Лекция на тему: Государственноерегулирование инвестиционных процессов в стране1. Инвестиционныйпроцесс: основные понятия и показатели
2. Общая оценкаинвестиционной ситуации в России.3. Методыгосударственного воздействия на инвестиционный процесс4. Регулирование иностранных инвестицийИнвестиционный процесс: основные понятия и показатели
Инвестиционный процесс — многосторонняя деятельностьучастников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации. Онимеет непосредственное отношение к динамике экономической системы.
Инвестиционный процесс — есть составная часть общественного воспроизводства. Он отражает все те жестадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен,потребление, но только со стороны движения инвестиционных благ.
Инвестиционнуюдеятельность можнорассматривать как одну из важнейших цепей обратной связи в воспроизводственномпроцессе, которая опосредована влиянием распределения продукции на динамикуограниченных ресурсов — факторов производства. Другая цепь обратной связи имеетдело с воспроизводством не капитальных ресурсов, а трудовых ресурсов.
В условиях рыночныхотношений необходимо по крайней мере двустороннее отражение инвестиционногопроцесса:
— с точки зрения динамикифизических величин,
— с точки зренияфинансовых показателей.
В каждом из этих случаевимеем дело с особым набором показателей и явлений.
А. Инвестиционный процессс точки зрения движения физических величин представляет собой следующуюцепочку явлений:
1. Созданиеинвестиционных товаров (строительные объекты, машины и оборудование,технологии, патенты и ноу-хау),
2. Процесс освоения новыхпроизводственных мощностей (вывод построенных объектов на проектируемый выпускпродукции),
3. Эксплуатация объекта внормальном режиме в целях производства товаров (услуг).
Б. Инвестиционный процессс точки зрения движения финансовых величин представляет собой вложениеденежных сумм в целях получения дополнительного дохода. Участниками этогопроцесса являются:
— Сберегатели денег,которые хранят свои сбережения либо у себя лично, либо передавая их вдоверительное пользование инвесторам.
— Инвесторы, которыеосуществляют денежные вложения в проекты либо сами, либо обращаясь к финансовымпосредникам.
- Финансовые посредники(банки, финансовые группы, инвестиционные или финансовые компании, которыереально осуществляют операции как с денежными ресурсами, так и ценнымибумагами, направляя их в производство товаров и услуг в целях получениядополнительного дохода (прибыли).
Основные показателиинвестиционной деятельности
1. Инвестиционные товары (блага),
2. Объем инвестиций в капитала,
3. Прирост капитала,
Структура инвестиций.
Общаяоценка инвестиционной ситуации в России.
Достижение в Россиифинансовой стабилизации тесно связано с деятельностью, направленной наповышение объема инвестиций. Очевидно, что рост российской экономики иобеспечение благосостояние населения невозможны без капиталовложений вреальный сектор экономики.
Общий объем инвестиций вРоссии составляет 13% от ВВП. Доля производственных инвестиций в общем объемеинвестиций составляет порядка 55% (топливно-энергетический сектор — 40%), остальные 45% инвестиций являются непроизводственными — в основном этоинвестиции в жилищное строительство. Около 20% общего объема инвестиций имеютнегосударственные источники.
В экономике рыночноготипа хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций.При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либосамостоятельно, либо за счет заимствования средств на финансовых рынках наконкурентной основе. Главными критериями необходимости инвестиций являются ростэффективности производства и максимизация прибыли.
Источникифинансирования инвестиций можно разделить на две группы: собственные средства и заемный капитал.
Источники собственныхсредств предприятий (более 60% общего объема инвестиций) являются накопленияпредприятий и организаций. Предприятия могут осуществлять инвестиции за счетприбыли, фондов амортизационных отчислений и иных фондов. При недостаточностиэтих средств предприятия могут привлечь капитал путем вторичной эмиссии акций.
Другим важным источникоминвестиций являются средства федерального и местных бюджетов (около 24 % общегообъема инвестиций). Иностранные инвестиции не получили пока широкогораспространения и составляют около 3% общего объема инвестиций. Совсем плохо внашей стране обстоит дело с кредитованием инвестиций со стороны коммерческихбанков — менее 2% общего объема.
Особенностиинвестиционной ситуации в условиях переходного периода:
1. Уменьшается объемвсех инвестиций, как государственных, так и частных. Снижается удельный весгосударственных инвестиций.
2. Складывается новаясистема инвестиционных стимулов, когда решающую роль играют не команды сверху,а ориентация на получение прибыли. Возрастает роль рыночных критериев принятияинвестиционных решений, основанных на анализа издержек и доходов.
3. В экономикенаблюдаются следующие структурные изменения: возрастает удельный веспроизводства потребительских товаров при одновременном сокращении выпускатоваров производственного назначения; растут требования к эффективностиприменяемых технологий; снижается уровень монополизации экономики.
4. Возникают новые впервую очередь негосударственные источники финансирования.
Активизацияинвестиционной активности, создание благоприятного инвестиционного климатаоказывает влияние не только на количество рабочих мест, но и на их структуру.Структура же отраслевого и территориального распределения капитальных вложений,их воспроизводственная и технологическая структура являются следствиемизбранного курса реформирования экономики, концепцией структурной трансформацииэкономики.
Повышение качестваинвестиций
В условиях рыночнойэкономики инвестиции, стимулом для которых является рост прибыли илисохранение объемов сбыта, должны вести к повышению эффективности производства.Отсюда следует, что новое оборудование и технологии должны отличаться высокойстепенью эффективности, как с технической, так и с экономической точки зрения.Применяемая на предприятиях старая технология испытывает на себе конкуренцию состороны новых, более совершенных технологий. Постоянная модернизация в огромныхмасштабах является насущной потребностью производства. Экономический опыт этогостолетия показывает, что переоснащение предприятий в условиях переходногопериода должно сопровождаться крупномасштабными импортом технологий иоборудования. Необходимые для этого ресурсы призван обеспечить экспорт.Сложность, однако, в том, что в переоснащении нуждаются не толькоэкспортирующие (а экспорт в настоящее время сосредоточен в сырьевых отраслях),но и все другие предприятия.
Влияние финансовойсистемы на инвестиционный процесс.
Основная задачафинансовых рынков состоит в привлечении сбережений в реальную экономику. Приэтом система финансовых посредников призвана обеспечить свободноеперераспределение финансовых ресурсов внутри экономики. Эффективная финансоваясистема должна привлекать сбережения и направлять их в производственный сектор.
Учитывая вышесказанное,финансовая система должна побуждать сберегателей, хранящих деньги “на руках”,вкладывающих их в товары длительного пользования или держащих на вкладах виностранных банках, к тому, чтобы те распоряжались сбережениями иным образом.Этому могут способствовать выгодные условия вложения сбережений и отборинвестиционных проектов, на осуществление которых направляются сбережения.
Норма сбережений вРоссии сопоставима с соответствующими показателями в развитых странах Запада,однако, норма инвестирования здесь гораздо ниже, чем в указанных странах. Этоуказывает на неразвитость финансового рынка и его неспособность выполнить своюглавную задачу: перераспределение средств от сберегателей к инвесторам.
Отношения междувнутренними сбережениями и внутренними инвестициями нарушены главным образом потой причине, что преобладающая часть населения все еще держит сбережения вдолларах. Сбережения вкладываются в доллары в силу высокого уровня инфляции.
Дополнительной причинойнежелания населения хранить деньги в банках является неустойчивость банковскойсистемы. Как следствие, имеющиеся инвестиционные ресурсы не поступают вреальную экономику.
Предприятия иинвестиционный процесс.
Инвестор принимаетрешение о вложении средств, исходя из целого ряда факторов. К наиболее важнымиз них относятся:
- Отрасльэкономики, к которой относится данное предприятие. Отдельные отрасли являютсядля инвесторов предпочтительным в силу таких причин, как быстрая окупаемостьвложений, наличие устойчивого спроса, меньший уровень риска и т.д. Этоособенно характерно для иностранных инвесторов. В середине девяностых годов иностранные инвесторы отдавали предпочтение главным образом инвестициям вреальный сектор, причем инвестиции производились в первую очередь в топливно-энергетическую, пищевую, химическую и строительную отрасли. Впоследние годы большее распространение получили портфельные инвестиции вприобретение титула собственности.
- Эффективностьуправления компанией. Текущие финансово-экономические результаты деятельностируководства предприятий являются важным фактором при принятии решенийинвесторами (что особенно верно в отношении портфельных инвесторов).
- Наличиеинформации о структуре собственности предприятия (эта структура должна бытьясной для потенциальных инвесторов), его финансового положения и т.д. Это взначительной степени определяется общей экономической ситуацией в стране ихарактером поведения предприятий.
— Важным условием,определяющим готовность к осуществлению инвестиций, является достаточныйуровень прибыльности производственной деятельности по сравнению с торговлей испекуляциями на финансовом рынке, которые до сего времени обеспечивали весьмабыстрый и высокий доход.
