--PAGE_BREAK--
Данные о регистрации
Указываются все известные данные о перерегистрациях и основания перерегистрации, например, в связи с переездом или изменением названия (указывается и прежнее название), изменением правовой формы. Должно настораживать, если в справке говорится, что фирма, к примеру, зарегистрирована в 1991 году, данных о более поздних перерегистрациях не имеется. Регистрация фирмы в свободных зонах, типа Ингушетии, затрудняет поиск фирмы и должна настораживать.
Телефоны, факсы (средства связи)
В этом пункте выявляются случаи, когда в качестве телефонов указаны квартирные. Клиент может запросить указать в справке, кто отвечает по телефону. Настораживающим моментом может быть отсутствие каких-либо средств связи, кроме телефона. Хотя, конечно, нужно оговориться, что в России отсутствие современных видов связи или отсутствие информации о них в официальных источниках, вовсе не редкость и, уж точно, не криминал. Но если изучаемая фирма претендует на определенный уровень, имеет смысл обратить внимание, есть ли у нее электронная почта, сайт в Интернет. На Западе на такие параметры обращают внимание и, если российская компания рассчитывает на установление партнерских отношений с солидной западной фирмой, она должна помнить, что отсутствие электронной почты, будет сочтено минусом для сотрудничества. Также, отсутствие адекватных средств связи должно настораживать, если речь идет о крупном контракте. Бывает, что несколько ассоциированных фирм могут пользоваться одними средствами связи: одними учредителями регистрируется несколько фирм, которые сидят в одном помещении. Может быть так, что одними учредителями на одном адресе зарегистрировано несколько фирм с одним названием, отличающихся только формой собственности, одна из которых занимается только внешнеэкономической деятельностью, другая — оптовой торговлей и т.д. и у всех один телефон. Само по себе это не говорит о неблагонадежности, однако, затрудняет получение общего представления о фирме. Клиент может ставить вопрос о том, чтобы разыскать все виды связи фирмы и указать их принадлежность только этой фирме.
Данные об учредителях (участниках)
В стандартной справке указываются юридические лица и число физических лиц-акционеров, а также, в случае крупной публичной компании — ФИО учредителей. На этом этапе могут проявиться интересные акционеры — юридические лица. Например, когда у маленькой, никому не известной компании учредителем окажется крупный концерн, или наоборот. Отсюда, отчасти, видно, для чего создана фирма, чего от нее можно ожидать и к кому обращаться с вопросами, если таковые возникнут. Но надо понимать, что если дела ведутся с АО, учредителей надо знать наизусть, а если — с ООО, в случае возникновения проблем, знание учредителей не спасет. Если учредители — физические лица, и компания станет должником, спросить с нее будет практически невозможно. Клиент имеет право спросить, в рамках справки, насколько свежи данные об учредителях.
Лицензии
Отсутствие данных в этом пункте, само по себе, не свидетельствует о неблагонадежности, однако, если речь идет о контракте по лицензируемому товару, например, партнерство уже невозможно.
Уставный капитал
Уставный капитал выписывается по регистрации или из баланса. Размер уставного капитала может указать на благонадежность фирмы.
Руководство
Явно сомнительными выглядят случаи, когда один человек — директор в десятках фирм. Тем более, если он прописан в другом городе. Клиент должен интересоваться, а является ли данный директор руководителем только одной фирмы.
Ассоциированные фирмы
Один из наиболее многослойных пунктов стандартной справки. Понятие «ассоциированный» является не юридическим, а практическим и отражает связь фирм по учредителям, руководителям, участию в капитале. В пункте указывается, каким образом фирмы ассоциированы. По каждой из ассоциированных фирм дается информация в объеме краткой справки, из чего можно получить представление о наиболее тесных экономических связях и даже, в первом приближении, об организации деятельности фирмы, о целях, с которыми создана каждая из ассоциированных фирм.
Здесь же указываются филиалы. Если крупная оптовая компания не имеет своих филиалов, торговой сети, на переговорах стоит выяснить, как она организовывает распространение своего товара. Иногда филиалами крупных фирм прикрываются мошенники. Бывает, что фирмы на словах заявляют, что являются филиалами, например, известных зарубежных компаний, но на самом деле, не зарегистрированы как таковые и не платят налоги. Подробно, вопросы наличия филиалов, раскрываются в расширенных справках или специальных исследованиях.
