Содержание
Введение
1Основы оценки машин, оборудования и транспортных средств
1.1Оценка машин, оборудования и транспортных средств как направление в оценочнойдеятельности
1.2Методические принципы и подходы при оценке машин, оборудования и транспортныхсредств
2Затратныйподход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств
2.1Затратный подход к оценке стоимости
2.2Практическиеметоды в затратном подходе к оценке машин, оборудования и транспортных средств
Заключение
Списоклитературы
Введение
В последние 10 летнаблюдалось стремительное становление и развитие оценочной деятельности вРоссии. От отдельных опытов по оценке в основном недвижимости в начале 90-хгодов до широкомасштабной деятельности, опирающейся на законодательные акты,регулирующие правительственные документы и богатейший опыт многих профессиональноподготовленных оценщиков — таков путь, пройденный отечественной практикой всфере оценки имущества.
Рынок машин,оборудования и транспортных средств очень структурирован, а оценка стоимостиоборудования во многом зависит от состояния данного сегмента рынка. Практическикаждая группа машин имеет свой сектор, и этих секторов оказывается гораздобольше, чем, например, на рынке недвижимости. Причем характер рынка в разныхсекторах различный. Для многих видов машин и оборудования массового примененияхарактерен универсальный рынок (автомобили, строительная техника, компьютеры,бытовая и офисная техника, универсальные станки и др.). В то же время рынокспециального и уникального оборудования в основном узконаправленный.Значительная часть специальной техники и инструментов изготавливается поиндивидуальным заказам и не имеет открытого рынка.
Целью написаниякурсовой работы является расмотрение более делатьно затратного подхода в оценкемашин, обородувания и транспортных средств. Стремительное развитие и становлениеоценочной деятельности определяет актуальность выбранной темы.
Затратный подходпредставляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных наопределении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объектаоценки, с учетом износа. При затратном подходе в качестве меры стоимостипринимается сумма затрат на создание и последующую продажу объекта, т.е. егосебестоимость.
1.Основы оценки машин, оборудования и транспортных средств
1.1Оценка машин, оборудования и транспортных средств как направление в оценочнойдеятельности
В последние 10 летнаблюдалось стремительное становление и развитие оценочной деятельности вРоссии. От отдельных опытов по оценке в основном недвижимости в начале 90-хгодов до широкомасштабной деятельности, опирающейся на законодательные акты,регулирующие правительственные документы и богатейший опыт многихпрофессионально подготовленных оценщиков — таков путь, пройденный отечественнойпрактикой в сфере оценки имущества.
С переходом к рыночнойэкономике в стране становится все больше конкурирующих собственников имущества.Имущество предприятий и частных лиц активно включается в хозяйственный оборот,а отсюда все острее потребность в оценке его рыночной стоимости.
В последние годынарастает не только объем оценочных работ, но и происходит изменение ихнаправленности. Если в первой половине 90-х годов оценщики в основномзанимались переоценкой основных фондов по заказам предприятий, то в настоящеевремя к услугам оценщиков обращаются по причине изменения состава собственникови их имущественных прав в ход таких хозяйственных процедур, как приватизация,привлечение новых участников бизнеса при дополнительных эмиссиях акций,страхование имущества, получение кредита под залог имущества, исчисление налоговыхплатежей, исполнение прав наследования и, конечно, разнообразные операции пореструктуризации предприятий особенно в условиях антикризисного управления.
Для решения задачреструктуризации предприятий оценочные работы все чаще интегрируются саудиторскими и консалтинговыми работами. Под влиянием данной тенденции чистооценочные компании укрупняются и трансформируются в смешанныеаудиторско-оценочные компании. Чтобы добиться успеха в оценочной деятельности,оценщику недостаточно ориентироваться только на эпизодические, разовые заказыпо «чистой» оценке. Клиентам (особенно средним и крупным предприятиям) все чащенужна комплексная услуга, охватывающая вопросы и оценки, и анализа, и особенноуправления стоимостью своих активов. Особенно остро эти вопросы встают привыполнении оценочных работ для целей реструктуризации предприятий. В этомслучае оценщики должны тесно взаимодействовать с другими специалистами:финансовыми и инвестиционными аналитиками, аудиторами, техническими экспертамии системными интеграторами. Оценочные работы становятся важной составной частьювыработки стратегической программы кардинальных преобразований деятельностипредприятий.
Говоря о значенииоценки, нельзя упускать из виду также и макроэкономический аспект даннойпроблемы. Ведь оценочная деятельность в масштабах страны позволяет получитьадекватное представление о национальном богатстве государства.
Одним из весомыхкомпонентов в активах предприятий являются машины, оборудование и транспортныесредства. Представление о весомости этого элемента основных средств предприятийдают данные, приведенные в таблице 1 — структура основныхфондов промышленного назначения крупных и средних промышленных предприятий (наначало 2000 г., в %% к итогу)
Таблица 1 — Структураосновных фондов промышленного назначения:Отрасли промышленности Здания Сооружения (включая передаточные устройства) Машины и оборудование Транспортные средства Другие виды основных фондов Промышленность 27,3 33,2 35,3 2,8 1,4 Электроэнергетика 17,7 47,1 33,3 0,9 1,0 Химическая и нефтехимическая промышленность 28,3 24,7 42,9 3,4 0,7 Машиностроение и металлообработка 41,8 10,4 44,6 2,2 1,0 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 31,9 20,2 40,2 6,2 1,5 Промышленность строительных материалов 40,7 19,9 33,6 4,8 1,0 Легкая промышленность 52,3 8,8 35,9 2,2 08 Пищевая промышленность 37,8 9,1 44,9 6,6 1,6 Топливная промышленность 8,4 64,4 21,6 3,3 2,3 Черная металлургия 35,2 23,7 36,6 4,1 0,4 Цветная металлургия 32,4 28,5 34,2 3,9 1,0
Из таблицы 1 видно, чтопримерно 40% промышленных основных фондов составляют машины, оборудование итранспортные средства. Отсюда понятно, какое большое значение имеетправильность оценки рыночной стоимости этого компонента фондов. Например,практика показывает, что при оценке бизнеса (действующего предприятия)балансовыми методами неизбежна корректировка каждого объекта активов порыночной стоимости.
В силу того что многиеотечественные предприятия уже давно не переоценивали свои фонды, этозначительно повышает стоимость активов. Особенно это касается машин,оборудования и транспортных средств. На многих предприятиях значительная частьвполне работоспособного оборудования имеет нулевую остаточную бухгалтерскуюстоимость, но в то, же время рыночная стоимость этого оборудования с учетомреального износа может составлять весьма значительную величину. Правда,возможны и обратные случаи, когда малоэффективные, тяжелые машины числятся набалансе по чрезмерно высокой стоимости. Подобные расхождения между оцененнойрыночной стоимостью и учетной балансовой стоимостью могут исчисляться внесколько раз.
Оценка машин,оборудования и транспортных средств, это достаточно специфическая областьоценочной деятельности, так как объекты оценки имеют много особенностей вэкономическом, правовом и техническом отношении.
Как известно, в теорииоценки сформировались четыре направления:
Оценка недвижимости;
Оценка бизнеса(действующего предприятия);
Оценка машин,оборудования и транспортных средств;
Оценка нематериальныхактивов.
Все эти направленияопираются на единый методологический фундамент понимания категорий рыночнойстоимости, цены и издержек, принципов рыночных и финансово-кредитных отношенийс использованием сложных процентов.
Тем не менее, каждое изнаправлений теории оценки имеет свои специфические особенности. В методикеоценки недвижимости особое место занимают вопросы долгосрочной аренды иарендных поступлений как индикатора доходности от земли и зданий,ипотечно-кредитного анализа и влияния на стоимость недвижимости процессовпередачи права собственности и других вещных прав. В методике оценки бизнесаакцент делается на финансовом анализе состояния предприятия, оценке пакетовакций с точки зрения конъюнктуры рынка ценных бумаг, исследовании процессаформирования дивидендов и процентов по ценным бумагам. В методике оценкинематериальных активов центральное место занимают прогнозирование доходностиэтих активов в их взаимосвязи с материальными активами и определение долевоговклада в общий доход.
Методика оценки машин,оборудования и транспортных средств тесно связана с методиками перечисленныхвыше направлений и, особенно, с методикой оценки недвижимости, но в то же времясущественно от нее отличается.
1.2Методические принципы и подходы при оценке машин, оборудования и транспортныхсредств
Принципы оценки можноподразделить на следующие три группы:
Принципы, основанные напредставлениях владельца имущества;
Принципы, обусловленныефакторами функционирования объекта и его взаимодействия с другими объектамиимущества;
Принципы, связанные срыночной средой.
Первая группа включает принципы,основанные на представлениях владельца имущества.
Принцип полезностизаключаетсяв том, что ключевым критерием стоимости объекта является его полезность, т.е.способность удовлетворять какие-то потребности людей. Кратко это можносформулировать так: есть полезность — есть стоимость, нет полезности — нетстоимости. Исследовать полезность оцениваемого объекта — значит определить, длякого, для каких целей и в силу каких свойств интересен данный объект, кто принципиальноможет быть его возможным покупателем (инвестором), как может изменитьсяполезность объекта в перспективе и под влиянием каких причин.
Принцип замещенияисходитиз того, что цена на объект, которую может предложить возможный покупатель, непревысит сложившиеся на рынке цены на аналогичные по назначению ипотребительским свойствам объекты. На основе данного принципа построены широкораспространенные в практике оценки методы сравнительного подхода, когдастоимость определяется сравнением с рыночными ценами на аналогичные иидентичные объекты.
Принцип ожиданияподчеркиваетготовность покупателя (инвестора) вложить свои средства на приобретение или наизготовление объекта в настоящее время, ожидая получение доходов (выгод) отвладения данным объектом в будущем. Данный принцип открывает возможностьопределить стоимость объекта на текущий момент времени на основе прогнозабудущих доходов при эксплуатации объекта и приемлемой для покупателя(инвестора) норме доходности на вложенный капитал. Тем самым закладываетсяметодологическая база для реализации доходного подхода при оценке.
Вторая группа включаетпринципы, обусловленные факторами функционирования объекта и его взаимодействияс другими объектами имущества.
Принцип формированиястоимости под влиянием факторов производствазаключаетсяв следующем. Оцениваемый машинныйкомплекс, с помощью которогопроизводится какая-либо продукция или выполняются какие-либо работы,рассматриваетсякак подсистема в производственной системе предприятия(бизнес-единицы), доходность которой, как следует из экономической теории,определяется четырьмя факторами: землей, трудом, капиталом и менеджментом.Чистый доход — результат действия всех четырех факторов, и поэтому на основеоценки дохода определяется стоимость всей производственной системы. Для оценкистоимости машинного комплекса нужно либо установить его долю (вклад) вформирование дохода всей системы, либо применить метод остатка, т.е. искомаястоимость комплекса получается вычитанием из стоимости всей системы стоимости другихактивов (недвижимости, земельного участка, нематериальных активов и гудвилла).
Принцип вкладаприменительнок машинам и оборудованию состоит в том, что оснащение объекта дополнительнымиустройствами, расширяющими функциональные возможности объекта, не приводит кросту стоимости объекта на величину затрат по приобретению и установке этихустройств. Вклад дополнительных устройств в прирост стоимости объектаопределяется тем, насколько повышается доходность функционирования объекта отприменения этих устройств.
Принципсбалансированности (пропорциональности)применительно кмашинам, оборудованию и транспортным средствам следует понимать так, что всеобъекты, входящие в машинный комплекс, должны быть согласованы между собой попропускной способности и другим характеристикам. При несоблюдении данногопринципа добавление еще одного или нескольких объектов в состав комплекса недает адекватного роста производственной мощности, а, следовательно, и стоимостимашинного комплекса.
Принцип наилучшего инаиболее эффективного использованиятребует того, чтобыоценка стоимости объекта, который можетбытьиспользован по-разному, производилась при условии егонаилучшегои наиболее эффективного использования. Применительно к машинам, оборудованию итранспортным средствамсогласно этому принципулюбая машина должна оцениваться, допуская,что она применяется по прямому назначению, обеспечивается полная загрузкамашины во времени и по мощности, соблюдаютсяправила технического обслуживания и ремонта, поддерживаетсянормальный режим эксплуатации, рабочий персонал имеет соответствующуюквалификацию. Трудности с соблюдением данного принципа возникают тогда, когдаоценивают объекты, обладающие многофункциональностью и несколькими сферамиприменения. Например, трактор может применяться и на строительной площадке, ина сельскохозяйственныхработах, и напромышленном предприятии. Доходность трактора в каждой сфере применения разная,соответственно разнойбудет и оцениваемаястоимость. В качестве базовой сферы применения для оценки трактора оценщиквыберет ту, в которой наиболее полно реализуются функциональные возможностиэтоймашины.
В третью группу входятпринципы, непосредственно связанные с рыночной средой.
Принцип соответствияобъекта требованиям рынка, один и тот же объектразными категориями покупателей (инвесторов) оценивается по-разному. Например,комфортабельный легковой автомобиль высоко ценится в условиях города, тот жеавтомобиль не представляет особой ценности для сельского жителя особенно вусловиях бездорожья. Если в некотором регионе имеется много промышленныхпредприятий, то на местном региональном рынке будет повышенный спрос на станки,пресса и другие технологические машины, соответственно и цены на этооборудование будут не низкими. В силу данного принципа обязательным элементомпроцедуры оценки должен быть анализ рынка, установление соответствияоцениваемого объекта запросам рынка.
Принцип ориентации наравновесные ценытребует того, чтобы при оценкеиспользовались равновесные цены аналогов. Из теории ценообразования известно,что на нормально функционирующем рынке цены стабильны и стремятся кравновесному уровню, при котором наступает соответствие между спросом ипредложением. Равновесные цены можно назвать также согласованными,справедливыми ценами, одинаково выгодными и продавцам, и покупателям.Стоимость, рассчитываемая при оценке по этим ценам, также становитсясправедливой стоимостью.
Принцип учета характераконкуренциисостоит в том, что товарные рынки могутсущественно различаться по характеру и состоянию конкуренции и соответственностепени их монополизации. Характер конкуренции отражается на процессеценообразования. Так, в условиях монополизированного рынка цены обычно искаженыв пользу монополиста и содержат повышенную долю его прибыли. В условиях свободногоконкурентного рынка происходит уравнивание доходности вложений, рентабельностьпродаж в ценах поддерживается примерно на стабильном уровне. Благодаряконкуренции экономическая структура цен становится стабильной и прозрачной, этооткрывает возможности использования затратного подхода при оценке стоимости.
Принцип изменения(подвижности) стоимоститребует учета фактора непостоянствастоимости одного и того же объекта во времени. Общеэкономическая инфляция встране, а также сдвиги в структуре отдельных товарных рынков вызывают динамикуцен и соответственно стоимости. Отсюда следует требование о том, что каждаяоценка стоимости должна содержать указание о дате оценки, т.е. о том моментекалендарного времени, по состоянию на которое определена стоимость.
Машины, оборудование итранспортные средства — сложные, многокомпонентные изделия. При проведенииоценки рыночной стоимости этих объектов применяют не только перечисленные вышеобщеэкономические принципы, но и другие общепринятые в научных исследованияхпринципы и подходы, среди которых отметим такие, как системный анализ,функциональный подход, статистическое моделирование и принцип жизненного цикла.
Системный анализпредполагаетрассмотрение оцениваемого объекта как сложной технической системы, состоящей извзаимосвязанных разнородных элементов и имеющей входы и выходы связей с другимисистемами (внешней средой). Интегративные свойства системы имеют особыекачества и не сводятся к алгебраической сумме свойств входящих в системуэлементов. Системный анализ включает такие операции, как структуризациясистемы, исследование связей между элементами и с внешней средой, определениепараметров элементов и системы в целом.
Системный подход можетбыть применен также при анализе технико-экономических показателей объекта. Приэтом комплексный показатель рассматривается как система частных показателейразного уровня.
Функциональный подходзаключаетсяв том, что любой материальный объект рассматривается как носитель определенныхфункций. Функции могут быть полезными и бесполезными. Наличие бесполезныхфункций приводит к неоправданному удорожанию объекта. При этом стоимостьобъекта исследуется как совокупная стоимость его функций. Принципфункционального подхода лежит в основе теории стоимостного анализа истоимостного инжиниринга (известного в России под названиемфункционально-стоимостного анализа).
Статистическоемоделирование— методология, опирающаяся на положениятеории математической статистики и дающая оценщику инструмент для построенияэкономико-математических корреляционных моделей. Как в оценке, так и вценообразовании получили широкое распространение методыкорреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа для моделированиязависимости цены от технических параметров машин, атакже для построения ценовых трендов. Статистическое моделирование позволяеттакже произвести анализ ошибок результатов оценки, разработать и обосноватьэкономические нормативы затрат и рентабельности, которые затем используются врасчетах стоимости.
Принцип жизненногоциклапредполагает исследование параметров всех этаповжизни объекта: проектирование, изготовление, продажа, эксплуатация иутилизация. На каждом этапе жизненного цикла оценивают и анализируют доходы ирасходы, т.е. денежные потоки. Положения теории жизненного цикла помогают решатьтакие практические задачи, как оценка эффективности функционирования объекта,прогнозирование срока полезного использования (срока службы), оценка степенистарения (износа) объекта и другие.
Перечисленные вышепринципы и подходы можно рассматривать как привлеченные из других наук длярешения задач оценки стоимости. В то же время теорией и практикой оценкивыработаны три методических основополагающих подхода:
сравнительный;
затратный;
доходный.
Сравнительный подход—совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на сравненииоцениваемого объекта с аналогичными объектами, в отношении которых имеетсяинформация о ценах сделок с ними. Сравнительный подход исходит из указанноговыше принципа замещения, а получаемая с его помощью стоимость часто называетсястоимостью замещения.
Методы сравнительногоподхода особенно эффективны при существовании активного рынка сопоставимыхобъектов. Если же рыночная информация бедная, сделки купли-продажинерегулярные, рынок слишком монополизирован, то оценки этими методамистановятся ненадежными, а иногда и невозможными.
Тем не менее именнометоды сравнительного подхода дают представление о действительно рыночнойстоимости.
Затратный подход—совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определении затрат,необходимых для восстановления либо замещения объекта, с учетом его износа.Затраты на изготовление объекта и его последующую реализацию — очень важныйфактор в формировании стоимости.
Методы затратногоподхода предполагают обязательную оценку возможной полной себестоимостиизготовления объекта и других затрат, которые несет изготовитель и продавец.Эти методы незаменимы, если речь идет об объектах, которые практически невстречаются на открытом рынке и изготовляются по индивидуальным заказам, к ихчислу относится специальное и уникальное оборудование. При оценке затратнымподходом как бы моделируется процесс формирования цены продавца (предложения)исходя из соображений покрытия ценой всех произведенных издержек и получениядостаточной прибыли. Поскольку методы затратного подхода исходят не из реальныхцен на аналогичные объекты, а из рассчитанных нормативных затрат и нормативнойприбыли, то они, строго говоря, дают оценку не чисто рыночной стоимости, а такназываемой «стоимости объекта с ограниченным рынком». В методах затратногоподхода важную роль играет также оценка степени износа оцениваемого объекта,это объясняется тем, что получаемая вначале воспроизводственная иливосстановительная стоимость объекта не учитывает износа и только на следующемэтапе полученная оценка стоимости понижается с учетом полного износа объекта.
Надежность оценкистоимости затратным подходом в значительной степени зависит от полноты идостоверности экономической информации из подотрасли машиностроения, к которойотносится оцениваемый объект (экономическая структура цен на продукциюподотрасли, сложившиеся показатели рентабельности продаж, некоторые нормативызатрат и т.д.).
Доходный подход—совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных на определенииожидаемых доходов от объекта оценки. При оценке с позиции доходного подхода воглаву угла ставятся будущие доходы от эксплуатации объекта на протяжении срокаего полезного использования как основной фактор, определяющий современнуювеличину стоимости объекта. В исчислении совокупного дохода от объекта за рядлет его жизни методы доходного подхода используют приемы, известные из теориисложных процентов.
Методы доходногоподхода опираются на такие отмеченные выше принципы, как ожидания, учетафакторов производства, наилучшего и полного использования, вклада. Несомненным достоинствомэтих методов является возможность комплексной, системной оценки, когда нужнооценить не отдельные машины на предприятии, а весь операционный имущественныйкомплекс, включающий весь парк взаимосвязанного оборудования.
Применение методовдоходного подхода сталкивается с тем ограничением, когда затруднительно оценитьчистый доход непосредственно от оцениваемого объекта в силу того, что этотобъект не производит конечной продукции или конечных услуг или в большейстепени имеет социальное значение, чем экономическое.
2.Затратный подход к оценке стоимости машин, оборудования и транспортных средств
2.1Затратный подход к оценке стоимости
Затратный подходпредставляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных наопределении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объектаоценки, с учетом износа. При затратном подходе в качестве меры стоимостипринимается сумма затрат на создание и последующую продажу объекта, т.е. егосебестоимость.
Процедура затратногоподхода как бы моделирует схему затратного ценообразования, согласно которойцена описывается простой формулой: «себестоимость объекта + прибыль».
Правда, необходимо приэтом отметить очень важное ограничение: чтобы цена воспринималась ипокупателем, и продавцом как цена справедливая, затраты, входящие всебестоимость, должны быть технологически оправданными (т.е. нормативными илиплановыми), а прибыль соответствовать разумному, среднеотраслевому уровнюрентабельности.
В общем случае спомощью методов затратного подхода определяется стоимость воспроизводства.Смысл полной (без учета износа) стоимости воспроизводства хорошо передаетпостановка перед оценкой такого вопроса: «В какую сумму обойдется приобретениеточно такого же нового объекта потенциальному покупателю, если покупательрешит:
купить агрегаты исвоими силами собрать объект (полагаем, что у покупателя имеетсясоответствующая производственная база);
разместить заказ наизготовление и поставку объекта от некого машиностроительного предприятия?».
Ответ на этот вопрос иищет оценщик, используя затратный подход.
Затратный подходобладает исключительной универсальностью, теоретически любой объект техникиподдается оценке этим подходом. Ведь любой объект есть продукт производства и,следовательно, характеризуется своими производственными затратами. Ограничиваетприменение затратного подхода малая доступность для оценщиков экономической идругой информации из сферы производства. В то же время имеется большой класс машин,оборудования и транспортных средств, для оценки которых методы затратногоподхода являются единственно возможными. Речь идет о специальном испециализированном оборудовании, опытных и исследовательских установках,уникальных образцах машин, которые изготовлены по индивидуальным заказам. Дляэтих объектов невозможно найти аналоги, свободно обращающиеся на рынке илирегулярно заказываемые изготовителям, и поэтому сравнительный подход для ихоценки не осуществим.
Процедура затратногоподхода начинается с того, что собирается и анализируется информация овнутреннем строении объекта, его структуре и составе основных элементов. Приэтом одной технической характеристики недостаточно, требуются подробноеописание конструкции, чертежи общего вида и спецификации. Проводится такжетщательный осмотр объекта.
Прежде всего, вконструкции объекта выделяют стандартные узлы и элементы, для которых можноподыскать аналоги на рынке и которые, следовательно, могут быть оценены методомпрямого сравнения или каким-либо другим методом сравнительного подхода.
Затем в конструкцииобъекта выделяют основные агрегаты на основе принципа их материальной итехнологической однородности. Количество таких агрегатов (блоков, узлов,систем) небольшое (обычно не более 10), а совокупные затраты на их изготовлениесоставляют около 90% всей себестоимости объекта.
Оценку каждого из этихагрегатов выполняют отдельно с помощью того или иного метода затратногоподхода. Например, водогрейный котел содержит три основных агрегата:
Корпус, выполненный излистовой конструкционной стали;
Система труб изжаропрочной стали
Горелка (газовая,мазутная или др.).
На последнем этапе дляполучения стоимости всего объекта суммируются ранее полученные стоимостиотдельных агрегатов и добавляются затраты на общую сборку.
Таким образом, оценказатратным подходом является по агрегатной (поэлементной), и с этим связана еевысокая трудоемкость.
Привлекаемая для оценкиинформация может быть подразделена на два вида:
ценовая;
производственно-экономическая.
К ценовой информации относятсяцены на идентичные или аналогичные стандартные устройства и элементы,встречающиеся в конструкции оцениваемого объекта. Например, цены наэлектродвигатели, трансформаторы, реле, измерительные приборы, системы ЧПУ кстанкам, насосы, редукторы и т.д.
Кроме того, собираютсяцены на установки, устройства и машины, которые могут быть признаны какматериально и технологически однородные объекты по отношению к основнымагрегатам оцениваемого объекта. Источниками информации служат прайс-листы иценники предприятий-изготовителей и дилерских компаний.
Так как при оценкезатратным подходом цены однородных объектов часто подвергаются «расщеплению»,то необходимо собранные цены подвергнуть калибровке, т.е. привести их значенияк дате оценки, обеспечить единообразие в учете НДС, очистить от наценок, скидоки других искажений. Следует использовать, прежде всего, отпускные ценыпредприятий-изготовителей, так как они лучшим образом отражают производственныезатраты. Цены дилеров и посредников отягощены сбытовыми наценками, поэтому ихлучше не применять либо тоже подвергнуть калибровке с целью приведения к ценамизготовителей.
Для осуществлениязатратного подхода необходимо иметь информацию не только о ценах, но и об ихэкономической структуре (хотя бы в приближенном виде). На основе экономическойструктуры отпускной цены изготовителя можно установить связь между этой ценой иполной себестоимостью. Как известно, отпускная цена изготовителя (без НДС)включает три компонента: себестоимость Сп, чистую прибыль Пч и налог на прибыльSн, т.е.:
Ц = Сп + Пч + Sн.
Введем понятиерентабельности продаж как отношение чистой прибыли к цене, т.е.:
Кр = Пч/Ц,
отсюда Пч = Кр×Ц
Напишем формулу дляцены в следующем виде:
Ц = Сп + Кр×Ц+ Нпр×(Ц – Сп),
где Нпр — ставка налогана прибыль.
После преобразованийполучим:
/>Ц= (1 – Нпр)Сп
1 – Нпр – Кр
То же для цены,содержащей НДС:
/>Ц= (1 + Ндс)(1 – Нпр)Сп,
1 – Нпр – Кр
где Ндс — ставка налогана добавленную стоимость.
Следовательно, полнаясебестоимость объекта может быть рассчитана исходя из отпускной ценыизготовителя (с НДС) следующим образом:
/>Ц= (1 – Нпр – Кр)Ц
(1 + Ндс)(1 – Нпр)
Производственно-экономическаяинформация, получение данной информации представляетдля оценщиков большие трудности, так как данная информация формируется напредприятиях-изготовителях и является в основном закрытой. Поэтому отметимузкий круг сведений, который необходим для расчетов стоимости методамизатратного подхода.
В приведенных вышеформулах используется показатель рентабельности продаж. Этот показатель зависитв первую очередь от того, насколько ликвидным является объект оценки.
На машиностроительномпредприятии показатель рентабельности для разных изделий может колебаться от 5до 30%. Некоторое представление о показателе рентабельности можно получить изстатистических материалов, публикуемых Госкомстатом РФ. Например, показательрентабельности продукции на крупных и средних предприятиях машиностроения в2000 г. составляла 13,6%.
Ценную информацию можетпочерпнуть оценщик из калькуляций себестоимости на некоторые изделия, которыеблизки к оцениваемому объекту по конструкции, материальному составу итехнологии производства. Как известно, итоговый показатель калькуляции естьсебестоимость, в ней аккумулированы все операционные (текущие) затраты напроизводство и отчасти на реализацию данной единицы продукции. Упрощеннаяструктура калькуляции единицы продукции, совмещенная с расчетом отпускной цены,представлена в таблице 2.
Анализ калькуляциипозволяет выявить следующие показатели, которые оценщик может использовать прирасчете и обосновании стоимости объекта:
Структура себестоимостипо статьям калькуляции. Если себестоимость довольно подвижный показатель, тоструктура себестоимости, как правило, стабильна для отдельных видов производстви продукции. В структуре можно выделить те статьи затрат, которые имеютнаибольший удельный вес к итогу. Это позволяет детально рассчитывать толькосамую весомую статью затрат, а полное значение себестоимости находится делениемсамой весомой статьи затрат на ее удельный вес.
Из калькуляции можноопределить коэффициент отношения собственных затрат предприятия к расходам наматериальные и энергетические ресурсы.
Из калькуляции можноувидеть базы распределения косвенных (накладных) расходов.
Таблица 2 — Калькуляцияи расчет отпускной цены№ Статья затрат Сумма Порядок расчета 1 Основные материалы(за вычетом стоимости возвратных отходов) По ценам и нормам расхода на материалы 2 Покупные комплектующие изделия Согласно сертификации и ценам на комплектующие изделия 3 Услуги производственные сторонних организаций По договорным соглашениям 4 Оплата труда основных рабочих По трудоемкости и тарифным ставкам 5 Единый социальный налог Согласно установленным нормам 6 Содержание и эксплуатация машин и оборудования В процентах от заработной платы основных рабочих или по другой базе распределения 7 Общепроизводственные расходы В процентах от заработной платы основных рабочих Итого: Цеховая себестоимость 8 Общехозяйственные расходы, включая налоги и проценты, относимые на себестоимость В процентах от заработной платы основных рабочих Итого: Производственная себестоимость 9 Коммерческие расходы В процентах от производственной себестоимости Итого: Полная себестоимость 10 Прибыль валовая Согласно плановому нормативу рентабельности Итого: Отпускная оптовая цена
При анализе калькуляциисебестоимости следует учесть, что текущие операционные затраты подверженывоздействию ряда производственно-технологических факторов, в результате чегокалькуляции одного и того же изделия на разных заводах будут существенноразличаться.
Отметим основныепроизводственно-технологические факторы, которые влияют на себестоимостьпроизводства единицы продукции в машиностроении:
Серийность производства(или размеры заказываемых предприятию серий-партий продукции). С ростомсерийности постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции, снижаются, исоответственно снижается себестоимость в целом. Рост серийности создаетдополнительно предпосылки эффективного применения высокопроизводительныхтехнологий и вызывает экономию также на переменных затратах;
Технический уровеньпроизводства, т.е. наличие в парке оборудования высокопроизводительных иавтоматизированных станков, автоматических линий и комплексов;
Технологичностьконструкции оцениваемого объекта;
Уровень организации иуправления производством на предприятии, с ростом этого уровня сокращаютсяадминистративно-управленческие расходы.
2.2Практические методы в затратном подходе к оценке машин, оборудования итранспортных средств
Затратный подходреализуется в следующих практических методах:
Расчета по ценеоднородного объекта;
Поагрегатного(поэлементного) расчета;
Расчета по удельнымзатратным показателям;
Расчета с помощьюзатратных корреляционных моделей.
Сущность метода расчетапо цене однородного объекта заключается в том, что для оцениваемого объекта,если объект не сложный и конструктивно однородный, или для определенногоагрегата в составе сложного объекта подбирают технологически однородный объект,который похож на оцениваемый объект по конструкции, используемым в конструкцииматериалам и технологии изготовления. Причем технологически однородный объектможет иметь другое назначение и применяться в другой отрасли. Однородный объектдолжен пользоваться спросом, и его цена должна быть известна. При этомпредполагают, что полная себестоимость изготовления однородного объекта близкак себестоимости изготовления оцениваемого объекта и находится под влияниемобщих для сравниваемых объектов производственных факторов.
Полная себестоимостьоднородного объекта определяется исходя из его цены с учетом ставок налогов ивероятной рентабельности:
/>Сп.од= (1 – Нпр – Кр.од)Цод ,
(1 + Ндс)(1 – Нпр)
где Сп.од — полнаясебестоимость производства однородного объекта;
Цод — цена однородногообъекта (включая НДС);
Кр.од — показательрентабельности продаж у однородного объекта.
Рекомендуемые значенияпоказателя рентабельности: для пользующейся повышенным спросом продукции винтервале 0,25–0,35, для продукции, имеющей средний спрос, — 0,1–0,25, для низколиквидной продукции — 0,05–0,1, для неликвидной продукции — 0.
Далее рассчитываетсяполная себестоимость оцениваемого объекта или какого-то агрегата. Для этого всебестоимость однородного объекта вносятся корректировки по одному-двумпроизводственным факторам, например, с учетом различий в массе объектов исерийности выпуска:
/>/>G Ксер,
Сп = Сп.од ×Gод × Ксер.од
где Сп — полнаясебестоимость изготовления оцениваемого объекта или его агрегата;
G и Gод — массаконструкции оцениваемого и однородного объектов соответственно;
Ксер и Ксер.од —коэффициент серийности производства оцениваемого и однородного объектовсоответственно. Коэффициент серийности зависит от типа производства, он равен 1при крупносерийном, 1,1 — при среднесерийном, 1,2 — при мелкосерийном и 1,3 —при единичном производстве.
Полная стоимостьвоспроизводства (восстановительная стоимость) оцениваемого объекта или егоагрегата рассчитывается по формуле:
/>SB= (1 – Нпр)Cп ,
1 – Нпр – Кр
где Кр — коэффициентрентабельности продаж у оцениваемого объекта.
Например, определяемполную стоимость воспроизводства механической части испытательного стенда. Вкачестве технологически однородного объекта выбран редукторный механизм, ценакоторого с НДС равна 70 000 руб. Коэффициент рентабельности у однородногообъекта — 0,15, коэффициент рентабельности стенда — 0,06. Стенд изготовлен вединичном производстве, а редукторные механизмы выпускаются в среднесерийномпроизводстве. По массе — объекты почти не различаются. Ставка налога на прибыль— 0,24, ставка НДС в цене — 20%.
Полная себестоимостьоднородного объекта: 70 000×(1 – 0,24 – 0,15)/(1 + 0,2)×(1– 0,24) = 46 820 руб.
Полная себестоимостьмеханической части стенда: 46 820 ×1,3/1,1 = 55 330руб.
Полная стоимостьвоспроизводства механической части стенда:
/>SB= (1 – 0,24)×55 330 = 60 070 руб.,
1 – 0,24 – 0,06
Разновидностьюизложенного выше метода является метод расчета по цене однородного объекта сбалльной корректировкой на конструктивно-технологическую сложность. Онотличается тем, что полная себестоимость оцениваемого объекта рассчитываетсяпутем корректировки полной себестоимости технологически однородного объекта спомощью балльного показателя конструктивно-технологической сложности.
Полная себестоимостьоднородного объекта выводится из цены этого объекта таким же образом, как былоописано выше. Полная себестоимость оцениваемого объекта определяется поформуле:
/>Q,
Сп = Сп.од ×Qод
где Q и Qод — балльныйпоказатель конструктивно-технологической сложности оцениваемого и однородногообъектов соответственно.
Показатель Q даетинтегральную оценку конструктивно-технологической сложности объекта в баллах.Он является функцией нескольких конструктивных и технологических параметров.
Для механической частинестандартного оборудования, детали которого изготавливаются из углеродистой инизколегированной стали, применяется следующая эмпирическая формула:
/>/>Nз Nмо
Q = 0,73G(1 + N) +12N(1 + N) + 20Nкп,
где G — массаконструкции, кг;
N — количествонестандартных деталей, входящих в объект;
Nз — количестводеталей, изготовленных из сложных заготовок (отливок и поковок);
Nмо — количестводеталей, требующих сложной механической обработки;
Nкп — количествотипоразмеров кинематических пар.
Первое слагаемоеприведенной выше формулы определяет в основном затраты на материалы икомплектующие изделия, а другие два слагаемых — затраты на оплату труда икосвенные (накладные) расходы.
Все параметры, входящиев приведенную выше формулу, берутся на основе анализа чертежа общего видаконструкции оборудования. Затем рассчитывается полная стоимость воспроизводствапо приведенной выше формуле.
Применение методапоагрегатного (поэлементного) расчета целесообразно тогда, когда оцениваемыйобъект в большей его части можно собрать из нескольких составных типовых илистандартных частей. Эти части можно приобрести на рынке, и цены на нихизвестны. Вместе с тем делается допущение, что сборка не является слишкомсложной и не требует сложного и дорогостоящего оборудования. Например, данныйметод может быть применен при оценке стоимости поточной технологической линии,состоящей из нескольких единиц типового оборудования, а также при оценкекомпьютеров, агрегатных станков и т.д.
Расчетный алгоритмвключает следующие этапы:
Этап 1. Анализируетсястроение оцениваемого объекта и составляется перечень стандартных узлов иагрегатов, по которым может быть получена ценовая информация.
Этап 2. Собираютценовую информацию по каждому агрегату. Цены соответствующим образом калибруют.
Этап 3. Определяетсяполная себестоимость объекта оценки.
затратным показателям
Кметоду расчета по удельным затратными показателям относятсятакие показатели, изменение которых приводит к однозначному изменениюсебестоимости машины, а, следовательно, и ее стоимости воспроизводства. Срединаиболее характерных затратных показателей можно отметить такие, как массаконструкции машины, ее габаритный объем, суммарная мощность электродвигателей.Затратные показатели не являются потребительскими показателями. Так, например,потребитель не заинтересован в приобретении станка большой массы или большихгабаритов. Наоборот, чем больше
масса и габаритныеразмеры станка, тем больше расходов несет потребитель по доставке, монтажу, атакже при ремонте и обслуживании, больше требуется площадей под оборудование.Однако имеется строгая прямая зависимость между ценой и массой оборудования, иэта связь является косвенным проявлением затратного подхода.
Метод расчета стоимостипо удельным затратным показателям использует наличие прямой пропорциональнойсвязи между стоимостью и затратным показателем:
Sв = Sуд ×Х,
где Sв — полнаястоимость воспроизводства объекта;
Sуд — удельныйзатратный показатель;
Х — значение затратногопоказателя у оцениваемого объекта.
Удельный затратныйпоказатель характеризует размер стоимости, приходящийся на единицу затратногопоказателя. Это не стоимость всей машины, а частное от деления цены на значение(номинал) главного какого-либо технико-экономического параметра.
Удельные затратныепоказатели достаточно просты в восприятии и легко применимы особенно для экспрессныхоценок. Их несомненным достоинством является то, что они могут быть применены клюбым видам машин, оборудования и транспортных средств. Например, удельнаястоимость машины на один килограмм ее массы может быть рассчитана для любойтехники. Далее можно говорить об устойчивости значения этого показателя ишироты его применимости для машин и оборудования разных классов и типов.
Основная задача данногометода — определение удельного показателя, приемлемого для оценки данногообъекта. Для этого сначала формируют выборку объектов, которых можно считатьсхожими с оцениваемым объектом по конструкции, составу материалов и технологииих изготовления. На эти объекты должны быть известны цены. Нужно иметь в виду,что удельный затратный показатель в некоторой степени зависит от величинысамого затратного показателя, поэтому в выборку должны попасть объекты сзатратным показателем, близким к оцениваемому объекту.
Для всех объектоввыборки рассчитывается удельный показатель и берется его среднее значение.Далее среднее значение удельного показателя проверяется на устойчивость спомощью среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации. Есликоэффициент вариации укладывается в допустимые границы, то удельный затратныйпоказатель признается устойчивым, и его принимают для оценки объекта. Еслиудельный показатель неустойчивый, то состав выборки меняют и вышеописаннуюпроцедуру повторяют.
Метод расчета с помощьюзатратных корреляционных моделей является частным случаем применениякорреляционно-регрессионного анализа для решения задач оценки, когда в качествевлияющих на стоимость факторов используются затратные показатели.
В описанном выше методерасчета по удельным затратным показателям была использована связь между ценой(стоимостью) и затратным показателем в виде прямой пропорциональной линейнойфункции, проходящей через ноль. Такая аппроксимация может выдерживаться тольков узких диапазонах изменения затратного показателя. Вот почему для каждогодиапазона приходится назначать свой удельный показатель.
Расширить диапазонматематической модели можно, если применить более сложные функции связи междуценой (стоимостью) и влияющим параметром путем подбора наиболее подходящегоуравнения регрессии. В практике оценки наибольшее распространение получилипарные корреляционные модели, поэтому на них мы остановимся подробнее.
Парная корреляцияподразумевает выявление наличия и формы корреляционной зависимости междурезультативным показателем (ценой) и одним из главных факторных признаков(значением главного ценообразующего параметра) путем обработки данных поимеющейся статистической выборке машин. При затратном подходе выборка машинстроится из соображений их однородности по конструкции, материальной структуреи технологии изготовления. При этом предполагается условное равенство значенийвсех прочих неучтенных параметров в сравниваемых машинах, а результативныйпоказатель Y является функцией от значенияглавного затратного показателя X однородных объектов, т.е. Y = f (X).
В начале выбирают видуравнения регрессии, при этом могут быть использованы следующие основные видыкорреляционной зависимости (уравнений регрессии).
К достоинствамзатратного подхода можно отнести такие его качества:
1. Исключительнаяуниверсальность. Принципиально методы затратного подхода применимы для оценкилюбой единицы оборудования и транспортного средства. Для оценщиковограничителем может быть только недостаточность производственно-экономическойинформации из сферы машиностроительного производства. Для видов специальной иуникальной техники затратный подход часто оказывается единственно возможным.
2. Благодарядетализированному порядку расчета по отдельным единицам машин и оборудования (идаже их агрегатам) имеется возможность точнее оценить совокупный износ (разныеагрегаты изнашиваются в разной степени), выполнить детализированные оценкистраховой стоимости и страхового возмещения (разные агрегаты имеют разнуюстепень риска), получить оценки имущества, удобные при его разделе.
3. При достаточностиисходных данных результаты расчетов стоимости поддаются надежному обоснованию.
В то же время у методовзатратного подхода имеется и ряд недостатков:
1. Затратный подход впроцессе формирования стоимости в большей мере отражает интересы производителяили продавца. Получаемые результаты зависят в первую очередь от количестварасходуемых ресурсов на создание и реализацию объектов, чем от потребительскойполезности этих объектов. Тем самым оцененная стоимость может откланяться отподлинно рыночной стоимости, т.е. стоимость материалоемких и трудоемких впроизводстве объектов завышается, а конструктивно рациональных и болеекачественных объектов занижается.
2. Расчеты стоимостивоспроизводства затратным подходом из-за их детализированности оказываютсявесьма трудоемкими, поэтому оправданность такой кропотливой работы имеет местотогда, когда оцениваются дорогостоящие и повышенной ответственности объекты(автоматизированные технологические линии, технологические комплексы,энергетические блоки и т.п.).
3. Исходная информацияиз сферы производства может быть не всегда надежной (например, сведения орентабельности продаж, о коэффициенте накладных расходов, о серийностипроизводства и т.д.), в результате искаженной может быть оценка и себестоимости(затрат), и исчисляемой на ее основе стоимости воспроизводства.
Отмеченные выше плюсы иминусы затратного подхода оценщик должен учитывать при согласованиирезультатов, полученных разными подходами, и выведении окончательногорезультата оценки.
Заключение
Затратный подходпредставляет собой совокупность методов оценки стоимости объекта, основанных наопределении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объектаоценки, с учетом износа. При затратном подходе в качестве меры стоимостипринимается сумма затрат на создание и последующую продажу объекта, т.е. егосебестоимость.
Большую остроту имеетпроблема идентификации оцениваемых объектов, зачастую их количество только наодном предприятии может достигать нескольких тысяч единиц очень разнообразнойпо назначению и устройству номенклатуры. При этом необходимо отделить оборудованиеот других объектов, например от недвижимости. Например, вентиляционные,отопительные и осветительные системы в зданиях по существу представляют собойоборудование, но относятся к недвижимости. Лифт в здании, его кабина, привод иуправление – это оборудование, а шахта лифта – это сооружение и к оборудованиюне относится.
В затратном подходеприсутствуют достоинства к которым относятся: универсальность(применимы длялюбой единицы оборудования и транспортного средства), детализация расчета поотдельным единицам машин и оборудования, результаты расчетов стоимостиподдаются обоснованию, если достаточно информации, так и недостатки: впроцессе формирования стоимости в большей мере отражает интересы производителяили продавца, расчеты стоимости воспроизводствазатратным подходом из-за их детализированности оказываются весьма трудоемкими,информация из сферы производства может быть не всегда надежной.
При использованииоценщиком затратного подхода, ему необходимо учитывать плюсы и минусы подходапри согласовании результатов, полученных разными подходами (доходным исравнительным), и выведение окончательного результата оценки.
Списоклитературы
1. ПромышленностьРоссии стат. сб. Госкомстат России. Москва 2006г.
2. КовалевА.П., Кушель А.А., Хомяков В.С., Андрианов Ю.В., Лужанский Б.Е., Королев И.В.,Чемерикин С.М. Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств. Москва:«Интерреклама» 2008г.
3. КовалевА.П. Затратный подход в оценке машин и оборудования. Оборудование: рынок,предложение, цены. 2007г. № 3.
4. КозыревА.Н., Макаров В.Л. Оценка стоимости машин, оборудование и транспортных средств.Москва: РИЦ РФ 2009г.
5. Оценканедвижимости: учебник под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. 2-е изд. Москва:Финансы и статистика 2008г.
6. СимионоваН.Е. Методы оценки имущества: бизнес, недвижимость, земля, машины, оборудованиеи транспортные средства. Ростов-на-Дону: Феникс 2009г.
7. ВасляевМ.А. Оценка бизнеса и оценочная деятельность. Москва: Приор-издат 2008г.
8. ГригорьевВ.В., М.А. Федотова Оценка предприятий: теория и практика. Москва: ИНФРА-М2007г.
9. ГригорьевВ.В., Островкин И.М. Оценка предприятий. Имущественный подход.Учебно-практическое пособие Москва: Дело 2008г.