Реферат по предмету "Экономика"


Деньги в нашей жизни

Клои Медейнис (Chloe Madanis), известная американскаяпсихотерапевт с ученой степенью в области экономики
Деньги — тема неприличная. Даже Мефистофельизъясняется обиняками: люди, мол, гибнут за «металл». А нашблистательный коллега и современник психоаналитик Отто Кернберг в одной изсвоих лекций заметил, что о деньгах люди заводят разговор с большой неохотой,легче — даже о сексе.
Как водится, на неприличную тему всем и всегда естьчто сказать. На символическом уровне тема «металла» содержит в себеогромную энергию страстей, страхов и иллюзий. Ни о чем, пожалуй, люди неговорят с таким жаром, как о деньгах — вне зависимости от того, в каких онилично с ними отношениях. Послушайте улицу:
— Завелись настоящие деньги — захотелось настоящихвещей, это понятно. Но ты же не наглей, ты знай меру!
— А я ему сказала, что нечего на мне экономить, намамочке своей пусть экономит!
— Почему я должен платить бездельникам неизвестно зачто? Я их что, печатаю?
— А как он стал нормально приносить, все разговорыкончились. Теперь он им и красивый, и умный.
Улица, курилка, кухня говорят не о самих деньгах, а обих значении. И не столько о явном — «всеобщего эквивалента», —сколько о скрытом, личном. О бессилии и власти, ревности и зависти,манипуляциях и обидах...
Вечная тема денег — сущий оборотень: когда о нихговорят, то на самом деле речь ведут не о них. А уж когда молчат… Каждыйзнает тьму примеров того, как отсутствие ясной договоренности о денежной сторонелюбых отношений подтачивало их, а то и вовсе взрывало.
Еще большей степени это будет относиться к сфересемейных отношений, где все участники системы не только «изведали другдруга на деньгах», но и успели, так сказать, применить выводы на практике.Жизнь любой семьи полна примеров того, как сами деньги и тема денегсимволизируют ее проблему — то есть в какой-то мере являются симптомами семьи.
Деньгикак вызов
Деньги для нас — способ выразить свои стремления,выполнить обязательства, добиться отмщения и воздаяния. Тайная власть денегсвязывает всех нас — братьев и сестер, молодых и старых — узами любви изависти, жалости и злобы.
Деньги служат нам тайным оружием во множествеподспудных семейных конфликтов, рождающихся на почве секса, любви и власти. Мыможем дать деньги, чтобы тут же отобрать, пообещать их, чтобы не выполнитьобещания, придержать, чтобы потом одарить ими сверх всяких ожиданий. Денежныепроблемы — всего лишь верхушка айсберга, под которой скрыты иные, глубинные,невидимые глазу распри между членами семьи. С другой стороны, деньги и самимогут лежать в основе конфликтов, затрагивающих проблемы любви исправедливости.
Деньги внашей жизни
Деньги не оставляют равнодушным никого. Одни убеждены,что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли быобрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабоченытем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляютравнодушным никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворентем, сколько денег он имеет и как их использует.
У бедных совсем иные заботы, чем у богатых, носемейные конфликты, порождаемые деньгами, в разных социально-экономическихслоях часто очень похожи. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены вжизнь, что связанные с ними проблемы влияют и на наше здоровье, и на нашиинтимные взаимоотношения, и на отношения с нашими детьми и родителями. Этопроблема, которая всегда с нами.
Что такоеденьги?
Деньги — это не просто наличность, позволяющая нам приобретатьразные вещи. Имея деньги, можно купить образование, здоровье, безопасность.Можно купить время, чтобы наслаждаться красотой, искусством, обществом друзей,приключениями. Имея деньги, мы помогаем тем, кого любим, и предоставляем своимдетям более обширные возможности. Имея деньги, можно покупать товары и услугиили приберегать такую возможность на будущее или для своих потомков. Деньги —это инструмент правосудия, с помощью которого мы возмещаем ущерб, нанесенныйдругим. Справедливое распределение денег в семье и в обществе обеспечивает всемравные возможности. Деньги могут служить символом всего самого хорошего, чтотолько есть в жизни: материальных благ, образования, здоровья, красоты,развлечений, любви и справедливости.
