Реферат по предмету "Экономика"


Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой

Содержание
Введение
1.Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой
1.1 Понятие ЖКХ
1.2Задачи информационных систем ЖКХ
2. Единыерасчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)
3.Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве
Заключение
Списоклитературы и источников

Введение
Одним из основных факторов влияния научно-техническогопрогресса на все сферы деятельности человека является широкое использованиеновых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, вкоторых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимаетсфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренныеизменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализмспециалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной изосновных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороныжизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса — важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развитиянациональной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ееграждан.
Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисномсостоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективнойсистемой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных икоммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами.Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкуюэффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать напрактике основные принципы программно-целевого подхода к управлению.Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспеченияуправления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ ипереходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполненияжилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступностьинформации, которая создается, используется и распространяется вжилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фондеи жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущемсостоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.
Успешно решать эту проблему можно только на базе передовыхинформационных технологий. Информатизация ЖКХ — необходимое звено реформы ЖКХ.
Внедрение информационных технологий позволит создатькачественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированноговзаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основедолжна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв междууже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, атакже повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населенияи усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурныхпреобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массивинформации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и,что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля наддеятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом(ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации,получаемой из различных источников.
Целью этой работы является исследование таких вопросов, какинформационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а так жедеятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве.
Задачи – изучение информационныхтехнологии управления жилищно-коммунальной сферой, а именно понятия ЖКХ, задач информационных систем ЖКХ; единых расчетно-кассовых центров, атак же деятельности Единых информационно-расчетных центров в Москве.

1. Информационныетехнологии управления жилищно-коммунальной сферой
1.1  Понятие ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство — комплекс подотраслей, обеспечивающий функционированиеинженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающийудобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путемпредоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собойсложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят:жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение иводоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающеесанитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:
·          Водопровод —устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды
·          Канализация —отведение сточных вод
·          Капитальный ремонтзданий
·          Текущий ремонтвнутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)
·          Теплоснабжение —обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельныхи ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.
·          Сбор, вывоз иутилизация мусора
·          Содержаниепридомовых территорий (благоустройство)
·          Электроснабжение[1].
Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельностьчеловека, города, территории, требует формирования эффективного механизмавзаимодействия научно-производственных организаций с органами местногосамоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунальногокомплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу[2].
1.2 Задачи информационных систем ЖКХ
Задачи, на решение которых направлено использованиеинформационных систем в сфере ЖКХ, приведены на рис. 1.
/>
Рис. 1. Задачи информационных систем ЖКХ
ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативностипоступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов сцелью быстрого реагирования на проблемные ситуации.
Обработка информации о техническом состоянии жилогофонда территории — этоучет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметровотопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции,работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передачаинформации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов,принятия решений по капитальному ремонту и др.
Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением инапряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах ивнутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения.
Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХможно прогнозировать посредством моделирования ситуаций.
Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальныеуслуги включает:
·          ведение учетазданий, квартир;
·          управлениелицевыми счетами;
·          ведениепоквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления;
·          начислениесубсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевойсчет) с возможностью изменения их перечня пользователем;
·          группировказданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числаквартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений;
·          ведение учетадоходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными;
·          расчет суммыльгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) длякаждого жильца;
·          ведение историиначислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшимитогда нормативами).
Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей приполучении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов.
Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращениятрудозатрат на выполнение операций и численности персонала[3].

