Реферат по предмету "Экономика"


Инфляция: сущность, виды и роль в хозяйственной системе

/>/> 
Инфляция:сущность, виды и роль в хозяйственной системе
2010 г.
СодержаниеВведение 1. Теоретические аспекты существования ипричины инфляции 1.1 Сущность, формы проявления и видыинфляции 1.2 Причины инфляции и социально-экономическиепоследствия 1.3 Особенности антиинфляционной политикив России Глава 2. Анализ социально-экономическихпоследствий инфляции в условиях перехода к рыночной экономике2.1 Особенности инфляционных процессов вРоссии 2.2 Современное состояние инфляционногопроцесса в РоссииЗаключение Список литературы

Введение
В последнее десятилетие слово«инфляция» употребляется очень часто. А ведь прошло немногим более 15 лет с техпор, когда в нашей стране отрицалась сама возможность инфляции, однако, насамом деле была в скрытой форме. Из-за хронического дефицита деньги утрачивалисвою значимость даже при стабильных ценах. В настоящее время инфляция сталаявной, ее масштабы нарастают.
Значимость данной темысостоит в том, что при всем обилии информации по данной теме, широкие слоинаселения знают о ней поверхностно, и отсюда появление инфляционного ожидания.
Актуальность темы состоит в том, что переход экономики нарыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйствастановятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народногохозяйства, и в теоретических исследованиях.
Какпоказывает опыт нашей страны, переход на рыночные отношения сопровождается быстрымростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильнооценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубленияинфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциалполучает свое реальное выражение.
Очевидно,что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживанияинфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятиирешений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляютимеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опытмногих стран показал, что длительное функционирование централизованногопланирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальныхи денежных потоков.
Целькурсовой работы – выявить социальные последствия инфляции в России в условияхперехода к рыночной экономике.
Задачи исследованиякурсовой работы:
1. Определениесущности и факторов инфляции;
2. Характеристикаосновных видов и причин инфляции;
3. Оценкасовременного состояния инфляции на территории Российской Федерации;
4. Определениесоциально-экономических последствий инфляции.
Объект работы – инфляцияв Российской Федерации.
Предмет работы –социально-экономические последствия инфляции.
Данная работа посвященаизучению инфляции, ее видов, также отражение инфляционных процессов на уровнежизни населения и на работе субъектов предпринимательства в РФ.
При написании курсовойработы были использованы материалы таких ученых, занимающихся исследованиями вданной области, как Лаврушин О.И., Андрианов В., Белинская Я., Хмыз О.
1. Теоретические аспекты существования ипричины инфляции1.1 Понятие, сущность, формы проявления ивиды инфляции
Инфляция – это обесценение денег,падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарнымдефицитом и снижением качества товаров и услуг. Она ведет к перераспределениюнационального дохода между секторами экономики, коммерческими структурами,группами населения, государством и населением и субъектами хозяйствования.
Инфляция свойственна любым моделямэкономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы,ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитнойполитики.
Иногда инфляционные процессы возникаютили специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формыперераспределения общественного продукта и национального дохода.
Инфляция представляет собой сложноемногофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов,непропорциональным развитием народного хозяйства, политикой государства,политикой эмиссионных и коммерческих банков [4, c. 188].
Инфляция может развиваться и пристабильной массе денег в обращении. Так, сокращение обращения объема товаров иуслуг при данной массе денег в обращении в США в 40-х и 70-х гг. вызвалоинфляционные процессы, что было обусловлено ускорением оборота денег. Поэкономическому эффекту ускорение оборота денег при прочих неизменных условияхравнозначно выпуску дополнительной массы денег в обращение.
При инфляции капитал перемещается изсферы производства в сферу обращения, так как там скорость обращениязначительно выше, что дает огромные прибыли, но одновременно усиливаетинфляционные тенденции. Механизм инфляции самовоспроизводится, а на его основенарастает дефицит сбережений, сокращаются кредиты, инвестиции в производство ипредложение товаров [6, c.78].
Таким образом, факторы инфляциидействуют как при производстве и реализации товаров, так и при изменении массыи скорости обращения денег.
В современных условиях инфляция вовсем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер, вызываемыйне только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими. Полностьюисключить инфляцию даже в рыночных условиях хозяйствования невозможно, речьможет идти только об управляемой инфляции.
Типичным проявлением инфляциивыступает общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты. Вто же время в условиях планово-распределительной системы в наибольшей степениинфляция выражается в дефицитности экономики, снижении качества товаров изначительно меньше — в уровне повышения цен. Искусственное, административноесдерживание цен, которые, с одной стороны, ориентированы на фактическиеиздержки, складывающиеся в производстве; с другой — на полное игнорированиеспроса (розничные цены), в итоге тормозило развитие производства,совершенствование его технического уровня и порождало товарный дефицит [5, c. 134].
Цены, регулируемые государством,длительное время могут оставаться неизменными, но купить многие товары пофиксированным ценам практически невозможно, их нет в свободной продаже. В такихслучаях, как правило, возникает официальное и неофициальное нормирование,усиливаются распределительные отношения, в хозяйстве появляются различныерынки, где товары реализуются по повышенным ценам [7, c. 443].
Такая инфляция называется«подавленной», скрытой, в отличие от открытой, официально регистрируемойстатистическими службами. Проявление скрытой инфляции выражается и в том, чтоза прежние суммы приобретается продукция низкого качества и в меньшемколичестве, происходит более быстрый рост цен на новые изделия по сравнению скачеством, из торговли «вымывается» более дешевый ассортимент. В народномхозяйстве из-за роста издержек производства и сохранения стабильных ценснижается рентабельность, возрастают государственные дотации [9, c. 427].
Инфляция, как правило, измеряетсяростом цен, но не всякое повышение цен связано с инфляцией. Повышение товарныхцен может происходить и в условиях обращения золотой валюты, и в периодоживления и подъема экономики, когда наряду с ростом цен растут и доходы. Общийрост цен, связанный с появлением более современных или новых товаров, вызванныйизменением их стоимости и потребительской стоимости, может не иметьсоциально-экономических последствий.
При инфляции неравномерно возрастаютцены на различные группы товаров, в результате меняется структура цен инациональный доход перераспределяется не только между сферами воспроизводства иотраслями народного хозяйства, но и между группами населения [1, c. 234].
Повышение цен может быть не толькопроявлением, но и причиной «раскручивания» инфляции, как это случилось вроссийской экономике в 1992 г., когда в результате либерализации цен оптовыецены возросли в 34 раза, розничные — в 26-28 раз, ВНП — в 15 раз, денежнаямасса возросла в 8-9 раз и кредитные вложения в экономику — в 6 раз [21, c. 65].
Повышение оптовых цен вызвалонеобходимость приспосабливать денежную массу к ценовой динамике. Рост наличнойи безналичной денежной массы происходил медленнее роста цен, т.е. вхозяйственном обороте постоянно наблюдался недостаток денег, а цены продолжалирасти. Государство начало выпускать 10-, 50- и 100-тысячные рублевые купюры.
Открытую инфляцию подразделяют наследующие виды: инфляцию спроса; издержек; ценовой накидки; налоговую инфляцию.
Инфляцияспроса – это инфляция покупателя, здесь количество денег превышает объемреализуемых товаров и услуг. Суть ее состоит в том, что слишком много денегвыпущено по сравнению с количеством имеющихся товаров. Возникает избыточныйспрос, что приводит к постепенному увеличению цен.
Инфляцияиздержек – это рост ценв результате повышения издержек производства или сокращения совокупного спроса.
Причинами повышения издержек могутбыть рост цен на сырье, энергоносители, повышение заработной платы,экономическая и финансовая политика государства. Увеличение издержекпроизводства на единицу продукции в экономике сокращает прибыль и объемпродукции, который предприниматели готовы предложить при данном уровне цен. Врезультате этого уменьшается совокупное предложение товаров и услуг, которое, всвою очередь, повышает уровень цен
Налоговая инфляция заключается в том,что высокие ставки налогов на прибыль приводят к торможению роста производстватоваров и услуг. Предприниматели, у которых забирают львиную долю прибыли, небудут вкладывать свои деньги в развитие производства. У них утрачивается стимулк инвестированию. На действия государства по повышению ставок налоговпредприниматели отвечают повышением цен на размер налоговой ставки.
Инфляция ценовой накидки выражаетсятем, что предприниматели, опасаясь введения новых налогов и других платежей,заранее повышают цены. При этом они надеются компенсировать будущие убытки,хотя увеличение издержек на данном этапе не оправдано.
Наряду с открытой и подавляемойформой инфляции существуют ожидаемая и непрогнозируемая формы инфляции.
При ожидаемой инфляции люди должныпредвидеть инфляцию в условиях рынка. Ожидание связано, прежде всего, с повышениемцен. При этом потребитель сокращает сбережения, увеличивает текущий спрос иэтим провоцирует рост цен. Предложение товаров все больше отстает от спроса.Производители и торговцы, рассчитывая на повышение цен, утаивают товары.
Непрогнозируемая инфляция связана свнезапным скачком цен. Она возникает стихийно и предсказать ее невозможно. Еепоследствия еще хуже, чем последствия подавляемой, открытой и ожидаемой. Онаспособствует спекулятивному перераспределению богатства межу людьми. Страдаютот нее те, кто получает фиксированные доходы (зарплата, пенсия и т. д.). [9, с.693]
Большую роль в развитии инфляционныхпроцессов играют внешнеэкономические факторы. Они проявляются тогда, когдастрана активно использует импортные товары. Закономерный рост мировых цен насырье и энергоносители всегда провоцирует нарастание инфляции издержек.Импортные цены не только «подталкивают» цены национальной продукции, но иповышают издержки производства при использовании импортных комплектующихизделий, повышая стоимость готовой продукции.
Особое влияние на инфляционныепроцессы оказывает приток иностранных займов, валюты, так как ввоз иностраннойвалюты и скупка ее центральным банком увеличивают денежную массу в стране,способствуя тем самым обесценению денег, усилению инфляции. Здесь немалоезначение имеет взвешенная денежная политика, проводимая центральным банкомстраны в части создания валютных запасов, использования механизма регулированияи формирования валютного курса и одновременно снижения его инфляционного давленияна экономику [12, c. 53].
Важным инфляционным фактором являетсяи долларизация экономики, когда доллар становится параллельной валютой,выполняя функции денег. Наличие в денежном обороте более твердой валютывытесняет из обращения национальную и ускоряет снижение ее курса [10, c. 667].
Инфляция может быть спровоцировананалоговой политикой государства. В условиях инфляции формирование доходовбюджета происходит на инфляционной основе — при спаде производства прибыльобразуется преимущественно за счет роста цен, а не за счет создания реальныхматериальных ценностей. Если в бюджет изымается большая часть прибылихозяйства, то усиливается тенденция уклонения от уплаты налогов, снижаютсявозможности инвестиционной активности. При падении объемов производства налогна добавленную стоимость только усугубляет инфляцию, он впрямую влияет наувеличение цен.
В процессе преобразованияпланово-распределительной системы в рыночную в российской экономике внаибольшей степени проявилась корректирующая инфляция, обусловленнаяобъективными процессами трансформации структуры внутренних цен. В новыхусловиях хозяйствования нельзя было оставить старую систему ценообразования,фактически регулирующую прибыль и рентабельность, доходы и расходы бюджета,спрос и предложение продукции, занятость, состояние экспорта и импорта,платежного баланса, валютного курса [6, c. 69].
Инфляция классифицируется взависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на ползучую сосреднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерную для развитыхстран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, иэто признается неизбежным моментом нормального развития рыночной экономики ирассматривается в качестве фактора экономического роста [3, c. 234].
Галопирующая инфляция (прирост цен до200% в год) и гиперинфляция (прирост цен свыше 200% в год) характерны дляразвивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы крыночной. Она рассматривается как негативное явление, вызывающеесоциально-экономическое и политическое напряжение в обществе [12, c. 54].
Грань между приведенными видамиинфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборотаденежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежноймассы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но ипоследовательно мелких бумажных купюр.
Галопирующая инфляция делаетбессмысленным денежные накопления с целью приобретения товаров не толькодлительного пользования и отдаленного спроса, но и непродовольственных товаровповседневного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания, ипроисходит переориентация покупательского спроса практически полностью напродовольственные товары.
В зависимости от продолжительностиразличают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождаетсяпадением производства, что также характерно для современной России [6, c. 71].
1.2 Причины инфляции
Существуют различныеобъяснения причин инфляции. Одни экономисты (Дж. М. Кейнс и его последователи)объясняли его чрезмерным спросом при полной занятости, т. е. со стороны спроса.Другие (неоклассики) искали причину в росте производственных расходов илииздержек производства, т. е. со стороны предложения.
Причины возникновенияинфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним причинамотносятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли,отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционныйпроцесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветныеметаллы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятнаяконъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.
Рассмотрим на примереРоссии внутренние причины инфляции.
Во-первых, как правило,одним из истоков инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственнойструктуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительскогосектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, иособенно военного машиностроения [12, c. 55].
Во-вторых, неспособностьпреодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. Вусловиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь,не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулироватьсоотношение между денежной и товарной массой; что касается административныхограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансовогопланирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые«работали» под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежнымиресурсами без каких-либо ограничений [11, c. 167].
Товарные цены могутменяться вследствие роста производительности труда, циклических и сезонныхколебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка,государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов,девальвации денежной единицы, изменения коньюктуры рынка, воздействия внешнихэкономических связей, стихийных бедствий.
Рост цен, связанный сциклическими колебаниями конъюнктуры рынка, нельзя считать инфляционным. Помере прохождения различных фаз экономического цикла будет меняться и динамикацен. Они будут повышаться в фазах бума, и падать в фазах кризиса, а затем сновавозрастать в последующих фазах выхода из кризиса.
Множество причин инфляцииотмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторовэтого процесса зависит от конкретных экономических условий. Так, сразу послеВторой мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшимдефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручиванииинфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена- заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другиефакторы. Что касается бывшего СССР, то наряду с общими закономерностями,важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальнуюдиспропорциональность в экономике, возникшую как следствиекомандно-административной системы. Советской экономике присуще длительноеразвитие в режиме военного времени, чрезмерная доля военных расходов в ВНП.
Повышение цен и появлениеизлишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции. Ее глубиннойпричиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушениеобщего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основныесилы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:
государственная монополияна эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, преждевсего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современногогосударства;
профсоюзная монополия,задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы;
монополизмкрупнейших фирм на определение цен собственных издержек.
Вышеперечисленные причинывзаимосвязаны и каждая по-своему может вести к росту или падению спроса ипредложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно длявыработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Такимобразом, инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развитияэкономики во многих странах мира. Так если раньше инфляция возникала, восновном, в чрезвычайных обстоятельствах, то сейчас во многих странах она сталахронической. Практически во всех странах имеются свои причины для возникновенияинфляции. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит отконкретных экономических условий страны. Например, инфляционные процессы внашей стране вызываются экономическим спадом и бюджетным дефицитом. Напротяжении десятилетий закладывались диспропорции между различными отраслямипромышленности [14, c. 34].

1.3 Особенности антиинфляционнойполитики в России
Современную инфляцию в России нельзярассматривать без учета специфичности планово-распределительной системыхозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедшихза последние годы. В связи с этим необходимо выделить причины инфляционныхпроцессов в дореформенных условиях и причины, усугубившие инфляцию при переходек рыночным отношениям и вызвавшие гиперинфляцию [18, c. 46].
Зарождавшиеся инфляционные процессы внашей стране были обусловлены диспропорциями в сложившейся структуре народногохозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производстваи вооружений при крайне недостаточном уровне промышленного производствапотребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства приогромных и неэффективных инвестициях в него.
Условия для разбалансированностинароднохозяйственных пропорций создавала на протяжении последних десятилетийповышенная инвестиционная активность. Народное хозяйство не в состоянии было осваиватьнаращиваемые объемы капитальных вложений, поскольку не учитывались ресурсныевозможности страны, что оборачивалось удорожанием стоимости строительства,растягиванием сроков и ростом незавершенного строительства, достигавшим 2/3суммы инвестиций.
Планово-распределительная системасоздавала затратный механизм хозяйствования и разбалансированиятоварно-денежных отношений.
Использование отдельных рыночныхэлементов в управлении экономическими процессами в нашей стране былопредусмотрено еще хозяйственной реформой 1964 г. Однако в результате сохранения жесткой централизации планирования управления, детальной регламентациидеятельности всех хозяйственных звеньев реформа, разладив старый механизмхозяйствования, не создала новый и привела к обострению противоречий вэкономике, способствовала углублению товарно-денежной несбалансированности внародном хозяйстве [19, c.26].
Провозглашенная самостоятельностьпредприятий, введение полного хозрасчета не сочетались с административнойсистемой управления производством — диктатом министерств и ведомств. Приоритетведомственных интересов над общественными, жесткий план и фондирование основноймассы материальных ресурсов, невозможность распоряжаться изготовленнойпродукцией и заработанными средствами сдерживали инициативу предприятий иобъединений, снижали стимулы эффективного хозяйствования.
В основу хозяйствования был поставленплан, по выполнению которого оценивалась работа предприятий, объединений,министерств и ведомств. Несмотря на фондирование материальных ценностей,плановые задания не всегда подкреплялись соответствующим обеспечениемматериальных и трудовых ресурсов, а в строительстве — и строительнымимеханизмами. Это позволяло направлять усилия многих коллективов предприятий нестолько на выполнение плана, сколько на его корректирование. У большинствапредприятий планы производства в течение года неоднократно пересматривались и,как правило, в сторону снижения. При этом фонды оплаты труда либо оставалисьнеизменными, либо увеличивались [14, c. 36].
С учетом уровня выполнения плана,который не всегда отражал реальный вклад коллектива предприятия или организациив экономику, формировались фонды экономического стимулирования. Несовершенствомеханизма формирования фондов экономического стимулирования приводило к тому,что они росли быстрее фондообразующих показателей: прибыли, реализации,производительности труда. Заниженность плановых заданий, нередко их подгонкапод фактически выполненный уровень давали возможность значительно завышатьвознаграждения и выплачивать незаработанные средства.
Стремление выполнить план любойценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективностиобщественного производства, расточительному использованию трудовых,материальных и финансовых ресурсов, разбалансированности материальных истоимостных пропорций. При этом не сыграли должной роли повышение значимоститаких показателей, как прибыль и реализация, заинтересованности в них какфондообразующих показателях и на базе этого снижение себестоимости выпускаемойпродукции. Рост затрат компенсировался во многих случаях ростом оптовых цен [16.с. 65].
Широко распространилисьмногопрофильные, неспециализированные производства, продукция которых не отличаласьвысоким качеством, но требовала огромных затрат [20, c. 48].
В стране все годы существовалострейший дефицит сырья, материалов, оборудования, производственных мощностей,хотя страна производила больше всех в мире металла, топлива, электроэнергии,хлопка и т.д.
Материально-финансоваянесбалансированность приводила к тому, что в стране был создан огромный паркбездействующих мощностей, производимые и закупаемые за рубежом станки иоборудование не устанавливаются в цехах по десять-пятнадцать лет из-занесоблюдения сроков строительства, в результате отсутствия материалов,механизмов, рабочих рук. Однако строительство и ввод новых мощностейпродолжались, при этом не учитывалась их сопряженность со смежными отраслями. Врезультате металлургия отставала от машиностроения, сельское хозяйство — отперерабатывающих отраслей, дорожного строительства, хранилищ, животноводство — от кормовой базы и т.д.
Все это приводило к огромнымматериальным и денежным потерям, разбалансированности экономики, к ростудефицита одних товаров при перепроизводстве других, к разбалансированностиденежной и товарной массы. Таким образом, создавался затратный механизмхозяйствования, усугубляемый системой плановых заданий, которые выполнялись вряде случаев независимо от значительных затрат.
В стране создавался избыточныйплатежеспособный спрос, как у населения, так и у государственных предприятий.Предприятия, создав за счет прибыли различные фонды экономическогостимулирования, не могли зачастую их использовать из-за отсутствия материалов,оборудования, новых технологических линий и т. д.
Неудовлетворенный платежеспособныйспрос населения и хозяйственных организаций, с одной стороны, отрицательновлиял на денежный оборот и денежное обращение; с другой — создавал значительныересурсы для роста кредитных вложений и финансирования государственного бюджета,что, в свою очередь, способствовало расширению масштабов затратного механизмахозяйствования [21, c. 67].
Большую роль в развитии инфляциииграет расширение масштабов кредитования сверх реальных потребностей экономики,что ведет к росту эмиссии кредитных средств и наращиванию платежеспособногоспроса.
По мере увеличения бюджетногодефицита кредиты Госбанка Министерству финансов все увеличивались и в 1990 и1991 гг. они превысили кредиты народному хозяйству.
Негативное воздействие на денежныйоборот оказало неоправданное развитие сферы платежных кредитов, задачейкоторого было покрытие разрыва в платежном обороте хозяйств и сокращениенеплатежей в народном хозяйстве. Упрощенный порядок предоставления и оформленияэтого кредита, неограниченность лимитами позволили неоправданно насыщатьденежный оборот платежными средствами за счет перекредитования хозяйственныхорганов (одни и те же ценности кредитовались по два-три раза) и втягивать эти ссудыв покрытие финансовых прорывов.
Отрицательную роль сыграл кредит всоздании товарно-денежных диспропорций, в обострении товарного дефицита,создавая платежные средства, необходимые для накопления запасовтоварно-материальных ценностей в размерах, превышающих действительнуюпотребность в них.
Процесс разбалансированностинародного хозяйства усугублялся широким вовлечением кредита в покрытиефинансовых прорывов на всех уровнях народного хозяйства, что приводило кувеличению денежной массы в обращении [19, c. 27].
Важным фактором инфляционныхтенденций в стране выступала государственная система ценообразования.Поддержание многих цен на искусственно стабильном, или низком, уровне в отрывеот происходивших изменений в производстве, спросе и предложении приводило к ихдеформации, неравновесному уровню по соотношению стоимости отдельных товаров иуслуг. Кроме того, директивное установление цен не позволяло избыточнойденежной массе в активной форме воздействовать на динамику цен. В условияхдефицитности товаров государственное регулирование цен не способствовалоустранению структурных диспропорций в производстве, потреблении и еще большеусиливало избыточный платежеспособный спрос.
Инфляционные процессы в 70-80-х гг.набирали силу, как в сфере денежного обращения, так и в сфере безналичногоплатежного оборота. Это проявлялось в стремлении завышать оптовые и розничныецены либо в постепенном исчезновении товаров, цены на которые оставалисьстабильными. Уже в этот период наблюдаются крупные диспропорции между оптовыми,розничными и закупочными ценами, которые не отражали общественно необходимыезатраты труда и качество изделий, их потребительские свойства, не учитывалисоотношения спроса и предложения и значительно отличались от мирового уровня.
Регулярно пересматривая оптовые,закупочные цены, государство оставляло неизменными низкие розничные цены. Этотребовало широкого использования дотаций государственного бюджета и порождалоситуацию, когда увеличение выпуска сельскохозяйственной продукции, добычисырьевых ресурсов увеличивало убытки государства [16, c. 65].
Недостаточно обоснованнаядифференциация цен способствовала возникновению дефицитности одних товаров иоседанию других в торговле и промышленности. Все это приводило к спекуляции,развитию натурального обмена либо затовариванию. У производителей продукции небыло стимулов повышать ее качество, снижать себестоимость. В эти годыосуществлялись огромная ежегодная уценка и списание товаров в торговле(составляющие 1,5-2 млрд. руб.).
Большую роль в разбалансированностихозяйства сыграло проведение либерализации хозяйственных отношений во всехотраслях экономики, включая банковскую и финансовую сферы, внешнеэкономическуюдеятельность, валютные отношения, без создания надлежащих правовых основ и безучета большой внутренней и внешней задолженности государства.
Расширение самостоятельностипредприятий, переход на практику договорных цен и изменение порядкарасходования прибыли, которая в значительной своей доле оставалась враспоряжении хозяйств, затем принятие закона о кооперации (которая быстроосвоила технику обналичивания безналичных средств) привели к резкому увеличениюв 1990 г. налично-денежной массы, значительно превышающей товарное предложение[21, c. 66].
В дальнейшем, когда предприятиям былапредоставлена свобода в выборе ассортимента выпускаемой продукции, порядка еесбыта, а позже в выходе на внешний рынок, товарный дефицит стал тотальным.
Особое место в развитии инфляциизанимает дефицит государственного бюджета. Радикальная экономическая реформа,начатая в 1985 г., предусматривала ускоренное развитие производства на баземасштабных увеличений капитальных вложений в машиностроение, за счет которогопредполагалось обновить основные фонды и повысить эффективность хозяйствования.Для этих целей активно использовался бюджет, дефицит которого из года в годнарастал: с 47,8 млрд. руб. в 1986 г. до 150,0 млрд. руб. в 1991 г.
Дефицитность экономики в определеннойстепени балансировалась огромными импортными поставками, которые стали возможныза счет интенсивной добычи и экспорта нефти, резкого увеличения цен на нее намировом рынке. В то же время отсталая структура экспорта сделала внешнююторговлю уязвимой для колебаний цен на нефть. Их падение повлекло за собойогромные потери для государственного бюджета.
Сокращение доходов государства былосвязано не только со снижением поступлений от экспорта энергоносителей,сокращением импорта товаров народного потребления, с проведениемантиалкогольной политики. В то же время резко увеличивались непредвиденныерасходы по ведению афганской войны, затраты, связанные с ликвидациейпоследствий аварий в Чернобыле, Спитаке. Одновременно государство расширялокруг социальных льгот, включая повышение заработной платы, максимальныхразмеров пенсий и т.д.[20, c. 50]
Нарастание дефицита бюджета требовалоприменения рестриктивной финансовой политики, которая не была осуществлена. Вто же время с 1 января 1991 г. более чем на 50 % повышаются оптовые ценыпромышленности при сохранении фиксированных розничных цен, что означалоувеличение дотации из государственного бюджета, повышение его дефицитности иувеличение денежной массы в обращении.
Отрицательную роль в стабилизационныхмероприятиях союзного правительства сыграл ЦБ РФ, проводивший политикуденежно-кредитной экспансии, увеличивший почти в 2 раза выдачу наличных денег,бюджетных кредитов российскому правительству. В результате в 2 разаувеличиваются денежная масса и количество наличных денег. С этого моментагосударство фактически потеряло контроль за денежным оборотом и эмиссией денег.
Природа инфляции в России и причины,ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесьпереплелись экономические и политические факторы, денежные ивоспроизводственные. На путь рыночных преобразований страна вступила соспецифической инфляцией планово-распределительной системы, на которую сталидавить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицитапроисходят: огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее идальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабныйразрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутрироссийскогоэкономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушениесверхмонополизированного производства без создания рыночной инфраструктуры иконкуренции, искусственное административное сдерживание инфляции, нарастающиенеплатежи во всех экономических структурах, огромные внутренние и внешние займыи т.д.
Уникальный характер российскойинфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующихсовременным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа должнаучитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использованиярыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшегофинансового кризиса [14, c.40].
Цель антиинфляционной политикигосударства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добитьсяприемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.
Поскольку рыночные отношения в Россиитолько формируются, еще не создана в полной мере законодательная база, незакончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо,прежде всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в стране сучетом социально-экономических последствий. В связи с этим должна быть четкоопределена финансовая стратегия государства, направленная на создание предпосылокфинансовой стабилизации [14, c.41].
Основным фактором в борьбе синфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спадаинвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры.Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народногохозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений,разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса,способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, ане спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимогоизменения валютного курса [14, c.42].
В сложившихся условиях решающимфактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственныхструктур управления и контроля за ценами и доходами, распределением иперераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса напреимущественное применение свободных рыночных цен. Государству не обойтись безрегулирования цен на энергоносители, на продукцию, выпускаемую монопольнымиструктурами, транспортные услуги. Необходимо государственное вмешательство вликвидацию ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
При переходе к рынку необходимацивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических,технологических и экологических потребностей общества, на базе реальной оценкиприватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие поступления средствв государственный бюджет. Для достижения эффективности экономики необходимоискать разумное соотношение между всеми формами собственности [20, c. 51].
На базе этих преобразований можетбыть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной сформированием и развитием единого общероссийского рынка товаров, кредита,валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль вэтом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимныхинтересов и интересов России.
Особое внимание в антиинфляционнойполитике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы.
Поскольку в бюджетных расходахбольшую долю составляют расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долгов,для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований ипредоставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешниезаимствования России значительно превышают возможности страны по возвратутекущих платежей. Необходимо активнее использовать различные формырегулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов [19, c. 35].
Важным направлением вантиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственноерегулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствованиемеханизма формирования валютного курса.
Основой внешнеэкономической деятельностипродолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требуетобеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить«бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплатыналогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российскихкапиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций [17, c. 62].
Необходимо нейтрализовать внешниефакторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развитияимпортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики,которая сейчас по существу служит параллельной валютой.
Большое значение для сдерживанияинфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевойориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ отбросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортнаявыручка на десятки миллиардов долларов в год [16, c. 67].
Одну из определяющих ролей впроведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, которыйосуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться нетолько на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, атакже смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ееструктуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентовденежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение, жеобъема наличных денег сокращает темпы инфляции [18, c. 48].
Необходимо прямое управлениекредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъемпроизводства, восстановление банковской системы. Для сдерживания инфляции нужнаподдержка инвестиционной активности коммерческих банков, как это применяется вмировой практике. Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятиеинфляционных ожиданий, как у хозяйствующих структур, так и у населения, что взначительной мере может быть обусловлено экономической и политическойстабильностью в стране, более взбешенными выступлениями в средствах массовой информации.
Успешное осуществлениеантиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативныхактов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующегозаконодательства.