Хотя мы и знаем, как много хорошего в жизни связано сденьгами, каждому из нас прекрасно знакомы проблемы, которые они порождают.Денежные заботы могут причинить много горя. Богатство нередко как будто несетна себе печать проклятья и приносит больше несчастий, чем радостей. Многие изнас предаются самому горькому отчаянию из-за того, что зарабатывают слишкоммало, или боятся, что из-за отсутствия денег нам или нашим детям будет плохо.Деньги — не только символ всего хорошего в жизни, но и корень всех нашихпроблем.
Каждый понимает, что деньги часто оказываются причинойсчастья или горя, однако почти во всех слоях общества существует всеобщее табуна любые разговоры о нашем личном отношении к деньгам. Считается дурным тономговорить о том, что сколько стоит, кто сколько зарабатывает и у кого сколькоденег. Поэтому деньги очень редко становятся темой открытого обсуждения междуродителями и детьми, мужем и женой, братьями и сестрами, друзьями и даже междутерапевтом и его пациентом.
Однако деньги — это фундамент супружеской и семейной жизни.Из-за денег происходят ожесточенные ссоры между мужем и женой, родителями идетьми, братом и сестрой. Родители часто не знают, как разговаривать о деньгахс детьми, как и когда давать им деньги и когда не давать, а мужья не могутдоговориться с женами о том, как велика должна быть денежная помощь каждому изих детей. Многие из тех, кто прошел через развод, с горечью обнаруживают, чтобрак — это деньги. Именно такие узы разорвать труднее всего.
Деньги — это разновидность энергии, движущая силанашей цивилизации. Подобная ситуация возникла в ходе развития человечества лишьнедавно; так было не всегда. В прошлом источником энергии, питавшейвзаимодействия между людьми, являлись земля или скот, или рабы, или природныересурсы (вода, соль, железо), или оружие. И хотя люди всегда использовали вкачестве главного источника энергии что-то одно — одну вещь или один природныйресурс — ничто из этих вещей или ресурсов не смогло превратиться в тотколоссальный механизм, каким в наше время являются деньги — единственное, чтопронизывает все стороны человеческой жизни и составляет основной элементсовременной культуры. Сегодня деньги — это энергия, которая движет миром.
Деньги —это нечто грязное
Первым, кто осознал, что деньги таят в себе скрытыйсмысл, был Фрейд. Однако он увидел лишь отрицательную их сторону. Для негоденьги символизировали экскременты и ассоциировались с чем-то отвратительным ипрезренным. Может быть, именно поэтому о деньгах в большинстве слоев обществаговорить не принято.
Фрейд восстал против лицемерия господствующей религиивикторианской эры с ее осуждением того, что считалось «низменной»частью человеческой природы: тела, сексуальности и материальных вожделений. Онразрушил табу, которое запрещало рассматривать секс как важную частьчеловеческой жизни. Однако Фрейд не сделал того же с деньгами — возможно,потому что считал, будто стремление к деньгам не есть первоначальное,инфантильное побуждение, а может быть, потому что во времена Фрейда деньги ещене стали тем универсальным источником энергии, каким они являются сегодня, —единственным символом, олицетворяющим любые желания.
Табу, не позволяющее деньгам занять свое место в нашемпонимании человеческой природы, все еще остается в силе. Даже терапевты,которые без всяких колебаний затрагивают всевозможные проблемы, имеющиеотношение к сексу и власти, редко касаются всего, что связано с деньгами. Онине высказали почти никаких мудрых соображений на тот счет, как следуетотноситься к важной роли денег в развитии личности. Большинству людей и в головуне приходит посоветоваться с терапевтом, когда их одолевают финансовыеконфликты. Однако из-за разногласий по поводу денег разваливается, возможно,больше браков, чем по любой другой причине. Обида, возникающая на денежнойпочве, вероятно, самая важная из всех проблем, создающих отчуждение междуродителем и ребенком, братом и сестрой.
Деньги идуховность
Для сегодняшнего мира деньги означают то же самое, чтов средние века означало спасение души. Самые важные войны XX века велись неиз-за религии, а из-за денег. Остается вопрос: есть ли в нашем современномпредставлении о людях место для духовности? И если есть, то каким образомдуховность соотносится с деньгами?
Духовность редко служит темой разговора среди тех, ктопытается регулировать нашу экономическую деятельность. В социальных науках этатема также отсутствует — возможно, благодаря влиянию фрейдистских идей. Фрейдотверг религию, поскольку та призывала к подавлению человека, в результате чегонекоторые из нас перестали ощущать, насколько важна в человеческой жизнидуховность. Однако если мы хотим понять самих себя, необходимо прислушиватьсяне только к нашей животной природе, но и к нашим духовным побуждениям.
В прошлом соотношение между нашими духовнымиобязательствами и материальными желаниями регулировала организованная религия.По мере того, как духовность переставала быть важным элементом нашего«я», наше самоощущение все в большей степени стало определятьсяматериальными вожделениями, алчностью и пагубными пристрастия. Равновесие оказалосьнарушенным, и материальные побуждения вышли из-под контроля.
Сегодня деньги — главное отражение материального мира,того «низменного» мира, корни которого уходят в физическиепотребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же — это отражениенаших лучших свойств, способности жалеть других, «высшего» мирапоисков смысла жизни, стремления к единству и общности.
Человек — создание двойственное, материализм идуховность в нем сосуществуют. Борьба между этими двумя сторонами человеческойприроды отражается в трудах всех великих духовных вождей, учивших, что основойдуховности должна являться нормальная жизнь в материальном мире. В частности,буддисты, христиане и иудаисты разработали нормы, регулирующие экономическуюдеятельность таким образом, чтобы каждый стремился удовлетворять не только своисобственные нужды, но и нужды сообщества. Таковы идея «среднего пути»в буддизме, представление о любви к ближнему в христианстве и мицва в иудаизме.Всю историю человечества можно рассматривать как историю борьбы между силамиэгоистического материализма и голосом справедливости и жалости.
Из этого следует, что деньги тоже могут быть одним изэлементов, делающих возможными проявления духовности. Они позволяют намсострадать, воздавать должное, «любить ближнего своего». Однакопогоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям.Где проходит грань между любовью к себе и любовью к другим? Ответ на этотвопрос означает разрешение дилеммы нашей двойственной природы.
Искусственныепотребности
Мысль о том, что по мере удовлетворения наших желанийони не ослабевают, на первый взгляд, кажется противоречащей здравому смыслу.Однако кто может утверждать, что огорчение от неудовлетворенного острогожелания отправиться в отпуск на горнолыжный курорт окажется слабее мук голода?Вероятно, так уж устроен человек: как только удовлетворяются его главныежизненные потребности, тут же появляются новые.
По-видимому, мы не только стремимся удовлетворять нашижелания, но еще и создаем новые объекты вожделений. В книге «Обществопроцветания» экономист Джон Кеннет Гэлбрейт указывает, что этот аспектнашего экономического устройства — один из главных факторов, отличающих его отвсех других экономических систем, известных в истории. «Невозможновыступать в защиту производства как средства удовлетворения потребностей, еслиэто производство создает новые потребности, — пишет он. — Производство всеголишь заполняет пустоту, которую само же и создает… Именно процессудовлетворения потребностей рождает новые потребности… Тот, кто настаивает наважном значении производства для удовлетворения этих потребностей, — не ктоиной как наблюдатель, восхваляющий белку за ее старания обогнать колесо,которое она сама же и раскручивает».
Далее Гэлбрейт говорит, что экономисты не сумели обратитьдолжного внимания на то, какое значение имеет в наше время данный процесссоздания потребностей. Все еще считается, что потребности возникают сами посебе, и экономисты по-прежнему, не испытывая никаких сомнений, изыскиваютсредства удовлетворения этих потребностей. Он утверждает, что из-за такой своейслепоты экономисты уподобляются «благотворителю, которого давным-давноубедили, что в городских больницах не хватает мест. Он по-прежнему выпрашиваету прохожих деньги на открытие новых мест в больницах, не желая замечать, чтогородской врач ловко сшибает пешеходов своим автомобилем, чтобы больничныекойки не пустовали».
Создавая новые потребности, мы рождаем и новыеконфликты. Демоны живут в нас самих; они олицетворяют вожделения, неподдающиеся контролю, жажду удовлетворения потребностей, а их удовлетворение, всвою очередь, порождает новую жажду.
В сегодняшнем обществе в качестве разменной монеты,служащей удовлетворению всех этих вожделений, выступают деньги — энергия,движущая миром. В жажде денег находят свое отражение желание иметь Porsche(именно Porsche, а не просто автомобиль, на котором можно ездить); потребностьобладать загородным домом (именно загородным домом, а не просто крышей надголовой); потребность лакомиться пирожными и сластями (а не просто утолениеголода). Жажда денег — искусственная потребность, которая олицетворяет всеостальные искусственные потребности — быть стройной и красивой, а не простоздоровой и сильной; быть влиятельным и вызывать восхищение, а не просто иметьхорошую работу; потребность глубокомысленно общаться, а не просто приятнопроводить время.
Все это — искусственные потребности, и символическаяжажда денег олицетворяет непреодолимое желание их удовлетворения. Дляприобретения всех этих вещей мы предлагаем взамен свои тела, свое время, своюлюбовь и свое душевное спокойствие.
В жизни многих людей деньги оказываются главнойразменной монетой любви. Когда мы кого-то любим, то стараемся что-то от негополучить и в то же время что-то ему дать. Эта двойственность цели и придаетпроблемам любви такую сложность. Деньги влияют и на наш характер, делая наслибо эгоистами, либо альтруистами. Но если можно любить и в то же время бытьлюбимым, то, когда речь идет о деньгах, нам часто приходится выбирать междуэгоизмом и альтруизмом.
Для каждого из нас деньги составляют особый внутренниймир, скрытую жизнь, которая может никак не проявляться внешне. Внутри каждогоиз нас, возможно, сидит тайный скупец или филантроп. Мы терзаемся отмучительного чувства вины или от неутоленных желаний. Счастье и горе — частьтайного смысла денег. Каждый относится к деньгам по-своему, и для многих из насэто отношение определяет характер всех остальных наших взаимоотношений. Мывидели, что тайный смысл денег может преломляться в различных измерениях иимеет широкий диапазон проявлений, вплоть до самых крайних. Например, деньгамиможно воспользоваться, чтобы выразить свою враждебность или любовь, чтобыпомогать людям или эксплуатировать их. От того, что именно мы хотим выразитьпосредством денег, и зависит характер наших взаимоотношений с окружающими.
Однако в отношениях между людьми не бывает ни черного,ни белого: где присутствует любовь, там всегда есть и ненависть, а власть частонеразрывно связана с зависимостью. Стоит только открыто и недвусмысленновысказать какое-то мнение, как тут же приходит на ум противоположнаяинтерпретация, которая кажется столь же правдоподобной. Возможно, что, если мыхотим иметь и деньги, и любовь, следует проявлять особую терпимость к подобнойдвойственности.
Мы хотим предложить краткий обзор несколькихосновополагающих правил, которые, по нашему мнению, всякий должен понять ипринять, чтобы разумно использовать деньги в семье.
Правило первое: подлинной причиной денежных конфликтовчасто оказываются вовсе не деньги. Если в вашей семье происходит конфликт из-заденег, попробуйте посмотреть на дело пристальней. Не пытаетесь ли вы управлятьсвоей супругой (или супругом) или своими детьми? Не пытаются ли они управлятьвами? Не допущена ли какая-нибудь несправедливость? Не пытается ли кто-нибудькупить за деньги любовь? Иногда люди ссорятся из-за денег, чтобы избежать ссор,возникающих из-за каких-то более болезненных проблем. Разрешить финансовыйконфликт вы сможете только после того, как поймете, в чем его подлинная суть.
Правило второе: подлинной причиной конфликтов,возникающих в семье по различным поводам, часто оказываются деньги. Если ввашей семье происходит какой-то конфликт, возможно, на самом деле в основе еголежат деньги. Случается, что неудачный брак или проблемы с детьми, на первыйвзгляд, связаны с проблемами любви, зависимости или взаимного общения, хотяподлинная причина конфликта — деньги.
Правило третье: деньги могут стать и средствомсдерживания, и средством вознаграждения. Без колебаний используйте их при всякомудобном случае для решения возникающих проблем. Возможность получитьматериальную выгоду или угроза денежных потерь — сильные стимулы, способныезаставить человека измениться.
Правило четвертое: не существует идеального способаиспользования денег. Тайный смысл денег настолько многолик, что для разныхлюдей они олицетворяют разные вещи, и их значение изменяется со временем.Полностью избежать недоразумений и конфликтов в семье из-за денег невозможно.
Правило пятое: деньги могут сделать вас несчастным.Когда люди путают деньги с любовью, это может дорого им обойтись. Не требуйтеденег, когда вам нужна любовь, и не расплачивайтесь деньгами, когда нужнорасплачиваться любовью.
Правило шестое: быть взрослым — это значит отдавать.Все мы рано или поздно превращаемся из того, кто получает, в того, кто отдает.Если подобного превращения с вами не произойдет, у вас возникнут сложности всупружеской жизни и с детьми. Положитесь на собственную силу и влияние и дайтепроявиться вашей щедрости.
Правило седьмое: давать — это значит создаватьпотребности. Следите за тем, какие потребности вы создаете у своих детей.
Правило восьмое: давая, чтобы потом отобрать, выпорождаете обиду и злобу. Когда вы что-то даете своим детям, а потом, внаказание, отбираете то, что дали, у них возникает обида, которая можетсохраниться на всю жизнь и сделает их неудачниками.
Правило девятое: гибкость улучшает отношения. Жесткаяпозиция в денежных делах — «ты должен» — портит отношения междулюдьми. Признайте, что у других могут быть свои представления относительноденег, и вам станет легче жить.
Правило десятое: попытки перевоспитать супруга (илисупругу) обычно оказываются тщетными. Скупец всегда останется скупцом, транжира— транжирой, и часто случается так, что они оказываются супругами. Ваш супруг(или супруга) ведет себя определенным образом потому, что вы сами ведете себяопределенным противоположным образом. Если вы хотите изменить другого, сначалаизменитесь сами.
Правило одиннадцатое: недоверие отпугивает. Тот, кто,вступая во второй брак, приносит с собой подозрительность и недоверие,порожденные первым браком, создает в новой семье атмосферу отчужденности.
Правило двенадцатое: деньги сами по себе неспособныпридать вам самоуважения. Важно, как вы используете деньги во взаимоотношенияхс другими — именно это заставляет вас любить или презирать самих себя.
Правило тринадцатое: нет ничего плохого в том, чтоденьги приносят радость. Когда супруги счастливы друг с другом, им частодоставляет удовольствие вместе тратить деньги. То же самое относится и красходам на детей, которые приносят вам радость. Но чтобы деньги оставлялирадость, нужно проявлять инициативу. Учитесь наслаждаться тем, что у вас есть,не испытывая чрезмерной боязни этого лишиться.
Правило четырнадцатое: всегда внушают любовь те, ктолюбит других больше, чем деньги. Если вы хотите быть счастливым, старайтесь,чтобы другие всегда были для вас важнее, чем деньги.
Правило пятнадцатое: трудно устоять перед человеком,который умеет по-настоящему слушать. Ищите скрытые смыслы и подспудныеконфликты. Если вы дадите членам своей семьи возможность высказаться начистотуи не будете выносить поспешных суждений, то сможете обнаружить и ликвидироватьсамые разнообразные трения и обиды, возникающие из-за денег.
Чтобы принимать мудрые решения, касающиеся роли денегв ваших взаимоотношениях с окружающими, вы должны иметь мужество ставить подсомнение свои тайные убеждения и расчеты, которые, возможно, на протяжениимногих лет сужали ваш кругозор и ограничивали ваши возможности. Мы по опытузнаем, что, следуя этим правилам, вы получите большую свободу и возможностьиспользовать деньги так, чтобы сделать ваши отношения с близкими источникомудовлетворения и радости.
Списоклитературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.