Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное агентство по сельскому хозяйству
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Вятская государственная сельскохозяйственная академия
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
«Государственный сектор в экономике современной России:
экономические и социальные функции»
Выполнила: Кольцова У.А.
Специальность:бухгалтерский учет анализ и аудит
Курс: IV
Форма обучения: заочнаяформа обучения
(2-е высшее)
Год приема: 2007
Руководитель: ГагариновВ.И.
Регистрационный № накафедре __________
Работа поступила накафедру « »_____ 2007 г.
Киров 2007
Оглавление
Введение
1 Государственный сектор
1.1 Понятие государственного сектора
1.2 Масштабы государственного сектора
1.3 Регулирующее воздействие государственногосектора
2 Государственный сектор в экономике современнойРоссии
2.1 Масштабы государственного сектора в экономикеРоссии
2.2 Государственные финансы РФ
2.3 Стабилизационный фонд РФ
Заключение
Список литературы
Приложение А
Введение
Современный мир- это мир смешанных экономик. Основную массу товаров и услуг в нем производят иреализуют частные предприятия, стремящиеся к извлечению прибыли. В то же времянемалую роль играют некоммерческие организации, которые не получают прибылилибо не рассматривают ее в качестве определяющей цели своей деятельности.Многие некоммерческие организации, а зачастую и некоторые предприятия находятсяв собственности государства. Вместе с тем государство в существенной меревлияет на деятельность и тех предприятий и некоммерческих организаций, которыеему не принадлежат. Воздействие государства на них осуществляется с помощьюправового регулирования, кредитно-денежной политики, налогообложения и программобщественных расходов.
Применительно ксмешанной рыночной экономике ответы на фундаментальные вопросы: что, как и длякого производится, не могут ограничиться одними лишь указаниями на частныеблага, механизмы функционирования прибыльных предприятий и интересыиндивидуальных потребителей, непосредственно проявляющиеся на рынке. Экономикагосударственного сектора имеет дело с закономерностями и практическимипроблемами, которые связаны с производством общественных и коллективных благ,экономическими механизмами достижения социальных целей и внерыночнымвзаимодействием интересов.
Одной из причин,обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики,является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситуациях решатьзадачи развития инфраструктуры, реконструкции некоторых отраслейпромышленности, обеспечения народного хозяйства дешевыми электроэнергиейсырьем, финансирования и организации в общегосударственных масштабах научно — исследовательских, экспериментальных и опытно — конструкторских работ. Решениеэтих задач вынужден взять на себя государственный сектор экономики.
Предполагается,что:
1. государство, подобно предприятиям и некоммерческим организациям функционируетв рыночной среде, а потребность в его участии в экономической жизни возникает втех и только тех случаях, когда свободное действие рыночных сил не обеспечиваетоптимального размещения и использования ресурсов;
2. цели государственных органов и способы их достижения, а также стратегиипредприятий и некоммерческих организаций в конечном итоге определяютсяинтересами индивидов и формируются в ходе их взаимодействия;
3. государство использует, прежде всего, финансовые инструменты реализациисвоих целей (налоги, общественные расходы).
Цель даннойработы дать целостное представление о тех проблемах, которые решает экономикагосударственного сектора, рассмотреть позиции государственного сектора вэкономике современной России на основе самых последних статей, книг,постановлений правительства, таблиц которые показывают самые последние данные.
1Государственный сектор
1.1 Понятиегосударственного сектора
Подгосударственным сектором экономики чаще всего понимают комплекс хозяйственныхобъектов, находящихся полностью или частично в собственности федеральныхорганов власти и субъектов Федерации. В других определениях включаются еще ихозяйственные объекты, принадлежащие местным государственным органам власти.
Такоеопределение государственного сектора сужает его понимание и сводит по существук государственной собственности. Действительно, государственная собственность –ключевое звено государственного сектора, но его понятие значительно шире.Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия иразлична их роль в системе регулирования.
Государственныйсектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся враспоряжении государства.
Ресурсы,которыми распоряжается государство — это не только организации, находящиеся вего собственности, но и доходы и расходы бюджета. Важнейшая рольгосударственного сектора – аккумуляция и перераспределение значительныхденежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенноймодели экономики. Соответственно государственный сектор не тождественсовокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также вформах налогообложения и программ общественных расходов. В современнойсмешанной экономике именно эти формы более всего определяют лицогосударственного сектора.
1.2 Масштабыгосударственного сектора
Ресурсы, спомощью которых государство участвует в общественной жизни, — это, с однойстороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой — доходы и расходыбюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором — об их потоке.Такого рода двойная характеристика экономического потенциала присуща, вообщеговоря, любому субъекту хозяйства, причем доля частного лица или фирмы всовокупном запасе ресурсов нации, как правило, примерно равна доле их дохода внациональном доходе, по крайней мере в долгосрочном плане, Ведь поток ресурсов(доход) в определенном смысле порождается их запасом (физическим иличеловеческим капиталом), и в эффективно функционирующей рыночной экономикераспределяется в соответствии с факторными вкладами. Особенность государствасостоит, однако, в том, что, пользуясь законным правом принуждения, оносистематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственногосектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его долив совокупном капитале.
В странах сразвитой рыночной экономикой обычно существует консенсус в отношении того, чтоперераспределению подлежат скорее доходы, чем факторы производства, которыедолжны находиться, в основном, в распоряжении частного сектора. Соответственноудельный вес государственного сектора в доходах и расходах общества вбольшинстве случаев превосходит его удельный вес как в совокупном капитале, таки в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.
Необходимо,впрочем, отметить два обстоятельства. С одной стороны, государство частоконтролирует огромные ресурсы, которые не получают надлежащей экономическойоценки в качестве потенциальных или реальных факторов производства. Это,например, земли, не находящиеся в сельскохозяйственном обороте, охраняемыеприродные и культурные ценности нации и др. С другой стороны, расходыгосударства в конечном счете характеризуют услуги, предоставляемые им нанерыночной основе, однако этот момент, как и предыдущий, подчас остается втени. Таким образом, и запас, и поток ресурсов государственного секторачастично изъяты из рыночного оборота, что сказывается на экономическихизмерениях и может создавать неадекватное представление о«паразитизме» государства.
В качественепосредственного поставщика товаров и услуг государственный сектор, какправило, занимает прочное положение прежде всего в таких отраслях, какобразование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика,коммунальное хозяйство и некоторых других. Предприятия и организации,принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении почтовых услуг,в сфере железнодорожных и авиаперевозок (исключениями являются США и, в меньшейстепени, Япония), а в ряде стран, например в Великобритании, Германии, Италии,Нидерландах, Франции, — и в электроэнергетике. В некоторых странахгосударственный сектор относительно широко представлен даже в обрабатывающейпромышленности. Это касается, в частности, сталелитейной промышленностиАвстрии, Италии, Франции, Швеции, британской, голландской и французскойавтомобильной индустрии, судостроения Великобритании, Италии, Испании, Швеции.
Однако, какследует из предыдущего изложения, непосредственная поставка товаров и услуг нарынок является хотя и важной, но все же не основной формой участия государственногосектора в экономической жизни. Роль и масштабы этого сектора наиболееконцентрированно выражаются не его долей в совокупном капитале или товарноймассе, производимой для реализации, а скорее, удельным весом государственныхдоходов и расходов в национальном доходе, валовом национальном или валовомвнутреннем продукте. Другими словами — величина государственных финансов. Онивключают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местныхорганов власти всех уровней, а в ряде стран — и некоторые внебюджетные фонды.Государственные финансы — важнейшая составная часть хозяйственного механизмалюбой страны и в то же время рычаг, с помощью которого правительствовоздействует на весь процесс производства и распределения.
Ростгосударственных расходов в развитых странах исторически был, прежде всего,связан с расширением военных ассигнований — особый вклад здесь внесли Первая иВторая мировые войны. Однако в дальнейшем все более весомую роль стали игратьаспекты экономического и особенно социального характера. Именно последниевызвали колоссальный рост государственные расходов и значительно расширилимасштаб перераспределения национального дохода в пользу государства во всехиндустриально развитых странах. Это началось со второй половины XX столетия ипродолжалось до его конца, о чем наглядно свидетельствует таблица 1.2.1.
Таблица 1.2.1 – Государственныерасходы и социальные трансферты* (% от ВВП) Страна Германия Франция Италия Великобритания США Япония 1960 Все расходы 36,8 29,7 - 34,5 27,1 25,5 Трансферты 18,1 13,4 13,1 10,2 7,3 4,0 1970 Все расходы 39,1 40,3 34,7 39,1 30,7 19,2 Трансферты 19,5 16,7 16,9 13,2 10,4 5,7 1980 Все расходы 48,3 46,1 41,9 44,9 33,7 32,6 Трансферты 25,7 22,6 21,2 16,4 15,0 11,9 1995 Все расходы 49,5 53,7 51,9 43,4 33,1 35,6 Трансферты 22,0 25,0 20,0 15,0 15,0 15,0 2000 Все расходы 44,3 47,9 43,8 37,8 33,6 38,1 Трансферты 18,7 18,1 16,7 13,3 15,0 16,0 2005 Все расходы 44,8 48,8 43,5 39,8 35,0 - Трансферты 19,5 18,4 17,4 13,3 12,2 11,2
Расходы насоциальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение (кромеобразования)
Как видим, долясоциальных расходов в ВВП непрерывно возрастала. Вместе с ними увеличивалась идоля государственных расходов, которая к началу XXI столетия достигла вевропейских странах примерно 50%, а в США и Японии — от 33 до 35%, Если кприведенным выше показателям социальных расходов (трансфертов) добавить расходына здравоохранение (а это 6 — 8% ВВП), то они превысят половину всехгосударственных расходов. Удельный вес военных расходов в настоящее времяневелик: от 1% (Япония) до 4 — 6% ВВП (США и Франция).
В течениепоследних двух десятилетий в странах Запада идут серьезные реформыгосударственного сектора. Их цель — повысить его эффективность и сократитьгосударственные расходы, которые в условиях рыночный экономики практическидостигли своего потолка. Государство полностью или частично уходит из многихсфер деятельности. И в то же время растет концентрация ресурсов в тех областях,которые изначально выпадают из сферы рыночных отношений. Главным направлениемвоздействия государства на экономический рост сегодня стало повышение качествачеловеческого капитала. На первый план теперь выступают улучшение системыобразования, подготовки и переподготовки кадров рабочей силы, совершенствованиесистемы здравоохранения.
Значительнойостается роль государства в финансировании и организации научно — исследовательских работ. Доля государственных расходов (прежде всего, наподдержку фундаментальных работ) в развитых странах Европы колеблется от 40 до55% (в Японии — примерно 20%). В то же время все большее значение приобретаютсмешанные формы финансирования. Целевые программы по ключевым направлениямнауки и техники предполагают объединение финансовых, материальных ичеловеческих ресурсов многих звеньев: государства, корпораций, университетов,многочисленных учреждений, специализирующихся на оказании всякого рода деловыхуслуг. Правительства развитых стран, стремясь максимально сконцентрироватьфундаментальные научные исследования, поощряют создание особых «технологическихполюсов», или «технологических парков», вокруг крупных университетов,институтов и исследовательских центров.
1.3Регулирующее воздействие государственного сектора
Государственныйсектор в рыночной экономике активно используется как средство регулирования длядостижения многих государственных социально-экономических целей. Так, вусловиях ухудшения конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложениясокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, не сокращаются.Правительственные органы стремятся противодействовать спаду производства иросту безработицы.
Регулирующеевоздействие государственного сектора на экономику многообразно. К регулирующимфункциям можно отнести:
1. совершенствованиеструктурной политики;
2. созданиеновых объектов или расширение и реконструирование старых в тех сферахдеятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал поступаетнедостаточно. Например, государственный сектор играет огромную роль в научно-исследовательскихи опытно-конструкторских разработках, подготовке и переподготовке кадров;
3. увеличениеинвестиций в государственный сектор.
Регулирующеевоздействие на экономику государственный сектор оказывает через воздействие наполитику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный илизначительный пакет акций. Управляя пакетами акций компаний, государственныеорганы имеют возможность регулировать инвестиции, а за счет управления пакетамиакций банков можно направлять определенные ресурсы коммерческих банков сгосударственным участием на кредитование инвестиционных проектов в соответствиис государственными программами.
Государственныйсектор через Центральный банк РФ выполняет регулирующие функции на финансовомрынке: определяет процентные ставки; осуществляет операции на рынке ценныхбумаг; оказывает воздействие на валютный курс и т.п. Тем самым государственныйсектор активно влияет через кредитно-денежную политику на экономический рост.
Аккумулируязначительные средства в бюджете, государство выступает в роли кредиторакоммерческих банков, частных фирм и компаний, а нередко оно само становитсязаемщиком.
Финансовымирегулирующими функциями государственного сектора являются:
1. извлечениепредпринимательской прибыли с последующим перечислением ее части в бюджет;
2. наполнениедоходной части бюджета за счет налоговых и иных обязательных платежейпредприятий с участием государственного капитала.
Эти функцииочевидны. Сложнее обстоит дело с определением роли и места приватизацииобъектов государственной собственности как финансового инструмента.Приватизация должна решать не отдельные задачи, связанные с единовременнымпополнением бюджета, а осуществляться в соответствии с единой государственнойполитикой по управлению государственным имуществом.
Государственныйсектор представляет собой важный инструмент реализации социальной политики.
Активно участвуяв рыночных отношениях путем свободного заключения договоров купли-продажи,контрактов, заказов и т.п., государство как собственник тем самым воздействуетна рынок, на его цены, соотношение спроса и предложения, использованиересурсов.
Государство напредприятия государственного сектора влияет в направлении развития импортозамещения,выравнивания территориальных условий для развития бизнеса.
Из многообразиярегулирующих функций государственного сектора следует выделить деятельность,направленную на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций сцелью обеспечения продовольственной безопасности государства.(8)
2 Государственныйсектор в экономике современной России
2.1 Масштабыгосударственного сектора в экономике России
В России втечение всего периода перестройки на рыночную основу шел сложный и трудныйпроцесс: отход от полностью огосударствленной экономики, создание частногорыночного сектора и выделение собственно государственного (общественного). Кнашим дням лицо страны кардинальным образом изменилось — во всяком случае, вотношении собственности. С 1996 по 2005 год доля всех предприятий, находящихсяв государственной собственности, снизилась с 14,3 до 3,6%, а доля частныхпредприятий выросла с 63,4 до 79,2% (без учета таких форм собственности, какмуниципальная, общественная, религиозных организаций, смешанные и иностранные).Государство ушло почти из всех основных отраслей промышленного производства,сохранив за собой позиции в области инфраструктуры.
И тем не менеесказанное не означает, что государство (на фоне трудностей переходного периода)должно было вовсе отказаться от использования остающихся у него рычаговэкономического влияния на развитие экономики. Более того, позиции государства внастоящее время расширяются: усиливается его контроль путем скупки акций,приобретения контрольного пакета акций в ведущих корпорациях страны и внедренияв их советы директоров представителей государства. Важным становитсягосударственно — частное предпринимательство, особенно в крупныхинфраструктурных проектах.
Государствовладеет высоколиквидными материальными активами и является одним из самыхкрупных собственников. Государству в России принадлежит 1/3 всей собственности.
Структурагосударственной собственности включает: федеральные государственные предприятияи учреждения; акционерные общества и другие предприятия, имеющиегосударственную долю в уставном капитале; недвижимое имущество. С 2003 г. доля государственного сектора оценивается по новой методике с учетом предприятий,контролируемых государством не напрямую.
Федеральныегосударственные унитарные предприятия и учреждения. Федеральная собственностьпередается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям — на правеоперативного управления. Контроль государства за использованием этойсобственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям — эффективноили неэффективно она используется, по отношению к учреждениям — по назначениюили нет.
В форме федеральныхгосударственных унитарных предприятий, по данным на 1 сентября 2001 г., существовали 9855 предприятий, в форме учреждений — 34864 (по данным Министерстваимущественных отношений РФ — Минимущество России). Количество унитарныхпредприятий значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересамгосударства, к тому же функции по управлению унитарными предприятиями четко неразделены между федеральными органами исполнительной власти.
Руководителиунитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этихпредприятий, самостоятельно принимают решения о направлениях использованияприбыли.
Акционерныеобщества и другие предприятия, имеющие государственную долю в уставномкапитале. В зависимости от степени участия государства в уставных капиталахакционерные общества распределяются следующим образом.
Государствоявляется акционером в 2500 акционерных обществах (АО), где его доля превышает25% уставного капитала. Всего же государство участвует в 3900 товариществах иобществах. В отношении 580 АО используется специальное право на участиеРоссийской Федерации в их управлении — «золотая акция». В 84 акционерныхобществах государство владеет 100% акционерных капиталов; в 615 акционерныхобществах — более 50% акций; в 1601 акционерном обществе — 25-50% акций; в 1713акционерных обществах — менее чем 25%.
Дивиденды пофедеральному пакету акций составили; в 1995 г. -115 млн руб.; в 1996 г.-118; в 1997 г.-270,7; в 1998 г. — 574,6 млн руб.; в 1999 г. — 6,15 млрд руб. (в ценах 1998 г.). Данные свидетельствуют о том, что государство по своимакциям получает крайне низкие дивиденды, однако наблюдается тенденция ростаэффективности использования федеральной собственности.
От приватизациигосударственной собственности федеральный бюджет в 2001 г. получил более 10 млрд руб. Из 2287 приватизированных предприятий основную долю составилипредприятия торговли (15,7%) и жилищно-коммунального хозяйства (9,3%).
В программеприватизации 2002 г. предусматривалось продать пакеты акций 363 предприятий, главнымобразом тех предприятий, где государству принадлежит менее 25% акций (по даннымМинимущества России). Такой размер пакета не позволяет проводить собственнуюполитику и ничего не дает государству.
Недвижимоеимущество. Государство является собственником недвижимости. Продажанедвижимости и сдача в аренду могут быть существенными источниками пополнениягосударственной казны и приносить государству ощутимую прибыль.
В Федеральнойсобственности находятся объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн м2:из них 123 млн м2 — некоммерческого использования и 214 млн м2 — коммерческого использования.
Доходы от арендысоставили: в 1995 г. — 95,5 млн руб., в 1996 г. -223 млн руб., в 1997 г. — 305 млн руб., в 1998 г. — 466,6 млн руб. (в ценах 1998 г.)
Приведенныеданные показывают устойчивую тенденцию повышения доходности недвижимости.Однако эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, чтослужит основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.
Зарубежнаясобственность оценивается в 2,7 млрд долл. США. Главная проблема управлениязарубежными объектами федеральной недвижимости — перераспределение полномочиймежду их ведущими балансодержателями: Управлением делами Президента РФ и МИДРФ.
Таким образом,несмотря на масштабность владений государства, ему не удается до настоящеговремени сделать их бюджетными донорами.
У государстваесть огромный сектор федеральной собственности — земля. Государству необходимоисполнять свои функции в области земельных отношений.
В настоящеевремя ситуация в этой области улучшилась. Принят Земельный кодекс РФ.Функционирование приватизированных предприятий, которым не принадлежализемельные участки, где они располагались, приводило к снижению возможностейпривлечения инвестиций. Отсутствие механизма разграничения прав собственностина землю между уровнями власти (федеральный, субъектов Федерации, местногосамоуправления) порождает произвол.
Несмотря на то,что в целом доля продукции государственного сектора в общем объеме продукциирезко снизилась в отдельных отраслях и сферах, он сохраняет ведущие позиции.
Доля продукциигосударственного сектора по отраслям национальной экономики отличается.
Удельный объемпродукции, производимой государственным сектором экономики втопливно-энергетическом комплексе (ТЭК), достиг половины общего объемапроизводства. Наименьшие объемы продукции госсектора в общем объеме составляли:в машиностроении — 1%, в черной металлургии — 1,5%, в цветной -2,4%.
В гражданскоммашиностроении в 2000 г. в состав государственного сектора экономики входили168 предприятий.
В составехимического комплекса находились 154 предприятия государственного сектора, изних 8 акционерных обществ — с преобладающей долей государства (более 50%), Вхимической и нефтехимической промышленности удельный вес продукции государственногосектора в общем объеме продукции составил 10%, микробиологической — 19,медицинской — 21%. В оборонном комплексе — почти половину.
Таблица 2.1.1 – Отраслевая структура государственногосектораОтрасль Удельный объем продукции, произведенный государственным сектором, к общему объему (%) Топливно-энергетический комплекс 46 Черная металлургия 1,5 Цветная металлургия 2,4 Гражданское машиностроение 1 Химическая и нефтехимическая промышленность 10 Микробиология 19 Медицина 21 Оборонный комплекс 49 Лесопромышленный комплекс 5 Предприятия связи 88 Транспортные перевозки 58,4 Сельскохозяйственное производство 17,4 Общий объем производства 8,9
Из таблицы 2.1.1видно, что удельный вес перевозок государственного сектора в общем объемеперевозок составил в 2000 г. 58,4%. Предприятия железнодорожного транспортасохраняются в государственной собственности полностью. Самая высокая доля услуггосударственного сектора — в связи. Здесь удельный вес платных услуг населению,предоставляемых государственным сектором, составляет 42% общего объемапредоставляемых услуг.
Пожилищно-коммунальным услугам доля государственных предприятий — 70,9%, поуслугам учреждений культуры — 58,9, услугам пассажирского транспорта — 56,9,санитарно — оздоровительным услугам — 25,8%. В общем количестве научныхорганизаций удельный вес организаций государственной формы собственностисоставляет 73%.
Объем и составгосударственной собственности на федеральном уровне должен позволятьгосударству успешно выполнять
возложенные нанего функции. Вместе с тем в любом случае приложение государственного капиталаосуществляется в сферах, где действие рыночных механизмов оказываетсянедостаточно эффективным или они вступают в противоречие с общенациональнымиинтересами.
Общие параметрыгосударственного сектора:
— объемреализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляетболее 20% российского ВВП;
— в десяткенаиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежатгосударству;
— «Газпром»,формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройкумировых лидеров;
— долягоссектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне неменее 50% ВВП.
Крупнейшиегосударственные компании можно разделить на несколько групп предприятий,монопольно контролирующих определенные виды деятельности:
— инфраструктура– транспортная (РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт»,«Госкорпорация по организации воздушного движения»), коммуникационная(«Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ,«Газпрома», РЖД, РАО «ЕЭС»), энергетическая («ЕЭС России», «Росэнергоатом»,ТВЭЛ);
— добыча иэкспорт сырья − «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром», дочка«Газпрома» нефтяная компания «Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть»). По даннымОрганизации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпанииконтролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;
— оборонно-промышленный комплекс – «Росавиакосмос», судостроение, авиационнаяпромышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государствопытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся напроизводстве отдельных видов вооружения. Пока этот процесс идет очень медленно,но неуклонно продолжается;
— финансовыйкомплекс – государственные банки и негосударственные, но так или иначеаффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, преждевсего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк,Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития,НПФ «Газпром», «СОГАЗ» и т.д. Доля около двух десятков таких кредитныхорганизаций в совокупных активах сектора приближается к 40%. Сбербанкконтролирует около 54% рынка банковских вкладов физических лиц. Группировкагосбанков активно растет. Внешторгбанк, в свое время купивший Гута-банк ипреобразовавший его в ВТБ-24, в этом году поглотил санкт-петербургскийПромстройбанк. Газпромбанк объявил о своих планах купить в разных регионахРоссии 3-5 мелких банков и преобразовать их в свои филиалы. В будущем году рядэтих банков (ВЭБ, Росэкимбанк, Российский банк развития) войдут в создаваемую«Национальную корпорацию развития» (Банк развития), которая, кроме прочего,станет оператором созданного при федеральном бюджете инвестиционного фонда;
— информационныйкомплекс – включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг«Газпроммедиа», контролирующий многие средства массовой информации (НТВ,«Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (RENTV и др.), «Российская газета» и другие издания, включая издания Федеральногособрания, министерств и ведомств.(12)
2.2 Государственныефинансы РФ
За годыперестройки структура государственных расходов в России изменилась,приблизившись к структуре бюджетных расходов стран с рыночной экономикой. В нейтакже (в результате снижения доли военных расходов и ассигнований на нуждынародного хозяйства) значительное место заняли социальные расходы (Приложение Аи таблица 2.2.1). К сожалению, эти показатели еще очень далеки от европейских.
Таблица 2.2.1 –Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально –культурные мероприятия в 2005 г Млрд. руб. В процентах к итогу Расходы — всего 3642,0 100 в том числе на образование 801,8 22,0 на культуру, кинематографию и средства массовой информации 153,8 4,2 на здравоохранение и спорт 797,1 21,9 на социальную политику 1889,3 51,9
Напомним, чтоконсолидированный бюджет – это сумма центрального (федерального) бюджета ибюджетов регионов. В последние годы соотношение между ними менялось в пользуцентра: если в 2000 году оно составляло 50:50, то к настоящему времени – примерно60:40. Это говорит о развитии процессов централизации в Российской Федерации,усилении власти и возможностей центра распоряжаться ресурсами страны. Не будемздесь вдаваться в вопрос, в какой мере это соответствует интересам регионов,тем более, что интересы эти очень разные (одни — у регионов-доноров, другие удотационных регионов). Тема эта особая, дискуссионная, если к тому же учесть,что в стране начал претворяться в жизнь закон о местных органах власти, которыйпредполагает передачу части средств региональных бюджетов на более низкийуровень — муниципалитетам и другим органам местной власти. Рассмотрим роль,которую играет федеральный бюджет. Сопоставим структуру консолидированногобюджета и структуру бюджета федерального (таблица 2.2.2)
Таблица 2.2.2 –Структура расходов консолидированного и федерального бюджетов России в 2005году (%)Структура расходов Бюджет консолидированный федеральный Все расходы 100,0 100,0 Государственное управление 4,6 3,0 Оборона, правоохранительные органы 16,6 27,0 Поддержка реального сектора* 20,0 6,6 Социальные расходы 31,0 13,0 Обслуживание государственного и муниципального долга 5,0 8,8 Помощь другим бюджетам - 32,4
Промышленность, энергетика, сельское хозяйство, транспорт исвязь, дорожное и жилищно-коммунальное хозяйство.
Как видим,федеральный бюджет несет основную нагрузку по расходам на оборону страны и ееправоохранительные органы и по обслуживанию государственной задолженности. Атреть его расходов перераспределяется в пользу регионов.
Способностьгосударственного сектора поставлять общественные блага и осуществлятьперераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законнымправом принуждения, государство имеет возможность извлекать доходы не только засчет реализации товаров и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именноналоги — основная форма доходов современного государства, обеспечивающая егофункционирование.
Доходыобщественного сектора складываются из налоговых поступлений, а также доходовпринадлежащих государству предприятий и организаций (таблица 2.2.3). Налоги вданном случае понимаются широко. Они включают все виды доходов, аккумулируемыхгосударством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему правапринуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способовформирования, влияния налогов на хозяйство и путей оптимизации налоговойсистемы относится к числу важнейших задач экономики государственного сектора.
Таблица 2.2.3 –Распределение доходов консолидированного бюджета Российской Федерации поуровням бюджетной системы в 2005 г Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации Доходы- всего 5127,2 2999,9 из них: налог на прибыль организаций 377,6 955,3 налог на доходы физических лиц 0,0 707,0 единый социальный налог 267,5 0,4 налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1025,7 0,1 на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 446,5 - акцизы по подакцизным товарам (продукции): производимым на территории Российской Федерации 89,5 146,6 ввозимым на территорию Российской Федерации 17,6 - налоги на совокупный доход - 71,7 налоги на имущество 0,0 253,1 налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 872,3 56,3 задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 9,8 33,2 доходы от внешнеэкономической деятельности 1680,9 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 80,3 154,9 платежи при пользовании природными ресурсами 57,9 15,1 безвозмездные поступления 86,6 442,3 доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 56,2
Например, налог нафизических лиц в развитых странах дает от четверти до 40% всех налоговых поступлений.У нас – всего 17%. И неслучайно: подавляющая часть населения настолько ещебедна, а преуспевающее меньшинство лишь начинает привыкать платить налоги«добровольно» (и то в основном под нажимом налоговых органов), что рассчитыватьна быстрое расширение базы личного подоходного налога не приходится.
Изменитьналоговую структуру и сделать ее более адекватной рыночной экономике,ориентированной на рост, можно, но для этого требуется повысить благосостояниешироких слоев населения. И в то же время глубокая дифференциация уровня доходовв России вряд ли и дальше будет оправдывать существующую системуиндивидуального налогообложения, когда все уровни доходов облагаются по единойшкале – в 13%.
2.3 Стабилизационныйфонд РФ
Говоря огосударственных финансах России – этой важнейшей составной частигосударственного сектора, — нельзя не сказать о Стабилизационном фонде.
Стабилизационныйфонд Российской Федерации (далее — «Фонд»), основанный 1 января 2004 года,является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечиватьсбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой(установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сортаЮралс).(1)
Фондспособствует стабильности экономического развития страны, является одним изосновных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционноедавление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятныхколебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Фондаккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налогана добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс,превышающей базовую цену. (1)
Средства Фондамогут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижениицены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объемиспользования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральномбюджете на соответствующий финансовый год.
В 2005 годусредства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направленана выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионногофонда Российской Федерации в следующих объемах:
1. 93,5млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашениедолга перед Международным валютным фондом;
2. 430,1млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) — на погашение долга передстранами-членами Парижского клуба;
3. 123,8млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) — на погашение долга передВнешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов РоссийскойФедерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственноговнешнего долга Российской Федерации;
4. 30млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытиедефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
Средствами Фондауправляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управлениеопределяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия поуправлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком РоссийскойФедерации по договору с Правительством Российской Федерации.
Согласнопредназначению Фонда — служить стратегическим финансовым резервом государства,его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств,перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
ПравительствоРоссийской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерацииполномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков иутвердило порядок управления средствами Фонда.
В соответствии сутвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществлятьсяследующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
1. путемприобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранныхгосударств;
2. путемприобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетахпо учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России.За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачиваетпроценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждаетсяМинистерством финансов Российской Федерации.
В настоящеевремя Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фондасогласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в БанкеРоссии). При этом согласно утвержденному Министерством финансов РоссийскойФедерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учетусредств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает наостатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей,сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования ккоторым утверждены Правительством Российской Федерации.
ПравительствоРоссийской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранныхгосударств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:
— долговыеобязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии,Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов,Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, еврои английских фунтах стерлингов;
— долговыеобязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочнойкредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств«Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard &Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства«Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);
— долговыеобязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска иобращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп(погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их квыкупу (погашению) эмитентом;
— долговыеобязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств)и номиналы которых являются фиксированными;
— долговыеобязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет неменее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларахСША, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро,и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств,номинированных в фунтах стерлингов;
— долговыеобязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными длячастного (непубличного) размещения.
В настоящеевремя средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:
Доллар США – 45%;
Евро – 45 %;
Фунт стерлиногов– 10 %.
Министерствофинансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанныйнорматив срока до погашения, которые являются действительными для обоихупомянутых выше методов управления Фондом.
Министерствофинансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остаткахсредств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств ииспользовании средств Фонда в отчетном месяце.
Министерствофинансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерациив составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовыеотчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании. (2)
ПравительствоРоссийской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовыеотчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации иСовет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлениисредств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности обисполнении федерального бюджета.
Заключение
Государство какспецифический сектор экономики характеризуется определенным ресурсным потенциалом,разнообразными технологиями, взаимосвязями между населением и организациями,механизмами подготовки, принятия и реализации решений. Совокупность ресурсов,находящихся в непосредственном распоряжении государства, образуетгосударственный сектор хозяйства. Государственный сектор экономики – это сферадеятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих исоциально значимых благ. Государственный сектор является достаточно сложнымобразованием и значительной мере пересекается с государством. В его составвходят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды игосударственные предприятия и другие объекты госсобственности.
Итак, основныесферы деятельности государственного сектора:
1. Производство общественныхблаг, главная особенность которых -совместное потребление: оборона, охранапорядка, образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение,уборка мусора и т.п.
2. Защита общества от «внешнихэффектов» рыночной деятельности — прежде всего, защита природы, воздушной иводной среды.
3. Регулирование производства вотраслях, где возникают условия для «естественной монополии» (производство ираспределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь, водоснабжениеи т.п.).
4. Корректировка неблагоприятныхсоциальных последствий рыночной экономики, рождающих (или закрепляющих)социальное неравенство, безработицу, бедность.
Это те сферыдеятельности, где частный сектор заведомо не может справиться с удовлетворениемпотребностей общества и более того — наносит прямой вред, обостряет социальныепроблемы.
Формирование вРоссии жизнеспособного государственного сектора экономики является актуальнойпроблемой. Эффективность общественного сектора обеспечивается его рамками испособностью государства развивать частный сектор, служащий одним из основныхисточников формирования общественного сектора в экономике страны. Структураобщественного сектора в регионах может быть представлена структурой активнойчасти консолидированного бюджета субъекта Федерации. Общая сумма бюджетныхресурсов региона является показателем емкости общественного сектора, а с ростомзначения этого показателя позволяет усиливать социальную составляющуюэкономической политики субъекта Федерации.
Списоклитературы
Официальныезаконодательные документы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации».
Информация изежегодников
3. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб./Росстат. – М., 2006.– С. 614-616
Журналы и газеты
4. И. Осадочная Зачем рыночной экономике нужен государственный сектор? //Наука и жизнь.– 2006. – №6 – С. 54-60.
5. А. Нещадин, О. Кузнецов, В. Кашин Российская экономика: тенденцииогосударствления// Общество и экономика. – 2007 – №8 – С. 3-27.
6. А. Селезнев Об эффективности управления государственной собственностью//Экономист. – 2007 — №6 – С. 3-12.
7. Г. Мальгинов Государственный сектор в России: рост вширь и вглубь?//Общество и экономика – 2006 — №11-12 – С. 48-56.
Монографии,учебники, пособия
8. Бабшкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики:Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 480с.
9. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики:Учебник/ Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2004. – 620с.
10. Экономика:Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С.Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.
11. ЯкобсонЛ.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов.Учебник. – М.: Наука, 1995. 276 с.
Электронные ресурсыудаленного доступа
Приложение
Таблица 1 – Распределениедоходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по уровнямбюджетной системы в 1995 – 2004 гг. (миллиардов рублей; до 1998 г. — трлн.руб.)Структура расходов Годы 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Расходы в целом: 247,0 342,8 468,1 422,4 653,8 1032,1 1330,2 1687,2 1984,3 2373,0 1. самоуправление 7,5 11,8 18,9 20,2 31,5 47,9 69,0 92,8 116,5 142,3 2. на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства 7,0 10,7 13,8 11,9 19,0 27,1 35,0 49,9 56,1 66,2 3. на промышленность, энергетику и строительство 8,5 12,7 20,0 10,7 14,3 23,4 193,2 219,0 266,0 317,0 4. на сельское хозяйство и рыболовство 15,3 16,7 21,2 19,6 26,7 41,6 43,7 32,0 36,4 43,8 5. на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику 12,6 16,3 19,5 17,8 25,4 38,4 49,2 76,0 102,1 77,0 6. на охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию 0,7 0,9 1,5 1,2 2,3 4,1 4,7 6,1 7,8 6,7 7. на жилищно-коммунальное хозяйство 65,2 88,6 112,6 96,8 127,3 199,8 196,0 221,9 254,1 291,7 8. на социально-культурные мероприятия 109,5 160,9 209,0 184,0 281,9 402,1 523,5 738,5 870,8 1112,9 9. на обслуживание государственного и муниципального долга - - - - 27,1 18,9 13,3 14,1 20,0 25,6 10. расходы целевых бюджетных фондов 2,7 4,4 5,8 17,4 44,9 150,5 137,9 154,2 147,9 169,3