Клиенты, поставщики
Этот пункт является одним из самых важных моментов при подготовке к переговорам и определении маркетинговой и конкурентной политики. Но вопросы клиентов и поставщиков традиционно относятся к области коммерческой тайны. Поэтому, в рамках стандартной справки, указываются клиенты и поставщики, о которых фирма, сообщает сама, в том числе, и в рекламных целях, а также дается информация о номенклатуре товаров и партнерах из открытых источников (в основном, когда речь идет о внешнеэкономической деятельности).
Сотрудники
Указывается среднесписочный состав из финансовой отчетности. Это довольно точная информация, которая характеризует положение фирмы.
Банковские связи
Важно понимать, с какими банками фирма имеет дело и помнить, что в некоторых банках, фирмы с небольшим оборотом не обслуживают. Должно настораживать, если фирма имеет скромный баланс (см. соотв. пункт справки), но обслуживается, например, в «Дрезднер-банке». Также из этого пункта можно судить о положении фирмы, если ее банк известен как проблемный.
Заключение
В стандартной справке имеется пункт о дополнительной информации, в которой мы можем сообщить то, о чем считаем нужным предупредить клиента.
В общем же, при чтении справок, нужно руководствоваться принципом сопоставления информации различных пунктов, оценки количества и характера сомнительных признаков и помнить, что справка только дает представление о фирме. Справка — не приговор суда и служит лишь основанием для самостоятельных размышлений клиента, для принятия самостоятельных решений о дальнейшем изучении потенциального партнера или выборе наиболее безопасной формы сотрудничества. Клиент вправе задавать уточняющие вопросы в рамках справки — и этим нужно пользоваться.
Также, следует помнить, что проверить могут каждую фирму, и о солидном имидже надо заботиться, особенно если имеются в виду контакты с зарубежными партнерами
Расширенные справки
Данная справка дает наиболее полное представление о бизнесе фирмы, ее активности на рынке, о соответствии зарегистрированных, рекламируемых видов деятельности реальным, о партнерах, видах декларируемых товаров, а также об упоминаниях о фирме в средствах массовой информации.
Дается вывод о возможности сотрудничества на основе комплексного анализа информации и балансовых показателей.
Содержание:
· Наименование и правовая форма
· адреса; телефоны
· регистрация
· ИНН; ОКПО
· учредители (по юридическим лицам — отдельным приложением в объеме краткой справки)
· уставный капитал
· руководство (кратко)
· виды деятельности
· лицензии
· рабочие помещения
· недвижимость (кратко, при наличии информации в открытых источниках)
· филиалы и ассоциированные фирмы (отдельным приложением в объеме краткой справки)
· экспорт и импорт, иностранные поставщики и покупатели( отдельным приложением)
· сотрудники, годовой оборот и развернутый баланс (на последнюю дату из имеющихся в официальных источниках )
· банковские связи (отдельным приложением)
· прочая и пресс-информация
· ВЫВОД
Специальные исследования
Специальными исследованиями мы называем информацию, выходящую за рамки экономических справок. Такие исследования могут интересовать клиентов при заключении крупных сделок, подготовке инвестиций. Понятно, что в этих случаях справки не дают всего объема необходимой информации.
Как правило, инвесторов интересует реальная картина дел на предприятии: собственники, руководство, их история, связи и репутация. На Западе такая информация может быть получена достаточно легко. В Республике Казахстан же исследователям приходится проводить глубокое изучение вопроса. Подчеркнем, что солидные профессиональные информационные агентства не пользуются сомнительными источниками, каким бы сложным ни был вопрос. Профессионалы знают, что в открытых источниках появляются очень интересные сведения — и о собственности, и о связях предпринимателей во властных структурах и по криминальным контактам тех или иных бизнесменов. Весь вопрос в том, чтобы выловить эту информацию. В информационных агентствах на протяжении всего периода деятельности ведется база пресс-данных — печатных и электронных — позволяющая отслеживать и перемещения в руководстве компаний и другие примечательные события.
Обзор-история компаний — разумеется, не единственная вещь, которая должна интересовать инвестора. Но это необходимый сопровождающий фон. В прессе иногда проходят такие изюминки, которые не найдешь больше нигде. Клиенты информационных агентств иногда относятся к пресс — обзорам с некоторой легкостью. И напрасно. Зачастую, по прессе проходит очень важная информация, характеризующая и предприятие, и его руководство, и акционеров. Иногда какую-либо фирму точнее характеризует не экономическая справка сама по себе, а пресс-контекст в совокупности со справочными данными.
