Реферат по предмету "Экономика"


Инфляция как многофакторный процесс

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
 
 
1. Инфляция как социально-экономическое
 явление
 
5
1.1. Понятие инфляции, ее виды и измерение
5
1.2. Причины и формы проявления инфляции
8
 
 
2. Социальные и экономические последствия         инфляции в российской федерации
12
2.1. Влияние на инфляции на уровень жизни
13
2.2. Влияние инфляции на объем производства
17
2.3. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации
 
19
3. Антиинфляционная политика в российской федерации на    современном этапе развития
 
26
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
 
 

Список использованных источников
32
 
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
34

ВВЕДЕНИЕ
Какэкономическое явление инфляция существует уже длительное время. Историческаяретроспектива показывает, что инфляция не является порождением современности, аимела место и в прошлом.
Наиболееобщее, традиционное определение инфляции — переполнение каналов обращенияденежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценениеденежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однакотрактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимисябумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хотя она и проявляется вросте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Этосложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводствав различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну изнаиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира(в том числе и вРоссийской Федерации).
Современнойинфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носилалокальный характер, то сейчас — повсеместный, всеохватывающий; если раньше онаохватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, тосейчас — хронический; современная инфляция находится под воздействием не толькоденежных, но и неденежных факторов.
В этой связи, выбранная тема курсового исследования является актуальной.
Объектом исследования является финансовая сфера Российской Федерации, предметом — инфляционные процессы и антиинфляционная политика.
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов инфляции и мер практическойреализации антиинфляционной политики на современном этапе.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
·    Определить понятиеинфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
·    Рассмотреть причиныи формы проявления инфляции;
·    Описать последствияинфляции;
·    Проанализировать динамикуинфляционных процессов в Российской Федерации;
·    Датьхарактеристику антиинфляционной политике в Российской Федерации.
Поставленныезадачи логически предопределили структуру работы, которая состоит извведения, двух глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и спискаиспользованной литературы.
Методологическойосновой исследования является диалектико-материалистическийподход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования,системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценкии др.
Необходимоотметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе вдостаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные нарассмотрение экономического содержания и сущности инфляции, были проведеныотечественными и зарубежными учеными, среди которых Богданкевич С., Гаврилов В.,Гнездовский Ю.Ю., Ковалев М., Орлов А. и другие.
Принаписании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическаяи учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные даннойпроблеме.

1.ИНФЛЯЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕ
 
1.1. Понятие инфляции, ее виды иизмерение
 
Инфляция является сложным социально-экономическимявлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время.Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, сфункционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала,как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войныгосударство выпускало большое количество бумажных денег для финансированиясвоих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странахона стала хронической.
Термин инфляция (от латинского inflatio — вздутие)впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIXвеке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространениев экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразупосле Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятиевозникло лишь в середине 20-х годов. [7, c.455]
Наиболее лаконичное определениеинфляции — повышениеобщего уровня цен, наиболее общее — переполнение каналов обращения денежноймассы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежнойединицы и соответственно рост товарных цен.
Однако трактовку инфляции как переполнения каналов денежногообращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция,хоть она проявляется только в росте товарных цен, не является сугубо денежнымфеноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемоедиспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства.Одновременно, инфляция — одна из наиболее острых проблем современного развитияэкономики практически во всех странах мира.
С точки зрения темпов инфляции выделяются триосновных ее типа: ползучая, галопирующая, гиперинфляция. [9, c.171]
Ползучая инфляция характеризуется небольшими (10-20% в год) темпами обесцененияденег при ее застойности и постоянном воспроизведении. Экономическая теория, вчастности, современное кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как благо дляэкономического развития, а государство — как субъект проведения эффективнойэкономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать ценыприменительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 20 до200% в год. Она отражает нестабильность экономической обстановки, хотябольшинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.
Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращениии уровня товарных цен (свыше 1000% в год). В таких условиях наносится огромныйущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушается натуральныйобмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, атак же наблюдается бегство населения от денег. Большинство стран прошло черезползучую инфляцию.
В зависимости от роста цен по разным товарным группамможно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию инесбалансированную инфляцию.
При сбалансированной инфляции рост цен умеренный иодновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственноежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономическойситуации со стабильными ценами.
Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различныетовары.
Следует также отличать ожидаемую инфляцию от неожидаемой. Ожидаемуюинфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, либо она планируетсяправительством страны. [10, c.189]
Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативносказывается на денежном обращении и системе налогообложения.
Различают также открытый и подавленный типы инфляции.
Открытая инфляция характерна для экономики со свободным ценообразованием, ипредставляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Ее механизм состоитв том, что наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколькоподорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, всвою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует ростукапиталовложений, производства и предложения.
Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики срегулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарномдефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег,развитии теневой экономики, бартерных сделок. Подавленная инфляция возникаетвследствие поддержания государством товарных цен ниже цен равновесия спроса ипредложения, при котором деньги перестают быть всеобщим покупательным средствоми мерой распределения товаров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т. к.ведет к разрушению рыночного механизма.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс ценопределяет их общий уровень по отношению к базовому периоду, для которогоустанавливается уровень цен, равный 100. Темп инфляции для конкретного годаможно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года изиндекса анализируемого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, азатем умножить на 100. [20, c.450]
Существует несколько индексов цен:
-    индекс потребительских цен — первыйиз них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товарови услуг, в том числе на отдельные виды товаров и услуг (по 300 наименованиям) вразличных городах (31 город);
-    индекс розничных цен набора изважнейших видов продуктов питания;
-    индексы количества наличных денег вобращении и выпуск денег в обращение;
-    индекс стоимости жизни — показатель,характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствиис фактической структурой потребительских расходов населения).
-    индекс роста цен в отдельных отрасляхматериального производства.
Выделяют и другие, менее известные индексы цен: индексоптовых цен производителя, дефлятор валового национального продукта (ВНП), т.е. отношение номинального ВНП к реальному, или показательпадения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс болееуниверсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост нетолько потребительских, но и всех других цен).
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используютсяданные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения(сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степениинфляционного напряжения.) Данные о превышении доходов населения над расходамив процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходырастут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасностираскручивания инфляционной спирали. [10, c.192]
 
