Содержание
Введение
1.Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой
1.1 Понятие ЖКХ
1.2Задачи информационных систем ЖКХ
2. Единыерасчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)
3.Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве
Заключение
Списоклитературы и источников
Введение
Одним из основных факторов влияния научно-техническогопрогресса на все сферы деятельности человека является широкое использованиеновых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, вкоторых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимаетсфера ЖКХ. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренныеизменения в технологии управления, повышается квалификация и профессионализмспециалистов, занятых деятельностью в жилищно-коммунальной сфере.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной изосновных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороныжизнедеятельности общества. Стоимость и качество услуг жилищно-коммунального комплекса — важнейшие характеристики обеспечения стабильности и устойчивого развитиянациональной экономики, непосредственно влияющие на уровень и качество жизни всех ееграждан.
Однако, эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисномсостоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективнойсистемой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных икоммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами.Управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) имеет крайне низкуюэффективность, а отсутствие адекватной информации не позволяет реализовывать напрактике основные принципы программно-целевого подхода к управлению.Отсутствует эффективно функционирующая система информационного обеспеченияуправления, которая могла бы способствовать процессу реформирования ЖКХ ипереходу его в качественно новое состояние. Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполненияжилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступностьинформации, которая создается, используется и распространяется вжилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фондеи жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущемсостоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.
Успешно решать эту проблему можно только на базе передовыхинформационных технологий. Информатизация ЖКХ — необходимое звено реформы ЖКХ.
Внедрение информационных технологий позволит создатькачественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированноговзаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основедолжна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв междууже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, атакже повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населенияи усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурныхпреобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массивинформации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и,что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля наддеятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом(ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации,получаемой из различных источников.
Целью этой работы является исследование таких вопросов, какинформационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой, а так жедеятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве.
Задачи – изучение информационныхтехнологии управления жилищно-коммунальной сферой, а именно понятия ЖКХ, задач информационных систем ЖКХ; единых расчетно-кассовых центров, атак же деятельности Единых информационно-расчетных центров в Москве.
1. Информационныетехнологии управления жилищно-коммунальной сферой
1.1 Понятие ЖКХ
Жилищно-коммунальное хозяйство — комплекс подотраслей, обеспечивающий функционированиеинженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающийудобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путемпредоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собойсложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят:жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение иводоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающеесанитарную очистку и озеленение городов. ЖКХ включает:
· Водопровод —устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды
· Канализация —отведение сточных вод
· Капитальный ремонтзданий
· Текущий ремонтвнутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания)
· Теплоснабжение —обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельныхи ТЭЦ. Нарушение работы может вызвать топливно-энергетический кризис.
· Сбор, вывоз иутилизация мусора
· Содержаниепридомовых территорий (благоустройство)
· Электроснабжение[1].
Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельностьчеловека, города, территории, требует формирования эффективного механизмавзаимодействия научно-производственных организаций с органами местногосамоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунальногокомплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу[2].
1.2 Задачи информационных систем ЖКХ
Задачи, на решение которых направлено использованиеинформационных систем в сфере ЖКХ, приведены на рис. 1.
/>
Рис. 1. Задачи информационных систем ЖКХ
ИС ЖКХ обеспечивают повышение оперативностипоступления на диспетчерский пункт текущей информации о состоянии объектов сцелью быстрого реагирования на проблемные ситуации.
Обработка информации о техническом состоянии жилогофонда территории — этоучет потребления энергоносителей и воды, контроль технических параметровотопления, горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, вентиляции,работы лифтового оборудования, контроль технологической дисциплины, передачаинформации в разрезе домов, микрорайонов, кварталов с целью расчета тарифов,принятия решений по капитальному ремонту и др.
Дистанционное управление объектами ЖКХ предполагает управление давлением инапряжением в сетях, включение-выключение освещения в подъездах ивнутридворовых территориях, контроль доступа в технические помещения.
Последствия изменения тарифов, станок на услуги ЖКХможно прогнозировать посредством моделирования ситуаций.
Бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальныеуслуги включает:
· ведение учетазданий, квартир;
· управлениелицевыми счетами;
· ведениепоквартального учета коммунальных услуг и нормативов потребления;
· начислениесубсидий и учет льгот (в совокупности и по каждому жильцу, вписанному в лицевойсчет) с возможностью изменения их перечня пользователем;
· группировказданий с целью изменения нормативов и других параметров для большого числаквартир, оперативное выполнение расчетов в процессе таких изменений;
· ведение учетадоходов каждой семьи и начисление субсидий в соответствии с этими данными;
· расчет суммыльгот (с возможностью ее перерасчета в случае изменения законодательства) длякаждого жильца;
· ведение историиначислений (перерасчет по предыдущим периодам в соответствии с существовавшимитогда нормативами).
Повышение качества работы с населением достигается сокращением очередей приполучении справок, выписок, автоматизацией формирования и печати отчетов.
Экономия бюджетных средств достигается за счет сокращениятрудозатрат на выполнение операций и численности персонала[3].
2. Единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ)
В настоящее время автоматизация ЖКХ движется внаправлении организации единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). Основноеназначение ЕРКЦ — расчет стоимости коммунальных услуг, автоматизация оплатыкоммунальных услуг населением в условиях действия договорных отношений междупроизводителями услуг ЖКХ.
Основными целями создания ЕРКЦ являются:
· формированиебездотационной системы ЖКХ на базе финансового анализа, контроля и учетаимеющихся ресурсов;
· учет потоковплатежей за коммунальные услуги и управление документооборотом;
· контрольсобираемости платежей;
· создание базыданных городского хозяйства, включающей всю информацию о состоянии жилищногофонда, о населении, квотах, субсидиях, оказанных услугах.
Важнейшими направлениями деятельности ЕРКЦ являются:
· оперативноецентрализованное обслуживание жителей МО по оплате жилищно-коммунальных услуг;
· подготовка идоставка населению платежных документов;
· предоставлениельгот и субсидий;
· внесениекорректировок в расчеты при изменении тарифов, льгот и субсидий;
· учет граждан,имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг;
· централизованнаяинформационно-аналитическая поддержка административных округов.
Централизация абонентского обслуживания населения набазе ЕРКЦ позволила получить ряд преимуществ:
· улучшениеконтроля правильности изменения тарифов и начисления платы за ЖКУ, исключениеразночтений документов и ошибок их толкования;
· использование натерритории города единой счет-квитанции, вручаемой каждому плательщику лично;
· повышениеоперативности обновления информационной базы;
· повышениекачества предоставления льгот за счет интеграции информационной базы с базойданных службы социальной защиты населения;
· повышениекачества информационного обслуживания населения за счет организации «горячейлинии» по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг[4].
Возрос интерес поставщиков коммунальных услуг кповышению собираемости коммунальных платежей, так как сумма денежных средств,перечисляемых этим организациям, определяется объемом фактическипредоставленных услуг. Этим стимулируется повышение качества предоставляемыхуслуг.
3. Деятельность Единых информационно-расчетных центров в Москве
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 годаN 476-ПП «О создании Единых информационно-расчетных центров» органамиисполнительной власти, входящими в Комплекс городского хозяйства ПравительстваМосквы, префектурами административных округов, управами районов городасовместно с ресурсоснабжающими организациями, ОАО «Банк Москвы» вкороткий срок созданы и функционируют во всех районах города единые информационно-расчетныецентры.
За период с ноября 2002 года по настоящее время выполнен значительныйобъем работы по решению организационно-распорядительных вопросов, связанных собеспечением работы единых информационно-расчетных центров, что позволило объединитьвсе основные виды жилищных (эксплуатационных), коммунальных и иных услуг всфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКУ) в едином платежном документе,организовать их централизованную доставку населению, обеспечить сборбольшинства видов платежей за ЖКУ через единый платежный документ на транзитныесчета и их дальнейшее распределение непосредственно поставщикам услуг, минуяпосредников, повысить степень прозрачности расчетов за ЖКУ, создать предпосылкидля обслуживания населения по принципу «одного окна».
В этой связи особое внимание уделялось координации действий всехучастников процесса функционирования единых информационно-расчетных центров,созданию условий доступности для москвичей информации о проводимых операциях поначислению платежей за предоставленные им жилищно-коммунальные и прочие услуги,об установленных ставках и тарифах, льготах и субсидиях, организацииконсультаций по всему спектру вопросов и проблем в этой области.
Наиболее успешно решались вопросы создания и организации работы единых информационно-расчетныхцентров префектурами Центрального, Северо-Восточного, Восточного, Южного инекоторых других административных округов города. Определенный положительныйопыт по созданию системы начисления платежей за ЖКУ и начисления субсидий по принципу«одного окна» создан в городе Зеленограде.
