Реферат по предмету "Философия"


Ницше и его концепция сверхчеловека

МинистерствоОбщего и профессионального образованияИвановскийГосударственный УниверситетЮридическийФакультетРефератна тему Ницше и его концепция сверхчеловека Выполнилстудент 3курса ДО гр. 2 МилосердовА.Е.Иваново1997ВВЕДЕНИЕ Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ

ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕИХ ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА? СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАСО СВЕРХ- ЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК- СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ ИВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ

ЗЕМЛИ! ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК- ЭТО ГРЯЗ- НЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯИ НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ- Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ. ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАСО СВЕРХ- ЧЕЛОВЕКЕ ОН - ТА МОЛНИЯ, ОН - ТО БЕЗУМИЕ! Есть подвижники мысли с уравновешенным эпическим складом

духа,создающие в конце жизни стройную и устойчивую логическую архитектуру своего учения.Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер И есть философы страстноголирического склада, воплощающие собой ненасытное искание, огненную динамику вечногопотока. Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше Раскрытие мировоззрений последнихневозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний. Многограннаяи противоречивая философия

Ж.Ж. Руссо и Фр. Ницше может быть истолкована лишь внеразрывной связи с осторожной патологией их болезненного гения. Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровойвеличественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняввторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказалоучение Ницше на уходящий ХХ век. Много раз в литературе делались попытки истолковать жестокийдушевный недуг, отравивший последнюю

четверть жизни Фридриха Ницше, как праведнуюбожественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление егосатанинской гордыни. Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорностьсвоей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие. Непроницаемоетемное облако окутало навсегда горделивую вершину его духа именно тогда, когда он,казалось, дождался возрождающего озарения от мирового светила -

Логоса и запел восторженныйпобедный гимн. Точно леденящий вихрь Хаоса погасил навсегда этот трепетный Прометеевогонь. В сумерках надвигавшегося безумия Фридриху Ницше стало казаться, что душевныеи плотские страдания ниспосланы ему, как Спасителю человечества, он видел самогосебя в золотом нимбе и так странно отождествлял себя с Распятым. Было бы справедливо отнести к нему слова великого

Толстого оМопассане, о том Мопассане, которого Ницше столь любил и считал столь родственнымсебе духовно Он дожил до того трагического момента жизни, когда начиналасьборьба между ложью, которая окружала его, и истиною, которую он начинал сознавать.Начинались уже в нем приступы духовного рождения Если бы ему суждено было неумереть в муках рождения, а родится - он бы дал великие поучительные произведения,но и то, что он дал нам в своем процессе рождения, уже многое.

Будем же благодарныэтому сильному правдивому человеку и за то, что он дал нам. ВРЕМЯ В СВОЕМ БЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ,ДОЛЖНО НЕИЗБЕЖНО ПОВТОРЯТЬ ОДИНАКОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ. ЭТО НЕОБХОДИМО ЗНАЧИТ, НЕОБХОДИМОИ ТО, ЧТО ВСЯКОЕ ЯВЛЕНИЕ ПОВТОРЯЕТСЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЧЕРЕЗ БЕСКОНЕЧНОЕ,

НЕОГРАНИЧЕННОЕ,НЕПРЕДВИДИМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЕТ, ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕМ ПОХОЖИЙ НА МЕНЯ, ПОЛНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕМЕНЯ, СИДЯ В ТЕНИ ЭТОЙ СКАЛЫ, НАЙДЕТ В СВОЕМ УМЕ ТУ ЖЕ МЫСЛЬ, КОТОРУЮ НАЩЕЛ СЕЙЧАСЯ, И ЭТА МЫСЛЬ БУДЕТ ЯВЛЯТЬСЯ В ГОЛОВЕ ЧЕЛОВЕКА НЕ ОДИН, А БЕСЧИСЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВОРАЗ,

ПОТОМУ ЧТО ДВИЖЕНИЕ, УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВСЕМИ ЯВЛЕНИЯМИ, БЕЗОСТАНОВОЧНО. ЕСЛИ ТАК,ТО ВСЯКАЯ НАДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ ОТВЕРГНУТА И МЫ ДОЛЖНЫ ОПРЕДЕЛЕННО УСТАНОВИТЬ СЕБЕ,ЧТО НИКАКАЯ НЕБЕСНАЯ ЖИЗНЬ НЕ ВСТРЕТИТ НАС И ЧТО В БУДУЩЕМ НАС НЕ ЖДЕТ НИКАКОЕ УТЕШЕНИЕ.МЫ ТОЛЬКО ТЕНИ

СЛЕПОЙ ОДНООБРАЗНОЙ ПРИРОДЫ, МЫ ПЛЕННИКИ МИНУТЫ. НО НАДО ПОМНИТЬ,ЧТОЭТО СТРАШНАЯ ИДЕЯ, УБИВАЮЩАЯ В НАС ВСЯКУЮ НАДЕЖДУ, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ И ОДУХОТВОРЯЕТКАЖДУЮ МИНУТУ НАШЕЙ ЖИЗНИ МГНОВЕНИЕ НЕПРЕХОДЯЩЕ, ЕСЛИ ОНО ВЕЧНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ МАЛЕЙШИЙМИГ ЯВЛЯЕТСЯ ВЕЧНЫМ ПАМЯТНИКОМ

БЕСКОНЕЧНОЙ ЦЕННОСТИ И КАЖДЫЙ ИЗ НИХ БОЖЕСТВЕНЕН. ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ - ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬСБЛИЖЕНИЯ МЕЖДУ БУДУЩИМ И СУЩЕСТВУЮЩИМ МИРОМ В ЭТОМ ВЕЧНОМ ВОЗВРАТЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯВЫСШАЯ ТОЧКА МЫШЛЕНИЯ. 1. ЛИЧНОСТЬФРИДРИХА НИЦШЕ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Немецкий философ Фридрих

Ницше родился 15 октября 1844г. в деньрождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотря намолодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Страдая отмалейшего выговора, он не раз хотел заняться самоисправлением. Мальчик знал, чтосреди товарищей пользуется престижем. Когда умеешь владеть собой- ,поучал он важно сестру то начинаешь владетьвсем миром .

Он был горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владелтиранический инстинкт творчества. В 12 дней написал историю своего детства. Фр.Ницше хотел поступить в Пфорта. Ему дали стипендию, и он покинул свою семью в1858 г. Он редко принимал участие в играх, так как не любил сходиться с незнакомымиему людьми. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи,к видимой мысли.

Я ПЫТАЛСЯ ОТРИЦАТЬВСЕ, НО , УВЫ! КАК ЛЕГКО РАЗРУШАТЬ И КАК ТРУДНО СОЗИДАТЬ! Ницше ничего не утверждает он даже осуждает поспешное суждениео важных предметах. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. Душаего всегда обладала способностью быстро привязываться к месту и жилищу, в равнойстепени она дорожит воспоминанием о счастливых минутах и о меланхолических настроениях.

В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет.Жизнь послала ему самое горькое одиночество-одиночество побежденного. Не он сампокинул студенческую среду его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом ислишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс. Он решает кончать университет в Лейпциге. ВЕЛИЧИЕ

ЧЕЛОВЕКА В ТОМ, ЧТО ОН МОСТ, А НЕ ЦЕЛЬ И В ЛЮБВИВ НЕМ ДОСТОЙНО ЛИШЬ ТО, ЧТО ОН ПЕРЕХОД И УНИЧТОЖЕНИЕ. Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО НЕ УМЕЕТ ЖИТЬ ИНАЧЕ, КРОМЕ КАК ВО ИМЯ СОБСТВЕННОЙГИБЕЛИ, ИБО ОН ИДЕТ ПО МОСТУ. Шопенгауэр безраздельнопокорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом.

ЧЕГО МЫ ИЩЕМ? ПОКОЯ, СЧАСТЬЯ? НЕТ, ТОЛЬКО ОДНУ ИСТИНУ,КАК БЫ УЖАСНА И ОТВРАТИТЕЛЬНА ОНА НИ БЫЛА . Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра и таким образом видит свое самое глубокое желаниеосуществившемся у него есть учитель! Ницше любил успех и переживал его с чувствомсамого простого тщеславия, в котором сознавался сам. В противоположность другим ученым, он хочет писать в самом глубоком,классическом значении этого слова.

Прусская армия в 1867 г. зачислила его в артиллерийский полк,квартировавший в Наумбурге. В октябре он переезжает в Лейпциг. Вскоре он открывает себе новогогения - Рихарда Вагнера. В 24 года, не имея научной степени, получил кафедру профессорабазельского университета. Ежедневные занятия непрестанная сосредоточенность мыслина определенных научных вопросах отрицательно действует на остроту восприятия умаи в корне кладут свой отпечаток на философское понимание вещей.

В 1869 г. после поездки по Германии Ницше начинает жить междуБазилем и Трибшеном, где живет Вагнер. Война преобразила его, и он восхваляет ее она будит человеческуюэнергию, тревожит уснувшие умы, она заставляет искать цели слишком жестокой жизнив идеальном строе, в царстве красоты и чувства долга. ВОЙНА СОЗДАЛА РАБСТВО В СТРАДАНИИ И ТРАГЕДИИ ЛЮДИ СОЗДАЛИКРАСОТУ НАДО ИХ ГЛУБЖЕ ПОГРУЗИТЬ

В СТРАДАНИЕ И ТРАГЕДИЮ, ЧТОБЫ УДЕРЖАТЬ В ЛЮДЯХЧУВСТВО КРАСОТЫ . С 1876 г. и всю жизнь страдал тяжелейшими головными болями, ониистощали его. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией,как принято считать. Его Утренняя заря 1881 , написанная в состоянииневообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницшебольшей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов.

Эта форма была единственновозможной в подобном состоянии. В ноябре 1888 г уже одержимый безумием, Ницше пытался написатьисторию своей жизни. Все ученики покинули его немецкие филологи объявили его человеком, умершим для науки . У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей он намереннолишил себя всякой поддержки, но все таки не согнулся под тяжестью жизни. Страданиявоспитывают его волю и оплодотворяют его мысли.

Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью.На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости. Погибший интеллект спасти было нельзя. Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г 2. УЧЕНИЕНИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ2.1. ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА КНИГА ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО - так звучит подзаголовок

Заратустры Ницше. Таков круг подлинных читателей Ницше и всего о нем. СЛОВО СВЕРХЧЕЛОВЕК ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТИПА САМОЙ ВЫСОКОЙ УДАЧНОСТИ,В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ СОВРЕМЕННЫМ ЛЮДЯМ, ДОБРЫМ ЛЮДЯМ - ПОЧТИВСЮДУ ПОНЯТО В ПОЛНОЙ НЕВИННОСТИ КАК ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП ВЫСШЕЙ ПОРОДЫЛЮДЕЙ, КАК ПОЛУСВЯТОЙ, КАК ПОЛУГЕНИЙ.

По утрам я взбирался по южной красивой гористой дороге,по направлению к Зоагли. Здесь мне пришло в голову все начало Заратустры, даже большетого - Заратустра сам,как тип,явился мне В десять недель он оканчивает свою поэму. Это было новое и, еслиследовать генезису его мысли захватывающее произведение без сомнения,им былозадумано лирическое священное произведение, основная часть которого должна быладать идею

Вечного возврата . В первой части Заратустры мысль о Вечном возврате еще не попадается в ней Ницше преследует совершеннодругую мысль, мысль о Сверхчеловеке, символе настоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможногоосвобождения от случая и рока. Заратустра является предзнаменованием Сверхчеловека это пророкблагой вести. В своем одиночестве он открыл обещание счастия и несет это обещаниелюдям

с благодетельной и мягкой силой он предсказывает людям великое будущее внаграду за великий труд в другое время Ницше заставит его держать более суровыеречи. Читая эту первую часть книги, не надо смешивать его с теми, которые появятсяпотом тогда только можно оценить всю здравость книги и всю мягкость его языка.Отчего Ницше оставил мысли о Вечном возврате ? Он понял всю невозможностьсознательного и разумного настроения

своей гипотезы. Но это нисколько не уменьшалоее лирической ценности, для которой через год он сделал хорошее применение но это,конечно, не может объяснить появление совершенно противоположной идеи. В глубинесамого себя он не переставал ощущать всю силу своих прежних мыслей, но, не будучив состоянии переносить всю жестокость своего символа, он не мог вполне искреннопредложить его людям и заменил его другим - Сверхчеловеком. ЧЕЛОВЕК - ЭТО КАНАТ, ПРОТЯНУТЫЙ

МЕЖДУ ЖИВОТНЫМ И СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ,ЭТО КАНАТ НАД ПРОПАСТЬЮ. Я не хочу начинать жизнь сначала. Откуда нашлись бы у менясилы вынести это ? Создавая Сверхчеловека и устремляя на него свои взоры, слыша,как он говорит Да жизни, я, увы, сам пробовал сказать да! Он хочет верить и ему удается уверовать в Сверхчеловека. Емухочется утвердиться в этой надежде она очень подходит к смыслу его произведения.

Ницше хочет в своей книге показать человечество, пробужденное к новой жизни прославлениемсвоего собственного существа, добродетелями добровольного избранного меньшинства,которое очищает и обновляет свою кровь. Исчерпывается ли на этом вся его задача?Конечно, нет. Корни мыслей у Ницше всегда имеют важное и отдаленное происхождение.Последняя его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельностьлюдей он хочет

основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильнымих долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему. Его больше не удовлетворяет мысль о Вечном возврате он не хочет жить пленником слепой природы, его, наоборот, покоряет идея о Сверхчеловеке в нем он видит принцип действия, надежду спасения. В чем заключается смысл этой идеи? Это символ или реальная действительность?

Иллюзия или надежда? Трудно ответить на эти вопросы. У Ницше чрезвычайно подвижныйи восприимчивый ум мощный порыв его вдохновения не дает ему ни времени, ни силыдоводить свою мысль до конца и он иногда не может ясно осмыслить волнующих егоидей, и сам толкует их по разному. Иногда Сверхчеловек представляется ему вполневозможной действительностью, но иногда кажется, что он пренебрегает всяким точнымизложением своей мысли и его идея делается тогда только лирической

фантазией, котороюон забавляется для того, чтобы возбудить низшие слои человечества. Но это иллюзияи иллюзия полезная, благотворная. Он тогда любил часто повторять изречения Шиллера Имей смелость мечтать и лгать . Нам кажется, что, главным образом,Сверхчеловек мечтательная ложь поэта - лирика. Каждый существующий вид имеет своиграницы, которых он не может переступить Ницше знает это и пишет именно об этом.

