--PAGE_BREAK--2.2. Типы инфляции
Экономисты различают два типа инфляций.
2.2.1. Инфляция спроса
Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой. «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».
2.2.
2
. Инфляция
предложения
Инфляция, вызванная ростом издержек производства или уменьшением совокупного предложения. Инфляция может изменений издержек и предложения на рынке.
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции — средние издержки при данном объеме производства, также издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции:
Издержки на единицу продукции = общие затраты/количество единиц продукции
Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен, в результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.
2.3. Виды инфляции
В зависимости от критериев выделяют разные виды инфляции. Если критерием служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию.
1. Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска.
2. Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.
3. Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200-300% и более процентов в год, что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
4. Гиперинфляция, измеряется процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 * 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.
Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.
1. Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.
2. Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.
PM – равновесная рыночная цена, при которой спрос равен предложению, PG – цена, установленная государством, YS – величина совокупного выпуска (количество продукции, которое произведено и предложено к продаже производителями), YD – величина совокупного спроса (количество продукции, которую хотели бы купить потребители). Разница между YD и YS есть не что иное, как дефицит. Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров Дефицит служит формой проявления инфляции, поскольку одной из характерных черт инфляции является снижение покупательной способности денег. Дефицит означает, что деньги вообще не обладают покупательной способностью, поскольку человек не может на них ничего купить.
3. Последствия и издержки инфляции. Предвиденная и непредвиденная инфляции 3.1. Последствия инфляции
Главными последствиями инфляции выступают:
1) снижение реальных доходов
2) снижение покупательной способности денег.
Доходы различают номинальные и реальные. Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является. Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).
реальный доход = номинальный доход/уровень цен = номинальный доход/(1 + π),
где π — темп инфляции.
Чем выше уровень цен на товары и услуги (т.е. чем выше темп инфляции), тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому тем меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния.
Покупательная способность денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если уровень цен повышается, то покупательная способность денег падает. Если Р – уровень цен, т.е. стоимость товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность денег будет равна 1/ Р, т.е. это стоимость (value) денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги.
Например, если корзина товаров и услуг стоит $5, то Р = $5. Цена доллара тогда составит 1/ Р или 1/ 5 корзины товаров. Это означает, что один доллар обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается так, что теперь она стоит $10, цена денег падает наполовину своей исходной величины. Поскольку цена корзины теперь равна $10 или Р = $10, цена денег упала до 1/ Р или 1/10 корзины товаров. Таким образом, когда цена корзины товаров и услуг удваивается с $5 до $10, цена денег падает от 1/5 до 1/10 корзины товаров.
Чем выше уровень цен, т.е. чем выше темп инфляции, тем меньше покупательная способность денег, и, следовательно, тем меньшее количество денег хотят иметь люди, поскольку те люди, которые хранят наличные деньги в период инфляции, платят своеобразный инфляционный налог – налог на покупательную способность денег. Данный налог представляет собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше величина инфляционного налога, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег». Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.2. Издержки инфляции
Инфляция имеет серьезные издержки. К ним относятся:
1. издержки «стоптанных башмаков». Это так называемые транзакционные издержки инфляции, т.е. издержки, связанные с получением наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при росте уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т.п. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные, следовательно, и в этом случае он сталкивается с транзакционными издержками.
2. издержки «меню». Этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны:
а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат
б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен
в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен.
3. издержки на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов. Поскольку изменение цен обходится дорого (высоки издержки меню), фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают и по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, и по отношению к среднему уровню цен. Это ухудшает размещение ресурсов, поскольку экономические решения основываются на относительных ценах, т.е. ресурсы направляются в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. Между тем, изменение относительных цен в период инфляции не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. Товар, цена которого меняется только один раз за год, является искусственно завышенной в начале года и искусственно заниженной в конце года.
4. издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией. Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, и, таким образом, снижает стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности экономического роста. Инфляция оказывает воздействие на два вида доходов на сбережения:
а) на доходы от продажи ценных бумаг, которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой продается ценная бумага, и более низкой ценой, по которой она была куплена. Этот номинальный доход является объектом налогообложения. Предположим, что человек покупает облигацию за $20, а продает ее за $50. Если за время, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не $30 ($50 – $20), а только $10, так как он должен будет продать облигацию за $40, чтобы только возместить ее стоимость, уплаченную при покупке, и заплатить налог не с $10 ($50 — $40), а с $30 номинального дохода, потому что шкала налогообложения не учитывает инфляцию.
б) на номинальную ставку процента, которая облагается налогом, даже несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет в следующем параграфе) просто компенсирует инфляцию. Когда правительство берет в качестве налога фиксированный процент от номинальной ставки процента, то остающийся после выплаты налога реальный доход увеличивается тем меньше, чем выше темп инфляции. Это происходит, потому что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темп инфляции, а с увеличением номинальной ставки процента налоги растут, поэтому на реальный доход до выплаты налога инфляция воздействия не оказывает. Однако реальный доход после выплаты налога уменьшается.
Так как с номинального дохода от продажи ценных бумаг и с номинальной ставки процента взимается налог, инфляция снижает реальный доход от сбережений после выплаты налога и, таким образом, инфляция снижает стимулы к сбережениям и сокращает возможности для экономического роста.
5. издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции, что порождает путаницу и неудобство. Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. Так же как расстояние измеряется в метрах, масса – в килограммах, а температура – в градусах, стоимость измеряется в денежных единицах (рублях, долларах, фунтах стерлингов и т.п.).
Когда центральный банк увеличивает предложение денег, что провоцирует инфляцию, стоимость (покупательная способность) денег падает, т.е. уменьшается размер «экономической измерительной палочки». Например, на 1 обесценившийся рубль можно купить столько товаров, сколько раньше на 50 копеек, т.е. измеритель уменьшился вдвое, что эквивалентно тому, как если бы мы пытались измерить расстояние линейкой, на которой написано 1 метр, но в которой в действительности только 50 сантиметров. Это, с одной стороны, делает более запутанными транзакции (сделки), а с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм, и таким образом, выбор в пользу инвестиций становится более проблематичным и сложным.
Все эти издержки существуют даже, если инфляция стабильна и предсказуема. Инфляция однако имеет дополнительную цену для экономики, если она непредвиденная.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.3. Ожидаемая и непредвиденная инфляция
Последствия инфляции различны в зависимости от того, является она ожидаемой или непредвиденной.
В условиях ожидаемой инфляции экономические агенты могут таким образом построить свое поведение, чтобы минимизировать величину падения реальных доходов и обесценения денег. Так, рабочие могут заранее потребовать повышения номинальной ставки заработной платы, а фирмы предусмотреть повышение цен на свою продукцию, пропорционально ожидаемому темпу инфляции. Кредиторы будут предоставлять кредиты по номинальной ставке процента (R), равной сумме реальной ставки процента (реальной доходности по кредиту) — r и ожидаемого темпа инфляции — πe:
R = r + πe
Так как кредит предоставляется в начале периода, а выплачивается заемщиком в конце периода, то имеет значение именно ожидаемый темп инфляции.
Эта зависимость номинальной ставки процента от ожидаемого темпа инфляции носит название «эффекта Фишера» (в честь известного американского экономиста Ирвинга Фишера, который первым обосновал эту зависимость). «Эффект Фишера» формулируется следующим образом: если ожидаемый темп инфляции повышается на 1 процентный пункт, то номинальная ставка процента повысится также на 1 процентный пункт. Отсюда можно получить формулу для расчета реальной ставки процента:
r = R — πe.
Однако следует иметь в виду, что эта формула справедлива лишь для низких темпов инфляции (до 10%), а для высоких темпов инфляции необходимо использовать другую формулу:
Это объясняется тем, что необходимо не просто рассчитать величину дохода (реальной ставки процента), но и оценить его покупательную способность. А поскольку уровень цен изменится на величину, равную πe, то величину дохода, равную разнице между номинальной ставкой процента и ожидаемым темпом инфляции, следует разделить на новый уровень цен, т.е. (1 + πe). При низких темпах инфляции эта сумма будет близка 1, но при высоких темпах инфляции она становится значимой величиной, которой нельзя пренебрегать.
