Содержание
Введение
Теоретические основы реализации инвестиционной политикипредприятия
Оценка инвестиционной политики предприятия
Проблемы формирования эффективнойинвестиционной политики предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Одним из наиболее важныхфакторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложениякапитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующегопроизводственного аппарата с целью получения прибыли.
Исследование проблемыинвестирования всегда находилось в центре экономической науки. Это обусловленотем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственнойдеятельности, определяя процесс экономического роста в целом.
Инвестиционный проектупотребляется в двух смыслах:
первый — дело, деятельность,мероприятие, предполагающее осуществление комплекса действий, обеспечивающихдостижение определенных результатов. Это понятие подменяется близкими по смыслу- «хозяйственное мероприятие», «комплекс работ», «проект».Это синтетический свод технико-экономических документов, в которыхобосновывается новое строительство, реконструкция, техническое перевооружениеили расширение действующих производственных и других объектов;
второй — системаорганизационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых дляосуществления действий или описывающих такие действия.
Объектами инвестиций являютсястроящиеся, реконструируемые, технически перевооружаемые и расширяемыепредприятия, здания и другие основные фонды, предназначенные для производствановых видов продукции.
Объекты инвестиций различаютсяпо масштабам проекта, его направленности — коммерческая, социальная,экономическая, связанная с государственными интересами, по характеру цикласоздания продукции ресурса и его элементов (стадий) — проектно-конструкторскиеработы, расширение производства, утилизация отходов.
Инвестиционный процесс опираетсяна систему проектирования и продукцию этой системы — проекты. При обоснованииинвестиционного проекта ведется поиск и отбор новейших достиженийнаучно-технического прогресса, наиболее эффективных, способствующих подъемупроизводства на новую ступень технического развития.
Целью курсовой работы на тему«Инвестиционная политика предприятия» является расчет экономическойэффективности реальных инвестиций на техническое перевооружение предприятия,правила выбора инвестиционных проектов. Для этого нам необходимо решить следующиезадачи:
изучить теоретические основыреализации инвестиционной политики предприятия;
рассмотреть основные критериивыбора инвестиционной политики предприятия;
изучить проблемы формированияэффективной инвестиционной политики.
Теоретические основы реализации инвестиционной политикипредприятия
Инвестиционные процессы — важнейшийэлемент общественного производства. Без них немыслимо воспроизводство. Это нетолько замена выбывающих в процессе естественного износа средств труда, но иувеличение мощностей производства, в том числе на более высоком качественномуровне, обеспечение нормальной жизни населения. [1]
Инвестиционная деятельность — процесс,направленный на интенсификацию экономического роста. Увеличение реальногокапитала общества повышает производственный потенциал экономики. Инвестиции впроизводство, в новые технологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбекак на внутреннем, так и на внешнем рынке, дают возможность более гибкогорегулирования цен на свою продукцию.
Инвестиции играют исключительноважную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего длядостижения следующих целей:
расширения и развитияпроизводства;
недопущения чрезмерного моральногои физического износа основных фондов;
повышения технического уровняпроизводства;
повышения качества и обеспеченияконкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
осуществления природоохранныхмероприятий;
приобретения ценных бумаг ивложения средств в активы других предприятий.
Главными аргументами в пользунеобходимости инвестиций являются рост эффективности производства имаксимизация прибыли. Инвестиционный процесс с точки зрения движения физическихвеличин представляет собой следующую цепочку явлений:
создание инвестиционных товаров;
процесс освоения новыхпроизводственных мощностей;
эксплуатация объекта внормальном режиме в целях производства товаров (услуг).
Инвестиционный процесс с точкизрения движения финансовых величин представляет собой вложение денежных сумм сцелью получения дополнительного дохода. Участниками этого процесса являются:
собственники денег, которыехранят сбережения либо у себя, либо передавая их в доверительное пользование;
инвесторы, которые осуществляютденежные вложения в проекты либо сами, либо обращаясь к финансовым посредникам;
финансовые посредники. [2]
Инвестор принимает решение овложении средств, исходя из целого ряда факторов. К наиболее важным из нихотносятся:
1) отрасль промышленности, ккоторой принадлежит предприятие.
2) эффективность управлениякомпанией.
3) наличие информации оструктуре собственности предприятия, его финансовом положении.
4) достаточный уровень прибыльностипроизводственной деятельности по сравнению с торговлей и спекуляциями нафинансовом рынке, которые до сего времени обеспечивали весьма быстрый и высокийдоход.
При выборе критериев расширенияэкономической деятельности директора российских предприятий назвали в качествеглавных следующие: максимизацию или повышение прибыли (31%), рост заработнойплаты и прибыли (24%), рост среднего уровня заработной платы (26%), рост объемавыпуска продукции (51%), повышение уровня занятости (36%), рост доходов управленческогоперсонала (24%)), государственные субсидии (2%). [3]
В разработке прогноза, развитияи размещения отраслей народного хозяйства важным является поиск наиболее эффективныхвариантов удовлетворения потребностей страны или ее регионов в рассматриваемомвиде продукции.
Увеличить выпуск продукции надействующих мощностях предприятий в отраслях промышленности за счетрационализации, модернизации техники и интенсификации технологических процессови более капиталоемких форм воспроизводства — технического перевооружения,реконструкции, расширения действующих предприятий и нового строительства. Всеформы имеют разные потенциалы по приросту продукции, объемам и эффективности инвестиций.Чем выше эффективность инвестиций в форму воспроизводства и короче срокиреализации мероприятий. Чем ниже эффективность инвестиций, продолжительнеесроки реализации мероприятий, тем больше прирост продукции, выше потенциалпроводимых мероприятий, больше новых принципиальных решений по обновлениюпродукции.
Техническое перевооружениедействующих предприятия требует разработки проектов и смет. Эффективностьинвестиций в эти мероприятия выше, чем в новое строительство и расширение, таккак пассивная часть фондов остается без изменения, и это дает значительнуюэкономию капитальных вложений.
Расширение действующегопредприятия — осуществление по утвержденному в установленном порядке новомупроекту строительства, последующих очередей действующих предприятий,дополнительных производственных комплексов и новых производств, расширениесуществующих цехов основного производственного назначения со строительствомновых действующих вспомогательных и обслуживающих производств, хозяйств,коммуникаций на территории действующего предприятия.
Существующие методы оценкиэффективности инвестицийразделяют на две основные группы:
простые или статические;
методы дисконтирования.
Привлекательность инвестиционныхпроектов, включенных в список вариантов инвестиций, оценивается по ихэффективности и финансовой состоятельности.
Расчет срока окупаемостиинвестиций и вычисление простой нормы прибыли относят к методам оценкиэффективности инвестиций.
Статистические методы оценкиэффективности инвестиций. Срок окупаемости
Под сроком окупаемостиинвестиций понимается ожидаемый период возмещения первоначальных вложений изчистых поступлений. Таким образом, исчисляется тот период времени, за которыйпоступления от оперативной деятельности предприятия покроют затраты наинвестиции. Этот метод прост для расчетов, поэтому он иногда используется какочень грубый метод оценки риска инвестирования.
Данный метод обладает такжесерьезными недостатками: [4]
выбор нормативного срокаокупаемости может быть субъективен;
метод не учитывает доходностьпроекта за пределами срока окупаемости и не может быть использован длясравнения вариантов проектов с одинаковыми периодами окупаемости, но различнымисроками жизни;
метод не годится для оценкипроектов, нацеленных на выпуск принципиально новой продукции;
точность расчетов по такомуметоду в большой степени определяется частотой разбиения срока жизни проекта наинтервалы планирования;
«статичность» показателя,невозможность учета временной стоимости денег.
