--PAGE_BREAK--1. Положение Общества в отрасли. В 2006 году ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» (далее – Общество) работало в составе Кондитерского бизнес-комплекса под управлением управляющей организации ООО «Объединенные кондитеры». В «Объединенные Кондитеры» входят 15 российских кондитерских фабрик, специализирующихся на выпуске кондитерских изделий и продуктов питания, в том числе ОАО «РОТ ФРОНТ», ОАО « Красный Октябрь», ОАО «Кондитерский Концерн Бабаевский». Оборот Холдинга в 2006 году составил 20,6 млрд. рублей (с учетом НДС). На предприятиях Кондитерского комплекса занято свыше 17 тысяч сотрудников. Система управления качеством на всех предприятиях Холдинга соответствует требованиям международных стандартов серии ИСО 9000.
2 Приоритетные направления деятельности.
Основной вид деятельности ОАО «Красный Октябрь» — производство и продажа кондитерских изделий. Его доля в общих доходах — 94,2 %.
Производство работает в основном без остановок (за исключением остановок на ремонт отдельных цехов по утвержденному графику). В период активности потребительского спроса производство работает в 2-3 смены. Пик производства и продаж приходится на 4-й квартал, в котором их объем составляет 35-40% от годового объема.
2.1. Производство и продажи продукции.
За 2006 год ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» произведено 63088 тонн кондитерских изделий. Прирост к уровню 2005 года составил 1917 тонн.
Табл.1. Выпуск продукции ОАО «Красный Октябрь» в групповом ассортименте.
Показатели
Ед.изм.
2005 год
2006 год
Отклонения
Отчет
план
отчет
от 2005 года
от плана
%
+/-
%
+/-
Объем производства, всего
Тонн
61 171
63 865
63 088
+3,1%
1 917
-1,2%
-777
Карамель
Тонн
11 117
11 339
11 385
+2,4%
268
+0,4%
46
Конфеты
Тонн
33 663
34 935
34 719
+3,1%
1 057
-0,6%
-216
Ирис
Тонн
5 113
5 369
5 026
-1,7%
-88
-6,4%
-344
Шоколад
Тонн
8 470
8 741
8 687
+2,6%
217
-0,6%
-54
Какао порошок
Тонн
933
1 203
703
-24,7%
-230
-41,6%
-500
Прочее
Тонн
1 174
1 728
1 639
+39,6%
465
-5,1%
-89
Полуфабрикаты на сторону
Тонн
701
550
929
+32,6%
228
+69,0%
379
Выполнение плана производства по ассортиментным группам неравномерное. Так, недовыполнен план по неглазированной карамели, коробочной продукции, ирису, какао порошку. Это связано со сложившимся спросом на продукцию на кондитерском рынке. Перевыполнен план по производству глазированной карамели, весовым конфетам, пасте, новогодним подаркам. Перевыполнение плана по пасте было обусловлено программой перебазирования предприятия на новую площадку и необходимостью создания запаса продукта.
В связи с нестабильной реализацией продукции и в целях управления запасами продукции в соответствии со сроками реализации в течение 2006 года ежемесячно осуществлялась текущая корректировка планов производства. В результате фактическое выполнение плана производства по итогам 2006 года составило 98,8 % к бюджету. К прошлому году рост объемов производства составил 103,1 % или 1917 тонн.
Уровень использования мощностей в 4 квартале 2006 г. составил 137%, в среднем за год – 98%. Интенсивность использования оборудования в 2006 году выросла к уровню 2005 года на 8,1%.
Объем продаж продукции ОАО «Красный Октябрь» (включая продукцию по лицензионным договорам) в 2006 году составил 63 371 тонна на сумму 5 404 621 тыс. руб.
Кроме того, в 2006 году было реализовано товаров 1935 тонн на сумму 133 250 тыс. руб.
Общий объем отгруженной продукции в 2006 году составил 65 306тонн.
Структура продаж собственной продукции в групповом ассортименте представлена в таблице.
Табл.2. Объем продаж продукции ОАО «Красный Октябрь» в натуральном выражении.
