Реферат по предмету "Экономика"


Инновационная деятельность предприятия и применения ее на практике

--PAGE_BREAK--

Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и тех­нологии проводится в следующей последовательности, включающей:

·        определение общей продолжительности циклов жизни изделия

данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;

·        определение распределений продолжительностей циклов жизни и

их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;

·        выработку базы стратегии и тактики роста производства

соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;

·        распределение вероятностей продолжительности циклов будущих

образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;

·        тщательный анализ «факторов, влияющих на продолжитель­ность

прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;

·        формализацию методов сбора исходных данных и применение

эконометрических моделей расчета.

Методика анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства и прогнозировать тенденции развития.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что в широком смысле под инновацией следует понимать конечный результат научно-исследовательской и практической деятельности людей, отличающейся от предшествующих аналогов, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса. Для получения более высокой отдачи от инновационной деятельности осуществляется классификация нововведений. Она дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым, создавая вариативность выбора решений. Анализ жизненных циклов инновационной деятельности позволяет спрогнозировать тенденции развития производства и рассмотреть роль инноваций в развитии предприятий.
1.2. Инновационная деятельность предприятия. Поиск инновационных идей и организация инновационной деятельности. Роль инноваций в развитии предприятия. Основные направления и проблемы инновационной деятельности предприятия
Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, который можно практически использовать и распространять[11]. 

В современных условиях во всем мире экономический рост предприятий определяется долей продукции и оборудования, содержащей прогрессивные знания и современные решения. В связи с этим в Концепции инновационной политики РФ подчеркивается, что «в XXI веке положение страны в геополитической конкуренции наряду с образованием и здоровьем населения будет определять развитие науки и ключевых производственных систем новейшего технологического уклада, а также способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность».[12] 


В проекте федерального закона “Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике” под инновационной деятельностью понимается создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений.

В соответствии с законопроектом к инновационной деятельности относится деятельность, начиная от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (нового или усовершенствованного технологического процесса), до реализации готовой продукции (технологического процесса). Сюда же включаются работы, связанные с проведением маркетинговых исследований, созданием и развитием инновационной инфраструктуры, подготовкой и переподготовкой кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки производства, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий, производство товарной продукции[13].

Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.

Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.

Для анализа инновационной деятельности предприятия необхо­дим анализ-прогноз будущих факторов успеха в условиях неопреде­ленности и обоснование затрат будущего периода. В отличие от де­терминированных экономических процессов текущего производства процессы внедрения новой техники и технологии с их последующей коммерциализацией имеют стохастический характер. Поэтому анализ влияний на прибыль следует строить на основе методов прогнози­рования, методов экспертных оценок, множественного регрессион­ного анализа, а также ситуационного и имитационного моделирова­ния.

Принципиальные отличия инновационной деятельности пред­приятия от текущего производства заключаются в том, что оценка текущего состояния предприятия, в том числе и техники и техно­логии, строится на выявлении условий успеха на основании прошлого опыта и сложившихся тенденций.

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Фазы[14], как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.

1-я фаза: стратегия предприятия и инновации

Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

·        выбор рынка или рыночного сегмента;

·        утверждение применяемой технологии;

·        выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;

·        решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

·        установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, то есть инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.

2-я фаза: поиски идей и их оценка

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:

·        разработка новых идей (генерирование идей);

·        критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;

·        поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

3-я фаза: продуктовое решение

В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:

·        постановку целей и задач по данному продукту;

·        составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;

·        планирование производства для предприятия в целом;

·        планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

4-я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансфер

В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат.

Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых и средних предприятий требует целенаправленного использования всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные в своей области технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические и теоретические достижения.

5-я фаза: освоение производства

Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

·        адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;

·        ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;

·        запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

·        поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

6-я фаза: внедрение на рынок

Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь  около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, то есть верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией.

На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на „теоретические“ суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы. Исследования показывают, что на этих предприятиях сильно недооцениваются затраты, приходящиеся на последнюю фазу — внедрение на рынок.

Следует отметить, что инновационный процесс нельзя рассматривать как следствие более или менее случайных технических изобретений или других предпринимательских идей. Скорее он требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления.

Процесс нововведений начинается с зарождения замысла об изменении. В любой организации, заботящейся о собственной конкурентоспособности, должен существовать так называемый «портфель инновационных идей». Для его формирования используются внешние и внутренние источники.

К внешним источникам относятся:

·        научные разработки, выполняемые научно-исследовательскими институтами;

·        результаты маркетинговых исследований;

·        разработки, предоставляемые по каналам коммерческого технологического обмена (в том числе по лицензиям);

·        патентная информация;

·        разработки потенциальных конкурентов.

