--PAGE_BREAK--
В связи с отсутствием возможности переквалифицироваться или найти работу людям предпенсионного возраста могут быть назначены досрочные пенсии. Доля этих расходов в общем объеме расходов фонда занятости составила в 2006 г. 74,3%. В 2006 г. второй по величине статьей расходов явилось содержание службы занятости, оно составило 16,7% общего объема расходов.
Рисунок 3 — Поступление средств в Фонд занятости
Расходы на финансовую поддержку связаны с выплатой стипендий лицам, обучающимся в центрах подготовки и переподготовки кадров. Расходы на финансовую поддержку в 2006 г. составили 4,1% общего объема расходов Фонда занятости (против 25% в 2003 г.).
Расходы Фонда занятости на образование связаны с организацией работы центров переобучения и профессиональной подготовки. Доля расходов на профессиональную подготовку в 2003 г. составила 2,4% общего объема расходов фонда, в 2004 г. – 4,2%, а в 2006 г. – 5,5%. Движение средств Фонда занятости населения можно выразить в форме балансового уравнения:
ДСк = ДСн + ИДС – ИДС = 308 + 8 847 – 8 822 = 333 млрд.
Таким образом в РК сложилась система социальных внебюджетных фондов, структура которых представлена на рисунке 1
Рисунок 4 — Структура внебюджетных фондов социального назначения
2.1 Внебюджетные фонды местных органов управления
Местные финансы представляют собой экономические отношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с возложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составляющей финансовой системы государства. Они включают местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности местных органов управления.
Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления — маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного самоуправления.
В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется, и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социального, экономического, экологического, демографического характера.
На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.
Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют населению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.
Финансовые отношения в местном звене регулируются Законом «О местном государственном управлении», «Бюджетным кодексом Республики Казахстан», ежегодным «Законом о Республиканском бюджете» и другими законами о хозяйственной и финансовой деятельности.
Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюджетам, являющихся финансовой базой многогранной деятельности местных органов власти и управления.
Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахстане занимают по доходам порядка 47%, а по затратам около 49% от объемов средств государственного бюджета (2004 г.). 78% всех районных и городских (городов областного подчинения) являются дотационными (из 193 таких бюджетов). Согласно Бюджетному кодексу Республики Казахстан местный бюджет включает областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).
Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, района (города областного значения) столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице.
В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции:
1) централизация системы форм и методов управления движением финансовых ресурсов как отражение более общего процесса развития централизованных начал в управлении экономикой с целью выхода из кризиса и стабилизации;
2) децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.
Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально-экономическом развитии территорий.
Принципом администрирования финансовых отношений является возможность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшей степени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и наоборот, при хорошей контролируемости — к централизованному регулированию.
С другой стороны, регионы представляют собой части единого хозяйственного комплекса, находящегося в определенной соподчиненности и не могут существовать вне него. Содержание и характер регионального воспроизводства определяется основными закономерностями развития всего общественного воспроизводства. Поэтому предполагается необходимость централизма в управлении в разумных, обусловленных реальным состоянием производства пределах.
Доходы и расходы местных бюджетов
Структура местных бюджетов аналогична структуре республиканского бюджета и состоит из следующих разделов:
1) доходы (налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты);
2)затраты;
3) операционное сальдо;
4) чистое бюджетное кредитование (бюджетные кредиты; погашение бюджетных кредитов);
5) сальдо по операциям с финансовыми активами (приобретение финансовых активов; поступления от продажи финансовых активов государства);
6) дефицит (профицит) бюджета;
7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета (поступление займов; погашение займов; движение остатков бюджетных средств).
Поступления в областной бюджет:
Налоговые поступления: индивидуальный подоходный налог, социальный налог, по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом; ряд плат и сборов.
Неналоговыми поступлениями в областной бюджет являются:
доходы от коммунальной собственности, поступления от реализации товаров (работ, услуг), поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;
штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;
официальные трансферты из республиканского бюджета и из бюджетов районов (городов областного значения);
поступления от продажи основного капитала — государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета.
В областной бюджет зачисляются поступления от погашения выданных из областного бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, находящихся в областной коммунальной собственности, займов местных исполнительных органов областей.
Поступления в бюджет города республиканского значения, столицы.
Налоговыми поступлениями в бюджет города республиканского значения, столицы являются:
индивидуальный подоходный налог, социальный налог, налог на имущество, земельный налог, единый земельный налог, налог на транспортные средства (по нормативам распределения доходов); акцизы на все виды спирта, алкогольную продукцию, табачные изделия (произведенные на территории Республики Казахстан) икру осетровых и лососевых рыб, игорный бизнес, организацию и проведение лотерей, легковые автомобили, бензин (за исключением авиационного) и дизельное топливо.
Неналоговыми поступлениями этого уровня являются:
доходы от коммунальной собственности, поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями и разные поступления, аналогичные поступлениям в областной бюджет, но администрируемые органами управления города республиканского значения, столицы.
Поступления в бюджет района (города областного значения).
Налоговыми поступлениями в бюджет района (города областного значения) являются: индивидуальный подоходный налог, социальный налог (по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом); налог на имущество физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; земельный налог; единый земельный налог; налог на транспортные средства с физических и юридических лиц; некоторые виды акцизов.
Неналоговыми поступлениями района, города являются до-ходы, сборы, платы, соответствующие данному уровню управления.
Соотношение между отдельными категориями поступлений в местные бюджеты, в среднем по Казахстану, по данным таблицы 15.1 сложилось в пользу налоговых (61,5%), из которых преобладает социальный налог (28,0%), индивидуальный подоходный налог — 16,4%, налоги на собственность (на имущество, землю, на транспортные средства) — около 14%.
Вторым источником поступлений являются трансферты из республиканского бюджета. В среднем, они занимают около 34,8% поступлений, в бюджетных некоторых субвенциальных областей данный источник занимает до 50%, поскольку собственных налоговых и других поступлений не хватает для достижения приемлемого уровня финансирования социально-экономических потребностей. Это связано с тем, что в таких областях имеется узкая налоговая база, представленная маломощными хозяйствующими субъектами, фискальный потенциал которых невелик.
2.2 Инвестиционные фонды
Инвестиционный фонд (инвестиционная компания) – в этом качестве признается юридическое лицо, которое создается в форме акционерного общества и осуществляет деятельность по привлечению денежных средств посредством выпуска и открытого размещения собственных акций с целью последующего диверсифицированного инвестирования привлеченных средств в ценные бумаги.
В зависимости от взаимоотношений с акционерами инвестиционные фонды делятся на: взаимные фонды – открытый инвестиционный фонд и инвестиционную компанию – закрытый инвестиционный фонд.
Акционерами инвестиционного фонда могут быть любые юридические и физические лица. Все акции инвестиционного фонда являются именными.
Инвестиционный фонд имеет право на:
— Участие в управлении акционерными обществами, акции которых входят в портфель ценных бумаг данного инвестиционного фонда;
— Заключение договора с управляющими об управлении портфелем ценных бумаг;
— Установление, изменение и прекращение отношений инвестиционного фонда со всеми иными лицами, в том числе заключение договора с регистратором и катодианом;
— Требование и получение от управляющего инвестиционным фондом по любым вопросам осуществления деятельности, связанной с управлением портфелем ценных бумаг инвестиционного фонда.
Инвестиционным фондам запрещено:
— Выпускать иные виды ценных бумаг, кроме акций;
— Привлекать заемные средства от банков на срок, превышающий шесть месяцев, в размере более десяти процентов стоимости чистых активов инвестиционного фонда;
— Устанавливать ильные ограничения в приобретении контрольного пакета акций;
— Предоставлять займы любым способом;
— Продавать принадлежащие ему ценные бумаги на условиях обязательной их обратной покупки (операция РЕПО).
Наиболее важное ограничение инвестиционного фонда заключается в том, что фонд практически отстранен от оперативной деятельности в управлении собственным портфелем ценных бумаг. Вся деятельность по управлению портфелем ценных бумаг возлагается на управляющего инвестиционным фондом.
Управляющий инвестиционным фондом – юридическое лицо, осуществляющая профессиональную деятельность по управлению портфелем ценных бумаг и действующее на основании заключенного с инвестиционным фондом договора о его управлении.
Банки, за исключением инвестиционных, не вправе осуществлять функции управляющего.
Основой пассивных операций инвестиционных компаний являются вырученные денежные средства от реализации собственных ценных бумаг, акционерный капитал, резервный фонд, недвижимость компании.
Активные операции инвестиционных компаний специфичны и отличаются от подобных операций других кредитно-финансовых институтов. Основные денежные средства, вырученные от продажи собственных акций, инвестиционные компании обоих типов вкладывают в акции различных корпораций и компаний. 80% активов инвестиционных компаний составляют акции, а в последние годы, кроме того, они вкладывают средства и в облигации корпораций. Существует специализация вложений: одни компании концентрируют свои инвестиции в обыкновенных акциях, другие — в привилегированных, третьи — в облигациях. Помимо этого, существует отраслевая специализация, когда компании приобретают ценные бумаги, например, только железнодорожных компаний или машиностроительных, автомобильных, электронных корпораций.
Кредитные товарищества.
Кредитное товарищество – юридическое лицо, не являющееся банком, образованное в целях кредитования и обслуживания своих участков, осуществляющее свою деятельность на основании лицензии Национального банка на проведение ссудных и других видов банковских операций, определенных настоящим положением. Кредитное товарищество является коммерческой организацией, создается и осуществляет деятельность в таких организационно-правовых формах, как закрытое акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью.
Участниками кредитного товарищества могут быть физические и юридические лица, за исключением органов представительной, исполнительной и судебной власти, государственных предприятий и организаций, более 50% уставного капитала которых принадлежит государству, а также юридических лиц, имеющих статус компании, зарегистрированных в оффшорной зоне в соответствии с законодательством государства его регистрации.
Кредитные товарищества не вправе создавать филиалы, представительства и дочерние товарищества как на территории РК, так и за ее пределами.
Кредитное товарищество может осуществлять:
— Кассовые операции – прием, пересчет, размен, обмен, сортировка, упаковка и хранение банкнот и монет;
— Ссудные операции – предоставление кредитов в денежной форме участникам кредитного товарищества;
— Переводные операции – выполнение поручений участников кредитного товарищества по переводу денег;
— Доверительные (трастовые) операции – управление деньгами в интересах и по поручению доверителя (участника кредитного товарищества);
— Клиринговые операции для участников кредитного товарищества – сбор, сверка, сортировка и подтверждение платежей, а также проведение их взаимозачета и определение чистых позиций участников клиринга (кредитного товарищества);
— Сейфовые операции – услуги по хранению ценных бумаг, документов и ценностей клиентов, включая сдачу в аренду сейфовых ящиков, шкафов и помещений;
— Прием депозитов юридических и физических лиц – участников кредитного товарищества;
— Осуществление расчетов по поручению участников кредитного товарищества по их банковским счетам.
Помимо перечисленных операций, кредитные товарищества вправе осуществлять при наличии лицензии Национального банка следующие операции:
— Факторинговые операции – приобретение прав требования платежа покупателя товаров с принятием риска неплатежа;
— Форфейтинговые операции – оплату долгового обязательства покупателя товаров путем покупки векселя без оборота на продавца;
— Сдачу в аренду имущества с сохранением права собственности арендодателя на сдаваемое в аренду имущество на весь срок действия договора (лизинг).
Банковские и иные операции, предусмотренные действующим банковским законодательством, кредитное товарищество осуществляет в национальной валюте Республики Казахстан – тенге. Кредитное товарищество может открывать корреспондентский счетов Национальном банке, сего согласия, или в банках второго уровня.
Кредитное товарищество может создаваться и осуществлять свою деятельность в следующих организационно-правовых формах:
— закрытое акционерное общество;
— товарищество с ограниченной ответственностью.
Участниками кредитного товарищества могут быть физические и юридические лица (резиденты и нерезиденты), за исключением органов представительной, исполнительной и судебной власти, государственных предприятий и организаций, более пятидесяти процентов уставного капитала которых принадлежит государству, а также юридических лиц, имеющих статус компаний, зарегистрированных в оффшорной зоне в соответствии с законодательством государства его регистрации. Количество участников кредитного товарищества, созданного в форме товарищества с ограниченной ответственностью, должно быть не менее двух и не более пятидесяти, в форме закрытого акционерного общества — не более ста.
Кредитные товарищества не вправе создавать филиалы, представительства и дочерние товарищества как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.
Минимальный размер уставного капитала устанавливается Правлением Национального банка.
Регулирование и контроль Порядок прекращения деятельности кредитных товариществ
Для обеспечения финансовой устойчивости и стабильной деятельности кредитных товариществ, защиты интересов их депозиторов Национальный банк осуществляет регулирование деятельности кредитных товариществ путем установления пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению кредитными товариществами норм и лимитов.
Нормативные значения и методика расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, а также перечень, формы и сроки представления финансовой, регуляторной и бухгалтерской отчетности кредитными товариществами, в том числе ответственность за их нарушения, устанавливается отдельными нормативными правовыми актами Национального банка.
Требования по классификации активов и условных обязательств и расчету провизий по ним применяются к кредитным товариществам в порядке, установленном для банков.
Кредитные товарищества обязаны предоставлять в Национальный банк любую информацию по его запросу, включая сведения о собственных средствах, в том числе и находящихся за пределами Республики Казахстан, произведенных и производимых ими операциях, размерах предоставленных и полученных кредитов и иные сведения. продолжение
--PAGE_BREAK--