Показатели
Ед.изм.
2005 год
2006 год
Отклонения
отчет
план
отчет
от 2005 года
от плана
%
+/-
%
+/-
Объем продаж, всего
Тонн
60 308
63 043
63 371
+5,1%
3 063
+0,5%
328
Карамель
Тонн
11 018
11 483
11 431
+3,8%
413
-0,4%
-51
Конфеты
Тонн
33 195
34 099
34 562
+4,1%
1 367
+1,4%
463
Ирис
Тонн
5 075
5 280
5 077
+0,0%
2
-3,8%
-203
Шоколад
Тонн
8 398
8 397
8 706
+3,7%
308
+3,7%
309
Какао порошок
Тонн
913
1 155
698
-23,6%
-215
-39,6%
-457
Прочее
Тонн
1 008
2 079
1 983
+96,8%
975
-4,6%
-96
Полуфабрикаты на сторону
Тонн
702
550
915
+30,4%
213
+66,3%
365
Выполнение годового плана отгрузки составило 100,5 %, рост к 2005 году 105,1 %.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Себестоимость. Ценовая политика.
Показатели, характеризующие структуру себестоимости произведенной продукции в 2006 году, представлены в таблице 3.
Табл.3. Структура себестоимости произведенной продукции ОАО «Красный Октябрь».
Наименование статей
2005 год
2006 год
сумма затрат
доля затрат
сумма затрат
доля затрат
тыс.руб.
%
тыс.руб.
%
Сырье и полуфабрикаты
1 855 616,23
48,89%
2 035 095,79
47,36%
Вспомогательные материалы
466 834,00
12,30%
442 031,09
10,29%
Тара
70 891,79
1,87%
71 911,85
1,67%
Топливо, эл.эн., вода, холод
78 674,77
2,07%
85 784,18
2,00%
Итого материальных затрат
2 472 016,79
65,13%
2 634 822,91
61,32%
Зарплата основн.произв.рабочих
229 743,00
6,05%
266 700,31
6,21%
Отчисление во внебюджет. фонды
58 762,09
1,55%
68 558,92
1,60%
Пямые затраты
2 760 521,87
72,73%
2 970 082,14
69,12%
Общепроизводственные расходы
458 722,56
12,09%
527 776,07
12,28%
Операционная себестоимость
3 219 244,43
84,81%
3 497 858,21
81,41%
Общехозяйственные расходы
437 258,24
11,52%
486 894,10
11,33%
Коммерческие расходы
139 200,03
3,67%
311 932,90
7,26%
Полная себестоимость
3 795 702,69
100,00%
4 296 685,21
100,00%
Структура затрат в 2006 году не претерпела значительных изменений по сравнению с 2005 годом.
По-прежнему, основную долю составляют прямые затраты, а в их составе — материальные затраты, поскольку кондитерское производство является материалоёмким.
Основной удельный вес в затратах принадлежит таким сырьевым ресурсам, как какао бобы и сахар.
В 2006 году была проведена большая рекламная компания ТМ «Аленка», что повлияло на рост абсолютной суммы и удельного веса коммерческих расходов в структуре себестоимости продукции к уровню 2005 года в 2 раза.
2.3. Численность. Труд. Заработная плата.
На предприятии работают 3412 человек списочного состава, включая производственные филиалы в г.г.Рязани, Коломне и Егорьевске.
В Обществе постоянно проводится работа по оптимизации численности работающих с целью создания предпосылок для рационального использования рабочей силы, большей занятости персонала и повышения производительности труда. В результате численность работников в 2006 году сократилась по сравнению с 2005 годом на 31 человек.
В 2006 году работникам общества пересматривались тарифы и оклады в сторону повышения, в соответствии с чем средняя зарплата выросла к уровню 2005 года на 16,1%.
Показатели по труду и заработной плате представлены в таблице 4.
Табл.4. Показатели по труду и зарплате.
