ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙПРОМЫШЛЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (ГОУ СПО ВГПЭК)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По специальность:080110 «Экономика и бухгалтерский учет»
По дисциплине:«Антикризисное управление»
На тему: Изменениеструктуры дебиторской задолженности как инструмента антикризисного управления.
Выполнила:
Студентка 4 курса гр. 057
Астахова Екатерина Владимировна
Проверил:
Черкасов С. А.
ВОРОНЕЖ 2009
Содержание
Введение
Глава1. Теоретические основы изменения структуры дебиторской задолженности
1.1Основные задачи управления дебиторской задолженности
1.2Управление дебиторской задолженности
1.3Основные показатели дебиторской задолженности
1.4Методы изменения дебиторской задолженности
1.5Инструменты дебиторской задолженности
Глава2. Практическая часть
Заключение
Списоклитературы
Введение
Актуальность темы исследования
Дебиторская задолженность, представляющая собойзадолженность третьих лиц перед рассматриваемым предприятием является одним изактивов формирующих финансовую устойчивость и инвестиционную привлекательностькомпании. Целью работы является исследование вопросов, связанных с анализом иоценкой дебиторской задолженности, имеет не меньшее значение, чем рассмотрениеаналогичных вопросов относительно основных средств, финансовых вложений,товарно-материальных ценностей, собственного капитала и обязательств компании.
Особое значение проблема анализа и оценки дебиторскойзадолженности приобретает в процессе антикризисного управления, когда продажадебиторской задолженности необходима для финансового оздоровления бизнеса илидля удовлетворения требований кредиторов.
Данный факт обусловлен следующими причинами:
• Как правило, на предприятиях, находящихся в финансовомкризисе, процедуры учета хозяйственных операций не ведутся надлежащим образом,а система управления дебиторской задолженностью отсутствует, что приводит, вчастности, к возникновению больших сумм просроченной задолженности.
• Антикризисный управляющий является, в большинствеслучаев, лицом, приглашенным извне для решения проблем конкретного предприятия.Для того, чтобы ознакомиться с состояние дел на подчиненном ему предприятие,антикризисному управляющему необходимо прежде всего провести комплексный анализего финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. анализ состояния расчетов спокупателями и заказчиками, дочерними и зависимыми обществами и прочимидебиторами.
• В том случае, когда антикризисное управление проводитсяв рамках Федерального закона от 26 октября 2002г. №127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)», то проведение анализа дебиторскойзадолженности является обязательным, а все операции с задолженностью могутсовершаться только после получения заключения специализированной оценочнойкомпании.
В данных условиях антикризисному управляющему илиприглашенной им компании, оказывающей соответствующие консультационные услуги,необходим четкий инструментарий анализа и оценки дебиторской задолженности,который позволит им применять наиболее эффективные в текущей ситуацииуправленческие решения относительно задолженности перед предприятием.
Данная курсовая работа написана машинопечатным текстом на37 страницах.
Глава 1. Теоретические основы изменения структурыдебиторской задолженности
1.1 Основные задачи управления дебиторской задолженности
Задача управления дебиторской задолженностью — минимизировать крупные суммы дебиторской задолженности контрагентов сдлительным периодом возврата. Дебиторскую задолженность покупателей можнопроанализировать в рамках интервалов задолженности используя отчет Дебиторскаязадолженность по срокам долга. В условиях кризиса предприятию не выгодно, когдакрупные суммы остаются на длительное время на дебиторской задолженностиклиентов. В отчете показано распределение дебиторской задолженности на короткихи длинных сроках. В нем можно увидеть, например, что значительная сумма сдлительным сроком возврата «повисла» на клиенте, с которым вполневозможно пересмотреть условия работы, сократить отсрочку платежа илимаксимальную сумму задолженности, тем самым ускорить оборот денежных средств. Анализдинамики просроченной дебиторской задолженности по торговым операциям позволяетопределить ненадежных контрагентов и принять решение о сокращении товарногокредита или полного перехода к предоплате. Соответственно, можновоспользоваться системой управления правами доступа пользователей, настроить еетаким образом, чтобы менеджеры не могли отгрузить неоплаченные заказыненадежным клиентам. Таким образом проанализировав дебиторскую задолженность ипересмотрев условия работы с заказчиками, руководитель решает первуюантикризисную задачу — предотвращает кредитные отгрузки ненадежнымконтрагентам. Выявляйте ненадежных потребителей и закрывайте им кредитнуюлинию. Ограничьте права менеджеров на отгрузки таким клиентам Вторая задача — вернуть просроченные долги по уже произведенным отгрузкам. В условиях кризисаруководителю следует акцентировать внимание менеджеров на работе с дебиторскойзадолженностью. Имеющиеся механизмы подсистемы управления взаимоотношениями спотребителями позволяют систематизировать работу менеджеров на этом направлениии дают руководителю средства контроля над процессом. Менеджеры, используя отчетАнализ заказов покупателей получают информацию о тех заказах, по которымпроизошла отгрузка, т.е. возникла задолженность, но полная оплата произведенане была. Эта же информация доступна им в оперативном режиме при работе вКалендаре пользователя. Затем менеджер планирует для себя задачи на ближайшеевремя, определяет, кому и когда он должен напомнить об оплате. Руководительимеет возможность контролировать работу менеджера по фактически совершенным имдействиям и результатам. Постройте регулярный процесс обзвона должников.Контролируйте работу менеджеров, регулярность и результат. Достигнутую договоренностьоб оплате менеджер зафиксирует в системе документом Планирование поступленияденежных средств — и эта информация будет «подхвачена» механизмамиуправления денежными средствами. Эффективно построенные процессы управлениядебиторской задолженностью позволят руководителю снизить дальнейший ростпросроченной задолженности, понять, что из уже имеющейся задолженности можновернуть, а что нет, повысить точность планирования поступлений денежныхсредств. Средства используемые для управления дебиторской задолженностью:
Отчет: Дебиторская задолженность;
Отчет по кредитной линии;
Документ: Заказ покупателя;
Отчет: Анализ заказов покупателей;
Менеджер контактов;
Календарь пользователя.
