План
1. Государственнаяинвестиционная политика: понятие, значение
2. Методыгосударственного регулирования инвестиционной активности
3. Современнаяинвестиционная политика России
Список используемой литературы
1. Государственная инвестиционная политика: понятие, значение
Государственная инвестиционная политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционнойдеятельности, она содержит: 1) определяет цели; 2) определяет направления; 3)определяет формы государственного управления инвестиционной деятельностью вРоссийской Федерации.
Основными целями государственной инвестиционной политики являются:мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности;преодоление спада инвестиционной активности; реализация государственных целевыхкомплексных программ строительства; обеспечение структурных преобразований иповышение эффективности капитальных вложений.
Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так иинвестиции частных инвесторов и юридических лиц.
Объекты и субъекты:
Объекты инвестиционнойдеятельности: вновь создаваемые и модернизированные фонды и оборотные средства,ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция,имущественного права, права на интеллект собственность.
Субъекты: инвесторы, заказчики,исполнители, пользователи объектов, поставщики, банковские, страховые ипосреднические организации, инвестиционные биржи.
Инвестор – основной субъект, которыйосуществляет вложение собственных и заемных средств, и обеспечивает их целевоеиспользование.
Инвесторами могут быть:органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом илиимущественными правами; отечественные физические(ФЛ) и юридические лица(ЮЛ);иностранные ФЛ и ЮЛ, государства, международные организации.
Заказчиками могут быть:инвесторы, любые ФЛ и ЮЛ, уполномоченные инвестором осуществляющие реализациюинвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и инуюдеятельность другого участников инв. процесса.
Пользователи: инвесторы,другие ФЛ и ЮЛ, государственные и муниципальные органы, иностранныегосударства, международные организации.
К основным принципаминвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:
— снижение реальныхпроцентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций вреальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета идальнейшего снижения инфляции;
— проведение налоговойреформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектоврынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующейналоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
— осуществления процессареформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
— формированиеорганизационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с цельюстимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешнихинвесторов;
— повышение эффективностииспользования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсногоразмещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетныхинвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частныминвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованиембюджетных средств.
Основные направления инвестиционной политики:
1. Определение приоритетов в инвестиционной деятельности. Приоритетыотдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам,а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующихпроизводств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов.Центр тяжести перенести с нового строительства на техническое перевооружение иреконструкцию предприятий.
2. Оптимизация затрат на государственные программы инвестиций с учетомреального положения дел в экономике. Предоставление субсидий из бюджетажизненно важным отраслям народного хозяйства.
3. Расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.
4. Сокращение бюджетного финансирования инвестиций и соответственноувеличение сферы негосударственного инвестирования. В 1998 — 2002 гг. Правительство нам чает винвестиционной программе финансирование по схеме 1 рубль государственных на 4рубля частных вложений. Использование государственного заказа на капитальноестроительство как одной из норм реализации инвестиционных государственныхпрограмм.
5. Повышение эффективности капитальных вложений сокращение сроков окупаемостизатрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают болеебыструю окупаемость.
Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных вложений», предусмотрено:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности,осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
• совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации ииспользования амортизационных отчислений;
• установления субъектам инвестиционной деятельности специальныхналоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
• защиты интересов инвесторов;
• предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условийпользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательствуРФ;
• расширения использования средств населения и иных внебюджетныхисточников финансирования жилищного строительства и строительных объектовсоциально-культурного назначения;
• создания и развития сети информационно-аналитических центров,
осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценоксубъектов инвестиционной деятельности;
• принятия антимонопольных мер;
• расширения возможностей использования залогов при осуществлении
кредитования;
• развития финансового лизинга в РФ;
• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
• создания возможностей формирования субъектами инвестиционнойдеятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемойв форме капитальных вложений, путем:
• разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностраннымигосударствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средствфедерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;
• формирования перечня строек и объектов технического перевооружения дляфедеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федеральногобюджета;
• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий поинвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также за счетсредств бюджетов субъектов РФ;
• размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средствбюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов;
• проведения экспертизы инвестиционных проектов;
• защиты российских организаций от поставок морально устаревших и
материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования,
конструкций и материалов;
• разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществленияконтроля за их соблюдением;
• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и
законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
• предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торговв соответствии с законодательством РФ.
2. Методы государственного регулирования инвестиционной активности
Государственное регулирование экономики — это система мер государствапосредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическоеразвитие общества.
Методы государственного регулирования:
— Косвенные (экономические) методы:
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических(косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретномсоотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковываютсвободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказываютрегулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможениедеятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, нормуобязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государствооказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения,динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы,стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономикивводит экономические меры, снижающие эту активность.
Кэкономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансоваяполитика.
Денежно-кредитнаяполитика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения икредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильностицен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основнымнаправлениям денежно-кредитной политики относятся:
•операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
• политика учетнойставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулированиепроцента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
• изменение нормыобязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банкиобязаны хранить в Центральном банке (без процентов).
Финансовойполитикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовыхресурсов, их распределению и использованию на основе финансовогозаконодательства страны. Финансовая политика складывается из двухвзаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики(бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов игосударственных расходов).
Некоторыеэкономисты к экономическим методам государственного регулирования относят такжесистему государственного программирования, которое рассчитано на решениекрупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику" целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы,конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различныхкритериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. Посрокам государственного программирования различают:
• краткосрочныепрограммы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.
• среднесрочныепрограммы, рассчитанные на 3—5 лет.
• долгосрочныепрограммы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
Пообъектам государственного программирования программы подразделяются на:
• общегосударственныепрограммы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентирыэкономического и социального развития. Эти программы направлены нарегулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
• региональныепрограммы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторыхстранах для социально-экономического развития регионов используют региональноепланирование;
• целевыепрограммы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например,научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;
• отраслевыепрограммы, направленные на развитие отдельных отраслей;
• чрезвычайныепрограммы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится вкризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф,ведения военных действий.
Спомощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки,осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.
Наибольшеераспространение государственное программирование получило в странах ЗападнойЕвропы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущемурегулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программышироко применяются и в развивающихся странах.
Следуетотметить, что государственные программы носят рекомендательный, а недирективный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять необязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку засчет экономических и социальных ресурсов всего общества.
— Прямые(административные) методы:
Как мыуже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулированияиспользуются также и административные методы.
Кадминистративным методам регулирования экономики относят такие меры, какзапрещение, разрешение, принуждение.
Запрещение— это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным самопроизводство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целяхобеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретитьследование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.
Разрешение— это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления.Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности,экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждениеосновано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например,при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.
Административныеметоды регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающейсреды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют приразработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за ихсоблюдением.
Экономическиеи административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любойэкономический регулятор применяется или изменяется после принятиясоответствующих государственных решений, а также контролируется государственнойслужбой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. Вто же время административные методы должны быть экономически обоснованы.
Системаинструментов регулирования экономики.
Реализацияцелей экономической политики предполагает использование определенныхинструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования.Ведущими элементами данного механизма (как это исторически сложилось) выступаютфинансовая (фискальная) и денежно-кредитная политика. В качестве общихпринципов использования экономических инструментов можно отметить следующиеаспекты:
— Эффектрегулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики.
— Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетанияприменяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключатьсяне только между различными целями экономической политики, но и междуиспользуемыми средствами).
— Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующегомеханизма предполагает четкое знание его структуры. Как известно, принятовыделять в системе государственного регулирования две формы: экономическую иадминистративную (т.е. институционально-правовую).
— Кэкономическим инструментам относят те действия государства, которые имеют нестолько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методахвлияния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупноепредложение, степень централизации капитала, социальные, структурные ирегиональные элементы экономики).
— Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия,которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задачапринимаемых мер при этом — создание наиболее разумных для частного сектораправовых рамочных условий. Степень активности применения административных мерможет быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчивоони проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоевнаселения, а также в сфере охраны окружающей среды.
— Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять напрямые и косвенные методы, воздействия на экономику.
Методыпрямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства,при котором поведение субъектов экономики основано не столько насамостоятельном экономическом выборе, сколько — на предписаниях государства. Вкачестве примера назовем влияние ни логового законодательства. В каждой странезаконом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмезднуюпередачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесуопределен также порядок расчета амортизационных отчислений (в зависимости отметодики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величиныприбыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедурыправительства.
Методыкосвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо напринимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы присамостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам,которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действийможно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также- модуляцию налоговых ставок.
Обаметода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. Вкаждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако вомногом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовойполитики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования,в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый планвыходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является тообстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализациюфинансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственногоаппарата. В отличие от этого, центральный банк имеет, согласно конституциимногих стран, относительно самостоятельный статус.
С точкизрения более конкретного, прагматического подхода разумно обозначить дваведущих инструмента, используемых правительством для регулирования:
•воздействие с акцентом на использование государственных финансов (финансоваяполитика)
•воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная,денежно-кредитная политика).
Указанныеварианты классификации, безусловно, связаны между собой.
Висторическом развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенногоперемещения эпицентра регулирования с прямых методов — на косвенные.Финансово-бюджетные процессы (т.е. преимущественно прямые методы) активнонарастали уже с середины XIXв., достигнув пика своего развития к 60-м гг. XX в. Отметим, что финансовая поли тика стояла в эпицентрекейнсианской системы регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметноувеличиваться лишь с первой трети XX в.Установка, которой придерживаются сегодня правительства разных стран, — наиболее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствуетприроде рыночного механизма (т.е. монетарную политику).
3. Современнаяинвестиционная политика России
На сегодняшний день,можно с уверенность говорить, что инвестиционная политика, как и финансоваяполитика, выступает составной частью экономической политики государства.Инвестиционная политика — это важный рычаг воздействия, как на экономикустраны, так и на предпринимательскую деятельность ее хозяйствующих субъектов.
Формирование механизмовактивизации государственной инвестиционной политики становиться ключевымфактором для перехода российской экономики к устойчивому росту. Важнейшиминаправлениями государственной инвестиционной политики являются: усилениегосударственной поддержки приоритетных направлений экономического развития,создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующейинвестиции в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политикифедерального центра и регионов.
Продуктивнаяинвестиционная политика государства тесно связана с амортизационной политикой,научно-технической политикой, политикой в отношении иностранных инвестиций идр. Все они являются составными частями экономической и социальной политикигосударства, должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.
На фоне вышеизложенногоможно говорить, что инвестиционная политика не может осуществляться безосновных механизмов ее реализации, выражающиеся в:
— в выборе источников иметодов финансирования инвестиций;
— в определении сроковреализации;
— в выборе органов,ответственных за реализацию инвестиционной политики;
— в создание необходимойнормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций;
— в созданиеблагоприятных условий для привлечения инвестиций.
Так же необходимо учесть,что государственная инвестиционная политика имеет в своей структуре:отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политикупредприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей являетсягосударственная инвестиционная политика, так как она создает условия испособствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.
В понятие отраслевойинвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетныхотраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и обороннуюбезопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорениенаучно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственныхпропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.
Структура региональнойинвестиционной политикой состоит из системы мер, проводимых на уровне региона испособствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений ихнаиболее эффективного и рационального использования в интересах населениярегиона и отдельных инвесторов.
Инвестиционная политика вкаждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующимифакторами:
1. экономической исоциальной политикой, проводимой в регионе;
2. величиной имеющегосяпроизводственного потенциала;
3. природно-климатическими условиями;
4. оснащенностью энергосырьевымиресурсами;
5. географическим местонахождением игеополитическим положением;
6. состоянием окружающей среды;
7. демографической ситуацией;
8. привлекательностью региона для иностранныхинвестиций и др.
В современных условияхвсе большее значение приобретает инвестиционная политика отдельных коммерческипредприятий и организации. Под инвестиционной политикой коммерческогопредприятия и организации следует понимать ряд комплексных мероприятий,обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств винвестиции с целью обеспечения финансовой устойчивости работы предприятия вближайшей и дальнейшей перспективе. Инвестиционная политика предприятия исходитиз стратегических целей его бизнес-плана.
Приоритетаминаправлениями инвестиционной политики РФ является модернизация и развитиеобъектов производственной инфраструктуры, модернизация коммунальной сферы,инвестиции в объекты социальной сферы, адресная поддержка проектов по повышениюконкурентоспособности экономики, проектов военного значения, модернизацияоборонно-промышленного комплекса и Вооруженных сил, модернизация судебнойсистемы.
Инвестиционная политикаохватывает инвестиции государства, частных инвесторов и юридических лиц.
К основным направлениямданной политики относятся:
1. Формированиеприоритетов в инвестиционной деятельности (финансирование государственныхцелевых программ, социальных объектов, расширения и модернизации основныхфондов производства и строительства объектов).
2. Предоставление болеерасширенных прав предприятиям-инвесторам в инвестировании средств.
3. Сокращение бюджетногофинансирования инвестиций и увеличение сферы негосударственного инвестирования.
4. Повышениеэффективности капитальных вложений за счет объектов, дающих более быструюокупаемость. То есть стремление к получению наибольшего прироста продукции инационального дохода на каждый рубль затрат, так как потеря управляемостиинвестиционным комплексом негативно отражается на народном хозяйстве ипромышленности.
Государство, осуществляясвое воздействие на инвестиции, опирается на закон про инвестиционнуюдеятельность в Российской Федерации, осуществляющаяся в форме капитальныхвложений.
Если говорить, обобъемах, структуре и динамики привлечения инвестиций, то можно говорить, очеткой положительной динамике, а соответственно и эффективности мероприятийпроводимых государством в данном направлении.
Объем инвестиций восновной капитал, миллион рублей,
значение показателя за год 2004 2005 2006 2007 2008 Российская Федерация 2865013.9 3611109 4730022.9 6716222.4 8764864.1
/>
На основании диаграммыможно сделать вывод, что в период последних 5-ти лет наблюдается четкаяположительная динамика увеличивающая объем инвестиций в основной капитал.
Говоря обинвестициях в основной капитал мы подразумеваем совокупность затрат, направляемых на создание ивоспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а такжереконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению ихпервоначальной стоимости, приобретение, машин, оборудования, транспортныхсредств, на формирование основного стада, многолетние насаждения и т.д.)
Инвестиции восновной капитал приведены без затрат на приобретение основных средств, бывшихв употреблении у других организаций, и объектов незавершенного строительства.Начиная с 2001г. инвестиции в основной капитал учитываются без налога надобавленную стоимость.
СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ ВОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( в процентах к итогу) 2003 2004 2005 2006 2007 Инвестиции в основной капитал — всего 100 100 100 100 100 в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,1 4,1 3,9 4,8 5,1 рыболовство, рыбоводство 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 добыча полезных ископаемых 16,0 15,4 13,9 14,6 15,2 из нее: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 14,5 14,0 12,4 13,3 13,8 добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 1,5 1,4 1,5 1,3 1,4 обрабатывающие производства 15,6 16,4 16,4 15,6 15,4 из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 3,8 3,3 3,1 2,7 2,6 текстильное и швейное производство 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,03 0,04 0,03 0,05 0,04 обработка древесины и производство изделий из дерева 0,6 0,6 0,6 0,4 0,4 целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 0,8 0,8 0,7 0,7 0,6 производство кокса и нефтепродуктов 1,5 1,4 1,4 1,4 1,3 химическое производство 1,4 1,3 1,6 1,7 1,6 производство резиновых и пластмассовых изделий 0,4 0,5 0,5 0,4 0,5 производство прочих неметаллических минеральных продуктов 0,9 1,2 1,3 1,1 1,5 металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 2,9 3,5 3,8 3,7 3,3 в том числе металлургическое производство 2,5 3,2 3,4 3,4 2,9 производство машин и оборудования 0,7 1,0 0,9 1,0 1,0 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5 производство транспортных средств и оборудования 1,3 1,2 0,9 1,0 1,1 в том числе: производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 0,7 0,7 0,5 0,5 0,7 производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств 0,6 0,5 0,4 0,5 0,4 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 6,6 6,9 6,8 6,3 7,4 строительство 4,9 3,5 3,6 3,7 3,5 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,5 3,5 3,6 3,5 3,4 из них:
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и
ремонт 0,3 0,2 0,4 0,4 0,4 оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,2 2,3 2,1 1,7 1,7 розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 1,0 1,0 1,1 1,4 1,3 гостиницы и рестораны 0,4 0,3 0,4 0,4 0,3 транспорт и связь 22,3 22,7 24,5 23,6 21,9 из них связь 4,8 5,4 5,4 4,5 4,4 финансовая деятельность 1,2 1,4 1,4 1,1 1,2 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,7 17,3 16,8 17,0 17,3 из них научные исследования и разработки 0,7 0,6 0,5 0,5 0,5 государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 1,6 1,7 1,6 1,7 1,6 образование 1,4 1,8 1,9 2,1 2,3 здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,0 2,5 2,6 2,7 2,7 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,6 2,4 2,5 2,8 2,6
Индекс физического объемаинвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году), процент, значениепоказателя за год 2004 2005 2006 2007 2008 Российская Федерация 113.7 110.9 116.7 122.7 109.76
/>
На основанииданных приведенных в диаграмме, где демонстрируется динамика индексафизического объема инвестиций в основной капитал рассчитываемый в сопоставлениицен, видно что сама динамика имеет скачкообразный характер и самым низкимпоказателем является 2008 год, что может объясняться мировым финансовым иэкономическим кризисом.
ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ,ПОСТУПИВШИХ ОТ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТОРОВ, ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2003 2005 2006 2007 Млн. долл. США В процентах к итогу Млн. долл. США В про-центах к итогу Млн. долл. США В процентах к итогу Млн. долл. США В процентах к итогу Всего инвестиций 29699 100 53651 100 55109 100 120941 100
в том числе по видам
экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 154 0,5 156 0,2 325 0,6 468 0,4 рыболовство, рыбоводство 38 0,1 22 0,0 23 0,0 49 0,0 добыча полезных ископаемых 5737 19,3 6003 11,2 9152 16,6 17393 14,4 из нее:
добыча топливно-энергетических
полезных ископаемых 5149 17,3 5164 9,6 7772 14,1 15860 13,1
добыча полезных ископаемых,
кроме топливно-энергетических 588 2,0 839 1,6 1380 2,5 1533 1,3 обрабатывающие производства 6522 22,0 17987 33,5 15148 27,5 31948 26,4 из них: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 1012 3,4 1210 2,2 1393 2,5 2907 2,4
текстильное и швейное
производство 21 0,1 20 0,0 12 0,0 57 0,0 производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 6 0,0 13 0,0 4 0,0 3 0,0
обработка древесины и
производство изделий из дерева 320 1,1 512 1,0 535 1,0 528 0,4 целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 234 0,8 269 0,5 482 0,9 934 0,8 производство кокса и нефтепродуктов 175 0,6 8113 15,1 3957 7,2 4353 3,6 химическое производство 369 1,2 1440 2,7 1570 2,8 1637 1,4
производство резиновых и
пластмассовых изделий 316 1,1 264 0,5 350 0,6 324 0,3
производство прочих
неметаллических минеральных продуктов 215 0,7 640 1,1 624 1,1 865 0,7
металлургическое производство и производство готовых
металлических изделий 3071 10,3 3420 6,4 3723 6,8 15229 12,6
в том числе металлургическое
производство 2802 9,4 3087 5,8 3283 6,0 14904 12,3
производство машин и
оборудования 83 0,3 637 1,2 537 1,0 927 0,8
производство электрооборудования, электронного и оптического
оборудования 131 0,4 162 0,3 182 0,3 276 0,2
производство транспортных
средств и оборудования 192 0,7 948 1,8 1426 2,6 3015 2,5 в том числе:
производство автомобилей, прицепов и полу-
прицепов 173 0,6 863 1,6 1251 2,3 2894 2,4
производство судов, летательных и космических аппаратов и
прочих транспортных средств 19 0,1 85 0,2 175 0,3 121 0,1
производство и распределение
электроэнергии, газа и воды 35 0,1 328 0,6 307 0,6 822 0,7 строительство 101 0,3 228 0,4 713 1,3 2911 2,4
оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10527 35,5 20461 38,2 13089 23,7 47310 39,1 из них:
торговля автотранспортными
средствами и мотоциклами, их
техническое обслуживание и
ремонт 179 0,6 219 0,4 295 0,5 518 0,4
оптовая торговля, включая
торговлю через агентов, кроме
торговли автотранспортными
средствами и мотоциклами 10010 33,7 19574 36,5 11830 21,5 45538 37,7
розничная торговля, кроме
торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;
ремонт бытовых изделий и
предметов личного пользования 338 1,2 668 1,3 964 1,7 1254 1,0 гостиницы и рестораны 23 0,1 52 0,1 32 0,1 59 0,1 транспорт и связь 1114 3,8 3840 7,2 5297 9,6 6703 5,5 из них связь 688 2,3 3287 6,1 4701 8,5 3295 2,7 финансовая деятельность 781 2,6 1813 3,4 4698 8,5 4450 3,7
операции с недвижимым
имуществом, аренда и
предоставление услуг 4583 15,4 2602 4,9 5998 10,9 8414 7,0 из них: управление эксплуатацией жилого фонда - - 0,0 0,0 19 0,0 17 0,0
научные исследования и
разработки 47 0,2 16 0,0 29 0,1 395 0,3
государственное управление и
обеспечение военной безопасности; обязательное социальноеобеспечение 4 0,0 0,0 0,0 1 0,0 48 0,0 образование 0,1 0,0 0,1 0,0 1 0,0 3 0,0 здравоохранение и предоставление социальных услуг 7 0,0 15 0,0 52 0,1 68 0,1
предоставление прочих
коммунальных, социальных и
персональных услуг 73 0,3 144 0,3 273 0,5 295 0,2
Общий объем инвестиций, поступившийот иностранных инвесторов
/>
Анализируя данные таблицыи диаграммы мы наглядно видим, что совокупный объем инвестиций от иностранныхинвесторов имеет тенденцию роста, в таблице не представлен 2008 год в силуотсутствия официальных данных Федеральной государственной статистической службыРФ. Но можно предположить, что динамика будет иметь незначительное снижения всилу возможных финансовых затруднений на фоне мирового финансового иэкономического кризиса.
На сегодняшний деньРоссийский рынок для иностранных инвесторов является весьма многообещающей. Этообъясняется тем, что в России отсутствует существенная конкуренция со сторонынациональных предпринимателей, наличие относительно дешевой рабочей силы, поотношению к Европе, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынокпотребления, и, самое главное, высокий процент прибыли, во много разпревышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делаютотечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.
Но, не смотря на наличиестоль привлекательных составляющих, иностранные инверторы не очень торопятсявкладывать свои капиталы в российские предприятия, хотя с 2007 годпродемонстрировал рост на 45,56%, но все, же один год положительной динамикиэто не показатель. Таким образом, выявляя основные причины низкойинвестиционной привлекательности со стороны иностранных инвесторов, может объясняться:
— нестабильностьюэкономической и политической ситуации;
— не совершенствованием ипротиворечивостью законодательство;
— неясностью вопределении прав собственности;
— отсутствие реальныхльгот и привилегий для иностранного капитала;
— нестабильностью рублякак национальной валюты;
- непредсказуемостьюизменений в налоговой системе и др.
Наряду с этим возрастаетроль государственных мероприятий по привлечению иностранных инвестиций. Всемероприятия можно структурировать и свести в две основные группы. К первойотносятся действия, направленные на снижение темпов инфляции, рисков дляиностранных инвесторов в России и гарантированные выплаты по внешним долгам. Ковторой — мероприятия правительства, которые снижают налоги для иностранныхинвесторов и облегчают таможенные условия.
Таким образом,продуктивная инвестиционная политика государства тесно связана самортизационной политикой, научно-технической политикой, политикой в отношениииностранных инвестиций и др. Все они являются составными частями экономическойи социальной политики государства, должны вытекать из нее и способствовать еереализации.
Список используемой литературы
1. Об инвестиционной деятельности в РоссийскойФедерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: ФЗ № 39-ФЗ от 25.02.1999
2. Белоусова О. Государственные инвестиционныепрограммы // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 5. С. 82 – 92.
3. Борисов А. И. Инвестиционная политикагосударства в рыночной экономике // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 4. С. 325– 327.
4. Гребенюк А. Новые механизмы формированиярегиональной инвестиционной политики // Налоги. 2007. № 5. С. 26 – 35.
5. Исабекова О. Инвестиционная политикаи её составляющая // Инвестиции в России. 2007. № 9. С. 25 – 31.
6. Рожков Ю. В., Степанова В. С., СарвароваЕ. П. Инвестиции: учеб. пособие. – Хабаровск: ХГАЭП, 2007. – 120 с.
7. Три стадии страховых инвестиций: инвестиционнаяполитика // Эксперт. 2007. № 22. С. 110 – 113.