Подразделения/период
12 месяцев
факт 2005 г
факт 2006 г
откл. от 2005 г., %
Численность — всего
3 443
3 412
99,1%
ФОТ — всего
642 014
738 753
115,1%
Среднемесячная зарплата — всего
15,54
18,04
116,1%
3. Финансовое состояние.
продолжение
--PAGE_BREAK--
В 2006 году Обществом принимались необходимые меры для достижения максимального финансового результата:
- большинство покупателей работало на условиях предварительной оплаты за продукцию,
- постоянно проводилась ревизия сложившейся задолженности,
- проводилась целенаправленная работа по снижению непроизводительных расходов.
Табл.5. Оценка структуры баланса ОАО «Красный Октябрь».
Показатель
2005 год
2006 год
Собственные оборотные средства, тыс. руб.
1 201 883
839 933
Коэффициент финансовой зависимости
37,73%
62,13%
Коэффициент автономии собственных средств
72,61%
61,68%
Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами
148,43%
122,20%
Индекс постоянного актива
0,54
0,75
Текущий коэффициент ликвидности
4,97
2,37
Быстрый коэффициент ликвидности
2,80
1,77
Фондоотдача,%
767%
942%
Рентабельность активов,%
20,33%
13,11%
Рентабельность собственного капитала,%
28,00%
21,25%
Рентабельность продаж,%
21,58%
19,70%
Общество платежеспособно, имеет удовлетворительную структуру баланса. Обеспеченность оборотными средствами достаточная, хотя и снизилась к уровню прошлого года. Обеспечивается финансовая устойчивость предприятия. Оборотные средства пополняются за счет источников собственных средств.
Коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами у Общества больше нормативных, что свидетельствует об обоснованности стратегии вложений средств.
Финансовый результат до налогообложения по итогам 2006 года составил 971,6 миллионов рублей.
Табл.6. Оценка структуры прибыли ОАО «Красный Октябрь».
НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Факт 2005 год
Факт 2006 год
Отклонение 2006 от 2005
сумма, тыс.руб.
уд.вес, %
сумма, тыс.руб.
уд.вес, %
суммы
уд.веса
Выручка от реализации без НДС
5 064 496
100,0%
5 694 149
100,0%
629 652,8
0,0%
Себестоимость продукции
3 394 837
67,0%
3 779 884
66,4%
385 046,5
-0,7%
Операционная прибыль
1 669 659
33,0%
1 914 265
33,6%
244 606,4
0,7%
Коммерческие расходы
139 534
2,8%
311 955
5,5%
172 420,9
2,7%
Управленческие расходы
437 258
8,6%
480 828
8,4%
43 570,1
-0,2%
Финансовый результат с учетом управленческих, коммерческих расходов
1 092 867
21,6%
1 121 482
19,7%
28 615,4
-1,9%
Проценты по кредитам
13 685
0,3%
25 834
0,5%
12 149,2
0,2%
Операционные, внереализационные доходы, расходы (сальдо)
-89 973
-1,8%
-124 010
-2,2%
-34 037,2
-0,4%
Прибыль до уплаты налога
989 210
19,5%
971 639
17,1%
-17 571,0
-2,5%
Отложенные налоговые активы
-61
0,0%
-18
0,0%
43,3
0,0%
Отложенные налоговые обязательства
-3 088
-0,1%
-3 928
-0,1%
-840,4
0,0%
Текущий налог на прибыль
258 327
5,1%
268 696
4,7%
10 369,3
-0,4%
Чистая прибыль
733 909
14,5%
706 852
12,4%
-27 056,5
-2,1%
Выручка Общества в 2006 году выросла на 629,7 млн. руб.
Прибыль от основной деятельности, операционная прибыль, выросла на 244,6 млн. руб., а доля ее в выручке выросла на 0,7 пункта к прошлому году, соответственно снизилась доля себестоимости в выручке также на 0,7 пункта.
Коммерческие расходы значительно выросли к прошлому году на 172,4 млн. руб., доля их увеличилась на 2,7 пункта. Доля управленческих расходов снизилась на 0,2 пункта к прошлому году.
4. Перспективы развития.