Заказать справку плюс пресс-обзор для клиента Агентства — экономичнее и эффективнее, чем платить каким-то лицам за информацию, добываемую окольными путями. Дело в том, что в профессиональном агентстве накопление информации идет из месяца в месяц, из года в год. Преимущество профессионального информационного агентства в возможности составлять картину по той или иной компании, используя информацию из различных слоев: например, статистические данные, балансовые показатели, сведения о регистрации, информацию о действиях, перемещениях руководства, сменах офисов, продвижении на другие рынки, связях и т.д. В хорошем агентстве параллельно ведутся мониторинг печатных и электронных источников, а также пополнение базы данных по проведенной работе — и справочной и по делам о возвращении задолженностей, и по другим выполненным работам.
Например, очень интересные выводы получаются при сопоставлении данных анализа финансово-хозяйственной, внешнеэкономической деятельности с пресс-информацией. Предположим, по балансу у интересующей клиента фирмы нет собственных основных средств, прибыль нулевая. В то же время, в прессе проходит информация, что данная фирма расплатилась с подрядчиками за строительство какого-то объекта. Такая противоречивая информация может быть критична для инвестора, требующего от потенциального партнера прозрачности бизнеса. А если еще выясняется, что один из менеджеров компании проходил в Агентстве по делам о возвращении задолженностей несколько лет назад, когда работал в другой фирме, инвестор просто отказывается от планов и, тем самым, уходит от серьезного риска. Можно сказать, с каждым днем работы глубина и масштабность информации, которой располагает агентство, возрастают, а сопоставимая стоимость для клиента качественной информации уменьшается.
Пользоваться такой информацией можно и для составления картины о положении дел в какой-либо отрасли и для выяснения ситуации в конкретных фирмах. Можно заказать и ретроспективную информацию, «историю» компании, а также сделать заказ на текущий мониторинг деятельности конкурента по различным параметрам, которые могут быть заданы как самим клиентом, так и определены, с помощью агентства, для лучшего решения задач клиента.
Однако нужно помнить, что в исследованиях, так же как и в справках, клиенту не дается указаний, как оценивать информацию и какие решения принимать. Мы можем дать только несколько дополнительных рекомендаций, исходя из практики Агентства.
В общем же, инвесторы должны помнить, что у профессиональных информационных агентств есть много возможностей помочь им получить достоверную картину дел на интересующих их предприятиях:
Обзоры
Обзоры — представляют собой тематические, информационные и аналитические материалы, подготовленные на основе публикаций средств массовой информации (пресса, интернет), информационно-справочных данных официальных органов, а также других источников и направляемые в адрес клиента в следующих режимах:
В обзорах текущих событий освещаются:
n в политической сфере: основные политические события в жизни страны и региона, важные социально-политические решения федеральных и региональных органов власти, дается аналитический комментарий наиболее актуальных событий дня;
n в сфере экономики — основные социально-экономические события в жизни страны и региона, в т.ч. показатели их социально-экономического развития, существующие актуальные, социально-экономические проблемы; новости о деятельности крупных компаний и фирм; основные события в банковской сфере; новости о деятельности банков; результаты торгов на финансовых биржах; курсы валют на предстоящие сутки; а также краткий анализ рыночной конъюнктуры по различным отраслям экономики.
В обзорах событий по сектору рынка товаров и услуг на основе информационного мониторинга раскрываются вопросы: о деятельности отдельных предприятий или развитии ситуации в целом в отраслевом производстве, на рынке товаров и услуг; основного содержания проектов строительства и развития предприятия (отрасли); количественных и качественных показателей выпускаемой продукции, сферы ее реализации; другие, основные характеристики производства (рынка услуг), их сравнительный анализ, партнерские отношения, конкурентная борьба и др. данные.
Кроме того, по желанию клиента Информационным Агентством могут быть подготовлены другие тематические обзоры и аналитические материалы по различным сферам бизнеса.
Стандартные сроки предоставления экономических справок 1-10 рабочих дней (в зависимости от типа справки), проведения специализированных исследований – 20 рабочих дней.
2.2.
Особенности сбора и анализа коммерческой информации
Процесс информационной подготовки включает ряд операций:
1. определение проблемы;
2. анализ вторичной информации;
3. получение первичной информации;
4. анализ данных;
5. рекомендации;
6. использование результатов (подготовка разделов бизнес-плана).
Все действия выполняются в определенном порядке. Например, вторичная информация не изучается до тех пор, пока фирма не определит проблему или вопрос, который должен быть изучен, а первичная информация не собирается до тех пор, пока не будет тщательно изучена вторичная. Первичные данные нужны не всегда, во многих случаях фирмы способны разрешить свои проблемы и без них. Только если вторичная информация окажется недостаточной, фирма должна собрать первичные данные.