В ряде районов города, например: Жулебино, Люблино, Кунцево, Лианозово,Алтуфьево, Чертаново Северное, Бескудниково, Ломоносовский, Теплый Стан,Северное Измайлово, Вешняки, Арбат, Тимирязевский, Бирюлево Восточное,благодаря усилиям префектур, районных управ, дирекций единого заказчика успешноработают единые информационно-расчетные центры, имеющие хорошуюматериально-техническую базу и квалифицированный персонал.
Позитивную роль в процессе становления системы ЕИРЦ, повышения уровня еефункционирования играет ОАО «Банк Москвы», выполняющий функциифинансового оператора и обеспечивший создание эффективной системы учетаденежных потоков в системе жилищно-коммунального хозяйства.
Организация ЕИРЦ, налаживание их деятельности сопровождались широкойинформационно-разъяснительной работой как непосредственно через единыеинформационно-расчетные центры, так и через городские, окружные и районныесредства массовой информации.
В результате, если в ноябре 2002 года количество москвичей, оплачивающихжилищно-коммунальные и прочие услуги по единым платежным документам, непревышало 20%, то в настоящий период в целом по городу этот показатель составилболее 95%.
Вместе с тем существующая система единых информационно-расчетных центровтребует дальнейшей доработки.
В настоящее время деятельность ЕИРЦ не охватывает все категорииплательщиков за ЖКУ, что мешает созданию оптимальной социально-экономическоймодели начислений, сбора и распределения платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Требуют решения вопросы более рациональной организации управления ифункционирования ЕИРЦ в первую очередь за счет унификации и оптимизациипроцессов, связанных с начислением платежей, создания единого информационногопространства, охватывающего всех участников системы расчетов, в рамках целевойгородской программы Электронная Москва.
Необходимы дальнейшее материально-техническое и кадровое укрепление рядаЕИРЦ, создание общегородской системы подготовки и переподготовки сотрудниковцентров всех уровней[5].
Заключение
Итак, мы рассмотрели информационные технологии управления жилищно-коммунальнойсферой и деятельность Единых информационно расчетных центров в Москве.
Жилищно-коммунальноехозяйство — это сложный, многоотраслевойпроизводственно-технический комплекс, в который входят жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационноепроизводство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнееблагоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов.
Для успешной работы ЖКХ необходимо внедрение информационных технологий, что позволит создать качественно новуюсистему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия сисполнительными органами государственной власти. В основе должна бытьинформационная система, которая позволит преодолеть разрыв между ужеотносительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, атакже повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населенияи усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.
К задачам информационных систем ЖКХ можно отнести следующие:
— повышение оперативности диспетчеризации;
— обработка информации о техническом состоянии жилого фонда территории;
— дистанционное управление объектами ЖКХ;
— моделирование ситуаций;
— бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги;
— повышение качества работы с населением;
— информационное обслуживание органов муниципального управления;
— обмен информацией между органами муниципального управления;
— экономия бюджетных средств.
Следует отметить, что для реализации информатизации жилищно-коммунальнойсферы в административных округах г. Москвы создаются Единыеинформационно-расчетные центры (ЕИРЦ) с отделениями в районах г. Москвы.
На ЕИРЦ возлагается формирование и организация доставки жителям единогоплатежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных ипрочих услуг и ресурсов, с учетом действующих льгот и субсидий, а в дальнейшем- адресных субсидий, организация приема населения, позволяющего жителямполучать информацию о всех предоставленных жилищно-коммунальных и прочихуслугах, начислениях и оплате за них (единое окно) и оформление запрашиваемыхнаселением документов, справок, выписок и т.д., а также формирование пакетадокументов для предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Утверждается форма и правила заполнения Единого платежного документа вцелях обеспечения необходимых критериев функционирования ЕИРЦ.
Список литературы и источников
1. Постановлениеправительства Москвы от 29 июля 2003 г. № 617-ПП О работе Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ)и мерах по совершенствованию их деятельности
2. Жадько П.А. Информационное обеспечение оценки состояния и организации контроля вструктуре ЖКХ региона. — Диссертации на соискание ученой степени кандидатаэкономических наук. – Москва, 2009.
3. Саак А.Э.,Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии управления: Учебник длявузов. — СПб.: Питер, 2005. — 320 с. — (Серия «Учебник для вузов»)