Реферат по предмету "Экономика"


Закон предложения. Эластичность предложения и ее виды

Закон  предложения. Эластичность предложения и еевиды.
Введение                                                                                                                                       2
 
Гл.1. Предложение как экономическая категория                                                       4
1.1.   Теории и школы предложения                                                                              4
1.2.  Сущность предложения. Объем иструктура предложения                            11
Гл.2. Предложение и факторы его окружающие. Эластичностьпредложения   14
           2.1. Суть закона предложения                                                                                       14
           2.2. Эластичность предложения                                                                                   16
           2.3. Виды эластичности предложения                                                                         16
Гл.3. Предложение и его структура динамики в Украине                                          19
            3.1. Потребительский рынок. Его состав и характеристика
                    важнейших элементов                                                                                            19
            3.2. Особенности формирования предложения напотребительском
                    рынке                                                                                                                          21
Заключение                                                                                                                                 26
Литература                                                                                                                                  28
Введение
 
Есть области знаний и жизненного опыта,о которых, кажется, может судить любой из нас. Кроме политики, к таким сферамотносятся медицина и, конечно же, экономика. Это не случайно, ведь экономика — наука эмпирическая, связанная с практикой непосредственно. Каждый из нас,независимо от подготовки, повседневно сталкивается с экономическими явлениями.Все мы трудимся — создаем ценности или повышаем свою квалификацию, получаемдоходы, обращаемся к рынку, следим за ценами, являемся потребителями. Экономикаизучает “homo ecoonomics” — экономического человека, его действия и интересы. Итакже как в медицине, где для постановки диагноза нужно хорошо знатьфункционирование здорового организма, необходимо прежде всего разобраться взаконах функционирования здоровой экономики.
Экономическая наука призвана определять, как максимальноэффективно использовать ограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы,трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включаетнабор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретныхусловиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как неможет существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаровповсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом доходапроисходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.
Но уэкономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеетдело не с отдельным человеком на необитаемом острове, а с членом общества,подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политическихинститутов. Инструментарий экономиста имеет поэтому национальную специфику.[1]
Наукаформируется примерно также, как растет дерево или строится здание. Великиеэкономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию, называемую микроэкономикой.В качестве исходного пункта для анализа здесь берется хозяйство предпринимателяи фермера. Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями(конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями.Она формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности,предельной производительности труда или капитала. Микроэкономиканепосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бысправочником, руководством для бизнеса.
Рынок — косвенное, опосредованнаявзаимосвязь между производителями и потребителями продукции в формекупли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а такжевся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм,структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — этоединственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которойявляются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информациии т.д. Рынок — основа рыночной экономики.
Рынок — это инструмент,или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов(поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный илинациональный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителемспроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель ипродавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.
Состояние рынкаопределяется соотношением величины спроса и предложения.
Чтобыпонять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить двафундаментальных понятия:
·    спрос;
·    предложение.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночногомеханизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей(потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами(производителями); соотношение между ними складывается в обратнопропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне ценна товары.
В своей курсовой работе яподробно рассматриваю одно из этих понятий – предложение. В главе 1 своейработы я рассматриваю предложение как экономическую категорию, а также теории ишколы предложения. В главе 2 я уделяю особое внимание сути закона предложения иэластичности предложения и ее видам. В 3 главе работы рассматриваю предложениеи его структуру динамики в Украине.  В заключении я делаю выводы по изученномумной материалу.
Гл.1. Предложение как экономическая категория
1.1.  Теории и школы предложения
О предложении говорилимногие экономисты, такие как Вильфредо Парето (1848 -1923), Адам Смит (1723 — 1790), Альфред Маршалл (1842-1924). Этой проблемы касались лозанская школа(математическая школа), неоклассическая школа. Хочу рассказать  вкратце об этихэкономистах и об основных идеях этих школ.
Адам Смит (1723 — 1790) — английскийэкономист, один из основателей классической политической экономии. В 1766 годусоздал главное произведение своей жизни — «Исследование о природе и причинахбогатства народов», которое является первым в экономической науке полноценнымтрудом, излагающим общую основу науки — теорию производства и распределения,анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале и  рядпримеров их применения в экономической политике. Эта работа Смита оказалавлияние на все последующее развитие экономической мысли в мире и экономическуюполитику многих государств. Главная мысль «Исследования о природе и причинахбогатства народов» — это действие «невидимой руки»: получаем мы свой хлеб не помилости пекаря, а из его эгоистического интереса.[2]Смит выдвинул доктрину максимального удовлетворения потребностей, согласнокоторой при  определенных общественных условиях частные интересы могутгармонически сочетаться  с интересами общества. Он отмечал, что разделениетруда повышает производительность труда, ускоряет рост богатства и являетсяважнейшим фактором всей истории человечества. Смит считал неправильным взглядмеркантилистов на деньги как единственное богатство, более того, он объявилцелесообразной замену серебра и золота бумажными деньгами. Наряду с этим онвидел, что в отличие от металлических денег бумажные деньги должны выпускатьсябанками в ограниченных количествах. Смит выделял кредитные деньги и признавал,что эмиссия банкнот содействует росту производства. Смит внес значительныйвклад в теорию стоимости. Он определял стоимость затраченным на производствотовара трудом и обмен товаров связывал с заключенным в них количеством труда.Смит разграничивал естественную и рыночную цену товара. Под естественной ценойон понимал денежное выражение стоимости, которая «как бы представляет собойцентральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров»[3],то есть определяемую конкуренцией среднюю цену товаров. Низкий уровень нормыприбыли и процента Смит характеризовал как показатель высокого экономическогоразвития и «здоровья нации», хотя и не смог объяснить процесс тенденции нормыприбыли к понижению. Он впервые ввел термины основного и оборотного капитала иприменил категории основного и оборотного капитала ко всему функционирующемукапиталу, независимо от того, в какой отрасли он применяется. Особое значениеСмит придавал финансовой деятельности государства. Он заложил теоретическиосновы налоговой политики, подчеркнув, что налоги должны соответствовать «силеи способностям граждан»[4].