Определение проблемы
Определение проблемы — это формулирование предмета маркетингового исследования. Без этого можно собрать ненужную и дорогостоящую информацию и скорее запутать, чем прояснить проблему. Хорошее выполнение этой операции ориентирует на сбор и анализ конкретной информации, нужной для принятия решения.
Если исследователь точно не знает, что нужно изучить, следует провести предварительную проработку. Ее цель — четко определить проблему, используя информационный анализ. После этого должно быть проведено заключительное исследование — структурированный сбор данных и анализ для решения конкретной задачи или достижения конкретной цели.
Анализ вторичной информации
Вторичная информация представляет собой данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследуемой проблемы. Независимо от того, достаточна ли она для решения, ее низкая цена и относительно быстрая доступность требуют, чтобы первичные данные не собирались до завершения тщательного поиска вторичной информации. Чтобы оценить ее общую ценность, исследователь должен сопоставить ее достоинства и недостатки.
Вторичная информация обладает следующими достоинствами:
· Многие ее виды недороги, поскольку не нужен сбор новых данных.
· Информация обычно собирается быстро.
· Часто имеется несколько источников информации, что позволяет выявлять различные доходы, сопоставлять данные.
· Источники информации могут содержать данные, которые фирма не может сама получить.
· Информация, собранная из независимых источников, как правило, весьма достоверна.
Однако у вторичной информации имеется и целый ряд недостатков:
— Имеющаяся информация может не подходить для целей проводимого исследования в силу своей неполноты или общего характера.
- Информация может быть устаревшей.
- Могут публиковаться не все результаты исследования
- Могут существовать противоречивые данные, что может потребовать сбора новой, первичной информации.
— Могут существовать противоречивые данные, что может потребовать сбора новой, первичной информации.
Фирмам, действующим на внешнем рынке, необходимо создавать собственные бани данных по всем вопросам, на которые приходится отвечать во время маркетингового анализа, так как маркетинговый анализ — не разовое мероприятие, а регулярно повторяющаяся работа, на которую следует не жалеть времени.
До того, как начать расходовать время и средства на поиск внешней вторичной информации или сбор первичных данных, исследователь должен изучить информацию внутри компании:
— планы и исполнение финансовых планов (бюджетов);
— данные о сбыте;
— данные о прибылях и убытках;
— счета клиентов;
— данные о запасах;
— результаты предыдущих исследований;
— письменные сообщения (текущая информация);
— жалобы потребителей, стандарты для определения результативности и др.
Если исследовательская проблема не была разрешена с помощью внутренней информации, фирма должна использовать внешние источники — правительственные и неправительственные:
— периодические издания;
— книги, монографии и другие непериодические публикации;
— коммерческие исследовательские организации.
Сбор и анализ первичных данных
Первичные данные представляют собой только что полученную информацию для решения конкретной исследуемой проблемы или вопроса. Они необходимы в тех случаях, когда доскональный анализ вторичных сведений не дает необходимую информацию.
До непосредственного сбора первичных данных необходимо разработать структуру или план исследования, используемый в качестве руководства для сбора и анализа данных.
Структура исследования включает ответы на следующие вопросы:
* Кого или что следует исследовать?
Исследователь должен определить, что будет объектом его внимания.
* Какая информация должна собираться?
Виды и объемы нужной информации определяются тем, как компания сформулировала задачи. Предварительные исследования требуют меньшего объема информации, чем окончательные.
* Кто собирает данные?
* Какие методы сбора данных следует использовать?
Существует четыре основных метода сбора первичных данных: опрос, наблюдение, эксперимент и имитация.
* Сколько будет стоить исследование?
Издержки исследования следует сравнить с преимуществами, которые будут получены в результате.
* Как будут собираться данные?
Следует определить необходимый для сбора данных персонал, в том числе его возможности, квалификацию и подготовку.
* Насколько длительным будет период сбора данных?
Исследователь должен определить, сколько времени он затратит на исследование, иначе оно может затянуться. Это может привести к несопоставимости ответов и нарушению секретности. Быстро можно провести опросы личные и по телефону. Опросы по почте, наблюдения и эксперименты требуют гораздо больше времени. Тем не менее, временные границы должны быть установлены.
· Когда и где следует собирать информацию?
День и время сбора информации должны быть определены. Кроме того, необходимо установить место проведения исследования. Исследователь должен соразмерить срочность и удобство с желанием изучить труднодоступных лиц в подходящее время.
Достоинства и недостатки первичной информации
продолжение
--PAGE_BREAK--