Реферат по предмету "Экономика"


Копирайт и копилефт

Действиекопирайта основано на простом принципе: «Если ты не можешь защитить то, чтотебе принадлежит – значит, это тебе не принадлежит». Индустрия копирайта играетколоссальную роль в экономике США. По оценкам Министерства торговли США,отрасли экономики США, которые защищают права на свои изделия с помощьюкопирайта, обеспечивают 5% валового внутреннего продукта Соединенных Штатов.Они являются одной из самых успешных экспортных статей США и приносят большевыручки за счет продаж за пределами США, чем сельское хозяйство, автомобиле- иавиастроение. Темпы создания новых рабочих мест в индустрии копирайта в трираза превышают темпы роста по остальной экономике США. Джек Валенти, главаАссоциации кинопроизводителей Америки, один из известнейших защитниковсуществующих правил обращения с авторскими правами, считает, что нарушениякопирайта ежегодно наносят кинопроизводителям США ущерб, составляющий, по самымскромным оценкам, 3млрддолл. По данным консалтинговой фирмы Viant, ежедневночерез интернет нелегально скачивается 350тыс. кинофильмов.
Копирайт(copyright – «право на воспроизведение») – это форма защиты интеллектуальнойсобственности. Право на копирайт не приобретается по схеме, котораяиспользуется для получения патента. Процесс оформления патента – сложный итрудоемкий. В отличие от него, согласно американскому «Закону о копирайте»,копирайт возникает немедленно после окончания работы над авторскимпроизведением, вне зависимости от того, где и когда эта работа былаопубликована и была ли опубликована вообще, а также были ли зарегистрированыправа автора на его творение. Однако Управление по делам копирайта СШАпредлагает услуги по регистрации копирайтов, что в случае судебного разбирательствапозволяет обосновать законность права владения интеллектуальной собственностью.Впрочем, никаких разрешений не требуется, чтобы автор начал использовать знаккопирайта – ©. Копирайт защищает литературные, музыкальные, хореографические,графические, архитектурные произведения, фотографии, игры и т.д. Произведение,защищенное копирайтом, а также любая его часть не может быть использовано безразрешения собственника.
Копирайтом,однако, не могут быть защищены идея, процедура, процесс, принцип и т.д. –поскольку, например, запрет на использование той или иной идеи исключит ее изпользования человечеством и сделает невозможным создание новых и оригинальныхработ на ее основе. Консалтинговая организация IPWatchdog иллюстрирует этотпринцип следующим примером: роман о второй мировой войне может быть защищенкопирайтом, но сама идея написания новых романов на эту тему копирайтомзащищена быть не может. Закон декларирует, что произведения, защищенныекопирайтом, могут быть использованы для критики, комментариев, сообщенийсредств массовой информации, обучения и преподавания, а также научныхисследований. Однако, при этом, произведение должно использоваться «честно», сиспользованием ряда правил, наиболее известным из которых является корректнаяссылка на источник и прямое цитирование не более двух абзацев оригинальноготекста.
Однаконыне право на копирайт приводит к малоприятным парадоксам. Группа The Verveзаписала один из своих хитов, использовав музыку монстров рока Rolling Stones.The Verve и не скрывала этого, однако вынуждена была перечислять 100%гонораров, полученных за исполнение хита, в копилку Rolling Stones.Малоизвестные композиторы годами отстаивают в судах свои права на такиемеждународные шлягеры как Lambada и Makarena. Но есть и совсем убийственныепримеры – компания звукозаписи решила взыскать с бойскаутов авторскиеотчисления за исполнение бойскаутами песен, права на которые принадлежат даннойкомпании. Владельцы прав на известный роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»заблокировали публикацию романа «И забрал их ветер», описывающего историюСкарлетт О'Хара с точки зрения чернокожих рабов, только потому, что впроизведении использовались сюжетные линии и персонажи, созданные Митчелл.Графоманы и малоизвестные литераторы подают в суд на авторов популярныхроманов, обвиняя их в похищении сюжетов из своих произведений. Аналогичныеспоры периодически проходят между софтверными компаниями: в конце 1990-х годовкомпания Microsoft согласилась выплатить компании Apple солидную компенсацию зато, что частично использовала идеи Apple при создании программы Windows.
Фактическини один автор не может быть уверен в том, что его произведение не может бытьпризнано плагиатом, поскольку нечто подобное было создано несколько десятилетийназад. Причина этого заключается в длительных сроках действия копирайта. Ранеезаконодательство США декларировало, что право на копирайт может сохраняться напротяжении 14-ти лет, однако может быть продлено и, вероятно, можетпролонгироваться до бесконечности. Профессор Юридического факультетаСтэнфордского университета Лоренс Лессиг, автор книги «Будущее идей»,подсчитал, что за последние 40 лет Конгресс США продлевал сроки действиякопирайта 11 раз. В 1998 году, когда это произошло в последний раз (был принятзакон Copyright Term Extension Act), была принята следующая формула: авторскиеправа на то или иное произведение сохраняются до конца жизни его автора плюс 70лет. Это означает, что огромные массивы информации вновь остаются недоступнымидля общества. Решение Конгресса было оспорено в суде, но в 2003 году Верховныйсуд США подтвердил его правомочность.
ВерЛессиг стал идейным вдохновителем группы американских интеллектуалов, создавшихнеформальное движение с условным названием Copy Left. Это название имееттройной смысл. Если слово «копирайт», можно буквально перевести, также, как«Правая копия», то Copy Left – это «Левая копия». Кроме того, название имеетзначение «Забыть копию». Изначально это выражение использовали программисты,показывающие, что часть написанного ими программного кода может бытьиспользована всеми желающими. С точки зрения сторонников Лессига, авторы,защищающие права на свое произведение, могут вполне компенсировать своитрудозатраты за 14 лет. Однако главными защитниками максимального продления сроковдействия копирайта являются наследники авторов, а также компании, которыеразличными способами вступают во владение наследием творца.
Лессиги его последователи считают, что их стремление максимально долго сохранятьконтроль за правом использования произведения с материальной точки зрениявполне объяснимо, но от этого страдает все человечество. По мнению Copy Left,безумно ограничивать доступ к произведению через несколько десятилетий послеего создания. Известно множество случаев того, что нарушение копирайтаприводило к творческим удачам. Жесткое соблюдение закона об авторских правахсделало бы невозможным, например, существование национального гимна США, музыкакоторого была написана малоизвестным британским композитором. Хрестоматиенпример с мышонком Микки-Маусом: его создатель художник Уолт Дисней создалпервый мультфильм о Микки «Пароходик Вилли», использовав в качестве основысюжета фильм великого комика Бастера Китона «Пароход Билл». По иронии судьбы,решение Конгресса 1998 года продлило срок действия прав компании Walt Disney наМикки-Мауса.
ДжеймсГлассман, научный сотрудник Института американского предпринимательства,считает, что проблема защиты интеллектуальной собственности стала одной изпричин того, что технологическая революция превращается из дороги к свободе – вдорогу к рабству. Число произведений, патентов и торговых марок, которые будутнуждаться в защите, увеличивается каждый день. Ныне похитители чужойинтеллектуальной собственности не связаны государственными границами и могут действоватьв разных странах и континентах. Следовательно, неизбежно будут увеличиватьсязатраты владельцев авторских прав на отслеживание подобных нарушений. Вконечном итоге, собственники копирайта могут стать рабами своей собственности –значительная часть их усилий будет уходить на создание нового, а на защитустарого.
Сторонникиуничтожения диктатуры копирайта считают, что подобное применение закона обавторских правах делает США и мир менее свободными и уничтожают дух творчества.Мириам Нисбет, член совета Американской библиотечной ассоциации считает, чтотенденции в этой сфере таковы, что уже в ближайшем будущем может статьневозможным использовать чужие тексты и даже цитаты для создания новыхпроизведений – например, для написания школьных сочинений и рефератов. Есливладельцы авторских прав смогут эффективно контролировать то, как обществораспоряжается их собственностью, то, теоретически, они смогут взимать плату,например, за перепечатку нескольких написанных ими абзацев в чужой книге.Именно поэтому Джонатан Циттран, известный юрист, основатель исследовательскогоцентра Berkman Center for Internet and Society, считает, что действияамериканских законодателей «неконституционны и фанатичны».
РобертБойнтон, опубликовавший статью с красноречивым названием «Тирания копирайта» вжурнале The New York Times Magazine, пришел к выводу, что единственным подлинносвободным пространством, где законы по защите копирайта не действуют в полноймере, является интернет. Однако эра тотальной свободы во всемирной сети подходитк концу. Кинопроизводители и компании звукозаписи последние два года используютпрограммы, позволяющие обнаруживать в сети пользователей, нелегальноскачивающих кино или музыку. Также разработано программное обеспечение, котороепозволяет находить в сети куски текста, скопированные из того или иногоисточника. Подобные программы (например WCopyfinder или iThenticate) используютюридические фирмы, которые защищают интересы писателей и журналистов, а такжесами средства массовой информации (по сообщению агентства Associated Press,газета USA Today применяла его, чтобы доказать, что один из ее журналистовзанимался плагиатом). Уже существуют сайты, где любой создатель текста,вывешенного в интернете, может зарегистрировать его и в будущем отслеживать – непохитили ли другие интернетчики принадлежащие ему слова и предложения.
История копирайта в США
В2003 году Управление по делам копирайта США получило более 600тыс. заявок нарегистрацию авторских прав. В 500 случаях в регистрации было отказано,поскольку податели заявок были признаны плагиаторами. По состоянию на 2001 годв базе данных Управления было около 30млн произведений, защищенных копирайтом.
1790год. Впервые принят закон, вводящий правило копирайта. Закон защищает авторовкниг, карт и чертежей. Автор произведения обладает правами на свое творение напротяжении 14-ти лет и после истечения этого срока имеет право продлить его ещена 14 лет. Регистрация производится в местных судах. В том же году литераторДжон Бэрри из Филадельфии защитил копирайтом свою книгу «Книга Филадельфийскогопроизношения»
1802год. Копирайтом разрешено защищать любые издания, вышедшие из типографии.
1831год. Право на копирайт получают композиторы. Нотные записи их произведенийзапрещено перепечатывать и продавать без разрешения. Срок действия копирайтапродлен до 28 лет с правом пролонгации еще на 14 лет.
1841год. Первый громкий судебный процесс о копирайте. Суд признал виновным внарушении авторских прав архивиста, который опубликовал письма первогопрезидента США Джорджа Вашингтона в своем журнале. Сторонники Copy Left считаютэтот процесс знаковым: фактически, суд запретил вводить в научный оборот важнуюинформацию.
1853год. Известная писательница Гарриэтт Бичер Стоу обратилась в суд с иском противиздателя, который самовольно перевел ее книгу «Хижина дяди Тома» на немецкийязык и начал продавать ее в США среди немецких иммигрантов. Суд оправдализдателя, постановив, что перевод – это не просто копирование.
1856год. Копирайтом разрешено защищать драматические произведения.
1865год. Копирайт распространяется на фотографии.
1870год. Все работы по регистрации авторских прав принимает на себя библиотекаКонгресса США. Право копирайта распространено на художников и скульпторов.Отдельно отмечено, что копирайт не запрещает переводить литературноепроизведение на иностранный язык или создавать сценические инсценировки на егооснове.
1886год. Подписано первое полномасштабное международное соглашение о защитеавторских прав –  Бернская конвенция об охране литературных и художественныхпроизведений. Целью конвенции было обеспечить взаимное признание авторских правразличными государствами и установление международных норм для их защиты.Европейские страны договорились создать единую процедуру регистрации авторскихправ, а не регистрировать копирайт в каждом отдельном государстве. Бернскаяконвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. К примеру, в 1908 годубыло принято решение установить срок действия копирайта в срок жизни автораплюс 50 лет. США присоединились к Бернской конвенции только век спустя – в 1988году.
1891год. США заключили первое соглашение о международной защите авторских прав.Принятие этого закона инициировали американские писатели. Так как США неприсоединились к Бернской конвенции, тогдашние «пираты» начали активно издаватьв США книги европейских писателей по очень низкой цене. Продукция американскихписателей по этой же причине стала продаваться плохо.
1897год. Музыкальные произведения запрещено исполнять без разрешения автора.
1909год. Принято правило, согласно которому авторские права приобретаются послепервой публикации (обнародования) произведения. Срок действия копирайтаувеличен – разрешено продлевать на 28 лет.
1912год. Копирайтом разрешено защищать кинофильмы. Ранее они считались отраслью фотографии.
1952год. В Женеве подписана  Всемирная конвенция об авторском праве.
1953год. Копирайтом разрешено защищать абсолютно все литературные произведения.
1971год. В Париже пересмотрена  Всемирная конвенция об авторском праве.
1978год. Срок действия копирайта вновь продлен. Теперь он действует до смертиавтора и остается в силе еще 50 лет.
1980год. Копирайтом разрешено защищать компьютерные программы.
1982год. В законодательство США вносятся дополнения, которые позволяют приговоритьнарушителей закона о копирайте к крупным штрафам и тюремному заключению.
1983год. Знаковый судебный процесс. Британская Энциклопедия подала в суд на органышкольного образования США, обвинив их том, что они изготавливают для школучебные телепередачи, в которых активно используют информацию энциклопедии. Этипередачи транслируются по многим школам, кроме того, доступ к записям имеют всежелающие школьники и их родители. Суд встал на сторону Британской Энциклопедии,посчитав, что педагоги нарушили закон об авторских правах.
1987год. Известный писатель Джером Сэлинджер подал в суд на писателя ЙенаХэмилтона, который подготовил его литературную биографию. Сэлинджер обвинилХэмилтона в незаконном использовании своих писем, полученных Хэмилтоном отадресатов Сэлинджера. Суд запретил публикацию биографии.
1990год. Копирайтом разрешено защищать архитектурные проекты, компьютерную графику,художественные инсталляции и перформансы.
1991год. Объектом судебного спора стали телефонные книги. Одна компания-издательподала в суд на другую, обвинив ее в том, что она напечатала аналогичнуюинформацию. Суд постановил, что адреса и телефоны жителей того или иного городане могут защищаться копирайтом, потому что являются «коллекцией фактов»,которую каждый вправе собирать и публиковать.
1992год. Запрещено переписывать и воспроизводить музыкальные записи без разрешениявладельцев прав на них. Частная звукозапись разрешена исключительно длядомашнего пользования.
Любопытныйсудебный процесс. Американское геофизическое общество подало в суд на известнуюнефтяную компанию Texaco. Эксперты Texaco, как выяснилось, использовали в своихотчетах и аналитических записках, научную информацию, принадлежавшую обществу.Суд обязал Texaco выплатить компенсацию обществу.
1993год. Первый процесс о нарушении прав копирайта в интернете. Журнал Playboyзасудил владельца интернет-сайта, который вывесил на нем отсканированныефотографии девушек из журнала.
1994год. Запрещена нелегальная запись выступлений музыкантов и перезаписьвидеоклипов. В том же году известный музыкант Рой Орбисон подал в суд на группу2 Live Crew, которая спародировала один из его хитов. Суд встал на сторону 2Live Crew.
1995год. Прецедентный судебный процесс о нарушении авторских прав в интернете. Одиниз пользователей сервера вывесил на нем материалы, защищенные копирайтом.Владелец авторских прав подал в суд на владельца сервера. Суд оправдалинтернетчика.
1996год. В Женеве представители 160-ти стран мира подписали документы о созданииВсемирной организации по защите интеллектуальной собственности ( ВОИС).
1998год. Срок действия копирайта продлен. Он действует до смерти автора и плюс 70лет после этого.
1998год. Новый закон ограничил возможности использования компьютеров длякопирования и воспроизводства произведений, защищаемых копирайтом. Копирайтомразрешено защищать форму корпуса судна.
2001год. Журналист, внештатный сотрудник газеты New York Times, выиграл процесспротив этого издания. Причиной иска стало то, что New York Times выложила рядего материалов в базу данных, предлагаемую для коммерческого использования.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.n-t.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конфликты родителей и подростков: причины, содержание, функции
Реферат Изготовление швейного изделия(Летние брюки)
Реферат Развитие Черноморского экономического сотрудничества
Реферат Особенности портретных характеристик в романе Ч. Диккенса "Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим"
Реферат Организация межремонтного обслуживания на промышленном предприятии
Реферат Лидерство как власть
Реферат Малый бизнес и инновационная деятельность
Реферат Life Of Aaron Copland Essay Research Paper
Реферат Особенности клинического применения продуктов детского питания ФРИСО
Реферат Анализ стихотворения Леонтьева "Платформа"
Реферат Разработка стратегической деятельности торговой сети "Рубль Бум"
Реферат Контрольная работа по банковскому делу 5
Реферат WYRD FATE AND GEIS Essay Research Paper
Реферат Регулирование международных кредитных и валютных отношений
Реферат Россия и Всемирная торговая организация