В 1776 году Адам Смитустановил, что конкурирующие индивидуумы, действуя только ради своейсобственной выгоды, в то же время направляются как бы невидимой рукой,содействуя интересам общества. Вслед за Смитом многие экономисты развивалиположение, согласно которому конкуренция есть благо для общества в целом.
Без сомнения, опытпоказывает нам, что конкуренция выгодна покупателям, поскольку она означаетболее низкие цены или лучшее обслуживание. Например, в 1985 году, когдакорпорация «Нортроп» предложила военно-воздушным силам США самолет «Тигроваяакула», конкурирующий с F-16фирмы «Дженерал Дайнемикс», последняя снизила цену на F-16 на 30% или на 6 млн. $. Когда Япония согласиласьограничить экспорт своих машин в Соединенные Штаты, ослабляя, таким образом,конкуренцию для производителей США, американские производители подняли цены насвои машины. В течение первых 20 лет, когда авиакомпания «Истен Эрлайнз»производила свои рейсовые полеты между Нью-Йорком и Бостоном, она не предлагаланикаких прохладительных напитков и закусок во время полета; Когда в 1986 году«Пан Ам»  открыла  конкурирующий рейс, «Истен» стала предлагать еду и напиткиво время полета.
Однако какой именно урокможно извлечь из этих примеров, не столь очевидно. В каждом случае потребителивыигрывают от конкуренции, но какой-то производитель проигрывает из-за болеенизких цен. В ряде случаев усиление конкуренции даже ухудшает положение некоторыхпотребителей. Когда телефонная система АТ&Т прекратила свое существование ив сферу междугородных телефонных услуг пришли конкуренты, ставки намеждугородные разговоры упали, но ставки на местные телефонные разговоры повысились.Возросшая конкуренция ухудшила положение тех, кто пользовался в основномуслугами местных телефонных линий.
Адам Смит и затем другиеэкономисты показали, что совершенная конкуренция есть благо для экономики вцелом, поскольку она приводит к эффективному распределению ресурсов, т.е.такому, при котором ресурсы не растрачиваются впустую. Центральная гипотезасостоит в том, что хорошо информированные покупатели и продавцы совершаютсделки только тогда, когда и те, и другие от этого выигрывают. Таким образом,посредством добровольного обмена реализуется тенденция к использованию ресурсовв таких направлениях, от которых выигрывают все участники.
 Вильфредо Парето (1848 — 1923) — итальянскийэкономист, представитель математической (лозанской) школы. В работе «Курсполитической экономии» (1906) осуществил решающий поворот, определивший будущееразвитие теории благосостояния. В ней Парето отверг идею об измеримости исопоставлении индивидуальных оценок полезности. В результате отказа от понятиясовокупной полезности Парето сумел дать краткое описание результатов, которыесоздаются рыночным равновесием. Это, в свою очередь, привело его к определениюсоциального оптимума с его последующим использованием  в качестве критерия длясоизмерения общих результатов в экономике. Хотя в своем «Курсе политическойэкономии» Парето часто высказывается в пользу единственности такого оптимума,он подчеркивал, что в действительности имеется множество оптимумов: их столь жемного, сколько имеется различных вариантов рыночного равновесия, основанных наразных способах распределения собственности на ресурсы.[5]
 Математическая школа— одно из основных направлений экономической мысли второй половины XIX века. Математическая школа представлена работами — А. Курно, Г. Госсена,С. Джевонса, Л. Вальраса, В.Парето. Концепции Курно и Госсена, где ощущаетсясильное влияние идей маржинализма, занимают как бы промежуточное положениемежду австрийской и математической школами, образуют предысторию последней. Еепринципы получили развернутое выражение в теориях Джевонса, Вальраса и Парето.Основное отличие этой школы от других течений политэкономии находится в областиметодологии, где господствует математический метод. Он используется как дляизложения теоретических воззрений, главным образом, маржиналистическогохарактера, так и для исследования экономический явлений. Экономисты-математикиедины в том, что считают экономику системой, способной достигать равновесия,под которым в конечном счете понимается равенство спроса и предложения. Нахозяйственный процесс они смотрят из сферы обращения, придавая ей решающеезначение. Предполагается, что участниками рыночной системы являются совершенноодинаковые рациональные субъекты, добивающиеся максимума благосостояния(полезности). Идеальным хозяйственным механизмом считается свободное честноепредпринимательство. Труды экономистов математической школы продвинули впередэкономическую науку, поставив ее на путь количественного анализа явленийхозяйственной жизни. Были заложены основы экономико-математическогомоделирования, которое с течением времени превратилось в один из ведущихметодов политэкономии. Идеи первых экономистов математиков дали жизнь целомуряду прикладных эконометрических моделей, пригодных для изучения соотношений между отдельными сторонами хозяйственного механизма и имеющих немалоепрактическое значение.
Неоклассическая школа — одно измагистральных направлений экономической мысли ХХ века, возникшее в результате«маржиналистской революции». Наряду с формированием концепции предельнойполезности и предельной производительности, в начале века неоклассическая школапредставила наиболее разработанную теорию рыночного предпринимательскогохозяйства в условиях совершенной конкуренции. Особенно крупных успехов еепредставители добились  в исследовании проблем частичного и общего равновесия,достигаемого благодаря механизму свободного ценообразования и конкуренции. Впервой трети ХХ века неоклассическая школа обогатилась новыми положениями иконцепциями: существенные сдвиги  произошли в области теории стоимости, цен икапитала; сформировались более точные представления о роли денежной системы, еевлиянии на экономическую жизнь; были выдвинуты и развернуты концепции монополистического ценообразования и рынка; инструментарий экономистоврасширился благодаря введению в экономическую теорию производственных функций;наконец, появился новый раздел экономической науки — теория благосостояния. Вцелом усилиями экономистов-неоклассиков уже к  концу 1930-х годовмикроэкономический анализ в основном приобрел тот вид, который характерен  длясоответствующих разделов современных курсов рыночной экономики.
Одним из основных теченийнеоклассического направления экономической мысли второй половины 70-х — начала80-х годов является неоконсерватизм. Основными составляющиминеоконсерватизма являются монетаризм и теория предложения, сформировавшиеся в70-е годы в работах американских экономистов. В центре проблематики неоконсерватизманаходится оптимизация рыночной экономики с помощью антиинфляционной политики ивнедрения достижений НТП. Важную роль при этом неоконсерватизм отводитэкономическим функциям государства, поиску эффективного соотношениягосударственного регулирования с механизмами рыночной саморегуляции.Неоконсервативные теории опираются на такие постулаты неоклассики как принципрационального поведения человека в рыночной экономике и модель свободнойконкуренции (к ним добавляется аксиома о ведущей роли денег в современномрыночном хозяйстве). Из этого выделена общая методология теориинеоконсерватизма. В первую очередь  изучаются причины возникновенияэкономических проблем (высокой безработицы, низкой динамики роста, высокойинфляции), которые искажают мотивы рационального поведения, разрушают рыночныемеханизмы, снижают эффективность факторов производства. Затем выявляютсявозможности устранения этих причин, находятся способы преобразования системыгосударственного регулирования для мобилизации рыночного потенциала экономики,повышения эффективности производства и т.д. При этом методологиянеоконсерватизма ориентируется на анализ долгосрочных тенденций развития экономики, что указывает на связь неоконсерватизма с неокейнсианством.Практическим достижением неоконсерваторов стало доказательство необходимостиперестройки системы государственного регулирования развитых стран в 1980-е годычерез мобилизацию созидательного потенциала рынка. Экономическая политикапрактически всех ведущих стран мира во второй половине 1970-80-х годовстроилась на этом принципе, а в США рекомендации неоконсерваторов стали основойэкономических преобразований администрации Р. Рейгана.
Альфред Маршалл (1842- 1924)  разработалконцепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениямиэкономической науки, и в частности теорией стоимости. Концепция Маршаллаполучила широкое распространение в конце ХIX — начале ХХ века.
А. Маршалл вводит вэкономическую науку много но­вых категорий,которые «прижились» и вошли в «золотой фонд» экономической теории.Например, категория «квази­рента». Под нейпонимается доход, извлекаемый из создан­ных человеком машин и других орудий производства. Сле­дующаякатегория – «эффективный спрос». Под ним пони­маетсяспрос покупателя, когда цена, которую он согласен уплатить, достигает уровня, при котором продавцысоглас­ны продавать.[6]
Всоответствии с традициями классической политичес­кой экономии А. Маршалл учитывалв своем анализе широ­кий спектр объективных закономерностей. Однако и здесьпроявляется его специфический подход. Особенно это отра­зилось натрактовке стоимости. Формальнона протяжении всей книгиМаршаллом употребляется категория стоимости. В качественном аспекте под нейпонимается сумма «жертв труда» со стороны рабочего и «ожидания» со стороны ка­питалиста.С количественной стороны стоимость сведена к реальным издержкам производства.
Реальноже стоимость в трактовке Маршалла во многом растворилась в категорииравновесной цены. Не случайно он зачастую употреблял эти слова как синонимы.Хотя Маршалли делал акцент на выявлении связи между стои­мостью и ценой, но фактически онпостроил теорию цены посуществу полностью без обращения к понятию стоимос­ти (реальным издержкам), ограничив анализ только вопро­сами соотношения спроса и предложения. А.Маршаллговорил: «Итак, можно вывести заключение, что, как общее правило, чемкороче рассматриваемый период, тем большенадлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние издержекпроиз­водства на стоимость».[7] Последователи Маршалла(В.Парето и др.) предлагали вообще отказаться от теории стоимости, полностьюзаменив ее теорией цены.
Анализзакономерностей движения цен в условиях кон­курентной экономики, проведенныйА.Маршаллом, является непревзойденным. В отличие от своих предшественников, которые придавалирешающее значение в формировании цены то предложению (например,представители теории факторов производства), то спросу (представители предель­ной полезности),А.Маршалл не разъединяет эти категории, а рассматривает их во взаимодействии какравнодействую­щие факторы, влияющие на уровень цен. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, — пишет он, — регулиру­ется ли стоимостьполезностью или издержками производ­ства, как и о том, разрезает кусокбумаги верхнее или ниж­нее лезвие ножниц».[8]
Маршаллдает качественную и количественную трак­товку категорий «спрос» и «предложение».Со стороны ка­чества они трактуются в психологическом плане, а именно: «спрос» основанна желании покупателя приобрести блага, «предложение» же зависит главнымобразом от преодоления нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда ижертвы капитала (идеявзята у Н.Сениора).
Для обоснованияколичественных характеристик этих категорий А. Маршалл вводит в экономическуюнауку со­вершенно новые категории – «цена спроса» и «цена пред­ложения» иразрабатывает их.
Подценой спроса (т.е. под ценой покупателя) Маршалл понимает ту максимальную цену,которую потребитель со­гласен уплатить за тот или иной товар в зависимости от егополезности.После этого он строит график (кривую) спроса и формулирует закон спроса, согласнокоторому количество товара,на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены.[9]
ДалееМаршалл рассматривает не только влияние спро­са на цену, но и обратную зависимость, т.е. динамикуспро­са в зависимости от изменения цены. Всвязи с этим он вводит понятиеэластичность спроса и разрабатывает его.[10] Этоявилось серьезным вкладом не только в теорию цены, но и в экономическуюнауку в целом.
Подэластичностью спроса понимается степень колеба­ния спроса при изменении цены,т.е. в какой мере объем спроса возрастает или сокращается при снижении или по­вышениицены на товар. Если снижение цены в точности компенсируется соответствующимростом спроса, так что общаявыручка остается неизменной — это будет единичная эластичность. Если снижениецены вызывает меньший рост спроса — спроснеэластичен.
Послерешения этой проблемы Маршалл переходит к исследованию цены предложения. Онустанавливает функ­циональнуюсвязь между ценой и предложением товара с учетомиздержек производства. Под последними он пони­мает необходимые затраты на последнюю единицу товаров данного вида, т.е.предельные затраты. Маршалл рассматри­ваетпредельные издержки (затраты) как основу не просто цены, а толькоминимальной цены. Эту минимальную цену онназвал ценой предложения. Цена предложения — это ми­нимальная цена, по которой продавец согласенпродавать данное количество товаровпо данной цене. Затем Маршалл строитграфик кривой предложения.[11]
Послеэтого Маршалл показывает, что цена находится в функциональной зависимости отспроса и предложения. Он представил эту зависимость в графической форме и совмес­тил кривыеспроса и предложения.[12] Цена равновесия уста­навливается напересечении этих кривых. Маршалл пишет: «Когда спрос и предложение пребывают вравновесии, ко­личествотовара, производимого в единицу времени, можно
назватьравновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».[13]
Значительнымвкладом в теорию равновесной цены явился маршаллианский анализ изменения спроса и пред­ложения. Он сформулировал причины, сдвигающиекривые спроса и предложения.[14] Этот инструментарийиспользуется сегодня во всех учебникахи монографиях, посвященных как микро-, так и макроэкономическомуанализу.
1.2.Сущность предложения. Объем и структурапредложения
Подпредложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объемпредложения при этом составляет то количествотовара, которое продавцы готовы предложить покупа­телю в конкретном месте и в конкретное время.
Предложение— это товары, которые находятся на рынке или могут быть тудадоставлены. Следует различать натурально-веще­ственную (по ассортименту) истоимостную (выраженную в день­гах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.
Объем и структурапредложенияхарактеризуют экономическую ситуацию нарынке со стороны продавцов (производителей) и оп­ределяются размерами и возможностями производства, а также тойдолей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть про­изводимой продукции потребляется в производстве.
Ктоварному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оноформируется за счет объема структурытоварной продукции производства, товарных запасов и импорта.На него оказывают влияниевозмещение естественной убы­ли вторговле, расходы на уценку и снижение цен.
Вкаждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не являетсяодинаковым. Некоторые из них произ­вели ипривезли на рынок много товара, другие — мало. Одни затра­тили на их производство меньше средствпроизводства и труда. У дру­гих эти затраты на единицу продукцииоказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни былиих произ­водственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее онибудут пытаться продать большееколичество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).
Объем предложения укаждого производителя, как правило, ме­няетсяв зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то про­давцыпредложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынкумного товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется оченьвысокой, то про­изводители постараютсяувеличить предложение товара, попыта­ютсясбыть даже бракованные изделия.
Предложение товаров нарынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат,которые многие эконо­мисты определяют какважнейший фактор, воздействующий на предложение.
Объясняется этоследующим. Производитель, если на него не оказываетсяэкономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремитсямаксимизировать получаемую им прибыль(разницу между выручкой от реализации и затратами на ее производство). Это означает, что, принимаярешение об объеме производства дляпредложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объемпроизводства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взглядкажется, что уменьшение объема производства ведет к увеличению выручки(валового дохо­да). Но оказывается, чтокаждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределамиведет к увеличению издержек производства, например, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производ­ством и реализация продукции из-за возросшихтрудностей и т.д.
Наобъем предложения, кроме самого товара, оказывают влия­ние и такиефакторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодопол­няемых товаров, уровеньтехнологии, деятельность государства, на­логи, перспективные ожидания, степеньмонополизации производ­стваи рынка и т.д.
Ценыресурсов оказывают непосредственное влияние на издер­жки производства и через них на объемпредложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле нетождественна сумме денежных издержекпроизводства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стре­мится учесть все альтернативные способы примененияресурсов. На­пример, фермер, которыйарендует участок земли и сталкивается с вопросом: что на этой земле выращивать — яблоки или пшеницу. Известно, что один гектар земли, отведенный подяблоки, прино­сит доход в 2 разабольший, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, то в его издержкивключается вся сумма упущенного имдохода от возможного использования земли под яблоки. Таким образом, вкачестве затрат на ресурс должна включаться и денежная выручка от наиболеевыгодного из альтер­нативных способовиспользования ресурса.[15]
Экономист,в отличие от бухгалтера, учитывает не только сто­имость ресурсов, оплаченных в явном видепроизводителем их соб­ственнику, но и стоимость неявно оплаченных ресурсов.Напри­мер, для владельца магазина к таким ресурсам относятся собствен­ный труд и вложенный капитал. Очевидно, что ростпроцентной ставки или предложение работы по найму с высокой оплатой мо­гут вынудить предпринимателя закрыть дело, хотяникакого изме­нения в стоимости явно оплаченных ресурсов и непроизойдет. При анализе цен ресурсов должны учитываться абсолютно все факто­ры,участвующие в производстве товара, включая географическое положение и даже, в широком смысле, человеческиеконтакты и многое другое.
Техническийпрогресс приводит к снижению затрат на произ­водство и последующемуувеличению объема предложения. Госу­дарство, осуществляя законодательнуюдеятельность, устанавлива­ет правила поведения экономических агентов, взимаетналоги с производителей. Налоговая политика разрабатывается не только исходя изинтересов формирования государственного бюджета, но и с цельюоказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачиваютсядотации), государство зани­мается регулированием цен и стандартизацией товаров.Иногда оно осуществляет прямое вмешательствов процессы производства и обмена.
Намикроуровне говорят об индивидуальном предложении (от­дельных производителей начастном, отдельном рынке), на макро­уровне — о совокупном предложении —реальном объеме нацио­нального производства, который может быть произведенвсеми то­варопроизводителями при различных уровнях цен.
Гл.2. Предложениеи факторы его окружающие. Эластичность предложения
2.1. Суть законапредложения
Нарынке складывается определенное соотношение между ры­ночными ценами иколичеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.
Этузависимость можно также от­разить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцис­сы (О) служит для обозначения товара,доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (Р). Приситуации, когда при цене 5 дол. за единицутовара предложение товара составит 18 единиц, при цене 4 дол. — 16единиц, при цене 3 дол. — 12 единиц, прицене 2 дол. — семь единиц и при цене 1 дол. — ни одного изделия. Графикпредложения получит форму кривой предложения (рис.1).
/>
Рис.1. Кривая предложения
Криваяпредложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители поразным ценам в данный момент времени. Награфике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Онаиллюстрирует за­висимость междурыночными ценами и количеством продукции, ко­торое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимостьКурно описал математически в виде формулы:
S= f(P),
где S— предложение; Р— цена; f — функция.
Курноназвал ее законом изменения предложения. Суть закона измененияпредложения состоит в том, что объем предложения то­вараувеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.
Накривую предложения всевозрастающее влияние оказывает тех­ническийпрогресс.Он позволяет снижать издержки производства и изменитьпредложение товара. Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией егопроизводства, доступнос­тью ресурсов,используемых при изготовлении данного товара. Если мобильностьпроизводства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначитель­ноеизменение цен означает существенное увеличение предложе­ния товара. Когда же увеличение производства требует больших зат­рат ресурсов и труда, кривая предложения болеекрутая.
Предложение являетсяфункцией всех факторов, определяющих егоизменение:
S = f (P, Рr, К, Т, N, В),
где Рr — цены ресурсов;К— характер применяемой технологии; Т— налоги и субсидии; N— количество продавцов; В— прочие факторы.
Такимобразом, функция предложения определяет предложение в зависимости отвлияющих на него различных факторов.
Необходимо различать изменениепредложе­ния и изменение объема предложения.Объем предложения меняет­ся тогда, когда изменяется только цена товара.Изменение предло­жения происходит,когда изменяются другие факторы, которые раньше принимались запостоянные. Предположим, что использу­етсяновая технология, которая позволяет при тех же затратах вы­пуститьбольше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение S1S2.Сдвигбудет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количествотовара. Так, при цене P1-Q2 > Q1, а при цене P2-Q3 > Q2 (рис. 2).
/>
Рис.2. Кривая изменения предложения
Еслиувеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево вположение S2S2. Сдвигбудет означать, что при каждой ценепроизводитель предложит меньшее количествотовара (Q4).
2.2. Эластичностьпредложения
«Эластичность»в русском языке обозначает гибкость, плав­ность. Необходимость использования этого термина в экономиче­скойтеории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основепоказателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а наоснове показателей, устанавли­вающихзависимость между относительными, процентными изме­нениями параметров,исключающих такие ограничения.
Термин«эластичность» в экономической науке используется для измерения соотношениявзаимообусловливающихся переменных: цен и количества (объема) проданных иликупленных товаров. На­пример, если цена на телевизор возросла на 5%, насколькоизме­нится количество их продаж за тот илииной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, еслидоходы населения возрастут на 10%?
Наиболееудобной, унифицированной единицей измерения эла­стичности выступает процент.Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной, независимо от того, какими были исходные единицыизмерения – в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике
чаще всего используют процентное изменение одной переменной в
результате; 1%-ного изменения другой.        
Степеньизменения объема предложения в зависимости от изме­нения ценыхарактеризует эластичность предложения по цене.Ме­рой этогоизменения является коэффициент эластичности предло­жения, которыйрассчитывается как отношение объема предложе­ния (в %) к росту цен (в %), т.е.по формуле:
/>
гдеЕ – коэффициент эластичности предложения, S – предложение,P – цена.
Измерив эластичностьпредложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство тойили иной продукции реагирует на изменение цены.
2.3. Виды эластичности предложения
 
Предложение, посколькуоно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется кизменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим вопределении показателя эластичности.
Обычно при оценкеэластичности предложения рассматриваются три временных периода:
краткосрочный,
среднесрочный,
долгосрочный.
Под краткосрочнымпонимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений вобъеме выпускаемой продукции.
Среднесрочный периоддостаточен для расширения или сокращения производства на уже существующихпроизводственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.
Долгосрочный периодпредполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей,а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукциюили уход из нее при сокращении последнего.
Эластичностьпредложения служит показателем относительного изменения предложения всоответствии с относительным измене­нием рыночной цены. Если предлагаемоеколичество товара остает­ся неизменным для перепродажи по любой цене, то имеетместо неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товаравызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение ценыобусловливает увеличение предложения, то име­ем дело с абсолютно эластичным предложением.
Различаютпять вариантов эластичности предложения (рис.3). Эластичность предложения равнанулю, когда кривая предло­жения вертикальна. Здесь предложение не изменяется оттого, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишки­на «Утро в лесу» являетсясовершенно неэластичной, так как в наличииимеется фиксированное количество (одна картина), кото­рое не может быть увеличено, как бы высоко ни подняласьцена. Эластичность предложения обычнобывает больше на протяже­нии длительного времени, чем в короткие сроки. Этовызвано при­способлениемпроизводителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется подвоздействием технического прогресса, изменениякачественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов,применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшениюзначе­ния эластичности предложения.
/>

 
                   
Рис.3. Графики эластичности предложения
Гл.3. Предложение и его структура динамики в Украине
3.1. Потребительский рынок.
Его состав  и характеристика важнейших элементов.
Рынок как экономическаякатегория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежногообращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей междупроизводителями и потребителями товаров. Формы рыночных отношений проявляются вколичественных и качественных отношениях основных элементов рынка:
·    спроса,
·    предложения,
·    цены.
Под воздействием этихэлементов формируются пропорции между производством и потреблением. Взаимосвязьэлементов рынка товаров народного потребления (РТНП).
/>

/>Рис. 4. Взаимосвязь элементов РТНП
Потребительский рынок– обслуживает в основном сферу личностного потреблениянаселения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительскогорынка можно классифицировать по различным признакам:
·    по региональномупризнаку;
·    по назначению (рынокпродовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытовогоназначения и хозяйственного обихода);
·    по каналамреализации товаров.
Это позволяет в составевсего потребительского рынка выделить рынки регионов отдельных товаров дляанализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как вцелом по стране, так и по регионам, по отдельным товарам, а также целенаправленноформировать структуру потребления товаров населением страны.
Потребительский рынокхарактеризуется, прежде всего долей в его составе продовольственных инепродовольственных товаров. В свою очередь  каждая из этих составляющихтоварооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например,  в составепродовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо имясопродукты, кондитерские изделия и т. д. Дальнейшая структура каждой группыпредставляет ассортимент товаров (например, хлеб украинский, хлеб бородинский,батон и т. д.)
Для рынкапродовольственных товаров характерны следующие специфические черты:
·    широкаявзаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, чтообуславливает отсутствие отлаженного спроса;
·    сезонностьпроизводства ряда продовольственных товаров, что вызывает существенные колебанияреализованного спроса;
·    более широкиесвязи между торговлей и производством;
·    совпадение восновном срока производства товаров с их потреблением;
·    ограниченность срокахранения ряда продуктов питания.
Рынок непродовольственныхтоваров отличается более широким ассортиментом, высокой степенью обновления,существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественныхограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросенаселения, более четким разграничением товаров по функциональному назначению,более высокими требованиями населения  к ассортименту и качеству товаров.
Для рынка товаровкультурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны:
·    более длительныесроки потребления;
·    отложенный спроснаселения на отдельные изделия;
·    ярко выраженноевлияние НТП и жилищных условий населения;
·    общественныйхарактер использования многих предметов;
·    организациядополнительных услуг по эксплуатации многих изделий, торговля запаснымичастями.
Эти особенностиобуславливаются своеобразием подходов к прогнозированию спроса и формированияструктуры товарооборота. Например, нельзя определять перспективы развитияспроса, не располагая данными о наличии товаров длительного пользованиянаселения.
В переходный периодпотребительский рынок приобретает  различные формы, появляются новые каналыреализации товаров населению.
По каналам реализациитоваров потребительский рынок можно подразделить на: организованный инеорганизованный.
Организованный рынок –охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сетьмагазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех формсобственности. К этой категории относится  также реализация товаров населениюнепосредственно производящими предприятиями и организациями, а также осуществляющимиреализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым    сделкам,колхозами и совхозами непосредственно из собственных хозяйств.
Неорганизованный рынок –охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательскойдеятельностью, товаров как произведенных в республике, так и привезенных изстран ближнего и дальнего  зарубежья в порядке свободной торговли в специальноотведенных местах (стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах,площадях и других местах.
 
3.2. Особенности формированияпредложения на потребительском рынке
В современных условиях  формированиетоварного предложения на украинском рынке потребительских товаров претерпелосущественное изменение. Данный период характеризуется преобладанием в структуретоварных ресурсов импортных товаров в непродовольственной группе и постепеннымвытеснением отечественных товаропроизводителей с внутреннего потребительскогорынка страны; в продовольственной группе на потребительском рынке Украиныглавную роль играет отечественный товаропроизводитель.
Наблюдается определенноерасширение товарного предложения продовольственных товаров отечественных товаропроизводителей.В розничной торговле, как в магазинах, так и на продовольственных рынках,наиболее широко предложены такие виды продовольствия отечественногопроизводства, как майонез, йогурты, молоко и  кисломолочные продукты, мясныеконсервы, колбасы вареные, куры, рыбные консервы, конфеты. По данным товарамотечественные производители, в том числе и местные, представляют к продажетовары более широкого ассортимента и достаточно высокого качества, чтообеспечивает устойчивый покупательский спрос населения.
Региональныйпотребительский рынок непродовольственных товаров показал значительные масштабыпроникновения импортных товаров на данный рынок по сравнению с рынкомпродовольственных товаров. Из представленного к реализации ассортиментанепродовольственных товаров импортные товары составляли по телевизорам цветногоизображения — 96%, видеомагнитофонам — 100%, магнитофонам — 99%, холодильникам— 85%, стиральным машинам — 90%, игрушкам — 60% и т. д. Непродовольственныетовары отечественного производства были представлены в основном товарами легкойпромышленности в ограниченном числе предприятий розничной торговли (в среднем в16—20% обследованных розничных предприятий). Наиболее широкий ассортиментотечественных непродовольственных товаров был представлен по таким товарнымгруппам, как детская одежда, трикотажные изделия. Причем, более широкий выборнепродовольственных товаров отечественного производства был в предприятияхрозничной торговли (магазинах), а не на вещевых рынках, где реализуются восновном импортные непродовольственные товары. [16]
Проведенный опросспециалистов торговли показал, что при реализации продуктов питания болееполовины торговых агентов (59%) отдают предпочтения продаже товаровотечественного производства и только 29% — импортным продовольственным товарам,тогда как при продаже непродовольственных товаров торговые работникипредпочитают работать с импортными товарами (76%).[17]
Большая часть опрошенныхспециалистов торговли считает более выгодной торговлю импортныминепродовольственными товарами, отмечая более высокое качество данных товаровзарубежного производства (49%), более быструю реализацию (34,5%), более широкийассортимент товаров и выбор поставщиков (24,1%).
По продовольственным жетоварам специалисты торговли отдают свое предпочтение реализации отечественнойпродукции, в основном местных товаропроизводителей.
Большинство потребителей (82,4%)отдают свои предпочтения при покупке непродовольственных товаров импортнойпродукции, объясняя свой выбор более высоким качеством, надежностью и удобствомв эксплуатации, соответствием моде и передовым технологиям; привлекательнымвидом и дизайном; престижностью торговых марок данных товаров. Только 12,6%потребителей предпочитают приобретать непродовольственные товары отечественногопроизводства, вследствие их более низких цен, соответствия в большинствеслучаев цены качеству реализуемых товаров.
При покупке же продовольственныхтоваров большая часть опрошенных потребителей (82%) предпочитают приобретатьотечественные товары, так как они отличаются в большинстве случаев болеевысоким качеством, недлительными сроками хранения, безопасностью вупотреблении, а кроме того, соответствуют рациону питания человека,проживающего в данной местности, что способствует устранению дисбаланса впитании и энергетике, а соответственно, укреплению здоровья.
Покупатели стали меньшевнимания обращать на внешний привлекательный вид продуктов питания и больше наих экологическую безопасность и срок годности. При выборе потребителяминепродовольственных товаров основными критериями являются также ценареализуемых товаров (данный критерий отметили 72,4% респондента) и их качество(69%). Однако, при покупке непродовольственных товаров покупатели большеевнимание уделяют привлекательному внешнему виду изделия (54,5%), и торговоймарке производителя (72%).[18]
Исследования показали,что товарное предложение непродовольственных товаров на региональномпотребительском рынке формируется на 65—70% за счет импортных товаров, причемнаблюдается тенденция дальнейшего, постепенного вытеснения отечественныхнепродовольственных товаров с потребительского рынка региона. Торговые агенты ипокупатели отмечают низкую конкурентоспособность отечественныхнепродовольственных товаров по сравнению с импортными, вследствие ихотносительно высоких цен при среднем уровне качества, недостаточнопривлекательного внешнего вида и упаковки; несоответствия моде и требованиямНТП.
На наш взгляд, приоритетнымнаправлением на современном этапе развития экономики страны является насыщениевнутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарамии постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением долиимпорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10—15%. Это необходимодля того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но испособствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так ипроизводителей, развитию инвестиций в экономику
Формирование и развитиепродовольственного рынка должно идти по двум направлениям:
·    Развитиеотечественного производства и переработки продуктов питания.
·    Развитие торговлипродовольственными товарами отечественного производства.
В первом направлениинаиболее слабым звеном является именно переработка произведенных продуктовпитания. Импортные продовольственные товары, уступая в большинстве случаев посвоему качеству, выигрывают в современной технологии обработки и упаковки,обеспечивающей длительные сроки хранения товаров при сохранении их качества.Кроме того, современные технологии обработки продуктов позволяют существенноснизить и потери при их производстве, переработке хранении. Однако, многиеперерабатывающие отечественные предприятия не имеют финансовых ресурсов дляприобретения и внедрения современных технологий и линий по переработке иупаковке продуктов питания, а высокие проценты по кредитам ухудшают финансовоесостояние предприятий. Поэтому, в целях стимулирования технического оснащенияперерабатывающих предприятий для создания конкурентоспобной продукциинеобходима помощь государства и прежде всего местных органов власти. Помощьданным предприятиям может быть осуществлена в виде льготных долгосрочныхкредитов на техническое перевооружение и реконструкцию под минимальныепроценты, в форме льгот по местным налогам в виде полного или частичного освобожденияот налогообложения прибыли на период срока окупаемости вложенных средств.Данные меры позволят перерабатывающим предприятиям осуществить накопление ивложение средств в дальнейшее развитие и расширение производствавысококачественных продуктов питания. Опыт работы региональныхтоваропроизводителей подтверждает необходимость внедрения новых технологий длядостижения успеха на рынке. Так, запуск новых технологических линий и линий поупаковке молочных продуктов «Тетрапак» предприятием позволили значительноувеличить сроки хранения продукции, улучшить качество товаров, расширить ихассортимент, что привело к увеличению доли продовольственного рынка,занимаемого данным предприятием.
Немаловажную роль вразвитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призваннаявоздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений испроса.
Вместе с тем, проведенныеисследования показали, что только 37,5% опрошенных торговых работниковосуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса напотребительские товары, используя такие методы, как опросы (6,3%), учет ианализ продаж и товарных запасов (18,7%) и т.д. Большая же часть торговыхработников (62,5%) не осуществляет вообще изучение покупательского спросанаселения, объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствиемквалифицированных специалистов. [19]
Вследствие даннойсложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своихосновных функций — выявление предпочтений потребителей, изучениепокупательского спроса и формирование на этой основе заказовтоваропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но иосуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительскиетовары, появляющиеся на рынке.

Заключение
 
Любойрынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков,желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полноудовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене,однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора:покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики –ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающихфакторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, ноизменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характернаякривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупателиготовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная криваяпредложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщикиготовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положениекривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядомнеценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степеньчувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар илилюбого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Еслисуществующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которойобъем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственнодефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживаниепокупателями и поставщиками своих интересов по максимально полномуудовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены внаправлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены натовар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировкахпервоначальной цены.
В настоящей работе закадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, вкоторых взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, естественно, своиособенности.
Например, для рынка ресурсов,используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыльот последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов(т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общейстоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем приростдохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленныхблагодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения,каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочногопредложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на ценыиспользуемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимсяразмерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по болеенизким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет убывающей.
Или, например, при выяснениихарактера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства,которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровнецен, становится  принципиальным влияние изменений уровня цен в стране напроцентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортныетовары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющимстановится наличие в стране свободных для дополнительного использованияресурсов.

Литература1.    Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Юристъ, 1999. 2.    Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. Экономическая теория. Фортуна-Пресс, 2000. 3.    Зубко Н.М. Экономическая теория. — Минск: НТЦ «АПИ», 1999. 4.    Курс  экономики. Под ред.  Б.А.Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 1997. 5.    Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. М.Н.Чепурина — Киров: АСА, 2000. 6.    Макроэкономика. Конспект лекций. — М.: Издательство ПРИОР, 1998. 7.    Маршал А. Принципы экономической науки. В 3-х т. – М.: Прогресс, 1993. 8.    Мочерний С.В. Економічна теорія. — Київ: Академія, 1999. 9.    Нуриев Р., Розанова Н. Поведение потребителя в рыночной экономике. // Вопросы экономики № 1, 1994. 10.   Сажина М. Рынки ресурсов (материалы к лекции) // Российский экономический журнал № 4, 1999. 11.   Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики: В 2-х томах. Т.1. – М.: МП «Эконов», 1993. 12.   Современная экономика. Основы экономической теории. — Ростов-на-Дону: МарТ, 1998. 13.   Современная экономика. Под ред. проф. О.Ю.Мамедова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 14.   Сурин А.И. История экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 1998. 15.   Товарные рынки – статистика // www.einform.com.ua/Tovarnye_rynky/statictics/Ukrayna_sobrala1188711.html 16.   Учебник по основам экономической теории. Под ред. проф. В.Д.Камаева. — М.: ВЛАДОС, 1994. 17.   Экономика. Под ред. доц. А.С.Булатова. — М.: Издательство БЕК, 1999. 18.   Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.