Реферат по предмету "Экономика"


Естественные монополии в современной России

ЕСТЕСТВЕННЫЕМОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Содержание
Введение
1. Понятие естественной монополии
2. Естественныемонополии в России
3. Негативные стороны монополизма
4. Влияние естественных монополий на национальную экономику
5. Государственное регулирование деятельности естественныхмонополий в России
5.1 Методы антимонопольного регулирования
5.2 Закон РФ о регулировании естественных монополий
5.2.1 Сущность закона
5.2.2 Пример по России
Заключение
Список используемой литературы

Введение
С возникновениеммонополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но иотрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства,пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам иприемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизациирынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основекоторых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2)создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляютслучаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могутпротиводействовать монополизации рынков.
В связи с этим, проблемаантимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержкиконкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем,возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопросаантимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.
Темарегулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к.законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормальногои функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественныхмонополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разныхстранах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественныхмонополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересовпотребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественныемонополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. Вбольшинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся вгосударственной собственности и управляются государством с целью помешать им,воспользоваться монопольной властью.
Сферы естественныхмонополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимостиот природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение илиуменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), отспроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование иреформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольноефункционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду cнеблагоприятных последствий, такихкак: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояниястраны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополиирассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий факторразвития экономики.
От того насколько прогрессивнобудет развиваться законодательная база страны, зависит дальнейшее развитиеэкономики России и уровень ее благосостояния.

1.        Понятие естественной монополии
Естественнаямонополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когдаспрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами.В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей.Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение,телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченноеколичество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому,естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основнымипризнаками естественной монополии являются следующие:
1.  Деятельность субъектовестественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано ссущественной экономией на масштабах производства и высокими условно-постояннымииздержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку грузаили перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятсяв данном направлении.
2.  Высокие барьеры входа на рынок,поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений,как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы,выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладкажелезнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
3.  Низкая эластичность спроса,поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии,в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции(услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяетважнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К такимтоварам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен наавтомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины,и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышениетарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, посколькузаменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
4.  Сетевой характер организациирынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей,посредством которых производится оказание определенной услуги, в том численаличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль изединого центра в реальном масштабе времени.
Существуютдва типа естественных монополий:
а)природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров дляконкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может статьфирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемыхи которая купила права на земельный участок, где располагается этоместорождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет:закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (чтоне исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такогомонополиста).
б)технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии,возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическимипричинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем,технически почти невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городедвух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегдарациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двухконкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постояннообращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболеекрупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные,где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы радиснижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том,что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополистанесколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство ив итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С.Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любогообъема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя илиболее фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
2. Естественныемонополии в России
Электроэнергетика.
В российскойэлектроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергиюсеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесьэкономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение несколькихпараллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквальноодних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежатразным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержкахпроизводства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идетни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.
Носейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителямиэлектрической энергии, в частности:
·         вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрическойэнергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровнеспроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;
·         предполагается завершение формирования нормативно-правовой базыфункционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждениеправил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов междусубъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрическойэнергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сетиоптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определениеусловии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;
·         намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке пополным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;
·         расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.
Основной целью образования РАО «ЕЭС России» в формеакционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптовогорынка электроэнергии. В федеральное владение РАО «ЕЭС России» поступилиоколо 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей),выведенных из состава территориальных АО-энерго.
В структуре капитала РАО «ЕЭС России» государству принадлежит52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО «ЕЭСРоссии» контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны.Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет50 и более процентов акций, в остальных — менее 50%. Основные фонды компанииоцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭСРоссии» является собственником всей сети линий электропередач страны.Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится13% общего производства электроэнергии в РФ.
Толчкомк регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельныхобластей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело кнерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаютсякрупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малыхстанций, принадлежащих региональным энергосистемам.
