Реферат по предмету "Экономика"


Значение развития социальной сферы предприятий

/> 
Значение развитиясоциальной сферы предприятий

Оглавление
Введение. 3
1. Формирование стратегииразвития предприятия. 6
2. Значение и роль развитиясоциальной сферы коммерческой организации  13
3. Обоснование затрат наразвитие социальной сферы предприятия и оценка их эффективности – опыт России всоставе СССР. 21
Список литературы… 29

Введение
Управление как социальное явление и как сферачеловеческой практики возникло до того, как оно стало предметом социальныхисследований. Присуще людям потребность и способность работать вместе, всоорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, ихсогласия, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью.Управление зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции иявляется из ее важнейших факторов.
Объектом организационного поведения являются работникиорганизаций, представленные руководителями, специалистами, работникамивспомогательных служб.
В свою очередь, работники организации являются основнымее капиталом, так как именно от них зависит достижение целей организации. Длятого чтобы работники стремились к достижению целей организации необходимо,чтобы та, в свою очередь, мотивировала их на это.
Переходной этап к рыночным отношениям в экономике Россиихарактеризуется кризисом мотивации и негативным представлением большей частиработников предприятий о трудовой деятельности. Суть трудовой мотивации свеласьпрактически к желанию иметь максимально гарантированную заработную плату приравнодушном отношении к результатам труда (качеству, отдаче труда). Бедностьмотивации и узкий диапазон потребностей, удовлетворяемых посредством трудовой деятельности,снизили управляемость работников, сделали их слабо подвластными стимулированию.
Сказанное относится не только к работникам, но и кспециалистам и управленцам, в частности управленцам среднего звена.
Часть работников, сохранивших нравственные основытрудового сознания, богатую трудовую мотивацию, составляют меньшинство изачастую находятся в предпенсионном и пенсионном возрасте. Что касаетсяработодателей и руководителей высшего звена, то, согласно социологическимопросам, 90 % из них, в противоположность другим формам воздействия, отдаютпредпочтение административному нажиму, объясняя такой выбор методов управленияпадением дисциплины. Поэтому в качестве самого распространенного методавоздействия на людей с целью получения желаемого результата утвердился насегодня метод «кнута и пряника», реализующийся через систему простейшихэкономических и административных стимулов и санкций. Такая система достаточноэффективна при низкой содержательности работы, авторитарном стиле руководства изначительной безработице. К методу «кнута и пряника» следует отнестипропорциональные доплаты и удержания, работу на условиях администрации: штрафы,коллективный подряд и другие известные приемы.
Хотя метод «кнута и пряника» неперспективен, онпродолжает использоваться во многих организациях, где проблеме управленияперсоналом не уделяют должного внимания, предпочитая использовать «проверенные»способы воздействия на людей.
Развитие социальной сферы (как «пряник») являетсянаиболее эффективным способом повышения и мотивации персонала, и повышениемпроизводительности труда. Предприятия, уделяющие большое внимание к развитиюименно социальной сферы на сегодняшний день оказываются в более выигрышномположении.
Исходя из этого, целью данной дипломной работы являетсяформирование мероприятий по развитию социальной сферы организации и обоснованиезатрат на их осуществление.
Для достижения поставленной цели в данной работе быливыделены следующие задачи:
изучение теоретического материала по развитию социальнойсферы;
исследование развития социальной сферы и социальнойполитики России в составе СССР;
анализ существующего комплекса социального развитияорганизации;
разработка и формирование мероприятий, направленных наулучшение социальной сферы организации.
В качестве предмета данного исследования выбраноформирование комплекса мероприятий по развитию социальной сферы организации.
Объектом исследования данной работы являетсяНовосибирский мясоконсервный комбинат.
Методической основой работы послужили научно-практическиепубликации в области финансового планирования деятельности организаций,законодательные, нормативные и методические материалы.
В процессе исследования применялись общие методыисследования: наблюдение, формализация, абстрагирование, монографический метод;методы анализа финансовой отчетности: вертикальный, горизонтальный икоэффициентный, элиминирование, сравнение и др.

/>1. Формированиестратегии развития предприятия
В некоторых литературных источниках понятие стратегиихарактеризуется как «детальный всесторонний комплексный план, предназначенныйдля того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение еецелей»[1]. Под стратегическимпланированием понимается «набор действий и решений, предпринятых руководством,которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того,чтобы помочь организации достичь своих целей»[2].
Стратегический менеджмент охватывает целый ряд вопросов,касающихся проблем управления фирмой на стратегическом уровне. По мере ростапроизводительных сил увеличивается производство товаров. На рынок в массовом порядкепоступают все новые и новые товары, отличающиеся новизной и качественнымихарактеристиками. Производство нуждается в специалистах, умеющих оперативноизучать потребности рынка в товарах, пользующихся наибольшим спросом унаселения. Проблемы управления предприятиями приобретают другой характер, аоснову стратегии составляют конкурентные преимущества.
В условиях возрастающей конкуренции возникает стратегия,в основе которой — создание конкурентных преимуществ фирмы. В этих условияхпроцесс стратегического планирования является одним из факторов, помогающихпринятию оптимальных и объективных управленческих решений. Задачейстратегического планирования становится обеспечение новизны и качествапроизводимых товаров в соответствии с запросами рынка.
Процесс стратегического планирования предусматриваетмножество видов управленческой деятельности. К основным из них следует отнестираспределение ресурсов, изучение рынка и возможных потенциальных конкурентов,внутреннюю координацию, подготовку кадров и контроль. Распределение ресурсоввключает в себя рациональное распределение материальных, трудовых и финансовыхсредств. К материальным ресурсам относятся сырье и материалы, оборудование,полуфабрикаты, которыми располагает фирма. Трудовые ресурсы — это люди, на нейработающие. Стратегическое планирование предусматривает ротацию,профессиональную подготовку и максимальное использование кадров в интересахфункционирования фирмы. К финансовым средствам относят как денежные средствафирмы на счетах в банке, так и весь арсенал ценных бумаг.
Изучение рынка и возможных потенциальных конкурентов вусловиях стратегического планирования заключается в том, что фирма с появлениемновых задач, связанных с нововведениями, вынуждена, прежде чем приступить кпроизводству товара, досконально изучить большой круг вопросов. В их числе:какой товар имеется на рынке в избытке, а какого недостаточно; какой товарпользуется спросом и кто его производит, его качественные характеристики; чемпредставленный на рынок товар отличается от товара конкурентов и т. д.[3]
Внутренняя координация заключается в том, что всястратегическая деятельность фирмы подвергается изучению сильных и слабых еесторон в целях достижения наибольшей эффективности внутренних операций.Внутренняя координация выступает в роли фильтра, отстаивая наиболее прибыльныеоперации и отбраковывая нерентабельные. Независимо от масштабов производстваили численности работающего персонала обеспечение эффективных операций являетсясоставной частью всей управленческой деятельности.
Подготовка кадров в условиях стратегического планированияиграет ключевую роль. Она предусматривает систематическое повышениепрофессиональных знаний менеджеров как путем обучения в высшей и специальнойшколах, так и в результате создаваемых школ передового опыта, постояннодействующих семинаров и курсов. Забота руководителей высшего звена о подготовкекадров дает возможность наиболее эффективно обобщать накопленный опыт фирмы,использовать его в целях получения дополнительной прибыли, повыситьпрофессионализм менеджеров в области стратегического управления. Практикапоказывает, что наибольших успехов в бизнесе добивается фирма, где подготовкеменеджеров уделяется первостепенное внимание[4].
Контроль в стратегическом планировании занимает особоеместо. Он призван обеспечить достижение фирмой поставленных целей на всехэтапах ее функционирования. В повседневной жизни нередко цель контролявоспринимают как карающую функцию процесса управления. Действительно, процессуконтроля свойственны такие функции, как контроль за соблюдением действующихстандартов, выполнением производственных заданий, корректировка возможныхотклонений в сфере труда, управления и оказываемых услуг. Однако контрольпризван не столько изобличить чьи-то неправильные действия в системе управленияили становить отклонения от стандартов, сколько выполнить свою упреждающуюфункцию. Любая фирма или предприятие не может работать успешно безповседневного, четко отлаженного механизма контроля. Контроль обязателен приосуществлении процесса производства: наличие и расход сырья, комплектующихизделий, полуфабрикатов, расход электроэнергии, топлива, воды, пара.
Контроль обязателен при организации труда: использованиеперсонала фирмы с учетом профессиональной подготовки, расширение зонобслуживания, рациональное использование экономических и моральных стимулов ктруду. Контроль необходим в процессе управления при совершенствовании структурыуправления и т. д.
Переход нашей страны к рыночной экономике выявил рядзакономерностей. Во-первых, немало предприятий с различной формойсобственности, особенно в области бизнеса и предпринимательства, а такжепосреднических фирм на первых порах достигают определенных позитивныхрезультатов и даже имеют неплохие финансовые результаты. Затем появляютсядругие, аналогичные предприятия, создавая конкуренцию первым. Нередко этипервые предприятия разоряются. Причин тому много. Первоначально созданныепредприятия, найдя свою нишу в бизнесе и предпринимательстве, сосредоточилиосновное внимание на получении прибыли, не позаботившись о стратегии фирмы, апоэтому изменения в налоговой системе, недостаточная подготовка кадров,отсутствие должной информации о конкурентах ведут их к разорению.
Во-вторых, фирмы и отдельные предприниматели, увлекшисьполучением прибыли, забывают о роли организации, мотивации и контроле, чтонеминуемо приводит к банкротству[5].
Однако было бы ошибочно полагать, что стратегия вдеятельности фирм является панацеей от всех бед. Какие бы комфортабельныездания, лечебные корпуса, современное оборудование не имелись в лечебномучреждении (профилактории, санатории, курорте), они принесут мало пользы длялюдей, прибывших сюда поправить свое здоровье, если не будет четкойорганизации, предусматривающей прием назначенных врачом процедур. Мало будетпользы от лечения, если в лечебном учреждении не будет должной мотивации всегоперсонала, побуждающей к более сознательному и бескомпромиссному выполнению своихправ и обязанностей; не будут действовать стимулы к повышению и обновлению имеющихсязнаний в области медицины. Наконец, ничто не приведет к полноценному лечению,если будет отсутствовать соответствующий контроль на всех уровнях системыуправления.
