Реферат по предмету "Экономика"


Инфляция, ее изменения, динамика и перспективы снижения

--PAGE_BREAK--1.2  Причины инфляции и способы ее измерения



Есть множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия ее возникновения. Выделяют внешние и внутренние причины инфляции.

К внешним причинам относятся:

1. Интернационализация хозяйственных связей: наличие инфляции в других странах влияет на динамику внутренних товарных цен через цены импортируемых товаров. Центральный банк страны для создания собственных валютных резервов скупает иностранную валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, что увеличивает количество денег в обращении.

2. Мировые экономические кризисы. Так, мировой структурный кризис 70-х гг. XX столетия вызвал рост цен на природные ресурсы в 7 раз, в том числе на сырую нефть – в 20 раз. В результате цены на готовую продукцию резко подскочили в Японии, США, Западной Европе. Этот фактор имеет большое значение, например для Белоруссии, экономика которой на 90% и более зависит от импорта топливно-энергетических ресурсов. Рост цен на них является одной из главных причин раскручивания инфляционной спирали.

Внутренние причиныобусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить:

1. Дефицит госбюджета. Если он покрывается займами Центрального банка страны, количество денег в обращении резко возрастает, но оно не подкреплено выпуском товаров, что ведет к инфляции.

2. Расходы на военные цели. Они, во-первых, увеличивают расходную часть бюджета, являясь постоянной причиной бюджетного дефицита, что, как было отмечено, ведет к инфляции. Во-вторых, люди, занятые в военном секторе экономики, не создают потребительский продукт, а выступают на потребительском рынке только в роли покупателей, увеличивая платежеспособный спрос. Следовательно, военные ассигнования являются мощным фактором инфляции, так как вызывают огромный рост денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

3. Расход на социальные цели не адекватные эффективности национальной экономики. В случаях экономических кризисов, спада производства уровень жизни населения снижается. Правительство стремится поддержать население путем дополнительных ассигнований на социальные цели (индексация зарплаты, выплата различных пособий, в том числе по безработице, различных доплат и т.п.), что ведет к увеличению количества наличных денег в обращении и усиливает инфляцию.

4. Инфляционные ожидания, являющиеся одним из основных факторов инфляции. Когда начинается инфляция, население планирует свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Оно начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Происходит “бегство от денег”. Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен. Кроме того, ожидания предполагаемого уровня инфляции включаются в долгосрочные контракты (как правило, не менее года), заработную плату и другие платежи. Высокая зарплата, обусловленная предшествующими ожиданиями, стимулирует дальнейший рост цен. Она блокирует усилия правительства по снижению темпов инфляции.

5. Чрезмерные инвестиции в отдельные отрасли экономики, например, в сельское хозяйство, не дающие должного экономического эффекта.

6. Структурные нарушения в экономике – диспропорции между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства и др. факторы.[3, с.30-36]

Традиционно теории инфляции классифицируют на две группы: инфляция избыточного совокупного спроса и инфляция издержек, т.е. роста цен на факторы производства, смещающего кривую совокупного предложения. На практике определить вклад каждой составляющей в общий прирост цен не всегда представляется вероятным, поскольку инфляция есть сложный динамический процесс, в ходе которого ценовые шоки имеют смешанную природу.

Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен.

Существует три способа измерения инфляционных процессов.

Первый — измерение с помощью индекса цен.Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг («рыночной корзиной») выражается в процентах. Итак,  для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.



Индекс цен в

данном периоде, %



=

  Цена рыночной корзины в данном периоде   

Цена аналогичной рыночной корзины

                          в базовом периоде




*100%

(2.1)

Индекс потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.

Дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. Е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен). Дефлятор призван устранить ценовые колебания при изменении динамики ВВП для выявления реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики. Дефлятор ВВП представляет собой отношение номинального ВВП, исчисленного в текущих ценах к реальному, то есть к ВВП в неизменных ценах. Оба показателя берутся в текущем периоде

Второй способопределить силу инфляционных процессов – измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).

Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит, наблюдалась дефляция (падение цен).

Темп инфляции– изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.    



Темп

инфляции, %



=

  ИПЦ в отчетном периоде – ИПЦ в базовом периоде    

ИПЦ в базовом периоде



*100%

(2.2)

Третий способ- это вычисление «по правилу величины 70».Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах. Имея ввиду эти основополагающие сведения, перейдем к рассмотрению причин инфляции. Главная из них – это дисбаланс национального хозяйства, приводящий к превышению спроса над предложением, что получило название инфляционного разрыва. Причин, вызывающих дисбаланс много. Их роль каждой из них зависит от конкретной ситуации.

Так  называемое  «правило  величины  70»  дает  нам   другую   возможность     количественно   измерить   инфляцию.  Точнее  говоря,  оно  позволяет  быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:



К-во лет, необх. Для удвоения темпов инфляции



=

_______________70______________________      

Темп ежегодного увеличения уровня цен (%)

(2.3)

Например, при ежегодном уровне инфляции в 3% уровень цен удвоится приблизительно через 23 года. При 8%- ной инфляции уровень удвоится приблизительно через девять лет. Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или Ваши личные сбережения удвоились.[4, с.32-34]



    продолжение
--PAGE_BREAK--2    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ 2.1  Инфляция  и экономический рост



Экономический рост измеряется ежегодными темпами роста ВНП (ВВП) или темпами прироста ВНП (или ВВП) в целом и на душу населения. Расчет темпов экономического роста в реальном ВНП в ценах базисного года позволяет сравнивать экономический рост за любое количество лет. Если в течение определенного отрезка времени объем реального ВНП не изменился, то темп роста равен единице или 100%, если уменьшился, то он ниже единицы или 100%, если увеличился, то превышает единицу или 100%.

В повседневной жизни очень часто понятия темпов роста и темпов прироста используются как синонимы. Для анализа экономического роста, наряду с показателями номинального и реального ВВП, важен и показатель потенциального ВНП, то есть показатель потенциального выпуска продукции или уровень выпуска продукции, который был бы достигнут при полном использовании всех ресурсов.

На темпы экономического роста влияет безработица и инфляция. Проблемы, связанные с оценкой уровня безработицы и определением уровня безработицы при полной занятости, не должны мешать пониманию важной истины: чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Главная «цена» безработицы —невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно.Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой своих потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при «нормальных» темпах экономического роста. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.

Как известно, рост производства может быть как реальным (связанных с ростом физических объемов реализации), так и инфляционным (вследствие повышения цен). Их соотношение зависит от темпов инфляции. При этом экономический рост может быть завышен, т.е. чем выше темпы инфляции, тем более завышен экономический рост. Прирост собственного капитала под влиянием инфляции состоит из двух частей. Одна часть отражает общее повышение цен, способствует сохранению рыночных позиций предприятия. Другая часть в силу той или иной динамики цен на активы предприятия может отражать как его инфляционную прибыль, так и убыток. В целом влияние инфляции на экономический рост предприятия негативно. Кроме того, при инфляции повышается налогообложение прибыли. Инфляция искажает стоимость капитала предприятия и его составных частей; занижает стоимость материальных внеоборотных активов, производственных запасов относительно их стоимости. С целью преодоления влияния инфляции стоимость первых необходимо переоценивать. Это также касается товарных запасов, стоимость которых можно корректировать (переоценивать) в текущие цены ежемесячно. Покупные цены сырья, материалов, топлива и других товарно-материальных запасов требуют корректировки к моменту их отпуска в производство или при реализации готовой продукции. Регулярную переоценку с учетом темпов инфляции также должны проходить основные средства, нематериальные активы, товарные обязательства перед контрагентами и т.п. Для реального отражения стоимости запасов в условиях инфляции наиболее приемлем метод ЛИФО.

Экономический кризис – это нарушение в ходе развития экономики. Последствия экономического кризиса — это падение производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах и др.[5, с.41-44]

 На экономику разрушительно действует высокая инфляция. Однако нет единого мнения о том, как на экономический рост влияет небольшой рост цен. Вот несколько из них.

Последователи кейнсианской теории считают, что слабая инфляция стимулирует экономическое развитие. Медленное При постоянном повышении цен повышается дополнительная прибыль фирм. Соответственно, они будут заинтересованы в осуществлении инвестиций и расширении производства. Пока рост цен будет относительно небольшим, а в экономике будут существовать неиспользованные ресурсы, этот процесс будет продолжаться.

В отличие от кейнсианцев, представители различных направлений неоклассической теории считают, что даже слабая инфляция имеет негативное влияние на экономическое развитие. Полагая, что рост цен приведет, к замедлению темпов роста вкладов, а позднее и к их уменьшению, из-за того, что вкладчики будут перемещать средства в сферу потребления. Так же рост цен будет тормозить и инвестиционный процесс, ведь расширение производства становится рискованным и даже бессмысленным в условиях роста цен. Потому, что перспективы сбыта продукции весьма туманны.