В следующих статьях мы расскажем о решении других, неменее важных задач антикризисного управления:
Анализ и сокращение затрат
Управление ассортиментом
Управление складскими запасами
Существуют различные методы определения суммы средств,поступающих на предприятие в плановом периоде: уточненный (аналитический);укрупненный; экспресс-метод.
Уточненный метод требует значительных экономическихрасчетов. Он позволяет учитывать объем реализации в плановом периоде и динамикуостатков отгруженной, но неоплаченной продукции (дебиторской задолженности).
Реализация продукции при этом определяется по отгрузке.
Укрупненный метод более простой, но обеспечивает грубыйрезультат, поскольку основан на использовании статистики оплаты отгруженнойпродукции в отчетном периоде. Метод не ограничивает возможность оценкипоступления денежных средств за более короткие периоды.
Экспресс-метод наименее трудоемкий. Он основан наиспользовании отчетных данных. Оцениваются только денежные средства,поступающие в виде выручки за реализованную продукцию.
Дпл = (ОПпл: ОПср) * Дср – Апол + Апол.ср,
где Дпл – денежные средства, поступающие на предприятие ввиде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последниегоды, руб.; Дср – денежные средства (среднее значение), поступавшие напредприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому,в последние годы, руб.; ОПпл – объем продукции, отгружаемой покупателям вплановом периоде, руб.; ОПср – средний объем продукции, отгружаемой покупателямв периоде, равном плановому, в последние годы, руб.; Апол – авансы, полученныеот покупателей и заказчиков в предыдущем периоде, руб.; Апол.ср – средняявеличина авансов, получаемых в периоде, равном плановому, в последние годы,руб.
Процедуры экономии текущих затрат предприятия.Динамикапотоков на счетах текущих обязательств кризисных предприятий свидетельствуют обих значительном нарастании в течение года. Для таких предприятий характеренпостоянный рост непогашенной задолженности, поскольку поступления денежныхсредств по сравнению с возникающими обязательствами невелики.
Наибольшие обязательства предприятие имеет по расчетам сразными дебиторами и кредиторами. Важнейшей задачей финансового оздоровленияявляется минимизация текущих затрат. Данные меры направлены на сокращениепотоков обязательств и дефицита денежных средств.
1.2 Управление дебиторской задолженностью
Управление дебиторской задолженностью предполагает,прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. При этом длякризисных предприятий важна не столько сама предположительность оборотадебиторской задолженности, столько то, чтобы она не оказалась длительнееоборота кредиторской задолженности.
Управление дебиторской задолженностью предполагает отборпокупателей, если у кризисного предприятия есть возможность выбора. Критерииотбора – платежеспособность контрагента и соблюдение им платежной дисциплины.Однако гораздо более реальным рычагом является определение условий оплатыпродукции (работ, услуг).
Управление дебиторской задолженностью включаетгруппировку долгов по «возрасту» и степени уверенности в их погашении.Балансовая группировка предполагает выделение двух групп: долги, которые могутбыть погашены в течение 12 месяцев, и долги, которые будут погашены в срокболее 12 месяцев. По степени надежности дебиторскую задолженность следуетразделить на 3 группы: надежные долги, сомнительные долги и безнадежные долги.
Для управления дебиторской задолженностью финансоваяслужба должна рассчитывать значения так называемых дебиторских коэффициентов исравнивать их с нормативными или оптимальными для данного предприятиявеличинами (коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, коэффициентоборота счетов к получению, коэффициент длительности периода обращениядебиторской задолженности).
Реструктуризация – глубокое преобразование структурыпроизводства и организации управления в масштабах предприятия, компании, фирмыили целой отрасли, экономики страны; структурная перестройка.
Цель полного технического, экономического и финансовогореструктурирования – повышение эффективности работы предприятий. В практикереструктуризации российских предприятий используются такие инструменты, каквыделение отдельных подразделений в качестве независимых производственныхединиц и передача им функций самостоятельного управления, слияние с другимипредприятиями или даже полная ликвидация.
Любая организация, начиная с момента своеговозникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцироватьострый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности:ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотныхсредств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условияхжесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектовхозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могутвозникнуть на любом из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи,проектирование, планирование, строительство, освоение производственныхмощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация — вотперечень этапов циклического развития организации. Она может пройти ихполностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимыхрезультатов, прекратить свое существование.
В тот момент, когда организация начинает своюдеятельность, на рынке, как правило, уже действует значительное число фирм-конкурентов.Занять определенную нишу на рынке, позиционировать свою торговую маркунепросто. Многие организации разоряются, не выдержав конкуренции. Поэтому вомногих странах с развитой рыночной экономикой разработана система мер поддержкималого бизнеса, которая заключается в выдаче льготных кредитов, временномосвобождении от налогообложения, передаче на выгодных условиях патентов итехнологий. При такой поддержке организации проще пройти этап количественного икачественного роста, добиться устойчивости позитивных тенденций в развитии.Кризисы часто возникают и в зрелых организациях, которые утрачивают своюположительную динамику и способность добиваться соразмерной прибыли.
Кризисы в организации могут проявляться: в формеужесточения конфликтов, которые способны даже привести фирму к развалу.Моральное устаревание используемых технологий и потеря конкурентныхпреимуществ, а также значительный отток ресурсов при увеличении числабанкротств — также являются симптомами нарастающей кризисной ситуации. Любыеострые противоречия, возникшие в организации, связаны с еефинансово-хозяйственной деятельностью. Поэтому антикризисное управление, преждевсего, направлено на устранение и недопущение пробелов в системе распределенияресурсов и оптимизацию хозяйственной деятельности.