Все это позволяет считать, что основой успеха в бизнесе ипредпринимательстве является наличие стратегии и учет основных ее фактороворганизации, мотивации и контроля.
Стратегия в бизнесе и предпринимательстве способствуетразработке прогноза будущих проблем и возможностей, а также выработке наиболееоптимальных решений, снижая риск ошибочности принятия решений ввидунедостаточного объема информации или устаревшей ее по времени действия.
Сущность стратегического планирования заключается вчетком усвоении целей организации и дальнейшей разработке форм и методов по ихреализации. Любое стратегическое планирование неизбежно предусматриваетполучение четкого ответа, по крайней мере, на три основных вопроса,характеризующих функцию планирования:
На каком уровне в бизнесе мы находимся в настоящее время?
Что нужно сделать для более успешной деятельности?
Как осуществить поставленную цель?
Для этого необходимо располагать исчерпывающейинформацией в области финансов, маркетинга, производства товаров и оказываемыхуслуг, в области научных исследований и разработок, в области трудовых ресурсови т. д.[6]
Если начало стратегического планирования — выбор миссии,то второе место отводится установлению целей. Они устанавливаются в рамкахмиссии и в ее развитии. Они выражают отдельные конкретные направлениядеятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения;служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.
К целям предъявляются следующие требования:
конкретность и измеримость: цели должны отражать конкретныеключевые аспекты производства и иметь конкретное цифровое выражение;
ориентация во времени: все цели должны быть расписаны порубежам;
достижимость: цели должны быть реалистичными;
совместимость целей фирмы в целом и целей ееподразделений, в противном случае получится эффект лебедя, рака и щуки.
Определив стратегические цели, важно установить ихприоритеты, ранжировать, так как нет возможности решать все проблемыодновременно.
Одной из самых распространенных причин неудачипланирования является отсутствие ясно выраженной и тщательно продуманнойпостановки целей[7].
Основная задача при стратегическом планировании —адаптация организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действийпо адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, еевозможностей и опасностей, которые в ней таятся. Реализация целей организациейневозможна также без концентрации ресурсов и усилий на наиболее важныхучастках, без эффективной внутренней координации деятельности. Для этого нужночетко представлять ситуацию внутри организации, ее слабые и сильные стороны иактивные силы.
При анализе внешней среды, прежде всего, обращаютвнимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельностиорганизации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождатьсерьезную, опасность для деятельности организации, а с другой — открыватьдополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются экономические,технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические,международные факторы.
Проведя анализ внешней среды, и получив данные офакторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности,руководство переходит ц анализу внутренней среды. Этот анализ позволяетоценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоватьсявозможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы,связанные с внешними опасностями. Анализ основан на управленческом обследованииследующих функциональных зон:
маркетинг;
финансы (бухгалтерский учет);
производство;
персонал;
организационная культура и имидж организации.
В результате руководство выявляет те зоны, которыетребуют немедленного вмешательства; те, на которые можно опереться приразработке и реализации стратегии организации.
После оценки опасностей и возможностей фирма с помощьюметодов стратегического анализа формулирует различные варианты стратегии,выявляет относительное положение каждого альтернативного направлениядеятельности. Затем выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целейфирмы, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемогоуровня риска и разрабатывает окончательный вариант стратегического планадеятельности фирмы.
Возможны следующие варианты стратегий:
ограниченный рост;
рост;
сокращение;
различные сочетания этих трех альтернатив.
Стратегия ограниченного роста — такая стратегическаяальтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлыхдостижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитыхотраслях со статической внешней средой.
Стратегия роста — стратегия, при которой уровенькраткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается поотношению к показателям предыдущего года.
Стратегия сокращения — стратегическая альтернатива,которая характеризуется установлением достигнутого уровня или исключениемнекоторых направлений деятельности.
Сочетание различных вариантов стратегий обычно используютфирмы, активно действующие в разных отраслях[8].
На последующих этапах подготавливаются среднесрочныепланы и программы. В завершение определяются предпосылки для формирования новыхплановых программ, исходя из того, чего организации удалось добиться приреализации планов и чего — нет.
В целом планирование — это замкнутый цикл с прямой связью(разработка стратегии → реализация и контроль) и обратной связью (учетрезультатов выполнения → уточнение плана).
Стратегическое планирование имеет смысл только тогда,когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязываетсвои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализацииресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программадействий и налажен процесс реализации стратегического плана.
2. Значение и роль развитиясоциальной сферы коммерческой организации
Чтобы оценить потенциальные возможности российских предприятийв современных условиях хозяйствования, необходимо иметь четкое представление овнутренних проблемах, которых, к сожалению, предостаточно. Задачи, с которымиприходится сталкиваться подавляющему большинству крупных и мелких промышленныхпредприятий, идентичны — это, как правило, неэффективное использованиересурсов, главным образом трудовых. Важность наличия данного вида ресурсов (ихколичественных и качественных показателей) описывалась выше. В условияхразвития рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросыпрактического применения современных форм управления персоналом, позволяющихповысить социально-экономическую эффективность каждого производства.Десятилетие экономических реформ в России показало, что главным пороком отечественныхпромышленных предприятий являются не столько отсталость технологии, дефицитинвестиций и перекосы в сторону сырьевых отраслей, сколько кризис управления вовсех его составных частях.
Реформы, произошедшие за последние пятнадцать лет вРоссии и ее регионах, отрицательно сказались на появлении социальных проблемвсего населения. В связи с этим, возникают противоречиясоциально-экономического развития. Снижение численности мужчин трудоспособноговозраста на 45% происходит по причине несчастных случаев, различных травм иотравлений. Столь высокие показатели мужской смертности в трудоспособномвозрасте еще раз свидетельствуют о наличии значительного числа социальныхпроблем, справиться с которыми самостоятельно жители не в состоянии.Депрессивное сознание всегда ищет более легкий выход из сложившейся ситуации. Ксожалению, не многие понимают, что проблемы необходимо разрешать, но не бежатьот них. Наиболее распространенные проблемы в современной российской экономикепорождены существенным занижением стоимости труда работников. Проблемыотсутствия эквивалентного вознаграждения за труд работников сельскогохозяйства, способствующего осуществлению простого воспроизводства физических идуховных затрат, существенным образом снижают производительность труда. Огромнаястрана, имеющая достаточное количество ресурсов для осуществления расширенногопродовольственного и промышленного воспроизводства за последние годы серьезноотстала от развитых стран. Возрастание социальных проблем жителей ведет кувеличению числа социальных конфликтов.
Ослабление роли государства в развитии социальной сферы,перенесение ответственности за ее развитие и финансирование с федерального наместный уровень власти, привели к негативным последствиям. Отсутствиевозможностей для инвестирования процессов строительства, развития сети детскихдошкольных и общеобразовательных учреждений, служат главными факторами,стимулирующими миграционные процессы кадров особенно молодого и среднеговозраста. Сохранение здоровья жителей и увеличение средней продолжительностижизни зависят в значительной степени от эффективного медицинского обслуживания.Развитие здравоохранения на должно учитывать увеличивающийся фактор старениянаселения.
В качестве мер профилактики социальных конфликтов всистеме социального управления необходимо выделить следующие:
на уровне администраций необходимо проводить мероприятия,критикующие пьянство, алкоголизм, наркоманию и табакокурение населения;
создание рабочих мест, способствующих обеспечениюэквивалентного материального вознаграждения за затрачиваемые усилия;
повысить интерес молодежи к престижности работы;
повышение уровня развития социальной инфраструктуры(детских дошкольных учебных заведений, общеобразовательных учебных заведений,позволяющих получить законченное среднее образование, учрежденийздравоохранения, учреждений клубного типа и т.д.), с целью повышениякультурного и духовного развития людей;
поддержание развития строительства церквей, мечетей идругих духовных учреждений и т.д.
Безусловно, все указанные мероприятия должны строгоконтролироваться государством, при установлении жесткого функциональногоконтроля и своевременного наказания правонарушителей за свои деяния позволятсущественно снизить число зарегистрированных преступлений. Удовлетворение всевозрастающих материальных и духовных потребностей людей, решение проблемобустройства их труда и быта должны быть ориентированы на развитие личностногопотенциала работников, занятых в производстве. Выявление проблем управленияразвитием социально-экономического развития, повышение уровня и качества жизнинаселения, их последовательное разрешение и дальнейшее развитие рассматриваютсякак цель и главный фактор экономических преобразований.
Чтобы оценить потенциальные возможности российскихпредприятий в современных условиях хозяйствования, необходимо иметь четкоепредставление о внутренних проблемах, которых, к сожалению, предостаточно.Задачи, с которыми приходится сталкиваться подавляющему большинству крупных имелких промышленных предприятий, идентичны — это, как правило, неэффективноеиспользование ресурсов, главным образом трудовых. В условиях развития рыночнойэкономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практическогоприменения современных форм управления персоналом, позволяющих повыситьсоциально-экономическую эффективность каждого производства. Десятилетиеэкономических реформ в России показало, что главным пороком отечественныхпромышленных предприятий являются не столько отсталость технологии, дефицитинвестиций и перекосы в сторону сырьевых отраслей, сколько кризис управления вовсех его составных частях.