3.4. Последствия непредвиденной инфляции
Последствием непредвиденной инфляции является произвольное перераспределение доходов и богатства. Она обогащает одних экономических агентов и обедняет других. Доходы и богатство перемещаются:
1. от кредиторов к должникам. Кредитор предоставляет кредит по номинальной ставке процента, исходя из величины реального дохода, который он хочет получить (реальной ставки процента) и ожидаемого темпа инфляции (R = r + πe). Так, например, желая получить реальный доход 5% и предполагая, что темп инфляции составит 10%, кредитор назначит номинальную ставку процента 15% (5% + 10%). Если фактический темп инфляции составит 15% вместо ожидаемых 10%, кредитор не получит никакого реального дохода (r = 15 – 15 = 0), а если темп инфляции будет 18%, то доход, равный 3% (r = 15 – 18 = — 3) переместится от кредитора к должнику. Поэтому в периоды неожиданной инфляции очень выгодно брать кредиты и невыгодно их давать.
Таким образом, непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты. Поэтому, если оказывается, что инфляция выше, чем ожидалось в момент подписания контракта займа, получателю будущих платежей (кредитору) хуже, потому что он получит деньги с более низкой покупательной способностью, чем те, о которых он договаривался при подписании контракта. Человеку, который занял деньги (заемщику) лучше, потому что он имел возможность использовать деньги, когда они имели более высокую стоимость, и ему было позволено вернуть долг деньгами с более низкой стоимостью. Когда инфляция выше, чем ожидалось, богатство перераспределяется от кредиторов к заемщикам. Когда инфляция ниже, чем ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются местами.
Поскольку, как уже отмечалось, общая формула реальной ставки процента, применимая при любых темпах инфляции:
то следует различать реальную ставку процента ex ante и реальную ставку процента ex post. Приведенная формула – это формула реальной ставки процента ex ante. Реальная ставка процента ex ante – это реальный доход, который рассчитывает получить кредитор, предоставляя кредит, поэтому она определяется величиной ожидаемого темпа инфляции (πe). Реальная ставка ex post – это реальный доход, который получает кредитор при возвращении кредита, поэтому она определяется фактическим темпом инфляции (π факт) и может быть рассчитана по формуле:
.
2. от рабочих к фирмам. Утверждение о том, что непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты, применено к любому контракту, который продолжается во времени, в том числе контракт найма на работу (labor contract). Когда инфляция выше, чем ожидалось, те кто получает деньги в будущем (рабочие) несут ущерб, а те кто платит (фирмы), выигрывают. Поэтому фирмы выигрывают за счет рабочих, когда инфляция больше, чем ожидается. Когда инфляция меньше, чем ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются местами.
3. от людей с фиксированными доходами к людям с нефиксированными доходами. Люди с фиксированными доходами (например, государственные служащие, а также люди, живущие на трансфертные выплаты) не могут предпринять меры по увеличению своих номинальных доходов, и в периоды непредвиденной инфляции (если не проводится индексация доходов) их реальные доходы быстро падают. Люди с нефиксированными доходами имеют возможность увеличивать свои номинальные доходы в соответствии с темпом инфляции, поэтому их реальные доходы могут не уменьшиться или даже увеличиться.
4. от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений. Реальная ценность накоплений по мере роста темпов инфляции падает, поэтому реальное богатство тех людей, кто его имеет в денежной форме, уменьшается.
5. от пожилых к молодым. Пожилые страдают от непредвиденной инфляции в наибольше степени, поскольку, с одной стороны, они получают фиксированные доходы, а, с другой, они, как правило, имеют накопления в денежной форме. Молодежь, имея возможность, увеличить свои номинальные доходы и не имея денежных накоплений, страдает в наименьшей степени.
6. от всех экономических агентов, имеющих наличные деньги, к государству. От непредвиденной инфляции в определенной степени страдает все население. Обогащается же всегда только один экономический агент – государство. Выпуская в обращение дополнительные деньги (производя эмиссию денег), государство тем самым устанавливает, как уже отмечалось, своеобразный налог на наличные деньги, который называется сеньораж. Государство покупает товары и услуги, а расплачивается обесценивающимися деньгами, т.е. деньгами, покупательная способность которых тем ниже, чем больше дополнительных денег выпущено в обращение. Разница между покупательной способностью денег до эмиссии и после и есть доход государства от инфляции — сеньораж.