В текущем году основное производство Общества в г.Москве должно быть перебазировано на новую площадку, расположенную по адресу: г.Москва, Малая Красносельская, вл.7.
Планы деятельности Общества «Красный Октябрь» соответствуют стратегии развития КБК под руководством Управляющей компании ООО «Объединенные Кондитеры» до 2008 г. и включают:
· накопление собственного капитала (прибыль, амортизация) для повышения показателей финансовой устойчивости и ликвидности,
· изменения системы реализации, предусматривающей интеграцию продаж в рамках кондитерского бизнес-комплекса и направленной на устранение ценовой конкуренции между оптовыми покупателями и их укрупнение,
· рост объемов реализации вследствие изменения системы продаж за счет упорядочения товарных потоков и введения единых правил ценообразования при последующей дистрибуции.
5. Структура управления.
В 2006 г. структура управления не претерпела значительных изменений.
C 01 сентября 2003 года функции единоличного исполнительного органа Общества выполняет управляющая организация — ООО «Объединенные кондитеры», в лице генерального директора, действующего от имени Общества без доверенности.
Оперативное текущее руководство деятельностью Общества также осуществляется заместителем генерального директора – исполнительным директором управляющей организации на основании выданной ему доверенности.
6. Перечень совершенных Обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.
Общее количество сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, — 57.
Общая сумма сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, — 10 760 833 314.84 руб. и 365 393 240 долларов США.
Количество сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, одобренное Советом директоров — 40.
Количество сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, одобренное Общим собранием акционеров — 17.
7. Перечень совершенных Обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» крупными сделками.
Общее количество крупных сделок — 16.
Общая сумма крупных сделок — 6 900 000 000 руб., 365 393 240 долларов США, 76 932 100 Евро и 43 000 000 английских фунтов стерлингов.
Количество крупных сделок, одобренное Советом директоров — 13.
Количество крупных сделок, одобренное Общим собранием акционеров — 3.
3. Экономическая эффективность мероприятий по повышению качества продукции и ее конкурентоспособности, конкретные расчеты
В подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей — параметров качества (технических) и экономических параметров. Рассмотрим более подробно эти способы и определим преимущества и недостатки их использования в системе конкурентоспособности.
От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения.
Базой сравнения могут выступать:
-потребность покупателей;
-величина необходимого полезного эффекта;
-конкурирующий товар;
-гипотетический образец;
-группа аналогов.
В том случае, когда базой сравнения является потребность покупателей, осуществляется выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке, а также весомости этих параметров в общем их наборе.
Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств.
Если оцениваемая продукция имеет конкурента, то товар — образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.
Иногда в качестве базы сравнения выступает гипотетический образец, который представляет собой среднее значение параметров группы изделий. Такая процедура используется в том случае, когда информации по конкретному образцу — аналогу недостаточно. Фактически речь идет об анализе потребности, которой может и не существовать, поэтому эта оценка должна рассматриваться как ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению.
Значительно чаще за базу сравнения принимается группа аналогов, отобранных с точки зрения согласования классификационных параметров образца и оцениваемой продукции, из которых выбираются наиболее представительные, а затем прогрессивные изделия, имеющие наилучшую перспективу для дальнейшего расширения объема продаж.
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки суть который вкратце изложена ниже.
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности, основанный на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.
Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
, (4.1)
где qi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3, ..., n);
Pi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Piо — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n — количество параметров.
Так как параметры могут оцениваться различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения — 1 или 0. При этом если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0. При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин — 100% или фактически значение этого показателя.
Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формулам:
, (4.2)
, (4.3)
где qi`, qi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
Из формул (4.2) и (4.3) выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности. Если технические параметры продукции не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.
Итак, рассмотрим для примера три вида шоколада:
1. шоколад «Бабаевский Элитный» (Объединенные кондитеры ( «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевский» )
2. шоколад «Красный октябрь Горький» («Красный Октябрь»)
3. шоколад «Коркунов горький» ( «А. Коркунов» )
Основные показатели качества шоколада обозначены в ГОСТ:
Наименование показателя
Характеристика
1
2
Вкус и запах
Свойственный для данного продукта, без постороннего привкуса и запаха.
Внешний вид
Лицевая поверхность блестящая. Для шоколадных медалей, шоколада с тонко измельченными добавлениями молочных продуктов и орехов, шоколада, формируемого в фольгу, и весового, допускается матовая поверхность. В шоколаде с крупными добавлениями в виде целых или дробленых орехов, нарезанных цукатов, изюма, взорванных круп и т.п. и пористом допускается неровная поверхность.
Не допускается поседения и поражение вредителями хлебных злаков. Допускаются изделия надломанные: не более 4,0% — для шоколада с начинками; не более 2,0% — для шоколада с крупными добавлениями. Для весового развернутого шоколада допускается лом в размере 1/3 плитки, лом более мелкого размера не должен превышать 3,0%.
Форма
Соответствующая рецептуре, без деформации для всех видов шоколада, кроме весового.
Консистенция
Твердая
Структура
Однородная. Для пористого шоколада – ячеистая.
Шоколад делится на три группы (класса) – «обыкновенный», «премиум» и «суперпремиум». Четкую разделительную черту между ними провести нелегко, поскольку даже специалисты пользуются разными критериями при отнесении шоколада к той или иной категории. Иногда рассуждают так: если цена шоколада на 100-200% превышает среднерыночную — это, безусловно, премиум. В то же время премиальным может быть и шоколад по цене на 20-30% выше рыночной, но определенным образом позиционированный. С точки зрения маркетинга основанием позиционировать шоколад или шоколадные конфеты как премиальные могут служить: натуральность и высокое качество всех ингредиентов, высокое (больше 60%) содержание какао-продуктов, особая упаковка, оригинальность начинки или формы, частицы ингредиентов, доведенные за счет специальных технологических процессов до мельчайших размеров, и продажи только через супермаркеты для среднего класса. Не все эти условия могут соблюдаться одновременно — так, молочный шоколад тоже может быть премиальным, — но хотя бы два должны быть соблюдены. Естественно, премиальная продукция должна быть дорогой.
Попробуем оценить данные виды шоколада в баллах на соответствие параметрам ГОСТ и основным признакам, присущим шоколаду (содержание какао, упаковка, вкус и запах, структура, консистенция, реклама).
Вид шоколада и марка
Содержание ( какао-продуктов в % )
Средняя цена ( за 100 г )
Горький шоколад
«Элитный» ( Объединенные кондитеры —
«Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевский» )
75%
30 руб.
Шоколад горький ( «Красный Октябрь» )
80%
30 руб.
«Коркунов горький» ( «А. Коркунов» )
Не менее 50%
45 руб.
1. Шоколад Бабаевский Элитный 100 г.
Производитель: Объединенные кондитеры ( «Красный Октябрь», «Рот Фронт», «Бабаевский» )
Состав:
Какао тертое, сахар, какао порошок, какао масло, эмульгаторы
Описание:
Элитный сорт горького шоколада, содержит 75% какао
2. Шоколад Красный Октябрь Горький 75 г.
Производитель:«Красный Октябрь»
Состав:
Сахар песок, какао бобы, молоко, подсластитель, загуститель
Описание:
Десертный горький шоколад без добавлений с использованием какао бобов высших сортов, содержит 80% какао
3. А.Коркунов Горький шоколад
Производитель: «А. Коркунов»
Состав:
Какао тертое, сахар, какао-масло, лецитин, ванилин
Описание:
Настоящий горький шоколад. Содержит 50% какао-продуктов.
Шоколад высшего качества по максимальным показателям оценивается следующими баллами:
1. Содержание какао — 5,
2. Состав остальных ингридиентов – 5,
3. Вкус и запах — 5,
4. Структура — 5,
5. Консистенция — 5,
6. Упаковка – 5.