Разработка эффективной социальной политики является однойиз важнейших задач новой российской власти. От того, как будет решаться этазадача, зависят не только условия жизни простых людей, но и перспективысоциального и экономического развития страны, обеспечение национальнойбезопасности, сохранение российского государства. Кроме того, ориентациясоциальной политики на рыночный тип ее организации выдвигает на первый планзадачу специальных исследований, которые ясно определяют роль и местосоциальной политики в системе государственного управления. К сожалению, следуетпризнать, что, несмотря на имеющиеся достижения и наработанный опыт в сфересоциального обслуживания, в настоящее время социальная политика в России вприкладном ее понимании на низовом уровне реализуется пока еще весьма слабо инеэффективно. Ее процессы управляются часто некомпетентными кадрамиспециалистов, которые не имеют соответствующей подготовки. Механизмы реализациисоциальной политики в российском обществе характеризуются, по мнениюисследователей, реально существующими трудностями, такими как:
образовавшийся «разрыв» между поставленными самой жизньюсоциальными проблемами и возможностями финансово-экономического, организационногои управленческого плана;
противоречия между декларируемыми федеральным центром,региональными и местными властями целями и задачами социальной политики, содной стороны, и реальными мерами по их осуществлению — с другой;
противоречия между органами социальной политикисоциального центра и регионов, которые охватывают сферы компетенции, управленияи организации конкретной предметной работы и реализации социальных программ;
противоречия, обусловленные явным несоответствием междунеобходимыми сегодня новыми информационными технологиями в управлениисоциальной сферой и современным состоянием управленческой деятельности, как нафедеральном, так и на национально-территориальном итерриториально-административном уровне[9].
Очевидно, что широта интересов людей в группе выходит зарамки их производственных задач, и каждый индивид имеет потребность в том илиином общении. Из-за неоднородности состава группы, различия интересов, целей,отношения к выполняемым трудовым поручениям и т. д., возможно возникновение такназываемых малых неформальных группировок. Члены неформальной группировкидружны между собой и сохраняют некоторый психологический барьер по отношению кдругим работникам. Это явление может носить и резко отрицательный характер, вподобных группировках могут вырабатываться свои нормы, ценности, и установкиповедения, резко расходящиеся с общепринятыми. Как правило, это может увеличитьуровень конфликтности группы, а, следовательно, снизить эффективность ееработы. Рабочий настрой людей, как массовое явление, подчиняетсясоциально-психологическим закономерностям и зависит, прежде всего, отморально-психологического климата, сложившегося в трудовом коллективе и мер,принимаемых администрацией по улучшению их жизни.
Для эффективно функционирующей экономики предприятиянеобходим и определенный тип работника: ориентированного на максимальныедостижения в труде, инициативного и предприимчивого, берущего на себя ответственностьне только за свою судьбу, но и за судьбу общего дела, знающего свои права ирассчитывающего, прежде всего, на свои силы. Такой работник стремится кповышению своей квалификации, так как именно с ней связывает свои возможности втруде. В свою очередь, формирование активной позиции работника предопределяютпрофессиональные и экономические знания. Такие знания работника приводят нетолько к его дисциплинированности и инициативности, но и к активномувмешательству в структуру связей и способы их реализации с целью ликвидациинедостатков, изыскания резервов совершенствования организации и повышенияэффективности производства.
Исследование, проведенное на крупнейших промышленныхпредприятиях, показало, что характеристики работников по многим параметрамудовлетворяют предъявляемому уровню требований. Анкетный опрос выявил, что 94%опрашиваемых работников считает себя перспективными, способными к обучению (заисключением пенсионеров или работников предпенсионного возраста), и 90% хотятповысить свой профессиональный квалификационный уровень. Это говорит, преждевсего, о низкой материальной базе отечественных промышленных предприятий, неспособных обучать и совершенствовать свой персонал, и о незначительныхинвестициях в его развитие.
Конечно же, можно рассматривать проблему повышенияэффективности трудовой деятельности и в материальном аспекте (повышениезаработной платы, премии), но этот момент является довольно очевидным инесколько проблематичным для самого предприятия. Поэтому предлагаемая концептуальнаямодель повышения эффективности труда за счет проведения групповой оптимизацииприводит к совершенствованию организационной деятельности персонала снаименьшими затратами для предприятия. Разработанные идеи по совершенствованиюфункционирования персонала и профессиональных групп на промышленном предприятииможно в упрощенном варианте представить в виде следующей концептуальной моделиповышения эффективности трудовой деятельности.
Рациональное использование материальных и трудовых затратпредполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности,что и осуществляется в процессе управления, когда работники сами направляютсвои действия для достижения общих целей на основе мотивации их труда.
Проблема повышения эффективности производства всегдасвязана с поиском путей максимального использования потенциальных возможностейвсех ресурсов. В полной мере это может быть отнесено к наиважнейшему ресурсу —трудовому потенциалу и, конечно же, от степени развития и его использованиязависит и восприимчивость к инновациям, и конкурентоспособность предприятия.
Анализ эффективности функционирования профессиональныхгрупп, использования потенциала работающих, опирающийся только настатистические данные, зачастую оставляет в стороне мотивационные аспекты. Астепень реализации потенциала непосредственно зависит от стремления работниковк деятельности. Не всегда истинные причины, побуждающие индивида работать смаксимальной отдачей, связаны с материальным стимулированием работника. Причемможно сказать с полной уверенностью, что потребности работника в той или иноймотивации могут меняться с развитием личности. Поэтому при анализеэффективности функционирования трудового потенциала важен учет специфики,интересов, мотивов, связанных с трудовой деятельностью, у работников различныхполовозрастных и профессионально-квалификационных групп. Именно для этого вкомплексную оценку функционирования работников был включен комплекссоциологических методов исследования, в результате которого были выявленымногочисленные негативные факторы в функционировании группы, мешающие работатьс большей отдачей, более эффективно.