Наиболее серьезные и разрушительные последствия имеет гиперинфляция, которая приводит:
1. к краху финансовой системы (деньги перестают иметь значение и происходит переход к бартеру);
2. к разрушению благосостояния (реальные доходы катастрофически сокращаются);
3. к нарушению и разрушению инвестиционного механизма (инвестиции в производство имеют долгий срок окупаемости и в условиях стремительного обесценения денег неэффективны).
Причиной гиперинфляции служит огромное увеличение денежной массы с целью финансирования расходов государственного бюджета за счет сеньоража, что связано либо с войнами, либо с невозможностью профинансировать большой дефицит бюджета иными (неинфляционными, т.е. неэмиссионными способами).
4. Причины инфляции.
Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики
Инфляционный подъем цен, вызванный увеличением массового спроса, называют инфляцией спроса. Стало быть, адаптивные инфляционные ожидания или инфляция спроса — это дополнительный «маховик», который еще сильнее раскручивает рост цен. Однако современные «сдвиги» в экономической психологии людей являются, конечно, не первопричиной, а лишь следствием действия тех факторов, которые порождают инфляцию. Что же это за факторы нестабильности денежного обращения?
Их можно четко представить, если обратиться к формуле товарно-денежного обращения И.Фишера. В левой стороне формулы указано предложение денег (Д х О), а в правой — спрос на них (Ц х Т). Где же искать причины (и виновников) инфляции — на стороне предложения или на стороне спроса денег? Экономисты-теоретики разошлись на противоположные позиции, разрешая данную дилемму.
Одну позицию занимают сторонники широко распространенной на Западе и в России монетаристской концепции. Они выдвигают следующие аргументы:
а) цены товаров зависят только от количества (предложения) денег («монет» в эпоху золотого стандарта) в обращении — в этом существо так называемой количественной теории денег;
б) инфляция порождается избытком количества денег (их предложения);
в) вся ответственность за инфляцию возлагается на государство, допускающее чрезмерную эмиссию денег.
Между тем нельзя не заметить, что монетаристские взгляды являются ассиметричными. Они усматривают все изменения в обращении только в левой части формулы И.Фишера. Однако левая часть должна быть сбалансирована и уравнена с правой частью формулы. Чему же должно быть равно общее количество денег в обращении?
Другую позицию занимают последователи трудовой теории стоимости (и теории издержек производства). Они выдвигают свои контраргументы:
а) цены товаров зависят только от их стоимости (или издержек производства), а не от количества денег;
б) цена является денежным выражением стоимости товара;
в) само количество денег в обращении зависит только от суммы стоимости всех товаров.
Данные взгляды тоже ассиметричны, поскольку учитывают только правую часть формулы И. Фишера, При этом не усматривается определенная зависимость суммы цен произведенных товаров (правой части) от количества денег (от левой части).
Сравнение противоположных взглядов позволяет прийти к заключению:
— нельзя, по-видимому, полностью отрицать известную правомерность двух рассмотренных позиций;
— каждая теоретическая позиция не отражает всей истины;
— для полного рассмотрения причин инфляции важно учесть все факторы увеличения цен, находящиеся и на стороне предложения денег и на стороне спроса их.
Итак, отметим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) государство, как правило, превышает свои расходы над доходами (образуется бюджетный дефицит). Для покрытия дефицита правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает государственные ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться);
б) центральный банк допускает чрезмерную эмиссию денег, чтобы покрывать возрастающие нужды государства;
в) банки осуществляют кредитную экспансию (дают кредиты сверх нормальной возможности должников возвратить долги).
Б. Международные факторы:
а) государство увеличивает свой внешний долг (берет взаймы иностранные валюты);
б) банки ведут обмен иностранных валют на национальную валюту (это предполагает дополнительный выпуск национальной валюты).
Таким образом, главным виновником инфляции является государство и подчиненные ему финансовые учреждения.
Теперь выясним факторы инфляции на стороне спроса. Мы их также подразделяем на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) монополии, дающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свои, товары и услуги и добиваются этого;
б) военные расходы государства обычно грубо нарушают нормальное соотношение между спросом денег и их предложением;
в) увеличение масштабов долгосрочных капитальных вложений ведет к тому, что на долгое время страна не получает никакой отдачи от затраченных денег.
Б. Международные факторы:
а) рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен внутри страны, импортирующей вещественные условия экономического роста;
б) структурные кризисы в мировой экономике, связанные с уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства всех стран;
в) войны между государствами вызывают огромную потребностью в деньгах.
Одним из факторов, который также может влиять на инфляцию, является безработица.
В государственной антиинфляционной политике используются краткосрочные и долгосрочные методы. Методы краткосрочной антиинфляционной политики в большинстве случаев носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы сбить инфляционное напряжение. Антиинфляционная тактика дает наилучший результат в двух случаях: помогает увеличить предложение без соответствующего повышения текущего спроса или способствует снижению спроса без соответствующего увеличения предложения.
Наращиванию предложения может способствовать государственная поддержка повышения товарности народного хозяйства. Через льготное налогообложение государство поощряет диверсификацию предприятий и банков и тем самым способствует чистому приросту предложения товаров. В развитых странах такие процессы идут более успешно в сфере услуг, особенно в тех секторах экономики, где формируются новые рынки. Примером могут служить информационные услуги. Информация как товар обладает специфическими антиинфляционными достоинствами. Ее получение только сначала связано со значительными затратами, а затем идет с минимальными издержками. Кроме того, в течение своего жизненного цикла этот товар не исчезает в сфере конечного потребления, а возвращается оттуда с сохраненными потребительскими качествами, вновь становясь объектом купли-продажи. В результате происходит многократное увеличение предложения без соответствующего роста спроса.
Росту предложения (без увеличения спроса) способствует и хорошо организованная приватизация государственной собственности. Приватизация ведет к увеличению государственных Доходов и снижению напряженности в расходной части бюджета, облегчая решение проблемы бюджетного дефицита. Вместе с тем появление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса. Действенным средством увеличения предложения выступает и потребительский импорт.
Государственная политика снижения текущего спроса направлена на увеличение сбережений. Для стимулирования владельцев денежных доходов к увеличению сбережений государство должно повысить ставки процента по вкладам так, чтобы они были не меньше текущего темпа роста цен. Но здесь есть свои границы. Повышение процента по вкладам ведет к удорожанию кредита, что может сократить инвестиции в производство. Повысить норму сбережений можно и высоким процентом по государственным облигациям, широким распространением акционерных форм собственности, приватизацией, продажей земельных участков и других ценностей.
Если от краткосрочных антиинфляционных государственных мер можно ожидать результатов в пределах небольшого периода времени, то долгосрочная антиинфляционная политика направлена на погашение инфляционных ожиданий. Для этого необходима долгосрочная антиинфляционная программа по укреплению механизмов рыночной системы, так как только эффективно работающие рыночные механизмы способны вызвать снижение цен или замедлить их рост.
Важнейшим элементом долгосрочной антиинфляционной программы является долгосрочная денежная политика государства. Ее суть — введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и умеренного роста инфляции, который правительство способно контролировать. Лимит денежной массы удерживается в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, уровня безработицы, интенсивности капиталовложений. Если же требуется подстегнуть инвестиционный процесс и удешевить для этого кредит, то увеличение количества денег, необходимое для снижения процентных ставок, не должно выходить за пределы установленного денежного лимита. Таким же образом центральный банк может одолжить правительству ровно столько денег, сколько позволяет указанный лимит.
Другим элементом долгосрочного антиинфляционного регулирования является сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Эту задачу можно решить либо путем увеличения налогов, либо путем сокращения расходов государства. Рост налоговых поступлений в долгосрочном плане оборачивается подрывом стимулов к труду, инвестированию, замедлением экономического развития и, как следствие, сокращением поступлений в государственный бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки являются инфляционными факторами. Поэтому в ликвидации бюджетного дефицита основная нагрузка лежит на сокращении государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований представляет сложный и длительный процесс. Основной принцип этих мероприятий — сокращать финансирование тех видов деятельности государства, с которыми может справиться сама рыночная система (уменьшение вмешательства государства в инвестиционные процессы, снижение государственных капиталовложений, дотаций и субсидий).