2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)
В настоящее время автоматизация ЖКХ движется внаправлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основноеназначение ЕРКЦ — расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплатыкоммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений междупроизводителями услуг ЖКХ.
Основными целями создания ЕРКЦ являются:
·          формированиебездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учетаимеющихся ресурсов;
·          учет потоковплатежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;
·          контрольсобираемости платежей;
·          создание базыданных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищногофонда, о населении, квотах, субсидиях, оказанных услугах.
Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются:
·          оперативноецентрализованное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг;
·          подготовка идоставка населению платежных документов;
·          предоставлениельгот и субсидий;
·          внесениекорректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;
·          учет граждан,имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;
·          централизованнаяинформационно-аналитическая поддержка административных округов.
Централизация абонентского обслуживания населения набазе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ:
·          улучшениеконтроля правильности изменения тарифов и начисления платы за ЖКУ, исключениеразночтений документов и ошибок их толкования;
·          использование натерритории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично;
·          повышениеоперативности обновления информационной базы;
·          повышениекачества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базойданных службы социальной защиты населения;
·          повышениекачества информационного обслуживания населения за счет организации «горячейлинии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг[4].
Возрос интерес поставщиков коммунальных услуг кповышению собираемости коммунальных платежей, так как сумма денежных средств,перечисляемых этим организациям, определяется объемом фактическипредоставленных услуг. Этим стимулируется повышение качества предоставляемыхуслуг.

3. Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 годаN 476-ПП «О создании Единых информационно-расчетных центров» органамиисполнительной власти, входящими в Комплекс городского хозяйства ПравительстваМосквы, префектурами административных округов, управами районов городасовместно с ресурсоснабжающими организациями, ОАО «Банк Москвы» вкороткий срок созданы и функционируют во всех районах города единые информационно-расчетныецентры.
За период с ноября 2002 года по настоящее время выполнен значительныйобъем работы по решению организационно-распорядительных вопросов, связанных собеспечением работы единых информационно-расчетных центров, что позволило объединитьвсе основные виды жилищных (эксплуатационных), коммунальных и иных услуг всфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКУ) в едином платежном документе,организовать их централизованную доставку населению, обеспечить сборбольшинства видов платежей за ЖКУ через единый платежный документ на транзитныесчета и их дальнейшее распределение непосредственно поставщикам услуг, минуяпосредников, повысить степень прозрачности расчетов за ЖКУ, создать предпосылкидля обслуживания населения по принципу «одного окна».
В этой связи особое внимание уделялось координации действий всехучастников процесса функционирования единых информационно-расчетных центров,созданию условий доступности для москвичей информации о проводимых операциях поначислению платежей за предоставленные им жилищно-коммунальные и прочие услуги,об установленных ставках и тарифах, льготах и субсидиях, организацииконсультаций по всему спектру вопросов и проблем в этой области.
Наиболее успешно решались вопросы создания и организации работы единых информационно-расчетныхцентров префектурами Центрального, Северо-Восточного, Восточного, Южного инекоторых других административных округов города. Определенный положительныйопыт по созданию системы начисления платежей за ЖКУ и начисления субсидий по принципу«одного окна» создан в городе Зеленограде.
В ряде районов города, например: Жулебино, Люблино, Кунцево, Лианозово,Алтуфьево, Чертаново Северное, Бескудниково, Ломоносовский, Теплый Стан,Северное Измайлово, Вешняки, Арбат, Тимирязевский, Бирюлево Восточное,благодаря усилиям префектур, районных управ, дирекций единого заказчика успешноработают единые информационно-расчетные центры, имеющие хорошуюматериально-техническую базу и квалифицированный персонал.
Позитивную роль в процессе становления системы ЕИРЦ, повышения уровня еефункционирования играет ОАО «Банк Москвы», выполняющий функциифинансового оператора и обеспечивший создание эффективной системы учетаденежных потоков в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Организация ЕИРЦ, налаживание их деятельности сопровождались широкойинформационно-разъяснительной работой как непосредственно через единыеинформационно-расчетные центры, так и через городские, окружные и районныесредства массовой информации.
В результате, если в ноябре 2002 года количество москвичей, оплачивающихжилищно-коммунальные и прочие услуги по единым платежным документам, непревышало 20%, то в настоящий период в целом по городу этот показатель составилболее 95%.
Вместе с тем существующая система единых информационно-расчетных центровтребует дальнейшей доработки.
В настоящее время деятельность ЕИРЦ не охватывает все категорииплательщиков за ЖКУ, что мешает созданию оптимальной социально-экономическоймодели начислений, сбора и распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Требуют решения вопросы более рациональной организации управления ифункционирования ЕИРЦ в первую очередь за счет унификации и оптимизациипроцессов, связанных с начислением платежей, создания единого информационногопространства, охватывающего всех участников системы расчетов, в рамках целевойгородской программы Электронная Москва.
Необходимы дальнейшее материально-техническое и кадровое укрепление рядаЕИРЦ, создание общегородской системы подготовки и переподготовки сотрудниковцентров всех уровней[5].

Заключение
Итак, мы рассмотрели информационные технологии управления жилищно-коммунальнойсферой и деятельность Единых информационно расчетных центров в Москве.
Жилищно-коммунальноехозяйство — это сложный, многоотраслевойпроизводственно-технический комплекс, в который входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационноепроизводство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнееблагоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов.
Для успешной работы ЖКХ необходимо внедрение информационных технологий, что позволит создать качественно новуюсистему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия сисполнительными органами государственной власти. В основе должна бытьинформационная система, которая позволит преодолеть разрыв между ужеотносительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, атакже повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населенияи усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
К задачам информационных систем ЖКХ можно отнести следующие:
— повышение оперативности диспетчеризации;
— обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;
— дистанционное управление объектами ЖКХ;
— моделирование ситуаций;
— бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;
— повышение качества работы с населением;
— информационное обслуживание органов муниципального управления;
— обмен информацией между органами муниципального управления;
— экономия бюджетных средств.
Следует отметить, что для реализации информатизации жилищно-коммунальнойсферы в административных округах г. Москвы создаются Единыеинформационно-расчетные центры (ЕИРЦ) с отделениями в районах г. Москвы.
На ЕИРЦ возлагается формирование и организация доставки жителям единогоплатежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных ипрочих услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем- адресных субсидий, организация приема населения, позволяющего жителямполучать информацию о всех предоставленных жилищно-коммунальных и прочихуслугах, начислениях и оплате за них (единое окно) и оформление запрашиваемыхнаселением документов, справок, выписок и т.д., а также формирование пакетадокументов для предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Утверждается форма и правила заполнения Единого платежного документа вцелях обеспечения необходимых критериев функционирования ЕИРЦ.

Список литературы и источников
1. Постановлениеправительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ)и мерах по совершенствованию их деятельности
2. Жадько П.А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля вструктуре ЖКХ региона. — Диссертации на соискание ученой степени кандидатаэкономических наук. – Москва, 2009.
3. Саак А.Э.,Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник длявузов. — СПб.: Питер, 2005. — 320 с. — (Серия «Учебник для вузов»)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Суггестивность тропов и фигур в рекламных слоганах
Реферат Особливості та порядок оформлення результатів пере-вірок суб’єктів підприємницької діяльності з питань дотримання вимог чинного валютного законодавства
Реферат Виникнення альтернативної школи політичної економії. Німецька національна політекономія
Реферат On Salvador Dali Essay Research Paper Salvador
Реферат Acid Rains Essay Research Paper Acid rain
Реферат Избирательная система в Украине
Реферат Фредерик корабль
Реферат Синтез алгоритмов согласованного управления пространственным движением беспилотным летательным аппаратом
Реферат Система соціального управління, його функції і методи
Реферат Белорыбица
Реферат Обрунтування маркетингової ринкової стратегії підприємства і механізмів її реалізації на матеріалах
Реферат 1. ЭВМ и вычислительные системы Оценка технико-эксплуатационных характеристик эвм, используемых в лвс
Реферат Зовнішня політика Німеччини в 30-х рр. ХХ ст.
Реферат Понятие "жизненный стиль" в психологическом консультировании
Реферат Вселенская алхимия. Рождение звёзд