Оценка качества шоколада
Обыкновенный или классический шоколад – это шоколад с содержанием какао-продуктов от 35 до 55-60%. А вот в горьком шоколаде содержание какао продуктов превышает 55%. Горький шоколад считается самым полезным, так как именно в нем содержится максимум какао продуктов. Другими словами, изменяя соотношение между какао продуктами и остальными составляющими, можно изменять вкусовые особенности получаемого шоколада — от горького до сладкого. Чем больше в шоколаде какао тёртого и/или какао масла, тем более горьким вкусом и более ярким ароматом обладает шоколад и тем более он ценится.
Содержание какао: более 60% оценивается 3 баллами, 50-60% — 2, 40-50% — 1, менее 40% — 0.
Состав остальных ингридиентовдолжен соответствовать ГОСТу. Если в состав шоколада входят вкусовые добавки (подсластители, лецитин, растительные жиры, и.т.д.), то соответственно, уровень его снижается. Состав шоколада без вкусовых добавок оценивается 3 баллами, остальные – 2.
Вкус и запах: горьковатый полный чистый вкус, без привкусов- 3 балла, посторонние привкусы и запах — 2 балла.
Структура:однородная — 3 балла, неоднородная – 2 балла.
Консистенция:твердая – 3 балла, нетвердая – 2 балла.
Упаковка:оригинальная, привлекающая внимание упаковка – 3 балла.
Общая оценка«Отлично» — 16-18 баллов, «Хорошо» — 13-15, «Удовлетворительно» — 11-13, «Неудовлетворительно» — 13 баллов и менее.
Из выполненного сравнения можно сделать следующий вывод: шоколад Бабаевский Элитный и Красный Октябрь Горький попадают в поле отличной оценки, а шоколад А. Коркунов Горький оценен на «Хорошо».
Оценка конкурентоспособности товара
Этапы оценки конкурентоспособности товара делятся на:
1. формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара.
2. разбиение параметров на уровни качества. Было выбрано 3-х бальную шкалу — от «0» (отсутствие признака) до «3» (признак отлично выражен).
3. расчет общего индекса качества К0(как среднеарифметическое показателей качества), построение графического отображения матрицы.
4. оценка конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса качества К0):
3,00 – 2,26: высокая конкурентоспособность товара;
2,25 – 1,60: средняя конкурентоспособность товара;
1,50 – 0,76: низкая конкурентоспособность товара;
0,75 – 0,00: отсутствие конкурентоспособности товара.
В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности рассматриваемого товара следующие:
1. Вкусовые качества;
2. Упаковка;
3. Реклама;
4. Качество ингредиентов.
Для рассматриваемых видов шоколада анализ показателей конкурентоспособности показал:
общий индекс качества для шоколада «Бабаевский Элитный» составляет:
К0= (3+3+3+3)/4 = 3
общий индекс качества для «Красный Октябрь Горький» составляет:
К0 = (2+3+2+2)/4 = 2,25
общий индекс качества для «А. Коркунов Горький» составляет:
К0 = (2+3+2+3)/4 = 2,5
Итак, в нашем примере два вида шоколада обладают высоким уровнем конкурентоспособности – это «Бабаевский Элитный» и «А.Коркунов Горький», а шоколад «Красный Октябрь Горький» обладает средним уровнем конкурентоспособности.
Вследствие того, что «Красный Октябрь Горький» получил наименьшую оценку по качеству продукции из трех взятых видов горького шоколада, стоит обозначить следующие пути повышения его конкурентоспособности:
− Улучшить вкусовые качества продукта, за счет использования только натуральных компонентов.
− Повысить рекламную стратегию. Для привлечения внимания массовых покупателей наиболее эффективны следующие каналы:
· пресса (наиболее читаемые газеты, журналы, бюллетени и другие средства массовой информации, доступные всем слоям населения);
· аудиовизуальные средства (радио, телевидение);
· рекламные щиты, плакаты
· реклама на транспорте.
Необходимо улучшить и качество самой рекламы (увеличить её информативность, привлекательность).
— Изучить рынки сбыта и продавать этот товар там, где он пользуется наибольшим спросом.
продолжение
--PAGE_BREAK--