В антиинфляционной стратегии борьба с дефицитом идет параллельно структурной перестройке экономики, государственному стимулированию научно-технического прогресса. В результате проблема инфляции решается и со стороны спроса (денежная политика), и со стороны предложения (структурная перестройка).
Эффективность антиинфляционной стратегии зависит и от реакции государства на внешнеэкономические антиинфляционные импульсы, которые выражаются в сальдо платежного баланса. Прилив капиталов из-за рубежа пополняет запас денег в экономике. В этих условиях центральный банк расширяет объем продаж государственных ценных бумаг, чтобы уменьшить возросшую денежную массу. Может использоваться и такое средство, как повышение курса валюты. Оно вызывает падение цен на импортируемые товары и услуги и тем самым способствует снижению общего уровня цен в экономике.
Результаты долгосрочной антиинфляционной политики государства экономика чувствует, как правило, лишь по истечении продолжительного времени.
5. Особенности антиинфляционной политики в России
5.1. История развития и регулирования российской инфляции.
Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров.
Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными проблемами в начале 90-х годов в период экономической трансформации от централизованно планируемой к рыночной экономике. Для России важнейшей причиной инфляции в 90-е можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Система планового ценообразования, означающая централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течение нескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложения на продукт, не могли показывать производителю динамику потребительских предпочтений.
Цена подобной экономической политики — подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей.
Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен в России являлась одной из задач правительственной программы 1991 года. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142 %, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. — на 17%. Результатом этого стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены возросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Начиная реформировать экономику, правительство полагало, что освобождение цен на большинство товаров при ограничении в денежно-кредитной сфере и налоговой реформе позволит ликвидировать бюджетный дефицит, а либерализация внешнеэкономической деятельности приведет к насыщению внутреннего рынка и снижению взлетевших цен. До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключалась в том, что антиинфляционную политику в России нельзя было свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Нарушение пропорций в народном хозяйстве можно было устранить при помощи структурной политики государства и прямыми административными методами, которые необходимо было дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета, стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием для усиления конкуренции в экономике.
В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. В основу экономической программы правительства года была положена монетаристская концепция борьбы с инфляцией. Правительство России начало проводить финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий.
Либерализация цен создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция превратилась в открытую. Пик инфляции в России пришелся на 1992 год, когда цены за год выросли в среднем на 2508%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен необходимой денежной массой. В 1993 году в оборот были введены новые банкноты достоинством 5, 10 и 50 тыс. рублей. В 1993 году цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844%, и по этому показателю в то время Россия среди других стран мира уступала лишь Бразилии (2830%). Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля. Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стала критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными.
В 1994 и 1995 годах продолжался стремительный рост потребительских цен, который в годовом исчислении составил соответственно 215,0 и 131,3%. Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание экономического спада (стагнации с высоким уровнем инфляции). В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. На период 1995-1998 г.г. ключевой целью антиинфляционной политики стало снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих был осуществлен следующий комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.
· Регулярная установка ориентиров («коридор») инфляции денежной массы.
· Введение прямых ограничительных мер, направленных против роста цен в отраслях-монополистах.
· Поддержание процентных ставок на уровне, незначительно превышающем темп инфляции с целью замедления оборота денежной массы.
· Ужесточение мер против просроченной дебиторско-кредиторской задолженности, которые стимулируют инфляционные процессы.
· Политика стабилизации реального валютного курса, сохранение «валютного коридора».
Конечной целью было сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2% в месяц. Для решения этой задачи необходимо было проведение радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов и пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Благодаря введению валютного коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 году правительству удалось снизить уровень инфляции до 21.9%, и в 1997 г. до 11%. Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен — 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. В дальнейшем правительство планировало уменьшить уровень инфляции до 9,1% к 1998, до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г. Однако этим планам помешал финансовый кризис, который разразился в августе 1998 года и привел к новому витку роста потребительских цен. Уровень инфляции в этом году составил 84,4%.