1.2. Причины и формы проявленияинфляции
 
Можно выделить внешние и внутренние причины ин­фляции. К внешнимпричинам относятся [15, c.155]:
1. Интернационализация хозяйственных связей. Так, наличиеинфляции в других странах влияет на дина­мику внутренних товарных цен черезцены импортируе­мых товаров. Кроме того, центральный банк страны для созданиясобственных валютных резервов скупает ино­странную валюту у коммерческихбанков, выпуская для этих целей дополнительную национальную валюту, чтоувеличивает количество денег в обращении;
2. Падение курса национальной денежной единицы по отношению квалютам других стран. В результате этого, во-первых, растут внутренние цены наимпортируемые товары, во-вторых, обмен иностранной валюты на нацио­нальнуютребует дополнительной денежной эмиссии;
3. Мировые экономические кризисы;
4. Состояние платежного баланса страны, ее валютная ивнешнеторговая политика.
Внутренние причины обусловлены состоянием эконо­микиданной страны. Среди них можно выделить [7, c.460]:
1. Несбалансированность государственных расходов и доходов — т.н. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счетиспользования “печатного станка”, что как следствие приводит к инфляции.
2. Инфляционно опасные инвестиции — преимущественномилитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительногоплатежеспособного спроса, а как следствие — увеличению денежной массы.
3. Отсутствие чистого свободного рынка и совершеннойконкуренции как его части.
4. Инфляционные ожидания — возникновения у инфляциисамоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают кпостоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платыи запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители жеопасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая вцену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие и раскачиваюттем самым маховик инфляции. [7, c.462]
5. Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростомоткрытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или инойстраны.
С теоретической точки зрения инфляция — это дисбаланс междусовокупным спросом и совокупным предложением. Поэтому выделяются двеальтернативные формы: инфляция спроса и инфляция издержек (предложения).
Инфляция спроса возникает в результате увеличе­ния спроса в условиях полнойзагрузки производственных мощностей, а значит, и невозможности отреагироватьуве­личением выпуска продукции. Причинами увеличения спроса могут бытьувеличение государственных заказов, рост заработной платы и увеличениепокупательной спо­собности населения. В обращении появляется масса денег, необеспеченная товарами. Растут цены, возникает инфля­ция (рис. 1.1). [8, c.166]
/>                                                         Q1      Q2Реальный ВВП
Рис. 1.1. Инфляция спроса
Увеличение спроса приведет к сдвигу кривой спроса вправо изположения AD1 в положение AD1.Цена в этом случае увеличится со значения Р1 до Р2.Если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривойсовокупного предложения AS, то это вызывает инфляцию вследствиероста цен.
Инфляция предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличенияиздержек производства. Причинами роста издержек могут быть увеличение цен насырье, действия профсоюзов по повышению заработной платы, монополистическое илиолигополистическое ценообразование на ресурсы и др. Кривая инфляционныхиздержек показана на рис. 1.2. [8, c.167] />Реальный ВВП
Рис. 1.2. Инфляция издержек
На рис. 1.2 видно, что стоимостное увеличение сово­купныхиздержек производства ведет к сдвигу кривой AS2 в положение AS1. В данном случае цены растут с Р1до Р2, а реальный объем производства сокращается с Q1 до Q2.
Рост цен ухудшает жизненный уровень населения, поэтомупрофсоюзы требуют повышения заработной платы, а государство начинает проводитьполитику соци­альной защиты населения от последствий инфляции путем компенсациии индексации их доходов. Рост номинальных доходов увеличивает издержки, чтоведет к новому витку цен и требует дальнейшего повышения доходов населения.
 