Работа очень тяжелая Ницше мало был приспособлен к восприятиюкакой-нибудь определенной надежды, и часто душа его возмущалась тою задачей, которуюон себе ставил. Под впечатлением тоски и озлобления он писал страницы, которые потомему приходилось внимательно перечитывать, исправлять или совсем вычеркивать. Онненавидел эти часы, когда злоба доводила его до головокружения и затемняла в егосознании лучшие его мысли. Тогда он призывал своего героя,

Заратустру, этого всегдаясного, благородного пророка и искал около него поддержки и помощи. На многих страницахего книги видны следы этих припадков отчаяния. Заратустра говорил ему ДА, Я ЗНАЮ, КАКАЯ ОПАСНОСТЬ ГРОЗИТ ТЕБЕ, НО ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯМОЕЮ ЛЮБОВЬЮ И МОЕЮ НАДЕЖДОЙ - НЕ ТЕРЯЙ ТВОЕЙ ЛЮБВИ И ТВОЕЙ НАДЕЖДЫ! МОЕЮ ЛЮБОВЬЮИ

МОЕЮ НАДЕЖДОЙ Я ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ НЕ УНИЧТОЖАЙ ТОГО ГЕРОЯ, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ В ТВОЕЙДУШЕ! ВЕРЬ В СВЯТОСТЬ ТВОЕЙ ВЫСОКОЙ НАДЕЖДЫ! Борьба с самим собой была по-прежнему жестокой, но Ницше ни наминуту не оставлял своей работы. Он кончает поэму, которая является только началомдругой, более обширной поэмы. Вернувшись в родные горы, Заратустра ушел от людей,два раза ему надо еще спуститься

к ним и продиктовать им скрижал своего закона,но его слов было достаточно для того, чтобы можно было предвидеть основные формычеловечества, покорного своим избранникам. Человечество разделяется на три касты нижнюю из них составлял простой народ, которому оставляется его жалкая вера, надним стоит каста начальников, организаторов и воинов, еще выше стоит священная кастапоэтов, творцов иллюзий и определяющих ценности. Я ЛЮБЛЮ ТОГО

КТО НЕ ИЩЕТ В НЕБЕСАХ, ЗА ЗВЕЗДАМИ, ОСНОВАНИЯДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОГИБНУТЬ И ПРИНЕСТИ СЕБЯ В ЖЕРТВУ, ТОГО, КТО ПРИНОСИТ СЕБЯ В ЖЕРТВУЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ КОГДА-НИБУДЬ ОНА СТАЛА ЗЕМЛЕЙ СВЕРХЧЕЛОВЕКА. Вобщем книга производит необыкновенно ясное впечатление и являетсясамой прекрасной победой гения Ницше. Он подавил в себе свою грусть, книга его дышитсилой, но не грубостью,

но не исступлением. В конце февраля 1882 года Ницше написалследующие последние страницы своей поэмы, которые, может быть, представляются самымипрекрасными, самыми религиозными, которые когда либо были созданы натуралистическоймыслью БРАТЬЯ МОИ, ОСТАВАЙТЕСЬ ВЕРНЫМИ ЗЕМЛЕ ВСЕЙ СИЛОЙ СВОЕЙЛЮБВИ ПОДОБНО МНЕ ВОЗВРАЩАЙТЕ ЗЕМЛЕ ЗАБЛУДИВШУЮСЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ, ДА К ТЕЛУ И КЖИЗНИ,

И ПУСТЬ ОНА ДАЕТ ЗЕМЛЕ СВОИ СИЛЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СИЛЫ. Ницше порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнеечеловечество он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить свою. Узнаем ли,наконец, этот новый Закон? Ницше медлит открыть нам его. Свойства Заратустрыстановятся все более и более видимыми. Ницше овладевает резкое и бурное настроение,восхваляемая им добродетель, что ни чем не замаскированная

сила, это дикий пыл,который нравственные принципы всегда стремились ослабить, изменить или навсегдапобедить. Ницше отдается во власть этой увлекающей его силы. На самом деле дажезло имеет свое будущее. Ваша душа так далека от понимания великого, что Сверхчеловекс его добротой будет для вас ужасен. В этих словах есть много напыщенности, слова скорее красивы,чем сильны, может быть, такой прием доказывает нам, что

Ницше несколько стесненв выражении своей мысли, он не настаивает на принятии этого евангелия зла и предпочитаетотсрочить тот затруднительный момент, когда пророк провозгласит свой закон. Заратустрасначала должен закончить дело служителя правосудия - уничтожить все слабое. Но какиморужием он должен нанести удар? Ницше возвращается к изгнанному им из первой части Вечному возврату , и несколько изменяет его смысл и применение.

Это ужебольше не упражнение умственной жизни, не попытка внутреннего построения это молот,оружие морального терроризма, символ, разрушающий все мечты. ЧЕЛОВЕК ПОГИБНЕТ И ПРИДЕТ НА ЕГО МЕСТО СВЕРХЧЕЛОВЕК Произведение это огромно по своему замыслу, это будет евангелие,которое заставит забыть Евангелие Христа. От 1875 года до 1881 Ф.Ницше исследовалвсе учения нравственности и указал на их иллюзорное основание, он высказал своепонимание

мира это слепой механизм непрерывно и бесцельно вертящееся колесо, номежду тем, он хочет быть и пророком, хочет учить о добродетелях и о целях жизни. Но какие законы, какие скрижали хочет диктовать Ницше? Какиеценности он возвысит, какие обесценит? Есть ли у него право избирать и строить зданиекрасоты и добродетели если в природе царит механический порядок? Это, конечно, правопоэта, гений которого, творец иллюзий, предлагает воображению людей ту или

инуюлюбовь или ненависть, то или иное Добро и Зло. Я ХОЧУ УЧИТЬ ЛЮДЕЙ СМЫСЛУ ИХ БЫТИЯ ЭТОТ СМЫСЛ ЕСТЬ СВЕРХЧЕЛОВЕК,МОЛНИЯ ИЗ ТЕМНОЙ ТУЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. СМОТРИТЕ, Я - ПРОВОЗВЕСТНИК МОЛНИИ, Я - ТЯЖЕЛАЯ КАПЛЯ ИЗ ГРОЗОВОЙТУЧИ А ИМЯ ТОЙ МОЛНИИ - СВЕРХЧЕЛОВЕК. Пусть соединят воедино дух и доброту всех великих душ и совокупноне

были бы они в состоянии произнести хотя бы одну речь Заратустры. Велика та лестница,по которой он поднимается и спускается, он дальше видел, дальше хотел, дальше мог,чем какой бы то ни было другой человек. Он противоречит каждым словом, этот самыйутверждающий из всех умов, в нем все противоположности связаны в новое единство.Самые высшие и самые низшие силы человеческой натуры, самое сладкое, самое легкомысленноеи

самое страшное с бессмертной уверенностью струятся у него из единого источника.До него не знали, что такое глубина, что такое высота, еще меньше знали, что такоеистина. Нет ни одного мгновения в этом откровении истины, которое было бы уже предвосхищено,угадано кем-либо из величайших. Не было мудрости, не было исследования души, небыло искусства говорить до Заратустры самое близкое, самое повседневное говоритздесь о неслыханных вещах.

Самое могучая сила образов, какая когда-либо существовала,является убожеством и игрушкой по сравнению с этим возвращением языка к природеобразности. Здесь в мгновении преодолевается человек, понятие Сверхчеловек становится здесь высшей реальностью в бесконечной дали лежит здесь все, что называлосьвеликим в человеке лежит ниже его. О совмещении злобы и легкомыслия и обо всем,что вообще типично для типа Заратустры, никогда никто еще не мечтал как о существенномэлементе величия.

Заратустра именно в этой шири пространства, в этой доступностипротиворечиям чувствует себя наивысшим проявлением всего сущего, и когда услышиткак он это определяет, откажутся от поисков ему равного. Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО ЖИВЕТ РАДИ ПОЗНАНИЯ И СТРЕМИТСЯ ПОЗНАВАТЬВО ИМЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИЛ НЕКОГДА СВЕРХЧЕЛОВЕК. ИБО ТАК ХОЧЕТ ОН ГИБЕЛИ СВОЕЙ. Падающего - толкни.

Ницше прежде всего имел в видукритику христианства, которое считал религией слабых, униженных рабов. Христианскаярелигия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Человексвободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей лицемерная каста жрецовради достижения собственной власти. Вывод Ницше не свержение строя, порождающегонесвободу, а возрождение идеала сильной и свободной личности - идеала античностии возрождения, отказ от культа слабости и униженности, покаяние,

жертвы и самопожертвование,навязанного религией лицемерия. Фашистская интерпретация идей Ницше до крайностиискажала его мысли, превращала мыслителя в шовиниста и человеконенавистника, какимон не был. Вины философа в такой интерпретации его трудов нет, читатель может убедитьсяв этом, внимательно прочитав перевод Антихристианина . Нацизм в своевремя ухватился за эти рассуждения

Ницше, истолковав их на свой лад и объявив войну слабым, а именно тем, кого следовало бы поработить или уничтожить ради процветаниявысшей расы.2.2. ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК Человек имеет цель внутри себя его цель - это жизнь. Вот этаидея абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом, которыйобъединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и ницшеанский идеал человека-

Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше может быть реализован лишь при условии,если человечество возвратится к истокам своей истории, когда бал жизни будут правитьлюди высшей расы - хозяева , люди, представляющие собой совершенствопрежде всего в биологическом отношении. Они не будут отягощены ни бытовыми, ни социальными,ни религиозными ограничениями и предрассудками и потому будут абсолютно свободны. Биологически обусловленным, считает

Ницше, является все, чтов человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включаяи ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленнойморали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиямего жизни мораль одного оправдывает все, к чему он стремится мораль другого делаетего умиротворенным мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могутне осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений

и представлений,но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который больше всего соответствуетего природе. Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше,состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-таки поприроде. Соответственно различается и их мораль. Сильные хозяева , потерминологии Ницше ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность,несгибаемую волю и неистощимую

энергию в достижении поставленной цели. Слабые рабы по той же терминологии ценят то, что в большей мере выражаетсяв их слабости - сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, и рассудительностьи т.п. Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль,свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победилиони не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствуетих интересам мягкосердечие, любовь к

ближнему, покорность, доброта - все эти иим подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабовгосподствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль. В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную,научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет так, каки должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо дажехозяева начинают подчиняться этой морали.

Однако Ницше не мог удержаться на этойобъективной, беспристрастной позиции, так как ощущал себя принадлежащим к расе хозяеви признавал их мораль не только более высокой, но и единственно достойной этогоназвания. Релятивистская этика с ее тезисом каждый имеет тот тип морали,который подходит ему оказывается только внешней видимостью. В ее основаниилежит этика абсолютизма, согласно которой правильной является только одна мораль- мораль хозяев. Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данныеНицше господствующей

морали, то, вероятно их можно свести к некоторому общему знаменателюи выразить в виде следующих трех претензий. Господствующая мораль, по мнению Ницше,своим основанием имеет предположение, во-первых, о всеобщем равенстве во-вторых,о свободе - каждый должен быть свободен в той мере, в какой он не посягает на свободудругих в-третьих, об абсолютности моральной ценности, которая якобы не требуетникаких доказательств, поскольку она не средство, а цель. Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включаетв

себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания, милосердия,превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество общественного благаперед личным и т.п. Собственная моральная позиция Ницше, позиция хозяина почти прямопротивоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями служат во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь имеет абсолютнуюценность и порождает все то, что имеет ценность во-вторых, свобода сильного -

свободапринадлежит только тому, кто имеет достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее в-третьих, неравенство - люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости оттого, сколько жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоямсоответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает господствующаямораль есть ложь. Истинная справедливость, считает Ницше, основана отнюдь не наравенстве - каждый имеет столько, сколько

заслуживает, а заслуги его измеряютсяколичеством жизни. Равенство - это признак упадка. Ложным является и принцип полезности- назначение жизни состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшеедобро, и только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма если иможет у кого-либо быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия ближнего.Дело не в любви к ближнему уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие-

это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что иное, как эгоизм, но толькоэгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо достоинств и у принципа милосердия - оноесть пустая трата энергии на слабых и вырождающихся. Требованием жизни являетсяне спасение и даже не помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, долженбыть Падающего подтолкни То же и в случае с принципом общественногоблага - только великие индивидуальности имеют ценность.

Что касается массы, то онаможет представлять интерес или как копия великого, или как сила, сопротивляющаясяему, или как орудие в его руках. Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируетсяна ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природныхинстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с ихприродой. Она говорит об альтруистических поступках, свободе воли, моральном порядке,но на деле ничего подобного

нет и быть не может. Есть только ложь. но наибольшийвред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственностьи тем самым разрушает единственное ценное - жизнь. Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял иосуществил переоценку всех ценностей все то, что обычно признается ценным, насамом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить насвои места - на место ценностей мнимых поставить истинные ценности.

В этой переоценкеценностей, по существу своему составляющей собственно философию Ницше, он стремитсявстать по ту сторону добра и зла . Обычная мораль, сколько бы ни былаона развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которойсоставляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующихморальных отношений.

Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченнаяэтими рамками есть ложь. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве,границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали.Именно в этом смысле Ницше называет себя имморалистом. Однако возможна ли в принципе точка зрения абсолютного имморализма?Разумеется, речь идет не об отдельных поступках, противоречащих требованиям общественнойморали, не о

преступниках в обычном смысле, а о морали как системе взглядов, представлений,предписаний, требований и т.п. С этой точки зрения то, что провозглашает Ницше,так сказать, сдвинуты, поставлены на непривычное место эти самые рамки. Точнее говоря,у него принят иной критерий добра и зла. Следовательно, по сравнению с предшествующей традицией позицияНицше характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция претендовалана создание или перестройку этики, не посягая при этом

на самое мораль, то Ницшепретендует на создание не только новой или подновленной системы этики, но и новойморали. Ни один из философов прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный,ни Фома Аквинский, ни Кант - не заходил столь далеко каждый из них претендовална создание новой этики как философии морали, но не самой морали. Иными словамиони стремились концептуализировать мораль своего времени, выявить

ее основные черты,фундаментальные оновоположения и показать вытекающие из них следствия. Провозглашенная Ницше мораль своим фундаментом имеет жизнь какпервую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает не толькоразмышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции. Инстинкты этого рода внаибольшей мере развиты у Сверхчеловека - созданного философией Ницше идеала человека.

Его еще нет в реальности. Залогом его появления служат те единицы, вроде самогоНицше, которые живут жизнью провозвестников. МЫ, ТЕ, КТО МЫСЛИТ И ЧУВСТВУЕТ, ЕДИНСТВЕННЫЕ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНОИ ПОСТОЯННО ДЕЛАЕТ НЕЧТО, ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ ВЕСЬ ПОСТОЯННО РАСТУЩИЙ МИР ЦЕННОСТЕЙ,КРАСОК, ВЕСА, ПЕРСПЕКТИВЫ, ЛЕСТНИЦЫ УТВЕРЖДЕНИЙ И ОТРИЦАНИЙ.

НАЙДЕННЫЕ НАМИ ПОЭТИЧЕСКИЕВЫМЫСЛЫ СТАНОВЯТСЯ РУКОВОДСТВОМ ДЛЯ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ НАШИХ АКТЕРОВ ,ПРИЗВАННЫХ ПРЕВРАЩАТЬ ИХ В ПЛОТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ДАЖЕ В ПОВСЕДНЕВНОСТЬ . ВОКРУГ ТВОРЦОВНОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВЕРТИТСЯ МИР ОН ВРАЩАЕТСЯ НЕСЛЫШНО . МОЯ ЗАДАЧА ПОДВИГНУТЬ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО К РЕШЕНИЯМ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯТ ВСЕ БУДУЩЕЕ . Я ХОЧУ НАУЧИТЬ ВАС УСТРЕМЛЯТЬСЯ ВСЛЕД ЗА МНОЙ В ДАЛЕКОЕ БУДУЩЕЕ .2.3. ТВАРЬ ЛИ Я ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЕИ НАКАЗАНИЕ Различие между ницшеанскими установками и глубоко нравственнымпафосом, изначально одушевляющим

большую русскую литературу в решении той же проблемыпредстает особенно разительным, когда обращаемся к роману Достоевского Преступлениеи наказание . Вот они - основные элементы анализируемой парадигмы, каждыйиз которых высвечивает особый аспект сознания индивида, желающего утвердить себяв качестве Сверхчеловека , находящегося по ту сторону нравственныхнорм и моральных законов, значимых, по его убеждению, лишь для обыкновенных людей, но отнюдь не для необыкновенных 1.

Предпосылка сознания этого типа - все то же убеждение на счетполнейшего отсутствия высшей правды , возникающее при виде несправедливостей,творящихся вокруг, и усиливаемое личными невзгодами и неурядицами иначе говоря,вывод о том, что правды нет - и выше , делается на основе констатациифакта отсутствия ее на земле . 2. Отсюда стремление утвердить эту правду самому,так сказать, на свой страх и риск, и стало быть - как свою собственную, самоличнуюправду мою правду я хочу предложить взамен отсутствующей - как на земле,

так и на небе. 3. Но как только я начинаю размышлять о том, как бы мне осчастливитьчеловечество, утвердив среди людей мою правду, я замечаю, что кое-какая правда межлюдьми все-таки обретается. 4. Итак, я прихожу к заключению, что, с одной стороны, есть ясо своей правдой разумеется, высшей , а с другой - обыкновенные людис их кое-какими правденками, не выдерживающими, на мой взгляд, строго логического анализа, например, тоже самое не убий , которое ведь попирается на каждомшагу, а потому

гроша ломанного не стоит. 5. Вот тут и начинается арифметика , о которой такмного говорит Достоевский как в подготовительных работах к Преступлению инаказанию , так и в тексте самого романа. Моя высшая самоличная правда сталкивается с общечеловеческими правденками , и я прикидываю,в какой мере могу принести их в жертву, облагодетельствовав этой ценой человечество. Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь лия, как все, или человек?

Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнутьсяи взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею Вот она, та потрясающая глубина нравственной рефлексии, котораяосталась недоступной экзистенциалистским трубодурам ницшеанского Сверхчеловека ,пытавшимся обрядить в пышную тогу благодетеля человечества . Вот она,истинная, а не подложная интеллектуальная совестливость, которой никогда не моглидостичь ни

Ницше, ни Сартр, желавшие представить себя единственно последовательнымиборцами против дурной веры нечистой совести в Х1Х и ХХстолетиях. В свете интеллектуальной совестливости не путать с ницшеанской интеллектуальной честностью это - ее антипод! Достоевского становитсясовершенно очевидным знаменитые метафизические опыты , которые производитэкзистенциалистское я в целях утверждения абсолютности своей свободы , это всегда, на самом-то деле осуществляемые этим я не над самим собою, а над другим экспериментирую над другим

,чтобы понять, кто я есть . Так тренируются высшие натуры , господа будущего , законодатели и установители человечества , приучаясь устанавливать различиемежду - непременно гениальным - я и - обязательно бездарным - другим , привыкая смотреть на этого последнего как на материал истории,объект разнообразных импровизаций ни чем не детерминированной экзистенции.ЗАКЛЮЧЕНИЕ В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно философскомисследовании, есть много ценного для нашего

времени. Прежде всего, это яркая критикамещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых,покорных людей. Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либона безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах утилитаризмаи прагматизма, где обесценено главное - личность, ее индивидуальность и неповторимость.Это идея возвышения человека, преодоление всего мелочного, обыденного,

незначительногодля жизни. Многие категории нравственного учения Ницше вошли в философско-этическуюнауку и в наш обыденный язык переоценка ценностей , Сверхчеловек ,то есть которых слишком много человеческое, слишком человеческое мораль по ту сторону добра и зла . В советской философской науке существовал один ответ на вопросо гуманности учения Ницше - негативный. Безусловно, учение Ницше противоречиво,потому и не может быть оценено как только

негативное или только позитивное. Ницшезаставляет думать, сравнивать, размышлять. Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, безсомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно было быназвать исследователем антропологического метода в философии. В своих нравственныхоценках он стремился идти от индивида.

Причем сам индивид рассматривался им какбесконечно становящаяся ценность, как процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество- это целостность, проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарностиприводила Ницше к парадоксальным выводам. Впрочем, любая абсолютизация приводитк крайностям и в познании и, что всего печальнее, в социально нравственной практике. Одним из аспектов философского учения

Ницше является критикахристианской морали. Отметим, что здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию.Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение,несвободу человека. Для Ницше религия стала символом зависимого несчастного сознания. Конечно же, содержание и практику христианского учения нельзясвести к подобному его толкованию. Но тем не менее эта точка зрения немецкого мыслителяочень актуальна сегодня.

Весьма распространенным является мнение о том, что религияедва ли не единственная нравственная спасительница России только она способнадать человеку подлинный подъем духа только она скрепляет нацию она наиболее действенное средство массового воспитания морали , так как она дает общедоступное представление о сверхнациональном абсолюте, без которогомораль не существует . Трудно сказать, что больше в этом признании или потребностив сверхнациональном абсолюте , или снисходительной заботы о человекеиз массы , который только благодаря

религии сможет стать нравственным?Ницше верил в возможности самого человека - единственного творца и самого себя,и своей истории. УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ МЕНЯ МОЖНО ПОНИМАТЬ А ТОГДА УЖПОНИМАТЬ С НЕИЗБЕЖНОСТЬЮ МНЕ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ДОСКОНАЛЬНО, ДОПОДЛИННО. НЕОБХОДИМОВ ДЕЛАХ ДУХА ЧЕСТНОСТЬ И НЕПОДКУПНОСТЬ, И НЕОБХОДИМО ЗАКАЛИТЬСЯ

В НИХ ИНАЧЕ НЕВЫДЕРЖИШЬ СУРОВЫЙ НАКАЛ МОЕЙ СТРАСТИ. НУЖНО СВЫКНУТЬСЯ С ЖИЗНЬЮ НА ВЕРШИНАХ ГОР ЧТОБЫ ГЛУБОКО ПОД ТОБОЙ РАЗНОСИЛАСЬ ЖАЛКАЯ БОЛТОВНЯ О ПОЛИТИКЕ, ОБ ЭГОИЗМЕ НАРОДОВ.НУЖНО СДЕЛАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И НЕ ЗАДАВАТЬСЯ ВОПРОСОМ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИСТИНЫ,НЕ ОКАЖЕТСЯ

ЛИ ОНА РОКОВОЙ ДЛЯ ТЕБЯ НУЖНО, КАК ТО СВОЙСТВЕННО СИЛЬНОМУ, ОТДАВАТЬПРЕДПОЧТЕНИЕ ВОПРОСАМ, КОТОРЫЕ В НАШИ ДНИ НИКТО НЕ ОСМЕЛИВАЕТСЯ СТАВИТЬ НЕОБХОДИМОМУЖЕСТВО, ЧТОБЫ СТУПИТЬ В ОБЛАСТЬ ЗАПРЕТНОГО НЕОБХОДИМА ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - КТОМУ, ЧТОБЫ СУЩЕСТВОВАТЬ В ЛАБИРИНТЕ. И СЕМИКРАТНЫЙ

ОПЫТ ОДИНОЧЕСТВА. И НОВЫЕ УШИДЛЯ НОВОЙ МУЗЫКИ. И НОВЫЕ ГЛАЗА - СПОСОБНЫЕ РАЗГЛЯДЕТЬ НАИОТДАЛЕННЕЙШЕЕ. НОВАЯ СОВЕСТЬ,ЧТОБЫ РАССЛЫШАТЬ ИСТИНЫ, ПРЕЖДЕ МОЛЧАВШИЕ. И ГОТОВНОСТЬ ВЕСТИ СВОЕ ДЕЛО В МОНУМЕНТАЛЬНОМСТИЛЕ - ДЕРЖАТЬ В УЗДЕ ЭНЕРГИЮ ВДОХНОВЕНИЯ ПОЧИТАТЬ СЕБЯ САМОГО

ЛЮБИТЬ СЕБЯСАМОГО БЫТЬ БЕЗУСЛОВНО СВОБОДНЫМ В ОТНОШЕНИИ СЕБЯ САМОГО. ЛИТЕРАТУРА1. Ницше Ф. По ту сторону добраи зла к генеалогии морали.А. Николаева, Е. Воронцова, В. Вейнштока Мн. Беларусь,1992 335с.2. Ф.Ницше, З.Фрейд, Э.Фромм,А.Камю, Ж.П.Сартр. Сумерки богов Под ред.А.Яколева перевод М Политиздат,1989 398с.3.

Ницше Ф. Сочинение в 2 т. Пер. с нем Под ред.К.Сваскян М Мысль,1990 820с. т.1 ,829с. т.2 4. В.Вересаев. Живая жизнь оДостоевском, о Толстом, Аполлон и Дионис о Ницше М Политиздат,1991 336с.5. Ф.Ницше. Так говорил Заратустра.Книга для всех и ни для кого М Интербук,1990 301с.6. Давыдов Ю.Н. Этика любви иметафизика своеволия проблемы нравственнойфилософии

М Мол.Гвардия,1987 317с.7. Галеви Даниэль. Жизнь Фр.Ницше.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.