--PAGE_BREAK--
1.3 Государственное регулирование механизмов оплаты труда
Основной целью государственной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов населения, повышение ее роли в стимулировании трудовой активности работников. Для придания процессам, происходящим в области оплаты труда, организованного характера, упорядочения действий экономических субъектов, отстаивания государственных и общественных интересов и осуществляется государственное регулирование в этой сфере.
Действующий механизм государственного регулирования постоянно совершенствуется с учетом возникающих проблем в области оплаты труда. В этом механизме основной акцент сделан на следующие моменты:
1 Усиление зависимости уровня оплаты труда работников от эффективности хозяйствования;
2 Обеспечение единого подхода к дифференциации и регулированию тарификации работников организаций реального сектора экономики;
3 Совершенствование условий оплаты труда руководителей государственных организаций.
Усиление зависимости уровня оплаты труда работников от эффективности хозяйствования реализуется в реальном секторе экономики через механизм повышения тарифной ставки первого разряда.
Единая тарифная сетка (ЕТС) регулирует тарификацию работников, начиная с рабочего низшего уровня квалификации до руководителя организации, работника высшего уровня квалификации, т.е. она представляет собой определенный ранжир работников в структуре организации и не содержит уровня их заработной платы в денежном выражении.
Почему мы придерживаемся единой тарификации? ЕТС позволяет протарифицировать рабочих, специалистов и руководителей одними и теми же разрядами, независимо от того, в какой отрасли и организации они работают, хотя это вовсе не означает, что их заработная плата будет одинаковой. Уровень их зарплаты будет зависеть не от применения ЕТС, а от размера тарифной ставки первого разряда, действующей в организации, который устанавливается в зависимости от ее финансового состояния [4,c.98].
В целях дальнейшего совершенствования государственного регулирования в области оплаты труда и в рамках выполнения Плана либерализации экономической деятельности проводится работа по следующим направлениям:
- расширение прав нанимателей в выборе эффективных и действенных систем материального стимулирования работников коммерческих организаций;
- стимулирование реализации продукции, товаров (работ, услуг), увеличение поступления валютной выручки, снижение запасов готовой продукции;
- обеспечение стабильного роста заработной платы работников отраслей экономики, в зависимости от результатов труда и эффективности хозяйствования;
- стимулирование высококвалифицированных работников, в том числе руководителей, в зависимости от сложности и качества работы, их вклада в конечные результаты работы организации.
В настоящее время в этих целях уже приняты следующие документы:
1 Декретом Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организаций отраслей экономики» установлены единый норматив и единая база для отнесения выплат стимулирующего характера на затраты (в размере 80% суммы заработной платы работников, исчисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам), взамен трех ранее действовавших нормативных размеров (30% начисленной премии, 30 % надбавки за высокие достижения в труде и 20% надбавки за стаж работы), исчисляемых от разных баз; при обеспечении рентабельной работы организациям предоставлена возможность направлять на выплаты стимулирующего характера до 100% тарифной части заработной платы работников; значительно расширены права нанимателей в части установления в пределах норматива гибкой дифференцированной системы стимулирования работников, учитывающей личный вклад в результаты деятельности организации каждого из них, и позволяющей выплачивать им премии и надбавки в неограниченных размерах. Наниматель сам будет решать, какое направление деятельности необходимо стимулировать, какие виды и в каких размерах стимулирующие выплаты он будет устанавливать и при каких условиях их выплачивать работникам; значительно упрощены расчеты сумм средств на оплату труда, относимых на себестоимость и включаемых в затраты.
2 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2009 г. № 103.
Данное постановление отменяет необходимость установления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда, для организаций, достигших предельного размера тарифной ставки первого разряда, т.е. снимает указанное ограничение. Кроме того, позволяет не ограничивать права нанимателей при включении в затраты выплат по тарифным ставкам и должностным окладам работников, исчисленным исходя из фактически действующей в организации тарифной ставки первого разряда, а не базового предельного норматива тарифной ставки первого (был равен БПМ для трудоспособного населения с учетом дифференцированных коэффициентов, в настоящее время названный БПМ установлен в размере 256550 рублей).
3 В 2009 году в республике принят ряд новых нормативных правовых актов, направленных на стимулирование решения задач по реализации продукции, товаров (работ, услуг), сокращения запасов готовой продукции, поступления валютной выручки.
Так, Указом Президента Республики Беларусь от 23.01.2009 № 49 наниматели могут устанавливать условия оплаты труда работников, занимающихся вопросами реализации продукции. При этом они должны предусматривать прямую зависимость уровня их заработной платы от объема полученной выручки от реализации. Указ № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году» в настоящее время является особенно актуальным и инновационным. Указом предоставляется право нанимателям устанавливать:
- ежемесячное вознаграждение работникам, обеспечившим реализацию продукции, товаров (работ, услуг), снижение запасов готовой продукции, в прямой зависимости от выручки, полученной от реализации продукции, не ограничивая его максимальными размерами, взамен других выплат стимулирующего характера (премий, надбавок);
- персональные условия оплаты труда руководителям и специалистам маркетинговых, логистических, внешнеэкономических и иных структурных подразделений, обеспечившим поступление валютной выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг).
Следует подчеркнуть: применение таких систем оплаты труда ранее законодательством не предусматривалось.
В настоящее время подготовлены предложения по упрощению системы оплаты труда руководителей государственных коммерческих организаций. Предлагается упростить порядок формирования должностных окладов руководителей, повысив при этом роль стимулирующих выплат (премий, надбавок) за выполнение показателей эффективности работы организации. Кроме того, предложено снять все ограничения по системам премирования из прибыли, оставшейся после налогообложения. Нанимателю предоставляется право самостоятельно устанавливать конкретные показатели, условия и размеры премий из прибыли. Это позволит установить прямую зависимость размера премии руководителя от размера получаемой организацией прибыли [4, c.87].
3
Анализ форм и систем оплаты труда на ОАО «Славянка»
2.1
Организационно-экономическая характеристика ОАО «Славянка»
Предприятие основано 3 марта 1930 года. Строительство швейной фабрики в Бобруйске было начато в 1929 году на базе мелких кустарных предприятий по постановлению Правительства.
Первый технологический поток по производству брюк был запущен в марте 1930 года, в то время на фабрике штат работников насчитывал 200 человек. Вскоре фабрике было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.
В годы войны в цехах размещались немецкие казармы, а в подсобных помещениях – конюшни. Фабрике был нанесен огромный ущерб. В первые месяцы после войны мастерская полукустарного типа с одним плохо оборудованным цехом по пошиву телогреек начинала приобретать свое промышленное лицо. Темп восстановления непрерывно наращивался.
До конца 1946 года полностью был выполнен план восстановления оборудования. Осуществлялось множество мероприятий, направленных на улучшение условий труда. В 1956 году завершилась установка вентиляций во всех цехах. Начинается внедрение люминесцентного освещения.
В марте 1989 года фабрика заключила контракт с японской фирмой «Джуки» на техническое перевооружение. В экспериментальном цехе были внедрены САПР фирмы «Гербер» США. Это дало возможность вводить графическую информацию о лекалах в память ЭВМ, что позволило коллективу более чем в полтора раза увеличить выпуск швейных изделий, повысить их качество, улучшить условия труда. Строительство паровой трассы способствовало улучшению экологии района. Расширились виды услуг, оказываемых работникам.
В 1993 году арендное предприятие преобразовано в народно-производственную коммерческую фирму «Славянка».
Производственная фирма «Славянка» все годы специализировалась на изготовлении плащей, курток и военной формы. После распада СССР фабрика потеряла военный заказ, а это было 52% мощности предприятия. Став на путь конверсии, в результате экономии средств, преодолев огромные технические трудности, фирма провела техническое перевооружение без помощи государства.
В 2000 г. фабрика стала открытым акционерным обществом [1].
Сегодня в цехах выпускается модная и качественная одежда для взрослых и детей. Сформировался стабильный высокопрофессиональный коллектив. «Славянка» — единственное предприятие в республике Беларусь, производящее весь спектр верхней одежды.
В данное время предприятие сотрудничает с фирмами: «Легпром-маркет», «Шани», «Solutions», «Авалон», «Финн-Флэйр», «Политекс», «Франт». Это сотрудничество позволяет не только обеспечить коллектив фирмы работой, но даёт возможность для технического обновления производства, закупки материала, фурнитуры.
Производство продукции ориентировано на смешанный рынок. Реализация продукции осуществляется в Республике Беларусь, рынках России и в странах дальнего зарубежья.
Для выпуска новых видов изделий разработаны новые модели изделия с использованием отделки из искусственного меха, с отделками из пледа в клетку, с отделками из натуральной кожи.
Изделия фирмы «Славянка» пользуются повышенным спросом у покупателей. Эстетический уровень одежды определяется высокой квалификацией конструкторов-модельеров одежды.
Основную конкуренцию продукции предприятия составляют Могилевское народное предприятие «Веснянка», Минское ОАО «Элема», ЗАО «Калинка» город Солигорск.
Используемое сырье, закупается у иностранных поставщиков ткани Дык-Кым (Германия), Флит-Стрит (США). Поступает также сырье из России, Украины, Литвы. Используется сырье белорусских производителей (подкладочные ткани Могилевского комбината шелковых тканей, Витебского комбината шелковых тканей, Минского камвольного комбината, Светлогорского комбината «Химволокно», Гродненского тонкосуконного комбината. Для улучшения внешнего вида выпускаемых изделий предприятие закупает ткань и комплектующие изделия к ним в ассортименте (фурнитура, молнии).
Органами управления ОАО «Славянка» являются:
- собрание акционеров;
- наблюдательный Совет;
- директор.
Собрание акционеров является высшим органом управления предприятия.
Наблюдательный Совет осуществляет руководство деятельностью предприятия в период между собраниями акционеров.
Структура управления Открытого Акционерного Общества «Славянка» представлена в Приложении В.
ОАО «Славянка» находится в составе Белорусского Концерна по производству и реализации товаров лёгкой промышленности, и среди 25 швейных предприятия Республики Беларусь является одним из самых крупных.
Проанализируем деятельность ОАО «Славянка» в 2005, 2006, 2007 и 2008 гг. на основе следующих технико-экономических показателей, представленных в таблице «Основные показатели финансово – хозяйственной деятельности ОАО «Славянка» (Приложение Г).
- объем выпущенной продукции;
- стоимость выпущенной продукции;
- использование производственных мощностей;
- выручка от реализации продукции;
- чистая прибыль;
- среднемесячная заработная плата;
- среднесписочная численность персонала.
Так, объем выпущенной продукции в 2007 г. вырос на 5%, а в 2008 году остался практически на том же уровне. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. значение этого показателя увеличилось на 4,1%.
Стоимость выпущенной продукции в 2007 г. увеличилась на 19%, а в 2008 г. – на 25%. В 2007 г. значение этого показателя по сравнению с 2006 г. возросло на 4,1%.
В 2006 г. чистая прибыль увеличилась на 39,8%, в 2007 г. – на 12,2%. В 2008 г. значение этого показателя по сравнению с 2007г. возросло на 11,7%.
Среднемесячная заработная плата в 2006 г. возросла на 16%, в 2007 г. – на 11%. В 2008 г. значение этого показателя по сравнению с 2007 г. увеличилось на 20,9%.
Данные о значениях показателях финансово-хозяйственной деятельности в 2009 году приведены в таблице «Справка о финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Славянка» за сентябрь» (Приложение Д)
Таким образом, на основе вышеприведенного анализа можно сделать вывод: в рассматриваемом периоде значения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности имели тенденцию к увеличению. Что касается среднесписочной численности работающих, то значение этого показателя в рассматриваемые годы снижалось. Однако за исследуемый период 2009 года значение данного показателя имело тенденцию к увеличению.
2.2 Оценка форм и систем оплаты труда, применяемых на ОАО «Славянка»
На предприятии применяется повременно — премиальная и сдельно-премиальная системы оплаты труда. Заработная плата состоит из:
- тарифных ставок рабочих (должностных окладов служащих);
- надбавок, повышений, доплат
- премий за основные результаты финансово — хозяйственной деятельности согласно утвержденным положениям по премированию.
Тарифная часть заработной платы работников предприятия (должностные оклады служащих, тарифные ставки рабочих) определяется на основе тарифных разрядов ЕТС и соответствующих им тарифных коэффициентов единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и тарифной ставки первого разряда, установленной на предприятии.
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь в производственных отраслях экономики, применяемая на предприятии представлена в таблице
Таблица 2.2 —
Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь в произ
водственных отраслях экономики, применяемая на ОАО «Славянка»
Разряд
1
2
3
4
5
6
7
8
Коэффициент
1,0
1,16
1,35
1,57
1,73
1,90
2,03
2,17
Разряд
9
10
11
12
13
14
15
16
Коэффициент
2,32
2,48
2,65
2,84
3,04
3,25
3,48
3,72
Разряд
17
18
19
20
21
22
23
Коэффициент
3,98
4,26
4,56
4,88
5,22
5,59
5,98
Примечание – источник: [15]
Тарифная ставка 1 — го разряда с 1 сентября 2009 года принята равной 191212 рублей в месяц для рабочих — сдельщиков и рабочих — повременщиков основной и не основной деятельности предприятия.
Тарифная ставка 1 — го разряда для основных рабочих — сдельщиков швейных потоков, электромонтеров, слесарей — ремонтников, продавцов и контролеров — кассиров магазинов и столовой с 1 января 2009 года принята 210333 рублей в месяц. Сдельные расценки рабочим — сдельщикам считать по затрате времени соответствующего разряда по выполняемой работе.
Согласно инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и внесенных дополнений и изменений к ней с учетом финансового состояния руководитель предприятия может устанавливать повышения сдельных расценок и должностных окладов.
Тарификация рабочих производится с учетом сложности выполняемых работ с 1-го по 8 — ой разряды включительно.
Тарификация должностей руководителей, специалистов и служащих производится с учетом уровней сложности труда с 7 — го по 22 -ой разряд включительно.
При этом тарификация директора устанавливается от численности работающих и в соответствии с Единой тарифной сеткой по 22 разряду.
При создании структурных подразделений учитываются следующие нормы управляемости:
- отдел может создаваться при численности работников в его штате не менее четырех человек, включая должность руководителя;
- сектор, бюро может создаваться при численности работников в его штате не менее трех человек, включая должность руководителя.
Схема общей структуры ОАО «Славянка» представлена в Приложении Е.
Она включает в себя организационную, производственную структуру и организацию по обслуживанию работников.
Схема производственной структуры ОАО «Славянка» отображена в Приложении Ж.
Оклады руководителям (заместителям) вспомогательных цехов (непрофилирующих) и подразделениям предприятия не основной деятельности могут устанавливаться на один разряд ниже окладов руководителей основных цехов.
Тарификация отдельных категорий работников не основной деятельности (медицинские работники здравпункта, воспитатели общежитий и другие работники) производится на уровне тарификации специалистов предприятия с учетом образования и категорий.
Надбавки устанавливаются за продолжительность непрерывной работы на предприятии всем работающим в следующих размерах:
- При стаже работы от 1 года до 5 лет — 5% тарифной ставки за месяц
(должностного оклада) работника
- При стаже работы от 5 лет до 10 лет — 10% тарифной ставки за месяц
(должностного оклада) работника
- При стаже работы от 10 лет до 20 лет — 15% тарифной ставки за месяц
(должностного оклада) работника
- Свыше 20 лет — 20% тарифной ставки за месяц (должностного оклада)
работника.
Устанавливаются для руководителей, специалистов и служащих надбавки за высокие достижения в труде, сложность и напряженность труда, также на период выполнения особо важных (срочных) работ.
Должностные оклады отдельных руководителей, специалистов и тих служащих могут повышаться за квалификационную категорию; за ответственность и напряженность в работе; за увеличенный объем управленческого труда; завнедрение новейших технологий.
Производятся следующие доплаты:
- за работу в ночное время 40% тарифной ставки за каждый час работы в ночное время;
- за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
- за руководство бригадой;
- за работу в сверхурочное время, государственные праздники, предпраздничные и выходные дни.
На тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда устанавливаются доплаты в соответствии с порядком аттестации рабочихмест за каждый час работы во вредных и тяжелых условиях труда.
Рабочим — сдельщикам основных швейных цехов сдельные расценки увеличены на 12% за интенсивность труда и на 20% за освоение прогрессивных норм труда, эти доплаты введены в основной расценок.
Квалифицированным рабочим устанавливать надбавки за профессиональное мастерство в зависимости от установленного разряда от до 32 % тарифной ставки.
Могут выплачиваться специальные премии руководителям, специалистам и рабочим за экономию энергоресурсов, а также за сбор и реализацию вторсырья и макулатуры в случае образования этих фондов.
Премиальная оплата выплачивается согласно утвержденным положениям о премировании.
Кроме того, применяется система наказания за нарушение трудовой и технологической дисциплины согласно разработанным положениям [15]. продолжение
--PAGE_BREAK--