Кризисное финансовое состояние компании требует отменеджеров проведения ряда нетрадиционных мероприятий, использования вуправлении методов и подходов, которые значительно отличаются от руководства вобычных, стабильных, условиях. Кризис, в переводе с греческого, означает«решение», «поворотный пункт» или «исход».Экономический кризис в организации отражает ее тяжелое финансовое положение,которое характеризуется неудовлетворительным значением целого ряда показателей,и первым признаком является отрицательный финансовый результат — валовой убытокот деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращениеразмера прибыли по периодам.
Почему ранее благополучные предприятия оказываются всостоянии неплатежеспособности? Причинами кризисного состояния организациимогут являться: изменение рыночных условий; давление конкурентов;злоупотребления со стороны менеджеров или персонала; деятельность проверяющихили контролирующих государственных органов; введение новых законов или другихнормативных актов, изменения в политической ситуации, вызванныеперераспределением власти; стихийные бедствия и т. д. Каковы бы ни были явныепричины ухудшения финансового состояния, первопричиной любого кризиса ворганизации является низкий уровень профессионализма менеджмента компании.
Инструменты кризисного состояния, такие как: статистика,моделирование, прогнозирование, эксперимент, экспертиза, маркетинговыеисследования и т. д., применяются в зависимости от типа кризиса и формы егопроявления.
Рассмотрим группы показателей (сигналов о нарастанииугроз), которые помогают определить возможные негативные тенденции,препятствующие выполнению стратегических целей организации.
Падение величины спроса на товары фирмы, снижениепокупательной способности населения, рост величины спроса на товарыфирм-конкурентов.
Ухудшение параметров факторов производства: сокращениепредложения сырьевых и материальных ресурсов, рост цен на сырье, материалы иоборудование, рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий.
Свертывание производства родственных отраслей, стагнацияих научно-технического и экономического потенциала, рост цен на услуги отраслейинфраструктуры.
Ужесточение конкурентной борьбы на фоне сниженияконкурентного статуса организации, активное «переключение»покупателей на товар-заменитель, ценовые войны.
Неблагоприятные изменения деятельности государственных ивластных структур: повышение налоговых ставок и введение новых налогов,неблагоприятное изменение валютного курса рубля, таможенных пошлин, изменчивоегражданское и коммерческое законодательство, контроль государства заколебаниями цен.
Случайные явления: расположение фирмы в регионе,подверженном стихийным бедствиям; нестабильность внешней политики иностранныхгосударств-партнеров по бизнесу, демографические шоки; неожиданныенаучно-технические прорывы, реализованные конкурентами.
Ухудшение технических ресурсов фирмы: износ средствтехнологического оснащения (СТО), использование морально устаревших СТО;применение материалов и полуфабрикатов, снижающих конкурентоспособностьпродукции; использование устаревших систем преобразования, передачи и контроляпотребления энергии, вызывающее потери.
Ухудшение параметров технологических ресурсов: отсутствиепотенциала для проведения систематических НИОКР; использование технологии, непозволяющей в течение одного жизненного цикла эффективно изменять поколениепродукции фирмы.
Ослабление кадрового потенциала: работники ориентированына применение командно-административных методов, выполнение традиционных видовработ, обусловленных стабильной технологией; обеспечению технической,социальной и экологической безопасности не придается первостепенного значения.
Отсутствие гибкости организационной структуры: ее застойи ориентированность на исполнение функций, бюрократизация.
Финансовая политика характеризуется систематическимпривлечением заемных средств, происходит падение курса собственных акций фирмы.
1.3 Основные показатели дебиторской задолженности
Для оценки текущего состояния предприятия используютсясовременные инструменты финансового анализа: горизонтальный и вертикальный видыанализа, расчет финансовых коэффициентов, анализ ликвидности баланса,экспресс-анализ общей направленности финансово-хозяйственной
К финансовым коэффициентам, применяемым для оценкифинансовой устойчивости предприятия можно отнести коэффициенты: автономии,соотношения заемных и собственных средств, обеспеченности собственнымисредствами, маневренности, прогноза банкротства и др.
Платежеспособность предприятия определяется наличием унего возможности и способности своевременно и полностью выполнять платежныеобязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежногохарактера. Платежеспособность влияет на формы и условия сделок, а также наналичие возможности получения кредитов.
Ликвидность предприятия определяется исходя из имеющихсяу него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежныесредства на счетах в банках и легко реализуемые элементы оборотных ресурсов.Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершатьнеобходимые расходы.
Особенность антикризисного управления организациейзаключается в повышенной сложности управленческих процессов. Финансовый кризиспроявляется в нехватке денежных средств, росте просроченной кредиторскойзадолженности, падении продаж, недовольстве персонала и других неблагоприятныхфакторах. Уровень требований к руководителям, принимающим наиболее важные,стратегические решения, возрастает в геометрической прогрессии. Организация,испытывающая финансовый кризис, может прекратить свое существование, а можетвозродиться вновь, после проведения кардинальных перемен, например,реорганизации, реструктуризации компании. Успех преодоления кризиса зависит отумения ведущих менеджеров своевременно предпринять адекватные действия.
В российских компаниях антикризисные мероприятия частосводятся к мерам финансового оздоровления, проведению реструктуризациикредиторской задолженности. Хотя предприятия, имеющие значительную кредиторскуюзадолженность, не всегда могут выйти из «долговой ямы».
Управление организацией в условиях финансового кризиса —это совокупность методов, направленных с одной стороны, на уменьшение всехстатей затрат, увеличение поступления денежных средств в организацию,необходимых для погашения долгов, а с другой — на рост объема продаж иполучение соразмерной прибыли. Значимым является использование новых приемовуправления, которые могут кардинально изменить существующую систему послереорганизации. К таким приемам относятся: использование ноу-хау,позиционирование торговой марки, оптимизация кадровой работы, борьба закачество, ценовая политика и т. д.
В условиях кризисного состояния наиболее важно сократитьодни затраты и увеличить другие, которые могут сделать компанию прибыльной.Необходим быстрый приток денежных средств в организацию. Работы в выбранныхстратегических направлениях не могут финансироваться только за счет внутреннейэкономии. Возникает необходимость привлечения заемных средств со стороны, чтосамо по себе затруднительно, т. к. финансовый кризис предприятия зачастуюозначает его фактическое банкротство. Поэтому так важно определить оптимальноесоотношение всех мер воздействия, необходимых для того, чтобы предприятиесначала могло «удержаться на плаву», а затем начать новый более эффективныйэтап в своей деятельности.
1.4 Методы изменения дебиторской задолженности
Основные методы преодоления финансового кризиса ворганизации включают: — сокращение затрат; — увеличение поступления денежныхсредств в организацию; — проведение реструктуризации кредиторскойзадолженности; — определение стратегии развития организации; — проведениереорганизации или реструктуризации предприятия.
Важно определить наиболее затратные статьи баланса,которые подлежат сокращению (капитальное строительство, дорогостоящиестажировки для работников, проведение масштабных маркетинговых исследований,опытно-конструкторские работы) и направить эти ресурсы на проведениереструктуризации и проекты, предусматривающие получение быстрой прибыли.
Любые активы, находящиеся в собственности компании, —здания, сооружения, машины, оборудование, облигации, акции, в т. ч. и другихпредприятий, векселя банков — могут быть проданы или использованы для погашениядолга в ходе проведения реструктуризации. Это возможно, если данные активы неявляются обеспечением задолженности по другим обязательствам (залоговыетребования). Если затраты предприятия на хранение и обслуживание активоввелики, выгоднее продать их. Ценные бумаги можно предложить приобрестикредиторам, которые заинтересованы в расширении сферы своей деятельности засчет приобретения пакетов акций.
Привлечение денежных средств в организацию посредствомизменения кредитной политики происходит за счет ускорения оборачиваемостидебиторской задолженности. В условиях высокой инфляции особенно важно иметьхорошо продуманную политику в отношении поставщиков, заказчиков и другихконтрагентов. Основные группы кредиторской задолженности образуют задолженностипо бюджету, внебюджетным фондам, банкам, поставщикам. Дебиторская задолженностьобразуется за счет работы с заказчиками, дочерними обществами и прочимиконтрагентами.
Для выбора оптимальной кредитной политики компания должнасравнить потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостьюпредоставления дополнительных торговых кредитов и риском возможной неуплаты. Сцелью снижения риска неуплаты дебиторской задолженности, организация должнаотслеживать кредитную историю клиентов (покупательскую и платежную историю).Кредитоспособность клиента может быть оценена на основе кредитной историивзаимоотношений клиента и компании. Сопоставительный анализ затрат и выгодкредитной политики должен помочь определить стратегию, при которой размернепогашенной дебиторской задолженности является вполне предсказуемым.Используются программы льгот и скидок за предоплату, оплату наличными исвоевременное погашение дебиторской задолженности. Организация должнадостаточно точно прогнозировать суммы кредита, которые не будут погашены, чтобырассчитать необходимый резерв для списания безнадежных долгов.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженностиопределяется как отношение годового объема реализации к среднегодовому объемудебиторской задолженности. Этот коэффициент показывает, насколько быстроорганизация собирает деньги с заказчиков за поставленные товары или услуги.Увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности являетсяпозитивным признаком.
Структурирование дебиторской задолженности по срокамиспользуется для оценки возможных неплатежей. Счета классифицируются по срокамдавности дебиторской задолженности. Для каждого срока определяется некоторыйпроцент дебиторской задолженности, который останется неуплаченным. Резерв насписание безнадежных долгов должен быть достаточно большим, чтобы покрыть всюдебиторскую задолженность, которая просрочена.
Реструктуризация задолженности — это процесс подготовки иисполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами,основной целью которого является получение различного рода уступок со стороныкредиторов: сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплатыпроцентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа.
Алгоритм разработки плана реструктуризации долговыхобязательств
1. Инвентаризация кредиторской и дебиторскойзадолженности: выделение основных групп задолженности; проверка правильностиотражения задолженности по счетам, фактурам и платежным требованиям;определение суммарной кредиторской и суммарной дебиторской задолженности.
2. Определение приоритетных направлений реструктуризации:выделение задолженности, имеющей наибольшую долю в суммарной величинеобязательств; выделение ряда приоритетных статей задолженности — передкредитным учреждением, фондами, фискальной системой, контрагентами;представление этих данных в форме таблицы с указанием названийорганизаций-кредиторов, сумм задолженности, величины издержек, их доли в общемобъеме обязательств.
3. Построение финансового плана в форме прогноза движенияденежных средств: построение подекадного графика поступлений денежных средствна основе планов продаж и поступлений дебиторской задолженности; построениеподекадного графика оттока денежных средств на основе планов закупок,производственных затрат, заработной платы, налогов с учетом задержки ипогашения текущей кредиторской задолженности; формирование чистого денежногопотока; поиск источников дополнительного финансирования в случае полученияотрицательного накопленного сальдо — это проведение ассортиментных сдвигов,оптимизация производственной программы на следующий период, привлечение краткосрочныхзаймов.
4. Построение оптимального графика погашения кредиторскойзадолженности с неизменными условиями — задолженности, которая может бытьпогашена только в соответствие с предлагаемыми кредиторами условиями.
5. Анализ вариантов реструктуризации с оговариваемымиусловиями, т. е. условиями погашения задолженности, которые могут быть измененыи на это согласны кредиторы. Этот этап включает: корректировку предлагаемыхвариантов и составление графика погашение задолженности; оценку текущейстоимости денежного потока, направляемого на погашение долговых обязательств.
6. Построение окончательного графика погашениязадолженности и документальное оформление достигнутых с кредиторамидоговоренностей.
7. Расчет совокупной эффективности проведеннойреструктуризации.
Требования можно обеспечить также гарантией илипоручительством третьей стороны, в соответствии с которыми третья сторонаобязуется погасить задолженность предприятия в случае, если предприятие несможет это сделать самостоятельно.
Проведение реструктуризации долгов и другие мерыпреодоления финансового кризиса помогут организации выйти на новый этап в еедеятельности. В то же время нет никакой гарантии, что организация в дальнейшемстанет прибыльной. Сложность антикризисного управления состоит в том, что нужноне только «латать дыры», но и проводить кардинальные изменения,направленные на получение прибыли в наикратчайшие сроки. Поэтому должна бытьопределена стратегия будущего развития и проведена реорганизация (илиреструктуризация) предприятия.
Реструктуризация предприятия — это сложный процессразработки и реализации проекта кардинального изменения состояния существующейорганизации, ее структуры, который может быть реализован в форме слияния,поглощения, разделения, горизонтальной и вертикальной интеграции.Реструктуризация предполагает разработку четких стратегических действий иформирование нового бизнес-портфеля компании, что может сопровождатьсяизменением организационно-правовой формы.
Особенности проведения реструктуризации состоят в глобальностиперемен, связаны с позиционированием на рынке стратегического продукта,изменением профиля предприятия. При создании программы реструктуризацииразрабатывается несколько вариантов проектов, из которых руководство выбираетнаилучший с учетом прибыли и рисков.
Реорганизация предприятия — это процесс существенныхизменений в организации, который затрагивает все значимые аспекты еедеятельности: продукт, ассортимент, факторы производства, систему общегоменеджмента. Данные изменения могут не затрагивать структуру, стратегическийпродукт, но они должны быть настолько существенными, чтобы предприятие смогловыжить в нестабильной рыночной среде и стать прибыльным.
1.5 Инструменты дебиторской задолженности
К числу основных результатов, имеющих практическое значениеможно отнести:
• Систематизированы требования к информационномуобеспечению процесса анализа и оценки дебиторской задолженности.
• Проанализированы преимущества, недостатки существующихметодик анализа и оценки дебиторской задолженности, которые могут бытьприменены на практике с учетом содержащихся в них ограничений и допущений.
• Разработаны рекомендации по организации действийантикризисного управляющего по анализу и оценке дебиторской задолженности напредприятии — кредиторе.
• Разработаны предложения по совершенствованиюсуществующих методик анализа и оценки дебиторской задолженности, внедрениекоторых в практическую деятельность позволит сократить время и затраты напроведение аналитических и оценочных расчетов.
Во введении обоснована актуальность темы исследования,про- анализирована степень разработанности проблемы, сформулирован предмет иобъект, цели и задачи исследования, определена научная новизна и практическаязначимость результатов исследования.
Понятие дебиторской задолженности вытекает из понятияобязательства.
Гражданский кодекс РФ трактует понятие обязательстваследующим образом (ст. 307): «в силу обязательства одно лицо (должник) обязаносовершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то:передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержатьсяот определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должникаисполнения его обязанности».
Таким образом, согласно Гражданскому кодексу РФобязательства можно разделить на две группы:
1. Денежные обязательства — обязанность одного лицауплатить другому лицу определенную сумму денег;
2. Неденежные обязательства — обязанность одного лицасовершить в отношении другого лица определенное действие: поставить товар,выполнить работу, оказать услугу и т.п.
Обязательства возникают из договора, вследствиепричинения вреда из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ.
Организации и лица, которые должны данной организации,называются дебиторами. Должник, дебитор (от латинского слова debitum-долг,обязанность) одна из сторон гражданско-правового обязательства, имущественнойсвязи между двумя или более лицами.
В наиболее общем понимании, дебиторская задолженностьпредставляет собой права требования, принадлежащие кредитору по документальноподтвержденным неисполненным денежным обязательствам третьих лиц. Другимисловами — дебиторская задолженность представляет собой суммы, причитающиесякомпании от ее должников.
Дебиторской задолженности может быть различных видов иможет быть классифицирован следующим образом:
1. По содержанию процесса управления выделяют:
• Перспективный предварительный анализ (функцияпрогнозирования и планирования). Необходим для принятия решения о заключениидоговоров с покупателями, заказчиками.
• Оперативный анализ (функция организации, мотивации,регулирования). Необходим для отслеживания финансового состояния дебитора, ходавыполнения договорных обязательств и оперативного принятия управленческихрешений.
Понятие оценки многогранно и может включать в себясуждения о как о качественных, так и о количественных характеристиках объектаоценки.
В рамках данной диссертационной работы под оценкойдебиторской задолженности понимается деятельность субъектов оценочнойдеятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночнойили иной стоимости.
Включение дебиторской задолженности в состав объектовоценки
устанавливается статьей 5 ФЗ «Об оценочной деятельности вРФ» от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ, в которой в перечне объектов оценки указантакой объект как «права требования, обязательства (долги)».
Рыночная стоимость бизнеса, рассчитанная затратнымподходом, определяется как разница между рыночной стоимостью всех активовпредприятия и текущей стоимостью всех его обязательств. Таким образом, наряду соценкой недвижимости, машин, оборудования, транспортных средств, нематериальныхактивов, финансовых вложений, в рамках затратного подхода к -оценке бизнесанеобходимо рассчитать рыночную (инвестиционную) стоимость дебиторскойзадолженности предприятия, предварительно проведя анализ всех факторов,определяющих ее экономическое содержание.
В этом случае (особенно на крупных предприятиях с большимчислом дебиторов) проводится массовый анализ и оценка дебиторской задолженностьпредприятия т.к. отдельный анализ задолженности каж-дого дебитора, как правило,нецелесообразен по двум причинам.
Во-первых, по причине резкого удорожания самихисследований. Во-вторых, по причине некорректности отделения дебиторскойзадолженности из системы действующего (и не планирующего прекращаться) бизнеса.Оценка задолженности производится по стандарту инвестиционной стоимости, приэтом в качестве конкретного инвестора выступает как бы сама система бизнеса:какова ценность данной дебитор- ской задолженности как единого актива именнодля данного бизнеса.1
В рассматриваемом случае анализ и оценку дебиторскойзадолженности можно произвести, разделив всю дебиторскую задолженностьпредприятия по укрупненным группам в зависимости от срока возникновения, типазадолженности (просроченная, непросроченная), вида дебиторов и т.п.
При продаже дебиторской задолженности действующегопредприятия с целью улучшения структуры баланса, увеличения ликвидных оборотныхсредств, а также при покупке дебиторской задолженности с целью полученияприбыли либо и иными целями (например, получения контроля надпредприятием-дебитором через возбуждение дела о его банкротстве).
Покупка-продажа дебиторской задолженности проводится подоговору цессии (договору уступки права требования) в силу которого цедент(первоначальный кредитор) переуступает свое право требования долга от должникацессионарию (новому кредитору). Цедент, уступивший требование, отвечает передновым кредитором за недействительность переданного ему требования, но неотвечает за неисполнение этого требования должником, кроме случая, когда цедентпринял на себя поручительство за должника перед новым кредитором.
Одной из мер принудительного исполнения судебных решенийявляется обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста наимущество и его реализации. При этом дебиторская задолженность учитывается всоставе первой очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации.
При обосновании списания дебиторской задолженности сбаланса предприятия-кредитора.
Согласно действующим правилам бухгалтерского учета дебиторскаязадолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальныедля взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данныхпроведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения)руководителя организации. Отчет об оценке дебиторской задолженности и можетслужить в качестве письменного обоснования списания задолженности.
При реализации дебиторской задолженности организаций, вт.ч. коммерческих банков, в отношении которых применяются процедуры банкротства(внешнее управление либо конкурсное производство).
1 Приказ Минюста РФ от 3 июля 1998 г. N 76 «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций».
2 Стандарты оценки, обязательные к применению субъектамиоценочной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N 519).
В данном случае анализ дебиторской задолженностиприобретает особое значение, что обусловлено следующими причинами:
• Проведение всестороннего анализа дебиторскойзадолженности позволяет антикризисному управляющему, более подробноознакомиться с состоянием дел на подчиненном ему предприятии.
• Достаточно часто случается ситуация, когда предприятиеиспытывает финансовые затруднения или признано в установленномзаконодательством РФ порядке банкротом, т.к. не в состоянии обслуживать своидолги перед третьими лицами. В то же время предприятие имеет дебиторскуюзадолженность, погашение и/или продажа которой позволит получить необходимыесредства для удовлетворения требований кредиторов. Таким образом, принятиерешения о вариантах действий с дебиторской задолженностью может базироватьсятолько на основе анализа перспектив ее погашения.
Таким образом, анализ дебиторской задолженности в рамкахантикризисного управлении, включает в себя следующие аспекты:
1. Классификация существующей дебиторской задолженностипредприятия с целью определения ее структуры и выбора методики оценки.
2. Анализ специфических особенностей дебиторскойзадолженности, определяющие способы управления и оценки дебиторскойзадолженности.
3. Анализ динамики дебиторской задолженности напредприятии, требующем антикризисного управления.
Глава 2. Практическая часть
В данной работе был проведен анализ дебиторской задолженностина основе предприятия ЗАО «ВС»
Таблица 1
Основные экономические показатели хозяйственнойдеятельности предприятия ЗАО «ВС» за 2006,2007 гг.№ п/п Показатель 2006г. 2007г. Отклонение (+;-) 2007 от 2006, тыс. руб. Темп роста 2007, % 1 Выручка от реализации, работ, услуг 7164 21956 14792 30,6 2 Себестоимость работ, услуг 8368 21547 13179 25,7 3 Валовая прибыль -1204 409 -795 34 4 Коммерческие расходы -158 -214 56 35,4 5 Управленческие расходы 6 Прибыль (убыток) от продаж -1361 195 -1167 14,3 7 Прочие операционные доходы 329 21 -308 6,4 8 Прочие операционные расходы -432 -104 -328 24,1 9 Прочие внереализационные доходы 3908 89 -3819 2,3 10 Прочие внереализационные расходы -3664 -154 -3510 4,2 11 Прибыль до налогообложения -1716 -831 -885 48,4 12 Чистая прибыль -1731 -831 -900 48
Из таблицы видно, что выручка от реализации, работ, услугв 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличились на 30,6 %. В 2007 г. наблюдается повышение показателя себестоимости по сравнению с предыдущем годом на 25,7 %.Отношение себестоимости к сумме выручки от продажи в 2006 г. составило 16,8 %, а в 2007 г. 98%. Повышение себестоимости повлияло на величину валовойприбыли и вызвало ухудшение финансового положения. На величину прибыли оказалотакже влияние внереализационные доходы, которые уменьшились на 3819 тыс. руб.
Таблица 2
Анализ структуры имущества и источников его формирования за2006 — 2007 гг.Наименование показателя 2006г. 2007г. Изменения 2006г. к 2007 г. тыс. руб. % к валюте баланса тыс. руб. % к валюте баланса тыс. руб. % 1 2 3 4 5 6 7 ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ 1.ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы 13 0,04 12 0,04 -1 Основные средства 9228 27,06 8161 28 -1067 0,94 Незавершенное строительство 28 0,08 7 0,02 -21 -0,06 Доходные вложения в материальные ценности - - - - - - Долгосрочные финансовые вложения - - - - - - Прочие внеоборотные активы - - - - - - ИТОГО ПО 1 РАЗДЕЛУ 9269 27,18 8180 28,06 -1089 0,88 2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 4121 12,09 5243 17,99 1122 5,91 В том числе: Сырье и материалы 106 0,31 129 0,44 23 0,13 Затраты в незавершенном производстве - - 37 0,13 - - Готовая продукция и товары для перепродажи 3944 11,57 4985 17,1 1041 5,53 Расходы будущих периодов 70 0,21 93 0,32 23 11 Прочие запасы и затраты - - - - - - Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 27 0,08 12 0,04 -15 -0,04 Краткосрочная дебиторская задолженность 17094 50,13 13123 45,03 -3971 -5,1 Краткосрочные финансовые вложения 2949 8,65 2495 8,56 -454 Денежные средства 69 0,2 19 0,07 -50 -0,13 Прочие оборотные активы 569 1,67 74 0,25 -495 -1,42 ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 2 24829 72,82 20966 71,94 -3863 -0,88 ВАЛЮТА БАЛАНСА 34098 100 29146 100 -4952 100 ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ 3. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал 10 0,03 10 0,03 - - Добавочный капитал - - - - - - Резервный капитал - - - - - - Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 13253 38,87 14158 48,58 905 9,71 ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 3 13263 38,9 14168 48,61 905 9,71 4.ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 4 - - - - - - 5.КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 19045 55,85 13152 45,12 -5893 -10,73 Кредиторская задолженность 1790 5,25 1826 6,27 36 1,02 В том числе: Поставщики и подрядчики 529 1,55 1221 4,19 692 2,64 Задолженность перед персоналом организации 213 0,62 149 0,51 -64 -0,11 Задолженность перед государственными внебюджетными фондами 69 0,2 51 0,18 -18 -0,02 Задолженность по налогам и сборам 70 0,21 254 0,87 184 0,66 Прочие кредиторы 909 2,67 151 0,52 -758 -2,15 ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ 5 20835 61,1 14978 51,39 -5857 -9,71 ВАЛЮТА БАЛАНСА 34098 100 29146 100 -4952 100
Из таблицы видно, что общий итог баланса уменьшился на 17%, Для последующей оценки финансового состояния предприятия составиманалитический баланс. Вертикальный анализ показателей аналитического баланса показывает,что увеличение доли основных средств с 27,06 % до 28 % равенство активовговорит 0,04 % говорит о тенденции разворачивания производственной базы. Запасыи затраты по удельному весу в структуре мобильных оборотных средств в 2007 г. увеличились на 5,01 по сравнению с 2006г. Доля дебиторской задолженности уменьшилась на 5,1по сравнению с 2006 г.
Доля денежных средств в структуре активов снизилась в 2007 г. на 50000 тыс. руб. Такие данные косвенно свидетельствуют о достаточно низком уровнеорганизации кредитно-расчетных отношений.
Анализируя структуру пассива баланса, следует отметитькак положительный момент финансовой устойчивости предприятия высокую долюкапитала и резервов, т. е. собственных источников предприятия, а такжеувеличение непокрытого убытка в 2007 г. на 9,71 %.
Достаточно высокий удельный вес займов и кредитов всоставе пассивов, (2006 г.- 55,85 %, 2007 г.- 45,12 %), что говорит об устоявшихся связей предприятия, о доверии к нему. Кредитуя его текущую деятельность,заказчики рассчитывают на четкое выполнение обязательств.
Таблица 3
Основные показатели платежеспособности и финансовойустойчивости на 2006, 2007 гг.Показатель 2006г. 2007 г. Отклонение (+;-) 2007 г. от 2006г тыс. руб. Оптимальное значение 1.Общий показатель платежеспособности (L1) 1,15 1,27 0,12 >1,0 2.Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) 0,14 0,17 0,03 >0,2-0,7 (не ниже 0.2) 3.Коэффициент критической оценки (L3) 0,99 1,05 0,06 0,8-1 4.Коэффициент текущей ликвидности (L4) 1,19 1,39 0,2 2,5-3,0
Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следуетиспользовать общий показатель платежеспособности (L1). Он вычисляется поформуле:
L1 = А1+0,5*А2+0,3*А3 / П1+0,5*П2+0,3*П3 (14),
где 0,5 0,3 – понижающие коэффициенты длябыстрореализуемых и медленно реализуемых активов;
А1 – наиболее ликвидные активы: денежные средствапредприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги);
А2 – быстро реализуемые активы: дебиторская задолженностьи прочие активы;
А3 – медленно реализуемые активы: статьи раздела II«Запасы и затраты» (за исключением «Расходов будущих периодов»), а также статьииз раздела 1 актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» и «Расчеты сучредителями»;
А4 – трудно реализуемые активы – статьи раздела 1 активабаланса «Основные средства и иные внеоборотные активы», за исключением статейэтого раздела, включенные в другую группу;
П1 – наиболее срочные обязательства: кредиторскаязадолженность, а также ссуды не погашенные в срок;
П2 – краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты изаемные средства;
П3 – долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты изаемные средства;
П4 – постоянные пассивы.
L1(5) = 3018+0,5*17663+0,3*4050 / 1790+0,5*19045+0,3 =1,15
L 1(6) = 2514+0,5*13197+0,3*5150 / 1825+0,5*13152+0,3 =1,27
Так как общий показатель платежеспособности заанализируемые периоды больше 1, то оборотных средств у предприятия для покрытиясвоих краткосрочных обязательств достаточно.
Коэффициент абсолютной ликвидности (L2) показывает, какуючасть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время:
L2 = А1 / П1+П2 (15),
L2(5) = 3018 / 1790+19045 = 0,14
L2(6) = 2514 / 1825+13152 = 0,17
Из проведения расчетов видно, что коэффициент абсолютнойликвидности в 2006 г. не удовлетворяет установленным нормам, а 2007 г.коэффициент удовлетворяет установленным нормам.
Коэффициент «критической» оценки (L3) показывает, какаячасть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена засчет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а такжепоступлений по счетам:
L3 = А1+А2 / П1+П2 (16),
L3(5) = 3018+17663 / 1790+19045 = 0,99
L3(6) = 2514+13197 / 1825+13152 = 1,05
В 2006, 2007 гг.коэффициент близок к 1, этосвидетельствует о том, что по данным бухгалтерского баланса на счетеорганизации присутствуют денежные средства.
Коэффициент текущей ликвидности (L4) показывает, какуючасть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизоваввсе оборотные средства:
L4 = А1+А2+А3 / П1+П2 (17),
L4(5) = 3018+17663+4050 / 1790+19045 = 1,19
L4(6) = 2514+13197+5150 / 1825+13152 = 1,39
Так как коэффициент ликвидности меньше 2,5, то можнопредположить, что предприятие слабо состоятельно.
Таблица 4
Абсолютные показатели, характеризующие ликвидность балансаорганизации на начало и конец 2006, 2007 гг. АКТИВ На начало 2006, 2007гг. На конец 2006, 2007 гг. ПАССИВ На начало 2006, 2007г. На конец 2006, 2007 гг. Платежный излишек или недостаток (+;-) На начало 2006, 2007гг. На конец 2006 2007гг. 1 2 3 4 5 6 7 8 Наиболее ликвидные активы (А1) стр. 250+260
4156
5821
3018
2514 Наиболее срочные обязательства (П1) стр. 620
551
4990
1790
1825
3605
831
1128
689 Быстро реализуе-мые активы (А2) стр. 240
3226
22055
17094
13123 Краткосрочные пассивы (П2) стр. 610+630+660
6691
19045
20569
13152
(3465)
3010
(3475)
(29) Медленно реализуемые активы (А3) стр. 210+220+230+270
5215
4022
4717
5329 Долгосрочные пассивы (П3) стр. 590+640+650 - - - - Трудно реализуемые активы (А4) стр. 190
9641
8660
9269
8179 Постоянные пассивы (П4) стр. 490
14996
14999
13263
14168
(5355)
(6341)
(3994)
(5990) БАЛАНС
22238
40558
34098
29145 БАЛАНС
22238
40558
34098
29145 - -
Исходя из данных таблицы 4 определяется ликвидностьбаланса по балансовым пропорциям, соблюдение которых способствует финансовойустойчивости предприятия.
Таблица 5
Анализ ликвидности баланса на конец 2006,2007 гг.Соотношения, требуемые для признания ликвидности баланса На конец 2006 г. На конец 2007г. А1>П1 3018>1790 2514>1825 А2>П2 17094П3 4717>0 5329>0 А4Из таблицы 5 следует, что денежные средства предприятияобеспечивают погашения его наиболее срочных обязательств, но по отношению кбыстрореализуемым активам можно сказать наоборот. Быстрореализуемых активовменьше по сравнению с краткосрочными пассивами в 2007 г. на 13152 тыс. руб. В конце 2007 г. на предприятии имеется излишек денежных средств, которыйсоставляет 1825 тыс. руб. Другими словами погашение обязательств на предприятиине всегда происходит в срок. Однако предприятие имеет дефицит труднореализуемыхактивов, стоимость которых меньше постоянных пассивов на 14168 тыс. руб.Следовательно баланс нельзя признать абсолютно ликвидным, так как отношение,требуемое для признания ликвидности не выполняется. Значит структуру балансанужно считать неудовлетворительной, а предприятие слабо платежеспособным.
Заключение
Таким образом, актуальность темы исследования заключаетсяв необходимости разработки методик анализа и оценки дебиторской задолженности,которые могут быть применены в условиях антикризисного управления.
Использование при анализе и оценке дебиторскойзадолженности международного опыта также практически невозможно, т.к. вразвитых странах проблема неплатежей стоит не так остро как в России. Долговыеобязательства иностранных компаний существуют, как правило, в форме векселей,облигаций и других ценных бумаг, способных свободно обращаться на биржевом ивнебиржевом рынке. Проблема оценки дебиторской задолженности, таким образом,сводится, главным образом, к оценке ценных бумаг.
Таким образом, проблема оценки дебиторской задолженностии применяемых для решения данной задачи аналитических процедур в настоящеевремя в РФ практически не разработана.
В соответствии с целью работы были решены ряд задач:
• Проанализированы теоретические предпосылки анализа иоценки дебиторской задолженности, выявлены параметры, определяющие выборконкретных методик ее анализа и оценки.
• Рассмотрены вопросы правового регулирования оценки дебиторскойзадолженности в условиях антикризисного управления;
•. Рассмотрены вопросы, связанные с информационнымобеспечением оценки дебиторской задолженности и с правовым анализом документовпо оцениваемой задолженности;
• Проведен сравнительный анализ существующих в настоящеевремя методик анализа и оценки дебиторской задолженности, выявлены ихпреимущества, недостатки и область применения.
Список литературы
1. «Антикризисноеуправление». Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., — М.:«ИНФРА-М», 2002, с. 432.
2. ПоповР.А. «Антикризисное управление». — М.: «Высшая школа»,2003. — с. 429.
3. АлександровГ.А. «Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура». —М.: «Бек», 2002. — 544 с.
4. РодионоваН.В. «Антикризисный менеджмент». — М.: «ЮНИТИ», 2002. — с.223.
5. ФоминЯ.А. «Диагностика кризисного состояния предприятия». — М.:«ЮНИТИ», 2003. — с. 349.
6. БобылеваА.З. «Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика». — М.:«Дело», 2003. — с. 256.
7. В.А.Богомолов,А.В.Богомолова. «Антикризисное регулирование экономики. Теория ипрактика». Учебное пособие для вузов. — М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2003.— с. 271.
8. ФатхутдиновР.А. «Управление конкурентоспособностью организации». Учебноепособие. — М.: Изд-во «Эксмо», 2004. — с. 544.