Внутренние источники включают:

·        ноу-хау фирмы;

·        рационализаторские предложения в области техники, технологии, организации, управления.

Задачей менеджера на этапе поиска инновационных идей является стимулирование творческой деятельности членов трудового коллектива по выработке неординарных решений.

При применении интуитивных методов центральным пунктом является спонтанное творческое генерирование идей людьми, обладающими интеллектом выше среднего уровня, а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых идей можно назвать методы „мозговой атаки“, конкурсы, экспертные опросы.

Главное место в аналитических методах занимают логически структурированные процедуры. Сюда относятся метод дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика, а также эвристические методы.

В условиях современной конкуренции, сокращения жизненного цикла товаров и услуг, развития новых разнохарактерных технологий одним из основных условий формирования конкурентной стратегической перспективы предприятия все больше становится его инновационная активность.

Предприятия, которые формируют стратегическое поведение на основе инновационного подхода, то есть главной целью стратегического плана ставят освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, имеют возможность завоевать лидерские позиции на рынке, сохранить высокие темпы развития, сократить уровень издержек, добиться высоких показателей прибыли. Эффективность проведения инновационных разработок зависит от состояния инновационного потенциала предприятия, основу которого составляют интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые, инфраструктурные и другие ресурсы. Для постоянного внедрения новых товаров или новых технологий предприятия могут создать собственное инновационное подразделение. Актуальность использования такого подхода обусловлена рядом причин, в том числе: проблемами научно-технического комплекса, экономией ресурсов, повышением эффективности конечного результата.

При разработке и выведении инновации на рынок необходимо использовать научные методы и подходы: портфельный анализ, комплексный и параллено-последовательный подходы и другие. В противном случае они будут утверждаться к реализации, будучи недостаточно аргументированными. Все ускоряющиеся темпы изменений внешней среды функционирования предприятий увеличивают риск предпринимательской деятельности вообще и инновационной в частности. С целью распределения риска необходимо формирование портфеля товаров и услуг. Для этого требуется создание инновационной программы предприятия и постоянное перераспределение средств из завершенных проектов в развивающиеся.

В соответствии со «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015года»[15] можно выделить следующие направления инновационной деятельности:

·        воспроизводство знаний, в том числе с потенциальным рыночным

спросом, путем проведения фундаментальных и поисковых исследований в Российской академии наук, других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в университетах страны;

·        проведение прикладных исследований и технологических

разработок в государственных научных центрах Российской Федерации и научных организациях промышленности, внедрение научно-технических результатов в производство;

·        промышленное и сельскохозяйственное производство

конкурентоспособной инновационной продукции;

·        развитие инфраструктуры инновационной системы;

·        подготовку кадров по организации и управлению в сфере

инновационной деятельности

Содержанием инновационной деятельности субъектов инновационной системы является:

·        проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-

технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления;

·        развитие инфраструктуры инновационной системы;

·        вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной

деятельности;

·        технологическое переоснащение производства для выпуска

инновационной продукции;

·        проведение экспертизы разработок, оказание консультационных,

информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.

Инновационная деятельность часто трактуется как деятельность, связанная с использованием новых (высоких) технологий. Все чаще от руководителей предприятий слышны слова о том, что на данном предприятии осуществляется поддержка инновационной деятельности (некоторые даже выделяют на эту деятельность деньги). 

Многие предприятия пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно, через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции. Нанимаются специалисты, разбирающиеся в патентно-лицензионной деятельности, охране интеллектуальной собственности и прочим компонентам, необходимым для коммерческого использования инноваций. 

Казалось бы, все замечательно, остается только получать доход от этой самой инновационной деятельности. Однако, как правило, так не получается.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гигиенические требования к качеству питьевой воды и её санитарная оценка
Реферат Поэты и писатели о Великой Отечественной Войне
Реферат Поэты и писатели о ВОВ
Реферат Поэзия Аркадия Кутилова
Реферат Реализация концепции маркетинга на туристском предприятии, как фактор повышения эффективности ра
Реферат Поэзия Марины Цветаевой
Реферат Призыв к единению в "Слово о полку Игореве"
Реферат Приёмник радиовещательный переносной
Реферат Поэзия Николая Алексеевича Некрасова
Реферат Правда о войне (Ю.Бондарев "Батальоны просят огня")
Реферат Природа и человек в лирике Пастернака
Реферат !!!В стоимость тура посчитаны авиабилеты по минимальному тарифу!!! При бронировании стоимость подлежит уточению!!!
Реферат Поэзия некрасовской поры
Реферат Технология и организация восстановления деталей и сборочных единиц при сервисном сопровождении
Реферат Основные средства: бухучет и налогообложение (по состоянию на февраль 2002г.)