2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Последствия инфляциисложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и нормыприбыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. Помере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие длявоспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.
1. Галопирующая инфляциядезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупнымкорпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенностирыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективноймакроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорциимежду отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Ценаперестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве – бытьобъективным информационным сигналом [7, c.453].
2. Инфляция активизируетбегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряеттоварный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушаетфункционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.
3. В условиях инфляцииобесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения,предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает перебросинфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитныеотношения.
Инфляция имеет и следующие социальные последствия.
1. Она ведет к перераспределению национального дохода,является как бы сверхналогом на население, что обуславливает отставание темповроста номинальной, а также реальной зарплаты от резко возрастающих цен натовары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников,лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются,либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции [7, c.454].
2. Перераспределение доходов и снижение реальной заработнойплаты обуславливает усиление дифференциации населения по уровню доходов.
3. Особенно страдают от инфляционных процессов социальныегруппы с твердыми доходами (стипендии, пенсии, пособия и т.п.).
4. Все вышеперечисленное влечет усиление социальнойнапряженности в обществе, что в свою очередь может вызвать возникновениесоциальных потрясений.
Остановимся подробнее на рассмотрении как социальных,так и экономических последствий инфляции.
2.1. Влияние на инфляции на уровень жизни
Термин «социальные» в описании последствий инфляциистоит впереди не случайно. Главным отрицательным последствием инфляции являетсяперераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когдадоходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровняинфляции.
Чтобы объяснить, как инфляция влияетна размеры доходов, которые достаются различным слоям населения, крайне важнопонять разницу между денежным, или номинальным, доходов и реальным доходом.Денежный или номинальный доход — это количество денег которые человек получаетв виде заработной платы, ренты, процентов или прибыли. Реальный доходопределяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на суммуноминального дохода. Если ваш номинальный доход будет увеличиваться болеебыстрыми темпами, чем уровень цен, то реальный доход повысится. И наоборот,если уровень цен будет расти быстрее, чем ваш номинальный доход, то вашреальный доход уменьшится.
Изменение реального дохода можноприблизительно выразить следующей формулой [15, с.62]:
Изм.реал.дох.(%) = Изм.ном.дох.(%) — Изм.ур.цен(%)
           
