Реферат по предмету "Экономика"


Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему:“Денежныедоходы и роль социальной политики в рыночной экономике”

Содержание
Введение
1. Понятие и виды доходов
2. Распределение доходови его формы
3. Неравенство доходовнаселения и его причины
4. Способы измерениянеравенства доходов населения
5. Уровень дифференциациидоходов населения РФ
6. Система социальнойзащиты населения
7. Соотношениесправедливости и равенства в распределении доходов
Заключение
Приложения
Список использованнойлитературы

Введение
Актуальностьтемы «Денежные доходы и роль социальной политики в рыночной экономике»определяется необходимостью теоретического исследования проблемыгосударственного регулирования доходов населения и выявления путейсовершенствования политики доходов в условиях рыночных отношений. Распределениенационального дохода – центральный вопрос при формировании модели социальнойполитики любой страны. Это связано с тем, что распределительные механизмыопределяют уровень и качество жизни населения, наполняют реальным содержаниемсоциальные взаимоотношения в обществе. Распределительные отношения имеютогромное значение для развития общественного хозяйства, прежде всего потому,что люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой трудили капитал, надеются получить определенные доходы. Поэтому распределительныеотношения лежат в основе создания системы стимулов для участия впроизводственном процессе, и от них во многом зависит уровень его развития.Кроме того, распределение, формируя доходы, определяет возможность достижениясоциально-экономических целей развития общества, позволяет влиять на уровеньудовлетворения потребностей и, следовательно, на уровень жизни населения встране. В связи с этим проблемы распределения и формирования доходов всегдабыли в центре внимания как экономической науки, так и правительств стран.
Рассматриваемаямною тема в настоящее время заслуживает особого внимания в связи с еезначимостью для нашей страны, т. к. происходящие в России крупные,формационного порядка изменения вызывают необходимость трансформации моделираспределения доходов и требуют решения сложных проблем. Известно, чтосовокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения идифференцирования являются показателями экономического и социальногоблагополучия общества. В нашей стране распределение доходов имеет ярковыраженную социально-политическую окраску, предопределяя имущественную исоциальную дифференциацию населения. Поэтому необходимо предпринять всевозможные меры для быстрейшего разрешения данной проблемы, в связи с чем она изаслуживает столь пристального внимания.
Предметомисследования работы является государственное регулирование распределительныхотношений по поводу доходов различных слоев населения и достижение социальнойсправедливости в этих отношениях в условиях развития рыночных отношений.Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научныетруды отечественных экономистов по вопросам формирования и распределениядоходов граждан, а также основных способов их государственного регулирования.Наиболее интересно эта тема отражена в таких источниках как «Экономическая теория»Б.В. Саликова, «Курс экономической теории» М.Н. Чепурина, а также впериодической печати («Экономист», «Российский экономический журнал», «Человеки труд» и другие).

1.Понятие и виды доходов
В условияхрыночной экономики, когда объектом купли-продажи становятся не толькопроизводимые блага, но и все без исключения ресурсы, собственники которыхполучают вознаграждение за их использование (явное или неявное), определяющимфактором в достижении определенного уровня благосостояния являются доходы. Подними понимается вся совокупность денежных средств и материальных благ, которымиобладает человек, семья, социальная группа, население в целом. Как видно изопределения, доходы включают в себя стоимостную (денежную) и натуральнуюсоставляющие.
Денежныедоходы населениявключают всю совокупность денежных поступлений за определенный период времени.К ним относятся оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности иоказания на сторону различного рода услуг, доходы от всех видов и формсобственности и безвозмездные денежные поступления и пособия.
Натуральныедоходы представляютсобой всю совокупность материальных благ и услуг, предназначенных длясобственного потребления в рамках домашних хозяйств.
Уровень доходов членов общества является важнейшимпоказателемих благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизнииндивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья,удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающихнепосредственное влияние на величину доходов населения, выступает динамикарозничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др.
Для оценки уровня и динамики доходов населения используютсяпоказатели номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход – это количество денег, полученное отдельнымилицами в течение определенного периода.
Располагаемыйдоход – доход, который может быть использован на личное потребление и личныесбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов иобязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление исбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель«реальные располагаемыедоходы», рассчитываемый с учетом индекса цен.
Реальныйдоход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить нарасполагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой наизменение уровня цен.
Номинальные денежные доходы населения формируются из различныхисточников, основными из которых являются: факторные доходы; денежныепоступления по линии государственных программ помощи в виде выплат и льгот,поступления из финансовой системы (из банков, через сберкассы, из страховыхучреждений и т.п.), доходы от собственности и др.
Средства, получаемые населением, работающим по найму, в порядкевознаграждения владельцев фактора производства (труда), составляют решающуючасть доходов этой группы населения. Так, например, по данным Российскогокомитета статистики в 2005 году на долю оплаты труда приходилось 63,4% в общемобъеме денежных доходов населения РФ (см. Приложение 1). Анализ тенденцийперспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данныйвид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежныхдоходов на долгосрочную перспективу.
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплатыпо программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляютсяпенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан,выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинскоеобслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработицеи т.д.).
Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему,представляются в виде:
ü выплат по государственному страхованию;
ü банковских ссуд на индивидуальное жилищноестроительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительскихтовариществ (например, на садовое строительство);
ü процентов по вкладам в сберегательных кассах,начисляемых по итогам года;
ü доходов от увеличения стоимости акций, облигаций,выигрышей и погашении по займам;
ü выигрышей по лотереям;
ü временно свободных средств, образующихся в результатепокупки товаров в кредит;
ü выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб ипр.).
Но, несмотря на разнообразие источников поступления доходов все жеглавными составляющими денежных доходов населения яв/>ляютсяоплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, атакже социальные трансферты.
 
2. Распределение доходов и его формы
 
Важной социально-экономической проблемой является распределение дохода.Общее понятие распределение означает разделение произведенного экономическогопродукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение,предназначенные для передачи в отдельные фонды, отдельным лицам. Араспределение дохода означает определение размера дохода, получаемого отдельнымиучастниками экономической деятельности и социальными группами. Приняторазличать функциональное и персональное распределение доходов.
Функциональноераспределение дохода характеризует распределение произведенного совокупногодохода общества между факторами производства. Иначе говоря, функциональноераспределение дохода свидетельствует о том, какая доля «национального пирога»присваивается соответствующим факторам производства. В результатефункционального распределения дохода формируются такие первичные доходы, какзаработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.
В рыночномобществе отдельные лица и семьи могут владеть разными производственнымифакторами и получать доходы из нескольких источников. В результате кромефункционального выделяют еще персональное распределение национальногодохода, т. е. распределение дохода по его величине между семьями. При этомпредполагается, что семья может состоять и из одного человека. При персональномраспределении не имеет значения владельцами каких факторов производства являютсяграждане страны. В этом случае, как правило, анализируют, какую долюнационального дохода (в денежном выражении) получают, например, 10 % наиболеебедных и 10% наиболее богатых семей.[1]
Но при общихдля всех принципах распределения доходов сохраняются и постоянновоспроизводятся условия неравенства получаемых доходов. В настоящее времянеравенство распределения доходов является проблемой как для стран с развитойэкономикой, так и развивающихся стран.
3. Неравенстводоходов населения и его причины
 
Неравенство доходов – это разница в уровне денежных доходов различныхслоев и групп населения. Как правило, к существенному неравенству враспределении доходов между различными собственниками факторов производства идругими слоями населения приводит механизм рыночного ценообразования на данныефакторы производства, так как в рыночной экономике далеко не все личности идомохозяйства могут высокоэффективно экономически реализовать собственность начеловеческий капитал и другие факторы производства. Рыночная система – это«бесстрастный механизм». Рыночная система не имеет «совести», неприспосабливается к моральным нормам, определяющим «приемлемое» или «справедливое»распределение доходов. Действительно, исключительно индивидуалистическийхарактер капиталистической экономики вполне допускает высокую степеньнеравенства доходов, поскольку индивид получает вознаграждение за свой личныйвклад в общественное производство. Но есть и более специфические факторы,обуславливающие значительное неравенство в доходах населения. Рассмотримосновные источники неравенства:
А) Различия вспособностях.
Все людиимеют разные интеллектуальные и физические способности. Одни унаследовалиисключительные интеллектуальные способности, необходимые для того, чтобыполучить достаточно высокооплачиваемую работу на поприще медицины,корпоративного руководства, права и т.д. Другие наделены исключительнымифизическими способностями и могут стать высокооплачиваемыми профессиональнымиспортсменами. Некоторые люди наделены талантом и становятся великими артистамиили музыкантами. Но подобных способных и талантливых людей не так уж и много, иочень многим приходится заниматься низкооплачиваемыми видами деятельности.
Б) Различия вобразовании и обучении
Следуетотметить, что одни только природные способности редко приносят большой доход,поэтому люди должны их развивать и оттачивать, получать образование иподготовку. Люди резко отличаются тем, какое образование и подготовку онисмогли получить; именно это и определяет впоследствии их возможности получатьвысокие доходы. Совершенно очевидно, что доходы менеджеров, маркетологов выше,чем у неквалифицированных рабочих.
Люди такжеотличаются тем, какую профессиональную подготовку они получили на рабочемместе; и это также способствует неравенству доходов. Так, некоторые рабочиекаждый год осваивают новые ценные специальности прямо на рабочем месте, и такимобразом их доход последовательно растет, другие же рабочие получают совсемкороткое обучение или вообще не получают никакой подготовки и в 50 лет получаютстолько же, сколько они зарабатывали в 30. Более того, фирмы, как правило,отбирают рабочих для повышения квалификации на рабочем месте и приглашают обычнотех, у кого уже есть самое лучшее формальное образование. И эта дополнительнаяподготовка также увеличивает различие в уровне доходов работников.
В)Профессиональные вкусы и риски.
Доходыразличаются из-за различий в желании участвовать в работе, котирующейся нарынке, или не участвовать в такой работе, а также в профессиональныхпристрастиях. У тех, кто выбирает работу при сокращенной рабочей неделе илирано выходит на пенсию, обычно бывают и более низкие доходы, чем у тех, кторешает иначе. Люди, которые готовы заниматься изнурительной, неприятной работой– например, добывать уголь – и очень интенсивно работать в течение многихчасов, будут зарабатывать больше.
Люди такжеотличаются друг от друга готовностью рисковать. При этом здесь имеется в видудеятельность не только профессиональных гонщиков, но и людей, способных напредпринимательский риск. Многие счастливчики, которые делают ставку навнедрение нового товара или услуги, добиваются в этом успеха и получают оченьвысокий доход.
Г) Неравноераспределение богатства.
Богатстваподразумевает наличие некоторого запаса, то есть реальных материальных ифинансовых активов, накопленных человеком за какой-либо период времени.Например, у пенсионера могут быть очень маленькие доходы, но принадлежащая емунедвижимость, сберегательные счета и пенсионное обеспечение являютсязначительным вкладом в его богатство. А работник, не так давно начавший своютрудовую деятельность, может получать и гораздо больший доход, но он еще неуспел накопить богатство. Такое неравенство в распределении богатства ведет кнеравенству получаемых от этих активов доходов. Те, кто имеет большеоборудования, недвижимости, фермерских угодий, акций, облигаций исберегательных счетов, — разумеется, получают и больший доход от своей собственности,чем те, у кого собственности меньше или вовсе нет.
Д) Господствона рынке.
Способность«искусственно вздувать цены на рынке» в своих интересах, безусловно, являетсяодним из факторов, определяющим неравенство доходов. Например, это относится ктоварному рынку: те, кто получают прибыль, борются и завоевывают монопольнуювласть на рынке, за которой следует более высокие прибыли и еще больший доходвладельцев компании.
Е) Удача,связи и несчастные случаи.
Удача, случайи умение «оказаться в нужном месте и в нужный момент» — все это помогаетзначительно увеличить имеющиеся доходы. Ведь иногда высокие доходы объясняютсядаже открытием месторождения нефти на захудалой ферме. Нельзя сбрасывать сосчетов и роль личных контактов или политического влияния в получении высокихдоходов. Совершенно очевидно, что родственнику директора нефтеперерабатывающейкомпании не придется столкнуться с трудностями трудоустройства навысокооплачиваемую работу, он получит подобную работу без особых усилий.[2]
Однакомножество несчастий, влияющих на экономическое положение семьи, таких, какдлительная болезнь, несчастный случай могут довести семью до бедности.

4. Способыизмерения неравенства доходов населения
 
Одним из наиболее известных способов измерения неравенства доходовнаселения является построение кривой Лоренца, названной так по имениамериканского экономиста и статистика Макса Лоренца. Кривая Лоренца являетсяпоказателем, отражающим неравномерность распределения совокупного доходаобщества между различными группами населения.
/>
Рис. 1 Кривая Лоренца
Отложим по горизонтальной оси процент населения (или семей), а повертикальной – процент дохода. Обычно население делят на пять частей –квинтелей, в каждый из них входят 20 % населения. Группы населениярасполагаются на оси от самых малообеспеченных до самых богатых. Если бы всегруппы населения обладали равными доходами, и на 20 % населения приходилось бы20 % дохода, на 40% населения – 40 % дохода и т.д., то мы бы получилибиссектрису, называемую линией абсолютного равенства. На графике линияабсолютного равенства представлена биссектрисой oe. Но в реальностираспределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населенияполучают 5% доходов, 40% населения — 15% доходов, 60% населения — 35% доходов,80% населения — 60% доходов, и, наконец, 100% населения — 100% всех доходовобщества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, котораяотклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графикекривая oabcde) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, еслираспределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис.1 мы можемувидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (ofe).Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (довычета налогов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получениятрансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца, т. е. кривую длярасполагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результатеперераспределительных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровнедоходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, темсильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политикагосударства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая.
Еще одним показателем, используемым в экономической науке дляопределения степени дифференциации доходов, является коэффициент Джини (G),или индекс концентрации доходов. Этот коэффициент тесно связан скривой Лоренца. На рис. 1 его можно рассчитать как отношение площади фигуры,находящейся между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца (обозначим еебуквой T), к площади треугольника ofe, образуемого между линиямиабсолютного равенства и абсолютного неравенства:
 
G = T/ofe,
где величинаG изменяется в пределах от нуля до единицы, т.е.
0 (абсолютноеравенство)
Чем большеотклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры T, и,следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Такимобразом, чем ближе коэффициент Джини к единице, тем больше дифференциациядоходов в обществе, выше их концентрация в немногих руках, и наоборот.
Дополнительнаяценность кривой Лоренца и индекса Джини в том, что они позволяют проводитьмногосторонний анализ положения с распределением доходов в стране. К примеру,через сравнение этого положения до и после уплаты налогов, до и после выплатытрансфертов, через сравнение по разным странам мира и так далее. Тем самым можноопределять, насколько результативны меры государства по смягчению неравенства вобществе.
Есть еще одинспособ измерения неравенства в распределении доходов: децильный коэффициент.Децильный коэффициент – число, показывающее, во сколько раз доля доходов наиболееобеспеченных граждан общества превышает долю наименее обеспеченных. Для этоговсе население разбивается на десять 10-процентных групп и сравниваются процентыдоходов высшей и низшей групп.[3]
Кроме того,некоторые теоретики считают, что дифференцированную оценку уровня жизнинаселения позволяют давать потребительские бюджеты, которые представляют собой конкретныедоходы и расходы потребителей в натуральном и денежном выражении. В однихусловиях могут рассматриваться потребительские бюджеты домохозяйств,представляющие баланс их личных денежных доходов и расходов, а в других –анализироваться так называемые полные потребительские бюджеты – денежныебалансы всего потребления разных слоев населения.[4] Состав и структура потребительских корзинбюджетов разного уровня достатка характеризуют разные модели качества жизни ихобладателей и соответственно их принадлежность к различным социальным группамнаселения. Прожиточный минимум является потребительским бюджетомминимума материальной обеспеченности и позволяет удовлетворять лишь самыенасущные потребности людей. Восстановительный потребительский бюджетпредставляет собой более высокий социальный стандарт. Он является бюджетомпростого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основныематериальные и духовные потребности населения. Его верхнюю границу определяет бюджетвысокого достатка, предусматривающий наличие рационального набора благ иуслуг, обеспечивающего полное и обоснованное удовлетворение физиологических исоциальных потребностей человека.
Все выше рассмотренные способы позволяют определить степень неравенства враспределении доходов населения. И действительно, очень важно иметьпредставление о том, насколько дифференцировано общество, чтобы предпринятьнеобходимые меры для предотвращения усиления неравенства в распределениидоходов, избежать концентрации средств относительно небольшой группы людей, таккак все это понижает совокупный потребительский спрос, делает егоодносторонним, что не способствует развитию производства и реального сектораэкономики.
5. Уровень дифференциации доходов населения в РФ
 
В настоящее время нарастающее социально-экономическое расслоениестановится одной из острых проблем современности. Столкнулась с этимитрудностями и Россия, где переход к экономическим реформам сопровождался усилениемсоциальной напряженности, ухудшением условий жизни населения.
В настоящее время в РФ наблюдаетсядовольно-таки неравномерное распределение доходов среди населения. Это можнозаметить при рассмотрении системы потребительских бюджетов. По данному критериювсе население страны делится на четыре социальные группы: бедные – с доходаминиже прожиточного минимума, позволяющего удовлетворять лишь самые насущныепотребности людей на уровне, принятом обществом на конкретном этапе егоразвития; низкообеспеченные — с доходами выше прожиточного минимума, но нижевосстановительного потребительского бюджета; среднеобеспеченные – с доходамивыше восстановительного потребительского бюджета, но ниже бюджета высокогодостатка; высокообеспеченные – с доходами выше бюджета высокого достатка.[5] Распределение населения поуровню жизни на основе потребительских бюджетов в 1990-2008 г.г. представлено вПриложении 2. Из таблицы вытекает, что в советское время государство состояло восновном из среднеобеспеченных людей с заметной группой низкообеспеченногонаселения. А в1992 г. в результате так называемой шоковой терапии, выразившейся вколоссальном росте цен и обесценении личных денежных доходов, в стране сталипреобладать бедные и низкообеспеченные люди. В их состав перешла основная частьсреднего слоя. Доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума выросла более чемв 30 раз за счет обеднения низкообеспеченного и среднего слоев и составила болеетрети общей численности населения. Средний слой уменьшился в 3,5 раза. Жизньлишь в каждой пятой семье можно было считать сравнительно благополучной, в товремя как до реформ такой материальный достаток имело более трех четвертейнаселения. Высокодоходный слой общества также понес большие потери и сжался донесущественных размеров.
Потребовалосьдвенадцать лет новой жизни, чтобы заметно переменить ситуацию к лучшему:снизить долю бедных примерно в 2 раза, низкообеспеченных — в 1,4 раза,увеличить среднеобеспеченную группу в 2,2 раза, а высокообеспеченную — в 24раза. Тем не менее, несмотря на эти позитивные тенденции, проявившиеся особеннов последние годы, страна еще очень далека от восстановления даже дореформеннойструктуры распределения населения по уровню жизни. Как видно из таблицы, в 2004г. примерно половина россиян по уровню материального благосостояния была либобедными, либо низкообеспеченными. Денежные доходы этой части населения непозволяли ему достичь даже восстановительного уровня потребления, вынуждаявести дополнительное подсобное хозяйство и использовать в широких масштабахдомашний труд. Восстановительный и средний уровень потребления могли позволитьсебе менее 50% населения страны, и только незначительная его часть располагаладенежными доходами, обеспечивающими им развивающий уровень потребления.Прогнозные оценки показывают, что за 2006-2008 г.г., на которые рассчитанаутвержденная правительством от 19 января 2006 г. программасоциально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, ни в бедных,ни в низко- и среднедоходных группах населения не восстановятся прежниемасштабы их представительства в обществе. Только высокообеспеченная группанаселения может примерно в 2 раза увеличить свое представительство.
Еслиобратиться к коэффициенту Джини, то в 1990 г., до начала кардинальныхсоциально-экономических преобразований, он был примерно в 2 раза ниже егосовременного значения (см. Приложение 3). Это означало, что денежные доходыбыли сравнительно равномерно распределены среди основной массы населения. Но в1990-х г.г. произошел резкий взлет экономического неравенства. Он былобусловлен галопирующей инфляцией, невыплатами заработной платы, быстрымнаращиванием доходов так называемых новых русских от использования за бесценокприсвоенной государственной собственности. За 1992-2004 г.г. коэффициент фондоввырос в 1,9 раза, коэффициент Джини увеличился в 1,4 раза.
Еслиобратиться к распределению общего объема денежных доходов по группам населенияс разным уровнем жизни, то можно заметить, что до смены общественного строя,произошедшего в 1990-х г.г. основная часть денежных доходов была сосредоточенав широко представленной среднедоходной группе населения (Приложение 4). Это иявлялось тем фундаментом, который обеспечивал низкий уровень коэффициента Джинив 1990 г. 1992 г., открывший радикальные рыночные преобразования, привел крезкому снижению уровня жизни во всех группах населения. Это, прежде всего,проявилось в увеличении доли общего объема доходов, сосредоточенной в 24 разаувеличившейся бедной группе. Наряду с этим практически в 5 раз выросла долядоходов, сосредоточенная в низкообеспеченной группе населения. Наоборот, всредне- и в высокодоходной группах доля денежных доходов сократиласьсоответственно в 2 и более чем в 15 раз, что было обусловлено их резкимсжатием. В 2008 гг. ожидается дальнейшее сокращение доли доходов бедных инизкообеспеченных граждан, ее стабилизация в средней и быстрый рост ввысокообеспеченной группах населения, т. е. дальнейшее усиление неравенства вуровне жизни рассматриваемых социальных групп населения.
В России налицо также аномальная дифференциация доходов населенияв региональном и отраслевом аспектах. Исключительная неравномерностьэкономического развития субъектов РФ (так, десять регионов-лидеров производятсвыше 60% всего объема промышленной продукции, а десять аутсайдеров — чутьболее 1%) предопределяет и гипертрофированные различия в доходах граждан, в нихпроживающих. Если среднедушевой доход в Москве составлял в декабре 2005 г. 39,8тыс. руб., то в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе — всего 3,4 тыс.;разброс в Центральном федеральном округе — между столицей и Ивановской областью(5,2 тыс. руб.) — был не столь уж существенно меньшим. Следует иметь в виду иразличия в покупательной способности единой национальной валюты в регионах,усугубляющие рассматриваемую асимметрию.
Иррационалени разрыв в оплате труда по отраслям народного хозяйства. В 2004 г. уровнисреднемесячной оплаты труда в пятерке лидирующих по этому показателю отраслейбыли следующими: «финансы, кредит и страхование» — 16,6 тыс. руб.; «геология иразведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы» — 11,5 тыс.;«транспорт» — 9,5 тыс.; «связь» — 9,0 тыс.; промышленность —7,9 тыс. руб.«Замыкающая» же пятерка характеризовалась так: «оптовая и розничная торговля,общественное питание» — 4,8 тыс. руб.; «здравоохранение, физическая культура исоциальное обеспечение» — 4,7 тыс.; «культура и искусство» — 4,3 тыс.;«образование» — 4,2 тыс.; «сельское хозяйство» — 2,8 тыс. руб.[6]
Такимобразом, в России налицо значительная дифференциация доходов населения. Поэтомугосударство должно проводить активную социальную политику, направленную наобеспечение социальной стабильности в обществе и смягчению социальнойнапряженности в стране.
6. Системасоциальной защиты населения
 
Как уже былоотмечено, рыночное распределение доходов на основе конкурентного механизмаспроса и предложения на факторы производства приводит к тому, чтовознаграждение каждого фактора происходит в соответствии с его предельнымпродуктом. Естественно, указанный механизм не гарантирует равенства враспределении доходов, и в настоящее время наблюдается значительное неравенствов их распределении. Но современной рыночной экономике соответствует иопределенный социальный критерий – наделение каждого домохозяйства доходом,обеспечивающим достойную жизнь, независимо от результатов хозяйственнойдеятельности. Именно этот, хотя и весьма абстрактный критерий, определяетмасштабы вмешательства государства в перераспределение дохода.[7]
В социальнойсфере РФ также накопился широкий круг острых проблем, важнейшими из которыхявляются: неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, котораяприводит к неравномерности пространства минимальных социальных гарантий и требуетактивной государственной политики выравнивания возможностей регионов; высокийизнос основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при недостаточныхинвестициях в обновление фондов; низкий уровень заработной платы работниковбюджетной сферы, что приводит к снижению квалификации занятых в воспроизводствечеловеческого потенциала и другие.
В связи сэтим Российской Федерацией принимаются различные меры по повышениюблагосостояния населения. Среди них можно отметить установление обязательногоминимума заработной платы как базы оплаты труда, индексацию фиксированныхдоходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции,проведение в рамках управления социальным риском подходов и программ социальнойзащиты (например, социальное страхование), предоставление социальных выплат вформе денежных и натуральных трансфертов и другие.
Для повышенияблагосостояния населения, сокращения бедности, обеспечения населениякачественными социальными услугами в среднесрочной перспективе совокупные бюджетныерасходы на душу населения в России намечено повысить с 3,5 тыс. руб. в месяц в2005 г. до 5,8 тыс. руб. в 2008 г. Так, например, среднемесячная заработнаяплата работников бюджетной сферы в 2008 году должна составить 9875 руб., чтопримерно в 1,5 раза больше, чем в 2005 году (См. Приложение 5). Расходы наобразование вырастут на 26,4% по сравнению с уточненными расходами на 2005 г.Почти 80% из их обшей суммы направляется в сферу гражданского образования,прежде всего вузовского образования (77%). Будет осуществляться финансированиефедеральных целевых программ в области образования: "Развитие образованияна 2006-2010 гг."; «Русский язык» (2006-2010 гг.); «ДетиРоссии»; «Комплексные меры противодействия злоупотреблениюнаркотиками и их незаконному обороту» (2005-2009 гг.). Предусмотрены ростоплаты труда работников образования и повышение стипендий, социальная поддержкадетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. С 1 января 2006 г.повышены стипендии для аспирантов и докторантов образовательных учрежденийвысшего профессионального образования соответственно до 1500 и 3000 руб. Размерстипендии студентам федеральных государственных высших учебных заведений былповышен с 1 сентября 2005 г. до 600 руб. и сохраняется на существующем уровне. Неостаются без внимания и дети – сироты. Так, например, при формированиифедерального бюджета на 2006 г. было выделено 617,4 млн. руб. на обеспечение48,4 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатнымпитанием, одеждой, проездом на внутригородском, пригородном транспорте.[8]
В рамкахуправления социальным риском подходы и программы социальной защиты имеют своейзадачей защиту людей от возникающих в течение жизни социальных рисков иснижение бедности. Базовым механизмом нейтрализации риска является социальноестрахование. В странах с рыночной экономикой социальное страхование — главнаясреди основных организационно — правовых форм системы социальной зашиты,степень использования других форм обусловливается ограниченностью возможностейсамого института социального страхования в организации всеобъемлющей системысоциальной защиты, а также степенью развитости института социальногострахования в отдельных странах. Основными механизмами предохранения человекаот внезапного и недопустимого снижения уровняжизни являются егосбережения, личное страхование, добровольное и обязательное социальноестрахование. При этом задача государства заключается в создании такогофинансового климата, который позволяет функционировать всем этим механизмамсамофинансирования возможных сокращений доходов работника. Свобода выбораобраза жизни и сопряженная с ней ответственность каждого индивидуума заформирование и управление своими доходами и расходами, включая этапы утратытрудоспособности (временной иди постоянной, частичной или полной) илиместаработы, порождает случаи материальной необеспеченности существования. В целяхфинансирования минимальных социальныхгарантий для трудоспособногонаселения индустриальное общество создало институт обязательного социальногострахования. Социальное страхование с экономических позиций выступает какинститут социальной защиты, органически включающий в себя механизмыстрахования, оценки страховых событий ираспределение убытков междутеми, кто подвержен риску, возмещенияубытков, организованное насочетании принципов солидарности и возмездности в рамках общественнойвзаимопомощи. Это особая форма организованной взаимопомощи, при которой рискизвестного несчастья учитывается заранее, а связанные с ним материальные потеризаранее же распределяются между всеми участниками страховой программы. В Россиисистема социального страхования включает государственные внебюджетные фондысоциального страхования, а также негосударственные фонды. Пенсионный фонд, Фондсоциального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования, включающий 88 территориальных фондов, обеспечивают защитуконституционныхсоциальных прав граждан в условиях рыночной экономики. Деятельность ихподчиняется принципам самостоятельности и независимости от государственного,региональных иместных бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу РФвнебюджетные социальные фонды являются финансовыми учреждениямиприПравительстве РФ. Так, например, в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации в 2006 году из федерального бюджета было выделено 87,80 млрд. руб.,предназначенных па выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признаннымбезработными, и на выплату дополнительного материального обеспеченияработникам, работавшим в организациях ядерного оружейного комплекса. 210,2млрд. руб. шло на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельнымкатегориям граждан. Доходы, связанные с формированием средств для финансированиянакопительной части трудовой пенсии, в 2006 г. составили 103,0 млрд. руб., наконец 2006 г. накопительная составляющая бюджета Пенсионного фонда оцениваласьв 346,6 млрд. руб.[9]
Такимобразом, на основе данных показателей можно сделать вывод о том, в Россиипроводится социальная политика государства по сокращению значительнойдифференциации доходов населения. Но, к сожалению, пока эти меры не являютсяособо результативными и требуют дальнейшего их совершенствования.
7. Соотношениесправедливости и равенства в распределении доходов
 
И теория, и практика свидетельствуют, что при рыночной экономикематериальные блага и доходы распределяются в высшей степени неравномерно. Асправедливо ли неравномерное распределение доходов? Имеются два подхода крешению данного вопроса. Сторонники первого исходят из необходимости достиженияполного равенства доходов в обществе, чтобы наиболее полно удовлетворитьпотребности людей. Максимальная полезность товаров и услуг достигается привыравнивании доходов потребителей.
Сторонникивторой концепции считают, что в основе идеи равенства доходов лежит ложноедопущение, согласно которому существует постоянный объем распределяемогодохода. На самом деле, как они утверждают, объем производимого ираспределяемого дохода зависит от способа его распределения. Главная идеяданной концепции: неравенство доходов необходимо, чтобы сохранить стимулы дляповышения эффективности производства.[10]
Известны также четыре методологические трактовки, объясняющиесоциальную справедливость: эгалитаризм — необходимость получения всемичленами общества равных благ; роулзианский подход — важность максимизацииполезности наименее обеспеченных лиц; утилитаризм — максимизация общейполезности всех членов общества; либерализм — справедливость, устанавливаемаярынком.
Не вдаваясь вописание этих постулатов, отмечу, что только эгалитарный принциппредусматривает распределение соразмерно трудовым усилиям, остальные триозначают применение пофакторного распределения в той или иной степени. Апофакторный принцип распределения всегда ведет к неравенству, так как рыночноераспределение доходов предполагает соответствие дохода каждого владельцафактора производства предельному продукту, полученного от данного фактора.Поэтому правительство, если оно заботится о благосостоянии общества, должносмягчить данное неравенство и осуществлять перераспределение доходов, ведь однаиз важнейших функций государства связана именно с перераспределением дохода дляобеспечения социальной стабильности в обществе и благоприятных условий длявсестороннего развития личности. Цель политики государства в этой областизаключается в ослаблении социальной напряженности и экономического неравенства.Однако деятельность государства по перераспределению доходов не должнаприводить к их уравниванию. Ведь важнейшим положением кокурентно-рыночнойэкономики является то, что неравенство доходов есть важное условиевысокоэффективного функционирования рыночной системы, действенный фактормотивации к высокорезультативному творчеству, к труду, к росту инвестиционнойактивности наци. В связи с этим важнейшей задачей государства следует считатьустранение неравенства до таких пределов, чтобы, с одной стороны, происходилэкономический рост, а с другой – всем гражданам обеспечивался общественнонормальный уровень жизни. При этом не следует забывать, что не «уравниловка» в доходах,а именно неравенство присуще современному рыночному хозяйству. В то же времяэкономисты едины в том, что для эффективного функционирования экономики следуетобеспечить равенство экономических прав и возможностей.[11]
Такимобразом, социальная политика государства в рыночной экономике должна бытьвесьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствоватьсоциальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой –никоим образом не подрывать стимулов высокоэффективного производства.

Заключение
Такимобразом, рыночное распределение доходов без всякого вмешательства государстваозначает, что доходы всех владельцев факторов производства формируются наоснове законов спроса и предложения, а также предельной производительностифакторов. Но механизм рыночного ценообразования на факторы производстваприводит к существенному неравенству в распределении доходов между различнымисобственниками данных факторов и другими слоями населения, что объясняется,прежде всего, логикой конкуренции и динамической эффективностью рыночногомеханизма. Кроме того, всегда существуют нетрудоспособные члены общества,которые вообще остаются далеко за пределами рыночного распределения факторныхдоходов. В связи с этим на государство возлагается задача по регулированиюсоциально-экономических условий жизни общества, по поддержанию отношений какмежду социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечениюусловий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, созданиюсоциальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия вобщественном производстве. Социально ориентированная рыночная экономика предполагаетподчинение системы задачам развития личности и обеспечения принципасправедливости. Но очень часто социальная справедливость противоречитэкономической эффективности. Например, государственное перераспределение доходаможет привести к уменьшению совокупной нормы сбережений нации, так как высокиеставки налогообложения сокращают располагаемые личные доходы обеспеченныхдомохозяйств, у которых при этом уменьшается предельная склонность как кпотреблению, так и к сбережению. Кроме того, все граждане, включая и бедных, вусловиях действия множества программ социального обеспечения сокращают уровеньсбережений сегодня, надеясь на государственную помощь завтра.
Так каким жеобразом минимизировать издержки, возникающие в связи с реализацией социальных программ,если государство по понятным причинам не может отказаться от перераспределениядохода в пользу бедных?
Минимизировать негативные последствия государственной помощималоимущим и увеличить предложение человеческого капитала на соответствующемрынке можно путем внедрения такой формальной и неформальной институциональнойнормы, как требование о поиске работы. Однако в действительностиреализация этого требования сталкивается с множеством проблем: именномалоимущим недостает квалификации и творчески-трудовых навыков, за которые нарынке человеческого капитала платят высокую цену. Государство может самооживить спрос на человеческий капитал, что в перспективе может привести к«эффекту вытеснения» человеческого капитала из частного сектора в пользухозяйственных сфер, где готовятся и резервируются правительственные рабочиеместа и т. д. Но все-таки государственные программы стимулирования поискаработы малоимущими следует считать в целом перспективными.
Важнейшимфактором, стимулирующим трудовую деятельность, является отрицательныйподоходный налог в форме дополнительного дохода. Смысл данного налогасостоит в том, чтобы государственная поддержка доходов не подрывала стимулыработника к созидательной деятельности. Решение проблемы заключается,во-первых, в обеспечении домохозяйств некоторым базовым пособием, во-вторых,в разрешении личности сохранять значительную часть заработанных денег, несмотряна наличие данного базового пособия. Например, домохозяйство может получать1000 руб. базового пособия и платить, например, не более чем 30-процентныйналог с каждого дополнительного рубля доходов.
Конечно же,компромисс между равенством и эффективностью в каждой стране достигаетсяпо-своему. В современной переходной российской экономике реализация задачсоциальной справедливости существенно затруднена противоречиями переходногопериода, продолжающимися институциональным кризисом, отсутствиемобщенационального оптимизма. Но, тем не менее, меняющиеся представления россияно социальной справедливости в распределении и перераспределении доходаприобретают все более «рыночные», а не уравнительные характеристики.

Приложение1
Составденежных доходов населения
   1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2004 2006 2008   Миллиардов рублей (1995 г. — трлн. руб.) Денежные доходы — всего 115,6 201,8 383,2 910,9 3983,9 5325,8 6831,0 8900,5 10976,3 13667,8  в том числе:                    
доходы от предпринимательской деятельности[12] 2,9 4,4 14,3 149,7 612,2 672,2 810,7 1066,9 1285,5 1580,3 оплата труда 96,3 161,1 292,7 571,8 2501,9 3439,5 4493,9 5691,9 7137,9 8662,5 социальные выплаты 14,6 30,4 56,4 119,5 551,1 808,3 1040,5 1253,4 1407,4 1755,6 доходы от собственности 0,6 2,7 9,5 59,0 270,9 304,6 353,8 694,5 904,2 1402,9 другие доходы 1,2 3,2 10,3 10,9 47,8 101,2 132,1 193,8 241,3 266,5   В процентах к итогу Денежные доходы — всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100  в том числе:                    
доходы от предпринимательской деятельности[13] 2,5 2,2 3,7 16,4 15,4 12,6 11,9 12,0 11,7 11,6 оплата труда 83,3 79,8 76,4 62,8 62,8 64,6 65,8 63,9 65,0 63,4 социальные выплаты 12,6 15,1 14,7 13,1 13,8 15,2 15,2 14,1 12,8 12,8 доходы от собственности 0,6 1,3 2,5 6,5 6,8 5,7 5,2 7,8 8,3 10,3 другие доходы 1,0 1,6 2,7 1,2 1,2 1,9 1,9 2,2 2,2 1,9

Приложение2
Распределениянаселения по уровню жизни на основе потребительских бюджетов
 Социальные группы населения Доход 1990 г. 1992 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2008
Всего…………………….
В том числе:
бедные………………..
низкообеспеченные….
среднеобеспеченные…
высокообеспеченные…
до 1 прож. минимума
1-2 прожит. минимума
2-7 прожит. минимума
от 7 и выше прож. минимумов
100
1,5
18,9
73,9
5,7
100
35,9
43,6
20,9
0,2
100
17,8
32,2
45,2
4,8
100
15,0
30,4
48,5
6,1
100
13,4
28,4
50,4
7,8
100
10,4
24,9
53,5
11,2

Приложение3
Экономическоенеравенство населения
  1990 г. 1992 г. 2003 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. Денежные доходы – всего,%.................................... 100 100 100 100 100 100 Коэффициент фондов, в разах…………………….. 4,4 8,0 14,8 14,9 15,2 15,8 Коэффициент Джини, в относительных единицах… 0,189 0,289 0,406 0,407 0,410 0,413

Приложение4
Распределениеобщего объема денежных доходов по группам населения с разным уровнем жизни 1990 г. 1992 г. 2003 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г.
Денежные доходы – всего,%...................................
В том числе по группам с разным уровнем жизни:
бедные………………………………………….
низкообеспеченные……………………………
среднеобеспеченные………………………….
Высокообеспеченные…………………………
100
0,4
8,5
76,6
14,5
100
16,8
41,9
40,4
0,9
100
4,7
18,0
59,4
17,9
100
3,8
15,5
59,3
21,4
100
3,0
13,4
57,8
25,8
100
2,1
10,2
54,4
33,3

Приложение5
Показателироста заработной платы работников бюджетной сферы в период 2005 – 2008 г.г.
  2003 г. 2004г. 2005 г. 2006 г. 2008 г.
Среднемесячная заработная плата в бюджетной сфере, руб…..
Превышение темпов роста заработной платы темпов инфляции…………………………………………………………..
Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. в месяц……………………………………………………………….
Соотношение заработной платы и прожиточного минимума….
5078
¾
2602
1,95
6360
1,14
3052
2,08
7599
1,12
3052
2,08
8601
1,07
3669
2,25
9875
1,10
3950
2,50
 

Списокиспользованной литературы
1. Ивашковский С.Н.Макроэкономика: Учебник/С.Н. Ивашковский.- 3-е изд. Испр.-М.: Дело, 2004.
2. Иохин В.Я.Экономическая теория: Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Экономистъ, 2005.
3. Камаев В.Д.Экономическая теория: Учебник/Под ред. В. Д. Камаева, Е.Н Лобачевой. — М.:Юрайт-издат,2006.
4. Кузнецов Н.Г.Экономическая теория/ Под ред. Н.Г. Кузнецова.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д:издательский центр «МарТ», 2004.
5. Макконнелл, К.Р.Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. /К.Р.Макконнелл, С.Л. Брю.- М.: ИНФРА-М, 2003.
6. Нуреев, Р. Курсмикроэкономики: Учебник для вузов/Р. Нуреев.- 2-е изд., изм.- М.: ИздательствоНОРМА, 2001.
7. Саликов, Б.В.Экономическая теория: Учебник/Б.В. Саликов.-М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и Ко», 2006.
8. Чепурин М.Н. Курсэкономической теории: Учебник/М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева.-5-е дополненное ипереработанное издание.-Киров.: «АОА», 2003.
9. Бобков, В. Уровеньсоциального неравенства/ В. Бобков//Экономист.-2006.-№3.
10. Кадомцева, С.Социальная политика и население/ С. Кадомцева//Экономист.-2006.-№7.
11. Кузнецова, Е.Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование/Е.Кузнецова, С. Кузнецов//Экономист.- 2002.- №4.
12. Куснер, Ю.С. Динамикараспределения доходов/Ю.С. Куснер, Г.М. Мкртчян, И.Г. Царев// Эко.- 2006.-№90.
13. Новикова, В. Возможноли справедливое распределение доходов?/В. Новикова// Экономист.-2003.-№4.
14. Охотников, И. Канализу показателей социальной дифференциации в России/И. Охотников//Российскийэкономический журнал.-2006.-№9-10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ян Райнис
Реферат Физика (Шпаргалка)
Реферат І. П. Котляревський-зачинатель нової української літератури. Огляд життя, творчості. "Енеїда"- бурлескно-травестійна поема, перший твір нової української літератури. Реалістична основа
Реферат Город Тир
Реферат Валютные операции и их регулирование
Реферат Душі людської доброти
Реферат Сенегамбия
Реферат Принудительные меры медицинского характера
Реферат Ответы на экзаменационные вопросы по истории России
Реферат International Forensic Program, далее ifp. Эта программа
Реферат Буржуазная национальная революция в Турции
Реферат система менеджмента организации
Реферат Трудовые правоотношения и споры
Реферат Психологічні аспекти розвитку памяті в дітей молодшого шкільного віку у процесі навчання
Реферат Подвиг человека на войне по рассказу Михаила Шолохова Судьба человека