В Беларуси параметры воспроизводства населения меньше, чем требуется для замещения поколений, ожидаемая продолжительность жизни сокращается, чрезвычайно высока смертность в трудоспособном возрасте – особенно мужчин (а на селе ожидаемая продолжительность жизни у мужчин далеко не достигает пенсионного возраста).
В 2007 году была утверждена Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 годы с целью создания условий для предотвращения дальнейшего ухудшения демографической ситуации. Ее основные задачи – повышение качества жизни семей с детьми, улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана здоровья матери и ребенка, снижение заболеваемости и смертности населения, оптимизация внутренних и внешних миграционных потоков с учетом национальных демографических интересов. Постановка именно этих задач была обусловлена сложившейся в стране демографической ситуацией: низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности.
Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений в расчете на одну женщину репродуктивного возраста) составил 1,210, среди городских женщин – 1,112, среди сельских – 1,625. Это означает, что в Беларуси параметры воспроизводства населения почти в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений.
Особенностью смертности в республике является сверхсмертность мужского населения. В 2006 году общий коэффициент смертности мужчин составил 16,1 промилле, женщин – 12,6 промилле. Дифференциация отмечается и в показателях смертности городского и сельского населения. В 2006 году общий коэффициент смертности сельского населения превышал аналогичный показатель для городского населения в 2,2 раза.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2005 году по сравнению с 1990 годом сократилась в целом на 2,3 года (у мужчин – на 3,4 года, у женщин – на 0,5 года) и составляла в 2005 году 68,8 года – для всего населения, 62,9 года – для мужчин и 75,1 года – для женщин. У мужчин в сельской местности она была на 6,7 года меньше, чем у мужчин, проживающих в городах, а у женщин – на 3,4 года.
Внешние миграционные потоки характеризовались положительным сальдо – численность прибывающих в Беларусь превышала численность выбывающих из страны. Всего за 1996 – 2005 годы миграционный прирост составил 104 тыс. человек; около 80% прибывших – лица моложе трудоспособного возраста и в трудоспособном возрасте. Вместе с тем, роль миграционного прироста в смягчении процесса депопуляции постоянно уменьшалась.
В результате реализации комплекса мероприятий, предусмотренных в Программе, в 2010 году достигнуты целевые показатели рождаемости, миграции, продолжительности жизни.
Рост рождаемости в 2004-2009 г.г. обусловлен взаимодействием нескольких основных факторов. Первый – чисто демографический. Позитивно отразились благоприятные сдвиги в половозрастной структуре населения, которые проявились не только в увеличении численности женщин репродуктивного возраста, но и в существенном улучшении ее возрастной структуры за счет роста доли женщин в возрасте 20-29 лет. В то же время увеличение рождаемости было обусловлено частичной реализацией отложенных рождений 90-х годов прошлого столетия.
Второй фактор – социально-экономический, связанный с реализацией комплекса мер государственной политики, направленной на усиление поддержки семей с детьми. Прежде всего, это увеличение размеров государственных пособий на детей, оказание многодетным семьям финансовой помощи в погашении задолженности по льготным кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) жилья, предоставление молодым семьям финансовой поддержки для погашения задолженности по выданным нельготным кредитам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни, предоставление налоговых льгот семьям с детьми.
Удалось достичь поставленной задачи по увеличению ожидаемой продолжительности жизни при рождении с 69,4 лет в 2006 г. до 70,4 лет в 2010 г. Однако величина данного показателя отстает от соответствующих показателей в развитых странах мира на 10-15 лет и даже ниже, чем были на территории нашей страны в 50-е – 80-е годы.
Также обеспечено положительное сальдо внешней миграции – в 2010 году 10,3 тыс. человек.
Вместе с тем, уровень достигнутых показателей недостаточен для стабилизации численности населения страны. В результате республика, как и раньше, не воспроизводит свое население, и его численность продолжает уменьшаться.
Следует учитывать также, что в первом десятилетии ХХI века половозрастная структура населения Беларуси способствовала росту количества родившихся детей и уменьшению количества умерших. Вступление в активный детородный возраст малочисленных когорт родившихся в 90-е годы отрицательно повлияет в дальнейшем на динамику количества родившихся детей в стране во втором и третьем десятилетии XXI века. С выходом в пенсионный возраст лиц, родившихся после войны, увеличится количество умерших.
Таким образом, второе и, частично, третье десятилетие будут достаточно сложными для республики в отношении ее демографического развития.
Сегодня к числу наиболее негативных явлений и тенденций демографического развития республики следует отнести:
— депопуляцию;
— высокий уровень смертности населения;
— старение населения;
— снижение социальных норм детности;
— снижение степени фактической реализации сложившейся потребности в детях и уровня рождаемости, не обеспечивающего простое замещение родительских поколений;
— негативные трансформации института семьи (высокий уровень разводов, нарастание количества консенсуальных браков, рождение детей у женщин, не состоящих в официально зарегистрированном браке, увеличение числа неполных семей с детьми, социальное сиротство и т.д.).
Одна из проблем современной демографической ситуации в Беларуси – сокращение рождаемости до уровня, который уже многие годы не обеспечивает простое возмещение родительских поколений: воспроизводство населения – 65%.
Сокращение рождаемости и сохранение этой тенденции в перспективе обусловят уменьшение спроса на услуги социальных отраслей (здравоохранение, образование) – сокращение родильных домов, детских садов, школ и соответственно сокращение занятости в этих отраслях. Снижение рождаемости также негативно повлияет и на возрастную структуру населения, ее трудовой потенциал.
Серьезной проблемой для воспроизводства населения Беларуси является высокий уровень смертности. И необходимо подчеркнуть тот факт, что четвертая часть всех смертельных исходов приходится на трудоспособное население, а среди мужского населения на трудоспособный возраст приходится треть смертей. Высокая смертность, особенно мужчин в трудоспособном возрасте, приводит к серьезным потерям трудового потенциала страны.
Демографы прогнозируют, что тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте сохранится достаточно длительное время. Кроме того, в ближайшие годы начнет уменьшаться не только численность, но и доля населения в трудоспособном возрасте. Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, старение населения будет сопровождаться увеличением демографической нагрузки и соответственно увеличением расходов государства на пенсионное обеспечение и социальное обслуживание пожилых людей.
В связи с этим при разработке новых программных документов в области демографического развития страны следует учитывать это, и предусмотреть меры, препятствующие развитию негативных явлений или смягчению последствий, которые невозможно предотвратить. Основные усилия должны быть сосредоточены на реализации мер, направленных на увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, и особенно, продолжительности жизни мужского населения страны; снижение преждевременной, особенно предотвратимой, смертности. Среди причин смертности лиц трудоспособного возраста практически на равных фигурируют болезни системы кровообращения – 31,8% и внешние причины (утопления, убийства, самоубийства, отравления алкоголем, случаи, связанные с транспортными средствами) – 31,7%. И 85,0% умерших по этим причинам составляют мужчины.
Меры, направленные на сокращение уровня смертности населения, особенно в трудоспособных возрастах, являются на современном этапе наиболее реальным путем уменьшения депопуляции в Беларуси.
Решение этих задач должно осуществляться за счет совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи населению; раннего выявления и лечения болезней системы кровообращения, новообразований, профилактики травматизма. Значительное внимание должно уделяться вопросам популяризации здорового образа жизни, предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании.
Одной из важных задач социальной политики государства является дальнейшее совершенствование системы социальных услуг для пожилых людей.
Чрезвычайно важно в ближайшей перспективе в максимально возможной степени увеличить государственную поддержку семей, чтобы повлиять на более полную реализацию репродуктивных установок, способствовать рождению вторых и последующих детей в семьях.
Для семьи главный вопрос – жилищный. И решать эти вопросы необходимо, применяя различные формы поддержки: ипотека, строительные сбережения, кредитование. Представляется актуальным рассмотреть, например, вопрос о введении «семейного капитала» при рождении второго ребенка и использовать его на жилищные нужды.
Также необходимо проработать дополнительные механизмы для обеспечения приоритетного стимулирование рождения вторых, третьих детей, увеличить единовременные и ежемесячные пособия по уходу за детьми, развивать и внедрять иные формы поддержки семей.
Необходимо внедрение новых технологий и форм профилактики таких негативных явлений как отказ от детей, социальное сиротство, детская преступность.
Дальнейшее создание условий для сокращения числа детей, лишенных родительской опеки, является одной из масштабных задач предстоящего пятилетнего периода. Требует также улучшения качество жизни воспитанников и выпускников интернатных учреждений, совершенствование системы подготовки их к самостоятельной жизни.
Самое пристальное внимание также необходимо уделить разработке мер, направленных на оптимизацию миграционных процессов. Следует усилить работу по привлечению мигрантов трудоспособного возраста в Республику Беларусь путем разработки мер по их финансовой и правовой поддержке. Необходимо также осуществлять мероприятия по интеграции и адаптации беженцев и лиц, которым предоставлена дополнительная или временная защита; продолжить мониторинг эмиграционных процессов, изучить возможность создания экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Республики Беларусь.
Очевидно, что большинство предложенных мер потребуют значительных финансовых затрат и из республиканского бюджета и из средств Фонда социальной защиты населения. Но эта та цена, которую общество должно будет заплатить за свое будущее.