.