Такимобразом, если номинальный доход возрастет на 10% в течение данного года, ауровень цен увеличится на 5% за тот же период, реальный доход повысится приблизительнона 5%. И наоборот, 5-процентное повышение номинального дохода при 10-процентнойинфляции понизит реальный доход примерно на 5%. Следует помнить, что сам фактинфляции снижение покупательной способности, то есть умереньшение количестватоваров и услуг, которые можно купить, — не обязательно приводит к снижению личногореального дохода, или уровня жизни. Инфляция снижает покупательную способность;однако ваш реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, есливаш номинальный доход будет отставать от инфляции.
Наконец, следует отметить, чтоинфляция по-разному влияет на перераспределение в зависимости от того, являетсяли она ожидаемой или непредвиденной. В случае ожидаемой инфляции получатель доходаможет принять меры, чтобы предотвратить негативные последствия инфляции,которые в противном случае отразятся на его реальном доходе.
В условиях инфляции потребителю никак не увернуться отснижения текущих реальных доходов, ухудшения не завтрашних, а сегодняшнихпараметров благосостояния. Падение уровня жизни наиболее заметно там, гдедействуют механизмы подавленной инфляции. Внешне дело выглядит так, что в обста­новкеоткрытой инфляции положение потребителя существенно меняется. Товарного голоданаселение не ощущает, и если предприниматели, профсоюзы и государство,внимательно следя за ростом цен, своевременно организуют соответствующееповышение доходов, население, вроде бы, ничего не теряет. На самом делеблагосостояние и в этой ситуации все равно снижа­ется. Тому есть как минимум трипричины.
Во-первых, сколь бы совершенной ни была система противоинфляционнойкомпенсации, ей никогда не угнаться за движением цен. Допустим, что инфляцияоткрытая и цены растут ежедневно. Ясно, однако, что пересмотр ставок заработнойплаты и фиксированных доходов требует определенного времени. Существуют, иначеговоря, простые обстоятельства институци­онального, технического порядка, непозволяющие доходам расти в полном соответствии с ценами. Чем больше доходыотстают от цен, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреб­лению.
Во-вторых, предугадать будущее повышение цен, особенно когда вэкономике бушует неуправляемая гиперинфляция, крайне сложно. Посколькуправительства, озабоченные бюджет­ными проблемами и старающиеся сэкономить налюбых статьях расходов, обычно склонны недооценивать степень инфляционнойопасности, постольку противоинфляционная компенса­ция редко бывает достаточной.Понятно, что это означает падение уровня жизни.
В-третьих, как уже отмечалось, подобная компенсация в принципе не можетбыть полно­весной. В обстановке инфляции издержек государству не остаетсяничего, кроме компромисс­ных решений, при которых противоинфляционные добавки кдоходам не полностью покрывают потери от роста цен. Каким бы ни был компромиссподобного рода, уменьшение реальных доходов неминуемо.
Из различий между номинальным иреальным доходами становится ясно, что инфляция наказывает людей, которыеполучают относительно фиксированные номинальные доходы. Иначе говоря, онаперераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов иувеличения их у других групп населения.
Люди, живущие на нефиксированныедоходы могут выиграть от инфляции. Номинальные доходы таких групп населениямогут обогнать уровень цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальныедоходы увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся отраслях промышленности ипредставленные мощными профсоюзами, могут добиться, чтобы их номинальнаязаработная плата шла в могут с уровнем инфляции или опережала его.
С другой стороны, от инфляциистрадают и некоторые наемные рабочие. Те, кто работает в нерентабельныхотраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов, могутоказаться в такой ситуации, когда рост уровня цен обгонит рост их денежных доходов.
Выигрыш от инфляции могут получитьуправляющие фирм, другие получатели прибылей. Если цены на готовую продукциюбудут расти быстрее, чем цены на ресурсы, то денежные поступления фирмы будутрасти более быстрыми темпами, чем издержки. Поэтому некоторые доходы в видеприбыли будут обгонять волну инфляции.
Непременный спутник открытой инфляции — быстрое социальноерасслоение населения, углубление имущественного неравенства. Это происходитхотя бы потому уже, что немало благ относится к разряду товаров неэластичногоспроса, входящих в любой потребительский набор. Хлеб, спички, молоко нужны ибедным, и богатым. Но если для бедных постоянное подорожание таких товаровоборачивается прямым снижением жизненного уровня, то для богатых оно ведет лишьк сокращению сбережений, текущее же потребление этой части населения можетостаться неизменным, даже возрасти. Получается, что в механизме инфляциизаложено и перераспреде­ление доходов. Причем явно несправедливое.
Попытки государства уменьшить неравенство с помощью противоинфляционныхкомпен­саций чреваты появлением новой несправедливости. Действительно,поскольку такие выплаты носят обычно избирательный характер и предназначаютсябольшей частью самым бедным, наи­большие относительные потери реальных доходовприходятся на долю средних слоев общества. Но ведь они столь же неповинны, каки бедные. К тому же надо считаться с тем, что средний класс — самая массовая иэкономически активная часть современного общества, ущемление его интересовотнюдь не безопасно.
Ухудшению качества жизни немало способствует эффектинфляционного налогооб­ложения (bracketcreepeffect). Он проявляется только там, гдесуществует прогрессивная система подоходного налогообложения. Если происходитоткрытая инфляция, налогоплательщик, регу­лярно получая денежные компенсации,становится обладателем все более высокого номиналь­ного дохода. Но этоперемещает его из одной группы налогоплательщиков в другую. Когда человекзарабатывал, к примеру, 300 руб. в месяц, он относился к группе с доходами,скажем, до 350 руб. Но, получив сторублевую противоинфляционную надбавку кзаработной плате, он оказывается уже в другой группе налогоплательщиков — той,что определяется доходами 350 — 450 руб. в месяц. Следовательно,налогоплательщик, передвигаясь от одной группы к другой, отдает государству всебольшую часть своего заработка.
Подчеркнем, что такое передвижение идет помимо воли человекаи никаким не контроли­руется. Ведь доход вырос не потому, что он сталлучше трудиться, повысил квалификацию или нашел новое, высокооплачиваемоерабочее место. Вверх по шкале налогообложения его несет волна инфляции. Отсюдаследует, что в условиях открытой гиперинфляции, когда с огромной скоростьюувеличиваются и цены, и доходы, можно угодить под чрезвычайно жесткий налоговыйпресс. He исключен и вариант, в котором сумма,оставшаяся после вычета возросшего прогрес­сивного налога, по своейпокупательной способности окажется меньше той, что была до начала инфляционногороста заработной платы.
