Мария Apaмoвнa Baxpyшинa, доктор экономических наук,профессор кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельностиВсероссийского заочного финансово-экономического института.
Развитиебизнеса, как правило, сопровождается расширением действующих производств, консервациейнеперспективных сегментов, появлением новых направлений деятельности и т.д.Экономический анализ в этих условиях должен дать ответ на множество вопросов, связанныхс ценами и объемами продаж, формированием запасов и расчетом уровнябезубыточной работы. Сформулированные при этом выводы оказываютнепосредственное влияние на финансовый результат.
Управленческиерешения неценового характера также влияют на финансовые результаты организации,но опосредованно. Рассмотрим это на примере анализа ситуации о выборе сегмента,затраты которого целесообразно снижать в первую очередь.
Итак,металлургический комбинат, осуществляя полный производственный цикл, планируетследующий годовой объем производства (мощности загружены не полностью) поосновным видам продукции:
чугун(сегмент 1) — 3 500 тыс. т.;
сталь(сегмент 2) — 2 350 тыс. т.;
прокат(сегмент 3) — 1 662 тыс. т.
Ожидаемыйобъем производства чугуна (сегмент 1), составляющий 3 500 тыс. т., распределитсяследующим образом:
1050 тыс. т. будут реализованы на сторону (этот полуфабрикат производится врасчете на постоянных потребителей);
2450 тыс. т. направляется на дальнейшую переработку в сталеплавильноепроизводство (количество чугуна, необходимое в соответствии с расходнымкоэффициентом, равным 1, 029, для производства заданного объема производимойстали).
Изобщего объема произведенной стали (сегмент 2) (2 350 тыс. т.):
650тыс. т. направляется на продажу (полуфабрикат сталь как готовая продукцияпроизводится в расчете на постоянных потребителей);
1700 тыс. т. направляется на дальнейшую переработку в прокатное производство(количество стали, необходимое в соответствии с расходным коэффициентом, равным1, 015, для производства заданного объема проката).
Себестоимостьи цены на указанную выше продукцию представлены в табл. 1.
Таблица1.Вид продукции Себестоимость, руб./т. Цена, руб./т. Чугун 859, 32 1400 Сталь 1222, 69 2170 Прокат 1409, 63 2950
Руководствопредприятия стремится увеличить прибыль, в связи с чем разработало двамероприятия:
снижениесебестоимости чугуна на 5% (внедрение технологии вдувания пылеугольноготоплива); затраты на необходимую реконструкцию составляют 110 млн. руб.;
снижениецены на прокат на 10%, что должно привести к увеличению спроса на данный видпродукции и что в свою очередь позволит увеличить объем производства проката на5%.
Выполниманализ предложенной ситуации с тем, чтобы ответить на два вопроса.
Каковаожидаемая прибыль по каждому виду продукции и в целом по заводу?
Целесообразныли планируемые руководством мероприятия и в какой сегмент в первую очередьследует инвестировать средства?
Дляответа на первый вопрос определим прежде всего прибыль, полученную отреализации чугуна:
(1400- 859, 32) * 1050 = 567 714 тыс. руб.
Прибыль,полученная от реализации стали, составит:
(2170- 1222, 69) * 650 = 615 751, 5 тыс. руб.
Прибыльот реализации проката:
(2950- 1409, 63) * 1662 = 2 560 094, 94 тыс. руб.
Такимобразом, общая прибыль предприятия от реализации чугуна, стали и прокатасоставит 3 743 560, 44 тыс. руб.
Врамках второго вопроса оценим прежде всего эффективность мероприятия 1.Снижение себестоимости чугуна на 5% за счет внедрения технологии вдуванияпылеугольного топлива составит: 42, 966 руб. (859, 32 * 0, 05). Вследствиеэтого прирост прибыли составит:
42,966 * 1050 = 45 114, 3 тыс. руб.
Суменьшением себестоимости чугуна уменьшится себестоимость выплавляемой стали.Оценим размер этого снижения.
1,029 * 859, 32 = 884, 24 руб. — стоимость чугуна в себестоимости стали допроведения мероприятия 1;
1,029 * 816, 354 руб. = 840, 03 руб. — стоимость чугуна в себестоимости сталипосле проведения мероприятия 1.
Итак,в результате реализации мероприятия 1 себестоимость стали сократится на 44, 21руб. и составит:
1222,69 — 44, 21 = 1178, 48 руб.
Приростприбыли от продажи стали ожидается в сумме:
44,21 * 650 = 28 736, 5 тыс. руб.
Оценимдалее, как изменится себестоимость проката в связи с изменением себестоимостистали.
1,015 — 1222, 69= 1241, 03 руб. — стоимость стали в себестоимости проката допроведения мероприятия 1;
1,015 — 1178, 48= 1196, 16 руб. — стоимость стали в себестоимости проката послепроведения мероприятия 1.
Такимобразом, следствием мероприятия 1 станет снижение себестоимости проката на 44, 87руб. и прирост прибыли от его реализации в сумме:
44,87 * 1662 = 74 573, 94 тыс. руб.
Общийприрост прибыли в связи с проведением мероприятия 1 достигнет:
45114, 3 + 28 736, 5 + 74 573, 94 = 148 424, 74 тыс. руб.
Эффективностьмероприятия 2 оценивается следующим образом. Отпускная цена проката, сниженнаяна 10%, составит:
2950- 2950 * 0, 1 = 2655 руб.
Новыйобъем производства проката (при росте в 5%) достигнет:
1662- 1, 05= 1745, 1 тыс. т.
Ростобъема производства проката приведет к необходимости увеличения объема выпускачугуна и стали. Одновременно увеличатся объемы производства, отпускаемые впеределы. Объемы реализуемых полуфабрикатов останутся прежними. Следовательно, величинаполучаемой предприятием прибыли от продажи чугуна и стали (полуфабрикатов вкачестве готовой продукции) для потребителей не изменится.
Исходяиз вышеизложенного произведем расчет прибыли, полученной только от реализациипроката.
Прибыльот реализации проката при осуществлении мероприятия 2 составит:
(2665,00 — 1409, 63) * 1745, 10 = 2 190 746, 20 тыс. руб.
Отметим,что при увеличении объема производства снизятся условно-постоянные расходы врасчете на единицу продукции (уменьшится себестоимость единицы продукции).Однако в рассматриваемой ситуации уменьшением себестоимости единицы продукцииможно пренебречь в связи с несущественным приростом объема производства.
Итак,в базовом варианте прибыль от реализации проката составит 2 560 094, 94 тыс.руб. (2950, 00 — 1409, 63) * 1662, а при проведении мероприятия 2 — 2 190 746, 2тыс. руб. Очевидно, что данное мероприятие нецелесообразно, оно ведет куменьшению прибыли по сравнению с базовым вариантом.
Выполненныйанализ позволяет сделать следующие выводы:
Инвестироватьсредства следует в первый сегмент (производство чугуна).
Мероприятие1 является наиболее перспективным, так как ведет к сокращению затрат напроизводство единицы продукции. Расчеты по первому варианту доказали, чтомероприятие по внедрению новой технологии ведет к снижению себестоимостиединицы продукции, увеличению прибыли. Ее в дальнейшем можно инвестировать вовнедрение нового оборудования и новых технологий. Кроме того, снижениесебестоимости продукции при сохранении базового объема прибыли позволитметаллургическому комбинату проводить в перспективе более гибкую ценовуюполитику, являющуюся одним из основных факторов повышения конкурентоспособностипродукции.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru