Реферат по предмету "Экономика"


Государственный бюджет источники финансирования, состояние основные проблемы

--PAGE_BREAK--Таблица №2.2. Объем эмиссии еврооблигаций


Следует отметить, что на сокращение дефицита бюджета определенное косвенное влияние оказывает привлечение инвестиций, и в первую очередь иностранных. Иностранные инвестиции охотно используются всеми государствами, в том числе и странами с развитой рыночной экономикой.

Например,финансирования китайской экономики, значительно отличается от других развивающихся стран. Основным источником внешнего финансирования китайской экономики, в настоящее время, являются ПИИ, на долю которых приходится около 69% всех иностранных инвестиций, поступивших в КНР. При этом на две другие формы внешнего финансирования — кредиты и портфельные инвестиции приходится лишь 26 и 5% накопленных иностранных капиталовложений. В сравнении с развивающимися странами Латинской Америки и Азии в Китае доля ПИИ в структуре внешнего финансирования существенно выше, соответственно роль портфельных инвестиций значительно меньше Таблица №2.3.

Таблица №2.3. Сравнение структур внешнего финансирования в  развивающихся странах, в млрд. долл.
    продолжение
--PAGE_BREAK--

Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависит от действий правительства. Если финансовые средства составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитее экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвою возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает в целя латания «финансовых дыр»,  субсидирование не рентабельного производства то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики.
3.СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
  Положение государственных финансовых структур в переходный период не очень завидное. Государственный бюджет состоит из 2-х частей: доходы и расходы. Чтобы обеспечивалась доходная часть, должно работать производство. Конечно, как и в любой другой стране, бюджет должен носить социальную направленность. Однако в условиях переходного периода, когда в финансовой поддержке нуждается не только социальная сфера, но и сельское хозяйство, промышленные предприятия (например, в легкой промышленности 60 % оборудования давно морально и физически устарело), государству трудно обеспечить реализацию социальных прав граждан. И все-таки, 48% расходов государственного бюджета идет на социальные нужды, а в бюджетах местных Советов эта сумма составляет 70%. Средства направляются в такие сферы, как здравоохранение, образование и социальное обеспечение. Для обеспечения достойного уровня доходов и работающим, и пенсионерам, надо обеспечить собираемость налогов, а для этого предприятия должны выпускать конкурентоспособную продукцию (причем, желательно, чтобы экспорт превышал импорт).

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006  –  2010 годы разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь“ (ВедамасцiНацыянальнага сходу РэспублiкiБеларусь, 1998 г., № 20, ст. 222). В Программе дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, достигнутого в 2001 -2005 годах, анализ положения Республики Беларусь в мире, определены цели и задачи, основные направления и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006  –  2010 годы, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных институтов, обоснована система мер правового, социально-экономического и экологического характера по их реализации, определены необходимые ресурсы и ожидаемые социально-экономические результаты.

Среди стран СНГ в области социальной политики Беларусь всегда играла главенствующую роль. Например, мы были первыми, кто принял закон «О государственных пособиях семьям, имеющим детей». Наш закон сейчас предоставляет больше льгот, чем в других странах СНГ. У нас женщина имеет право на пособие на ребенка до 3 лет. Да, это пособие невелико, но как только у государства появляется возможность, оно увеличивает размер пособий — например, с июля 1998г. размер пособий на ребенка увеличился. В Беларуси проживает 10 млн. 200 тысяч человек, из них 2 млн. 500 тысяч — пенсионеры, более 2млн. 600 тысяч — дети.

Бюджетная система Республики Беларусь, являясь составной частью финансово-кредитной системы республики, включает в себя  самостоятельные звенья- бюджеты (областные, районные, городские, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов).

Бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законода­тельной базой, единой формой бюджетной документации, использо­ванием единой бюджетной классификации, общим порядком состав­ления и исполнения бюджетов. Оно заключается и в предоставлении необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий для составления свода бюджетов Республики Беларусь.

Кроме того, взаимодействие бюджетов всех уровней осуществля­ется через использование регулирующих доходных источников, со­здание целевых и региональных Бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Однако единство бюджетной системы не отрицает самостоятельно­сти бюджетов, которая является одним из важнейших принципов ее построения и закреплена в законодательном порядке.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием у каждого органа государственной власти собственных источников доходов и права определять направления их использования. Она находит выра­жение в том, что каждый Совет народных депутатов имеет свой бюд­жет, который самостоятельно им разрабатывается, утверждается и исполняется. Не допускается вмешательство любых органов и орга­низаций в этот процесс. Местные бюджеты нижестоящих админист­ративно-территориальных единиц не включаются в бюджеты выше­стоящих административно-территориальных единиц.

В то же время все они как самостоятельные составляющие вклю­чаются в статистический сводный бюджет территории (района, горо­да, области) и республики в целом. Это необходимо для определения общего объема централизуемых государством финансовых ресурсов, степени их централизации, выявления и анализа тенденций и зако­номерностей в развитии бюджета. Этот порядок содействует оптими­зации распределения доходов и расходов между отдельными региона­ми, сферами бюджетных отношений и на этой основе более эффективного использования бюджетных ресурсов.

С принятием Декларации о суверенитете Беларуси, расширением прав местных органов власти на новой основе возрожден не только принцип самостоятельности, но и принципы полноты бюджетов, ре­альности и гласности.

Поскольку действующий порядок формирования доходов бюдже­та, направления и объем финансирования мероприятий и организа­ций, учреждений затрагивает интересы населения республики, то не­обходимо, чтобы основные показатели бюджета доводились до сведения граждан. С этой целью законодательством Республики Бе­ларусь предусматривается публикация для всеобщего сведения Зако­на о Государственном бюджете (по республиканскому бюджету), а также отчет о его исполнении в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета, В печати оглашаются общий объем доходов и расходов, размер основных источников доходов, ассигнования по важнейшим направлениям, размеры резервных фондов и средств, направляемых на погашение государственного долга, предельный раз­мер дефицита бюджета, величина оборотной кассовой наличности и нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты. Гласность осуществляется при обсуждении проек­та бюджета в комиссиях и на сессии Верховного Совета, Она влечет за собой применение других принципов — полноты и реальности.

Принцип полноты бюджетов предусматривает детальное, полное отражение всех доходов бюджета, их источников и всех направлений расходования средств при составлении и исполнении бюджетов раз­личных уровней.

Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованны­ми соответствующими расчетами, прогнозными оценками поступле­ний доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финан­сирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий в соответствии с действующим законодательством и утвержденными государственными и региональными программами. При этом необходимо учитывать возможность привлечения дополни­тельных ресурсов в бюджет, а также возможность сокращения расходов. На основе этого принципа достигается максимальная увязка объ­емов расходов бюджета с источниками финансирования, включая собственные доходы, дотации, субсидии, субвенции из вышестоящих бюджетов, определяется реальный размер бюджетного дефицита.

Все основные принципы организации бюджетной системы закреп­лены в законе «О бюджетной системе Республики Беларусь». В соот­ветствии с этими принципами и сформирована бюджетная система.

В бюджетную систему как самостоятельные звенья включаются республиканский и местные бюджеты всех видов и уровней: област­ные, районные, городские, районные бюджеты в городах, бюджеты сельских и поселковых Советов народных депутатов. Территориаль­ные уровни бюджетов местных Советов народных депутатов опреде­лены Законом «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Ре­спублике Беларусь».

Различают первичный, базовый и областной территориальные уровни. К первичному относятся: сельские, поселковые, город­ские (без районного деления), районные в городах Советы, к базо­вому территориальному уровню относятся: городские (с районным делением), районные Советы, а к областному — областные Со­веты. Каждый из них формирует соответствующий бюджет.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней представляет собой бюджетный процесс, от которого во многом зависит воздействие бюджета на общественные процессы.

Для определения финансовой политики в соответствии с задачами социально-экономического развития Беларуси исполнительные ко­митеты областных и Минского городского Советов народных депута­тов представляют в Министерство финансов республики своды утвер­жденных бюджетов и отчеты об их исполнении.

Министерство финансов республики составляет статистический свод бюджетов по республике в целом и сводный отчет об исполнении бюджета, включающий отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов, и представляет его Кабинету Министров. Таким образом, этапы бюджетного процесса строго регламентированы зако­нодательными актами.

Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное уст­ройство, образует бюджетное право. Общие основы бюджетного права закреплены Конституцией республики и законом «О бюджетной сис­теме Республики Беларусь».

Развитие бюджетного права связано с приобретением самостоя­тельности и независимости Беларуси, расширением прав местных Со­ветов народных депутатов, усилением их роли в укреплении финан­совой базы местных Советов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населе­ния.

Все названные элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимозависимости и обеспечивают проведение еди­ной бюджетной политики государства через республиканский и мест­ные бюджеты.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более полови­ны бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих обще­республиканское значение.

Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровней их экономического и социального развития.

За счет средств республиканского бюджета могут выделяться мест­ным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов и ме­роприятий.

Республиканский бюджет является одним из главных гарантов це­лостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства.

Средства республиканского бюджета направляются в основном на:

капитальные вложения по объектам, относящимся к республикан­ской собственности, природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами;

мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС;

общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения; другие обще­республиканские целевые программы;

расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономиче­ской деятельностью;

учреждения и организации народного образования, науки, куль­туры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспе­чения республиканского подчинения;

расходы по закладке и хранению государственных резервов;

содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел;

финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы;

погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним;

образование резервного фонда Председателя Президиума Верхов­ного Совета, резервного фонда Кабинета Министров, резерва Мини­стра финансов и других целевых фондов и резервов;

другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликан­ское значение.

При определении объема и направлений расходования средств ре­спубликанского бюджета учитываются экономическая ситуация в ре­спублике и политика государства. В частности, затраты на капитальные вложения включают и расходы по переформированию и конвер­сии военного производства.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затра­ты по финансированию учреждений образования, культуры, здраво­охранения, а также специальных программ и мероприятий по соци­альной защите населения.

Средства республиканского бюджета, предусмотренные на науку, направляются на проведение фундаментальных исследований, вы­полнение республиканских научно-технических программ и проектов.

За годы независимости в Республике Беларусь была прове­дена структурная перестройка бюджетной системы. В соответствии с международными стандартами с 1998 года республика перешла на новую бюджетную классифика­цию. Тенденции изменения показа­телей консолидированного бюдже­та за прошедшие годы имели нерав­номерный характер, что характери­зуется данными, приведенными в таблице 3.1

Таблица №3.1 Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь (с учетом средств целевых бюджетных фондов), млрд. руб.



2002

2003

2004

2005

2007

2008

Доходы, млрд. руб.

3181

5747

8636

12211

19685

25966

Расходы, млрд. руб.

3236

6023

8681

12795

20615

26876

в % к ВВП

35,4

35,1

33,2

35,6

42,8

46,5

Дефицит, млрд. руб.

-55

-276

-45

-584

-929

-910

в % к ВВП

-0,6

-1,6

-0,2

-1,6

-1,9

-1,5

 Темп роста расходов консоли­дированного бюджета опережал темп роста доходов и в результате этого консо­лидированный бюджет за 2007 год (по уточненному плану) исполнялся с дефицитом 929 млрд. рублей, что составило 1,9% к  ВВП.

Заметный рост доходов и расходов обусловлен включением в состав бюджета фонда социальной защиты населения в 2007 году и инновационных фондов в 2008 году. Дефицит республиканского бюджета на 2008 год сформирован в размере 910 млрд. рублей. По отношению к прогнозируемой величине ВВП это составляет 1,5 процента, что соответствует параметрам Программы. В 2008 году, как и в текущем, сохраняется структура финансирования дефицита бюджета, то есть не предусматривается финансирование дефицита бюджета за счет кредитов Национального банка.

В разные годы дефицит бюджета Республики Беларусь финансировался из различных  источников. К примеру, дефициты 1998-2003 в основном финансировались за счет кредитов Национального банка, векселей Правительства Республики Беларусь и выпуска государственных облигаций. Дефициты 2004-2008 покрывались уже в основном за счет внешних займов (кредитов правительств иностранных государств, а также международных финансовых организаций).

          Доходы республиканского бюджета формируются за счет: отчисле­ний от акцизов; отчислений от налога на прибыль и доходы предприятий, объединений и организаций (кроме входящих в состав коммунальной собственности); отчислений от на­лога на добавленную стоимость; чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; налога на экспорт; налога на недвижимость предприятий, объе­динений, организаций, относящихся к республиканской собственно­сти; других налогов и неналоговых поступлений.

Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.

Развитие рыночных отношений сопровождается децентрализацией системы управления экономикой, разгосударствлением собственно­сти, частичной ее приватизацией, расширением прав местных Сове­тов народных депутатов, соответственно усилением роли региональ­ных бюджетов. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Сове­тов. В современных условиях расширяются функции местных органов власти, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйст­ва, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и соци­альных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финан­совой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, куль­турных и других программ и мероприятий местного и межрегиональ­ного значения. Местные Советы самостоятельно разрабатывают, ут­верждают и исполняют бюджеты соответствующих территорий в интересах населения. Через местные бюджеты реализуется государ­ственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими, сельскими и поселковыми бюд­жетами в зависимости от территориального уровня местных Советов в соответствии с законом «О местном самоуправлении и местном хо­зяйстве в Республике Беларусь» и другими законодательными акта­ми.

Финансовые ресурсы местных бюджетов формируются за счет соб­ственных (закрепленных) доходов и налогов; отчислений от общерес­публиканских государственных налогов и доходов; дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Со­ветами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов.

Местные Советы не имеют права увеличивать нормативы отчисле­ний в свои бюджеты от общереспубликанских налогов и доходов.

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на осно­ве нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов.

Предполагалось устанавливать нормативы бюджетной обеспечен­ности, исходя из экономической ситуации в республике в целом и со­циально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц. В связи с инфляционными процессами, существенными различиями в уровне развития отдельных областей, районов нормативы бюджетной обеспеченности на практике не ис­пользуются.

Средст­ва местных бюджетов расходуются в основном по следующим направ­лениям:

капитальные вложения по объектам, относящимся к коммуналь­ной собственности, экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

региональные мероприятия по социальной защите населения;

учреждения социально-культурной сферы местного подчинения;

содержание местных органов государственной власти и государст­венного управления;

содержание правоохранительных органов, находящихся в подчи­нении местных Советов народных депутатов;

возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов;

другие мероприятия и программы регионального и межрегиональ­ного значения.

Как и республиканский бюджет, местные бюджеты финансируют мероприятия по социальной защите населения, но на региональном уровне.

Следовательно, республиканский и местные бюджеты, являясь самостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуя на различных уровнях, обеспечивают осуществление проводимой пра­вительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения.

В переходный период важно эффективное методологическое и правовое  обустройство бюджетной системы, а также своевременное реформирование Бюджетной сферы.

Бюджетная реформа может включать следующие направление действий: повышение эффективности государственных расходов путем установления ответственных за их влияние на конкретный результат; усиление контроля за исполнением государственных расходов; переход к много вариантному составлению бюджета; введение среднесрочного финансового планирования государственных расходов.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :