--PAGE_BREAK--
1.3 Антиинфляционная политика государства
Антиинфляционная политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.
Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, представляющей собой приспособление к условиям инфляции.
Антиинфляционная политика включает в себя:
— регулирование совокупного спроса;
— регулирование совокупного предложения.
Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе – монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешёвого кредита.
Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы.
Однако такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика даёт положительный эффект на протяжении ряда лет.
Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейнсианские рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг и увеличивать его дальше практически было невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные методы борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путём проведения денежной реформы конфискационного типа и бюджетного дефицита за счёт сокращения социальных программ.
Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы и быстро сбить инфляцию.
Вариантом шоковой терапии выступает денежная реформа конфискационного типа обмена старых денег на новые в определённом соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.
Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика должна дать эффект за сравнительно короткое время.
Другим методом монетаристского направления антиинфляционной политики является метод постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.
Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко порождает инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов.
Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30% в год.
Выбор метода шоковой терапии и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране.
Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования цен и доходов, предусматривающая согласование между ростом доходов и ростом цен. Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объёма производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией. Политика регулирования цен и доходов означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышением затрат на заработную плату. Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинством стран с рыночной экономикой не используется.
Для предотвращения высокой инфляции правительство должно обеспечить:
1)Эффективную налоговую систему и устойчивость государственных расходов;
2)Одинаковые темпы увеличения денежной массы и национального дохода;
3)Предотвращение «импорта инфляции»
В связи с тем, что антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, главными её составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.
Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.
При инфляционном, избыточном, спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряжённой со спадом.
В условиях спада налогово-бюджетная политика направлена на повышение совокупного спроса путём наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.
С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов путём изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении, однако ему присущи те же недостатки, что и налогово-бюджетной политике. Довольно эффективной временной мерой по преодолению инфляции, сопряжённой со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции.
Вышеперечисленные меры воздействуют на изменение совокупного спроса с целью сдерживания темпа инфляции. Такого же эффекта можно добиться, воздействуя на совокупное предложение. Подобного рода политика называется «концепцией предложения» и включает комплекс мероприятий, важнейшим из которых является уменьшение предельных ставок налогообложения, способствующее усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции.
При разработке инфляционной политики с определённой долей условности можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:
1)Преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений.
2)Долгосрочная денежно-финансовая политика, направленная на введение жёстких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
3)Сокращение бюджетного дефицита и перестройка структуры доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики.
4)Увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.
Меры антиинфляционной тактики в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:
1)При необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяются льготное налогообложение, приватизация государственной собственности.
2)Для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.
2 Безработица
2.1 Понятие безработицы и причины её образования.
Типы безработицы
Безработица – это социально-экономическое явление, при которомчасть рабочей силы (экономически активного населения) не занята впроизводстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятымиформируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизнибезработица выступает как превышение предложения рабочей силы надспросом на неё.
На различных этапах развития человеческого общества эффективность использования рабочей силы была различной. Первобытному обществу свойственны были полная занятость всего трудоспособного населения общины и одновременно перенаселение отдельных территорий; отсюда постоянная борьба племен за территорию. При рабстве имела место полная занятость всех рабов и относительное перенаселение свободных граждан, часть которых становилась колонистами или воинами, их основным назначением было пополнение армии рабов. При феодализме и азиатском способе производства имело место абсолютное и относительное аграрное перенаселение, часть людей была скрыто излишней, некоторые из них уходили в отхожие промыслы, другие
пополняли армию, назначение которой было в захватывании новых земель. В условиях чистого капитализма на индустриальной стадии его развития, при господстве рыночных отношений возникло новое социально-экономическое явление – армия безработных.
Экономическая наука неоднократно предпринимала попытки выяснить
причины безработицы. Одну из первых подобных попыток предпринял
французский экономист Ж. Б. Сэй. Рынок труда он рассматривал как частный случай закона спроса и предложения.
Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом (1766 – 1834).По его мнению, и капитал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию.
Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а уменьшение этих доходов вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства.
Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения. Современный опыт социального развития показал однако, что во многих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение населения, однако безработица существует. Значит, причины безработицы — в другом.
Принципиально иное объяснение причин безработицы дал К.Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление
капитала в условиях роста технического строения промышленного производства.
Переменный капитал, авансируемый на покупку рабочей силы, растёт более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, авансируемым на покупку средств производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город.
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свёртывание производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и её интегральную составляющую — безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции.
При падении стимулов к инвестированию производство не растёт и даже может свёртываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А.Пигу, который в своей известной книге “Теория безработицы” (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведёт к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счёт высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). В своей книге Пигу детально и всесторонне обосновывал мнение, что всеобщее сокращение денежной заработной платы способно стимулировать занятость. Но всё же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
Общий вывод по вопросу о причинах безработицы состоит в том, что сама рыночная форма организации хозяйства неизбежно порождает безработицу, ибо она неизбежно предполагает:
1) разорение части предприятий;
2) накопление капитала в условиях технического и научного прогресса;
3) диспропорциональность в динамике потребления, сбережений и
инвестиций;
4) циклический характер производства;
5) несовершенство конкуренции на современном рынке в целом и
прежде всего на рынке труда.
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные
типы. Различают безработицу фрикционную, структурную, циклическую,
застойную, добровольную, сезонную и скрытую.
Начнём с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически
в любом обществе и которая во многом является необходимым следствием
активных структурных перестроек экономики. Это фрикционная безработица.
Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определённые профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определённого времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже отказаться от первого предложенного ему рабочего места.
Помимо этого, рабочие неожиданно для себя могут оказаться уволенными в случае, если предприятие становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным.
Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между
работниками и рабочими местами требует времени, называется фрикционной безработицей.
В какой-то мере эта безработица является желательной, т.к. многие
рабочие переходят с низкопродуктивной, малооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объём реального национального продукта.
Структурная безработица по существу является углублением фрикционной.
С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии
происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, увеличивается. Возникает безработица, т.к. рабочая сила реагирует на это изменение медленно и её структура не отвечает новой структуре рабочих мест.
Разница между структурной и фрикционной безработицей весьма неопределенная. Существенное различие состоит в том, что у “фрикционных” безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут сразу получить работу без переподготовки.
Если речь идёт о систематическом высвобождении работников предприятий, которые должны свёртывать свою деятельность вследствие её технологической или экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться безусловно позитивным процессом, так как это высвобождение работников в одних сферах всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность только при условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения, обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы и производства притом, что перестройка структуры занятости является не принудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к системе переквалификации, получения дополнительного образования, смене места работы, жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной экономики фрикционная и структурная безработица принимает, как правило, иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоёмкого производства) и требуют квалифицированной рабочей силы.
Другой классической формой безработицы является циклическая безработица. Её вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т.е. фаза экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. С переходом к оживлению и подъему число безработных обычно становится меньше. Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода постоянного свёртывания производства.
Циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в переходной экономике.
Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной, нежели циклической.
Такая безработица включает работников, потерявших надежду найти работу, а подчас и не ищущих её.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует
прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к
переориентации этой категории населения.
Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.
Наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной
экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя назвать безработными, однако фактически они являются таковыми. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью.
Таким образом безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость — нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В тоже время понятие “полная занятость” не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.
Уровень безработицы определяется как соотношение численности безработных (Чб/р) и численности рабочей силы (Чр/с), которую составляют занятые и безработные:
(3)
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2 Социально-экономические последствия безработицы
Влияние безработицы на экономическую и социальную жизньобщества противоречиво.
В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие:
Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала.
Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда
тех, кто пока занят в производстве.
В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные
социально-экономические последствия.
1.Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и соответственно занятости).
Естественный уровень безработицы – это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т.е. нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых ресурсов.
Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный ВНП, т.е. такой объём валового национального продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня занятости. Фактический уровень ВНП, как правило, ниже его потенциального уровня, а фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы. В этих условиях возникает необходимость определить, какую часть ВНП общество недополучает вследствие превышения естественного уровня безработицы. Американский экономист Артур Оукен (1928 –1980) сформулировал закон, согласно которому между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП существует обратная зависимость, показывающая, что сокращение безработицы на один процентный пункт даёт дополнительный прирост реального ВНП примерно на 2%. Это и есть закон Оукена, а цифра 2,0 – коэффициент Оукена. Так, если естественный уровень безработицы в данном году равен 4%, а фактический её уровень – 7%, то разница составит 3%. Эти 3% надо умножить на коэффициент Оукена (3% х 2,0 = 6%). Если фактический ВНП составляет 200 трлн. руб., то общество
недополучило в данном году 6% от 200трлн. руб., т.е. 12трлн. руб., а потенциальный ВНП в данной стране в данном году составил бы 212трлн. руб.
2. Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении
заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов
предпринимателей.
3. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а
получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто
протекают для него болезненно.
4. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объёмы сбережений у населения.
5.Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую
психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными обстоятельствами. Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы.
2.3 Безработица в РБ: причины, особенности, динамика
Все имеющиеся взгляды на причины безработицы в странах СНГ, вчастности в Республике Беларусь, можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное
население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального
производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.
Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе — в технологии (структурная безработица). Эта
безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.
В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных
желаний людей найти работу «по душе», с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в
результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является
наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.
В-пятых, генератором безработицы может стать активное вмешательство
государства и профсоюзов в отношения между наёмным работником и
работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и
заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.
Все эти причины безработицы влияют на размер и динамику безработицы.
Статистика свидетельствует, что самые большие проблемы с трудоустрой-ством испытывает прекрасная половина. Среди общего числа безработных, зарегистрированных службами занятости, 60% — женщины. Дело в том, что имеющиеся вакансии ориентированы прежде всего на применение мужской рабочей силы. Еще одна проблема — молодежная безработица. Среди не имеющих работы каждый второй — молодой человек до 30 лет. Более 70% безработных имеют среднее или неполное среднее образование, каждый четвертый — высшее и среднее специальное.
Следует отметить, что в республике наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только
35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий — специалист или служащий. Зато сельское хозяйство сегодня испытывает большую потребность в трактористах, операторах машинного доения и животноводах. Дефицит на такие специальности во многом объясняется большими физическими нагрузками и невысоким уровнем заработной платы.
Можно сказать, что остается высоким число людей, которые официально не учитываются ни по одной из сфер деятельности. Они либо находятся на иждивении у родственников, либо заняты в теневой экономике. И даже если небольшая часть этих людей обратится в службы занятости, это осложнит ситуацию на рынке труда.
В то же время, если принимать во внимание уровень скрытой безработицы, а также число граждан, не ставших на учёт в государственных органах занятости и занимающихся собственным трудоустройством самостоятельно, то реальный уровень безработицы может быть исчислен десятками процентов. Точные данные о структуре и квалификационно-образовательном уровне незарегистрированных безработных получить практически невозможно.
На первого ноября уровень безработицы в Беларуси составляет 0,9%. Об этом сообщили в главном управлении политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты.
Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы предусмотрено, что уровень безработицы к концу нынешнего года не превысит 1,1-1,2% численности экономически активного населения, сообщает БелТА.
На первого ноября текущего года на уровне 1,1% показатель зарегистрированной безработицы был в пяти областях республики: Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской и Могилевской. В Минской области показатель безработицы составил 0,9%, в Минске — 0,4%.
В Беларуси на учете по безработице на первого ноября нынешнего года состояли 41,4 тыс. человек (на 7,5% больше, чем год назад). По сравнению с январем-октябрем 2008 года в госслужбу занятости обратились за содействием в трудоустройстве на 2,7% человек больше, регистрация в качестве безработных увеличилась на 5,2%.
2.4 Пути снижения безработицы. Государственная политика занятости
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатываются следующие законодательные и экономические меры по ограничению безработицы:
1. политика государства по стимулированию роста занятости, увеличению числа рабочих мест через использование таких рычагов, как льготное
налогообложение, льготное кредитование, компенсация в той или иной мере
инвестиций на прирост новых рабочих мест или убытков от их сохранения и
т.д.;
2. стимулирование самозанятости населения, особенно женщин;
3. расширение форм, сфер и условий профессиональной подготовки работников;
4. разрешение трудовой эмиграции;
5. активное применение в государственном и негосударственном секторах
экономики гибких форм занятости и др.
В настоящее время безработный, изъявивший желание начать собственное
дело, имеет право на бесплатное обучение основам предпринимательской
деятельности.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
. улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
. устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого
необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного
пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах.
Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой
задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
1)Создание условий для роста спроса на товары.
2)Создание условий для сокращения предложения труда.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ
состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего
безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
1. экономическое стимулирование молодежной занятости;
2. создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
3. создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых
шансы на занятость наиболее велики.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
1)Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования
перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую
неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы,
чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
2)Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях.
3)Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения
квалификации.
4)Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
5)Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели — профсоюзы — государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
6)Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект.
Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих
мест.
7)Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности.
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно -кредитных и бюджетно — налоговых мер для сокращения безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно- восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
3 Взаимосвязь инфляции и безработицы
3.1 Сущность взаимосвязи между инфляцией и безработицей
Из проведённого анализа основополагающих моделей макроэкономической динамики можно сделать вывод, что каждая из них в той или иной степени, в том или ином аспекте сталкивается с такими социально-экономическими моментами развития рыночной экономики, как инфляция и безработица. Последствия инфляции проявляются в том, что она перераспределяет доходы населения и оказывает воздействие на объём национального производства. Для того, чтобы понять, каким образом инфляция влияет на перераспределение дохода, необходимо разграничить понятия номинального и реального дохода. В первом случае подразумевается количество денежных единиц, которое человек получает в виде заработной платы, ренты, процента или прибыли за определённый период времени; во втором – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на величину номинального дохода.
В случае если номинальный доход растёт быстрее уровня цен, реальный доход повышается; если изменение уровня цен превышает аналогичную тенденцию номинального дохода, то реальный доход падает, т.е. сам факт инфляции, снижения покупательной способности денежной единицы не означает снижения реального дохода и уровня жизни. Последние параметры будут снижаться лишь в том случае, если рост номинального дохода будет отставать от уровня инфляции.
Больше всех страдают от увеличения цен лица, получающие относительно фиксированные доходы. Инфляция перераспределяет денежные суммы таким образом, что уменьшает их количество у получателей постоянных доходов в пользу других категорий граждан. Лица, получающие нефиксированные доходы, иногда даже выигрывают от роста цен. Номинальные доходы ряда категории работников могут превышать уровень цен и стоимость жизни, а их реальные доходы – увеличиваться. Однако чаще всего от инфляции выигрывают управляющие фирм и собственники капитала. Это имеет место в случае, если цены на готовую продукцию изменяются быстрее, чем издержки.
Инфляция может оказывать воздействие на объём национального производства, причём оно может быть как положительным, так и отрицательным. В случае инфляции предложения при определённом уровне совокупного спроса произойдёт рост издержек производства и, как следствие, повышение цен, так что при данных расходах на рынке можно будет купить только часть продукта. Таким образом, национальный продукт уменьшится, а безработица возрастёт.
Для характеристики прямой зависимости между инфляцией и объёмом производства можно использовать простую модель совокупного предложения, показывающую, что для достижения полной занятости и производственного потенциала необходимо наличие некоторой умеренной инфляции. Высокий уровень совокупных расходов, способствующий расширению производства и низкому уровню безработицы, вызывает развитие инфляционных процессов.
Иными словами, между инфляцией и безработицей наблюдается обратная зависимость.
Существуют различные объяснения существования обратной связи между инфляцией и безработицей. Частично она объясняется негибкостью рынка труда.
Последний представляет собой множество индивидуализированных рынков, имеющих сегментированный характер по структуре занятости, квалификации, местоположению и т.п. Данное обстоятельство приводит к тому, что по мере продвижения экономики к полной занятости на одних сегментах рынка труда безработица будет сохраняться практически без изменения, в то время как на других – неудовлетворённый спрос. В них будет происходить рост зарплаты, приводящий к увеличению издержек и росту цен. Макроэкономическим результатом этого процесса будет ускорение инфляции.
Другим объяснением является кривая Филлипса. Но об этом мы поговорим позже.
Анализируя динамику инфляции и безработицы 70-80-х годов, можно сделать вывод, что связь между ними оказалась очень нестабильной. Во времена экономических кризисов одновременно росли как цены, так и безработица. Такая экономическая ситуация получила название стагфляция (экономический застой при одновременной инфляции), или слампфляция (сочетание инфляции и резкого экономического спада). Полученные в это время данные о взаимосвязи инфляции и безработицы приводят к двум выводам: или кривая Филлипса сдвинулась вправо вверх и теперь каждому уровню инфляции соответствует возросший уровень безработицы, или связь между этими явлениями отсутствует.
Возникновение стагфляции экономисты кейнсианской школы объясняют чередой срывов предложения. Предыдущий анализ взаимосвязей цен и занятости основывался на изменении уровня совокупного спроса при неизменном предложении. Уменьшение совокупного предложения приводит к одновременному увеличению уровней инфляции и безработицы. В результате возникает стагфляция и происходит сдвиг кривой Филлипса.
Другим образом объясняют стагфляцию представители неоклассической школы с помощью теорий адаптивных и рациональных ожиданий. Обе концепции исходят из того, что в экономике существует естественный уровень безработицы.
Достигнув его, экономика приходит в устойчивое положение. Любое отклонение от него будет порождать инфляцию или дефляцию.
Согласно теории адаптивных ожиданий хозяйствующие субъекты формируют свои представления об ожидаемой инфляции, исходя из предшествующих темпов роста цен, скорректированных на ошибку прогноза предыдущего периода. Эти ожидания достаточно устойчивы. В формализованном виде их можно представить в виде:
(4) ,
где — ожидания относительно будущей инфляции, сделанные в текущем периоде;
– ожидавшиеся темпы роста цен в текущем периоде;
— — ошибка прогноза роста цен в текущем периоде;
A– коэффициент коррекции, показывающий быстроту пересмотра ожиданий: 0
Зависимость между инфляцией и безработицей в случае адаптивных ожиданий можно представить в виде уравнения:
(5) ,
Где — скорректированный уровень цен прошлого периода с учётом ошибки;
U— — отклонение фактической безработицы от естественного уровня;
b– коэффициент, определяющий реакцию цен на конкретный уровень безработицы
Теория адаптивных ожиданий предполагает, что хозяйственные единицы не могут точно учесть ожидаемую инфляцию. В противоположность ей теория рациональных ожиданий, являющаяся стержнем доктрины новых классиков, предполагает, что бизнес и домохозяйство располагают необходимой информацией и могут делать правильные выводы из её анализа. Ожидания формируются не на основе прошлого опыта, а исходя из будущей экономической политики государства, конъюнктурных и прочих прогнозов.
Важными выводами теории рациональных ожиданий являются:
1)Темпы роста цен в предыдущем периоде не принимаются в расчёт будущей инфляции, следовательно, отсутствует инфляционная инерция;
2)При ошибках в прогнозе фактическая инфляция ставится выше ожидаемой. В этом случае безработица уменьшается, и наоборот;
3)Монетарная политика будет эффективна лишь в том случае, если она будет непредсказуемой. продолжение
--PAGE_BREAK--