Что можно противопоставить такому эффекту? Помимо комплексамер антиинфляционно­го регулирования, требуется еще и совершенное налоговоезаконодательство. В нем, в частности, хорошо бы предусмотреть принципрегулярной автоматической коррекции ставок подоходною налогообложения взависимости от динамики индекса цен.
2.2.Влияние инфляции на объем производства
Инфляция негативно сказывается не только на благосостояниилюдей. Немало страдает и производство. Так, по мере нарастания подавленнойинфляции неминуемо происходит эрозия стимулов к труду. Такая инфляция, будучиодной из главных причин товарного дефицита, вынуждает к нормированномунатуральному распределению предметов потребления. Увязать же такие нормы сэффективностью труда практически невозможно, а это приводит к различнымвариантам уравнительного распределения, которое и губит экономический интерес,вслед за ним — эффективность экономики.
Открытая инфляция тоже не сулит производству ничего хорошего.Когда она выходит из-под контроля государства и принимает острые формы,начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Все дело в том, чтоинфляция поражает его центральное звено — систему цен. Чем она сильнее, чембольше она влияет на спрос и цены, тем меньше последние отражают реальныепотребности, их динамику. Это значит, что в инфляционной экономике ценыперестают давать верные сигналы для капиталовложений, дезориентируют их. Отсюда— неизбежность отраслевых и региональных диспропорций.
Уже указывалось, что в периоды открытой инфляции цены обычнорастут быстрее номи­нальных доходов. Если посмотреть на ситуацию глазамипредпринимателя, покупающего рабо­чую силу и материальные ресурсы, окажется,что издержки, связанные с заработной платой, увеличиваются медленнее затрат наприобретение средств производства. Выходит, что зачастую выгоднее сохранятьустаревшее, но сравнительно дешевое оборудование, нежели заменять его новым, новсе более дорогим. Иначе говоря, из-за опережающего роста цен старая трудоемкаятехнология порой приносит больше прибыли, чем новая. Тормозящее влияние этогообстоятель­ства на научно-технологический прогресс очевидно.
Учтем еще и то, что в обстановке открытой инфляции повышениюэффективности произ­водства препятствует инфляционное налогообложение,отнимающее часть прибыли, которую можно было бы вложить в развитие бизнеса. Наконец,в периоды активной инфляции наблюда­ется общее замедление экономическогоразвития: поскольку предугадать движение цен и издер­жек практическиневозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальныхзатрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономическогоповедения продиктован также неясностью перспектив финансирования инвестиций,так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться со своими деньгами,превращать их в срочные депозиты.
Некоторые экономисты считают, что достичь полной занятости можно толькопри довольно скромном уровне инфляции. Однако, известно, что уровни объеманационального производства и занятости зависят от совокупных расходов. Принизких расходах экономика существует устойчивый уровень цен, но реальный объемнационального производства гораздо ниже потенциального, а уровень безработицывысок. Если совокупные расходы увеличатся в такой степени, что экономика войдетво второй отрезок, обнаружится, что для того чтобы достичь более высокогоуровня реального объема национального производства наряду с более низкимуровнем безработицы, общество вынуждено примириться с более высокими ценами, тоесть с некоторым уровнем инфляции.
Конечно, если дальнейшее увеличениесовокупных расходов продвинет экономику вверх, то эти расходы станут чистоинфляционными, потому что будет достигнут такой уровень реального объемапроизводства, когда оно работает на полную мощность и обеспечивает полнуюзанятость.
Положение, сложившееся в мировойэкономике в 70-х годах, подтверждает такую модель. В конце 1973г. Организациястран экспортеров нефти (ОПЭК) стала действовать эффективно и, пользуясь своимвлиянием на рынке, увеличила цены на нефть в 4 раза. Последствия инфляции,вызванной ростом издержек, привели к быстрому увеличению уровня цен в 1973-1975гг. В то время уровень безработицы повысился приблизительно с 5% в 1973 г. до8,5% в 1975 г. Подобная ситуация возникла в 1979-1980 гг., когда произошловторое повышение (по инициативе ОПЭК) цен на нефть [17, с.144].
2.3. Анализ динамики инфляции в РоссийскойФедерации
К числу негативных факторов, оказывающих влияние нафинансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию.
Исторически инфляция в экономике Российской Федерациивозникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективностиобщественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась втоварном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукциюи высоких на все виды сырья.
Внешне благополучное, сбалансированное и стабильноесоциалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных,гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве бывшихсоюзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.
С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками,сотнями и тысячами процентов в год.
В настоящее время темпы инфляциигораздо ниже, о чем свидетельствуют следующие данные.
Так, динамика потребительских цен погруппам товаров и услуг приведена ниже[21]:
Таблица 2.1. Динамика потребительскихцен по группам товаров и услуг в 2007
К предыдущему
месяцу
Среднесуточный
прирост цен
Март
2007г. к
декабрю
2006г.
Справочно
март
2006г. к
декабрю 2005г. /> />
февраль
март
март
справочно март
2006г.
  Индекс потребительских цен 101,1
100,6
0,019 0,026 103,4 105,0
    в том числе на:
  товары 100,6
100,6
0,019 0,027 101,9 104,1
  продовольственные товары 100,8
100,8
0,025 0,038 102,6 106,2
  продовольственные товары без плодоовощной продукции 100,5
100,5
0,016 0,030 101,7 103,9
  непродовольственные товары 100,3
100,4
0,012 0,014 101,1 101,3
  платные услуги населению 102,6
100,6
0,018 0,023 108,0 108,0 />
В марте в 4 субъектах Российской Федерации (кроме автономныхокругов, входящих в состав края, области) прирост потребительских цен составил1,0% и более. Заметнее всего потребительские товары и услуги подорожали вЧеченской Республике и Чукотском автономном округе — на 1,5% и 1,4% соответственно.При этом в Чеченской Республике общее увеличение цен и тарифов связано судорожанием непродовольственных товаров (на 3,9%), а в Чукотском автономномокруге — продуктов питания (на 2,7%).
В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,7%(с начала года — 104,1%), в Санкт-Петербурге — 100,7% (с начала года — 104,2%).
Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственныхтоваров представлены ниже[21]:
Таблица 2.2. Индексы цен на отдельные группы и видыпродовольственных товаров в процентах
К предыдущему
месяцу
Март 2007г. к
Справочномарт
2006г. к декабрю 2005г.
февраль
март
марту
2006г.
декабрю
2006г. Хлеб и хлебобулочные изделия 100,6
100,6 108,5 102,2 104,6 Крупа и бобовые 101,5
100,9 110,9 104,5 105,7 Макаронные изделия 100,7
100,4 104,7 101,8 101,9 Мясо и птица 100,4
100,2 105,9 100,9 100,9 Рыба и морепродукты 101,3
101,0 107,7 103,3 103,3 Молоко и молочная продукция 100,7
100,4 107,2 101,9 103,4 Масло сливочное 100,6
100,6 105,8 101,9 102,9 Масло подсолнечное 100,1
99,9 99,1 100,1 99,8 Плодоовощная продукция 103,6
103,2 94,8 111,2 129,3 Сахар-песок 98,3
97,8 73,5 95,1 148,8 Алкогольные напитки 100,6
100,6 109,8 102,0 102,2
В марте отмечалось значительное увеличение цен на яйца — на4,2%.Сохранились высокие темпы роста цен на плодоовощную продукцию. Так,капуста белокочанная свежая стала дороже на 16,3%, чеснок и лук репчатый — соответственно на 7,0% и 6,8%, картофель, морковь и свёкла — на 4,1-4,8%. Ценына фрукты в среднем не превысили уровня цен прошлого месяца. Однако при этомцены на лимоны и апельсины увеличились соответственно на 1,5% и 1,1%, в то жевремя груши, бананы и виноград подешевели на 0,6-3,8%[21].
В группе рыбопродуктов на 3,0% дороже стала икра лососевыхрыб, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы, а также рыбазамороженная разделанная — на 1,2% и 1,0% соответственно.
Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаровна 1,0-1,6% выросли цены на крупы овсяную и перловую, рис, вино виноградноекрепленое, воду газированную (кроме минеральной), а также на отдельные видыпродуктов питания для детей (консервы овощные и сухие молочные смеси). Крометого, на 1,0% стали дороже обеды в столовых организаций.
Вместе с тем продолжилось снижение цен на свинину, и за месяцразличные ее сорта подешевели на 0,2-0,4%. Кроме того, цены на молоко разливноеснизились на 0,5%.
Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаровпредставлены ниже:
Таблица 2.3. Индексы цен на отдельные группынепродовольственных товаров в процентах
К предыдущему
месяцу
Март
2007г. к
Справочномарт
2006г. к декабрю 2005г.
февраль
март
марту
2006г.
декабрю
2006г. Ткани 100,5
100,6 107,4 101,6 101,2 Одежда и белье 100,4
100,6 107,3 101,5 101,9 Трикотажные изделия 100,5
100,5 107,6 101,7 102,0 Обувь 100,3
100,7 106,8 100,8 101,1 Моющие и чистящие средства 100,5
100,5 105,4 101,4 101,8 Табачные изделия 100,9
100,5 108,6 102,9 102,4 Электротовары и другие бытовые приборы 100,2
100,2 102,2 100,7 100,6 Телерадиотовары 100,1
99,9 98,9 100,1 99,9 Строительные материалы 100,7
100,9 112,2 102,2 101,5 Бензин автомобильный 99,4
99,8 107,9 99,1 101,9 Медикаменты 100,3
100,4 103,3 101,0 100,6
В марте из наблюдаемых групп непродовольственных товаровопережающими темпами росли цены на печатные издания, которые за месяцподорожали на 1,8%, в том числе еженедельные газеты — на 4,8%.
Кроме того, на 0,9-2,9% увеличились цены на отдельные видыодежды и обуви весенне-летнего ассортимента, парфюмерно-косметических товаров,строительных материалов, медикаментов, табачных, чулочно-носочных изделий,сумки дамские из кожзаменителя, а также на шины для легковых автомобилей иэлектрические осветительные лампы.
В то же время снижение цен на 0,3-0,7% отмечалось наотдельные виды зимней обуви, телерадиотоваров, медицинских товаров, а также нателефонные аппараты сотовой связи, мониторы для персональных компьютеров,бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) и дизельное топливо.
Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платныхуслуг населению представлены ниже[21]:
Таблица 2.4. Индексы цен и тарифов на отдельные группы и видыплатных услуг населению в процентах
К предыдущему
месяцу
Март 2007г. к
Справочномарт
2006г. к декабрю 2005г.
февраль
март
марту
2006г.
декабрю
2006г. Жилищно-коммунальные 101,3
100,2 114,9 112,7 115,6 жилищные 101,5
100,2 113,5 110,0 114,1 оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов 101,1
100,2 112,5 110,2 115,4 содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации 101,4
100,1 112,7 110,4 115,2 услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ 102,9
100,5 117,4 112,1 115,7 вывоз мусора 101,3
100,5 115,5 111,9 113,3 коммунальные 101,2
100,2 115,7 114,1 116,4 водоснабжение и канализация 101,7
100,2 116,7 115,1 118,0 отопление 101,2
100,2 115,1 113,4 116,3 водоснабжение горячее 101,8
100,4 116,8 115,8 117,7 газоснабжение 100,8
100,0 120,3 115,9 110,7 электроснабжение 100,1
100,0 111,7 111,5 116,5 Медицинские 101,0
101,6 113,4 104,4 104,7 Пассажирского транспорта 104,2
100,8 115,2 106,7 105,8 Связи 110,3
100,1 112,3 110,4 100,5 Организаций культуры 101,1
100,6 114,1 103,3 104,7 Санаторно-оздоровительные 101,0
100,5 113,4 103,7 105,4 Дошкольного воспитания 100,8
101,4 123,9 105,4 109,4 Образования 100,9
100,5 116,3 102,6 101,9 Бытовые 100,9
101,6 112,6 103,9 104,4 Зарубежного туризма 100,1
100,3 106,0 100,3 98,6 Физкультуры и спорта 101,4
100,9 116,5 105,4 105,2 Страхования 100,6
101,1 109,0 103,3 100,4
В марте отмечалось значительное замедление темпов ростатарифов на все виды жилищных и коммунальных услуг. В то же время услугигостиниц стали дороже на 1,8%, а аренда квартир у частных лиц — на 0,8%.
В группе бытовых услуг цены на малярные работы увеличились на2,8%, на пошив и ремонт одежды — на 1,7-2,4%, шиномонтаж колес легковогоавтомобиля — на 2,0%.
Из услуг пассажирского транспорта более всего возросластоимость комбинированного билета для проезда в городском транспорте — на 1,9%,а также тарифы на проезд в пригородном поезде и трамвае — соответственно на1,8% и 1,2%.
Среди остальных наблюдаемых видов услуг цены на отдельныевиды услуг стоматологии, а также плата за начальный курс обучения вождениюлегкового автомобиля увеличились на 2,0-2,7%, стоимость отдельных видовстраховых услуг, цены на экскурсионные услуги, билеты в музеи и на выставки, надоступ в Интернет — на 1,1-1,8% [21].
Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерныеизменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный,событийный, а также сезонный характер, в марте составил 100,5% (с начала года — 101,7%) (см. Приложение 1).
Подводя итог данному вопросу, необходимо подчеркнуть, что темпыснижения инфляции на современном этапе развития Российской Федерации свидетельствуюто качественном изменении российской экономики в лучшую сторону. Хотя нам далекодо европейского уровня по темпам инфляции, снижение ощутимо. В то же время вснижении инфляции в нашей стране есть определенные нюансы, а именно возможноенегативное воздействие на экспорт при более существенных темпах сниженияинфляции.
Сопоставление уровня инфляции с уровнем рентабельности впромышленности свидетельствует о готовности российской экономики к расширенномувоспроизводству.

3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Антиинфляционная политика является важнейшей составляющейэкономической стратегии в большинстве стран мира.
Современная рыночная экономика инфляционна по своемухарактеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетныйдефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожиданиянаселения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналами др.).
В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидироватьинфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цельсделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Одним из основных механизмов,стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос, в рыночной экономикеявляется функциональная экономическая система (ФЭС), регулирующая размерыденежной массы в обращении и уровень инфляции.
Структурообразующими элементами ФЭСпо регулированию количество денежной массы в обращении и уровня инфляцииявляется денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных имучреждений, которые наиболее активно используют такие инструментырегулирования, как:
-    политика обязательных резервов;
-    уровень процентной ставки Центрального банка;
-    регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков;
-    операции на открытом рынке. [6, c.11]
В этой связи условно функциональнуюэкономическую систему по регулированию количества денежной массы в обращении иуровня инфляции можно изобразить в виде следующей схемы (рис. 3.1)
/>
Рис. 3.1.Система регулирования уровня инфляции
Для антиинфляционного регулированияиспользуются два типа экономической политики:
1. Политика, направленная насокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживаниеденежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяетсятаргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенныхпределах — в соответствии с темпом роста ВНП.
2. Политика регулирования цен идоходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средствслужит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума илистандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Длясдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения илизамораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
В развитии Российской Федерации выделяют четыре раз­личныхпериода антиинфляционной политики.
Первый (1992-1994 г.г.) — это период гиперинфляции или почтиполного отсутствия антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996гг.) происходит резкое и многократное снижение инфля­ции, явносвидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционныхмер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) — антиинфляционная политикапостепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодновозрастают, и, наконец, нынешний период активизации антиинфляционной борьбы,начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.
Реализация комплексаантиинфляционных мер позволила существенно замедлить рост потребительских цен встране.
Можно выделить следующиенаправления антиинфляционной политики в Российской Федерации:
1. Выдавать кредиты исключительнопосле возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если приневозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действоватьпроцедура банкротства. [6, c.8]
2. Восстановление доверия к государственнымоблигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Центрального банкана покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями — существенный фактор снижения инфляции.
3. Повышение эффективностибанковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротствонеэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния ипривлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходностьбанковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у неслишком хорошо работающих банков.
4. Центральному банку очень важноудерживать намеченную траекторию обменного курса и инфляции. Ценообразованиепредприятий ориентированно на интуитивный обменный курс, который будет, по ихмнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый«панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него. [2, с.5]
5. Поощрение конкуренции и отменаправил, ограничивающих развитие рынка. Решительные сдвиги в созданииблагоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно всферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрывмежду расходами населения на потребительские товары и их производством дляотечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление навалютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.
6. Снижение норм обязательныхрезервов и их формирование в белорусских рублях. В этом случае банки незаинтересованы в спекулятивном понижении курса белорусского рубля, так каквыигрыш на курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнениярезервов, снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов иставками кредитов. [16, c.13]
Подводя итог, отметим, чтоантиинфляционная политика находится в настоящее время на четвертом этаперазвития, когда необходимо дальнейшее использование мер противодействияинфляции. Система мер должна включать решение таких задач, как повышенияэффективности банковского сектора, определение либеральной тактики в областивалютной, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политик и т.д.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного курсовогоисследования необходимо сделать следующие выводы.
Инфляция является одной из наиболееострых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это одиниз самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы,денежную и экономическую систему в целом.
Инфляция представляет собойобесценение бумажных денег; в рыночной экономике этот процесс, как правило,связан с ростом цен; в командно-директивной экономике или в экономике, вкоторой продолжают большую роль играть нерыночные факторы, инфляция выражаетсяи в росте цен, и в дефиците многих товаров и услуг. Инфляция, понимаемая такимобразом, носит многофакторный характер: на ее оказывают воздействие и факторыденежного обращения и факторы производства и предложения товаров.
В зависимости от различного размерароста цен различают три вида инфляции: ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.
Истоки инфляционных явлений коренятся:в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; всозданной в административной экономике форме управления, предопределяющеймодель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономическихрешений, стереотип хозяйственных мотиваций экономических агентов; вспецифической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики.
К негативным последствияминфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения,обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности всоздании качественных товаров, в ожидании повышения цен на продовольствие,ухудшение условий жизни и т.д.
Отличительной чертой переходногопериода в России, как и в большинстве стран с транзитивной экономикой, являютсямощные инфляционные процессы, сопровождающиеся соответствующими негативнымисоциально-экономическими последствиями. Поэтому снижение инфляции на протяженииряда лет является стратегической целью проводимой в России политики.
Проведенный анализ показывает, что наметиласьустойчивая тенденция к снижению уровня инфляции и приближению ее к допустимомууровню, что свидетельствует об определенных успехах государства в реализациимер антиинфляционной политики.
Тем не менее, рассматриваемая проблемаеще не решена в полной мере и поэтому сохраняется необходимость дальнейшегоснижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессамив стране. Управление инфляцией по-прежнему представляет важнейшую проблемуденежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать приэтом многосложный, многофакторный характер инфляции, в основе которой лежат нетолько монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращениягосударственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуетсяпроведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди нихстабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговойсистемы, создание рыночной инфраструктуры,  повышение ответственностипредприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курсарубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Список использованныхисточников

1.  Введение врыночную экономику: Учеб. пособие для экон. спец. вузов / А.Я. Лившиц, И.Н.Никулина, О.А. Груздева и др.; Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.:Высш. шк., 1995. – 447с.
2.  Домбровский М. идр. Инфляционные последствия девальвационного кризиса в России и на Украине. //Вопросы экономики. – 1999. — №8, с.27-48
3.   Гаврилов В. Факторы инфляции вРоссийской Федерации // Вопросы экономики. -2004. -№ 5. -C.4-12.
4.   Гнездовский Ю.Ю., Мороз Е.П. Инфляцияв условиях реформирования экономики Российской Федерации // Вопросы статистики.-2003. -№ 6. -C.22-27.
5.  Костин Л.Занятость, заработанная плата и инфляция. // Человек и труд. – 1999. — № 2,с.33-36
6.  Ковалев М. Какобуздать инфляцию. // Банковский вестник. -2001. -№4. -С.8-15.
7.  Курс экономики /Под ред. Б.А. Райзберга. -М.: Инфра-М, 1997. -725с.
8.  Макконел К.Р.,Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -В 2-х томах. -Т.1,2. -М.:Республика, 1992. -412с.
9.  Мостовая Е.Б.Основы экономической теории: Курс лекций. -М.: Инфра-М, 1997. -345с.
10.     Ореховский П.А.Общая экономическая теория. -Ч.2. -Обнинск: МАСЗ, 2000. -303с.
11.     Орлов А. Осоциально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика.-2005. -№ 4. -C.95-105.
12.     Основныенаправления государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Деньги икредит. -2005. -№ 11. -C.3-29.
13.     Сидоренко А. Пятьлет сплошных побед // Вопросы экономики. -2001. -№3. -С.5.
14.     Сошникова Л.А.,Гнездовский Ю.Ю. Моделирование и анализ инфляции в Российской Федерации //Вопросы статистики. -2005. -№ 4. -C.31-33.
15.     Тарасевич Л.С.,Гребенников П. Макроэкономика: Учебник. -М.: Высшее образование, 2005. — 654с.
16.     Тарасов В.,Крылович И. Сезон инфляции. // Вопросы экономики. -2002. -№3. -С.13.
17.     Тарханов О.Инфляция // Общество и экономика. -2004. -№ 10. -C.136-156.
18.     Тимошенко Л.М.Инфляционное таргетирование: сущность и условия реализации // Вопросы экономики.-2003. -№3. -С.52-62.
19.     Тихонов А.Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность. // Банковский вестник. -2002.-№5. -С.2-6.
20.     Экономика:Учебник / Под ред. А.С. Булатова. -М.: БЕК, 1996. -678с.
21.     Сайтгосударственного комитета статистики www.gsk.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
/>
/>

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
/>
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.