Простая норма прибыли
На основании сравненияинвестором расчетной величины нормы прибыли с минимальным или средним уровнемдоходности делается заключение о целесообразности дальнейшего анализа данногоинвестиционного проекта.
Преимущества методапростойнормы прибыли:
простота расчетов;
оценки прибыльности проекта.
Недостатки метода:
не учитывается ценность будущихпоступлений;
существует большая зависимостьот выбранной в качестве ставки сравнения величины чистой прибыли;
расчетная норма прибыли играетроль средней за весь период.
Дисконтированные критерии
Дисконтирование — операция,обратная начислению сложного процента, используемая для приведения будущихстоимостей к настоящему(текущему) моменту. Позволяет определить текущуюстоимость Р (т.е. реальную ценность на данный момент) будущих платежей (поступлений)Рг, осуществляемых через n лет при ставке процента,равной г,
/> (1)
Критерии, основывающиеся натехнике расчета временной ценности денег, называются дисконтированнымикритериями. В расчетах критериев используется понятие ставки процента,на величину которой влияют три составляющие — инфляция, риск и альтернативнаявозможность использования денег, которая отражается следующим равенством:
/> (2)
где:
г — ставка процента;
1R — темпинфляции;
MRR — минимальнаяреальная норма прибыли;
RI — коэффициент,учитывающий степень инвестиционного риска, как связанного с неустойчивостьюполучения дохода от конкретного капиталовложения, так и рыночной конъюнктурой.
В финансовой практике фирм врыночной экономике для собственного капитала ставка процента (или нормадисконта) определяется исходя из депозитного процента по вкладам. В случае,когда весь капитал является заемным, ставка процента представляет собойсоответствующую процентную ставку, определяемую условиями процентных выплат ипогашений по займам. В качестве ее приближенного значения могут бытьиспользованы существующие усредненные процентные ставки по долгосрочнымбанковским кредитам.
В практике инвестиционногопроектирования в настоящее время наиболее употребимы следующие дисконтированныекритерии оценки эффективности проектов:
1. Чистая текущая ценность NPV (net present value)или чистая современная стоимость.
2. Индекс рентабельности (прибыльности)PI (Profitability index).
3. Отношение выгод к затратам B/Cmti (benefit to cost ratio).
4. Внутренняя норма доходностипроекта IRR (internal rate of return).
5. Период окупаемости РВР (payback period).
Введем дополнительныеобозначения:
Bt — выгоды проекта в год t;
Ct — затраты проекта в год t;
t = 1,...,n — годы жизни проекта.
Рассчитаем перечисленныекритерии.
Чистая текущая ценность (NPV) — дисконтированный показатель ценности проекта,определяется как сумма дисконтированных значений нетто-поступлений, получаемыхв каждом году в течение срока жизни проекта. Любой проект, дающий положительноезначение NPV при выбранной ставке дисконтирования (обычнопринимается равной альтернативной стоимости капитала) является приемлемым. NPV является наиболее широко используемым показателем длявыбора из сравниваемых взаимоисключающих проектов.
Чистая текущая ценность: [5]
/> (5)
Отрицательное значение NPV свидетельствует о неэффективности использования денежныхсредств: норма доходности меньше необходимой.
Для расчета NPVясно, что абсолютное значение чистой текущей ценности (NPV)зависит от двух видов параметров. Первый — характеризует инвестиционный процессобъективно, он определяется производственным процессом. Ко второму виду следуетотнести параметр — ставку процента.
Например, проанализируемзависимость NPV от ставки г для случая, когда вложенияосуществляются в начале процесса, а отдача — равномерная. Когда процентнаяставка достигает некоторого значения г, эффект инвестиций оказывается нулевым. Любаяставка, меньше чем г*, соответствует положительному значению NPV(рис.1).
При высоком уровне ставкипроцента отдаленные платежи оказывают малое влияние на NPV.Поэтому различные по продолжительности периодов отдачи варианты могут оказатьсяравноценными по конечному экономическому эффекту. Поэтому при всех прочихравных условиях проект с более длительным периодом поступлений доходовпредпочтительней.
Индекс рентабельности (прибыльности),PI показывает относительную прибыльность проекта илидисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на единицувложений. Исследователи проектов используют различные подходы к его исчислению.Одни — рассчитывают PI делением чистой текущей ценностиот проекта на стоимость первоначальных вложений, т.е.
/> (6)
где NPV- чистая текущая ценность проекта; Со — первоначальные затраты. Вэтом случае критерий принятия решения аналогичен решению, основанному на NPV, т.е. PI > 0.
Рис.1
/>
Проекты с большим значением индексаприбыльности являются более устойчивыми, но очень большие значения индексприбыльности не всегда соответствует высокому значению NPVи наоборот, т.к имеющие высокую чистую текущую ценность проекты не обязательноэффективны, и, следовательно, имеют небольшой индекс прибыльности.
Отношение выгоды/затраты илиприбыли/издержки является частным от деления дисконтированного потока (суммы) выгодна дисконтированный поток затрат и рассчитывается по формуле:
/> (7)
Этот критерий является частнымслучаем критерия индекса прибыльности. Если отношение B/Cratio больше единицы, то доходность проекта выше,чем минимально требуемая, и проект считается привлекательным[6].
Отношение (выгоды/затраты) показывает,насколько можно увеличить затраты, чтобы не превратить проект в финансовонепривлекательное предприятие. Например, расчетное значение критерия, равное1,05, показывает, что при росте затрат более чем на 5% значение критерия упадетниже точки «безубыточности», в которой совокупные проектные доходыравны суммарным расходам (1,00).
На графике (рис.1) видно, что гесть IRR. Если капиталовложения осуществляются толькоза счет привлеченных средств, причем кредит получен по ставке I,то разность (г* — i) показывает эффектинвестиционной (предпринимательской) деятельности. При г* = i доход только окупает инвестиции(инвестиции бесприбыльны), при г* I инвестиции убыточны.
/>
Рис.3. Влияние издержек надоходы от проекта
Внутренняя норма доходностипроектов, принятых для финансирования, варьируется в зависимости от отраслиэкономики и от формы собственности, т.е. от того, является ли проект частнымили государственным предприятием. В основе вариантности лежит, во-первых,различные степени риска, во-вторых, частные инвесторы, как правило, преследуюттолько свои интересы при выборе объекта для инвестирования и требуют гораздобольшего уровня нормы прибыли, чем государство, решающее социальные задачи.
Внутреннюю норму прибыльностииногда рассматривают как предельный уровень доходности инвестиций, что можетбыть критерием целесообразности дополнительных вложений в проект.
К достоинствам этого критерияможно отнести объективность, независимость от абсолютного размера инвестиций,оценку относительной прибыльности проекта, информативность. Кроме того, онлегко может быть приспособлен для сравнения проектов с различными уровнямириска: проекты с большим уровнем риска должны иметь большую внутреннюю нормудоходности. Но у него есть и недостатки: сложность расчетов и возможнаясубъективность выбора нормативной доходности, большая зависимость от точностиоценки будущих денежных потоков.
Период окупаемости — этокритерий аналогичен критерию срока окупаемости, но использует дисконтированныезначения затрат и выгод, т.е. под периодом окупаемости (РВР) понимается тотпериод времени, за который поток дисконтированных проектных доходов станетравным дисконтированному потоку затрат. Поэтому значение критерия не должнопревышать срока жизни проекта[7].
Критерии NPV,IRR и PI являются фактическиразными версиями одной и той же концепции, и поэтому их результаты связаны другс другом.
Таким образом, можно ожидатьвыполнения следующих математических соотношений для одного проекта:
если NPV> 0, то PI > 1, IRR >г;
если NPV
если NPV= 0, то PI = 1, IRR = г,
где г — требуемая нормадоходности (альтернативная стоимость капитала).
При работе по указаннымкритериям у аналитиков иногда возникают некоторые проблемы, решение которыхлежит вне инструментария расчетов[8], например:
а) для вычисления NPV и РВР необходимо заранее определить размер процентнойставки;
б) знак некоторых денежныхпотоков может меняться более чем один раз, и тогда такой денежный поток можетиметь вид графика, представленного на рис.4.
Например, для данного проектасуществует несколько значений г*, при которых NPV = 0,что усложняет сравнение i*, r2*,г3* и т.д. с банковской учетной ставкой; в подобных случаяхпроектный аналитик в качестве значения критерия IRR дляпринятия инвестиционного решения предлагает использовать наименьшее значение извсего полученного ряда;
/>
Рис.4. Зависимость NPV от ставки процента при значениях IRR
в) в процессе расчетов NPV для альтернативных проектов необходимо дисконтироватьстрого к одному и тому же моменту времени.
Кроме того, встает вопрос онеобходимости «человеко-машинного» способа принятия решения вотношении альтернативных проектов. Эксперт должен четко представлять возможныепоследствия принимаемых им решений.Оценка инвестиционной политики предприятия
ОАО Канашский завод «Стройтехника»предполагает производить электротехническую технику, а именно трансформаторысварочные.
Главной целью настоящего бизнесаявляется получение прибыли за счет производства и реализации конкурентоспособнойпродукции.
Реализация бизнес-плана позволитрешить следующие задачи:
Удовлетворить потребности рынкав данной электротехнической технике.
Создать новые источникиполучения прибыли за счет диверсификации предприятия.
Обеспечить загруженностьпроизводственных мощностей.
Результатом прогноза должно бытьдоказано, что выпуск необходимой продукции требует расширения производства засчет форм воспроизводства основных фондов технического перевооружения,реконструкции, которые позволят удовлетворить потребности страны региона.
Инвестиционный проект (ИП) — обоснованиеэкономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальныхвложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработаннаяв соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядкестандартами (нормами и правилами), а также описанием практических действий поосуществлению инвестиций (бизнес-план). Это официальная трактовка, котораяопределяет государственное понимание термина инвестиционный проект[9]. Однаконекоторые экономисты придерживаются другого мнения.
Как и любой вид анализа, анализэффективности инвестиционного проекта имеет определенные цели и задачи. Говоряо целях анализа эффективности состоятельности, следует заметить, что основнойцелью анализа является принятие решения о реализации инвестиционного проекта. Крометого, может быть выделена такая стратегическая цель анализа эффективности, какулучшение экономического состояния государства, которое выбирает для реализациинаиболее эффективные проекты.
В ходе анализа эффективностиинвестиционного проекта финансовой службой предприятия должны быть решеныследующие задачи[10]:
1. Проведение агрегированногоанализа проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов.
2. Разработка схемыфинансирования проекта.
3. Обеспечение максимизацииприбыли от реализации инвестиционного проекта.
Если для реализации проектатребуются заемные средства, то анализ эффективности инвестиционного проектаможет быть проведен кредитными организациями и другими инвесторами. В этомслучае задачами анализа инвестиционного проекта будут являться:
1) анализ соответствия объемасредств, запрашиваемых предприятием, тому объему заемных средств, которыйреально необходим для обеспечения эффективности проекта;
2) минимизация риска, связанногос инвестированием средств в проект;
3) выбор проекта, наиболееотвечающего интересам кредитора.
Целью настоящей работы являетсяанализ предполагаемого производства продукции и обоснование решенийстратегического планирования ОАО «Стройтехника».
На рынке ощущается недостатокэтой продукции.
Необходимые инвестиции дляорганизации серийного производства электрической техники, указанного видасоставляют 709.1 тыс. руб., в том числе средства инвестора в размере 222.2 тыс.руб.
Ежегодный объем прибыли послевыхода на планируемый объем продаж (2008 год) составит 611.1 тыс. руб.
Инвестором является КБ «Ульяновск»,который имеет непосредственные интересы в успешной деятельности ОАО «Стройтехника»,так как участвует в его уставном капитале.
Инвестиционный кредит являетсяльготным (процентная ставка составляет 11.7% годовых). Срок его погашения приработе предприятия по запланированному графику — 25 месяцев.
Источником погашения кредита ипроцентов по нему является прибыль от производства указанной техники, причемпогашение процентов по кредиту начинается через 6 месяцев после началаинвестирования.
Участие инвестора в уставномкапитале предприятия и получение процентов позволит ему получить к 2010 годудоход равный 274.1 тыс. руб.
Обеспечением заемщика подпредоставляемый кредит является залог имущества предприятия и прибыль,получаемая от всех направлений финансово-хозяйственной деятельности.
Канашский авторемонтный заводорганизован решением Чувашского Совнархоза 5 мая 1961 года на баземоторно-ремонтного цеха завода автозапчастей (в бывшей МТС) производственнойплощадью всех крытых зданий 2526 кв. м при наличии металлорежущего оборудования25 единиц.
Валовой объем продукции за 1961год составил 220 тыс. руб. Завод производил капитальный ремонт автомобилейГАЗ-51 и ЗИС-5.
Численностьпромышленно-производственного персонала составляла 105 человек, средняязарплата одного работающего — 71 руб. в месяц.
В 1963 году завод приступил кремонту новой марки автомобилей ЗИЛ-585 и их агрегатов.
В 1964 году во исполнениеПостановления Совета Министров РСФСР № 271 от 8 марта 1962 года был заложенпервый кирпич по строительству главного корпуса авторемонтного цеха и начатостроительство 64-х квартирного жилого дома. С 1964 года завод стал работатьрентабельно.
Постановлением главы Канашскойгородской администрации № 340 от
19.07.1993 г. в соответствии сУказом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованиюгосударственных предприятий, добровольных объединений государственныхпредприятий в акционерное общество от 1 июля 1992 года № 741 зарегистрировано Акционерноеобщество открытого типа „Стройтехника“.
В соответствии с Уставомосновными видами деятельности акционерного общества являются: производствоприцепов, полуприцепов для перевозки строительных железобетонных изделий,сыпучих грузов, машин и механизмов; производство нестандартныхметаллоконструкций; капитальный ремонт автомобилей, двигателей, агрегатовЗИЛ-130, МАЗ-555; производство товаров народного потребления: банки под краски3-х литровые, банки под крем для обуви, оказание платных услуг населению.
Высшим органом управленияобществом является собрание акционеров. На основании решения общего собранияакционеров завода „Стройтехника“ и постановлением главы Канашскойгородской администрации 27 июня 2002 года зарегистрирован Устав открытого акционерногообщества Канашский завод „Стройтехника“ в новой редакции.
Документы акционерного общества открытоготипа и открытого
акционерного общества „Стройтехника“подверглись научно-технической обработке в июле 1999 года.
Основной целью общества являетсяполучение прибыли.
Основными видами деятельностиявляются:
Производство прицепов,полуприцепов для перевозки строительных железобетонных изделий, сыпучих грузов,машин и механизмов, в том числе прицепов-тяжеловозов ИН-6006, У-4005, прицеповсамосвальных С-0806, полуприцепов-панелевозов ПП-1307,полуприцепов-самосвальных ПС-1411А, производство нестандартныхметаллоконструкций; оказание платных услуг населению.
На заводе имеется 5 основных участковпо сборке прицепов и полуприцепов:
участок по сборке прицепов и полуприцепов-тяжеловозовгрузоподъемностью до 75 т;
участок по изготовлениюсамосвальных прицепов и полуприцепов;
участок по изготовлениюполуприцепов-площадок;
участок по изготовлениюполуприцепов-панелевозов;
участок по сборке осей сколесами и тормозами ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ.
Каждый участок кроме своейосновной продукции может выпускать и другую продукцию, как фургоны, контейнера,прицепы-роспуски.
Конкурентными преимуществами продукциипредприятия по отношению к аналогичной продукции других производителей являетсяудобное географическое расположение завода, повышенная прочность, надежность (особенноходовой части), допуски незначительных перегрузок, модифицируемость.
Географическое местоположение,занимаемое предприятием, обуславливает охват рынка практически на всейевропейской части России, также Уральский и Сибирский регионы за счет новыхвидов продукции, шалогов которой не производят конкуренты (модернизированныйавтовоз нa 8 автомобилей ВАЗ, полуприцепы сгидравлическими трапами, низкорамные прицепы).
Таким образом, в 2003 годускладывается благоприятная обстановка для производства электротехническуютехнику, а именно трансформаторы сварочные, на существующих мощностях ОАО»Стройтехника" г. Канаша без увеличения производственных фондов и присложившемся уровне трудовых ресурсов. Этот вывод подтверждается сформированнойпрограммой производства на 2008 год и регионами потребителей продукции ОАО«Стройтехника».
Формирование рыночных отношенийпредполагает конкурентную борьбу между различными товаропроизводителями,победить в которой могут те из них, кто наиболее эффективно использует все видыимеющихся ресурсов.
Условия перехода к рыночнойэкономике побуждают трудовые коллективы к постепенному поиску резервовповышения эффективности использования всех материально-вещественных факторовпроизводства, в том числе и основных фондов.
Более полное и рациональноеиспользование основных фондов и производственных мощностей предприятияспособствует улучшению всех eгoтехнико-экономических показателей: росту производительности труда, повышениюфондоотдачи, увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости.
Кроме основных производственныхучастков на заводе имеются следующие технологические производства:
Механообработки;
заготовительный;
Сварочное;
Гальваническое;
Прессовки;
Электроизмерительное;
Окраски;
Транспортный;
Сборочное.
Стоимость основныхпроизводственных фондов составляет 22327 тыс. руб., со средним износом 42%. Общееколичество оборудования 257 единиц. Списочная численность рабочего иобслуживающего персонала 114 чел.
Предприятие имеет удобнорасположенные железнодорожные пути, необходимые энергетические ресурсы, а такжеквалифицированные инженерные и рабочие кадры.
Характеристика продукции:
Однофазные, однопостовыесварочные трансформаторы предназначены для ручной дуговой сварки покрытымиметаллическими электродами. Имеют падающие внешние характеристики.
/>
ТДЭ-20-01 ТДМ-30-00/26[11][8] ТДМ-50-02
Рис.1 Внешний видтрансформаторов сварочных.Тип трансформатора Способ регулирования тока Способ передвижения ТДЭ-20-01 Электрический Переносной ТДМ-30-00 Механический Передвижной ТДМ-50-02 Электромеханический Передвижной
Основные параметрытрансформаторовТип трансформатора Номинальный сварочный ток, А Номинальное рабочее напряжение, В Минимальный сварочный ток, А Минимальное рабочее напряжение. В Номинальный режим работы, ПН% ТДЭ-20-01 200±10% 28±10% 90±10% 22,8±10% Не менее 20 ТДМ-30-00 300±10% 42±10% 120±10% 22,4±10% 60 ТДМ-30-26 300±10% 42±10% 120±10% 22,4±10% 65 ТДМ-50-02 500±10% 60±10% 250±10% 24±10% 60
ПН — перемежающийся режим работыпри цикле 5 мин. без отключения первичной обмотки трансформатора от сети вовремя паузы.
Габаритные размеры, весТип трансформатора Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Вес, кг ТДЭ-20-01 390 230 500 50 ТДМ-30-26 900 540 950 120 ТДМ-30-00 900 540 950 120 ТДМ-50-02 620 550 950 200
По сравнению с зарубежнымианалогами основными преимуществами являются:
Низкая цена;
Адаптированность к российскимэлектрическим сетям;
Надежность и простотаэксплуатации.
Проведенные маркетинговыеисследования по предлагаемой продукции свидетельствуют о существованиизначительного объема спроса на сварочные трансформаторы.
Потенциальными потребителямиявляются строительные фирмы и физические лица.
Спрос на данную продукциюстабилен, так как сварка является важнейшим компонентом технологическогопроцесса строительства.
В настоящее время ведутсяпереговоры и подписаны предварительные договоры на поставку этой техникистроительным компаниям.
Основными конкурентами являютсязарубежные поставщики из Москвы и московской области и Ростова и Ростовскойобласти, однако, ввиду очень высокой цены на их продукцию не следует ожидатькакой-либо серьезной конкурентной борьбы; а также поставщики из г. Лермонтов (завод“Микроом”), которые составляют конкуренцию.
Маркетинговой службойпредприятия выявлена потенциальная потребность рынка на период до 2010г. Сегментациярынка этой электрической техники проведена по географическому признаку.
Маркетинговые исследования,проведенные по этому рынку, свидетельствуют о том, что рынок являетсяолигополистическим, и при существующем уровне цен и качественных параметрахпродукции ОАО «Стройтехника» вполне может стать лидирующимпредприятием в этой области.
Перспективы развития рынкаэлектротехнических изделий позволяют прогнозировать увеличение объемов продаж исоответствующую загрузку производственных мощностей предприятия.
Данная электрическая техникапрошла этап экспериментального освоения и отработки технологии на предприятии. Трудностив освоении технологии практически отсутствуют. Сопоставление возможного объемапродаж с производственными возможностями предприятия позволяет спрогнозироватьобъемы производства и реализации продукции на период до 2011 года.
Это состояние проиллюстрированотабл.2.
Трудоемкость изготовленияэлектрической техники по видам работ представлена в табл.3.
Производство данной электрическойтехники организуется на действующих производственных площадях ОАО «Крон»с использованием существующего оборудования. Однако для серийного производстванеобходимы затраты на приобретение дополнительного оборудования и оборотныхсредств, на техническую подготовку производства и его частичную реконструкцию. Потребностьв этих средствах указана в табл.4.
Потребность в материальныхресурсах, с указанием основных поставщиков представлена в табл.5.
Производство новых видовэлектрической техники не повлечет за собой дополнительного набора персонала ирабочих кадров и их обучения, а требуется лишь определенная перестановкаработников.
Смета расходов на производствоэлектрической техники представлена в табл.6.
Калькуляция по видампредлагаемой электрической техники представлена в табл.7.
Необходимые размеры инвестицийсвязаны с освоением нового производства и новых технологий. В связи с этимтребуется проведение реконструкции и технического перевооружения рядапроизводств.
Для этого необходимо следующее:
Приобретение оборудования;
Строительно-монтажные работы,связанные с монтажом и демонтажем оборудования;
Необходимыепроектно-конструкторские работы;
Технологическая подготовкапроизводства;
Общая потребность в инвестицияхсоставляет на период 2008-2011 г. г.709.1 тыс. руб., в том числе в 2008 г. — 271.27тыс. руб.
Инвестором выступает КБ «Ульяновск»
Инвестиции представляютсяинвестиционным кредитом и участием КБ «Ульяновск» в уставном капиталеОАО «Стройтехника».
Структура инвестиционныхиздержек представлена в табл.8.
Наибольших вложений потребуетпополнение оборотных средств, так как на предприятие испытывает недостаток собственныхоборотных средств.
Источниками финансированияявляются:
Средства инвестора в размере 222.22тыс. руб. с финансированием во 2 квартале 1999 года;
Собственные средства предприятияв общей сумме
486.88 тыс. руб. (за счетреинвестирования части прибыли и амортизационных отчислений).
Общая схема финансированияпредставлена на табл.9.
В течение первых двух лет (2008-2009г.г) всю чистую прибыль предприятия предполагается направить на развитиепроизводственных мощностей и пополнение оборотных средств. В 2009 г. предусматриваетсяначало погашения кредита и выплата гарантированных дивидендов инвестору. С 2008года начисление дивидендов предусматривается всем участникам проекта. Возвратитькредит планируется в конце 2011 года. При этом инвестор получит доход в видепроцентов в сумме 48.08 тыс. руб. и гарантированный доход в виде дивидендов всумме 101.08 тыс. руб. Кроме того, участие в прибыли 2011 года позволитполучить еще 125 тыс. руб. Таким образом, инвестор получит доход внедисконтированных оценках равный 274.16 тыс. руб.
Обеспечением по кредиту являются:
Залог имущества предприятия;
Участие кредитора в уставномкапитале предприятия;
Прибыль, получаемая предприятием(в том числе и от других бизнес — линий).
План маркетинговых действийвключает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервиснуюполитику и стратегию.
Товарная политика ОАО «Стройтехника»предполагает обеспечение широкого ассортимента различных модификацийпредлагаемых моделей трансформаторов и гибкое приспособление к рыночнымусловиям.
Товарная стратегия предприятияпредусматривает:
Создание различных модификацийданной электрической техники по ограниченному набору базовых моделей;
Учет требований потребителя кхарактеристикам предлагаемой техники;
Различную комплектацию припоставке;
Постоянное улучшениеэлектротехнических показателей и эксплуатационных характеристик.
Ценовая политика поэлектрической технике увязана с общими целями предприятия и включаетформирование кратко — и долгосрочных целей на базе издержек производства испроса на продукцию, а также цен конкурентов.
Ценовая стратегия должнабазироваться на товарной политике и предполагает:
Использование механизма гибкихцен в зависимости от модификации и комплектации электрической техники;
Хорошее качество при ценах нижезарубежных аналогов;
Разработку системы льгот искидок в зависимости от условий поставки.
В основе стратегииценообразования лежит метод средних затрат, который предусматриваетустановление рыночной цены исходя из издержек производства при загрузкепроизводственных мощностей (80%) и прогнозируемом уровне прибыли, сопоставимымсо средней учетной ставкой.
Сбытовая политика ОАО «Стройтехника»ориентирована на формирование и стимулирование спроса на продукцию.
Сбытовая стратегия заключается в:
Создании и регулированиикоммерческих связей;
Рекламной деятельности вразличных формах;
Участии в выставках и ярмарках ипрезентации демонстрационных образцов.
Сервисная политика предприятияпредполагает пред — и после продажный сервис.
Предпродажный сервисориентирован на постоянное изучение, анализ и учет требований заказчиков сцелью совершенствования изделий.
Послепродажный сервиспредусматривает комплекс работ по гарантийному и послегарантийному обслуживанию(ремонт, поставка запасных частей, обучение персонала и т.д.). Гарантийный срокна эту технику составляет 1 год, что превышает соответствующие мировыестандарты.
Потенциальные риски ОАО «Стройтехника»представлены производственными рисками, коммерческими рисками, финансовымирисками и рисками, связанными с форс-мажорными обстоятельствами.
Производственные риски связаны сразличными нарушениями в производственном процессе или в процессе поставоксырья, материалов и комплектующих изделий.
Мерами по снижениюпроизводственных рисков являются действенный контроль над ходомпроизводственного процесса и усиление влияния на поставщиков путем ихдублирования.
Коммерческие риски связаны среализацией продукции на товарном рынке (уменьшение размеров и емкости рынка,снижение платежеспособного спроса, появление новых конкурентов и т.п.)
Мерами по снижению коммерческихрисков являются:
Систематическое изучениеконъюнктуры рынка;
Создание дилерской сети
Рациональная ценовая политика
Создание сети сервисногообслуживания
Реклама и т.д.
Финансовые риски вызываютсяинфляционными процессами, всеобъемлющими неплатежами, колебаниями курса рубля ит.п. Они могут быть снижены путем создания системы финансового менеджмента на предприятии,работе с дилерами и потребителями на условиях предоплаты и т.д.
Риски, связанные сфорс-мажорными обстоятельствами, — это риски, обусловленные непредвиденнымиобстоятельствами (стихийные бедствия, смена политического курса страны,забастовка и т.п.). Мерой по их снижению служит работа предприятия сдостаточным запасом финансовой прочности.
Целью разработки настоящегофинансового плана является определение эффективности производства данных видовэлектрической техники.
Общая потребность в инвестициях,которая определена составляет 709.1 тыс. руб., в том числе в 2008 г. — 271.27тыс. руб.
Источниками финансированияявляются:
Средства инвестора в размере 222.22тыс. руб. с финансированием во 2 квартале 2008 года;
Собственные средства предприятияв общей сумме 486.89 тыс. руб., в том числе в 2008 г. — 49.05 тыс. руб. (засчет реинвестирования части прибыли и амортизационных отчислений).
План доходов и расходов и расчетчистой прибыли представлен в табл.10.
Производство электрическойтехники будет убыточно в течение одного квартала с момента инвестирования. Начинаясо 2 квартала, планируется получение прибыли в размере 19% от объема продаж. Врасчетах учтено налогообложение.
Баланс денежных расходов ипоступлений представлен в табл.11, где произведена оценка поступления ирасходования денежных средств в динамике.
Расчет потребности в оборотномкапитале представлен в табл.12.
При этом расчет произведенисходя из планируемых нормативов оборотных средств по элементам с учетомускорения оборачиваемости оборотных средств.
Срок окупаемости проекта — 5.5месяцев с начала инвестирования при ставке за кредит 11.7%.
Расчет показателей прибылипроизведен в табл.13.
При этом инвестор получит доходв виде процентов в сумме 48.8 тыс. руб. и гарантированный доход в видедивидендов в сумме 101.08 тыс. руб. Кроме того, участие в прибыли 2008 годапозволит получить еще 125 тыс. руб.
При дисконтировании этого доходапроцентной ставко/>й 11.7% годовых, инвестор получит доход вразмере 149.2 тыс. руб. (в номинальной оценке 274.2 тыс. руб.).
Таким образом, прибыль отреализации трансформаторов сварочных позволит осуществить финансированиеразвития производства, погашение кредита и процентов по нему, а также выплатудивидендов всем участникам проекта, начиная с 2009 года (в том числе инвестору,начиная с 2008 года).
График погашения инвестиционногокредита и процентов по нему указан в табл.14.
Показатель кредитного покрытияинвестиций составляет 33%, соответственно показатель самофинансированияинвестиций — 69%.
Коэффициент покрытияфинансово-эксплуатационных расходов составляет 102%. Таким образом,обеспечивается полное покрытие финансово-эксплуатационных потребностей.
Расчет показателейбезубыточности и финансовой прочности деятельности ОАО «Стройтехника»позволяет определить объем производства при котором предприятие не несет ниубытков и не получает прибыли.
Расчет безубыточности ифинансовой прочности произведен в табл.15.
Таким образом, точкабезубыточности (порог рентабельности) в 2008 году составляет 182.5 тыс. руб.; в2011 году — 1669.72 тыс. руб. (т.е. объем выручки должен составлять не менееуказанных величин соответственно).
Запас финансовой прочностисоставляет в 2008 году 220.28 тыс. руб.; в 2011 году — 2983.6 тыс.Проблемы формирования эффективной инвестиционнойполитики предприятия
При составлении финансовогоплана инвестиционного проекта предприятия по новому производствуэлектротехнической техники, а именно трансформаторов сварочных на ОАО «Стройтехника»необходимо обратить более пристальное внимание на следующие моменты:
В финансовом разделебизнес-плана необходимо продемонстрировать следующие основные моменты:
прибыльность: позволяет оценить,является ли предприятие достаточно привлекательным для участников бизнеса,чтобы рассмотреть возможность начала их участия с учетом существующих рисков;
поток наличности: позволяетоценить, являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли платежи,причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком. Очень важнопонять, что не существует автоматической зависимости между промышленностью бизнесаи его способностью генерировать наличные средства. Фактически, какой-то бизнесможет быть высоко прибыльным, но привести к банкротству ввиду нехватки наличныхсредств. Другие предприятия могут показывать убытки в бухгалтерскойдокументации, но генерировать наличные средства в счет долгосрочной перспективыразвития бизнеса.
Не существует стандартногопериода планирования. Фактически, различные виды деятельности требуютразличного периода планирования. Например, предложенному бизнесу в областилесного хозяйства могут потребоваться десятилетия для возврата первоначальныхинвестиций, в то время, как заем на покупку удобрений на этот год мог быдоказать жизнеспособность предприятия в течение одного года.
Правило «большого пальца»состоит в том, что продолжительность периода планирования должна бытьдостаточной для генерирования проектом необходимых наличных средств. Этоозначает, что в прогнозе потока наличности поступления наличных средств постояннопревышают наличные платежи без привлечения дополнительных внешних источниковфинансирования.
Частота планируемого периода:
Весь планируемый период должен бытьразделен на несколько временных отрезков для того, чтобы:
проиллюстрировать развитие бизнеса;
выявить любой критическийпериод, в течение которого бизнесу возможно потребуется финансовая поддержка.
До составления финансовойотчетности необходимо сделать некоторые допущения. Чем больше вы знаете осреде, в которой ведется бизнес (смотри начальные разделы бизнес-плана), чембольше вы знаете о системе производства, которую вы хотите внедрить, тем болеенадежными будут ваши допущения. Следует сделать предположения относительно: расчетасебестоимости единицы продукции или услуг, предположения о продажах,предположения о накладных расходах, предположения о потоке наличности,предположения об источниках финансирования плана.
Расчет себестоимости единицыпродукции или услуг заключается в установлении цены на единицу продукции/услуги выявлении переменных затрат (главным образом материалов, использованных впроцессе производства) на единицу продукции/услуг. Цена должна отвечатьположениям раздела маркетинга бизнес-плана, также как и переменные затратыдолжны соответствовать разделу плана о производстве и эксплуатации. Предположенияо продажах должны соответствовать заключениям, сделанным в разделе маркетинга.
Предположения о накладныхрасходах. Слишком многие бизнесмены не придают значения накладным расходам. Некоторыенакладные расходы являются достаточно очевидными (например, арендная плата,страховка). Другие могут быть более трудными (например, коммунальные платежи,оплата телефона, рекламы). Убедитесь, что они соответствуют разделу «Персонал»данного плана.
Для прогнозирования потоканаличности используется информация, содержащаяся в счете прибылей и убытков. Нотакже следует принимать во внимание время поступления наличных средств иплатежей.
Предположения об источниках финансированияплана, следует предусмотреть в плане использование внешних источниковфинансирования.
Заключение
Одним из обязательных условийуспешного функционирования экономики страны в целом, а также одной из важнейшихсфер деятельности любого хозяйствующего субъекта является осуществлениеинвестиционной деятельности. Жизнь и развитие человечества на земле связаны спотреблением какой-либо продукции, производимой людьми. Стадии развитиячеловечества характеризуются широким использованием общественного процессапроизводства. Прежде чем получить прибыль, доход, необходимо произвести товар иреализовать его. Без производства товаров не может быть вновь созданнойстоимости, нет источника существования экономики, жизнеобеспечения народа,людей. А чтобы произвести товар, необходимо вначале осуществить соответствующиевложения в создание предприятий, производств, пунктов сбыта и реализациивыпускаемой продукции, в их развитие, техническое переоснащение.
Влияя на расширениепроизводственных мощностей в долгосрочной перспективе, инвестиции оказываютсущественное влияние на использование уже имеющихся мощностей.
Инвестиции играют исключительноважную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего длядостижения следующих целей:
расширения и развитияпроизводства;
недопущения чрезмерногоморального и физического износа основных фондов;
повышения технического уровняпроизводства;
повышения качества и обеспеченияконкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
осуществления природоохранныхмероприятий;
приобретения ценных бумаг ивложения средств в активы других предприятий.
Главными аргументами в пользунеобходимости инвестиций являются рост эффективности производства имаксимизация прибыли. В конечном итоге они необходимы для обеспечениянормального функционирования предприятия в будущем, стабильного финансовогосостояния и максимизации прибыли.
Существующие методы оценкиэффективности инвестицийразделяют на две основные группы:
простые или статические;
методы дисконтирования.
Привлекательность инвестиционныхпроектов, включенных в список вариантов инвестиций, оценивается по ихэффективности и финансовой состоятельности.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: сизменениями и дополнениями на 1 окт. 2007 г. — М.: Проспект, 2007. — 511 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: с изменениями и дополнениями на15 янв. 2003 г. — М.: Проспект, 2003. — 156 с.
3. Закон о бухгалтерском учете: федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N129-ФЗ. — М.: ПРИОР, 1997. — 16 с.
4. Федеральный Закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 06.12.2007)«Обинвестиционных фондах» (принят ГД ФС РФ 11.10 2001) (с изм. и доп.,вступающими в силу с 12.03.2008) // «Собрание законодательства РФ» — 10.12.2007.
5. Абрамов СИ. Инвестирование. М.: Экономика. 2006.
6. Борисов А.В. Большой экономический словарь. — М.: — Книжный мир, 2006.
7. Вахрин П.И. Инвестиции. М.: Дашков и К., 2006.
8. Глазьев В.Н. Устойчивый рост требует инвестиций. \\ Финансист. М., 2007,№5.
9. Игошин Н.В. Инвестиции. М.: Финансы. 2005.
10. Ильин С.С., Маренков Н.Л. Экономическая теория. М.: Икар. 2007.
11. Калашников И. Инвестиционная система: воспроизводственный аспект. М.: Экономист,2007. № 9.
12. Малютин А.С. Резервы эффективности на предприятии: (иностранный аспект):Монография. — Чебоксары: Чуваш, изд-во, 2007.
13. Маренков Н.Л. Основы управления инвестициями. М.: УРСС, 2005.
14. Маренков Н.Л., Маренков Н.Н. Управление инвестициями российскогопредпринимательства.М., УРСС, 2006.
15. Маренков Н.Л. Инвестиции. Серия «Учебники МГУ». Ростов н/Д:«Феникс», 2005.
16. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учеб. Пособие. — М.:ИНФРА-М, 2004.
17. Слипенчук М.В. Инвестиции — фактор развития экономики России. М.: Икар,2006.
18. Слипенчук М.В. Структурные особенности источников инвестиций. Экономист-М.,2006. № 10.
19. Социально-экономические преобразования в ЧР. Материалы итоговойконференции преподавателей, докторантов, аспирантов — Чебоксары: Изд-во ЧГУ,2006.С. — 219.
20. Шепеленко Т.Н. Экономика, организация и планирование производства на предприятии:Учеб. пособие для студентов экономических вузов.3-е изд. доп. и перераб. Серия«Экономика и управление». — Ростов н/Д: Издательский центр МарТ, 2006.
21. Экономика и управление малой фирмой: Учебное пособие. / Под ред. И.В. Мишуровой.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
Приложение
Таблица 1. Структурабизнес — планов в соответствии с типологией по объектам бизнесаРаздел бизнес — плана По бизнес — линиям По предприятию Новому Действующему /> Развитие Финансовое оздоровление Концепция бизнеса (резюме) + + + Общая характеристика предприятия Ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии + + + Краткие сведения по плану финансового оздоровления Характеристика объекта бизнеса + + + Анализ финансового состояния предприятия Исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция) + + + Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию хозяйственной деятельности Организационный план, в т. ч. правовое обеспечение - + - Рынок и конкуренция Персонал и управление + + + Деятельность в сфере маркетинга предприятия План производства + + + План производства План маркетинговых действий (комплекс маркетинга) + + + Финансовый план Потенциальные риски + + + /> Финансовый план и финансовая стратегия + + + />
Таблица 2. Объемы производства иреализации электрической техники
2008-2011 гг.Всего выручка по годам ТДМ-50-02 ТДМ-30-26 ТДМ-30-00 ТДМ-20-01 Наименование продукции - 15277.7 13888.8 5555.5 4166.6 Цена за единицу, руб. /> - 10 10 50 количество 2008г. 402.7 - 138.8 55.5 208.3 Сумма, тыс. руб. /> 25 50 50 50 количество 2009 г. 1562.5 381.9 694.4 277.7 208.3 Сумма, тыс. руб. /> 50 100 100 50 количество 2010г. 2916.6 763.8 1388.8 555.5 208.3 Сумма, тыс. руб. /> 100 150 150 50 количество 2011г. 4708.3 1527.7 2283.3 833.3 208.3 Сумма, тыс. руб.
Таблица 3. Структуратрудоемкости производства электрической техники, %Вид работ ТДМ-20-01 ТДМ-30-00 ТДМ-30-26 ТДМ-50-02 Раскрой металла 7,24 7,24 3 3 Намотка 15,45 15,45 15,70 15,70 Штамповка 33,31 33,31 35, 20 35, 20 Сварка 27 27 25,12 25,12 Краска 12,5 12,5 12 12 Электрические измерения 2,5 2,5 4 4 Упаковка 2,0 2,0 4,0 4,0 Всего 100 100 100 100
Таблица 4. Необходимыесредства для технической подготовки и развития производстваСтатья затрат Кол-во оборудования, ед. Сумма затрат, тыс. руб.
Поставщик
(города) Сборочный конвейер 1 14,00 Московская область Штамповое оборудование 27 5,44 Волгоград, Тюмень обмоточное оборудование 53 17,37 Ростов Н/Д, Псков Электроизмерительные приборы 157 11, 19 Псков, Чебоксары Приобретение специнструмента 253 9,17 /> НИОКР /> 0,89 /> Технологическая подготовка /> 2,33 /> Затраты на реконструкцию /> 60,78 /> Всего /> 121,18 />
Таблица 5. Потребность вматериалах и комплектующих изделияхНаименование материалов 2008г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Поставщики (города) В натуральном выражении Сумма, тыс. руб. В натуральном выражении Сумма, тыс. руб. В натуральном выражении Сумма, тыс. руб. В натуральном выражении Сумма, тыс. руб. Материалы — всего, в т. ч. /> 58,27 /> 203,12 /> 370,60 /> 1066,32 /> Металлопрокат 4,10 29,61 66,80 96,52 29,79 215,16 264,40 687,42 Челябинск, Кузбасс Электрический провод 0,02 1,71 0,05 3,89 0,09 6,61 0,12 16,80 Волгоград, Ростов Н/Д Краска 0,04 2,18 0,50 27,29 1 54,58 1,6 157, 20 Пятигорск, Краснодар, Санкт-Петербург Масло трансформаторное 50 0,69 50 0,69 50 0,69 50 1,25 Волгоград Пластик полимерный 0,01 0,25 0,05 1,25 0,07 1,75 0,12 5,40 Красноярск, Невинномысск Пластмасса 22 1,53 110 7,64 220 15,28 330 41,25 Красноярск, Невинномысск Графит электротехнический 2,75 14,60 2,75 49,58 2,75 49,58 2,75 89,25 Волгоград, Кузбасс Лента изоляционная 25 0,69 25 0,69 25 0,69 25 1,25 Красноярск, Невинномысск Медь 72 7,00 160 15,56 270 26,25 380 66,50 Ростов Н/Д Покупные комплектующие изделия — всего, в т. ч. /> 8,44 /> 61,22 /> 105,56 /> 304 /> Электродетали 80 3,78 500 23,61 1000 47,22 1600 75,56 Псков, Чебоксары Изоляторы 80 3,56 500 22,22 1000 44,44 1600 71,11 Псков, Волгоград Прочие 80 1,11 50 15,39 1000 13,89 1600 22,22
Чебоксары
Московская область Всего /> 66,72 /> 264,34 /> 476,16 /> 761,29 />
Таблица 6. Затраты напроизводство электрической техникиСтатья затрат 2008г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Основные материалы 58,27 203,12 370,60 592,40 Покупные компл. Изделия 8,44 61,22 105,56 168,89 Трансп. — заготов. Расходы 3,74 14,29 26,54 42,50 Зар. плата производственных рабочих 38,06 152,10 284,76 457,01 Премии производственным рабочим 17,13 68,44 128,11 205,66 Отчисления на соц. нужды производств. рабочих 21,25 84,93 158,97 255,13 Износ специнструмента 5,52 22,06 41,29 66,27 Общепроизводственные расходы 101,93 380,28 626,39 868,47 Общехозяйственные расходы 8,43 30,42 56,94 91,39 Производственная себестоимость 262,77 1016,85 1799,18 2747,71 Коммерческие расходы 3,16 15,26 35,98 68,69 Полная себестоимость объема производства тов. продукции 265,92 1032,10 1835,17 2816,41 Прибыль 66,48 258,03 458,79 704,10 Объем производства в оптовых ценах 332,40 1290,13 2293,96 3520,51 Объем производства в свободных отпускных ценах 402,78 1562,50 2916,67 4652,78
Таблица 7. Калькуляцияк проекту свободной отпускной цены на предлагаемые модели электрическойтехники, тыс. руб.Рентабельность,% Свободная отпускная цена Оптовая цена Прибыль Полная себестоимость Коммерческие расходы Производственная себестоимость Общепроизв. и общехоз. расходы Износ специнструмента Отчисления на социальные нужды Премиии производственным рабочим Зар. плата произв. рабочих Транс. — заготов. расходы Покупные комплектующие изделия Материалы основные Статья затрат 25 4166,667 3438,889 687,7778 2751,111 32,77778 2718,889 1127,778 56,66667 217,2222 175 388,8889 40,55556 /> 712,7778 ТДМ-20-01 2008г. 25 5555,556 4578,889 916,1111 3663,333 43,33333 3620 1127,778 56,66667 217,2222 175 388,8889 87,77778 422,2222 1144,444 ТДМ-30-00 25 13888,89 11549,17 2376,389 9172,778 108,8889 9063,889 4269,444 213,8889 822,2222 662,7778 1472,222 83,33333 422,2222 1118,889 ТДМ-30-26 25 15277,78 13635,83 2727,222 10908,61 161,1111 10747,78 4593,889 230 884,4444 712,7778 1583,333 148,3333 422,2222 2172,778 ТДМ — 50 — 02 39 4166,667 3438,889 971,1111 2467,778 60,27778 2407,5 816,6667 56,66667 217,2222 175 388,8889 40,55556 /> 712,7778 ТДМ-20-01 2011 г. 35 5555,556 4578,889 1187,5 3391,389 82,77778 3308,611 816,6667 56,66667 217,2222 175 388,8889 87,77778 422,2222 1144,444 ТДМ-30-00 43 13888,89 11549,17 3465,833 8083,333 197,2222 7886,111 3091,667 213,8889 822,2222 662,7778 1472,222 83,33333 422,2222 1118,889 ТДМ-30-26 40 15277,78 13635,83 3919,167 9716,667 236,9444 9479,722 3326,111 230 884,4444 712,7778 1583,333 148,3333 422,2222 2172,778 ТДМ-50-02
Таблица 8. Потребностьв инвестициях по годам планируемого периода, тыс. руб.Направления инвестиций 2008г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Итого инвестиций Структура,% Общая потребность в инвестициях, всего, в т. ч. 271,27 137,83 170,83 129,17 709,11 55,56 Приобретение не стандартизированного оборудования 19,44 0,00 0,00 0,00 19,44 1,50 Приобретение оснастки и спец инструмента 38,48 0,00 0,00 0,00 37,72 2,94 НИОКР 0,89 0,00 0,69 0,69 2,28 0,17 Технологическая подготовка производства 2,33 0,00 0,69 0,69 3,72 0,28 Реконструкция производства 57,44 0,00 0,00 0,00 60,78 4,83 Пополнение оборотных средств 146,94 136,25 166,67 125,00 574,86 45,06 Проведение маркетинга 1,69 0,83 1,39 1,39 5,31 0,39 Неучтенные расходы 1,41 0,75 1,39 1,39 4,94 0,39
Таблица 9. Источникифинансирования, тыс. руб.Источники финансирования 2008г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Итого Инвестиционный кредит 222,22 0,00 0,00 0,00 222,22
Прибыль от производства электрической
техники 33,44 110,03 149,17 107,50 400,14 Амортизация 15,61 21,67 21,67 21,67 80,61 Переходящий остаток прибыли 0,00 1,00 2,00 3,00 4,00 Всего инвестиций 271,28 137,83 170,83 129,17 709,11
Таблица 10. План доходов ирасходов, тыс. руб.Чистая прибыль Налоги на прибыль Валовая прибыль Налоги, включаемые в себестоимость Затраты на производство реализованной продукции Выручка от реализации Наименование показателя -12,4167 1,583333 -10,8333 1,572222 60,69444 47,36111 2 кв. 2008г. 19,91667 3,583333 25,16667 3,527778 91,16667 116,3333 3 кв. 47,08333 5,083333 52,16667 4,977778 114,0278 166, 1944 4 кв. 32,91667 5,166667 38,08333 5,588889 152,2778 190,3611 1 кв. 2009 г. 44,75 6,861111 51,61111 7,572222 206,4167 258,0278 2 кв. 75,80556 10,61111 81, 19444 11,93333 324,75 405,9444 3 кв. 75,80556 11,36111 87,16667 12,80556 348,6111 435,7778 4 кв. 161,4722 22,05556 183,5278 26,65 734,0556 917,6111 1 п\г 2010 г. 242,6667 32,61111 275,2778 39,97222 1101,111 1376,389 2 п\г 625,1667 78,91667 704,1111 101,3333 2814,222 3520,5 год 2011 г.
Таблица 11. Балансденежных расходов и поступлений по производству электрической техники, тыс. руб.Статья затрат 2008г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 п/г 2 п/г 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Денежная наличность н/н периода 0,00 -8,39 -2,72 4,94 0,39 0,56 0,17 0,39 1,17 87,44 Приток наличности всего 270,06 119,86 171,22 195,78 263,44 411,36 441, 19 928,42 1387,22 3542,17
В том числе:
Выручка от реализации 49,86 116,33 166, 19 190,36 258,03 405,94 435,78 917,58 1375,28 3520,50 Инвестиционный кредит 222,22 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Амортизация 3,53 3,53 5,03 5,42 5,42 5,42 5,42 10,83 10,83 21,67 Отток наличности всего 284,00 114, 19 163,56 200,33 263,28 411,75 440,97 927,64 1300,94 3088,94
В том числе:
Производственные издерж. 60,69 91,17 114,03 152,28 206,42 324,75 348,61 734,06 1101,11 316,42 Инвестиционные издержки 122,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Покупка оборудования, оснастки 57,17 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Реконструкция производства 60,78 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Прочие инвестиционные издержки 4,06 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 Пополнение оборотного капитала 99,72 19,44 27,78 30,69 44,44 33,33 277,78 69,44 97,22 125,00 Проценты по инвестиционному кредиту 0,00 0,00 16,67 5,56 5,56 5,56 4,61 6,81 3,33 0,00 Возврат инвестиционного кредита 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 37,50 48,61 69,44 66,67 0,00 Гарантированный доход инвестора 0,00 0,00 0,00 6,64 0,00 0,00 0,00 25,83 0,00 68,61 Налоги из прибыли 1,58 3,58 5,08 5,17 6,86 10,61 11,36 7,61 38,17 78,92 Денежная наличность на конец периода -8,39 -2,72 4,94 0,39 0,56 0,17 0,39 1,17 87,44 540,67
Таблица 12. Потребность воборотном капитале, тыс. руб.Элементы оборотного капитала Годы 2008 2009 2010 2011
Текущие активы — всего, в т. ч. 199,8611 433,3056 778,0833 1207,694 Сырье и материалы 8,805556 34,83333 62,83333 100,4722 Готовая продукция 11,08333 43 76,44444 117,3333 Дебиторская задолженность 132,9444 258,0278 458,7778 704,1111 Денежные средства 40,13889 71,66667 134,1667 215,3611 Незавершенное производство 6,888889 25,77778 45,86111 70,41667
Текущие пассивы — всего, в т. ч. 52,91667 150,1111 328,2222 632,8333 Кредиторская задолженность 52,91667 150,1111 328,2222 632,8333
Оборотный капитал — всего 146,9444 283, 1944 449,8611 574,8611 Изменение оборотного капитала 146,9444 136,25 166,6667 125 Коэффициент оборачиваемости 2,26 4,56 5,1 6,12
Таблица 13. Отчет по прибыли,тыс. руб.Наименование показателя 2008г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Валовая прибыль 66,5 258,0556 458,8056 704,0833 Налоги из прибыли 10,25 34 54,66667 78,91667 Чистая прибыль 56,25 224,0556 404,1389 625,1667 Возврат кредита и проценты 16,66667 107,3889 1460,139 Прибыль, направленная на развитие производства 33,43889 110,0278 149,1667 107,5 Распределяемая прибыль 6,144444 6,638889 108,7222 517,6667 То же, нарастающим итогом 6,638889 115,3611 633,0278
Дивиденды — всего 6,638889 86,11111 228,6944 То же, нарастающим итогом 6,638889 106,6389 321,4444
В том числе:
Дивиденды инвестору (гарантированные) 6,638889 25,83333 68,61111 То же, нарастающим итогом 6,638889 32,47222 101,0833 Остаток прибыли 6,144444 22,61111 288,9722
Таблица 14. График погашенияинвестиционного кредитаНаименование показателя 2008г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Всего 2кв. 3кв. 4 кв. 1кв. 2кв. 3 кв. 4 кв. 1 п/г 2 п/г Проценты за кредит 0,00 0,00 16,67 5,56 5,56 5,56 4,61 6,81 3,33 0,00 38,14 Возврат основного долга 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 37,50 48,61 69,44 66,67 0,00 222,22 Всего 0,00 0,00 16,67 5,56 5,56 43,06 53,22 76,25 70,00 0,00 270,31
Таблица 15. Расчетбезубыточности и запаса финансовой прочностиНаименование показателя 2008г. 2011 г. Объем продаж, тыс. руб. 402,78 4652,78 Условно — постоянные расходы, тыс. руб. 113,53 1028,56 Удельный вес условно — постоянных расходов в объеме продаж,% 21,00 21,33 Точка безубыточности, тыс. руб. 182,50 1669,72 Запас финансовой прочности, тыс. руб. 220,28 2983,06