Данные социологических опросов работников могут нестиважнейшую информацию для проведения преобразований не только в группе, но и напредприятии, и являться содержательным руководством не только для управленияперсоналом.
Совершенствование организации труда является понятиемкомплексным и включает в себя множество направлений, но не все его формы вравной степени мотивируют работников к более эффективному труду. Оптимальныеусловия труда, обстановка — одна из важнейших потребностей человека.
Для повышения эффективности использования потенциалаработников необходимо установление и поддержание взаимосвязи между личнымиинтересами участников трудового процесса и интересами предприятия. Можносделать вывод, что состояние психологического климата, психологическихособенностей функционирования индивидов, социальных факторов ипрофессионально-квалификационного уровня, с одной стороны, и эффективногофункционирования профессиональных групп (следовательно, и всего коллектива), сдругой стороны, взаимосвязаны. Чтобы привести в действие резервы ростатрудового потенциала, необходим комплекс внутренних эффективных решенийсовершенствования группового функционирования. Принятие таких решений иреализация их на практике являются прямой обязанностью как служб управленияперсоналом, так и руководителей предприятий[10].
3. Обоснование затрат на развитиесоциальной сферы предприятия и оценка их эффективности – опыт России в составеСССР
Социальная система может быть представлена в трехаспектах. Первый аспект — как множество индивидов, в основе взаимодействиякоторых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовойколлектив и т.д.); второй — как иерархия социальных позиций (статусов), которыезанимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальныхфункций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций;третий — как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержаниеповедения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальнойобщности, второй — с понятием социальной организации и третий — с понятиемкультуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическоеединство трех сторон — социальной общности, социальной организации и культуры.
Система социального обеспечения в конце 1980-х годов вРоссии, как и в других социалистических странах, формально приближалась ксоциально-демократической модели. Такая модель в идеале выражается в следующем:высокая роль местных органов управления, высокий уровень затрат на социальноеобеспечение, высокая занятость, стимулируемая государством, наличие организацийчастного сектора, предоставляющих услуги, акцент на обязательном страховании,налоговое перераспределение денежных средств, причем главными источникамифинансирования выступают государство и муниципалитеты[11].Однако в реальности под давлением монопартийной идеологии социальная политикасоциалистического режима была практически лишена независимости, поэтомуосновные характеристики социалистической системы государства всеобщегоблагосостояния в интерпретации Эспинг-Андерсена — это антилиберальнаянаправленность, иерархичность, статичность, смесь социалистических идей сконсервативными элементами политики. Российская система социального обеспеченияпреображалась на протяжении ХХ века под воздействием процессов глобальных илокальных трансформаций, бюрократической рационализации, смены идеологий,формирования рыночных отношений, децентрализации и развития институтовгражданского общества. Современное развитие системы социальной политики вРоссии обладает особой спецификой, отличающей ее от всех остальных странбывшего социалистического блока.
Лишь с начала 1990-х годов под воздействием радикальныхсоциально-экономических реформ далеко не сразу, медленно, но все же происходитсущественное изменение основных акцентов социальной политики. КонституцияРоссийской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством,тем самым была декларирована концепция социальной политики, нацеленная наповышение качества жизни всех граждан и сдерживающая распространениесоциального риска. В ситуации резкого падения уровня жизни населения, ростабезработицы, преступности, бедности, отставания заработной платы от ценпотребительского рынка правительство России было вынуждено идти на постоянноеповышение зарплаты, пенсий и пособий, несмотря на требования Международноговалютного фонда о снижении социальных расходов. Дальнейшее углублениеэкономического кризиса потребовало радикально реформировать существующиесоциальные обязательства государства, приведя их в соответствие с реальнымиэкономическими возможностями страны. В связи с этим в конце 1990-х годовобсуждаются новые принципы российской социальной политики[12],концепция адресной социальной помощи, повышение качества социальных услуг населению,стратегия активизации человеческих ресурсов, развитие гражданской инициативы[13].
В широком смысле социальная политика можетрассматриваться как интеграция механизмов и способов, посредством которыхисполнительная власть, центральное и региональные правительства, а также органыместной власти влияют на жизнь населения, стремятся способствовать социальномуравновесию и стабильности. По мнению Е.Ш. Гонтмахера[14],управление социальными процессами в экономически развитых российских регионахпроходит сегодня по совершенно другим механизмам, чем в советское время. Еслираньше была строго централизованная вертикальная система управления, и можнобыло напрямую регулировать процессы в любом регионе вплоть до административныхрайонов, то сейчас эти рычаги практически не действуют. Становлениетрехуровневой власти (федеральный центр, региональная власть, местноесамоуправление) означает принципиальный переворот в системе социальнойполитики. По мнению экспертов, влияние федерального центра на реализациюсоциальной политики на местах стало незначительным (не более 20 %), тогда какрегиональные власти играют здесь самую существенную роль (70 %), а вот местноесамоуправление весьма ограничено в своих возможностях: степень влияния местныхорганов власти на реализацию социальной политики на местах составляет сегодняне более 10%. Между тем именно на уровне муниципальных органов достигаетсябольшая гласность в принятии и осуществлении решений, а также предсказуемостирезультатов социальной политики, на местном уровне возможно обеспечить участиенаселения не только в потреблении социальных услуг, но и в их производстве. Этоне только удешевляет и повышает эффективность социальной политики, но иформирует осознание тесной взаимосвязи интересов отдельных социальных групп,объединенных местом проживания, солидарность местного сообщества[15]. Отметим, что рольмуниципалитетов в решении социальных проблем местного сообщества постепенновозрастала в течение 1990-х годов, причем во многом это зависело от наличияфинансовых ресурсов и социального капитала органов местного самоуправления.Важная особенность советской социальной политики состояла в ее прочной экономическойсвязи с так называемыми градообразующими предприятиями крупных индустриальныхцентров[16]. Речь идет о том, что напротяжении десятилетий в целом ряде городов советской России организация ифинансирование деятельности всех направлений социального обслуживания во многомопределялись функциями крупных индустриальных предприятий. Администрация этихпредприятий аккумулировала мощный социальный капитал, становясь фокусом системысоциальных связей промышленного города. С конца 1980-х годов многие из этихпредприятий подвергались реструктуризации и банкротству, лишив тысячи людейработы и средств к существованию. В течение всего постсоветского периодапроисходило не только изменение структуры собственности на промышленныхпредприятиях России, но и трансформировалась социальная роль предприятия врамках местного сообщества. В ходе муниципализации социальных сервисов (детскихдошкольных учреждений, клубов, домов отдыха, санаториев, профилакториев,поликлиник), принадлежащих ранее конкретным «градообразующим» производствам,эти объекты переходили в ведение местной администрации. Предприятие утрачивалоприсущие ему в советское время патерналистские функции, что в отсутствиепрочных механизмов социального партнерства приводило к ситуации социальногоисключения. Экономический кризис и недостаточность ресурсов местной власти вомногих случаях привели к сокращению числа социальных сервисов, ихперепрофилированию, сокращению числа оказываемых услуг. По сути дела, права напользование целым рядом социальных услуг (в частности, детскими садиками,санаториями, рекреационными учреждениями) работниками, жителями районов игородов в ходе муниципализации оказались под угрозой.
За десятилетие с 1991 по 2001 год система социальногообеспечения в России была существенно модернизирована. Был юридически закрепленпринцип равенства всех организационно-правовых форм реализации социальной политики,декларировано право сосуществования и развития негосударственных структур иорганизаций социальной сферы. Одновременно видоизменилась и социальнаяинфраструктура. Созданы новые для России органы управления социальной сферы, вней появились новые организации и учреждения, изменились правилафункционирования существующих социальных структур. Началось внедрение новыхсоциальных и информационных технологий, создание баз данных, возникли новыесоциальные профессии.
При наличии многочисленных публикаций по отдельнымнаправлениям социальная политика все еще не концептуализована на системномуровне. Не все эксперты признают роль социальной сферы как центральной,находящейся в центре пересечения культурной, производственной, политическойсфер, как условия жизненного успеха человека. В основном рассматриваются ееотдельные проблемы, а сама социальная политика не представлена как целостныйфеномен. Кроме того, многим публикациям присущ недостаток описательногоподхода, в связи с чем они не дают возможности в полной мере рефлексироватьметодологию социальной политики и осознать ее роль в обществе.
В социальной политике вообще и социальном обслуживании вчастности чрезвычайно важен принцип обратной связи. При этом, как справедливоотмечает Л.Г. Зубова, учет общественного мнения может быть адекватно реализованчерез многообразие технологий в области организации социальной помощи исоциальной поддержки по отношению к лицам, испытывающим особые социальныепроблемы и не имеющим возможности самостоятельно их решать. Инструментомэффективного взаимодействия социальной политики и общественного мнения являетсяорганизация социальной работы, основные функции которой состоят в оказаниисоциальной и психологической помощи, консультировании, социальной коррекции иреабилитации, информировании населения о возможных вариантах поведения втрудных жизненных ситуациях. Действительно, в последнее время наметиласьтенденция развития организаций некоммерческого сектора (благотворительные иобщественные организации), обладающих уникальными возможностями усилитьадресность и весомость социальной помощи и обеспечить обратную связь — отпотребителей социальной помощи к законодательным возможностям государства[17].
Социальный менеджмент как конструирование ипроектирование новой реальности затруднен в современных условиях в связи снедостаточной подготовкой управленцев социальной сферы (что является «отголоском»советской эпохи). Часто социальная политика сводится к экономике, а менеджментсоциальной службы — к экономическому менеджменту, в лучшем случае кфинансовому. Эта общепринятая на практике и в отечественной научной литературесемантика оказывается на самом деле далеко не полным содержанием понятия«социальная политика». Реально социальная политика — это наука не только омакро- и микроэкономических процессах, но и об отношениях человека с социальнымокружением, о стратегиях ресурсного восполнения ограниченных возможностей. Конечно,нужна адаптация зарубежных подходов переопределения ситуации и социологическойрефлексии образования и занятости. Принципиальными для социального менеджментаоказываются содержание и направленность социальной политики в условиях рыночныхотношений, технологии социальной экспертизы управленческих решений, решенияконкретных социальных проблем с учетом складывающейся в странесоциально-экономической ситуации.
Некоторые авторы считают, что в бывших социалистическихстранах господствовал негативный подход, то есть проблема социальной защиты пополитическим и идеологическим мотивам не признавалась.
Нам кажется, что более правильным было бы отметить, чтосоциальная политика и социальная защита не рассматривались как средство решениясоциальных проблем, поскольку сами проблемы считались скорее пережиткомпрошлого. Социологический анализ идентификации собственных социальных проблем,конфликтов развития и источников незащищенности почти не велся. Считалось, чтосоциализм обеспечивает постоянный рост благосостояния и увеличение равенства впотреблении социальных благ, благодаря чему остальные проблемы решаютсяавтоматически.
Конечно, сегодня возникли новые источники незащищенности— факторы, оказывающие понижающее влияние на жизненные стандарты и дажевытесняющие целые группы за границы общества: безработица, инфляция,несправедливое распределение доходов, снижение объема и качества медицинских иобразовательных услуг, повышение стоимости жилья и, особенно, вынужденнаямиграция. Очевидно, что нельзя решить проблему социальной защиты навсегда, онавоспроизводится, меняется, требует нестандартных подходов. Абсолютнаязащищенность, то есть гарантированность защиты социальных прав в любыхобстоятельствах в реальных условиях невозможна. Это уничтожает связь междусуществующими экономическими возможностями и социальной защитой и дает в рукичиновников слишком сильные инструменты контроля над людьми, их доходами,статусом и т.д. Если же гарантии даются не всем, а части граждан, то они получаютхарактер привилегий[18].
Создание гарантий для всех возможно лишь при уничтожениисвободы выбора жизненного пути. Всеобщие гарантии в СССР рассматривались как общаяцель, но давались определенным группам населения. Ценность гарантий вобщественном сознании повышалась, люди стремились и продолжают стремиться ихполучить любой ценой. Система гарантий и льгот не только неэффективна и ведет кразбазариванию ресурсов, но противоречит общему направлению реформирования,связанному с повышением ценности трудового или общественного участия. Онаотвечает социалистической модели распределительных отношений и финансирования,без учета регуляторов социального воспроизводства, которыми являются заработнаяплата и социальное страхование. Нужно отметить, что потери, которые возникали впроцессе перераспределения в период социализма, были велики и никогда неанализировались.

Список литературы
1.        Альберт М. Основы менеджмента. – М.: ВЛАДОС, 2000.
2.        Анисов И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1999.
3.        Берл Густав и др. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов куспеху. — М.: Дело ЛТД. — 1995.
4.        Викулина Т.Д. Регулирование доходов населения и социальная политикагосударства. — М.: Моск. гос. строит. ун-т, 2000.
5.        Волгин Н.А. Усиление социальной направленности экономики России:Актуальные проблемы, вопросы теории и практики. М.: Рос. акад. гос. службы приПрезиденте РФ, 1998.
6.        Гонтмахер Е.Ш. Принципы и основные элементы социальной стратегии //Территориальные проблемы социальной политики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
7.        Григорьев О., Романов П. Муниципализация социальной инфраструктурыпредприятий: перспективы социологического анализа. Саратов: АБРИС, 2000.
8.        Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в Россиив 90-х годах. СПб.: Образование — культура, 1998.
9.        Зубова Л.Г. Роль общественного мнения в реформировании социальной сферы// Территориальные проблемы социальной политики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
10.     Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
11.     Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А. Современный менеджмент:теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г.Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004.
12.     Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. – М.: Наука, 1997.
13.     Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. – М.: Финансы истатистика, 2000.
14.     Оценил – значит победил. // Служба кадров. – 1998. — №10.
15.     Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. Комарова А.Г.,Муфтиева Г.Г. – СПб.: Питер, 2004.
16.     Социальная политика, парадигмы и приоритеты / Под ред. В.И. Жукова. — М.: МГСУ «Союз», 2000.
17.     Социальная политика, парадигмы и приоритеты / Под ред. В.И. Жукова. — М.: МГСУ «Союз», 2000.
18.     Социальные реформы в России: история, современное состояние иперспективы. — СПб.: Петрополис, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сочинение на свободную тему Природа
Реферат Observer Review Coming Soon By John Barth
Реферат Факторы, формирующие качество обуви
Реферат Сочинения Выбор темы
Реферат Способы передачи американских реалий на материале романов Т. Капоте
Реферат Современность сатиры ВВ Маяковского
Реферат Анализ ассортимента и экспертиза качества синтетических моющих средст
Реферат Моисей в моем представлении
Реферат Владение новыми музыкальными технологиями - необходимое условие в профессиональной подготовки учителя музыки
Реферат Османская империя в XV - XVII веках Провинция
Реферат The Age Of Innocence Essay Research Paper
Реферат Способы раскрытия психологии героев в романе Преступление и наказание ФМ Достоевского
Реферат Current Craze Or Fad Essay Research Paper
Реферат Айтматов ч. - Повесть «после сказки»
Реферат 28 декабря 2011г. № К 308-12-11/Текущий ремонт ул. Мясницкая, д