2. Анализ социально-экономическихпоследствий инфляции в условиях перехода к рыночной экономике
инфляция экономическийпоследствие
2.1 Особенности инфляционныхпроцессов в России
С конца 1991 г. страна взяла курс на изменение базовых основ российской экономики — переводгосударственно-монополизированной системы на рыночные отношения. Последниеустанавливаются при неразработанности правовой базы, правовой ответственностивсех субъектов товарного, финансового, валютного и кредитного рынков. Этиотношения строились на отношениях разгосударствления собственности илиберализации всех сфер хозяйствования. Была поставлена задача, в максимальнокороткий срок по упрощенной схеме провести разгосударствление и приватизациюпредприятий, финансовой и банковской систем [21, c. 67].
В рамках рыночных преобразований сначала 1992 г. осуществляется либерализация цен, в ходе которой предполагалосьих увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранениянеравновесия между товарной и денежной массами, накопившегося за последниедесятилетия.
Существовало мнение, что в новыхусловиях хозяйствования сразу же заработают рыночные механизмы самонастройки,свободного переливания капитала, обеспечивающие структурную перестройкуотечественной экономики. Сокращение совокупного спроса под воздействиемлиберализации цен должно было высвободить дополнительные ресурсы дляиспользования их в наиболее эффективных производствах и видах хозяйственнойдеятельности.
Отказ от государственного ценовогорегулирования в январе 1992 г., как считали некоторые экономисты, былединственно возможным и наиболее эффективным средством ликвидации «подавленной»инфляции, преодоления товарных дефицитов, предотвращения окончательного развалапотребительского рынка и распада финансовой системы в целом. Одновременнопредполагалось проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики длядостижения рыночного равновесия.
В результате полного «освобождения»цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис,приведший к гиперинфляции, а затем и стагфляции экономики. Это было связано стем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированныхструктур, не поддающихся быстрому превращению их в конкурентоспособныхсобственников. Процессы демонополизации, разгосударствления собственности ещене были до конца проработаны и начинались без создания надежной правовой базы,как для приватизации, так и для регулирования экономических и социальныхпроцессов в стране, с деформированной структурой производства и крайне низкойего эффективностью.
Нарастанию хозяйственного ифинансового кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали национальная исоциальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанныес распадом СССР.
Дезинтеграция экономики стимулироваланарастание инфляции в результате резкого спада производства и введениянациональных валют. Глобальный развал товарных рынков, обособление денежныхсистем союзных республик вызвали массовый сброс платежных средств на российскийреспубликанский рынок. Он составил свыше 1 трлн руб., что подняло цены вРоссийской Федерации примерно на 10%. Под государственным контролем оставалисьцены на топливно-энергетические ресурсы, ряд важнейших видов продовольственныхтоваров, жилье, транспортные услуги.
Либерализация цен не тольколиквидировала избыток денежной массы в обращении, но и создала огромный дефицитплатежных средств, что деформировало финансовые потоки в народное хозяйство,нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства,обесценило основной и оборотный капитал в промышленности, приведшей к депрессиив ведущих отраслях производства, резко сокративших поступления финансовыхресурсов в бюджет России. Финансовые проблемы возникли во всех секторахэкономики [17, c. 63].
Экономическое напряжение в странеусугублялось расстройством финансовой системы, «войной бюджетов» между центроми другими регионами, огромными потерями государства из-за спада производства,затрат, связанных с конверсией военно-промышленного комплекса, выводом войск изстран дальнего и ближнего зарубежья, из-за военных действий на окраинах бывшегоСССР.
Стремительный инфляционный ростоптовых и розничных цен в отсутствие конкуренции и государственногорегулирования повышал затраты государства на содержание армии, науки, культуры,здравоохранения и образования. Они увеличивали дефицит государственногобюджета, который финансировался за счет централизованных кредитов Банка России,создавая в денежном обороте ничем не обеспеченную массу платежных средств.
Огромной проблемой для экономикиРоссии при регулировании инфляционных процессов становятся внешние займы. Нерешив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощьюиностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита,который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, посколькувсе большую долю в бюджетных расходах занимают расходы по обслуживанию внешнегодолга.
Таким образом, спровоцированнаягосударством «отпуском» цен, инфляция издержек дополнялась инфляцией спроса.
Важнейшим фактором нарастанияинфляции в России в этот период явились дальнейшая либерализация валютногозаконодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущимоперациям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромнойвнешней задолженности государства.
Отказ от защитных торговых и валютныхбарьеров привел к огромным потокам дешевых импортных товаров, которые вытеснилис внутреннего рынка аналогичную отечественную продукцию и способствовалисокращению ее производства.
Мощные спекуляции на валютном рынкевызвали быстрое падение курса рубля и вздорожание всех импортируемых товаров,что усилило внутреннюю инфляцию издержек за счет импортируемой инфляции.Одновременно резко сокращаются возможности импорта инвестиционных товаров,сводя на нет долгосрочные перспективы экономического роста и решение проблеминвестиций в народном хозяйстве. Мощным негативным фактором в этом плане стало«бегство» капиталов за рубеж, лишившее только в 1992 г. российскую экономику инвестиций в размере 12-13 млрд. долл., что эквивалентно 15-16% ВВП [20,c. 50].
Особенностью российской инфляцииявляется то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличиемнереального валютного курса, который устанавливался только по результатамторгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продажиностранной валюты осуществляются на межбанковском рынке.
В условиях частичной конвертируемостирубля, расширения прав использования валюты предприятиями и населениемувеличился спрос на иностранную валюту для страхования инфляционного риска.
Разрешение использовать на территорииРоссии в качестве платежного и покупательного средства иностранную валюту привелок долларизации экономики и дополнительному росту денежной массы в обращении вобъеме обращающейся иностранной валюты. Около 15% денежных доходов населенияРоссии вложено в наличную валюту, а повышенный спрос на нее стимулировалспекулятивные сделки с валютой на рынке.
Особенно активно пользовались этимбанки, играя на повышении и понижении курса валют, получая значительный доходот обмена наличной и безналичной валюты, реэкспортируя наличную валюту в другиестраны. Все это усиливало инфляционные тенденции в России [8, c. 189].
Либерализация цен не толькообесценила денежные накопления населения, но и лишила возможностигосударственные предприятия нормально осуществлять свою деятельность, обесценивих оборотные средства.
При этом следует отметить, что государственныепредприятия в стране никогда не наделялись в достаточной степени оборотнымисредствами, необходимыми для финансово-хозяйственной деятельности. Минимальныйразмер оборотных средств компенсировался возможностью получения доступныхрасчетно-платежных кредитов (по ставке 2% годовых) для покрытия разрыва вплатежном обороте. У всех государственных предприятий предусматривалосьформирование части оборотных средств-товаров, отгруженных за счет ссуд подрасчетные документы в пути.
Потери оборотных средств государствопредприятиям не компенсировало, оптовые цены возрастали значительно быстреевозможностей увеличения оборотных средств. Банковский кредит стал недоступениз-за высоких процентных ставок в условиях жесткой денежной политикигосударства, направленной на снижение темпов инфляции.
Некоторым предприятиям за счетцентрализованных источников был предоставлен кредит на пополнение оборотныхсредств, но при условии использования этого кредита в первую очередь длявнесения платежей в бюджет. В итоге банк кредитовал бюджет за счет ростазадолженности предприятий банковской системе [14, c. 48].
Проблема обеспечения промышленныхпредприятий платежными средствами резко обострилась из-за кризиса сбыта,поскольку внутренний рынок был утерян отечественными товаропроизводителями.
В первой половине 1992 г. в результате проведения жесткой денежно-кредитной политики удалось резко сжать денежнуюмассу, поставить под контроль дефицит бюджета, но продолжалась практикабесконтрольной выдачи кредитов бывшим республикам СССР.
Либерализация хозяйственных связейсоздавала огромные возможности для вывоза материальных и валютных ресурсов вближнее и дальнее зарубежье, создавая дефицит на товарных и финансовых рынках вРоссии.
В то же время нарастала задолженностьбывших союзных республик Центральному банку РФ по «техническим» кредитам,связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкамтоварно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировалане менее 25% общего объема инфляции [17, c. 65].
Сжатие денежной массы внутри Россиивызвало колоссальный кризис неплатежей. Масштабы кризиса неплатежей существенносократились после проведения в середине 1992 г. зачета взаимной задолженности предприятий, которым сократили неплатежи на 1,7 трлн. руб. Вследствие этогонаблюдается временный подъем промышленного производства при одновременном ростеденежной массы и темпов инфляции в 2 раза.
В 1993 г., используя монетарные антиинфляционные инструменты, правительство стремилось сокращатьденежную массу и довело ее к концу года до чрезвычайно низкого уровня — 14% посравнению с декабрем 1991 г. Это произошло при высоком уровне бюджетногодефицита и его покрытия на 60% за счет эмиссии Центрального банка РФ.
Стремление проводить жесткуюденежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один изфакторов, стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определеннымипределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемопровоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи — спад (остановка)производства — сокращение доходной базы бюджета — потребность в кредите для егофинансирования.
Сокращая дефицит бюджета, государствоувеличило свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежамипо технологическим цепочкам и общим кризисом неплатежей к концу года.Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовыйкризис в экономике.
В 1994 г. характер денежной политики государства не меняется. Оно любой ценой добивается снижениятемпов роста денежной массы и на этой основе снижения темпов инфляции.
Для «связывания» избыточной денежноймассы и ослабления давления с ее стороны на валютный рынок были задействованывозможности рынка государственных ценных бумаг путем установления чрезвычайнопривлекательного для инвесторов уровня доходности. Быстрое наращиваниеноминальных объемов эмиссии обеспечило значительный приток средств на этотрынок. В результате перераспределения ресурсов спрос на валютном рынкестабилизировался, что предотвратило катастрофическое падение рубля.
С 1995 г. существенным моментом денежно-кредитной политики ЦБ РФ является требование жесткойцентрализации контроля за предложением денег экономике. Правительствоотказалось от использования кредитов Банка России для покрытия дефицитафедерального бюджета как основного фактора инфляции. Предусмотрено 57% дефицитапокрывать доходами от операций с государственными ценными бумагами навнутреннем рынке, 47% — за счет внешних заимствований.
Вместе с тем используемыегосударством формы «неэмиссионного» механизма финансирования нараставшегодефицита государственного бюджета не только создают огромные проблемы бюджету,так как становятся крупнейшей расходной статьей бюджета по обслуживанию ипогашению государственного долга, но и разрушают отечественное производство,лишая его финансовой базы развития.
При низком уровне рентабельностипромышленности (6%) и убыточности сельского хозяйства (18%) временно свободныеденежные средства в экономике направлялись в государственные ценные бумаги,доходность по которым достигала 80% годовых, а временами — 200, 300%.Одновременно Банк России фактически прекратил прямое предоставлениецентрализованных кредитов коммерческим банкам, он перешел к проведениюкредитных аукционов, где на конкурсной основе продаются кредитные ресурсы.
Развивая инструментарийденежно-кредитного регулирования, Банк России отказался от дифференцированногоприменения основных рычагов денежно-кредитной политики по регионам (ставкирефинансирования; лимиты кредитования: определение приоритетных сфердеятельности, предельной маржи по кредитам банка; установление резервныхтребований).
Несмотря на принятую жесткуюпрограмму, темпы инфляции в первом полугодии 1995 г. сохранялись достаточно высокими по сравнению с 1994 г. На них оказало влияние неоднократноеувеличение цен на основные виды энергоресурсов, их рост превышал рост инфляции.Это повлекло за собой рост оптовых цен промышленности, стоимости перевозокгрузов на транспорте и рост потребительских цен.
Посредством ряда жесткихадминистративных мер и, в частности, установлением валютного коридора, а такжемассированных валютных интервенций Банк России стабилизировал ситуацию навалютном рынке, что имело определенный антиинфляционный эффект. Все этопозволило снизить темпы инфляции с 18% в январе 1995 г. до 7,9% в середине и в конце года.
Вместе с тем чрезвычайно жесткаяполитика Правительства и Центрального банка РФ по ограничению ресурсов вбанковской сфере на фоне взаимных неплатежей в хозяйстве в августе 1995 г. вызвала серьезный банковский кризис, выразившийся в остром дефиците платежных средств убанков, который парализовал работу межбанковского рынка. Для предотвращенияполномасштабного кризиса банковской системы Центральным банком РФ былаосуществлена массированная скупка ценных бумаг у коммерческих банков с цельюподдержания их ликвидности. Это свидетельствует о том, что финансовый кризис икризис неплатежей поразили уже все сферы экономики.
Общим итогом последствий проводимыхправительством жестких мероприятий в области регулирования денежной массы иснижения инфляции явился глубочайший экономический кризис.
Либерализация цен и политика денежныхограничений привели к обвальному промышленному спаду.
Россия к началу 1999 г. потеряла больше половины своего валового национального продукта и более чем вдвое снизилапромышленное производство. При этом спад носил не структурный, а всеобщийхарактер и он поразил наиболее прогрессивные и высокотехнологичные отрасли ивиды производства, что означает потерю как внутреннего, так и внешнего рынков.
Наиболее глубоким и опасным по своимсоциально-экономическим последствиям является спад инвестиционной активности.При сокращении объема инвестиций на 2/3 невозможны не только структурнаяперестройка, но и воспроизводственный процесс, поскольку происходитневозобновляемое выбытие основных фондов.
В этой сфере самые высокие темпыспада. Средства, предназначенные для инвестиций в народное хозяйство, шли наболее привлекательные рынки государственных ценных бумаг и валюты. Последнееозначало инвестирование западных экономик.
При создавшемся положении длявоспроизводства оборудования, необходимого для обновления основных фондов нароссийских предприятиях, по оценкам экономистов, потребуется несколькодесятилетий.
Много негативных последствий имеет иприватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не только неспособствовала привлечению отечественных и иностранных инвестиций, но и неоказала реального влияния на повышение эффективности хозяйствования. В ряде случаевблагодаря приватизации оказались искусственно разрушенными технологическиесвязи. Все это не могло не отразиться на финансовом положении страны и мерах поборьбе с инфляцией.
Практика хозяйствования показала, чтоинфляция в России не столько денежный феномен, сколько связана с особенностямироссийской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причинеизлишка денег в обращении, а в результате монопольного взвинчивания ценпосредническими, порой мафиозными структурами, спекулятивной игрой на понижениекурса рубля.
После либерализации цен не ростденежной массы вызвал инфляцию, а, наоборот, денежная масса не успевала зарастущим платежеспособным спросом в результате взвинчивания цен. Неплатеживозмещали нехватку реальных денег в платежном обороте и являлись оборотнойстороной снижения инфляции. «Разбухающая» сфера неплатежей неподконтрольнаЦентральному банку РФ и правительству и не затрагивается денежно-кредитнымрегулированием. К началу 1996 г. она в 1,5 раза превысила денежный агрегат М2.По сути это дополнительная эмиссия со стороны хозяйствующих субъектов (вкоторую не вошли неплатежи государства). Она — показатель «подавленной»инфляции, реальный уровень которой должен исчисляться значительно болеевысокими цифрами, чем это регистрируется официальной статистикой. Подавлениеинфляции достигается также за счет таких специфических мер, как несвоевременныерасчеты государства по размещенным и выполненным государственным заказам,несвоевременная выплата заработной платы, пенсий и пособий, откладывание выплатпо внешнему долгу, увеличение внутренней и внешней задолженности государства,значительное недофинансирование науки, образования и других сфер экономики.
Сокращение темпов инфляции происходитпри одновременном увеличении неплатежей, спаде производства и массовойостановке предприятий.
Отказ государства от регулированияэкономических и социальных процессов привел к потере контроля за ценами идоходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов.Денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных, разрушаявоспроизводственный цикл, что делает невозможным формирование рыночныхотношений в производственной сфере.
В 1996 г. впервые с начала проведения экономической реформы в стране было достигнуто снижение инфляциипри росте денежной массы. Потребительские цены увеличились на 21,8% за год, аденежная масса М2 выросла на 33,7%. Впервые снизилась и скорость обращенияденег с 10,4 в 1995 г. до 8,7 дней в 1996 г.
Основным фактором роста денежноймассы в 1996 г. был кредит банковской системы на покрытие дефицита федеральногобюджета. Увеличение кредита правительству за январь — сентябрь более чем в 2раза превысило прирост кредитов, предоставленных банками экономике.
Поскольку инфляция в России имеетнемонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабоотреагировали на снижение цен. Со второго полугодия 1996 г. наметились признаки стабилизации производства, которые не были поддержаны государственнойполитикой ни в 1997 г., ни в 1998 г.
Вместе с тем сохранялись факторы, непозволившие закрепить депрессивную стабилизацию. К ним относятся: нарастаниебюджетного дефицита и государственного долга и слабая собираемость налогов,дальнейший рост неплатежей и задолженности по заработной плате, возрастаниесферы использования денежных суррогатов, увеличение безработицы.
В России вновь накапливаетсяинфляционный потенциал, который, по оценкам экономистов, более чем вдвоепревышал фактический уровень инфляции.
Он проявился в августе 1998 г., когда в России разразился системный финансовый кризис, государство оказалось неспособнымпогашать внутренние и внешние долги.
Кризис характеризуется банкротствомреального сектора экономики, банковской системы, разрушением экономической базыдля подавления инфляции.
2.2Современное состояние инфляционного процесса в России
Потребительскиецены на товары и услуги в 2009 году показали самый небольшой рост за всюновейшую историю России с момента распада СССР. За декабрь 2009 года ценывыросли на 0,4%. Таким образом, за весь год инфляция составила 8,8%.Экспертыобъясняют это рекордное достижение не успехом антиинфляционной политикиправительства, а падением уровня доходов россиян в период кризиса и, какследствие, резким снижением потребительской активности граждан. Действие этихфакторов в большинстве развитых стран мира привело к снижению инфляции до самыхминимальных уровней, кое-где даже до отрицательных величин. В России жепотребительские цены лишь с трудом побили предыдущий рекорд, как теперь принятоговорить, тучного 2006 года: тогда годовую инфляцию единственный раз удалосьудержать в рамках однозначных величин — она составила 9%.
Посравнению с общим уровнем инфляции тарифы на услуги растут опережающими темпами- в 2009 году они увеличились на 11,6%. Интересно другое: впервые с 2000 годацены на продовольственные товары выросли меньше, чем на промышленные. Особенновыделяется минимальный набор продуктов питания, рост стоимости котороготрадиционно опережал общий уровень инфляции. В 2009 году в среднем по Россиитовары продуктового минимума подорожали всего на 0,7%. В целом за прошлый годцены на все продукты увеличились на 6,1%, тогда как на промышленные товары — на9,7%. Очевидно, что основной вклад в динамику цен на непродовольственные товарывнес резко подорожавший из-за девальвации рубля в начале года импорт.
Изпродовольствия больше всего цены выросли на сахар-песок (на 42,7%). Вышесреднего подорожали рыба и морепродукты (на 10,6%), алкоголь (на 8,9%) исливочное масло (на 7,9%). По итогам года снизились цены на плодоовощнуюпродукцию (на 1,7%), крупу (на 2,5%), яйца (на 14,5%) и подсолнечное масло (на19,8%). Из непродовольственных товаров меньше всего подорожали стройматериалы(на 2,1%) и телерадиотовары (на 5,4%), а больше всего — табачные изделия (на18,7%) и медикаменты (на 17,6%). Основной вклад в рост тарифов на услуги внесжилищно-коммунальный комплекс: свою работу он стал ценить на 19,6% дороже, чемв 2008 году.
Экспертыубеждены, что заслуг правительства в небывалом снижении инфляции практическинет. Весь год власти проводили скорее проинфляционную политику: девальвировалинациональную валюту, накачивали финансовыми средствами банки и некоторыесекторы промышленного производства, увеличивали социальные расходы. Ведущийконсультант группы «Интерком-Аудит» Тимур Унароков уверен: «Эффект дали некакие-то конкретные меры правительства, а изменение фундаментальныхэкономических условий. Например, снижению темпов роста уровня цен можетспособствовать сокращение потребительского спроса и изменение курсовнациональных валют на международном финансовом рынке».
 «Эторезультат кризиса, стремительного сжатия потребительского спроса, что особенновидно по такому показателю, как оборот розничной торговли, который по итогамгода упал на 6-7%, — считает директор департамента стратегического анализакомпании ФБК Игорь Николаев. — Когда потребительский спрос так сжимается, тодаже в нашей потенциально инфляционноемкой экономике с ее крайне недостаточнымуровнем конкуренции продавцы не могут поднимать цены, иначе у них вообщеперестанут покупать».
Помнению экономиста, добиться, таким образом, снижения годовых показателейинфляции до обещанных правительством 5% можно. «Но это тот случай, когдалекарство может оказаться опаснее самой болезни. Экономика теряет важнейшийстимул своего развития — прирастающий на 13-14% в год товарооборот».
Существенноезамедление темпов роста цен на продовольствие, в том числе на продукты изминимальной потребительской корзины, г-н Николаев объяснил не столько экономиейроссиян на еде, сколько «эффектом высокой базы 2008 года». «Тогда цены как разна самые ходовые продукты питания очень резко выросли. Макаронные изделияподорожали на 34%, хлеб и крупы — на 26%, мясо и масло подсолнечное — на 22%.На этом фоне поднимать цены еще выше производители уже просто не могли — естьже спросовые ограничения», — полагает Игорь Николаев. И то, что мы пока нестали экономить на продуктах питания (по крайней мере, более состоятельныеграждане), по его мнению, доказывает довольно значительный рост цен на рыбу иморепродукты: в 2008 году цены на них выросли на вполне умеренные для прошлогогода 15%, а в 2009-м увеличились еще почти на 11% (табл.) [23].
Поданным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), инфляция вРоссии за первые 11 дней 2010 года составила 0,7%, тогда как за весь декабрь2009 года потребительские цены в России выросли всего на 0,4%. Таким образом,если экстраполировать результаты декады на весь январь, то можно говоритьпримерно о пятикратном ускорении инфляции.
Впрочем,это характерно для поведения цен в январе. В этом году основные потребительскиетовары дорожали темпами, близкими к январю 2009 года. Среднесуточный приростцен составил, по подсчетам ведомства, 0,062%. Самое сильное подорожаниекоснулось сахара и водки — на 1,4% и 1,1% соответственно, а также овощей.Капуста, по данным Росстата, подорожала с начала года на 6,1%, лук — на 4,8%,морковь — на 3,5%, картофель — на 2,6%.
Январскийуровень инфляции в России традиционно является очень высоким, отметилзаместитель начальника аналитического департамента «Арбат Капитал» АлексейПавлов. «Это связано с ростом бюджетных расходов в декабре, выплатойпремиальных, а также ежегодной индексацией тарифов естественных монополий. Кпримеру, за первую декаду января прошлого года потребительские цены выросли на0,8%», — напоминает эксперт.
Незначительноподешевел лишь бензин: в среднем по России цены на него снизились на 0,5%, надизельное топливо — на 0,2%. Также подешевели куры, пшеничная мука и вермишель— на 0,2-0,3%% [22].
Впрочем,очевидно, что и эти продукты в ближайшее время затронет рост цен. Так, запервые рабочие дни нового года оптовая цена на американские куриные окорокаповысилась на 20%, до 68 рублей за 1 кг, российские куриные окорока выросли вцене на 12-15% до 65 руб. за 1 кг. Эти данные представил газете «Ведомости»председатель совета директоров компании «Фуд трейд групп» Евгений Коган. ГлаваАссоциации операторов российского рынка мяса птицы Андрей Терехин заявил«Российской газете», что к концу года следует ожидать 30-процентный рост цен намясо кур.
Судитьпо январским данным по инфляции о динамике роста цен за весь 2010 год не стоит,считает Алексей Павлов. «Учитывая довольно скромную индексацию тарифов на 2010год, утвержденную ФСТ, единственное, что способно существенно разогнатьинфляцию в текущем году — это потребительский спрос, — говорит эксперт. —Однако рост последнего может стать лишь следствием мощного экономическогоподъема, который ни российской, ни мировой экономике не предсказывают пока дажесамые ярые оптимисты. Таким образом, по итогам 2010 года с большой вероятностьюмы получим рост цен даже ниже прошлогоднего. На мой взгляд, пока разумноориентироваться на 7-8%».
Вцелом же, инфляция не станет большой угрозой для России в этом году,подытоживает управляющий директор УК «Эверест Эссет Менеджмент» КонстантинДемченко. «Текущий всплеск инфляции вызван достаточно большим выделениемденежных средств из бюджета в конце прошлого года и оптимистичным для фондовыхрынков началом года», — полагает он [23].

Заключение
Инфляция является одной из наиболееострых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это одиниз самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы,денежную и экономическую систему в целом.
Истоки инфляционных явленийкоренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономическихдиспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления,предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных ивнешнеэкономических решений, стереотип хозяйственных мотиваций экономическихагентов; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежнойполитики.
К негативным последствияминфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения,обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности всоздании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие,ухудшение условий жизни.
Отличительной чертой переходногопериода в России, как и в большинстве стран с транзитивной экономикой, являютсямощные инфляционные процессы, сопровождающиеся соответствующими негативнымисоциально-экономическими последствиями. Поэтому снижение инфляции на протяженииряда лет является стратегической целью проводимой в России политики.
Взависимости от темпов инфляция имеет свои плюсы и минусы. Небольшие темпыинфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством росту цен инормы прибыли. По мере роста инфляция наносит серьезный ущерб стабильностипредприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, еенаселению, подрывают доверие народа к правительству.
Проведенный анализ показывает, чтонаметилась устойчивая тенденция к снижению уровня инфляции и приближению ее кдопустимому уровню, что свидетельствует об определенных успехах государства вреализации мер антиинфляционной политики.
Тем не менее, рассматриваемаяпроблема еще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимостьдальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционнымипроцессами в стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшуюпроблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимоучитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основекоторой лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимостисокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссиитребуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди нихстабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговойсистемы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственностипредприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курсарубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Списоклитературы
1. Абрамова М.А.,Шакер И.Е. «Финансы и кредит». — М.: Юриспруденция, 2006. – 324 с.
2. Агапова Т.А.,Серегина С.Р. Макроэкономика: Учебник / под общей ред. А.В. Сидоровича – 2-еизд., перераб. и доп.- М.: Дело и сервис. – 2006. – 416 с.
3. Андрианов В.Инфляция: основные виды и методы регулирования // Экономист. – 2006. — № 6. –с.34-48.
4. Банковское дело:Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. — М.: КНОРУС. — 2007.- 278 с.
5. Белинская Я.Валютный курс и ограничение инфляции // Экономист. – 2006. — № 4. – с. 75-80.
6. Белоусова С.Анализ уровня бедности // Экономист. – 2006. — № 10. – с. 65-67.
7. Вахрин П.И.Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Дело, 2006. – 364 с.
8. Галицкая С.В.Денежное обращение. Кредит. Финансы: Учебное пособие. – М.: Международныеотношения. – 2004. — 398 с.
9. Гейвандов Я.А.Денежная эмиссия в РФ как важное направление единой государственнойденежно-кредитной политики // Государство и право. – 2006. — № 5. с 46-48.
10. Гонтмахер Е.,Малева Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения //Вопросы экономики. – 2008. — № 2. – с. 62-65.
11. Денежноеобращение и банки: Учеб пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В.Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика. – 2003. – 276с.
12. Деньги, кредит,банки / Под ред. Е.Ф.Жукова. – М.: Дело, 2005. – 624 с.
13. Деньги, кредит,банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. — М.: КНОРУС. — 2007. – 286 с.
14. Дробышевский С.Некоторые вопросы денежной и курсовой политики в России в 2000-2006 годах и наближайшую перспективу // Вопросы экономики. — 2007. -№ 2. — с. 26-35.
15. Кадомцева С.Социальная политика и население // Экономист. – 2006. — № 7. – с. 48-51.
16. Кураков Л.П.Экономическая теория. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. – 1072 с.
17. Российскаябанковская энциклопедия /Под ред. О.И. Лаврушина — М.: Дело и сервис. — 2005. –с. 824 с.
18. Селищев А.С.Макроэкономика / под ред. Леусского. – СПб: Питер. – 2000.- 448 с.
19. Финансы. Денежноеобращение. Кредит: Учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд. – М.:Юнити-Дана. – 2004. 512 с.
20. Хмыз О. Базоваяинфляция и ее измерение (зарубежный опыт) // Экономист. – 2007. — № 7. – 65-67.
21. Экономическаятеория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. – 7-еизд., перераб и доп. — М.: Владос. – 2004. – 660 с.: ил.
22. www. bfm.ru
23. www. gks.ru
24. Деньги, кредит,банки: Учебник для вузов / Под ред. В.А. Щегорцова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2005. –383 с.
25. Краткийэкономический словарь /под ред. А.Н. Азрилияна. – 4.-изд. доп. – М.: Институтновой экономики. – 2008. – 1088 с.
26. Лаврушин О.И.,Мамонова И.Д., Фетисов Г.Г. Организация деятельности Центрального банка. — М.:КНОРУС. — 2007. – 298 с.
27. Макроэкономика:теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2006. – 442 с.
28. Финансово-кредитныйэнциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. — М.: Финансы истатистика. — 2006. – 826 с.
29. Финансы. Денежноеобращение. Кредит: Учебник для вузов/ под ред. проф. Л.А Дробозиной. — М.:Юнити. — 2003. — 479 с.
30. Финансы. Деньги.Кредит: Учебник /под ред. О.В. Соколовой. — М.: Юристъ. — 2003. — 784 с.
31. Финансы. Деньги.Кредит: Учебное пособие / Под ред. Е.Г Черновой. — М.: ТК Велби. — 2004. — 208с.
32. Рогова О.Инфляция и воспроизводство // Экономист. – 2007. — №1. – с. 37-45.
33. Смирнов В.,Лукьянчикова Т. Инфляция и трудовые доходы //Экономист. – 2007. — № 2. – с.48-54.

Динамика инфляции вРоссии 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010* 2011* 2012* Рост потребительских цен (декабрь к декабрю, в %) 131,0 21,8 11,0 84,4 36,5 20,2 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9 9,0 11,9 13,3 8,8 10,0 8,0 7,0


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.