Главная проблема российской электроэнергетики — неплатежи. В силуспецифики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайнозатруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путемреализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам,экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил быполучать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемовэлектроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуетсямодернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнегозарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.
Помнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наукЮ. Павленко — «необходимо полнее использовать преимущества единой централизованнойэнергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства.Организация производства электрической энергии, при которой в одних рукахсосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети,предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобнаясхема успешно работает во Франции — одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии».
Газоваяпромышленность.
Путемпреобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО «Газпром»,в 1999 г. оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии стребованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около25% всех поступлений в федеральный бюджет. «Газпром» — крупнейший кредиторроссийской экономики. ОАО «Газпром» принадлежит около 30%европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу).За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей вкомпаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами.«Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональныхгазотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие«Газэкспорт»; они осуществляют около 95% добычи и 100%транспортировки газа.
Уникальностьресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций«Газпрома» на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россияопередила страны Западной Европы, где подобная система только начинаетформироваться. Так, в Германии «Газпром» имеет мощную системугазопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенноповысить выручку от реализации газа. «Газпром» создал ряд альянсов с крупнейшимизападными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый инаучно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой «mter h ll»(дочернем предприятии концерна «B „) дает “Газпрому»возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этойдоли.
Входящиев систему «Газпрома» как крупные, так и менее значимые предприятияфактически остаются его производственными подразделениями, они не являютсясобственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своихдоходов. С правовой точки зрения — это унитарные предприятия, учрежденные ОАО иоснованные на праве оперативного управления.
Железнодорожныйтранспорт.
Надолю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспортаобщего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам савтомобильными перевозками.
Основнаяпродукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями- железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимостьцентрализованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулированияфинансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонтажелезнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.
ВРоссии показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых поколичеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2- 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагоновв нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок.В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% икомпенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирскоготранспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целомработают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10раз ниже, чем в западных странах).

3. Негативные стороны монополизма
Монополияиграет противоречивую роль в экономике страны. С одной стороны, существуют весомыеаргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличаетсявысоким качеством, что позволило им завоевать господствующее положение нарынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства:только крупная фирма обладает достаточными средствами для успешного проведениянаучных исследований и разработок. Кроме того, крупные масштабы производства позволяютснижать издержки и в целом экономить ресурсы. Не следует также забывать и того,что крупные монополистические объединения в случае экономического кризисадержатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самымсдерживая спад производства и безработицу.
С другой стороны,количество негативных факторов существования монополий значительно больше ипервый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняютсяот рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременнооблагают потребителя своеобразной «данью» в свою пользу. Покупателивынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка.При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такаяситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такогоположения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополииявляется рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным факторомналичия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса.Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки дляограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающиеиз него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства,увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлениюэкономического развития.
Монополизация такжеприводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура,которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случаевозникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), врезультате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того,монопольные соглашения могут содействовать сохранению экономически «хилых»предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне.Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Учитывая определенный ущерб,который наносит монополизация, и размер которого в ряде случаев превышает экономическиепреимущества крупного производителя, государство вынуждено приниматьантимонопольные меры. Поэтому важным моментом становится рассмотрение механизмареализации антимонопольной политики государств, а именно какой рынок можно считатьмонополизированным, какими методами государства осуществляют регулирование и спомощью каких приемов борются с монополизацией рынков.

4.Влияние естественных монополий на национальную экономику
Россия не избежаланегативного воздействия отраслей естественных монополий в условиях рынка. Вроссийской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов иих продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий –500.
С общим сокращениемпроизводства в России спрос на продукцию и услуги отраслей — естественных монополий,за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайнокапиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. Врезультате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того,до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестициив значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные истабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определилочрезмерную нагрузку на тарифы.
Практически во всех отрасляхсохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других.Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счетпромышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспортеубытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.
В 1993 — 1996 гг.отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами,чем в других отраслях экономики. Они приблизились к уровню мировых, а внекоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их.Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижениятребования замораживания цен.
Быстрый и значительныйрост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожномтранспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованностииздержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционнуюдеятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровнюцен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные сегменты, заработная платапревышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальнымильготами по сравнению с другими отраслями.
Учитывая основообразующуюсущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукциюявился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливоохарактеризована экономистами как инфляция издержек.
Однако нельзя однозначно утверждать,что отрасли естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себепроцветание за счет всей остальной экономики. Следствие ценовой дискриминации — катастрофические неплатежи — больнее всего ударило именно по собственному источнику.
По данным отраслевыхструктур, входящих в систему Минтопэнерго, задолженность дебиторов по расчетам иплатежам предприятиям электроэнергетики составила к 1 августа 1994 г 12,9 трлн.руб. и продолжала увеличиваться дальше в среднем на 36 млрд. руб. в день,половина отпущенной энергии не оплачивалась в срок. Минэкономики представилоправительству РФ проект решения, предусматривающего реализацию заключенного ранеесоглашения между базовыми отраслями промышленности, энергетикой и транспортом осовместных действиях по стабилизации цен и тарифов и улучшению расчетов между предприятиями.Проект не был принят.
РАО «ЕЭС России»тогда полагало, что необходимо вывести на федеральный оптовый рынокэлектрической энергии и мощности максимальное число генерирующих источников в расчетена то, что производители электроэнергии будут вовлечены в конкуренцию, что иобусловит изыскание путей сокращения издержек производства и удешевление энергии(снижение тарифов).
Этим расчетам «романтиковрынка» из РАО «ЕЭС России» не суждено сбыться по той простойпричине, что региональные АО-энерго являются монополистами, по крайней мере, поотношению к потребителям своего региона и, значит, не чувствуют необходимости вконкуренции. Не менее важным является и то обстоятельство, что конкурентныйрынок может возникнуть только при наличии резервных мощностей. Их уровень вРоссии составляет 3% (против ~ 30% в США и ФРГ) и его недостаточно даже длякомпенсации сезонных и суточных пиков потребления. Последние покрываются засчетмежрегиональных перетоков, что и предохраняет европейскую часть России от массовыхотключений потребителей вследствие критического падения частоты вэнергосистеме.
К ноябрю 1995 г.неплатежи потребителей достигли 27 трлн. рублей, и уже 86 % отпущеннойэлектроэнергии не оплачивалось своевременно [«Финансовые известия» от02.11.1995 г.]. Понятно, что важнейшая роль в этом механизме накачкидебиторской задолженности принадлежала тарифной политике отрасли. Кроме того,высокая цена на электроэнергию влияет на стоимость промышленной продукции,отчего страдают и сами энергетики. К концу 1995 г. оплата за поставленнуюэлектроэнергию уже на 70% осуществлялась в форме бартерных сделок. Теперь товардебиторов, полученный в качестве оплаты за электроэнергию, сам подлежит реализациичерез сеть торговых посредников.
К 1 августа 1996 г.просроченная дебиторская задолженность потребителей электроэнергии составила63,2 трлн. рублей, газа — 8,7 трлн. рублей, железных дорог и нефтепроводноготранспорта — 65,3 трлн. руб. [Госкомстат РФ], что в сумме превышает 56% всехнеплатежей в экономике России. Вследствие более жесткого регулирующеговоздействия правительства на цены естественных монополий в первом полугодии1996 г. их рост был значительно ограничен. Результаты не заставили себя ждать:с начала лета было достигнуто резкое сокращение инфляции. Однако жесткоесдерживание роста тарифов, по мнению отраслевых специалистов, привело к резкомуухудшению финансового состояния отраслей естественных монополий. При этом вусловиях закрытости финансовой информации и без проведения независимого аудитасоответствующих предприятий трудно поддержать или опровергнуть такие выводы. Такили иначе, в ряде случаев уже сами естественные монополии нуждаются в защите отнеобоснованного давления со стороны определенных политических сил, которое приводитк подрыву финансовой устойчивости этих жизненно необходимых для государства отраслей.
Высокаяэкономическая эффективность естественных монополий делает абсолютнонедопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство можетвоздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольнаядеятельность способна принести значительный вред. Как монополисты данныеструктуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифови цен. Последствия этого для экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваютсяиздержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуютсямежрегиональные связи. И это не абстрактная теория. Вся российская деловаяпресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутыежелезнодорожные тарифы, сверх быстро растущие цены на энергию и т.п. Основной путьборьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственномконтроле за ценообразованием на естественно — монопольные товары и за объемомих производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащихобязательному обслуживанию).

5. Государственноерегулирование деятельности естественных монополий в России.
5.1 Методыантимонопольного регулирования
Современная конкуренция являетсярегулируемой. Главной целью регулирования конкуренции, а значит иантимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынкафирмами. Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.
1) Административное (законодательное)регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступаетгосударственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и системаорганов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольныхзаконов государство осуществляет правовое и административное регулированиедеятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.
Административное (законодательное)регулирование конкуренции основывается на противодействии недобросовестной конкуренции,монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за ихсоблюдением со стороны государства. Первый подобный законодательный акт былпринят в 1889 г. в Канаде. Но более известен закон Шермана, принятый КонгрессомСША в 1890 г. Принято считать, что именно закон Шермана является отправнойточкой развития законодательства о конкуренции во всем мире. В 90-х гг. XX века оно было принято уже более чем в40 странах с развитой и развивающейсярыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию.
2) Методы нормативно-ориентирующеговоздействия. Наряду с законодательным антимонопольным регулированием в странахс рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия.К ним относятся: правительственные заказы; налоги; проценты; государственные субсидии.Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивностьконкуренции в разных секторах и сегментах рынка. Основная чертанормативно-ориентируещего регулирования конкуренции – стимулирование предпринимательскойактивности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в государственнойконтрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитиеприоритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новыхфирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальнаяподдержка, но и информационное, консультативное содействие.
Осуществляя нормативно-ориентирующеерегулирование деловых отношений, правительство выступает прежде всего как инструментгосударственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитиюрыночной экономики.
3) Антимонопольный контроль.К антимонопольному регулированию можно отнести и такой контроль. Дляпредупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственныйреестр объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках.В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает определенныйпроцент на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство.Включение в Реестр означает, что предприятие автоматически попадает под контрольза деятельностью со стороны органов по таким показателям, как объемпроизводства, удовлетворение потребности на рынке сбыта, качество выпускаемой продукции,а также под ценовое регулирование со стороны государства. Предприятия-монополистыобязаны принять к исполнению заказ на поставку продукции для государственных нужд.На них распространяется ряд ограничений в процессе приватизации и т. д.
5.2Закон РФ о регулировании естественных монополий
1.Сущность закона.
Настоящий законопределяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополийв РФ и направлен на достижения баланса интересов потребителей и субъектовестественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара дляпотребителей и эффективного функционирования субъектов естественных монополий.
Данный Федеральный закон распространяетсяна отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъектыестественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти,органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Определение основных понятий:
1)естественная монополия- состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынкеэффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства,а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут бытьзаменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарномрынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степенизависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
2)субъект естественных монополий- хозяйственный субъект (юридическое лицо), занятый производством товаров в условияхестественной монополии;
3)потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый субъектами естественныхмонополий;
4)руководитель субъектаестественной монополии — лицо, уполномоченное выступать от имени субъектаестественной монополии.
Сферы деятельности данногозакона:
üтранспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральнымтрубопроводам;
üтранспортировка газапо трубопроводам;
üуслуги по передачи электрической и тепловой энергии;
üжелезнодорожные перевозки;
üуслуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
üуслуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Для регулирования и контролядеятельности субъектов естественной монополии образуются федеральные органы исполнительнойвласти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном дляфедеральных органов исполнительной власти.
Методы регулирования субъектовестественных монополий:
1)ценовое регулирование, осуществляемоепосредством определения цен или их предельного уровня.
Государственное регулирование деятельности естественныхмонополистов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественныхмонополий и учет социальных факторов при установлении или изменении тарифов.Согласно ст. 424 ГК РФ оно применяется только в случаях, установленных законом.Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровняимеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время этоФедеральная служба по тарифам).
Единая политика цен на услуги субъектов естественныхмонополий остается прерогативой Правительства РФ. Тарифы устанавливаются исходяиз обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров(услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность винвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифыдолжны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не дляопределенного вида деятельности.
2)определениепотребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установлениеминимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения вполном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественноймонополии.
Органы регулированияестественных монополий осуществляют контроль за действиями, которыеосуществляются с участием или в отношении субъектов естественных монополий икоторые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара,в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящимФедеральным законом.
Субъекты естественныхмонополий обязаны предоставлять соответствующему органу регулированияестественных монополий:
1)текущие отчеты о своей деятельностив порядке и сроки, которые установлены органами регулирования естественныхмонополий;
2)проекты плановкапитальных вложений.
Ответственность занарушение настоящего Федерального закона.
Субъекты естественных монополийнесут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:
1)завышение цен,установленных органом регулирования естественных монополий, — в размере до 15тысяч минимальных размеров оплаты труда;
2)неисполнение решения,выданного органом регулирования естественных монополий в соответствии состатьей 11 настоящего Федерального закона, — в размере до 10 тысяч минимальныхразмеров оплаты труда;
3)предоставление органамрегулирования естественных монополий недостоверных сведений — в размере 1000минимальных окладов труда;
4)непредставление органурегулирования естественных монополий уведомления, предусмотренное в п.4 статьи7 настоящего Федерального закона, — в размере до 600 минимальных окладов труда;
5)непредставления в срокпо требованию органа регулирования естественных монополий документов или инойинформации, необходимой для осуществления его деятельности, — в размере до 500минимальных размеров оплаты труда.
Если действиями(бездействиями) субъекта естественных монополий, нарушающими настоящийФедеральный закон, причинены убытки, в том числе от завышения цены, другомухозяйственному субъекту, эти убытки подлежат возмещению субъектом естественноймонополии в соответствии с гражданским законодательством.
В случае если органомрегулирования естественных монополий принято решение с нарушением настоящегоФедерального закона, в том числе об определении цен без достаточногоэкономического обоснования, и в результате этого субъекту причинены убытки, онвправе требовать возмещение этих убытков в порядке, предусмотренном гражданскимзаконодательством.
Решения о введении, обизменении или о прекращении урегулирования, либо об отказе по внесенномупредложению принимаются правлением соответствующего органа регулированияестественных монополий непозднее шести месяцев со дня поступления предложения.При этом отказ или частичный отказ от принятия внесенного предложения долженбыть мотивирован.
Органы регулированияестественных монополий в пределах своей компетенции вправе рассматривать дела онарушениях настоящего Федерального закона и принимать по ним решение.
Основанием длярассмотрения дел служат заявления хозяйствующих субъектов, потребителей,общественных организаций потребителей и других организаций.
Органы регулирования естественныхмонополий вправе рассматривать дела по собственной инициативе на основаниисообщений средств массовой информации и иных, имеющихся в их распоряженииматериалов, свидетельствующих о нарушении настоящего Федерального закона
2. Пример по России.
В нашей стране по многимвидам перевозок железные дороги относятся к естественной монополии. Поэтому ихдеятельность должна находиться под контролем государства. Вместе с тем взначительной части этого производственно- хозяйственного комплекса, неосуществляющей непосредственно транспортный процесс и обеспечение безопасностидвижения поездов, не только возможно, но и необходимо развивать конкуренцию.Однако до настоящего времени отраслевая «Программа демонополизации в сферефедерального железнодорожного транспорта» остается неотработанной инеутвержденной. Достаточно медленно идет процесс применения и внедрения нажелезнодорожном транспорте новых форм собственности, а если это и осуществляется,но только в областях, не связанных непосредственно с перевозочнойдеятельностью. При этом первостепенное внимание уделяется доходности железныхдорог за счет повышения тарифов на перевозки. Вопросу же сокращения расходовуделяется недостаточное внимание. Вместе с тем добиться снижения расходовпредприятий отрасли в рыночных условиях можно, лишь создав конкурентную средуна транспортном рынке. Но в настоящее время состояние автомобильных дорог,речного и других видов транспорта пока оставляет желать лучшего. Однако высокиетарифы на железнодорожные перевозки могут заставить часть клиентов обратиться куслугам других перевозчиков.
Следует отметить, чтоособая роль железнодорожного транспорта в сфере транспортных услуг, отсутствиеотработанной нормативно- правовой базы, регулирующей взаимоотношения железныхдорог с грузоотправителями и предприятиями, в том числе осуществляющимиперевозки другими видами транспорта, несовершенство правовой базы создаютопределенные предпосылки для нарушения предприятиями железнодорожноготранспорта антимонопольного законодательства. И в первую очередь этопроявляется в виде необоснованного увеличения затрат и тарифов на перевозкугрузов и оказание других услуг.
Как известно, всоответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монопольнойдеятельности на товарных рынках» во многих районах страны созданытерриториальные антимонополистические органы (более 80), которыеподведомственны Государственному комитету РФ по антимонополистической политикеи поддержке новых экономических структур. Их силами и проводятся различныепроверки, в том числе периодически осуществляется контроль за формированием иприменением железнодорожных тарифов, расчетами провозных платежей за перевозкигрузов и другие услуги. Результаты проводимых проверок свидетельствуют о том,что предприятиями железнодорожного транспорта продолжаются нарушенияантимонопольного законодательства, в том числе в части ценообразования,взимание платы за невыполненные работы или оказания услуг, которое должнопроизводиться без дополнительной оплаты, навязывание клиентам невыгодныхдоговорных или различных дискриминирующих условий.
Комитетом были подготовленыпредложения по вопросу совершенствования ценообразования на железнодорожномтранспорте и направлены в Комиссию правительства по совершенствованию платежейи расчетов. Создана межведомственная Комиссия по контролю за ценообразованиемна железнодорожном транспорте.
Заключение
Подводя итог сказанному,можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющейсовременной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы нетолько производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможностьреализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим — оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт западных стран вантимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобногозаконодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностейразвития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольногорегулирования. В глобальном масштабе выделяется два подхода: американский и европейский.
ВРоссии на данном этапе проблема монополизации перестает быть чистоэкономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, чтоу экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И толькотогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиесямонополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Окончательнаяцель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которыеобеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены ибыструю сменяемость ассортимента.

Список используемойлитературы
1.   Экономическая теория (политэкономия). Под ред. В. И.Видяпина, Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 г.
2. Дж.Вильсон,В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 2005год № 11.
3. Городецкий А., Павленко Ю.Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2006. №1. С.137-146
4. Государственное регулирование рыночной экономики / Подобщ. ред. В. И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 832 с.
5.  Тамбовцев В.Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства // Вопросыэкономики. – 2006. — № 4. – с. 91-106
6.   Южанов И. практика примененияантимонопольного законодательства // Российская юстиция. – 2004. — № 5. – с.12-14.
7.   Закон РФ о естественных монополиях//Экономика и жизнь. Сентябрь 2004, №35 -с.28.
8.   Кружечкина Л. Железнодорожный транспорт.Требуется конкуренция// Экономика и жизнь. Сентябрь 2004, №39 -с.2.
9.   Ю.А. Метелева «ПРАВОВОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ» // Журналроссийского права,2006,№10
10.     Тамбовцев В.Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства // Вопросыэкономики. – 2004. — № 4. – с. 91-106.
11.     Покрытан П. Орегулировании монопольных тарифов // Экономист. – 2007. — № 2. – с. 9-14.
12.Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «Оконкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».- .con ult nt.ru/
13.      Кузнецов Ю.Монополия и конкурентная политика // Вопросы экономики. – 2007. — № 5. – с.136-141.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.