При выборе критериеврасширения экономической деятельности директора российских предприятий назвалив качестве главных следующие: максимизацию или повышение прибыли (31%), ростзарплаты и прибыли (24%), рост среднего уровня зарплаты (26%), рост объемавыпуска продукции (51%), повышение уровня занятости (36%), рост доходовуправленческого персонала (24%), государственных субсидий (2%).
Обследования показали,что в настоящий момент уровень загрузки производственных мощностей являетсяневысоким (в среднем порядка 60%), и руководители предприятий не считаютнехватку оборудования фактором, ограничивающим производство. Таким образом,обследования не обнаружили потребность предприятий в инвестициях. На самом делеэто не так. Потребность в инвестициях высока и весьма насущна. Государствопостоянно должно принимать меры по активизации инвестиционной деятельности.
Можно наметить следующиеосновные пути повышения инвестиционной активности: созданиефинансово-промышленных групп, защита прав собственности, совершенствованиеналогового законодательства в направлении стимулирования инвестиций, развитиелицензирования и контрактного права.
Рассмотрим эти путиповышения инвестиционной активности более подробно.
А. Созданиефинансово-промышленных групп. Создание холдинга готовит почву для осуществления систематической инвестиционной деятельности. Создание холдинга позволяетрасширить диапазон деятельности всех его участников за счет создания новыхфирм и выкупа акций с целью установления контроля над существующими фирмами,осуществления коммерческой деятельности через посредство крупного концерна,совершенствования организационной структуры и структуры управления, укрепленияэкономических связей, снижения уровня налогообложения и распределения рисковмежду фирмами, контролируемыми холдингом.
Обычнофинансово-промышленные группы создаются с целью объединения предприятий,являющихся звеньями единой технологической цепочки, либо родственных похарактеру или типу производства. Другая цель - привлечение в группуорганизаций, способных предоставить финансовые средства или привлечь внешнихинвесторов.
Б. Защита правсобственности. Инвестиционнаядеятельность, как и любое другое экономическое явление, осуществляется вопределенном правовом пространстве, которое может либо стимулироватьинвестиции, либо создавать препятствия на их пути. С точки зренияинвестиционной деятельности, наиболее важными областями законодательстваявляются налоговое и контрактное законодательство, а также предоставлениелицензий на занятие различными видами экономической деятельности.
Необходимо, чтобыэкономическое законодательство страны отличалось устойчивостью и стимулировалоэкономический рост и стабильность. Чрезвычайно важно разработатьвысококачественные правовые акты и нормативные документы, способствующиевозникновению и развитию новых видов экономической деятельности. Однако, неменее важно обеспечить строгий контроль за соблюдением законов.
В. Налоговоезаконодательство в области инвестиций. Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых при принятииинвестиционных решений, является объем и структура налогообложения. В идеалеструктура налогообложения, необходимыми характеристиками которой являютсяпростота и стабильность, должна благоприятствовать инвестиционной деятельности.По отзывам представителей иностранных инвестиционных компаний, современнаяроссийская налоговая система отличается запутанностью, агрессивностью поотношению к прибыли и крайней неустойчивостью, — к примеру, многие из вносимыхв нее изменений имеют обратную силу.
Для совершенствования налоговой системы необходимо принять такие меры, как сокращение числа взимаемыхналогов, упрощение структуры налогообложения, переход от налогообложенияпроизводства к взиманию налогов с дохода, отмена неоправданных налоговыхльгот.
Представляетсяцелесообразным предусмотреть возможность конкуренции между регионами запривлечение инвестиций путем создания наиболее благоприятного налоговогоклимата. Подобная конкуренция между регионами будет способствовать созданию нарегиональном уровне оптимальной бюджетно-налоговой структуры.
Г. Лицензирование иконтрактное право. Либерализацияэкономики требует сокращения количества видов деятельности, для занятиякоторыми необходимо получить разрешение, а также упрощения порядка получениялицензий.
В настоящий момент вРоссии предпринято ограничение прав местных органов власти в этой сфере, врезультате чего система приобретает большее единообразие. С другой стороны,чрезмерная централизация выдачи разрешений может создать препятствия дляэкономического роста.
Обеспечениесоблюдения контрактного права является решающим условием для нормализацииэкономической деятельности. Учитывая кризис неплатежей, вопрос о созданиимеханизмов принуждения злостных неплательщиков приобретает большую важность.Методы государственного воздействия на инвестиционный процесс
Можно выделить пассивныеи активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс,
Использование наборапассивных методов связано с информированием участников воспроизводственнойдеятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции внародном хозяйстве страны. Он включает также обоснование перспективсоциально-экономического развития страны, определение степени инвестиционнойактивности, с выявлением приоритетов, которым отдаст предпочтение Правительствостраны в предстоящие годы, с разработкой индикативного плана развития экономикии инвестиционного плана как его составной части.
Методы обоснования приоритетныхнаправлений инвестирования и расчета бюджета развития:
а. динамическая модельмежотраслевого баланса,
б. иные динамические иполудинамические модели развития экономики страны.
в. система балансовыхпостроений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты:
— баланс производстваинвестиционных благ, в т.ч. баланс
строительногопроизводства,
— баланс оборудования,
— спрос на инвестиционныеблага,
— баланс капиталовложенийи расчета накоплений,
- шахматная таблицаинвестиций.
Набор активных методовстимулирования инвестиций связан с использованием действенных рычаговвоздействия государства на экономические процессы, таких как прямыегосударственные инвестиции в развитие отдельных секторов экономики,предоставление гарантий под инвестиции в наиболее важные для государства сферыэкономики, предоставление налоговых льгот, налоговых каникул и пр. дляотдельных видов инвестиций…
Основные направления вмешательства государства в инвестиционный процесс следующие:
1. Создание благоприятныхусловий для деятельности частных предпринимателей. В первую очередь речь идет оформировании благоприятной инвестиционной среды, а также с проведением выгоднойдля инвесторов налоговой и амортизационной политики, с защитой внутреннего ивнешнего инвестора. Льготное налогообложение предприятий, действующих вприоритетных отраслях экономики.
2. Прямое участиегосударства в эффективных и значимых для страны проектах. Разработка «бюджетаразвития» как части федерального бюджета страны. «Локомотивный» характер государственныхинвестиций.
3. Участие государства всоздании инфраструктурных объектов, как основы эффективного частногопредпринимательства.
Критерии оценкифинансовой эффективности инвестиций:
— текущая приведеннаястоимость,
— внутренняя нормарентабельности,
— срок окупаемости.
В практике принятияэкономических решений могут применяться и другие критерии эффективностиинвестиций, но названные выше приняты в качестве основных.Регулирование иностранныхинвестиций
Потенциально российскаяэкономика обладает рядом привлекательных особенностей для иностранногоинвестора, среди которых следует выделить емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильностизаставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.
Основная массаинвестиций, приходится на предприятия топливной промышленности — 49,5%. Преждевсего речь идет о нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, инвестициив которые являются наиболее привлекательными в силу быстрой окупаемостивложенного капитала.
Что касается другихотраслей, то среди них наибольшей привлекательностью для иностранныхинвесторов пользуются торговля — 10 %, строительство 5%, деревообработка — 4%.На долю всех остальных приходится около 30% всех инвестиций.
Неравномерным являетсяраспределение инвестиций по регионам страны. Подавляющая масса сосредоточена внаиболее развитых, обеспеченных инфраструктурой и квалифицированными кадрами вМоскве, Петербурге, других крупных городах; минимальный уровень инвестиций в Кавказском регионе.
Существующий объеминостранных инвестиций в России оценивается большинством экспортеров как явнонеудовлетворительный. По экспертным оценкам, реальных потребностей ивозможностей, Россия могла бы осваивать 12 млрд. дол. в год; идеальный вариантдопускает даже 40-50 млрд. дол.
Гипотетическаяпривлекательность российского рынка для иностранных инвесторов (прежде всегов связи с его неограниченными сырьевыми возможностями) явно уступает сумменегативных факторов, наиболее важными из которых следует признатьсоциально-экономическую неустойчивость. Публикуемый ежегодно английским журналом «Экономист» рейтинг оценивает политическо-экономическийриск в России в 90% по сравнению с 30-40% для большинства европейских стран.
В число негативныхфакторов входят также неразвитость системы страхования иностранных инвестиций,приватизация предприятий, ориентированная преимущественно на передачу правадминистрации, а не как средство привлечения зарубежного капитала, системаналогов и тарифов, фискально ориентированная, отсутствие необходимой длябизнеса системы и инфраструктуры транспорта, низкая культура ведения бизнеса со стороны российских партнеров, коррупция в госструктурах иорганизованная преступность.
Особого вниманиязаслуживают проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования,проходящей стадию становления.
Исторически нормативно-правовое регулирование в целях привлечения иностранных инвестиций вРоссию прошло несколько этапов.
Важное место занимаютразличного рода гарантии, которые ставят задачу обеспечить стабильностьинвестиций, их неприкосновенность, свободное распоряжение капиталом, а такжеэффективную защиту прав инвесторов.
Законодательствопредусматривает определенный ряд льгот и, в частности, по налогообложениюимущества, ввозимого в качестве вклада в уставной фонд, так же как и имущества, ввозимого для собственного материального производства. Предусматриваются дополнительные льготы, которые могут быть предоставлены всвязи с созданием свободных экономических зон. Российское правительство идетпо пути создания таких свободных зон, которые могли бы служить анклавами дляпривлечения иностранного частного капитала.
Содействие иностранныминвестициям. Покачто уровень иностранных инвестиций остается в России очень низким по сравнениюс другими странами с переходной экономикой, а также нарождающимися рынками,например, Китаем, Индией и странами Юго-восточной Азии. В настоящий моментиностранные инвестиции составляют чуть более миллиарда долларов, тогда какКитай привлекает суммы в 25 раз большие.
Хотя иностранныеинвестиции, по-видимому, никогда не станут главным двигателем экономическогоподъема в России, все же, учитывая масштабы этой страны, они должны игратьболее важную роль в ее будущем развитии. Это в первую очередь касается прямыхиностранных инвестиций. Благодаря им иностранные компании могут принести вРоссию знания и опыт, освоить которые не составит для российских предприятий большого труда. В качестве примера можно назвать рекламный бизнес илистроительную индустрию, где российские компании быстро переняли методы работызападных коллег.
Медленный ростиностранных инвестиций отчасти объясняется теми же причинами, по которымостается низким уровень отечественных инвестиций. Хотя инвесторы располагаютсредствами для инвестиций, несовершенная правовая система, существующая вРоссии, останавливает иностранных инвесторов в еще большей степени, чемотечественных.
Иностранные инвестицииможно разделить на портфельные и прямые. Рассмотрим те и другиеотдельно.
А. Портфельныеиностранные инвестиции
Портфельные инвестиции представляют собой вложения в прирост капитала, осуществляемые путемприобретения разного рода ценных бумаг. Иностранные портфельные инвестициимогут оказать внутренним инвестициям двоякую пользу. Во-первых, они освободятвнутренние ресурсы, связанные на фондовом рынке. Во-вторых, они будутспособствовать повышению курса акций, в результате чего выпуск акций будетобеспечивать компаниям-эмитентам приток финансовых ресурсов в большем объеме.
Неясность в отношенииправ акционеров является одним из наиболее серьезных факторов, сдерживающихпортфельные инвестиции. Нельзя допускать случаи, когда акционеры исключаются изреестра или объем выпуска акций увеличивается без ведома акционеров компании.Это оказывает негативное воздействие на динамику портфельных инвестиций. Дляувеличения объема портфельных инвестиций необходимы следующие меры:
— последовательная ипредсказуемая инвестиционная политика правительства,
— развитие рынка свободнообращающихся акций и выпуск в продажу высоколиквидных активов,
— развитие институтанезависимых реестров акционеров.
Кроме того необходимосовершенствование методологии и практики бухгалтерского учета, позволяющеепотенциальным инвесторам составить более ясное представление о финансовомположении компаний.
Б. Прямые иностранныеинвестиции
В массе своей западныеинвестиции в Россию являются прямыми. Прямые инвестиции — долгосрочные вложениякапитала, не столь подверженные влиянию краткосрочных политических изменений.Как правило, они идут на реализацию конкретных инвестиционных проектов. Осуществление большинства проектов прямого инвестирования сопряжено с высокимипостоянными издержками, которые не позволяют инвесторам быстро изъять вложенныйкапитал.
В целях формирования вэкономике страны благоприятной инвестиционной среды необходимо проведение следующих мероприятий:
(1) Четкое определенныеналоговых ставок и порядка предоставления лицензий. В настоящее время органывласти различных уровней, особенно местные, обладают правом устанавливать самыеразнообразные налоги и лицензионные сборы.
Обсуждаемый в настоящеевремя Налоговый кодекс дает возможность несколько улучшить ситуацию. Онпредусматривает существенное уменьшение количества взимаемых налогов. При этомнеобходимо было бы четко определить, какие органы власти (какого уровня) выдают какие лицензии или разрешения.
(2) Инвесторы, приобретающиезначительную долю собственности действующей компании, должны иметь возможность получать более полную информацию о своих деловых партнерах. Они должны иметьдоступ к информации, проясняющей отношения собственности в российскихкомпаниях.
Задача в областигосударственной политики в отношении к иностранным инвесторам состоит в первуюочередь в привлечении прямых иностранных инвестиций в отрасли промышленности,выпускающие экспортозамещающую продукцию, а также в топливно-энергетическийсектор. К сожалению, доля прямых иностранных инвестиций продолжает растинедостаточно быстрыми темпами.