Следует отметить, что истинность той или другой точки зрения эмпирически не подтверждена. Можно признать, что при уровне инфляции до 5% в год происходит экономический рост. Инфляция выше этого уровня влияет на экономику, негативно. [6, с. 51]



2.2  Инфляция: экономические и социальные последствия



Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления экономической конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Инфляция, являясь основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли.

Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же, неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве – быть объективным информационным сигналом.

Таким образом, инфляция дезорганизует все народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста цен не хватает выручки за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться с поставщиками ресурсов и комплектующих изделий, выплатить зарплату своим работникам. Стремительное увеличение издержек производства в связи с удорожанием ресурсов лежит в основе дальнейшего роста цен на продукцию и раскручивания инфляционной спирали “цены — зарплата — издержки—цены”. Суть ее в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производства, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль. [7, с.59-61]

В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия работают “на склад”, затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.

Инфляция наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые поступления в бюджет, так и его расходная часть, что побуждает часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию.

В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

Высокие темпы роста общего уровня цен отрицательным образом воздействуют и на фискальную систему – обесцениваются поступления от налогообложения. Так, если налоги начисляются, например, в III квартале, а выплачиваются в IV квартале года, то при гиперинфляции падает реальное значение налоговых поступлений в бюджет.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения.

Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

Социальные последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения — пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции. Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе. Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги. Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества. [8, с.27-29]

Социально-экономические последствия инфляции: обесценение и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств. Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства. Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса. Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран учитывать это явление в своей экономической политике. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптировался к ней. Эта проблема в разных странах решается с учетом их специфики. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. В других странах разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).[9, с.62]

    продолжение
--PAGE_BREAK--3    ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ БЕЛАРУСИ 3.1 Инфляция и экономическая политика в Беларуси



Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

1.Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.

2.Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).

3.Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.

4.Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся в 2008 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве — на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.

Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Да и внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 января 2010 года он составил 22 млрд. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

Таким образом, совокупность всех эти экономических факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался аккурат между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. Однако, если сравнивать итоги минувшего года, наша страна на фоне других государств выглядит лишь крепким середнячком, но отнюдь не рекордсменом. [10, с.6-12]

Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. ВБеларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок времени (антиинфляционная тактика). Для успешной реализации долгосрочной стратегии необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению стратегической задачи — уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы рассчитаны на долгосрочную перспективу и должны дополняться методами краткосрочной антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос без уменьшения предложения.[11, с.294-295]

Для наращивания объема предложения применяется такой метод, как льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских товаров и реализация части государственных резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов по срочным вкладам, временного замораживания вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые правительством, должны сочетаться с долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.

Какие же существенные изменения произошли в Беларуси за 2009 год

Так в среднем за 2009 год ставка по новым срочным депозитам населения составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 1,17 триллиона Br, и на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».[12, с.16-20]
3.2  Изменения, динамика и перспективы развития инфляции (на примере Республики Беларусь)
Предпосылки роста инфляции были заложены прежде всего всамой структуре экономики республики. Ее корни лежат в истории, в уникальной диспропорциональности советской экономики. Начиная с 30-х годов, с периода индустриализации, бурный  рост тяжелой промышленности сочетался с медленным увеличением и даже относительным снижением выпуска потребительских товаров, а именно последние обеспечивают ценность денег. В результате в экономике возникли значительные структурные перекосы. Около 80% средств в экономической системе состав­ляли средства производства и только 20% — предметы потребления.

В Беларуси получили развитие такие отрасли народного хо­зяйства как машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическая и нефтехимическая. В то же время отрасли, которые должны были обеспечивать потребности населения республики в товарах потребительского назначения и сбалансировать экономику, не были достаточно развиты. Так, в 1990 г. в отраслях тяжелой промышленности было сконцентрировано более 80% стоимости основных производственных фондов. На долю же пищевой промышленности приходилось только 6,2% основные производственных фондов, на долю легкой промышленности — 7,4%.

Все это в конце концов привело к значительному снижению
доли потребительского сектора в валовой продукции промыш­ленности. Так, если в 1940 г. он составлял в Беларуси 59%, то в 1990 г.  его доля снизилась до 32,6%.   

Ситуацию усугубила неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг. Недостаточное  развитие   получили   в  республике  торговая сеть, связь, транспортные  услуги.                            

Кроме всего прочего, следует особо отметить такой фактор, как высокая милитаризация отечественной экономики, которая также отвлекала значительную долю средств от потребления. В этом же направле­нии, порождая потоки необеспеченных товарами денег, «работала» и нерациональная инвестиционная политика с харак­терным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Из-за всех этих факторов фонд потребления, идущий на удовлетворение платежеспособных потребностей домашних хозяйств, неуклонно падал. К началу 1990 г, он составлял менее 40% в  валовом национальном продукте республики. В итоге возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, нопри этом  они росли не только как при классической инфляции, но помимо всего прочего и потому, что все меньше и меньше товаров являлось недефицитными. По оценочным данным, потребительская корзина в начале 90-х годов на 80% состояла из дефицитных товаров, а за дефицит нужно было пере­плачивать. Все это — предпосылки роста инфляции.

Таким образом, к моменту начала экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде. Такая скрытая, или подавленная, инфляция имела следующие сущностные характеристики:

1.                 общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса);

2.                 искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции;

3.                 высокие инфляционные ожидания населения.[13, с.21-25]

Либерализация цен в январе 1992 г. превратила подавленную инфляцию в открытую, создав условия для реагирования на на­личный спрос повышением цен. Однако скачкообразный рост цен привел к значительному превышению предложения над пла­тежеспособным спросом. Такая ситуация привела к весьма спе­цифическому поведению белорусских предприятий. В ответ на ограничение спроса предприятия не сдерживали рост зарплаты и не увольняли работников,    а переставали платить по своим обя­зательствам. Из-за обвального роста цен стало не хватать денежной массы для обслуживания существующего спроса,   что привело к отсрочке платежей, и следовательно,   росту задолженности,  а также нарастанию неплатежей вообще.   При этом неплатежи происходили как по вине государства, которое   не   выполняло   своих обязательств по утвержденному бюджету, так ипо вине хозяйствующих субъектов, задерживающих платежи своим партнерам   и банкам.   В экономике республики возник кризис неплатежей. Неплатежи   отражали   и   отражают   до   сих   пор подразумеваемое обязательство   правительства   поддерживать национальную  промышленность.  Это  объясняется  во  многом отсутствием  эффективного  механизма банкротства.   Надеясь на правительство, предприятия стали требовать обеспечения платежеспособного спроса на их продукцию в рамках уже возросших цен посредством  следующих мер: государственных льготных кредитов и прочих льгот; покрытия частных товарных кредитов друг другу; прямой выплаты зарплаты независимо от реализации продукции. Проводимые взаимозачеты платежных требований и кредитная эмиссия Национального банка позволяют лишь временно разрядить ситуацию.

Увеличение денежной массы в результате   кредитных    вливаний  не успевало за ростом суммарных предложений товаров и услуг и платежеспособный спрос не удовлетворялся. Платежи либо   переносились  с согласия сторон на новый срок,  расширяя задолженность,   либо вообще прекращались хозяйствующими субъектами, чтовыражалось   в   принудительной отсрочке платежа и нарастании долга с учетом штрафных санкций.     
            В целом,   мягкая   финансовая   политика государства в этот
период стала одним из генераторов инфляции. Причем вместо
открытой инфляции спроса в экономике республики проявилась
и стала развиваться преимущественно инфляция издержек.   Инфляционный процесс в   данном   случае вызывается   тем,   что перемещение   спроса из одной отрасли в другую приводит не к относительному изменению цен, а к их росту в отраслях, спрос на продукцию которых повышается,   при одновременном сохранении уровня цен в отраслях падающего спроса.   Пока продолжается инфляция издержек, отсутствуют стимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки,  и цены поднимаются по цепочке — от первичной обработки сырья до конечного потребления. Инфляция издержек распространяется в экономике медленнее, чеминфляция спроса, но она гораздо устойчивее  и бороться с ней значительно труднее, ибо это связано как с организацией рынка (степень конкуренции, развитие   рыночной инфраструктуры),   так и с существующей  структурой  национального производства,     определяющей структуру и уровни  издержек.

 Исследователи феномена инфляции в белорусской экономике   постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка выделяют следующие:

1.                 кризис в сфере производства, носящий характер дефицита и обусловленный как технологической отсталостью (высокая энерго-, материало- и трудоемкость производимой продукции), так и хроническими неплатежами;

2.                 монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма роизводителя;

3.                 режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкрепляется необходимой степенью открытости экономи­ки. Слабая включенность белорусских производителей в мировое разделение труда объясняется низкой экспортоспособностью их товаров не только на мировом рынке, но даже на рынках стран СНГ из-за несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых ими товаров;

4.                 «импортируемая», прежде всего из России, ин­фляция. Значительную роль в инфляционных процессах в рес­публике играет именно раскручивание спирали «цены на сырье (особенно на энергоресурсы)— общий уровень цен».

Каждая из названных причин сама по себе может и не объ­яснять феномена столь высокой инфляции. Дейст­вительно, отсталая неконкурентная экономика может отгоро­диться административными барьерами от мирового рынка и добиться прекращения инфляции за счет политики финансовой стабилизации. Монополизированная — способна в широких масштабах выходить на внешний рынок и, будучи жестко привязанной к мировым ценам, может избежать инфляции.

Сочетание всех вышеперечисленных факторов создает осо­бую ситуацию. Получив право на свободное установление цен и прямое взаимодействие с зарубежными партнерами, произво­дители начинают повышать цены в соответствии с их мировымуровнем. При этом они мало считаются с возможным падением спроса, поскольку могут компенсировать его не за счет сниже­ния цены, а за счет сокращения объемов производства.

Подпитка инфляционных процессов на основе высокого уровня монополизма, обусловливается еще и тем, что экономи­ческая мощь крупных производств опирается не на собственные ресурсы, а на ресурсы государства. Монопольные предприятия часто монополизируют каналы доступа к государственному бюджету и пытаются переложить трудности своего существования во внешней конкурентной среде на плечи правительства, апеллируя к интересам сохранения и развития национальной промышленности.

Кроме того, рост цен на сырье и энергоносители, получаемые, главным образом, из России, привели к тому, что белорусские перерабатывающие предприятия оказались в ситуации, когда под влиянием роста издержек были вынуждены повышать цены на свою продукцию в гораздо большей степени, чем это диктует уровень инфляции. В этом состоит специфика инфляции издержек на основе изменения отраслевой структуры спроса,— когда ценовая политика перерабатывающих предприятий становится генератором инфляции.

Социальные последствия инфляции проявляются прежде всего в ухудшении уровня жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения – пенсионеры, студенты, безработные. несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает  от темпов инфляции.

Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги. [14, с.31-34]

Динамику инфляции можно проследить в рамках четырех периодов.

Первый период (1991—1994 гг.).Это был самый трудный пе­риод, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на националь­ную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993—1994гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз (табл. 1). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательные. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20—25 дол. США.

Второй период (ноябрь 1994—1996 гг.).В результате осу­ществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабили­зация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 %, а в 1996 г. — До 39,3 % (в 1994 г. — до 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной мас­сы путем сокращения объемов прямого централизованного кре­дитования коммерческих банков, увеличении доли аукционно­го размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля,связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финан­совых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень  монетизации ВВП по рублевой денежной массе в
1996 г. вырос до 9 %. Однако в конце периода произошел отход
от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием
денежной экспансии с целью поддержки реального сектора эко­номики. Это ухудшило ситуацию в 1997—1999 гг.   
         Третий период (1997—1999 гг.). Высокая инфляция в рес­публике в 1998—1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищ­ного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками).
В этот период в течение каждого года существенно превыша­лись утвержденные в Основных направлениях денежно-кредит­ной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого
рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста
денежной массы в национальной валюте.

Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня — 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сокра­тился до 5,3 %.

Четвертый период (2000—2010 гг.).В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кре­дитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уров­ня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 %, в 2002 г. 134,8 %, в 2003 г. — 125,4 %, в 2004 г.— 114,4 %. Впервые 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка.[15, с.95-96]
Таблица 1 — Индексы потребительских цен (ИПЦ) и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП), %

 [17,18]

Таким образом, текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом не только соответствует при­знакам финансовой стабилизации (в качестве критерия кото­рой международные финансовые организации принимают уро­вень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %), но и располагает потенциалом устойчивого развития страны в перспективе.

Тем не менее в экономике сохраняются мощные инфляцион­ные факторы структурного, технологического, институцио­нального характера. Медленные темпы структурной перестрой­ки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговремен­ные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиин­фляционного регулирования экономического развития страны.

Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года на сумму произведения уровня цен и выпуска базисного года. Из таблицы мы видим, что практически нет резких увеличений цен, что свидетельствовало бы о высоких темпах инфляции, за исключением кризисного 2008 г. Однако уже в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. рост цен значительно уменьшился.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.