Причина краха была в том, что политика, направленная на преодоление инфляции лишь с помощью финансовых рычагов, тратя основные средства на поддержание стабильного курса рубля, определяя его показателем стабильного развития экономики, невозможна без мер по развитию и поддержанию промышленности, производства, сельского хозяйства, что вели бы к реальному увеличению доходной части бюджета. Стабилизировать курс рубля приходилось за счет значительных трат центральным банком на поддержание валютного коридора. Недостаток золотовалютных средств компенсировался займами в виде государственных краткосрочных бумаг и международных кредитов. С учетом поступлений от них строились бюджеты. В итоге возник огромный государственный долг. Государство стало неспособным выплатить по внутренним долгам. Немаловажная причина была в общем мировом кризисе и мировом падении цен на нефть. Жесткая привязка к курсу доллара на рынке страны, в связи с его ростом, привела к резкому скачку цен. Россия в своем экономическом развитии была отброшена на годы назад.
В бюджете РФ на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался уже на уровне 30%. В реальности по официальным данным уровень инфляции в России составил 36 %. С 2000 по 2004 г. с проведением последовательной политики по сдерживанию роста цен данный показатель уменьшился за указанный период с 20,2 до 10,0%. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%. В 2006 г. официальный уровень инфляции составил 9%.
В 2007 году инфляция в России оказалась намного выше прогнозов и составила около 12%. Произошло это в основном потому что высоким оставался прирост денежной массы: в 2007 году он составил 47%, в то время как российская экономика могла бы выдержать 33-35%. Это главный фактор сохранения высокой инфляции 2007 года.
Инфляцию в стране в 2008 году планировали снизить до 8,5 %, но в реальности инфляция в 2008 году составила 13,3%, что на 1,4% больше аналогичного показателя за 2007 год. Причинами высокой инфляции в 2008 году стали масштабный приток капитала в 2007 году и первой половине 2008 года, высокий рост тарифов на услуги монополий, существенный рост бюджетный расходов, высокие инфляционные ожидания.
В 2009 году рост потребительских цен составил 8,8%, что оказалось ниже официальных прогнозов. Наибольший рост цен зафикисрован на услуги ЖКХ — 25% (вывоз мусора, горячее и холодное водоснабжение, отопление, газоснабжение и электроснабжение). Снижение роста цен наблюдалось на продовольственные товары – за 2009 год они выросли на 6,1% (в 2008 году рост составлял 16,5%). Меньше всего за 2009 год подорожали услуги связи (+2,9%) и страхования (+2%).
Основными причинами инфляции 2009 года оказались низкая конкуренция среди производителей, высокие издержки из-за банковских ставок, импортируемая инфляция (удорожания импортируемого продовольствия с учетом обесценения курса рубля в начале 2009 года на 30%), увеличение денежной массы осенью 2009 года по программе антикризисных мер правительства. Несмотря на эти причины в 2009 году уровень инфляции как было написано выше оказался ниже ожидаемого на это повлияло 2 вида факторов внутренние и внешние.
Внутренние факторы снижения инфляции в 2009 году: слабый потребительский спрос (продавцы не смогли повысить цены из-за сокращения спроса). Внешние факторы снижения инфляции в 2009 году: снижение цен на нефть, уменьшение притока капитала, укрепление рубля (рост курса отечественной валюты способствовал снижению цен на импортную продукцию, учитывая высокую долю зарубежных товаров в общем объеме товарной массы, это не могло не сказаться на уровне инфляции).
За первые 6 месяцев 2010 года инфляция уже составила 4%. Инфляция в РФ по итогам 2010 года может быть ниже 7%, заявляет министр финансов Алексей Кудрин. «Инфляция существенно скорректирована по сравнению с тем, как она вносилась в проект бюджета 2010 года», — сказал он, напомнив, что ранний прогноз составлял 10%.
Предполагаемые причины инфляции в 2010 году. Рост тарифов на услуги ЖКХ, низкая конкуренция среди производителей, высокие издержки из-за банковских ставок, рост курса рубля, восстановление потребительского спроса, связанного с ростом экономической активности и усилением денежного предложения. продолжение
--PAGE_BREAK--